Refbank.Ru - рефераты, курсовые работы, дипломы по разным дисциплинам
Рефераты и курсовые
 Банк готовых работ
Дипломные работы
 Банк дипломных работ
Заказ работы
Заказать Форма заказа
Лучшие дипломы
 Бухгалтерский учет и аудит товарных операций на предприятиях розничной торговли
 Психолого-педагогические аспекты обучения молодых матерей естественному вскармливанию
Рекомендуем
 
Новые статьи
 Почему темнеют зубы и как с этом...
 Иногда полезно смотреть сериалы целыми...
 Фондовый рынок идет вниз, а криптовалюта...
 Как отслеживают частные...
 Сочинение по русскому и литературе по тексту В. П....
 Компания frizholod предлагает купить...
 У нас можно купить права на...
 Сдать курсовую в срок поможет Курсач.эксперт. Быстро,...
 Размышления о том, почему друзья предают. Поможет при...
 Готовая работа по теме - потеря смысла жизни в современном...
 Рассуждения о проблеме влияния окружающего шума на...
 Рассуждения по тексту Владимира Харченко о роли науки в...
 Проблема отношений человека с природой в сочинении с...
 Рассуждение по теме ограниченности...
 Описание проблемы отношения людей к природе в сочинении по...


любое слово все слова вместе  Как искать?Как искать?

Любое слово
- ищутся работы, в названии которых встречается любое слово из запроса (рекомендуется).

Все слова вместе - ищутся работы, в названии которых встречаются все слова вместе из запроса ('строгий' поиск).

Поисковый запрос должен состоять минимум из 4 букв.

В запросе не нужно писать вид работы ("реферат", "курсовая", "диплом" и т.д.).

!!! Для более полного и точного анализа базы рекомендуем производить поиск с использованием символа "*".

К примеру, Вам нужно найти работу на тему:
"Основные принципы финансового менеджмента фирмы".

В этом случае поисковый запрос выглядит так:
основн* принцип* финанс* менеджмент* фирм*
Философия

контрольная работа

Проблема человека в философии



ПЛАН
лист
Природа человека, его сущность и предназначение. 3
2. Антропосоциогенез и его комплексный характер. 9
3. Понятие "человек", "личность", "индивид". 11
Список использованной литературы 16

