Refbank.Ru - рефераты, курсовые работы, дипломы по разным дисциплинам
Рефераты и курсовые
 Банк готовых работ
Дипломные работы
 Банк дипломных работ
Заказ работы
Заказать Форма заказа
Лучшие дипломы
 Механизм управления информационно-аналитическим обеспечением в органах местного самоуправления (на примере Администрации Кировского района г. Саратова)
 Разработка бизнес-плана строительства АЗС
Рекомендуем
 
Новые статьи
 Готовое сочинение для ЕГЭ по теме...
 Сочинение для ЕГЭ по русскому языку по тексту А. И....
 Приумножайте капитал вместе с игровыми...
 Владение английским языком на начальном...
 Играть бесплатно онлайн – казино...
 Казино Вулкан официальный клуб...
 Играйте бесплатно на игровых аппаратах...
 Заем денежных средств на карту...
 Бездепозитные бонусы за регистрацию на...
 Как выбрать высшее учебное...
 Казино Вулкан (Vulkan) - это бренд, который является...
 Дипломы для ВУЗа - покупать, или...
 Попробуйте поиграть в разные онлайн слоты в казино...
 Сила разума: свободный университет сделает Японию...
 Вулкан Вип — играйте в казино...


любое слово все слова вместе  Как искать?Как искать?

Любое слово
- ищутся работы, в названии которых встречается любое слово из запроса (рекомендуется).

Все слова вместе - ищутся работы, в названии которых встречаются все слова вместе из запроса ('строгий' поиск).

Поисковый запрос должен состоять минимум из 4 букв.

В запросе не нужно писать вид работы ("реферат", "курсовая", "диплом" и т.д.).

!!! Для более полного и точного анализа базы рекомендуем производить поиск с использованием символа "*".

К примеру, Вам нужно найти работу на тему:
"Основные принципы финансового менеджмента фирмы".

В этом случае поисковый запрос выглядит так:
основн* принцип* финанс* менеджмент* фирм*
Экономика

