Refbank.Ru - рефераты, курсовые работы, дипломы по разным дисциплинам
Рефераты и курсовые
 Банк готовых работ
Дипломные работы
 Банк дипломных работ
Заказ работы
Заказать Форма заказа
Лучшие дипломы
 Формирование денежной политики предприятия по продаже автомобильных аксессуаров
 Правовой статус сотрудников дипломатических представительств и
сотрудников международных организаций: сравнительный анализ

Рекомендуем
 
Новые статьи
 Заем денежных средств на карту...
 Бездепозитные бонусы за регистрацию на...
 Как выбрать высшее учебное...
 Казино Вулкан (Vulkan) - это бренд, который является...
 Дипломы для ВУЗа - покупать, или...
 Попробуйте поиграть в разные онлайн слоты в казино...
 Сила разума: свободный университет сделает Японию...
 Вулкан Вип — играйте в казино...
 Управление бонусами казино Адмирал в ваших...
 Студентам на заметку. Тебя уволили: руководство к...
 Где оптовая продажа стеклобанок...
 Знаю, значит...
 Направления Государственной политики туризма и...
 Недорогая гостиница г....
 Слова, которых стоит...


любое слово все слова вместе  Как искать?Как искать?

Любое слово
- ищутся работы, в названии которых встречается любое слово из запроса (рекомендуется).

Все слова вместе - ищутся работы, в названии которых встречаются все слова вместе из запроса ('строгий' поиск).

Поисковый запрос должен состоять минимум из 4 букв.

В запросе не нужно писать вид работы ("реферат", "курсовая", "диплом" и т.д.).

!!! Для более полного и точного анализа базы рекомендуем производить поиск с использованием символа "*".

К примеру, Вам нужно найти работу на тему:
"Основные принципы финансового менеджмента фирмы".

В этом случае поисковый запрос выглядит так:
основн* принцип* финанс* менеджмент* фирм*
Промышленность и технологии

курсовая работа

Формирование цен на нефть



План:
Введение. ................................................................................ 3
Методы формирования цен...............................................................5
Состав и классификация затрат, включаемых в себестоимость добычи
нефти........................................................................................8
Отраслевые особенности калькулирования продукции в нефтедобыче..... 12
Структура себестоимости добычи нефти...........................................19
Формирование цен на нефть ...........................................................23
5.1. Формирование цены 1 тонны нефти ........................................... 23
5.2. Включение акцизов в цену нефти.................................................24
Динамика цен на нефть................................................................27
Заключение..............................................................................31
Список литературы ....................................................................32
ВВЕДЕНИЕ
Как устанавливают цены? Исторически сложилось, что цены устанавливали покупатели и продавцы в ходе переговоров друг с другом. Продавцы обычно запрашивали цену выше той, что надеялись получить, а покупатели - ниже той, что рассчитывали заплатить. Поторговавшись, они в конце концов сходились на взаимоприемлемой цене.
Установление единой цены для всех покупателей-идеи сравнительно новая. Распространение она получила только с возникновением в конце XIX в. крупных предприятий розничной торговли. Фирмы "Ф.У. Вулворт", "Тиффани энд К°", "Джон Ванамейкер", "Дж.Л. Хадсон" и др. рекламировали "строгую политику единых цен", потому что предлагали большое разнообразие товаров и держали большое количество наемных работников.
Исторически цена всегда была основным фактором, определяющим выбор покупателя. Это положение до сих пор справедливо в бедных странах среди неимущих групп населения применительно к продуктам типа товаров широкого потребления. Однако в последние десятилетия на покупательском выборе относительно сильнее стали сказываться неценовые факторы, такие, как стимулирование сбыта, организация распределения товара и услуг для клиентов.
Ценообразование на разных типах рынков
Прежде чем приступить к рассмотрению методик ценообразования, необходимо осознать, что ценовая политика продавца зависит от типа рынка. Экономисты выделяют четыре типа рынков, каждый из которых ставит свои проблемы в области ценообразования.
Рынок чистой конкуренции состоит из множества продавцов и покупателей какого-либо схожего товарного продукта, например пшеницы, меди, ценных бумаг. Ни один отдельный покупатель или продавец не оказывает большого влияния на уровень текущих рыночных цен товара. Продавец не в состоянии запросить цену выше рыночной, поскольку покупатели могут свободно приобрести любое необходимое им количество товара по этой рыночной цене. Не будут продавцы запрашивать и цену ниже рыночной, поскольку могут продать все, что нужно, по существующей рыночной цене. Продавцы на этих рынках не тратят много времени на разработку стратегии маркетинга, ибо до тех пор, пока рынок остается рынком чистой конкуренции, роль маркетинговых исследований, деятельности по разработке товара, политики цен, рекламы, стимулирования сбыта и прочих мероприятий минимальна.
Рынок монополистической конкуренции состоит из множества покупателей и продавцов, совершающих сделки не по единой рыночной цене, а в широком диапазоне цен. Наличие диапазона цен объясняется способностью продавцов предложить покупателям разные варианты товаров. Реальные изделия могут отличаться друг от друга качеством, свойствами, внешним оформлением. Различия могут заключаться и в сопутствующих товарам услугах. Покупатели видят разницу в предложениях и готовы платить за товары по-разному. Чтобы выделиться чем-то, помимо цены, продавцы стремятся разработать разные предложения для разных потребительских сегментов и широко пользуются практикой присвоения товарам марочных названий, рекламой и методами личной продажи. В связи с наличием большого числа конкурентов стратегии их маркетинга оказывают на каждую отдельную фирму меньше влияния, чем в условиях олигополистического рынка.
Олигополистический рынок состоит из небольшого числа продавцов, весьма чувствительных к политике ценообразования и маркетинговым стратегиям друг друга. Товары могут быть схожими (сталь, алюминий), а могут быть и несхожими (автомобили, компьютеры). Небольшое количество продавцов объясняется тем, что новым претендентам трудно проникнуть на этот рынок. Каждый продавец чутко реагирует на стратегию и действия конкурентов. Если какая-то сталелитейная компания снизит свои цены на 10%, покупатели быстро переключатся на этого поставщика. Другим производителям стали придется реагировать либо тоже снижением цен, либо предложением большего числа или объема услуг. Олигополист никогда не испытывает уверенности, что может добиться какого-то долговременного результата за счет снижения цен. С другой стороны, если олигополист повысит цены, конкуренты могут не последовать его примеру. И тогда ему придется либо возвращаться к прежним ценам, либо рисковать потерей клиентуры в пользу конкурентов.
При чистой монополии на рынке всего один продавец. Это может быть государственная организация, частная регулируемая монополия или частная нерегулируемая монополия. В каждом отдельном случае ценообразование складывается по-разному. Государственная монополия может с помощью политики цен преследовать достижение самых разных целей. Она может установить цену ниже себестоимости, если товар имеет важное значение для покупателей, которые не в состоянии приобретать его за полную стоимость. Цена может быть назначена с расчетом на покрытие издержек или получение хороших доходов. А может быть и так, что цена назначается очень высокой для всемерного сокращения потребления. В случае регулируемой монополии государство разрешает компании устанавливать расценки, обеспечивающие получение "справедливой нормы прибыли", которая даст организации возможность поддерживать производство, а при необходимости и расширять его. И наоборот, в случае нерегулируемой монополии фирма сама вольна устанавливать любую цену, которую только выдержит рынок. И тем не менее по ряду причин фирмы не всегда запрашивают максимально возможную цену. Тут и боязнь введения государственного регулирования, и нежелание привлекать конкурентов, и стремление быстрее проникнуть - благодаря невысоким ценам на всю глубину рынка.
Таким образом, возможности и проблемы политики цен меняются в зависимости от типа рынка. За исключением случаев работы на рынках чистой конкуренции, фирмам необходимо иметь упорядоченную методику установления исходной цены на свои товары. На рисунке 1 представлена методика расчета цен, состоящая из шести этапов.

