Refbank.Ru - рефераты, курсовые работы, дипломы по разным дисциплинам
Рефераты и курсовые
 Банк готовых работ
Дипломные работы
 Банк дипломных работ
Заказ работы
Заказать Форма заказа
Лучшие дипломы
 Организация строительства участка автодороги 3-ей технической категории в снегозаносимом районе Самарской области
 Разработка системы подготовки персонала для валютных отделов коммерческого банка "Альфа-Банк"
Рекомендуем
 
Новые статьи
 Что может...
 Куда вложить деньги? Конечно в недвижимость за...
 Университеты Англии открывают свои двери для Студентов из...
 Бакалавриат в университетах США - выбор Казахстанских...
 Любишь серьезные приключения? Игровой автомат Pirat 2...
 Азартные игры онлайн – залог увлекательных...
 Как быстро взять кредит до 50 000 рублей у частного лица...
 Онлайн-казино Вулкан – самые популярные азартные...
 Стоит ли проходить обучение...
 Инструкция, как правильно играть в игровом клубе...
 Игровой клуб Вулкан – лучшее место для азартного отдыха...
 ЕГЭ сочинение по русскому языку по тексту...
 Азартная игра на игровых автоматах...
 Теперь у вас есть возможность скачать мобильную версию...
 Играем виртуально, получаем реально деньги. Отличные...


любое слово все слова вместе  Как искать?Как искать?

Любое слово
- ищутся работы, в названии которых встречается любое слово из запроса (рекомендуется).

Все слова вместе - ищутся работы, в названии которых встречаются все слова вместе из запроса ('строгий' поиск).

Поисковый запрос должен состоять минимум из 4 букв.

В запросе не нужно писать вид работы ("реферат", "курсовая", "диплом" и т.д.).

!!! Для более полного и точного анализа базы рекомендуем производить поиск с использованием символа "*".

К примеру, Вам нужно найти работу на тему:
"Основные принципы финансового менеджмента фирмы".

В этом случае поисковый запрос выглядит так:
основн* принцип* финанс* менеджмент* фирм*
Психология и психоанализ

курсовая работа

Общение как фактор формирования личности ребенка



Содержание
С.
Введение 3
1. Общение как одна из основных сфер жизнедеятельности
школьников 5
1.1. Цели, структура и содержание общения 5
1.2. Общение - один из факторов формирования личности 6
1.3. Корректировка общения школьников 8
2. Общение как основа взаимоотношений в коллективе 11
2.1. Психологические барьеры общения 16
2.2. Уменьшение психологических барьеров 17
3. Проведение исследования 19
Заключение 23
Список литературы 24
ПРИЛОЖЕНИЕ 1. 25
ПРИЛОЖЕНИЕ 2. 28
Введение
Целенаправленное формирование личности школьника осуществляется в учебно-воспитательных учреждениях и организациях, в которые он ходит. Формирование личности в школьном возрасте определяется тем, в какой мере, насколько успешно и социально приемлемо школьник реализует свою активность в тех сферах жизнедеятельности, которые являются доминирующими для его возраста.
На основании анализа реальной жизни детей школьного возраста можно выделить в качестве доминирующих следующие сферы жизнедеятельности: деятельности (в которой происходит реализация активности, направленной на познание и преобразование окружающего мира), игры (в которой реализуется гедонистическая активность), общения (в которой активность направлена на познание людей и взаимодействие с ними).1 В каждой из выделенных сфер активность школьника может быть (и чаще всего бывает) неравноценной. Однако наличие всех трех названных сфер характерно для всего школьного периода.
Деятельность, игра и общение тесно связаны между собой, ибо в реальном процессе воспитания, в реальной жизнедеятельности школьников деятельность и игра немыслимы вне общения их участников.
В данной курсовой работе мы рассмотрим только одну сторону из указанных сфер - общение. Рассмотрим его роль в формировании личности ребенка. Рассматриваемый возраст - школьники 8-15 лет. Это предподростковый и подростковый возраст, один из наиболее трудных периодов как в жизни самих детей, так и в педагогической деятельности учителей. Время самоосознания, самоутверждения и, одновременно, время социальной беспомощности, когда возникают все новые и новые потребности, а возможности реализовать есть не у всех. Дети в этот период зависимы от всех: от учителей, родителей, от своих одноклассников. Но это уже подростки, это уже другой этап в развитии, более сложный. Нельзя сказать, что именно общение - главный помощник в решении проблем. Общение здесь выступает как один из главных компонентов в совокупности со всеми приемами, методами и средствами воспитательной и психокоррекционной работы.
Вопросами исследования общения школьников занимаются давно и уже накоплен достаточно большой опыт для решения подобных проблем. Но не всегда педагоги и психологи используют весь этот богатый материал в своей работе. Кроме известных классиков (Маркса, Энгельса, Ленина), наиболее полно и завершенно о роли общения в формировании личности освещены в работах Буевой Л.П. и Кагана М.С.2
Системный анализ деятельности, принятый М.С. Каганом, позволил ему выделить четыре необходимых и достаточных, по его мнению, вида деятельности: преобразовательную, ценностно-ориетационную и коммуникативную. Основанием выделения их служат цели, преследуемые субъектом во взаимодействии с объектом.
Л.П. Буева обосновывает ту точку зрения, что "деятельность и общение - две взаимосвязанные, относительно самостоятельные, но не равноценные стороны единого (индивидуального и общественного) процесса жизни".
С точки зрения А.Н. Леонтьева, общение следует рассматривать как определенную сторону деятельности, ибо оно присутствует в любой деятельности в качестве ее элемента. Саму же деятельность можно рассматривать как необходимое условие общения.3
Крупнейшие прогрессивные педагоги прошлого века Н.И. Пирогов и К.Д. Ушинский считали, что именно отношения воспитателей с воспитанниками оказывают решающее влияние на процесс воспитания и от них (отношений) во многом зависит его эффективность.4
Существовавшая в русской дореволюционной и в советской педагогике традиция уделять внимание феноменам, возникающим в общностях детей и в процессе их взаимодействия с педагогами, подготовила к середине 60-х годов постановку в педагогической науке самостоятельной теоретической проблемы - проблемы общения (Ф.Ф. Королев, А.Т. Куракин, Л.И. Новикова). Эта проблема стала объектом специальных исследований, но именно проблемами формирования отдельных качеств личности на базе общения занимались Е.П. Белозерцев, В.И. Журавлев, В.В. Попова, Т.В. Фролова и др.
Одним словом, накоплен большой фактический материал, раскрывающий многие стороны и механизмы общения. Но актуальность этой темы еще долго будет сохраняться. Растут дети, меняется жизнь, и те рецепты, что помогали десять-двадцать лет назад не всегда помогают сегодня. Поэтому нужны новые исследования, новые механизмы решения проблем общения и формирования полноценной личности.