1. Природа человека, его сущность и предназначение.
Человека и человечество всегда интересовали две одинаково сложные проблемы: окружающий его мир и он сам. Различные философские школы по-разному распределяли и распределяют приоритеты в анализе этих проблем.
Досократики, в частности, были в основном, сторонниками незнания природы.
Сократ и софисты также считали стремление к познанию сущности человека никчемным занятием. И вообще, западная - "фаустовская" - философия, в отличие от восточной, уделявшей большое внимание внутреннему миру человека, в большей степени проявляет интерес к внешнему миру.
Значительно различаются взгляды философов на соотношение и на взаимосвязь человека и окружающего его мира: от полной их идентификации до признания их полной автономности. "Человек-часть природы",-говорят одни. "Человек - совершенно особый мир",- возражают им их оппоненты. "Из человека можно лепить все, что угодно",-утверждают одни. "Нет, существование человека предопределено его наследственным кодом",-возражают им другие. "Поступки людей предопределяются обстоятельствами", - говорят бихевиористы. "Причины поступков людей - проявление их свободной воли", - таково мнение экзистенциалистов.
Человек велик - человек ничтожен. Человек добр - человек зол. Главное для человека - исполнение своего долга. Главное для него-это достижение личного счастья. Человека ждет великое будущее - нет, гибель человечества "не за горами". Человечество пребывает в зрелом состоянии - нет, человечество находится еще в младенческом возрасте. Так что же это такое - "Человек", какова его сущность и судьба? На эти и на многие другие вопросы, связанные с человеком и человечеством и пытаются ответить философы различных школ и течений.
Философское знание о человеке носит не только чисто академический характер. Каждый из нас в повседневном общении с другими людьми формирует свое собственное представление о человеке и нередко руководствуется им в своей жизни. Философское (предельно общее) представление о человеке предостерегает нас от поспешных суждений и оценок, помогает выработать наиболее верную жизненную позицию в сообществе людей. Философская антропология (учение о человеке) всегда несет в себе частицу мудрости, служит развитию и духовному обогащению личности, а значит и приращению нашего общего духовного богатства.
Философское знание о человеке отличается тем, что в нем естественным образом соединяются непреходящее, вневременное и неизменно актуальное. Это обусловлено тем, что ядром философского знания о человеке являются вечные проблемы человеческого бытия.
Первая и едва ли не самая главная из них связана с решением вопроса о происхождении человека.
Вопрос о том, как и когда произошел человек, издавна интересовал людей. В рамках первобытных форм религии предки человека усматривались в некоторых животных, растениях и даже в отдельных частях ландшафта. Именно в этом состоит смысл одной из древнейших форм религии - тотемизма.
Мифологические предки людей носят в большинстве случаев имена животных, что отражает представление человека того времени о своем происхождении.
Позже появляются другие формы религии, объясняющие появление человека на Земле действием или проявлением воли сверхъестественных сил. Человек - творение Бога. Такова позиция и современного религиозного сознания.
Основы современной естественнонаучной теории антропогенеза (происхождения человека) были заложены Ч. Дарвиным (1809-1882). Он первым сформулировал гипотезу о происхождении человека от обезъяноподобного предка. В этой гипотезе и до настоящего времени продолжают оставаться спорными ряд положений. Однако вполне очевидным представляется то, что около 300 тысяч лет тому назад на Земле появились неандертальцы, которых сегодня относят к тому же биологическому виду, что и современного человека. Неандертальцы уже умели строить жилища и изготовляли простейшие (каменные) орудия труда.
Выделение человека из животного мира было связано с процессом становления существенно новых, специфически человеческих способов деятельности. Важнейшее место среди них занимает труд, как целесообразная орудийная и в основе своей коллективная деятельность людей. Именно труд и общение людей в процессе труда способствовали развитию их речи.
Ученые считают также, что важным фактором становления человека явились нравственные требования, устанавливавшие человеческие нормы взаимоотношений между индивидуумами в обществе. Простейшие нравственные требования образовали тот фундамент, на котором впоследствии произошла надстройка более поздних и более сложных моральных ценностей и норм.
Таким образом, труд, членораздельная речь и нравственность стали ведущими факторами становления человека.
Природа человека - это его стойкие, неизменные и общие для всех людей анатомо-физиологические черты, а также общие задатки и свойства, отражающие его особенность как живого существа: разумность, прямохождение, членораздельная речь, специфические анализаторы, темперамент и т. д.
Большинство философов склонны рассматривать человека как главную ценность мироздания. В то же время существуют философские направления природной (натуралистической) ориентации, представители которой исповедуют культ Космоса, природы и тем самым абсолютизируют зависимость человека от природы.
Сторонники еще одной точки зрения - антропологического релятивизма считают, что человек, как природное существо, обладает большой пластичностью и весьма подвержен как биогенетической, так и культурной эволюции. Это может привести, по их мнению, в дальнейшем даже к разрушению "ядра" человека.
Большинство материалистов считают, что человек, и в целом человечество, есть часть природы, ее высшая ступень развития. Однако, человек не есть просто часть природы, идентичная другим ее составляющим. Предметно-материальная и духовная деятельность человека выводят его за собственно природные рамки. Благодаря орудийной предметной деятельности, человек перестает быть частью природы, а мышление и свободная воля человека делают его творцом второй (очеловеченной) природы, запечатленной в предметах материальной и духовной культуры, в искусственной среде.