постановка определение оценка анализ цен и выбор метода установление
задач цено- спроса издержек товаров ценообразо- окончатель-
образования конкурентов вания ной цены
Рис. 1.
МЕТОДЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЦЕН
Зная график спроса, расчетную сумму издержек и цены конкурентов, фирма готова к выбору цены собственного товара. Цена эта будет где-то в промежутке между слишком низкой, не обеспечивающей прибыли, и слишком высокой, препятствующей формированию спроса. Минимально возможная цена определяется себестоимостью продукции, максимальная - наличием каких-то уникальных достоинств в товаре фирмы. Цены товаров конкурентов и товаров-заменителей дают средний уровень, которого фирме и следует придерживаться при назначении цены.
Фирмы решают проблему ценообразования, выбирая себе методику расчета цен, в которой учитывается как минимум одно из этих трех соображений. Фирма надеется, что избранный метод позволит правильно рассчитать конкретную цену. Рассмотрим следующие методы ценообразования: "средние издержки плюс прибыль"; анализ безубыточности и обеспечения целевой прибыли; установление цены, исходя из ощущаемой ценности товара; установление цены на основе уровня текущих цен; установление цены на основе закрытых торгов.
Расчет цены по методу "средние издержки плюс прибыль".
Самый простой способ ценообразования заключается в начислении определенной наценки на себестоимость товара. Размеры наценок варьируются в широких пределах в зависимости от вида товаров. Вот некоторые наиболее типичные наценки, производимые универмагами (на исходную цену, а не на себестоимость товара): табачные изделия-20%, фотокамеры - 28, книги-34, женские платья-41, украшения для платья-46, женские головные уборы-50%. Наценки колеблются в широких пределах. Разница в размерах наценок отражает различия в стоимости товарных единиц, объемах продаж, оборачиваемости товарных запасов и соотношениях между марками производителей и частными марками.
Логично ли при назначении цен пользоваться стандартными наценками? Как правило, нет. Любая методика расчета, не учитывающая особенностей текущего спроса и конкуренции, вряд ли позволит выйти на оптимальную цену. Кладбище розничного бизнеса забито могилами купцов, которые твердо держались за свои стандартные наценки, в то время как конкуренты устанавливали цены со скидками.
И все же методика расчета цен на основе наценок остается популярной по ряду причин. Во-первых, продавцы больше знают об издержках, чем о спросе. Привязывая цену к издержкам, продавец упрощает для себя проблему ценообразования. Ему не приходится слишком часто корректировать цены в зависимости от колебаний спроса. Во-вторых, если этим методом ценообразования пользуются все фирмы отрасли, их цены скорее всего будут схожими. Поэтому ценовая конкуренция сводится к минимуму. В-третьих, многие считают методику расчета "средние издержки плюс прибыль" более справедливой по отношению и к покупателям, и к продавцам. При высоком спросе продавцы не наживаются за счет покупателей и вместе с тем имеют возможность получить справедливую норму прибыли на вложенный капитал.
Расчет цены на основе анализа безубыточности и обеспечения целевой прибыли.
Еще одним методом ценообразования на основе издержек является расчет с обеспечением целевой прибыли. Фирма стремится установить цену, которая обеспечит ей желаемый объем прибыли. Подобным методом пользуется корпорация "Дженерал моторс". Она назначает на свои автомобили цены с таким расчетом, чтобы получить 15-20% прибыли на вложенный капитал. Этим же методом пользуются и предприятия коммунальных служб, для которых существуют ограничения размеров нормы прибыли.
Методика ценообразования с расчетом на получение целевой прибыли основывается на графике безубыточности. На таком графике представлены общие издержки и ожидаемые общие поступления при разных уровнях объема продаж. Кривая валовых поступлений начинается с нулевой отметки и поднимается вверх по мере увеличения числа проданных единиц товара.
Многое зависит от эластичности спроса по ценам, чего график безубыточности не отражает. Такой метод ценообразования требует от фирмы рассмотрения разных вариантов цен, их влияния на объем сбыта, необходимых для преодоления уровня безубыточности и получения целевой прибыли, а также анализа вероятности достижения всего этого при каждой возможной цене товара.
Установление цены на основе ощущаемой ценности товара.
Все большее число фирм при расчете цены начинают исходить из ощущаемой ценности своих товаров. Основным фактором ценообразования они считают не издержки продавца, а покупательское восприятие. Для формирования в сознании потребителей представления о ценности товара они используют в своих комплексах маркетинга неценовые приемы воздействия. Цена в этом случае призвана соответствовать ощущаемой ценностной значимости товара.
Фирме, пользующейся методом ценообразования на основе ощущаемой ценностной значимости товара, необходимо выявить, какие ценностные представления имеются в сознании потребителей о товарах конкурентов.
Если продавец запросит больше признаваемой покупателем ценностной значимости товара, сбыт фирмы окажется ниже, чем мог бы быть. Многие компании завышают цены своих товаров, и те плохо идут на рынке. Другие фирмы, наоборот, назначают на свои товары слишком низкие цены. Товары эти прекрасно идут на рынке, но приносят фирме меньше поступлений, чем могли бы при цене, повышенной до уровня их ценностной значимости в представлении покупателей.
Установление цены на основе уровня текущих цен.
Назначая цену с учетом уровня текущих цен, фирма, в основном, отталкивается от цен конкурентов и меньше внимания обращает на показатели собственных издержек или спроса. Она может назначить цену на уровне, выше или ниже уровня цен своих основных конкурентов. В олигополистических сферах деятельности, где предлагают такие товарные продукты, как сталь, бумага или удобрения, все фирмы обычно запрашивают одну и ту же цену. Более мелкие фирмы "следуют за лидером", изменяя цены, когда их меняет рыночный лидер, а не в зависимости от колебаний спроса на свои товары или собственных издержек. Некоторые фирмы могут взимать небольшую премиальную наценку или предоставлять небольшую скидку, сохраняя эту разницу в цене постоянной. Так, мелкие розничные торговцы бензином обычно берут с покупателя на несколько центов больше, чем крупные нефтяные компании, но при этом разница в цене остается стабильной, не увеличиваясь и не уменьшаясь.
Метод ценообразования на основе уровня текущих цен довольно популярен. В случаях, когда эластичность спроса с трудом поддается замеру, фирмам кажется, что уровень текущих цен олицетворяет собой коллективную мудрость отрасли, залог получения справедливой нормы прибыли. И кроме того, они чувствуют, что придерживаться уровня текущих цен - значит сохранять нормальное равновесие в рамках отрасли.
Установление цены на основе закрытых торгов.
Конкурентное ценообразование применяется и в случаях борьбы фирм за подряды в ходе торгов. В подобных ситуациях при назначении своей цены фирма отталкивается от ожидаемых ценовых предложений конкурентов, а не от взаимоотношений между этой ценой и показателями собственных издержек или спроса. Фирме хочется завоевать контракт, а для этого нужно запросить цену ниже, чем у других. Однако цена эта не может быть ниже себестоимости, иначе фирма нанесет сама себе финансовый урон.
Установление окончательной цены.
Цель всех предыдущих методик сузить диапазон цен, в рамках которого и будет выбрана окончательная цена товара. Однако перед назначением окончательной цены фирма должна рассмотреть ряд дополнительных соображений.
СОСТАВ И КЛАССИФИКАЦИЯ ЗАТРАТ, ВКЛЮЧАЕМЫХ В СЕБЕСТОИМОСТЬ ДОБЫЧИ НЕФТИ
Состав и классификация затрат, включаемых в себестоимость добычи нефти рассмотрим на примере "Северных территорий".
Группа месторождений "Северные территории" находится на севере Печорской низменности в удаленном и неосвоенном районе. Район этот покрыт труднопроходимыми болотами и представляет собой область широкого распространения многолетнемерзлых пород, что значительно затрудняет разработку нефтяных залежей и требует существенных инвестиций. Проект "Северные территории" включает Южно-Хыльчуюское, Хыльчуюское, Ярейю-ское и Инзырейское месторождения, а также участок недр в северной части Колвинского мегавала и Хорейверской впадины.
Район работ расположен за Полярным кругом на территории Ненецкого автономного округа Архангельской области. В 20 км к юго-западу от Южно-Хыльчуюского месторождения расположен г.Нарьян-Мар. Ближайшая желез-нодорожная станция Усинск находится в 240 км к юго-востоку от указанного место-рождения, ближайшее разрабатываемое месторождение - Харьягинское (125 км).
Южно-Хыльчуюское, Хыльчуюское и Ярейюское находятся в территориальной близости друг от друга. Суммарные балансовые запасы по ним категорий С1+С2 составляют 383,3 млн.. т. Инзырейское месторождение находится на некотором удалении от них, его запасы оцениваются в 201 млн. т.
Наиболее крупным и хорошо изученным является Южно-Хыльчуюское месторождение с балансовыми запасами категорий С1+С2 -197,1 млн. т, из которых 78% утверждено по категории С,. Карбонатная толща характеризуется значительной неоднородностью, различием структурно-генетических типов известняка, перемежающихся друг с другом.
Еще более сложным является строение Хыльчуюского месторождения, содержащего 66,2 млн.. т балансовых запасов нефти категорий. Из них только 41,7% отнесены к категории С1. Запасы нефти этого месторождения рассредоточены по восьми продуктивным пластам; оно надежно изучено сейсморазведкой и глубоким бурением.
Следующим является Ярейюское месторождение, балансовые запасы которого по категориям С1+С2 составляют 120,5 млн. т, в том числе по категории С1 - 63%.
Четвертое месторождение из этой группы - Инзырёйское - характеризуется самой низкой степенью изученности. Здесь пробурено семь разведочных скважин глубиной 2932-4770 м со вскрытием девонских отложений. Однако при их бурении наблюдались многочисленные технические осложнения, не позволившие дать достаточную количественную оценку строения залежей и свойств выявленных продуктивных пластов. Тем не менее полученные результаты свидетельствуют как о довольно высокой перспективности нефтеносных отложений на Инзырейском месторождении, так и о весьма сложном строении залежей и крайне трудных горно-геологических условиях.
...В 1990 г. Мингеологии СССР, "Архангельскгеолдобыча" и Соnосо подписали соглашение о разработке технико-экономического обоснования (ТЭО), предусматривающего возможность привлечения инвестиций для проведения поисково-разведочных и эксплуатационных работ на нефть и газ на месторождениях "Северных территорий".
Капитальные вложения, осуществляемые при разработке месторождений "Северные территории", включают в себя следующие затраты:
1. На геологоразведочные работы -55,4 млн.. долларов.
Затраты на проведение геологоразведочных работ определены в соответствии с программой -минимум на 1999-2004 гг. по месторождениям Ярейю, Хыльчую, Инзырей, а также по перспективным структурам. Программа общей стоимостью 51 млн. долларов предусматривает выполнение технических и геофизических исследований, бурение пяти разведочных скважин, проведение испытаний семи скважин. Кроме того, в 1998-1999 гг. предусмотрено проведение геологоразведочных работ на сумму 4,4 млн. долларов.
2. На бурение эксплуатационных, нагнетательных и резервных скважин, мобилизацию буровых станков - 1196 млн.. долларов.
Общие капитальные вложения в бурение, включая расходы на мобилизацию буровых станков и строительство резервных скважин, составляют по месторождениям:
Южное Хыльчую - 367,5 млн.;
Ярейю - 511,5 млн.;
Хыльчую - 202,1 млн.:
Инзырей - 114,6 млн..
3. На обустройство месторождений и строительство межпромысловой инфраструктуры - 1228 млн. долларов, в том числе:
Южное Хыльчую - 523 млн.;
Ярейю - 370,7 млн.:
Хыльчую - 148 млн.;
Инзырей- 221 млн..
4. На строительство объектов внешнего транспорта - 465 млн. долларов.
Затраты определены в соответствии с документом "Концептуальные положения создания транспортной системы в северном регионе Тимано -Печорской нефтегазовой провинции", подготовленным компаниями "ЛУКОЙЛ" и Соnосо в 1998 г..