1. Общение как одна из основных сфер жизнедеятельности школьников
В развитии каждого конкретного человека от стадии детства до вступления в самостоятельную жизнь ведущим фактором является общение с окружающими людьми.5
В связи с этим очень важным является то, что "есть все основания дополнить принцип единства сознания и деятельности, согласно которому сознание формируется, развивается и проявляется в деятельности, аналогичным принципом, относящимся к проблеме сознания и общения,-сознание формируется, развивается и проявляется в общении людей".6
Общение школьников-это обмен духовными ценностями (общепризнанными и специфическими), который происходит как в форме диалога школьника с другим "я", так и в процессе взаимодействия учащихся с окружающими их людьми. Этот обмен оказывает как объективное, так и в определенной мере педагогически направляемое влияние на становление и жизнедеятельность личности.
1.1. Цели, структура и содержание общения
Анализ реального общения школьников позволяет выявить две цели общения и в соответствии с ними определить два вида общения школьников. Если общение имеет цель в себе самом, то это общение-межличностное. Межличностным (свободным) общением можно считать то, которое происходит у школьников в процессе их взаимодействия с окружающими людьми независимо от деятельности не обусловлено ею. Свободное общение предполагает возможность для его участников вступать в него и прерывать его по своему желанию. Целью межличностного общения является создание или поддержание удовлетворяющих школьника взаимоотношений с окружающими.
В зависимости от меры личностной значимости контактов и эмоциональных проявлений в них партнеров различают знакомство, приятельство, дружбу. Межличностное общение реализуется школьниками в процессе взаимодействия со своим кругом общения, под которым понимается "совокупность лиц (состав может изменяться), постоянно встречающихся и поддерживающих постоянные личные контакты, не обладающих ни четким принципом обособления, ни выкристаллизованной внутренней организацией".7 В круге общения школьников различаются сферы общения: сверстники своего и противоположного пола, ребята младшего и более старшего возраста, взрослые, функции круга общения в общем виде могут быть представлены как обмен информацией и предоставление возможности выбора партнеров для общения различной степени близости.
Круг общения имеет определенную структуру, под которой понимается совокупность тех общностей, в составе которых школьник имеет контакты со всеми лицами. Она включает в себя семью, родственные и соседские группы, коллективы, в которые входит школьник, дружеские и приятельские группы.
Если общение имеет цель вне себя, связано с каким-либо видом деятельности или игрой школьников, то это межролевое общение. Межролевое (деловое) общение осуществляется в процессе различных видов организованной деятельности (или в игре). В зависимости от характера отношений участников деятельности или игры к целям и друг к другу между ними складывается партнерское или товарищеское общение. Товарищеское общение предполагает взаимопомощь, доброжелательность и заинтересованность участников в достижении цели деятельности не только ими самими, но и их сотрудниками по ее реализации.
Объединяясь в коллективе или в стихийной группе первоначально с целью только реализовать ту или иную деятельность или игру, школьники в процессе их реализации вступают в общение. Это общение может включать в себя и элементы свободного общения. Оно может продолжаться вне процесса деятельности или игры, став межличностным. И наоборот, межличностное общение оказывает существенное влияние на общение в процессе какой-либо деятельности или игры.
Содержательная сторона общения школьников определяется всем многообразием их жизнедеятельности. Для школьников каждого возраста характерна специфическая эмоционально-смысловая доминанта общения. На каждом возрастном этапе по мере расширения социальной перспективы школьника, расширения и усложнения его социальных отношений, развития его самосознания общение отражает происходящие процессы и включает в себя те ведущие социальные отношения, которые определяют специфику формирования и развития личности школьника на каждом возрастном этапе.
В общем виде содержание общения школьников включает в себя: предметную область бытия, события, идейно-нравственную проблематику и эмоционально-нравственную сферу. В зависимости от возраста конкретное содержание каждого из этих пластов и их соотношение между собой различны.
1.2. Общение - один из факторов формирования личности
Общение играет существенную роль в процессе формирования личности: в освоении школьниками норм социально-типического поведения (общение как нормативный процесс); в эмоциональном развитии в приобретении школьниками индивидуального социального опыта (общение как познавательный процесс); в реализации типичных и индивидуальных сторон личности школьника (общение как способ и средство социального утверждения личности).
Общение-познавательный процесс. Познание выступает как освоение школьником и выработка им системы значений (смыслов), которая дает ему возможность адекватно понять мир и себя в нем. Значения, обращающиеся в обществе, по мере их познания школьником формируют не только его эталоны восприятия, но и, это, пожалуй, главное, сам механизм познания действительности. Связь познания и общения обнаруживается в познавательной деятельности школьника. Социальная суть познавательной деятельности выступает как система целей деятельности, как предметы познания, и как взаимодействие людей в процессе познавательной деятельности, т. е. как общение в процессе познания. В связи с этим особым вопросом проблемы усвоения общественной культуры является изучение процесса познания в групповом общении. Будучи членом различных коллективов и групп, школьник общается в них и в процессе этого общения получает разнообразные знания как о предметном мире, так и о мире идей и отношений. Причем, как утверждают специалисты, это очень эффективный путь познания, ибо он связан с высоким уровнем понимания, низкой избыточностью информации, экономией затрат времени.8
Благодаря трансформирующему влиянию ближайшего окружения познание в процессе общения дополняет, расширяет, углубляет или, наоборот, сужает и обедняет то, что Школьники познают в учебно-воспитательном процессе и с помощью средств массовой информации. Кроме того, в процессе общения школьники получают и такую информацию, которая не фигурирует в официальных каналах познания.
Потребность в социальном утверждении появляется у человека очень рано и осуществляется в различных формах и с различной степенью осознанности и интенсивности в любом возрасте. Наиболее специфичен этот процесс в подростковом и юношеском возрастах. Подростки и юноши полны социальных стремлений, которые они реализуют в деятельности воспитательных коллективов. Но деятельность не исчерпывает потребность в социальном утверждении уже хотя бы потому, что в ней всегда имеется элемент регламентации, заданный взрослыми, во-первых, и, во-вторых, не всякая деятельность и не во всяком коллективе предоставляет возможность каждому школьнику утвердить свою индивидуальность.
В старших классах социальные устремления школьников приобретают ярко выраженный характер поисков индивидуальных путей в жизни, своих форм социального утверждения. Общение в этом процессе занимает совершенно самостоятельное и весьма важное место. Именно здесь не подвергают сомнению самостоятельность школьника, поощряют его стремление к взрослости. Именно в общении со сверстниками школьники могут утверждать свои "открытия мира" и находить поддержку своих настроений, чувств, переживаний. В общении каждому школьнику страстно хочется найти свою индивидуальную позицию. Поиски своего места в окружающей среде для него-репетиция и одновременно первый этап нахождения своего места в жизни вообще.
Успешность реализации себя в общении, эффективность общения как формы и средства социального утверждения личности в школьном возрасте играют важнейшую роль в процессе приобретения школьниками оптимального опыта общения, который влияет на их дальнейшую жизнь. Дело в том, что сегодня успешность жизни человека в обществе во многом зависит от того, насколько он владеет навыками как функционального, так и эмоционального общения.
Опыт общения приобретается школьниками в жизнедеятельности класса, кружков, секций, приятельских и дружеских групп Кроме того, он усваивается учениками и из общения со взрослыми родителями, учителями, соседями и т. д. Причем это усвоение может основываться не только на непосредственном опыте и наблюдаемых фактах, но и на разговорах взрослых о том общении, которое имеет место вне непосредственно наблюдаемой учащимися действительности.
В связи с охарактеризованной выше ролью общения в процессе формирования личности школьника большое значение приобретает организация общения школьников как средство целенаправленного повышения эффективности системы воспитания личности. Для создания благоприятных условий общения организация жизнедеятельности школьников должна учитывать специфику каждого возраста.
Специальным вопросом является организация межвозрастного общения учащихся в школьном коллективе и с коллективами взрослых. Эффективным способом организации межвозрастного общения в школьном коллективе являются так называемые "комплексные дела", которые представляют собой сложные формы организации деятельности школьного коллектива, сочетающие в себе многообразие видов деятельности и разнообразие форм ее организации.
Организация общения в коллективе является и способом опосредствованного влияния на межличностное (свободное) общение школьников. Это влияние может осуществляться эффективно через задание определенных моделей общения-форм организации досуговой деятельности, через систему заданий группам школьников, конкурсы. Подобное влияние может осуществляться через центры общения - с практической направленностью-типа свободных мастерских для подростков; экспрессивного общения - типа дискотек для старшеклассников.
1.3. Корректировка общения школьников
Организация общения школьников оказывает воздействие на сферу общения всех членов коллектива, определяя общий необходимый его уровень. Однако в практике типичными являются случаи, когда наряду с работой по организации общения школьников в коллективе становится необходимой специальная работа педагогов по корректированию общения отдельных учащихся. Имеющиеся данные позволяют считать, что необходимым и реальным является корректирование круга, структуры круга и содержания общения школьников. Корректировка круга и структуры круга общения становится необходимой тогда, когда слабо развито общение между номинальными группами (мальчиками и девочками, активом и остальными учащимися); когда реальные группы школьников (приятельские, дружеские) не имеют интенсивных связей с коллективом; отдельные учащиеся находятся в изолированном положении в классе; круг общения учеников очень узок; учащийся не имеет приятелей и друзей.
Наиболее перспективным путем корректировки круга общения школьников и его структуры является усложнение жизнедеятельности школьного и классного коллективов, которое предполагает введение новых видов деятельности, новых форм ее организации. Все это предоставляет новые возможности для общения учащихся, программирует вступление во взаимодействие групп школьников или отдельных учащихся с коллективом или между собой. Способами усложнения жизнедеятельности можно считать "комплексные" общешкольные дела, длительные трудовые акции, временные разновозрастные объединения учащихся.
Наиболее эффективными путями корректировки содержания общения школьников в процессе и учебной, и внеучебной деятельности являются: постановка перед учащимися проблем, ранее не привлекавших их внимания; сообщение ученикам экстраординарной информации; постановка перед коллективом или группой альтернативы в деятельности; переориентация интересов коллектива или группы учащихся.
Необходимыми условиями эффективности корректировки круга и его структуры, содержания общения школьников можно считать: адекватность путей корректировки специфическим особенностям возраста школьников; обогащение и усложнение способов осуществления деятельности; насыщение жизнедеятельности творчеством в содержании, в формах ее организации и способах ее реализации; эмоциональность стиля жизнедеятельности; эмоциональную вовлеченность в жизнедеятельность коллектива всех школьников; определенный стиль взаимоотношений в коллективе, характеризующийся демократичностью и заинтересованностью в каждом ученике; самодеятельность как принцип организации жизнедеятельности коллектива.
В связи с особой ролью общении в процессе формирования личности большое значение имеет целенаправленная подготовка, школьников к общению, которая включает формирование у школьников, с одной стороны, интеллектуальной, психической и социальной готовности к эффективному участию в процессе общения и, с другой - навыков практической реализации этой готовности. Организация работы по обучению общению школьников должна вестись на двух уровнях: в расчете на всех школьников-членов воспитательного коллектива и в расчете на школьников, испытывающих особые трудности в сфере общения.
Содержание работы по обучению школьников общению включает несколько направлений.
Развитие определенных особенностей мышления учащихся, которые играют особо важную роль в сфере общения,-открытости, нестандартности, богатства, ассоциативного ряда, внутреннего плана действий. Развитие у школьников умения свободного владения речью - наличие большого запаса слов, образность и правильность речи, точное восприятие устного слова и точная передача идей партнеров своими словами, корректная постановка вопросов, краткость, точность формулировок ответов на вопросы, логичность построения и изложения высказывания.
Формирование определённых социальных установок в сфере общения: отношение к партнеру как к цели, а не как к средству; интерес к самому процессу общения, а не только к его результату; отношение к общению как к диалогу; терпимость к мелким недостаткам партнера; терпимость к мнениям партнера; ориентация на то, чтобы в процессе общения не только получать самому, но и как можно больше отдавать партнерам.
Развитие и формирование у школьников коммуникативных умений, основными из которых являются: умение переносить известные школьнику знания и навыки, варианты решения, приемы общения в новую ситуацию;
умение находить новое решение из комбинации уже известных школьнику идей, знаний, навыков, приемов, умение создавать новые способы и конструировать новые приемы решения конкретной ситуации общения.
Подготовка школьников к общению должна включать в себя сообщение им некоторой суммы теоретических знаний, соответствующих возрасту учащихся, и организацию практики общения в жизнедеятельности коллектива. Такая практика становится реальной при многообразии видов, творческом характере и коллективных формах организации деятельности; адекватности содержания предлагаемой деятельности и форм ее организации возрастным типам общения школьников; личностной значимости коллективной жизнедеятельности для учащихся; стиле общения педагога с учащимися, стимулирующем их стремление к самостоятельным поискам решения в различных коммуникативных ситуациях.
Реализация этих условий позволяет эффективно воздействовать на общение школьников и добиваться наибольшего усвоения ими общественной культуры, эффективного формирования социалистической направленности личности, благотворно влиять на развитие творческой индивидуальности школьника.
2. Общение как основа взаимоотношений в коллективе
Умение ладить с людьми - одна из главных проблем, с которыми приходится сталкиваться человеку. Исследование, приведенное несколько лет назад под руководством фонда Карнеги для повышения квалификации учителей, вскрыло один важный и знаменательный факт, позже подтвержденный дополнительными исследованиями, выполненными Технологическим институтом Карнеги. Эти исследования показали, что финансовый успех специалиста в любой отрасли экономики лишь на пятнадцать процентов зависит от его знаний по специальности и на восемьдесят пять - от его личных качеств и способности повести за собой людей.
Особое внимание в ходе социально-психологического изучения групп и коллективов уделяется взаимоотношениям. Они, в свою очередь, делятся на официальные и неофициальные, отношения руководства и подчинения (в частности, лидерства), деловые и личные, рациональные и эмоциональные.
Официальными называют отношения, возникающие между людьми на должностной основе. Они фиксируются законом, регулируются положениями, утвержденными официально, соответствующими правилами и нормами. В отличие от них неофициальные отношения складываются на базе личных, или частных, взаимоотношений людей. Для них не существует соответствующей юридической основы, общепринятых законов, твердо установленных норм.
Деловые отношения возникают в связи с совместной работой или по ее поводу, а личные - как отношения, складывающиеся между людьми независимо от выполняемой работы.
В рациональных межличностных отношениях на первый план выступают знания людей друг о друге и объективные оценки, которые им дают окружающие. Эмоциональные отношения - это, напротив, оценки субъективные, основанные на личном, индивидуальном восприятии человека человеком. Такие отношения обязательно сопровождаются положительными или отрицательными эмоциями; они далеко не всегда основаны на действительной, объективной информации о человеке.
Межличностные отношения в группе можно рассматривать в статике, в том виде, в каком они сформировались на данный момент времени, и в динамике, т.е. в процессе развития. В первом случае анализируются особенности существующей системы отношений, во втором - законы их преобразования и развития.
Отношения в группах закономерно изменяются. Сначала, на исходном этапе группового развития, они бывают относительно безразличными (люди, не знающие или слабо знающие друг друга, не могут определенно относиться друг к другу), затем могут становиться конфликтными, а при благоприятных условиях превращаться в коллективистские. Все это обычно происходит за сравнительно короткое время, в течение которого индивиды, составляющие группу, не могут измениться как личности. Как согласовать сложную динамику и ситуативную изменчивость внутригрупповых отношений с относительной личностной устойчивостью?
Это можно сделать, предположив зависимость межличностных отношений не только от включенных в них людей, но также и от социальных ситуаций, в которых эти отношения формируются и развиваются, т.е. встав на позиции интеракционизма в интерпретации поведения и отношений личности. Согласно интеракционистской теории личность, будучи внутренне относительно устойчивой в своих базовых свойствах, внешне может проявлять себя по-разному в зависимости от складывающихся обстоятельств.
У каждого человека есть свои положительные и отрицательные черты, свои особые достоинства и недостатки. То, какой стороной, положительной или отрицательной, он выступает во взаимоотношениях с людьми, зависит от этих людей и социального окружения, от особенностей группы, в которую он включен в данный момент времени. Иначе говоря, поведение человека в группе определено не только личностью, но и особенностями группы.
Замечена такая закономерность: чем ближе по уровню своего развития группа находится к коллективу, тем более благоприятные условия она создает для проявления лучших сторон в личности и торможения того, что в ней есть худшего. И напротив, чем дальше группа по уровню своего развития отстоит от коллектива и чем ближе она находится к корпорации (так называют группу, в которой складываются отношения, противоположные коллективистским), тем большие возможности она предоставляет для проявления в системе взаимоотношений худших сторон личности с одновременным торможением лучших личностных устремлений (рис. 1).
Поясним то, что изображено на этом рисунке. В верхней его части кружками показаны два индивида - члены некоторой группы. Допустим, что вне группы положительное и отрицательное в проявлениях личности уравновешено и поэтому возникающие эпизодические отношения эмоционально нейтральны. Таковыми они являются, например, в только что образованной из случайных людей группе. Эти отношения нестабильны и в любой момент могут непредсказуемо измениться, повернуться в любую сторону, что показано двусторонними полукруглыми стрелками по краям на второй сверху части рисунка.
В развитом коллективе благодаря особым нормам отношений, способствующим проявлению лучших сторон в личности и препятствующим проявлению худших, человек вынужден вести себя положительно по отношению к товарищам по группе. В корпорации, напротив, часто поощряются индивидуалистические наклонности, и групповая мораль, характерная для таких малых групп, вынуждает индивидов с целью самозащиты и отстаивания своих личных интересов проявлять себя в системе взаимоотношений с худшей стороны.