В понимании природы и сущности человека одно из центральных мест занимает проблема соотношения биологического и социального. В философии имеются две основные точки зрения: биологизаторская, в которой подчеркивается значение прежде всего природных, врожденных качеств человека, его близость к животному миру, и социологизаторская, которая считает, что качества человека определяются социальной средой. Человек по своей природе-не зверь и не ангел, ибо он обладает природными способностями, позволяющими ему реализовать себя как социальное существо в современном мире.
Проблема человека и смысла его жизни остро встала в философии Сократа и Платона, Сократ считает главным в человеке разум и внутренний нравственный закон. "Добродетель есть знание", - считал Сократ, т. е. нравственность определяется не волей богов, а знаниями. Это был большой шаг вперед в развитии науки о человеке.
Платона интересовал духовный мир человека. Используя заимствованные у Сократа категории (понятия), он придал им преимущественно другой смысл. Добродетель у Платона - это не знание, а врожденное качество, неизменное и одинаковое у всех. Изначально, по его мнению, у каждого человека имеются представления о добром, справедливом, честном и т. п. Платон вводит в перечень добродетелей также меру, красоту, правду. Сами добродетели понимаются им по-своему. Так, мужество он определяет через мудрость и считает мудрых людей самыми смелыми. Мудрость, мужество, воздержанность в единстве своем образуют справедливость, которая достигается воспитанием. Платон как бы суммирует два сократовских тезиса: "Добродетель есть знание" и "Познай самого себя". По смыслу первого тезиса добродетельная личность должна выйти за свои собственные пределы в область всеобщего, а по смыслу второго-сосредоточиться на самой себе. Представляют интерес и воззрения Платона на соотношение тела и души. Тело рассматривается как темница души, а душа как бессмертная сущность, которая имеет небесное происхождение. Вражда между душой и телом определяет сущность и существование человека. Раз душа бессмертна, часто рождается и видела все и здесь, и с потустороннем мире, то нет ничего такого, чтобы она не знала - вот характерное представление Платона о душе.
Аристотель выступил с критикой идей Платона. Он отверг идею о бессмертии души, о ее перевоплощениях и о воспоминаниях души об идеальном мире. Аристотель видит в природе человека единство душевных и телесных свойств.
По Аристотелю существуют три вида души: растительная, ощущающая и разумная. Растительная свойственна всем живым существам, ощущающая-животным и человеку, разумная - только человеку. Человек выше всех других животных прежде всего разумом. Он - вершина мировой иерархии, внутренне связан с природой и противостоит ей, так как обладает душой. Человек от природы предрасположен к добру, которое воплощается в реальность через знание и разум. Благодаря воспитанию и воле человек может приобрести такие добродетели, как мудрость, разумность, благоразумие, мужество, щедрость, благородство, справедливость и др. При этом Аристотель особо подчеркивал, что в процессе воспитания необходимо учитывать различие в прирожденных свойствах людей. Небезынтересным представляется и то обстоятельство, что Аристотель первым в истории сформулировал положение, получившее впоследствии признание и широкое распространение: "Человек - существо политическое", реализующее свои способности и задатки в государстве.
За две тысячи лет существования философии антропологическая проблематика существенно углубила представления о человеке, его жизни, его предназначении.
Анализ проблемы противоборства тела и духа в человеке, начало которому было положено еще ранним христианством, в период господства Средневековой теологической философии способствовал исследованию трех способностей души: памяти, разума и воли. При этом тело рассматривалось лишь как "орудие" души, как своего рода ее вместилище или даже как темница. Это пренебрежение телесностью сказалось даже на эстетических идеалах Средневековья, изображавших святых без малейших признаков плоти.
Светская философия в разных странам Европы, особенно начиная с эпохи Возрождения, пыталась резко возражать этому тезису христианской философии, но последующие сочинения М. Лютера и Л. Кальвина, Я. Гуса и других сторонников протестантизма еще более утвердили позицию разделения души и тела человека.
В католической философии XX в. этот затянувшийся конфликт души и тела человека разрешает новая философия Иоанна Павла II, современного папы Римского. Он провозгласил, что тело человека такой же Божий дар, как и душа. И относиться к телу надо не с пренебрежением, а как к подарку от Отца Небесного. Все проявления тела негреховны, греховно запрещать то, что нужно телу, плоти человеческой. Считают, что это новое положение, выдвинутое Иоанном Павлом II, укрепило авторитет католической церкви среди европейских стран, придав официально существовавшей в течение многих веков церковной доктрине человека новый смысл и значение.
Одной из наиболее широко обсуждаемых тем в философских исследованиях XX в. становится проблема веры и озарения. Тем более, что в перечень сущностных характеристик человека современные философы включают не только его умение трудиться, членораздельную речь, абстрактное мышление, но и свободу воли, акт веры, творческую интуицию. Они становятся объектом анализа, а затем и особым направлением внутрифилософской антропологии. Так возникли достаточно мощные философские школы, имеющие много сторонников во всем мире: философия жизни и философия интуитивизма, философия психоанализа и философские концепции творчества.