5. "Прошлые" затраты - 258 млн. долларов.
"Прошлые" затраты (на проведение работ по проекту до 1999 г.) включают в себя:
• проведение сейсмики и подготовка месторождений к разработке, включая проведение каротажа и испытаний уже существующих скважин, анализ почв и вечной мерзлоты, аэрофотосъемку изыскания на трассе и другие технические и транспортные исследования - 57,6 млн. долларов;
• разведочное бурение 95 скважин и связанные с этим сбор и анализ соответствующих данных- 200,4 млн. долларов.
В состав каждого из направлений включены затраты, связанные с охраной окружающей среды.
Таким образом, общий объем капитальных вложений за расчетный период по варианту 1 оценивается в 3203,6 млн. долларов без учета НДС и по варианту 2 - 3275,6 млн..
Табл.1 Чистые эксплуатационные затраты по проекту "Северные территории"
Эксплуатационные расходы 149,60 На сбор и транспортировку нефти и газа 183,90 На технологическую подготовку нефти 594,42 На искусственное воздействие 265,93 На содержание и эксплуатацию оборудования (включая затраты на проведение геолого-технических мероприятий, капитальный и текущий ремонт скважин и наземных объектов) 649,08 Цеховые расходы (включая зарплату операторов) 128,08 Общепроизводственные расходы 82,47 Отчисления на страхование имущества и рисков (включая экологические) 76,67 Отчисления в ликвидационный фонд, предназначенный для финансирования работ по ликвидации всех сооружений, установок и иного имущества после завершения эксплуатации месторождения, а также по проведению лицензионной территории в состояние, определяемое экологическими нормами 58,35 Плата за землепользование 31,93 Текущие затраты по транспортной системе 77,42 Без налогов и амортизации
Эксплуатационные расходы проекта "Северные территории" включают зарплату персонала с отчислениями, предусмотренными российским законодательством, расходы по извлечению, сбору транспортировке и подготовке нефти и газа, расходы по искусственному воздействию на пласт, затраты на содержание и эксплуатацию оборудования, отчисления в ликвидационный фонд, цеховые и общепроизводственные расходы, затраты на эксплуатацию транспортной системы, затраты по страхованию имущества и рисков и ряд других.
Удельные текущие затраты были определены на основе анализа производственных издержек организаций, ведущих добычу в Ненецком автономном округе Архангельской области, а также в Ямало-Ненецком автономном округе.
Экономическая оценка разработки месторождений в условиях действующей налоговой системы и на условиях раздела продукции показывает, что в рамках первой разработка месторождений "Северные территории" нерентабельна. Если потенциально проект является рентабельным (до налогообложения чистый доход за расчетный период составляет 3748,6 млн. долларов, чистый дисконтированный доход при норме дисконта 10% - 442,2 млн.), то после выплаты налогов чистый доход по проекту имеет отрицательное значение (-247,6 млн. долларов). Высокий уровень налоговой нагрузки на проект, создаваемый действующей налоговой системой, существенно снижает возможность реинвестирования и препятствует привлечению инвестиций из внешних источников.
3. ОТРАСЛЕВЫЕ ОСОБЕННОСТИ КАЛЬКУЛИРОВАНИЯ ПРОДУКЦИИ В НЕФТЕДОБЫЧЕ
Как известно, отечественный нефтяной комплекс в 90-е годы значительно снизил объемы добычи и переработки нефти. В докладе Минтопэнерго РФ указывается, что "в 1999 г. отрасль не сможет компенсировать падение добычи нефти, связанное с истощением месторождений". В марте этого года объем добычи сырой нефти (без учета газового конденсата) составил 24,8 млн. т, или 98,8% от уровня аналогичного периода 1998 г. Первичная переработка в марте была равной 13,5 млн. т, что на 0,5% ниже соответствующего показателя прошлого года.
На нынешнем этапе объемы добычи и переработки нефти в стране стабилизировались, и дальнейшее развитие нефтяного комплекса будет зависеть от инвестиций и экономической политики, осуществляемой в России. Иначе отечественная экономика столкнется с дефицитом нефтепродуктов - необходимо будет или ограничивать их экспорт, или импортировать. Положение с инвестициями на развитие производства сильно осложнилось, их объемы существенно упали из-за августовского кризиса 1998 г.
Несмотря на неблагоприятные условия, нефтяные компании изыскивают на основе накопленного производственного и управленческого потенциала возможности повысить свою конкурентоспособность. Одно из препятствий на этом пути - рост издержек производства, который в отечественных нефтяных компаниях на протяжении последних лет остается важнейшей проблемой.
Для уменьшения отрицательных факторов в ОАО "ЛУКОЙЛ" реализован комплекс мер по сокращению эксплуатационных затрат на добычу нефти и газа, что позволило снизить в 1998 г. себестоимость добычи на 13%. Внедряются технологии интенсивной добычи нефти и повышения нефтеотдачи пластов, в том числе такие, как локальный гидроразрыв пласта, который увеличивает дебиты скважин в 1,5-5 раз. В целом в "ЛУКОЙЛе" благодаря новым технологиям дебит одной скважины вырос в 1998 г. на 5%.
Для решения одной из основных задач повышения конкурентоспособности - снижения затрат на переработку нефти и газа - в 1998 г. в компании осуществлен комплекс работ в областях механоэнергетического обеспечения, автоматизации и метрологии. В результате реализации программы ресурсосбережения и внедрения автоматизированных систем учета электрической и тепловой энергии сэкономлено более 50 млн. рублей.
Для поддержания конкурентоспособности и рентабельности основных видов деятельности в условиях низких цен основное внимание было уделено сокращению контролируемых затрат. В 1998 г. выведены из эксплуатационного фонда 4,5 тыс. нерентабельных скважин, включая скважины из неработающего фонда. Были пересмотрены программы по текущему и капитальному ремонту скважин, а также выполнен ряд мероприятий по энергосбережению и сокращению потребления топлива на собственные нужды. Это позволило существенно снизить издержки на ремонт и обслуживание. Сокращению подвергся ряд статей общепроизводственных и управленческих расходов. За 1998 г. были уменьшены расходы на оплату труда, причем сокращение затрат было обусловлено уменьшением числа занятых и уровня заработной платы сотрудников. В 1998 г. снизились амортизационные отчисления в основном из-за уценки основных средств для уменьшения общих затрат и приведения стоимости фондов к реальным рыночным ценам. Значительную долю затрат на производство и реализацию продукции составляют транспортные расходы на доставку нефти и нефтепродуктов от производителя до потребителя или на последующую переработку Более 85% коммерческих расходов "ЛУКОЙЛа" приходится на транспорт.
Среднегодовая себестоимость товарной добычи нефти и газа по дочерним обществам "ЛУКОЙЛа" в России в 1998 г. составила 275 руб. /т нефтяного эквивалента по сравнению с 306 руб./т в 1997 г. Удельные затраты на переработку на двух НПЗ компании возросли до 145 рублей на 1 тонну нефти против 133 рублей в 1997 г., что обусловлено снижением объемов переработки в среднем на 13% и ростом ее глубины.
В настоящее время в отечественных нефтяных компаниях в том или ином сочетании используют следующие методы контроля за уровнем и динамикой издержек:
• постатейный контроль затрат;
• регулирование численности персонала;
• контроль затрат на услуги подрядчиков;
• усиление заинтересованности персонала в снижении издержек;
• анализ отклонений на основе нормативных затрат и гибкой сметы;
• составление бюджета компании;
• контроль исполнения бюджета;
• нормирование трудовых, материальных и топливно-энергетических ресурсов.
Одним из перспективных методов контроля издержек является нормативная система управления затратами, которая представляет собой совокупность процедур по планированию, нормированию, отпуску материалов в производство, составлению внутренней отчетности, калькулированию себестоимости продукции, осуществлению экономического анализа и контроля на основе норм затрат. Нормирование расходов и запасов производственных ресурсов заключается в установлении меры их потребления. Оно включает разработку и утверждение норм расхода на производство единицы продукции по установленной номенклатуре. Основной задачей нормирования в компании является обеспечение применения в производстве и планировании технически и экономически обоснованных норм расхода производственных ресурсов в целях их наиболее эффективного использования.
Суть этой системы - в планировании затрат на основе норм, обеспечивающих поставленные перед предприятием задачи; в документировании затрат путем выдачи разрешений на использование различных ресурсов для производственных целей, обоснованных нормами и нормативами; в отражении затрат на счетах бухгалтерского учета по нормам; в калькулировании, основывающемся на нормах затрат, в отражении отклонений от норм на счетах бухгалтерского учета как увеличение или уменьшение производственного результата. Выявление отклонений производится на каждом уровне управления его персоналом в целях оперативного вмешательства в процесс формирования себестоимости. Основные элементы этой системы: нормирование сроков производства продукции, ее состава и качества; нормативное обоснование потребности, расходования и использования материальных, трудовых и финансовых ресурсов, а также средств производства;
планирование, учет и оценка экономической эффективности на основе норм и нормативов.
Последний элемент включает в себя всю совокупность приемов и методов, которыми оперирует нормативный учет, предусматривающий предварительный расчет затрат на основе действующих на начало отчетного периода норм расхода материалов, заработной платы и других расходов. Составление нормативных калькуляций и документов технической и технологической подготовки производства создает предпосылки к интеграции процессов нормирования и планирования.
Отраслевые особенности и специфика отдельных производств влияют на выбор модели нормативного учета. Можно выделить три варианта организации нормативного учета затрат. 1. Учет по нормативным затратам. Наиболее распространен в экономически развитых странах и был рекомендован в СССР. Фактические затраты складываются из нормативных затрат и отклонений от них. При этом варианте исходят из предпосылки, что на счетах бухгалтерского учета движение материальных ценностей оценивают по нормативам (основные материалы, незавершенное производство, готовая продукция). Все выявленные отклонения по мере их возникновения накапливаются и в конце отчетного периода присоединяются к нормативным затратам. Однако с достаточной степенью достоверности учесть в течение отчетного периода все отклонения не представляется возможным. Нормативная себестоимость незавершенного производства на конец месяца исчисляется как разность между нормативной суммой затрат на производство и нормативной себестоимостью товарного выпуска. В результате все неучтенные в течение месяца или другого отчетного периода отклонения "оседают" в остатках незавершенного производства.
2. Параллельный учет фактических и нормативных затрат, который предусматривает отражение движения информации о затратах на производство в двух оценках: по фактически сложившимся затратам и нормативной величине затрат фактического объема выполненных работ, услуг, произведенной продукции. В целях повседневного контроля за затратами он предполагает наблюдение за соблюдением норм основных затрат. Полученные в течение отчетного периода данные об отклонениях не обобщаются в регистрах бухгалтерского учета и не отражаются на счетах.
3. Смешанный способ. Суммы отклонений от норм затрат определяются по каждой группе однородных изделий в пределах отчетного периода сопоставлением фактических затрат с оцененным объемом выпуска продукции по нормативной себестоимости. При этом незавершенное производство оценивается по нормативной себестоимости исходя из натуральных показателей балансов движения полуфабрикатов в производстве или описей незавершенного производства подразделений.