Рис. 1. Влияние групп разного уровня развития на поведение личности и межличностные отношения в группе: (+) - положительное в личности и межличностных отношениях; (-) - отрицательное в личности и межличностных отношениях; (-) - отношения; (¦) - поворот отношений в любую сторону
Мы рассмотрели возможную динамику взаимоотношений в микрогруппе-диаде, включающей только две личности. Такие группы довольно широко представлены в действительности. Они включают, например, близких друзей, молодые семьи; они же наиболее часто встречаются в любой малой группе, так как отношения между достаточно большим количеством людей всегда можно представить в виде конечного множества взаимоотношений, имеющихся между всевозможными парами людей, на которые можно разделить группу.
Однако в целом отношения в малой группе не сводимы к диадическим, поскольку для каждой пары наугад взятых людей можно выделить значимых для них других членов той же самой малой группы, отношения которых к каждому члену данной пары влияют, в свою очередь, на их личные взаимоотношения. Следовательно, парные взаимоотношения всегда строятся с учетом отношений с другими окружающими данную пару людьми.
По этой причине более представительной моделью отношений, имеющихся в любой малой группе, является система взаимоотношений, существующих в микрогруппе-триаде. Их возможные варианты в тех же обозначениях, которые использованы на рис. 1., показаны на рис. 2.