2. Антропосоциогенез и его комплексный характер.
Выделение человека из животного мира - столь же грандиозный скачок, как и возникновение живого из неживого. Ведь речь идет об образовании такого рода живых существ, внутри которого с известного момента прекращается процесс видообразовании и начиняется "творческая эволюция" совершенно особого тина.
Предыстория человечества по сей день остается такой же загадочной и таинственной, как и возникновение жизни. И дело здесь не просто в недостатке фактов. Дело еще в новых и новых открытиях порой совершенно обескураживающих, парадоксальных, которые колеблют теории, еще недавно казавшиеся стройными и убедительными. Неудивительно, что современные научные представления о становлении человека покоятся в основном на гипотезах. Более или менее достоверными можно считать лишь общие (но как рад философски значимые) контуры и тенденции этого процесса.
К вопросу о происхождении человека антропологи и философы подходят с различных и внешне даже противостоящих друг другу позиции. Антропологи озабочены поисками "недостающего звена" в биологической эволюции от обезьяноподобного предка человека к Homo sapiens. Философы стремятся выявить и обрисовать сам "прорыв постепенности" - революционный скачок, который имел место в процессе человеческого становления. Это способствует правильному пониманию мировоззренческого масштаба проблемы, перед которой стоит антропологическое исследование, и оказывает на пего эвристическое воздействие.
Давно признано, что превращение животных (гоминидов) в людей не могло быть неким мгновенным, одноактным событием. С неизбежностью должен был существовать длительный период становления человека (антропогенеза) и становления общества (социогепеза). Как показывают современные исследования, они представляют собой две неразрывно связанные стороны единого по своей природе процесса - антропосоциогенеза, длившегося в течение 3-3,5 млн. лет, то есть почти в тысячу раз дольше, чем вся "писаная история".
Важную роль в объяснении общего смысла антропосоциогенеза играла и играет трудовая гипотеза, набросанная Ф. Энгельсом в работе "Роль труда в процессе превращения обезьяны в человека" и детально обоснованная советскими антропологами и археологами. Гипотеза эта нашла признание и у многих антропологов-немарксистов, выступавших против идеалистических истолкований становления человека.
Вместе с тем определяющее значение труда в процессе антро-посоциогепеза нельзя толковать в духе натуралистических (тем более механистических) представлений о причинных зависимостях. Важнейшая черта антропосоциогенеза - его комплексный характер. Поэтому принципиально неверно было бы утверждать, что, скажем, "сначала" возник труд, "потом" - общество, а "еще позднее" - язык, мышление и сознание. Тезис об определяющем значении труда выделяет последний в качестве центрального (и именно в этом смысле первичного) аптропогенетического фактора, в связи с которым формируются и общежитие, и членораздельная речь, и начатки рационального мышления. Но труд и сам имеет генезис, превращаясь в полноценную предметно-практическую деятельность лишь во взаимодействии с такими факторами социализации, как язык, сознание, нравственность, мифология, ритуальная практика и т. д.
3. Понятие "человек", "личность", "индивид".
Биологические и социальные факторы развития человека находятся в тесной, неразрывной связи и не существуют изолированно. Биологическая природа человека составляет необходимую фазу и предпосылку формирования человеческих качеств, которые становятся действительными только под воздействием социальных факторов. При этом, естественно, могут существовать определенные и довольно значительные индивидуальные различия, которые во многом зависят от характера социальной среды, в которой находится человек.
Человек, с момента его рождения, является индивидом, т. е. единичным природным существом, носителем индивидуально-своеобразных черт.
Понятие "индивид" служит для обозначения человека, как не похожего на других, включенного в конкретные социальные связи, мыслящего, радующегося и страдающего. Личность - это соучастник исторического процесса, один из пяти миллиардов человек, живущих на планете Земля.