Нормативный метод учета затрат требует разработанной нормативной базы, пересмотра норм в связи с изменениями в производстве и обязательного учета отклонений. Целесообразность данного метода подтверждается мировой практикой. В отечественных нефтяных компаниях осознают необходимость возвращения к "хорошо забытому старому" методу нормирования издержек. Нормирование должно охватить все виды использования производственных ресурсов - материальные, трудовые, топливно-энергетические.
В последние годы в "ЛУКОЙЛе" за счет средств внебюджетного фонда НИОКР был выполнен ряд работ по проблемам нормирования и анализа затрат. Например, работа по .нормированию производственных ресурсов в нефтедобыче, где оно может и должно сыграть важную роль. Основным принципом действовавшей ранее системы государственного регулирования ценообразования в нефтедобыче являлась неизменность сметных норм и цен на определенный плановый период, что обеспечивало постоянство уровня сметной стоимости, плановых накоплений и сопоставимость отчетных данных. В течение достаточно длительного планового периода все ценообразующие факторы -тарифные ставки рабочих и должностные оклады, отпускные цены на материалы, конструкции и оборудование, тарифы на тепловую и электрическую энергию и перевозки, нормы расхода затрат труда и материальных ресурсов - принимались на одном неизменном уровне. Все текущие изменения оптовых цен и тарифов учитывались путем соответствующей корректировки плана себестоимости работ и размера прибыли, вносимой в бюджет. С отказом от главенствующей роли государства в области ценообразования и заключения договоров на основе государственного плана действующее законодательство Российской Федерации уже не предоставляет органам государственного управления право на установление обязательных норм и правил по ценообразованию. Организации могут пользоваться собственными нормами и ценами работ, отражающими конкретные горно-геологические, технические, технологические, организационные, экологические, экономические и финансовые условия производства. Поэтому сейчас стала очевидной необходимость создания системы ценообразования на принципах разработки нормативов и методик, имеющих рекомендательный характер, с использованием рыночной ценовой информации, современных техники и технологий через корректировку норм и нормативов в соответствии с развитием научно-технического прогресса.
Для ОАО "ЛУКОЙЛ" проводится работа по нормированию расхода материальных ресурсов в нефтепереработке. Главной ее целью является разработка обоснованных прогрессивных норм расхода химических реагентов, сырья и материалов при производстве нефтепродуктов. Под нормой расхода химических реагентов понимается максимально допустимое их количество, необходимое для выпуска единицы продукции требуемого количества с учетом организационно-технических условий производства.
При разработке норм расхода особое внимание уделяется выявлению основных факторов, влияющих на удельный расход химических реагентов в каждом технологическом процессе:
качеству используемого сырья и получаемой продукции;
качеству химических реагентов и материалов;
технологическим особенностям производства;
сбору, регенерации и повторному использованию химических реагентов, сырья и материалов.
Для "ЛУКОЙЛа" была разработана также методика нормирования расходов ТЭР (топлива и электроэнергии) в сфере нефтепереработки. Это позволяет приступить к определению рациональных норм расхода ресурсов данного вида на нефтеперерабатывающих заводах компании. Нормирование расходов ТЭР предполагает установление плановой меры их производственного потребления при условии эффективного использования техники и технологии.
Сейчас компания испытывает также потребность в проведении подобных работ по нормированию мощностей нефтепродуктообеспечения. Под нормой расхода ТЭР в этой сфере понимается:
• плановый расход на хранение и реализацию 1 тонны нефтепродуктов (на нефтебазах) с учетом планируемых организационно-технических мероприятий производства;
• плановый расход на перекачку 1 тонны нефтепродуктов по магистральным нефтепродуктопроводам на расстояние 1 км с учетом планируемых организационно-технических мероприятий производства.
Нормирование расхода ТЭР позволяет обеспечить расчетную основу определения затрат энергоресурсов на производство в натуральном и стоимостном выражении.
Полученные нормы позволят:
• выявить энергоемкость выпускаемой продукции и производственных работ;
• сравнивать относительную энергоемкость одинаковых работ;
• анализировать работу предприятия и его производственных подразделений путем составления норм и фактических удельных расходов ТЭР.
При разработке норм расхода ТЭР должны быть учтены условия работы на нефтебазе или перекачивающей станции, технический прогресс и номенклатура нефтепродуктов и видов работ.
В бывших министерствах значительное внимание уделялось научно-исследовательским разработкам в области создания норм и нормативов. Такие работы выполнялись на протяжении многих лет, поэтому накоплен большой опыт в области методологии нормирования и практического создания нормативной базы планирования расхода и запаса материалов, потребности в оборудовании и в степени его использования. Нормированием освоена широкая номенклатура материально-технических ресурсов.
Координацию научно-исследовательских работ и методическое руководство по нормированию в период централизованного управления экономикой выполняли ВНИИОЭНГ, ЦНИИТЭ-нефтехим и др. На них были возложены функции головных организаций. Определением отраслевых текущих норм и норм на перспективу занимались организации, которые находились в некоторых важнейших нефтяных регионах (НИСы, ЦНИЛы, отраслевые институты: ТатНИПИнефть, БашНИПИ-нефть, Гипровостокнефть и другие). Нормы расхода материально-технических ресурсов и нормы их производственных запасов разрабатывались в основном ЦНИЛами, в ряде регионов НИСами нефтедобывающих объединений, нормы потребности в оборудовании - отраслевыми институтами. Большое внимание уделялось методической базе нормирования. Во ВНИИОЭНГ был разработан ряд методических указаний, методик расчета норм материалов по направлениям расхода и видам деятельности, которые периодически уточнялись и корректировались с учетом происходящих изменений всех нормообразующих факторов (как технических, так и организационных).
Осуществление работ, связанных с нормированием, показало, что за последние годы в отрасли практически утерян кадровый потенциал, выполнявший исследования и разработки. Сегодняшнее положение по нормированию характеризуется слабой нормативной базой в основных видах деятельности, в связи с чем могут быть несбалансированы объемы производства и материально-технического обеспечения и т.п. В настоящее время отсутствует единый подход к методологии процесса разработки норм. Работы в этом направлении носят эпизодический характер. Накопленный нефтяниками опыт может послужить основой организации работы по нормированию в нефтяных компаниях.
Нормирование материально-технических ресурсов должно осуществляться по следующим основным видам производственной деятельности: строительство скважин, добыча нефти и газа, транспортировка нефти, геофизические работы, производство спецматериалов, машиностроение и ремонт оборудования, производства и обслуживание средств автоматики и связи.
Хотя следует отметить, что в настоящее время разработка и обновление нормативной базы в компаниях крайне осложнены в связи с ликвидацией в бывших головных НИИ ряда лабораторий, специализирующихся на проведении таких работ. Так, например, нет научных подразделений, занимающихся нормированием труда. Существенно ослаблены научные подразделения по нормированию материально-технических и топливно-энергетических ресурсов. Есть трудности с разработкой прогрессивной нормативной базы в области строительства скважин.
Собственного подразделения, занимающегося нормированием затрат, ОАО "ЛУКОЙЛ" не имеет. Привлечение к выполнению методических рекомендаций и разработке норм и нормативов специалистов, оставшихся в отраслевых институтах, приводит к нерациональному использованию средств. Не развивается собственная научная база, в перспективе есть угроза окончательной потери научной школы и информационно-методической базы.
Целесообразно в компаниях организовать специальную службу по проблемам разработки и обновления нормативной базы, что позволит:
• сохранить научную школу и информационную базу разрабатывать научно-обоснованные нормы и нормативы расходов ресурсов;
• не зависеть от институтов, занимающих монопольное положение в отрасли по решению проблем нормирования затрат;
• рационализировав финансовые средства НИОКР, снизить затраты на проведение таких работ для компании.
Нормирование позволяет не только обеспечить контроль за внутренними издержками и сметной стоимостью услуг сторонних организаций, но и стимулировать подрядчиков и собственные производственные подразделения к использованию новых техники и технологий через корректировку норм и нормативов в соответствии с научно-техническим прогрессом. При этом не нужно отказываться от современных методов управления издержками, широко практикующимися зарубежными нефтяными компаниями. Комплексное сочетание применения отечественного опыта нормативного планирования наряду с современными методами управления финансовыми потоками позволяет оптимизировать управление издержками в отечественных нефтяных компаниях, добиться их конкурентоспособности и не потерять свою долю мирового рынка.
4. СТРУКТУРА СЕБЕСТОИМОСТИ ДОБЫЧИ НЕФТИ. ПРОБЛЕМЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ РЕАЛЬНЫХ ВОЗМОЖНОСТЕЙ
Несмотря на негативные тенденции последних лет, минерально-сырьевая база России остается одной из крупнейших в мире, а по широкому спектру полезных ископаемых не имеет себе равных. Однако этот мощный потенциал используется не в полном объеме и недостаточно эффективно. За 1991-1998 гг. сократилась добыча практически всех видов минерального сырья: нефти -на 34%, газа - на 9,5%, угля - на 37,4%, цветных металлов - на 28-60%, железной руды - на 16%, золота - на 15%, фосфоритов - на 88%, калийных солей - на 25% и т.д.
За последние годы почти прекращен ввод в эксплуатацию новых месторождений, хотя обеспечение роста добычи потребует освоения запасов газа -3,5 трлн м3, нефти - 4,5 млрд т, золота -1,5 тыс. т, бокситов - 200 млн. т, меди -7,5 тыс. т, железных руд - 0,5 млн. т и т.д. Существующая сырьевая база может обеспечить реализацию этих задач. Однако в сфере освоения недр имеются свои специфические проблемы.
Минерально-сырьевая база России осваивается слишком медленно. Если темпы отработки запасов нефти (отношение запасов к ежегодной добыче) в среднем по миру принять за единицу, то для стран Европейского континента (без России) они составят 5,4, для США - 5,1, Австралии - 3 и т.д. Для России этот показатель равен 0,68. Низкие темпы использования сырьевой базы в России характерны и для других видов минерального сырья. В частности, по запасам основных цветных металлов ранговое место России в мире всегда выше рангового места по добыче. При этом есть объективная необходимость увеличения темпов использования сырьевой базы, поскольку по удельному показателю добычи в расчете на душу населения, даже без учета доли экспорта, отставание России от других стран значительно.
В этих условиях длительное время не осваиваются выявленные в прошлые годы месторождения нефти и газа в Восточной Сибири, алмазов в Архангельской области, крупные золоторудные месторождения в районах Восточной Сибири и Дальнего Востока, бокситов в Республике Коми, полиметаллов в Республике Бурятия и Алтайском крае. По темпам изучения и освоения углеводородных ресурсов шельфа Россия в несколько раз отстает от других стран, перешедших в основном на добычу нефти и газа из морских месторождений (Англия, Норвегия, Дания и др.). Как известно, освоение новых месторождений требует крупных инвестиций.
Существенные коррективы в общую оценку обеспеченности минеральными ресурсами и в объемы их добычи вносят низкие экономические показатели отработки месторождений в условиях рыночной экономики и неблагоприятной конъюнктуры мирового рынка. В современной экономической обстановке, при действующей в России налоговой системе, низкой технико-технологической оснащенности добывающего комплекса отработка значительной части запасов, числящихся на государственном балансе, становится экономически нецелесообразной.