Рис.2. Варианты взаимоотношений в микрогруппе - триаде
Межличностные отношения членов группы-триады, как и взаимоотношения участников группы-диады, могут быть трех типов: положительные, отрицательные и неодинаковые (когда один относится к другому положительно, а тот к нему, напротив, отрицательно). Различные сочетания этих типов отношений порождают разные варианты взаимоотношений в группе-триаде. Первый вариант - гармонические взаимоотношения (А). Они характеризуются тем, что между тремя различными парами, на которые может быть разделена группа-триада, складываются или только положительные, или только отрицательные взаимоотношения. В идеальном случае, например, в небольшой группе, включающей трех друзей, между составляющими группу людьми могут существовать лишь положительные взаимоотношения. Во всех других случаях между двумя парами имеются положительные или отрицательные взаимоотношения, а между членами третьей пары - противоположные им по знаку.
Второй вариант триадных микрогрупповых отношений (Б) - противоречивые. При таких взаимоотношениях в какой-либо одной паре внутри группы-триады один из ее членов относится к другому положительно, а тот к нему - отрицательно. Совместимыми диадическими называются такие противоречивые отношения, когда в группе-триаде можно выделить хотя бы одну пару людей, имеющих между собой хорошие личные взаимоотношения. Несовместимыми противоречивыми называются отношения, система которых характеризуется тем, что в ней нет ни одной пары с положительными личными взаимоотношениями. Наконец, совместимыми триадными можно назвать такие взаимоотношения, при которых, несмотря на их противоречивость, группа-триада как социально-психологическая общность продолжает сохранять свое единство за счет того, что, по крайней мере, две пары из трех возможных, выделяемых в ней, имеют между собой хорошие личные взаимоотношения. Тем самым они как бы нейтрализуют отрицательное влияние на сплоченность группы противоречивых отношений в третьей паре.
Взаимоотношения в группах-триадах могут быть и конфликтными. Для них характерно то, что в группе невозможно выделить ни одной пары, внутри которой имелись бы положительные личные взаимоотношения. В силу этого обстоятельства данная группа как социально-психологическая общность людей вообще не может сохраняться и распадается. Среди конфликтных отношений можно, в свою очередь, выделить два возможных варианта. Первый - это частично-конфликтные взаимоотношения, при которых между одними парами индивидов имеются конфликтные, а между остальными - неодинаковые отношения. Второй вариант - конфликтные взаимоотношения существуют между всеми возможными парами, на которые может быть разделена данная группа. Этот тип взаимоотношений называется "полноконфликтным".
Если объединить варианты взаимоотношений, существующих в группах-диадах и группах-триадах, то можно получить достаточно представительную картину отношений, которые встречаются в малых группах.
Состав микрогрупп и соответственно структура отношений в них бывают очень сложными. Например, в старших классах школы нередко можно встретить объединения детей, включающие четыре и даже пять человек, соединенных близкими дружескими связями. Однако в большинстве реальных групп на практике такие объединения школьников встречаются крайне редко; поэтому можно считать, что группы-диады и группы-триады представляют собой наиболее типичные микрогруппы, из которых состоит любая малая группа. Их внимательное изучение может дать много полезного для понимания более сложной системы взаимоотношений, имеющихся в малой группе или коллективе.
Статическую картину внутригрупповых отношений можно получить с помощью методики, которая называется социометрия. Слово "социометрия" буквально обозначает "социальное измерение". Чаше всего этот термин используют для характеристики комплекса методик, предназначенных для исследования личных, эмоционально-непосредственных отношений: взаимных симпатий и антипатий людей, их взаимной привлекательности и непривлекательности, авторитетности или неавторитетности. Кроме того, социометрическая методика позволяет выявить лидера в группе или коллективе, а также оценить их сплоченность.
Процедура применения методики следующая: 1. Члены группы получают инструкцию, в которую заложен социометрический критерий - основание для проявления взаимных эмоциональных отношений. Таким критерием может явиться любой повод, в частности - некоторая предполагаемая совместная деятельность членов данной группы. 2. Исходя из заданного критерия, членам группы предлагается высказаться друг о друге, осуществить взаимные выборы или отклонения, предпочесть или отвергнуть друг друга. Делается это на основе серии специальных вопросов, отвечая на которые члены группы в письменной форме выражают свои предпочтения друг другу. 3. Полученные письменные ответы на соответствующие вопросы статистически обрабатываются и представляются в виде социометрической матрицы, различных социограмм и социометрических индексов, по которым судят о системе межличностных, эмоционально-непосредственных личных отношений в данной группе и о положении, занимаемом каждым членом группы в системе этих отношений.
2.1. Психологические барьеры общения
Взаимоотношения человека с окружающими проходят длительный и сложный путь развития. Прежде всего, они зависят от жизненного опыта и поэтому ограничены возрастными возможностями восприятия и понимания себя и друг друга. Поэтому, естественно, у дошкольников и младших школьников складываются детские взаимоотношения.
Со временем они изменяются и становятся все больше похожими на отношения взрослых людей.
Взаимоотношения конкретного человека с окружающими людьми зависят не только от его собственной социально-психологической зрелости, но и от обстоятельств или социального окружения - группы, к которой он принадлежит, а также группы, в которой он находится в данный момент времени, - состояния общества и его собственного положения в данном обществе и среди окружающих людей.
В отношениях человека к окружающим в первую очередь отражается социальная психология референтных для него групп. Человек, как правило, формирует и изменяет свои психологические установки в зависимости от того, какие люди его окружают и как они к нему относятся.
В периоды социально-экономических и политико-идеологических кризисов человеческие отношения обычно обостряются, ухудшаются по сравнению с тем временем, когда общество является более или менее стабильным.
Отношения людей друг к другу могут проявляться открыто в практических действиях и видимых симпатиях или антипатиях, но могут быть и скрытыми, причём не только от окружающих, но и от самого человека. В первом случае люди выражают своё отношение в высказываниях, жестах, мимике, пантомимике. При скрытых взаимоотношениях - в изменении внутреннего психологического состояния.
Все люди строят свои взаимоотношения по-разному: у одних доминируют открытость, т.е. внешние компоненты отношений, у других - напротив, внутренние, скрытые.
Развивать и совершенствовать человеческие взаимоотношения можно именно в направлении гармонизации внутренних и внешних компонентов. Человек должен уметь внешне вести себя так, чтобы это соответствовало его внутреннему отношению. Но, разумеется, в рамках принятого этикета. Для этого сначала нужно научиться правильно оценивать и контролировать внутренние и внешние компоненты своих взаимоотношений. Как это лучше всего сделать? Необходимо чаще обращаться к анализу своих отношений, задавая себе вопросы: как лично я отношусь к данному человеку? Как я проявляю свое отношение к нему? Соответствуют ли внешние проявления моего отношения к данному человеку моей внутренней установке? Является ли моё отношение к данному человеку правильным, объективным, беспристрастным? И ряд других.
Эти же вопросы можно и нужно задавать не только себе самому, но и близким людям, которые хорошо вас знают и в состоянии правильно оценить ваше отношение.
2.2. Уменьшение психологических барьеров
Система человеческих отношений весьма сложна и включает в себя не только парные взаимоотношения, но и отношения между группами. Эти групповые отношения оказывают влияние и на личные взаимоотношения, поэтому в нашей жизни часто возникает необходимость регулировать не только свои собственные отношения, но и взаимоотношения окружающих людей.
В этой связи обсудим вопрос, как отношения, складывающиеся между одними людьми, зависят от взаимоотношений, образующихся между другими людьми и, в свою очередь, влияют на них. Воспользуемся для этой цели схемой, представленной на рисунке 3. Она указывает на особенности взаимоотношений, характерных для пары (диады) и для группы людей на примере тройки (триады). В левой части рисунка показаны взаимоотношения, складывающиеся между двумя людьми (А и Б) в тех случаях, когда они на некоторое время психологически или физически изолированы от окружающих.