Сущность каждого конкретного индивида, как личности, составляет совокупность конкретных социальных качеств, которыми он обладает, и социальных отношений, в которые он включен. Эти связи существуют вне и не зависимо от человека, потому они объективны. Вместе с тем, они реализуются людьми, поступающими как личности. Особенностью личности является высоко развитое самосознание: личность контролирует себя и свои поступки.
При рождении человек включается в сферу семейно-бытовых отношений и становится под их влиянием индивидом. По мере взросления, связи его с внешним миром расширяются, он приобщается через систему образования ко многим культурным ценностям. И, наконец, получив соответствующее образование, человек включается в основные сферы жизнедеятельности общества - производственно-экономическую, социальную, политическую и духовную, обретая возможность стать личностью.
Деятельность - основной путь и единственный способ стать личностью. Своей деятельностью человек продолжает себя в других людях. Произведенный предмет - это, с одной стороны, предмет деятельности, а с другой-средство, с помощью которого человек утверждает себя в общественной жизни, так как этот предмет предназначен для других людей.
Человек выступает как полноценная личность, если его деятельность в достаточной степени соответствует содержанию и целям деятельности, объединяющей его с другими людьми, что, в конечном счете, отвечает и общественным интересам.
В социальном общении личность складывается под влиянием многообразных отношений, которые возникают между людьми. Это двухсторонний процесс. С одной стороны, происходит усвоение человеком социальных норм и опыта вхождения в социальную среду, в систему общественных отношений, а с другой - идет процесс активного воспроизводства общественных связей за счет его активной деятельности.
В "технологии" этого общения заключается существенная роль социализации личности.
Социальная среда формирует личность. В широком смысле социальная среда (макросреда) охватывает общество в целом, как совокупность общественных отношений, общественного сознания, культуры. Социальная среда в узком смысле (микросреда) включает непосредственное социальное окружение - семью, дом, микрорайон, трудовой коллектив, круг друзей и т. д.
Личность, если она действительно является личностью, в сущности своей активна. Людям не дано выбирать социальную среду обитания, которая является результатом деятельности как современного, так и всех предшествующих поколений. Однако личность всегда стремится быть "выше" обстоятельств.
Во взаимодействии с людьми происходит как обобществление, так и внутреннее обособление человека, противопоставление своего "Я" другим. Субъективные представления человека о себе самом в психологии получили название образа "Я" или "Я - образа". Пробуждаясь в человеке, его "Я" помогает ему стать личностью во всем ее многообразии.
"Я - образ" включает в себя три составляющие. Во-первых, это познавательный компонент-представление о своих способностях, внешности, физической силе, социальной значимости. Во-вторых, - это переживания, самоуважение, себялюбие и т. д. В-третьих, - это оценочно-волевой компонент- стремление быть понятым, желание завоевать симпатии, уважение, повысить свой социальный статус или желание остаться незамеченным, держаться в тени. Психологи утверждают, что у человека есть множество сменяющих друг друга "Я - образов", попеременно выступающих на передний план самосознания.
Индивидуальность, как дальнейшее развитие личности, выступает ее существенной характеристикой, поскольку она отражает уникальный способ ее бытия, особенности ее поведения, профессиональной деятельности и т. п.
Важно отметить, что качества личности формируются в первую очередь социально-экономическими условиями и культурными традициями. При этом собственно биологические особенности человека, как бы отступают на второй план.
Индивидуальность - это и самобытность чувств, и особенности характера, и оригинальность мышления. Индивидуальность личности, ее конкретное содержание обусловлено как той или иной эпохой, так и саморазвитием человека.
Индивидуально-психологические и социально-психологические качества личности образуют основу наращивания других социально-значимых качеств - политических и экономических, философских и правовых, этических и эстетических,
Современные философы утверждают, что человеком рождаются, индивид воспитывается, а личностью - становятся. Ответственность за то, какой личностью стал человек, лежит, прежде всего, на нем самом.