Одной из основных для экономики страны является проблема поддержания и наращивания объемов добычи нефти. Нынешние трудности нефтегазодобывающей отрасли связаны со значительной отработанностью запасов крупных месторождений, высокой обводненностью залежей, уменьшением дебита скважин (с 29-30 т в сутки в 1975 г. до 5-10 т в сутки в настоящее время). Количество нефтяных скважин с дебитом до 10 т в сутки достигло 55% от общего их фонда в стране. В традиционных нефтегазодобывающих регионах вновь открываемые месторождения углеводородного сырья значительно меньшие по запасам (50-55 млн. т в 1975 г., 3-10 млн. т ныне).
Прослеживается устойчивая тенденция снижения коэффициента извлечения нефти, величина которого, рассчитанная по начальным запасам, в среднем по стране составляет 0,36, а фактически - 0,23. В 80-х годах эти показатели составляли соответственно 0,52 и 0,34. Растет количество бездействующих эксплуатационных нефтяных скважин. Их доля от общего эксплуатационного фонда приближается к 30%. Причинами такого положения являются низкие, нерентабельные в создавшихся экономических условиях дебиты, неудовлетворительное техническое состояние скважин, а также невостребованность добываемой с высокими издержками продукции.
Дебиты скважин в ведущих нефтедобывающих странах Ближнего Востока часто на целый, иногда и на два порядка выше, чем в России. Низкие издержки добычи в этих странах (табл. 5) обусловлены также их климатическими условиями и другими географическими факторами. Вместе с тем, в США нефть добывается из скважин с дебитом 1,8-2 т в сутки, а рентабельность при этом в значительной степени обеспечивается применением высокоэффективных энергосберегающих технологий. В России же издержки добычи вплотную подошли к 8 долларам за баррель. В ведущих западных компаниях, осуществляющих экстерриториальную добычу нефти, они значительно ниже по сравнению с отечественными нефтяными компаниями.
Показатель выработанности запасов нефти в России приближается к критическому значению. По всем традиционным нефтедобывающим провинциям и крупным месторождениям из недр изъято более 35% начального сырьевого потенциала, после чего неизбежен переход в режим падающей добычи и повышения уровня издержек производства. Технико-технологическое обновление и реконструкция предприятий, проведение геологоразведочных работ в пределах традиционных районов и площадей, ввод в действие простаивающих скважин могут на некоторое время приостановить или уменьшить темпы падения добычи. Но эти меры, затраты для реализации которых составят от 30 до 50% от расходов на освоение новых месторождений, не могут обеспечить достижения необходимого уровня добычи нефти в 400 млн. т в год в 2005-2006 гг. и его поддержания в последующий период.
Решение проблемы перспективного обеспечения страны энергоносителями, а также другими видами минерального сырья, потребует за пятилетний период около 75-80 млрд долларов, что возможно через привлечение внешних инвестиций, главным образом, путем активизации использования механизма соглашений о разделе продукции. Это позволит: приступить к промышленному освоению ресурсов углеводородного сырья Тимано-Печорской провинции, Восточной Сибири, шельфа Баренцева и Охотского морей; создать сырьевую базу для реализации проектов нефтегазопроводов в страны Азиатско-Тихоокеанского региона, строительства морских терминалов на Черном, Балтийском, возможно, Баренцевом и Карском морях. Инвестиционная емкость уже принятых к реализации проектов по системе СРП составляет 81,4 млрд. долларов, а по всем предлагаемым проектам - 118,35 млрд. долларов.
В результате реализации всего комплекса мер добыча нефти в России к 2005-2006 гг. может быть доведена до 370-400 млн. т в год и поддерживаться на этом уровне в дальнейшем путем последовательного наращивания добычи в новых нефтегазоносных регионах на фоне падающих объемов в традиционных провинциях.
Таблица 2
Операционные затраты на добычу 1 барреля нефти
Страны, регионы,
компании Затраты, в долларах Саудовская Аравия 1,9 Канада 4,0 Венесуэла 4,1 США 4,7 Россия 7,8 Северное море 5,1 British Petroleum 2,5 Shell 3,4 Техасо 3,9
С целью приостановки падения объемов добычи углеводородного сырья и обеспечения плавного перехода к их наращиванию в новых нефтегазоносных регионах подготовлены проекты двух постановлений правительства Российской Федерации:
"О мерах государственной поддержки при разработке нефтяных, газовых и газоконденсатных месторождений" и "О мерах по вводу в эксплуатацию простаивающих скважин на месторождениях углеводородного сырья". Первое из них предусматривает освобождение от взимания акциза на нефть, добываемую из новых месторождений, а также освобождение от отчислений на воспроизводство минерально-сырьевой базы и платежей за пользование недрами при отработке нерентабельных, трудноизвлекаемых, некондиционных, ранее списанных запасов. Эти меры позволят в 1999-2004 гг. дополнительно получить 40-50 млн. т нефти, направить освободившиеся финансовые средства на модернизацию производства.
Проектом второго постановления предусматривается освобождение нефтегазодобывающих организаций от акциза за нефть, добытую из бездействующих скважин, от отчислений на воспроизводство минерально-сырьевой базы и платы за пользование недрами. Добычный потенциал всех приостановленных скважин составляет 35 млн. т в год.
Налоговые льготы, предусмотренные в указанных проектах постановлений, не сокращают существующую налоговую базу обеспечивают увеличение поступления в бюджеты всех уровней за счет НДС, налога на имущество, социальных выплат и платежей, позволяют сохранить 40 тыс. рабочих мест, решить ряд социальных проблем в районах Крайнего Севера.
Особое беспокойство вызывает сегодня состояние добывающих мощностей и технологий. Производственные фонды горнодобывающего комплекса страны находятся в состоянии глубокого физического и морального износа, что является одной из причин низкой экономической эффективности добывающих отраслей, больших потерь при добыче и переработке сырья, высокой энергоемкости производства. Темпы старения производственных фондов таковы, что в ближайшие годы минимально прогнозируемые уровни добычи не будут обеспечены производственны ми мощностями по золоту (начиная с 2003-2005 гг.), серебру (2010 г.), цинку (2005-2007 гг.), никелю (2010-2012 гг.).
Поучительно, что темпы значительного наращивания резервов и эффективного использования минерально-сырьевой базы демонстрирует мировой опыт последних 20-25 лет. В частности, использование современных технических средств и технологий может позволить более чем на 60% увеличить извлекаемые запасы углеводородов на норвежском шельфе, в британском и датском секторах Северного моря. По экспертным оценкам, так называемые технологические запасы углеводородов составляют не менее 30% от мировых.
Таким образом, решение задачи повышения экономической эффективности использования недр, а также развития и улучшения сырьевой базы, помимо возможностей сырьевого потенциала и других обеспечивающих условий, тесно связано с проблемами технического перевооружения геологоразведочного производства и добывающего комплекса. Вместе с тем, из-за отсутствия внутреннего рынка сбыта в стране практически прекращен выпуск горно-бурового оборудования. В частности, вплоть до 1990 г. в стране ежегодно изготавливалось более 400 станков глубокого бурения на нефть и газ. В 1998 г. Уралмашзавод, основной производитель этого оборудования, выпустил всего семь комплектов. Подобная же ситуация складывается и по другим типам буровых установок. Если в 1990 г. их производилось в стране около 4 тыс. штук, то в 1998 г. выпущено всего 270, то есть 7% от прежнего объема.
Физическая и моральная изношенность технико-технологической базы является одной из причин низкой производительности труда и высоких издержек в геологоразведочной и добывающей отраслях.
Представленная картина свидетельствует, насколько остро сегодня стоит вопрос о мерах по повышению экономической эффективности пользования государственным фондом недр, включающих в себя, прежде всего, упорядочение системы управления и совершенствования финансово-экономических механизмов.
ФОРМИРОВАНИЕ ЦЕН НА НЕФТЬ
5.1. Формирование цены одной тонны нефти.
Существующая пока налоговая система не только не позволяет рассчитывать на начало реализации сколько-нибудь значительных инвестиционных проектов в России, но и приводит в недоумение, каким образом нефтяные компании умудряются хоть как-то поддерживать текущую хозяйственную деятельность.
Таблица 3
Сравнительная оценка налогового режима для нефтяных инвестиционных проектов в разных странах.
Очевидно, что какие-то существенные инвестиции могут прийти в ближайшие годы в российский нефтегазовый сектор только из-за границы, причем совсем не обязательно "вместе" с иностранными нефтяными компаниями. Крупнейшим российским компаниям со стабильным менеджментом, например "ЛУКОЙЛу" или "Газпрому", в принципе по силам привлечение значительных средств иностранных кредиторов под инвестиционные проекты, сроки окупаемости и последующая доходность которых позволят расплачиваться за кредиты будущими поступлениями от реализации этих проектов. Кстати, к тем же кредиторам будут обращаться и западные нефтяные компании в случае начала инвестиционных проектов в России или любой другой стране мира (обычно финансирование инвестиционных программ даже "богатых" многонациональных компаний обеспечивается заемными средствами не меньше чем на 2/3). Однако любому инвестиционному проекту, претендующему на получение финансирования, необходимо будет выполнить как минимум два условия доходности. Первое - доходность после уплаты налогов должна быть не ниже граничного уровня, минимально необходимого для включения подобных проектов в рассмотрение. И второе - доходность после уплаты налогов должна быть сопоставима с доходностью других конкурирующих проектов в той же или любых других странах мира, с учетом различий в геологическом и других рисках, характеризующих эти проекты.
К сожалению, при действующей сегодня налоговой системе большинство российских инвестиционных проектов не выполняют даже первого, "квалификационного" условия и вопрос об оценке их конкурентоспособности, как правило, даже не возникает.
5.2. Включение акцизов в цену нефти.
Постановление Российской Федерации от 2 февраля 1998 г. №165
Об утверждении методики дифференциации ставок акциза на нефть, включая газовый конденсат
...Правительство Российской Федерации постановляет:
Утвердить на 1998 год прилагаемую методику дифференциации ставок акциза на нефть, включая газовый конденсат, по отдельным месторождениям в зависимости от их горно-геологических и экономико-географических условий. Министерству финансов Российской Федерации, Государственной налоговой службе Российской Федерации и Министерству топлива и энергетики Российской Федерации в месячный срок пересчитать по указанной методике ставки акциза на нефть, включая газовый конденсат, и внести, в Правительство Российской Федерации проект соответствующего постановления.
Методика дифференциации ставок акциза на нефть, включая газовый конденсат, по отдельным месторождениям в зависимости от их горно-геологических и экономико-географических условий (утверждена постановлением Правительства РФ от 2 февраля 1998 г. № 165)
Дифференциация средневзвешенной ставки акциза на нефть, включая газовый конденсат (далее именуется - нефть), по отдельным месторождениям осуществляется по совокупности их горно-геологических и экономико-географических факторов. В качестве факторов, характеризующих горно-геологические и экономико-географические условия месторождений, приняты:
- коэффициент извлечения нефти (КИН);
- накопленный отбор от начальных извлекаемых запасов (Кист);
- обводненность добываемой продукции (В);
- районный коэффициент к заработной плате (Р);
- расчетная ставка транспортного тарифа (Т).
Ставка акциза (Ак, рублей за 1 тонну) для конкретного (к-того) месторождения рассчитывается, исходя из системы уравнений:

где:
Аср - средневзвешенная ставка акциза, установленная Федеральным законом "Об акцизах";
Дк - количество (тонн) добытой и реализованной с к-того месторождения нефти;
Е - поправка для выхода на средневзвешенную ставку акциза (рублей за 1 тонну);
О1к - отклонения, обусловленные горно-геологическими особенностями объектов разработки (рублей за 1 тонну):
- для аномальных месторождений (месторождения с начальными извлекаемыми запасами нефти не более 2 млн. тонн; месторождения с глубиной залегания основных объектов разработки более 3,5 км; подсолевые залежи нефти при совместной разработке залежей соли и нефти; объекты разработки с проницаемостью коллектора не более 30 мД; месторождения с расстоянием до нефтепровода более 30 км) и месторождений, разрабатываемых не более 5 лет с начала промышленной разработки

где КИНк - коэффициент извлечения нефти по к-тому месторождению (по государственному балансу);
- для месторождений, разрабатываемых более 5 лет с начала
промышленной разработки

где Кистк - накопленный отбор от начальных извлекаемых запасов по к-тому месторождению (по государственному балансу) и В^ - обводненность добываемой продукции по к-тому месторождению (по государственному балансу), в том числе:
- для истощенных месторождений - удельный вес накопленного отбора от начальных извлекаемых запасов при Кистк>0,81 и удельный вес обводненности при Вк >0,91 применяются с повышающим коэффициентом, равным 2;
- для месторождений с трудноизвлекаемыми запасами нефти
- удельный вес коэффициента извлечения нефти при КИНк < 0,21 применяется с понижающим коэффициентом, равным 0,8;
- для месторождений, разрабатываемых с использованием тепловых методов и ядерных взрывов, ставка акциза равна нулю;
02к - отклонения, обусловленные региональными различиями в заработной плате (рублей за 1 тонну):