Рис. 3.
Их личные взаимоотношения относительно просты и в основном зависят от индивидуальных особенностей и поведения каждого партнёра.
Иная картина возникает, когда взаимоотношения между одними людьми складываются и развиваются на фоне взаимоотношений между другими людьми (правая часть рисунка).
Личные и деловые взаимоотношения между каждой парой в группе-триаде зависят не только от индивидуальных особенностей и персонального поведения членов каждой пары (А - Б, А - В, Б - В), но и от того, как воспринимает и оценивает каждый из членов группы-триады взаимоотношения, существующие в других парах. Такая система человеческих отношений соответствует реальному положению человека в обществе.
Можно ли влиять не только на свои личные взаимоотношения, но и на взаимоотношения, складывающиеся между другими людьми? Да, но для этого требуются несколько иные знания, умения и навыки, чем те, которые необходимы для регуляции сугубо личных, частных взаимоотношений данного человека с другими. Многое зависит и от того, как люди относятся к вам. Если вас любят, то вы в состоянии оказывать достаточно сильное влияние на человеческие взаимоотношения. Если же вас не любят или безразличны к вам, то вряд ли вы будете способны значительно влиять на взаимоотношения других людей.
Рассмотрим возможные приёмы и способы воздействия одного человека на взаимоотношения других людей как рекомендацию для школьников от психолога.
1. Открыто высказать, что отношения, например, ваших одноклассников между собой вам не нравятся, аргументировать это.
2. Объяснить, какими бы вы хотели видеть эти взаимоотношения.
3. Быть достаточно последовательным в своём собственном поведении по отношению к данным людям. Если в какой-то момент времени вы демонстрируете коллегам, что их взаимоотношения вас устраивают, а в другой момент - обратное, вряд ли вы сможете действенно повлиять на их взаимоотношения. Для этого важно самому разобраться и определиться в своих собственных намерениях и чувствах по отношению к вашим одноклассникам.
Ни один человек в мире ещё не добился серьёзных успехов в жизни, не научившись строить и укреплять свои отношения с окружающими людьми. Последнее же возможно, если улучшение отношений с окружающими людьми сделает его жизнь насыщенней и богаче.
3. Проведение исследования
Так как общение играет одну из главных ролей в формировании личности школьника, проведем небольшое исследование, направленной на выявление коммуникативных способностей в группе школьников от 8 до 15 лет. В исследовании принимали участие 7 человек из одной школы. Дети из разных классов, но занимаются все вместе в школьном ансамбле народных инструментов, поэтому хорошо знают друг друга.
Коммуникативными называются способности, связанные с установлением, поддержанием и сохранением хороших личных и деловых взаимоотношений человека с окружающими людьми.
В структуру коммуникативных способностей входят общительность и замкнутость. Первая помогает, а вторая мешает установлению нормальных личных и деловых связей с окружающими людьми.
Существуют методики, с помощью которых можно оценить общительность и замкнутость (в данном случае склонность к одиночеству), сделав заключение о том, насколько эти два качества развиты у исследуемого ребенка.
Тест "Общительный ли вы человек?" (Приложение 1) и "Склонны ли вы к одиночеству" (Приложение 2) были предложены нашей группе школьников.
Результаты по этим двум тестам сведены в таблицу 2.
Кроме этих тестов целесообразно провести исследование, которое называется "Отметка другу".9
Ход выполнения. Перед началом эксперимента учащимся целесообразно рассказать о значении исследования, пообещать сообщить каждому окончательные выводы, оставив при этом в строжайшей тайне личные ответы каждого. Учитель должен подчеркнуть, что просит всех подписать свои листочки с ответами, ибо иначе нельзя будет обработать результаты.
После ответа на возникшие вопросы учитель предлагает школьникам приступить к работе, которая, как показывает опыт, занимает не более 10-15 минут.
Инструкция. В вашем классе есть близкие вам люди, которых вы считаете своими друзьями; есть приятели, с которыми вы часто общаетесь; есть люди, с которыми вы не поддерживаете никаких отношений, и, наконец, есть и такие, к которым вы относитесь отрицательно.
Ознакомьтесь со всеми пунктами оценки отношений. Выпишите фамилии всех учеников класса и напротив каждой фамилии поставьте номер оценки вашего отношения к нему.
1. Он самый близкий для меня человек в классе, я никогда не хотел бы с ним разлучаться.
2. Он не является моим близким другом, но я иногда приглашаю его в гости, провожу с ним свободное от занятий время.
3. Я не дружен с ним, но он меня интересует, я хотел бы сблизиться с ним.
4. Ни деловых, ни личных взаимоотношений у меня с ним нет.
5. Я общаюсь с этим человеком только в деловой обстановке, по необходимости. Общения с ним в свободное время избегаю.
6. Мне несимпатичен этот человек.
7. Мне очень неприятен этот человек, я не хочу иметь с ним ничего общего.
Обработка полученных данных. Результаты опроса обрабатываются по той же схеме, как и при социометрии. Составляется матрица, а которую записывают фамилии всех учащихся (табл.1). В каждой строке в соответствующих клетках проставляются номера пунктов оценки, к которым данный ученик отнес своих одноклассников. После заполнения всей матрицы вычисляется средний индекс полученных оценок по каждому ученику как среднее арифметическое значений соответствующего столбца матрицы. Например, средний индекс полученных выборов ученицей Б.10 равен I == (7+1+4+3+3)/5 =3,6, а для ученика В. он равен I = (2+1+3+4+5+2)/6=3.
Всех учащихся располагают по найденным средним индексам от наименьшего к наибольшему. Можно предположить, что ученики с наибольшими индексами являются в классе пренебрегаемыми или изолированными, а ученики с наименьшими индексами - предпочитаемыми. Однако это не всегда соответствует действительности. Например, школьник, являющийся для одной половины класса "самым близким другом", а для другой половины "очень неприятным", получит такой же средний индекс, как и ученик, с которым в классе ни у кого нет "ни деловых, ни личных взаимоотношений". Поэтому целесообразно провести дополнительную процедуру.
Таблица 1.
Матрица оценок отношений учащихся
№ п/п Ученик 1 2 3 4 5 6 7 1 А. Х 7 2 2 4 5 5 2 Б. 6 Х 1 3 3 4 5 3 В. 3 1 Х 4 4 4 2 4 Д. 2 4 3 Х 5 5 4 5 И. 3 3 5 4 Х 2 2 6 К. 4 3 5 6 2 Х 7 7 Л. 5 - 2 5 2 7 Х I 3,8 3,6 3 4 3,3 4,5 4,2 место 4 3 1 5 2 7 6
Можно найти "лидеров" по каждому пункту анкеты, т. е. школьников, имеющих наибольшее количество "единиц", "двоек" и т. д. в своем столбце матрицы. Именно лидеров по первому пункту анкеты целесообразно считать "звездами" класса, а лидеров по седьмому пункту - "пренебрегаемыми" и "изолированными" (в социометрическом смысле).
На основании проведенного исследования учитель получает информацию о реально существующих взаимоотношениях между одноклассниками, а не желаемых, как это бывает при использовании социометрии.
Таблица 2.
Результаты по исследованию
Ученик Тест 1 Тест 2 Матрица (место) В. 300 3 1 И. 290 5 2 Б. 250 7 3 А. 200 8 4 Д. 200 10 5 Л. 50 10 6 К. 40 12 7
Во второй таблице ученики расположены в порядке убывания их предпочтительности. И по результатам тестов (см. ключи в приложениях) видно, что это подтверждается. По первому тесту ("Общительный ли вы человек?") наибольшее количество баллов набирают ученики, у которых и по матрице первые места. Т.е. это школьники, у которых чувство общительности развито сильно. По результатам второго теста, где, чем меньше баллов, тем человек менее склонен к одиночеству, видно, что те школьники, которые имеют последние места в матрице, набирают много баллов по второму тесту.
Коррекционная работа для учеников, получившие наибольшие индексы (для самых замкнутых детей)
Так как мы исследовали группу школьников разного возраста, не одноклассников, а тех, кто занимается в одном коллективе (ансамбле), то коррекционная работа здесь может проходить направленно, продуктивней, чем в обычном классе. Ведь дети уже и так объединены в один коллектив по общему интересу - музыка. Руководителю ансамбля (педагогу) можно рекомендовать организовывать совместные праздники, чаще устраивать чаепития, капустники, походы на природу. Опасаться того, что у детей структура круга общения может быть ущербна, не стоит. Здесь, скорее всего, нужны приемы психологической помощи по раскрепощению детей, поощрению их инициативы, общительности и т.д. Исследуемые дети - будущие артисты, и умение держаться свободно, быть более общительным, придет обязательно со временем. Но следует, тем не менее, помочь детям справиться с трудностями. Может, причиной замкнутости некоторых являются конфликтные отношения в коллективе собственного класса, куда они ходят учиться. В этих случаях очень помогают приглашения на концерты, когда одноклассники с удивлением открывают новый талант - своего бывшего "нелюбимца". Часто после таких концертов дети уже по-другому воспринимают своего одноклассника, отношения налаживаются, а замкнутый ребенок обретает уверенность в своей индивидуальности, начинает больше ценить себя как личность, становится более общительным.
Заключение