Индивид проходит в жизни через три хронологические стадии социального созревания личности: от трех до двенадцати, от двенадцати до восемнадцати и от восемнадцати и далее.
Личность проявляет себя также в трех "пространствах" существования: в самом индивиде, в межличностных отношениях, и в других людях. Эти "пространства" существуют не изолированно, а образуют единое "пространство".
Становление личности продолжается на протяжении всей жизни человека. Социализация личности - это процесс ее вхождения в социальную среду, приспособления к ней, освоения конкретных социальных ролей и функций, определения собственных идеалов, интересов и потребностей, а также реализации своих жизненных планов и достижения целей. Закономерностью социального развития личности является соразмерность этого процесса с природным развитием человека. Самоутверждение человека заключает в себе два аспекта. Прежде всего, субъект пытается вызвать у себя и других определенное ценностное отношение к себе, и в то же время сделать себя в действительности таковым, каким он считает нужным быть. А нужно быть самостью. "Самость" - это некая независимость личности от внешнего мира. Не случайно целый ряд соответствующих понятий начинается с "само" (самостоятельность, самоконтроль, самосознание, самовоспитание, самообразование). Самость - это то, что в философии традиционно называется свободой воли и выступает как самая значимая характеристика личности, как ее философская сущность.
Гегель рассматривает смысл становления человека личностью в "обретении им своей самости". Но эту "самость" он видел не в единичном бытии индивида, а в том, что в ней реализуются идеи общества, к которому он принадлежит. С точки зрения Гегеля индивидуальное бытие, не реализующее никаких сторон общественного бытия, теряет свой главный смысл и превращается в случайное явление. Через приобщение отдельного индивида к общему, через его включение в жизнь всего рода человеческого,- считал он,- происходит снятие ограниченности индивидуального бытия. Эта точка зрения вызвала большую полемику среди философов, сторонников и противников примата общества над личностью. Свобода у Гегеля заключается не в освобождении личной воли индивида, а в проявлении им разумной деятельности, направленной на общую пользу. Гегель видел назначение государства в подчинении частных интересов граждан высшим общим целям. Он считал, что высшей обязанностью личности является ее обязанность быть гражданином. Человек-гражданин достигает двоякой свободы. Во-первых, внутренней (субъективной), которая заключается в сознательном подчинении своей воли общей цели, во-вторых, достигается объективная (политическая) свобода, то есть, внешняя свобода личности в государстве. Государство, по Гегелю,- это реализация абсолютного духа в конкретном мире.
Таким образом Г. Гегелю принадлежит заслуга не только В том, что он разработал диалектический метод познания и сформулировал основные законы диалектики, но также и в том, что он создал концепцию диалектического развития субъекта: человек-индивид-личность.
1. Список использованной литературы
Алексеев П.В., Панин А.В.Христоматия по философии: Учебное пособие. - М."Проспект",1997.
Диоген Лаэртский. О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов. - М.,1979.
Франк С.Л.Духовные основы общества. - М., 1992.
Шаповалов В.Ф. Основы философии современности. К итогам XX века: Курс лекций для студентов и аспирантов гуманитарных специальностей вузов. - М.: Флита: Наука, 1998.
2 1

Работа на этой странице представлена для Вашего ознакомления в текстовом (сокращенном) виде. Для того, чтобы получить полностью оформленную работу в формате Word, со всеми сносками, таблицами, рисунками, графиками, приложениями и т.д., достаточно просто её СКАЧАТЬ.



Мы выполняем любые темы
экономические
гуманитарные
юридические
технические
Закажите сейчас
Лучшие работы
 Методы и приемы, повышающие качество обучения иностранному языку
 Сословно-представительная и абсолютная монархия во Франции
Ваши отзывы
Здравствуйте! Большое спасибо за отлично выполненный заказ. Диплом я защитил на отлично. Через год защищается жена – так что я опять к вам :) С искренним уважением.
Владимир Н.

Copyright © refbank.ru 2005-2024
Все права на представленные на сайте материалы принадлежат refbank.ru.
Перепечатка, копирование материалов без разрешения администрации сайта запрещено.