где Ззп =46,06 тыс. рублей за 1 тонну - среднеотраслевые по добыче нефти затраты на заработную плату за 1996 год; Рк - величина районного коэффициента к заработной плате для местности, на которой расположено к-тое месторождение;
Рср=1,53 - средневзвешенная по объемам добычи нефти на всех месторождениях величина районного коэффициента к заработной плате;
Озк - отклонения, обусловленные различиями в транспортном тарифе (рублей за 1 тонну):

где: Тср=54,53 тыс. рублей за 1 тонну - среднеотраслевая ставка транспортного тарифа в 1996 году; Тк - ставка транспортного тарифа для к-того месторождения, рассчитанная исходя из единой доли экспорта, составляющей 0,3 объема добычи и реализации нефти, и средних фактических транспортных тарифов для к-того месторождения при поставках в дальнее зарубежье, на нефтеперерабатывающие заводы Российской Федерации и государств-участников СНГ.
ДИНАМИКА ЦЕН НА НЕФТЬ
Текущая ситуация на мировом нефтяном рынке характеризуется постепенным преодолением глубокого ценового кризиса, наблюдавшегося в 1998 г. Если в 1997 г. средняя мировая цена на нефть составляла 134,2 доллара за тонну (18,4 доллара за баррель), то в прошлом году она упала до 86,9 доллара за тонну (11,9 доллара за баррель), то есть на 35%. Как показывают расчеты динамики мировых цен на нефть, в реальном выражении это самый низкий уровень за последние 25 лет.
В декабре 1998 г мировая цена на нефть упала до минимального уровня -9,6 доллара за баррель. Однако с середины февраля 1999 г. наблюдается постепенный рост цен. В июне средняя мировая цена нефти достигла 15,4 доллара за баррель, что является самым высоким уровнем с января 1998 г. (табл. 1). В июле цена на нефть достигла 18 долларов за баррель, то есть впервые превысила уровень конца 1997 г.
Насколько устойчива тенденция роста нефтяных цен? Возможно ли повторение ценового кризиса 1998 г.? Как будут меняться цены на нефть в ближайшей и долгосрочной перспективе? Чтобы ответить на эти вопросы, рассмотрим складывающуюся ситуацию на мировом нефтяном рынке.
Главным фактором падения мировых цен на нефть в 1998 г., как неоднократно отмечали эксперты, явилось значительное увеличение производства и поставок нефти странами-членами ОПЕК, на которые приходится основная часть мирового нефтяного экспорта. Быстрый рост добычи нефти странами ОПЕК, наблюдавшийся в 1997 г., был подкреплен их решением о десятипроцентном увеличении экспортных квот и фактически продолжался весь первый квартал 1998 г. В то же время спрос на нефть и нефтепродукты находился под негативным влиянием кризиса в Юго-Восточной Азии, замедления темпов экономического роста в некоторых промышленно развитых странах, а также аномально теплой зимы в северном полушарии. Результатом явились перепроизводство нефти, разбалансировка мирового нефтяного рынка и обвал цен.
С целью восстановления предкризисного уровня цен страны ОПЕК предприняли усилия по ограничению объемов добычи, которые были поддержаны рядом других стран-экспортеров нефти. Однако произведенное сокращение производства, несмотря на сезонное повышение спроса на нефть, обусловленное началом отопительного периода, не позволило восстановить предкризисный уровень цен.
Это было связано, во-первых, с недостаточностью и неполным выполнением странами ОПЕК принятых на себя обязательств по сокращению добычи. По оценкам Международного энергетического агентства, их выполнение составило лишь 75%.
Во-вторых, резко увеличилось производство нефти Ираком, экспортная квота которого на июнь-ноябрь прошлого года в соответствии с решением Совета Безопасности ООН была увеличена с 2 до 5,25 млрд долларов на шесть месяцев, что в значительной степени нейтрализовало усилия других стран ОПЕК по сокращению объемов добычи.
В-третьих, продолжался рост производства нефти за пределами ОПЕК, прежде всего в Северном море, Южной Америке и Африке.
В-четвертых, понижающее влияние на динамику цен оказывали накопленные в промышленно развитых странах избыточные запасы нефти и нефтепродуктов. Так, в США к началу второго полугодия они достигли 1 073 млн. баррелей, что на 8,4% выше средне многолетнего значения данного показателя для этого времени года.
В-пятых, крайне негативно сказалось замедление роста мирового спроса на нефть, прежде всего, в результате его ослабления в странах Юго-Восточной Азии и Японии. Если в 1997 г. прирост мирового спроса на нефть составил 2,4%, то в 1998 г. он увеличился лишь на 1,1%.
Отмеченные факторы не позволили восстановить нарушенный баланс спроса и предложения на мировом нефтяном рынке и преодолеть ценовой кризис. В нынешнем году однако, ситуация начала меняться.
Таблица 4
Мировые цены на нефть 1998-1999 гг., долл./барр.