Рассмотренные теоретические основы по проблеме общения и его роли в формировании личности школьника, проведенное исследование в группе ребят позволяют сделать вывод о том, что процесс общения может быть управляем со стороны педагогов и психологов, родителей и самих детей. Но все же большую роль здесь играет именно педагогическое воздействие. Предложенные в изученной литературе способы оптимизации и управления общением в детских коллективах позволяют более многообразно организовывать жизнедеятельность учащихся и распространять педагогическое влияние на сферу межличностного общения школьников.
Знания о возрастных типах общения школьников расширяют знания педагогов о специфике жизнедеятельности школьников разных возрастов и позволяют учитывать особенности социальных явлений и процессов, свойственных тому или иному возрасту, при определении содержания, форм и методов воспитательной работы.
Обобщение педагогического опыта и результаты по проведенным тестам говорят о том, что целенаправленная организация общения школьников в системе учебно-воспитательной работы способствует более быстрому сплочению ученических коллективов, приводит к тому, что содержание жизнедеятельности коллектива становится основой содержания общения учащихся, способствует формированию гуманистических отношении в коллективе и повышению воспитательного воздействия коллектива на личность школьника.
Помощь педагогов и психологов способствуют благоприятной позиции учащегося в процессе общения, обеспечивают участие школьников в содержательном общении со сверстниками и взрослыми и благодаря всему этому повышают эффективность процесса становления личности.
Выявленные проблемы в рассматриваемой группе детей помогут осознать не только самим детям, что они нуждаются в квалифицированной помощи психологов. Сам руководитель ансамбля, где занимаются дети, тоже понял, что от него самого многое зависит и наметил пути для решения проблем самых необщительных детей. Все понимают, что общение помогает формированию общественно ценных социальных установок, вооружает их умениями, позволяющими эффективно реализовывать эти установки, т. е. конкретизирует решение проблемы подготовки учащихся к жизни, формирования у них активной жизненной позиции.
Нерешенность многих проблемных вопросов по части общения детей в школьном или ином другом коллективе говорит о том, что рассматриваемая тема еще долго будет оставаться открытой для обсуждения и проведения новых исследований.
Список литературы
Аникеева Н.П. Воспитание детей. - М., 1987.
Бабанский Ю.К., Победоносцев Г.А. Комплексный подход к воспитанию учащихся (в вопросах и ответах). - Киев, 1985.
Бодалев А.А., Шорохова Е.В. Психологические проблемы формирования нового человека // Психологический журнал. - 1983. - № 6.
Буева Л.П. Человек: деятельность и общение. - М., 1978.
Верцинская Н.Н. Индивидуальная работа с учащимися. - Минск, 1983.
Добрович А.Б. Воспитателю о психологии и психогигиене общения. - М., 1987.
Жутикова Н.В. Учителю о практике психологической помощи. - М., 1990.
Каган М.С. Человеческая деятельность: (Опыт системного анализа). - М., 1974.
Карнеги Д. Как завоевывать друзей и оказывать влияние на людей. - М.: Издательство "Прогресс", 1992.
Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики. - М., 1972.
Леонтьев А.А. Психология общения. - Тарту, 1974.
Липкина А.И. Самооценка школьника. - М., 1995.
Ломов Б.Ф. Проблема общения в психологии. - М., 1981.
Мудрик А.В. Общение как фактор воспитания школьников. - М.: Педагогика, 1984.
Немов Р.С. Практическая психология. - М.: Гуманитарный издательский дом "ВЛАДОС", 1998.
Немов Р.С. Психология. - М.: Гуманитарный издательский дом "ВЛАДОС", 1997.
Платонов К.К. Психологический практикум. - М., 1999.
Психологическое изучение личности школьника в процессе формирования его мировоззрения. - Куйбышев, 1980.
Скаткин М.Н. Школа и всестороннее развитие детей. - М.: Просвещение, 1980.
Социальная психология и этика делового общения. / Под ред. Лавриненко В.Н. - М., 1995.
Формирование личности: проблемы комплексного подхода в процессе воспитания школьника / Под ред. Г.Н. Филонова. - М.: Педагогика, 1983.
Фридман Л.М. и др. Изучение личности учащегося и ученических коллективов. - М.: Просвещение, 1988.
Щепаньский Я. Элементарные понятия социологии. - М., 1969.
Шилина З.М. Формирование общественной направленности личности школьника. - М., 1977.
Эльконин Д.Б. К проблеме периодизации детского развития // Вопросы психологии. - 1971. - № 4.
Якиманская И.С. Общение. - М.,1999.
Ядов Н.Н. Проведение социологического исследования. - М., 1989.
ПРИЛОЖЕНИЕ 1.
ТЕСТ: "ОБЩИТЕЛЬНЫЙ ЛИ ВЫ ЧЕЛОВЕК?"11
Ответив на соответствующие вопросы, вы сможете сделать вывод относительно вашей общительности. Подберите из числа предложенных те ответы, которые более всего соответствуют манере вашего поведения, и запишите их индексы (например, 1а, 2в, 36 и т.д.). По избранным вами ответам вы сможете оценить степень развитости у себя соответствующего личностного качества.
Вопросы и варианты ответов на них
1. Если вас приглашает к себе в гости человек, которому вы не симпатизируете, примете ли вы это приглашение?
а) да;
б) только в исключительном случае;
в) нет.
2. Представьте, что в гостях вы вынуждены сидеть около человека, которого считаете своим недругом. Как вы себя поведёте?
а) не будете обращать на него внимания;
б) будете отвечать только на его вопросы;
в) попытаетесь завязать с ним непринуждённый разговор.
3. Вы собирались позвонить в дверь одной квартиры. Внезапно услышали, что в квартире возник семейный спор. Что вы сделаете?
а) всё-таки позвоните;
б) подождёте, пока спор прекратится;
в) уйдёте.
4. Что вы сделаете, если вам в гостях предложат нелюбимое блюдо?
а) съедите его, несмотря на отвращение;
б) скажете хозяевам, что не можете съесть это блюдо;
в) пожалуетесь на отсутствие аппетита.
5. Какой бутерброд со стола вы обычно выбираете?
а) самый лучший;
б) самый маленький;
в) ближайший к вам.
6. Что вы предпримете в том случае, если в компании внезапно наступит пауза во время разговора?
а) подождёте, пока кто-нибудь не начнёт разговор вновь;
б) сами найдёте какую-нибудь тему для продолжения разговора.
7. Представьте себе, то вы попали в неприятное положение. Расскажете ли вы об этом своим знакомым?
а) обязательно расскажете первому попавшемуся знакомому;
б) расскажете только самым близким друзьям;
в) не расскажете ни одному человеку.
8. Добавляете ли вы от себя что-либо в рассказы, которые слышали от других людей?
а) да;
б) совсем немного для того, чтобы их улучшить;
в) почти ничего не добавляю.
9. Носите ли вы с собой фотографию своей возлюбленной (возлюбленного) и охотно ли вы показываете её окружающим людям?
а) да;
б) иногда;
в) никогда.
10. Что вы сделаете, если, будучи среди других людей, не поняли рассказанного анекдота или шутки?
а) будете смеяться вместе с остальными, которые поняли суть рассказанного;
б) останетесь серьёзным и не будете смеяться;
в) попросите, чтобы кто-нибудь объяснил вам смысл этого анекдота или шутки. .
11. Что вы предпримете, если, оказавшись в компании, вдруг ощутите резкую головную боль?
а) не будете показывать вида;
б) попросите у кого-нибудь таблетку от головной боли;
в) покинете компанию и уйдёте домой.
12. Что вы сделаете, если, находясь в гостях, узнаете, что по телевидению скоро должны передавать интересную только для вас программу?
а) попросите, чтобы хозяин дома включил вам телевизор;
б) начнёте смотреть телепередачу в соседней комнате, чтобы не мешать остальным гостям;
в) откажетесь от интересующей телепередачи.
13. Вы находитесь в гостях. Когда вы чувствуете себя лучше?
а) когда развлекаете гостей;
б) когда вас самих развлекают другие.
14. Обладаете ли вы привычкой заранее решать, как долго сможете оставаться в гостях?
а) нет;
б) иногда думаю об этом;
в) всегда думаю об этом.
15. Допустим, что корреспондент какой-либо газеты берёт у вас интервью.
а) вы будете довольны, если интервью напечатают в газете;
б) будете стараться, чтобы этого не произошло;
в) вам совершенно безразлично, будет или не будет напечатано в газете интервью с вами;
16. Способны ли вы внешне беспристрастно относиться к людям, которых внутренне не можете терпеть?
а) да;
б) иногда, только в виде исключения;
в) не задумывался над этим вопросом.
17. Соглашаетесь ли вы с мнением других людей, "если оно справедливо, но для вас неблагоприятно?
а) всегда;
б) только в том случае, если оно соответствует вашему собственному мнению;
в) никогда.
18. Когда вы прекращаете спорить?
а) чем скорее, тем лучше;
б) когда спор не имеет никакого смысла;
в) после того как убедил своего оппонента.
19. Если вы знаете стихи, то будете ли их читать в незнакомой компании?
а) с удовольствием;
б) да, если об этом попросят;
в) никогда.
20. Представьте себе, что вы живёте во времена графа Монте-Кристо, сидите в тюрьме и внезапно узнаёте, что в соседней камере заключён ваш самый злейший враг. Начнете ли вы с ним перестукиваться?
а) немедленно;
б) только тогда, когда не сможете переносить одиночество;
в) никогда.
21. Есть ли у вас привычка или желание встречать Новый год среди большого скопления людей, например на городской площади?
а) да;
б) нет;
в) Новый год я обычно встречаю один или просто сплю.
В таблице 5 дан ключ к ответам на вопросы приведённого опросника. После расшифровки ответов вы получаете определённую сумму баллов, по которой определяется степень развитости у вас такого качества личности, как общительность.
Ключ для интерпретации ответов опросника "Общительный вы человек?"

Номера вопросов Количество баллов, получаемых за тот или иной вариант ответа на вопросы а) б) в) 1 20 5 0 2 0 5 25 3 5 10 0 4 10 0 5 5 0 5 10 6 5 15 0 7 30 5 0 8 15 5 0 9 0 5 10 10 0 5 10 11 5 10 0 12 0 5 10 13 20 5 0 14 0 5 15 15 10 0 5 16 15 5 0 17 25 5 0 18 0 5 10 19 0 5 10 20 20 5 0 21 5 0 10
Обработка результатов и выводы
Если вы набрали в сумме от 233 до 310 баллов, то качество "общительность" считается у вас сильно развитым. Если сумма набранных баллов оказалась в интервале от 78 до 232, то это качество считается у вас развитым средне. Наконец, если сумма баллов оказалась равной от 0 до 77, то качество "общительность" считается слаборазвитым.
ПРИЛОЖЕНИЕ 2.
ТЕСТ: "СКЛОННЫ ЛИ ВЫ К ОДИНОЧЕСТВУ?"12
Предлагаемый далее короткий опросник позволяет оценить, насколько у вас выражена склонность к одиночеству, или необщительность. На каждый вопрос есть два варианта ответов: "да" и "нет".
Вопросы
1. Имеете ли вы склонность после работы пойти прогуляться в одиночестве по городу? а) да; б) нет.
2. Считаете ли вы катастрофой, если вам не с кем поехать отдохнуть за город? а) да; б) нет.
3. Вы договорились о встрече с другом через четыре часа. Сможете ли вы чем-либо заняться в это время? а) да; б) нет.
4. Любите ли вы смотреть в одиночестве на пламя костра? а) да; б) нет.
5. Когда вы заняты чем-то очень важным, раздражают ли вас телефонные звонки и разговоры людей? а) да; б) нет.
6. Любите ли вы ходить пешком? а) да; б) нет.
7. Можете ли вы отметить Новый год в одиночестве и остаться при этом в хорошем настроении? а) да; б) нет.
8. Приглашаете вы на свой день рождения много гостей? а) да; б) нет.
9. Чувствуете ли вы себя свободно, находясь в компании незнакомых людей? а) да; б) нет.
10. Как вы поступите, если окажетесь в чужом городе и не сможете отыскать нужный вам адрес?
а) спросите у прохожего;
б) обратитесь в городское справочное бюро;
в) попробуете всё же отыскать самостоятельно.
11. Любите ли вы делать подарки? а) да; б) нет.
12. Мечтали ли вы стать актёром? а) да; б) нет.
Обработка результатов и выводы
За ответы "да" на следующие вопросы вы получите 1 балл:
1, 3, 4, 5, 6, 7, 10б, 12. Также по одному баллу испытуемый получает за ответы "нет" на вопросы 2, 8, 9, 12. За ответ "да" на вопрос 10в дается 2 балла.
Если вы набрали больше 8 баллов, то склонность к одиночеству у вас развита достаточно сильно. При сумме баллов от 4 до 8 приходят к заключению о среднеразвитой склонности к одиночеству. При результате, меньшем, чем 4 балла, склонность к одиночеству развита слабо.