1998 1999 январь февраль март апрель май июнь Средняя мировая цена нефти
Цена нефти Brent, Великобритания
Цена нефти Urals, Россия 11,9 12,8 11,9 10,6 11,2 10,9 9,9 10,3 9,4 11,9 12,5 11,7 14,9 15,3 14,2 15,3 15,0 13,8 15,4
15,8
14,9 Источник: Oil & Gas Journal
Динамика мировых цен на нефть в 1999-2000 гг. будет определяться существенным изменением соотношения предложения и спроса на нефть на мировом рынке. Определяющее влияние на предложение нефти будет оказывать принятое в марте текущего года решение стран-членов ОПЕК о согласованном сокращении ее добычи. На последней сессии ОПЕК 23 марта 1999 г. члены этой организации (за исключением Ирака) договорились о сокращении добычи на 1,7 млн. баррелей в сутки в дополнение к двум соглашениям о сокращении производства, достигнутым в прошлом году Четыре страны, не входящие в ОПЕК (Мексика, Норвегия, Россия и Оман), заявили о намерении сократить добычу еще на 0,4 млн. баррелей в сутки. Таким образом, общее объявленное сокращение производства нефти должно составить 2,1 млн. баррелей в сутки.
Как и в прошлом году объявленные сокращения, скорее всего, также будут осуществлены только частично. Однако они позволят существенно снизить предложение нефти на рынке, что приведет к сокращению ее коммерческих запасов и повышению на нее мировых цен.
Выполнение странами ОПЕК трех соглашений по сокращению добычи нефти, принятых ими в 1998-1999 гг., достигло максимума в июле текущего года, составив 93% суммарных обязательств в 4,3 млн. баррелей в сутки (в апреле выполнение составило 76%, в мае - 88%, июне - 89%). Реальное поведение стран ОПЕК не подтверждает, таким образом, пессимистические прогнозы некоторых аналитиков, согласно которым ведущие экспортеры нефти будут проводить целенаправленную политику по поддержанию мировых цен на нефть на экстремально низком уровне (например, 5 долларов за баррель). Проведение такой политики теоретически возможно, поскольку это означало бы свертывание нефтедобычи в районах с высокими издержками (Северная Америка, Европа, Россия и др.) и существенное увеличение (в перспективе) доли на мировом нефтяном рынке стран-членов ОПЕК, имеющих более низкие производственные издержки (например, в странах региона Персидского залива средние затраты на добычу нефти составляют лишь 2 доллара за баррель). Однако критическая зависимость экономики ведущих стран-членов ОПЕК от нефтяного экспорта делает реализацию таких прогнозов крайне маловероятной. Низкие мировые цены на нефть означают для них весьма значительные текущие экономические потери, резкое ухудшение торгового баланса и серьезный дефицит государственного бюджета. В то же время следует ожидать, что по мере улучшения ситуации показатель выполнения странами ОПЕК принятых на себя обязательств по сокращению добычи начнет снижаться, так как более высокие цены на нефть создадут стимулы для увеличения производства.
Добыча нефти Ираком в случае сохранения санкций ООН в рассматриваемый период должна составить 2,6-2,8 млн. баррелей в сутки. Возможны, однако, и отмена ограничений на экспорт нефти Ираком либо дополнительное увеличение его экспортной квоты, что в некоторой степени способно нейтрализовать усилия других стран ОПЕК по сокращению объемов добычи.
Рост производства нефти в странах, не входящих в ОПЕК, в 1999 г. будет минимальным. Это обусловлено сокращением добычи и инвестиций в некоторых регионах в результате экстремально низких мировых цен, сложившихся в 1998 и начале этого года. Например, в США добыча нефти в 1999 г., как ожидается, будет на 3,7% меньше, чем в прошлом году На Северном море, однако, предполагается некоторое увеличение добычи. В 2000 г. следует ожидать роста производства нефти за пределами ОПЕК, так как более высокие мировые цены будут стимулировать увеличение добычи.
В целом мировое производство нефти, согласно прогнозу Министерства энергетики США, в 1999 г. снизится на 1,1% по сравнению с предыдущим годом (за счет сокращения добычи странами ОПЕК), а в 2000 г. возрастет на 2,9%.
Мировой спрос на нефть в рассматриваемой перспективе, как прогнозируется, будет продолжать расти. В то же время из-за проблем в некоторых странах Юго-Восточной Азии его увеличение, несмотря на то, что оно превысит уровень прошлого года, будет меньшим, чем до азиатского экономического кризиса. В 1999 г., как ожидается, мировой спрос возрастет на 1,5%, а в 2000 г. - примерно на 2,3%, так как спрос на нефть в Азии отчасти восстановится.

Рис.2.
Прогнозом предусмотрен достаточно широкий диапазон возможных отклонений от базового варианта под влиянием тех или иных факторов. Так, более умеренный рост производства или более значительное увеличение спроса могут привести к повышению цен на нефть в 2000 г. до 22,0-22,5 доллара за баррель. В то же время значительное отступление основных нефтедобывающих стран от взятых на себя обязательств по сокращению добычи может привести к снижению мировых цен на нефть по сравнению с текущим уровнем (до 15-16 долларов за баррель).
Таблица 5
Цена нефти, импортируемой в США, долл./барр.
Год 1 квартал 11 квартал 111 квартал IV квартал 1998 1999(III-IVKB. -прогноз*) 2000 (прогноз*) 13,44 10,92 18,34 12,40 15,18 18,92 11,87 18,39 18,67 10,86 18,67 19,00 *Прогноз Министерства энергетики США (базовый вариант). Источник: U.S. Department of Energy, Energy Information Administration
Таким образом, ситуация на мировом нефтяном рынке и реальные интересы его основных участников позволяют рассчитывать на постепенный рост цен на нефть в 1999-2000 гг., а также в более отдаленной перспективе. Значительное влияние на динамику мировых цен будет оказывать политика стран-членов ОПЕК. События последнего года позволяют ожидать от них проведения достаточно строгой линии как в отношении соблюдения установленных квот, так и в отношении их изменения. Вместе с тем опыт 1998 г. не позволяет полностью исключить возможность в отдельные периоды неконтролируемого резкого падения нефтяных цен.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Какие бы сценарии развития энергетики в XXI в. ни рассматривались, Россия в них будет занимать одно из наиболее важных мест. Для этого есть все необходимые предпосылки: огромные гидроресурсы, запасы газа, угля, урана, технологический и научный потенциал для создания полного цикла получения и транспортировки всех видов энергии; географически через Россию можно наиболее эффективно транспортировать грузы из Европы в Азию и обратно.
В России, составляющей 10% территории Земли, сосредоточено 45% мировых запасов природного газа, 13% - нефти, 23% - угля и 14% - урана. При этом на труднодоступные районы Тимано-Печорского бассейна, Восточной Сибири и континентального шельфа арктических морей приходится до 50% прогнозных ресурсов нефти и до 80% - природного газа.
Крупным потенциальным ресурсом углеводородного сырья в долгосрочной перспективе является шельф России, занимающий 6 млн. км, или 20% площади шельфа Мирового океана. Изученность российского шельфа на нефть и газ как по площади, так и по ресурсам составляет всего лишь 1-2%, однако уже выявлены крупные месторождения и перспективные структуры мирового значения. Около 88% ресурсов углеводородного сырья шельфа России сосредоточено в недрах арктических морей. На долю дальневосточных и южных морей приходится соответственно 11 и 1%.
Список литературы.
Баранов А. "Северные территории" - самый подготовленный проект. // Нефть России.- 1999. - № 9. - С. 66 - 69.
Бобылев Ю. Мировые цены на нефть: перспективы роста.// Нефть России.- 1999. - № 9. - С. 18 - 20.
Велихов Е. Мост Россия - Северо - Восточная Азия // Нефть России.- 1999. - № 9. - С. 50 - 53.
Ермишина И, Савушкин С. Акциз на нефть - тысяча и одна неизвестная. // Нефть и капитал.- 1998. - № 3. - С. 29 - 30.
Иванов А. Удастся ли в 1999 году стабилизировать мировой рынок нефти?// Нефть России.- 1999. - № 6. - С. 32 - 34.
Клубничкин М. Делить теперь можно, отнимать нет.// Нефть и капитал.- 1999. - № 3. - С. 15 - 18.
Котлер Ф. Основы маркетинга. - Санкт-Петербург, АО "Коруна", АОЗТ "Литера плюс", 1994.
Орлов В. Эффект богатства и дефект хозяйствования. .// Нефть России.- 1999. - № 7. - С. 50- 55.
Уланов В. Хорошо забытое старое.// Нефть России.- 1999. - № 9. - С. 46 - 48.
Шуляк П.Н. Ценообразование.-М., Издательский дом "Дашков и Ко",1999

28

Работа на этой странице представлена для Вашего ознакомления в текстовом (сокращенном) виде. Для того, чтобы получить полностью оформленную работу в формате Word, со всеми сносками, таблицами, рисунками, графиками, приложениями и т.д., достаточно просто её СКАЧАТЬ.



Мы выполняем любые темы
экономические
гуманитарные
юридические
технические
Закажите сейчас
Лучшие работы
 Психоаналитическая теория исторического процесса. З. Фрейд. Человек Моисей и моноистическая религия.
 Понятие помилования и амнистии и их сходство и различие
Ваши отзывы
Добрый день! Работу получила. Огромное спасибо! Обязательно расскажу о вашем сайте своим знакомым и друзьям, так что ждите заказов :) С благодарностью.
Наталья

Copyright © www.refbank.ru 2005-2018
Все права на представленные на сайте материалы принадлежат www.refbank.ru.
Перепечатка, копирование материалов без разрешения администрации сайта запрещено.