1 Формирование личности: проблемы комплексного подхода в процессе воспитания школьника / Под ред. Г.Н. Филонова. - М.: Педагогика, 1983, стр. 111. 2 См.: Буева Л.П. Человек: деятельность и общение. - М., 1978. Стр. 113.; Каган М.С. Человеческая деятельность: (Опыт системного анализа). - М., 1974. Стр. 12. 3 Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики. - М., 1972. Стр. 56-57. 4 Пирогов Н.И. Избранные педагогические сочинения. - М., 1952.; Ушинский К.Д. Материалы к 3-му тому "Педагогической антропологии". - М., Л., 1951. 5 Ломов Б.Ф. Проблема общения в психологии. - М., 1981. Стр. 15. 6 Там же, стр. 82-83. 7 Щепаньский Я. Элементарные понятия социологии. - М., 1969. Стр. 119. 8 Яницкий О.Н. Социально-информационные аспекты урбанизации. - М., 1970. Стр. 42. 9 См.: Фридман Л.М. и др. Изучение личности учащегося и ученических коллективов. - М.: Просвещение, 1988. Стр. 176. 10 Ученик Л. не внес ученицу Б. Ни в один из пунктов анкеты, поэтому в матрице в соответствующей ячейке стоит прочерк. 11 См.: Немов Р.С. Практическая психология. - М.: Гуманитарный издательский дом "ВЛАДОС", 1998. Стр 56-58. 12 См.: Немов Р.С. Практическая психология. - М.: Гуманитарный издательский дом "ВЛАДОС", 1998. Стр. 156-157. 28

Работа на этой странице представлена для Вашего ознакомления в текстовом (сокращенном) виде. Для того, чтобы получить полностью оформленную работу в формате Word, со всеми сносками, таблицами, рисунками, графиками, приложениями и т.д., достаточно просто её СКАЧАТЬ.



Мы выполняем любые темы
экономические
гуманитарные
юридические
технические
Закажите сейчас
Лучшие работы
 Отечественная безработица: специфика и направления регулирования
 Экспертные системы. Теория построения экспертных систем
Ваши отзывы
Здравствуйте! Заказ получен! Огромное спасибо, очень довольны! Надеемся на дальнейшее сотрудничество! С уважением!!!
Макс

Copyright © www.refbank.ru 2005-2019
Все права на представленные на сайте материалы принадлежат www.refbank.ru.
Перепечатка, копирование материалов без разрешения администрации сайта запрещено.