курсовая работа

Кризис российской экономики и пути его преодоления



Оглавление
Введение 3
Глава 1. Кризис российской экономики 5
1.1. Основные черты кризиса 1992-1997 гг. в России 5
1.2. Российская экономика в 1998 году 13
Глава 2. Пути преодоления кризиса российской экономики 17
2.1. Антикризисные меры правительства России 17
2.2. Федеральная экономическая политика 23
3. От кризиса к экономическому росту: динамика основных показателей 26
Заключение 34
Библиографический список 36
Приложения....................................................................................38
Введение
Для любого непредвзятого взгляда в начале нового века очевидно многолетнее и многообразное кризисное состояние России. Для того чтобы поставить и решить труднейшую задачу выхода России из этого разрушительного состояния, необходимо ясно увидеть и пережить всю полноту и глубину взаимосвязанных между собою кризисов.
Экономические реформы в России, связанные с переходом к рынку, начались накануне распада Советского Союза и продолжаются до настоящего времени. Их результаты оцениваются пока не улучшением экономических показателей (за годы реформ они продолжают ухудшаться), а только данными, характеризующими структурные реформы, прежде всего приватизацию, темпы "разгосударствления", растущую межрегиональную дифференциацию по совокупности социально-экономических показателей. Реформирование осуществляется на основе отдельных нормативных и правовых актов общесистемного характера (например, программы приватизации) и локальных, касающихся отдельных сфер и отраслей. К примеру, программы структурных реформ в отраслях естественных монополий. Единой стратегии, комплексной программы структурной перестройки экономики до настоящего времени не выработано. Ее заменяет введенное в директивном порядке понятие "курс реформ", реализация которого происходит с использованием командных методов и существующая легальная оппозиция, представленная в Государственной Думе, вынуждена голосовать за продолжение реформ независимо от их результатов из опасения быть распущенной1.
Почти двукратный спад валового внутреннего продукта (ВВП) и еще больший - промышленности, падение почти в пять раз инвестиций в основной капитал, углубление финансового кризиса, выражающееся в "вымывании" денег из товарного оборота и дестабилизации бюджетной ситуации, свидетельствуют о дальнейшем развитии системного кризиса, зародившегося несколько десятилетий назад в недрах экономики "развитого социализма". Реформы только скорректировали течение "того" кризиса, обрушив то, что без государственной поддержки, дотаций из бюджета не могло функционировать.
Актуальность поставленной проблемы очевидна ? с ноября 1997 года российская экономика вошла в полосу острого и затяжного кризиса на финансовых рынках, который стал тяжелым испытанием для финансов и денежной системы России. Есть ли у России перспективы для выхода из создавшегося положения и каковы пути выхода из него?
Цель курсовой работы - проанализировать и раскрыть суть проблемы затяжного экономического кризиса в России, найти антикризисные пути для страны и рассмотреть перспективы развития экономики в современной ситуации.
Глава 1. Кризис российской экономики
1.1. Основные черты кризиса 1992-1997 гг. в России
В экономике России продолжаются глубокие структурные изменения, обусловленные отказом от системы централизованного планирования, учреждением в 1991 году права собственности на средства производства и последующей либерализацией цен на большинство товаров. Структурные преобразования в экономике получили большое развитие в 1992-1993 годах. На этот период приходится принятие многих необходимых законов, бурное развитие розничной торговли. Однако целостную программу макроэкономической стабилизации для условий переходного периода своевременно разработать не удалось.
Вместе с тем, распад системы централизованного планирования нанес ощутимый удар по тяжелой промышленности, прежде всего по оборонным отраслям, а также затронул легкую промышленность, сферу услуг, оказал негативное воздействие на потребительский сектор, резко снизились инвестиции в основной капитал.
Становление и развитие рыночных отношений в современной России происходит крайне неравномерно. За этапами бурной реорганизации товарно-денежных отношений следуют периоды жесткого системного кризиса.
Кризис в России обусловлен следующими причинами2:
слом административно-командной системы управления экономикой;
введение ряда положений, присущих свободной конкурентной рыночной экономике (либерализация цен, заработной платы, внешней торговли, валютного обмена), при отсутствии рыночных учреждений, регуляторов, специалистов, навыков;
стремление к экономической обособленности бывших республик СССР и др.
Предприятия привыкли получать задания по объему продукции, номенклатуре изделий, прибыли, а также фонды на сырье, материалы, энергоресурсы, наряды на поставку своей продукции потребителям. Либерализация цен и заработной платы дала предприятиям возможность увеличивать выручку от реализации продукции и повышать заработную плату за счет роста цен при уменьшении объемов производства продукции, что привело к инфляции. Инфляция обесценивала имеющиеся у предприятий оборотные средства, часто им не хватало вырученных денег для выдачи заработной платы и покупки сырья, материалов, энергоресурсов. Следствием инфляции, высокого налогового бремени, слабой платежной дисциплины стали массовые неплатежи.
Либерализация валютного обмена и внешней торговли сделала возможным мощный приток иностранных товаров, что усугубило спад производства.
Стремление бывших союзных республик к экономической обособленности привело к потере многими российскими предприятиями поставщиков материалов, комплектующих изделий и потребителей продукции обрабатывающей промышленности.
Резко сократились заказы на вооружение, а необходимые меры по конверсии ВПК не были приняты. Динамика падения производства, капитальных вложений, темпах роста цен и неплатежей в 1992-1996 гг. приведены в Таблице 1.
Таблица 1. Индексы основных экономических показателей России за 1992-1996 гг. 3
Показатель 1992 г. 1993г. 1994г. 1995г. 1996г. Валовой внутренний продукт 85,5 91,3 87,3 95,9 94,4 Продукция промышленности 82 86 79 97 96 Продукция сельского хозяйства 91 96 88 92 93 Капитальные вложения 60 88 76 90 82 Индекс потребительских цен 26,1 9,4 3,2 2,3 1,2 Индекс цен предприятий-производителей на промышленную продукцию
33,8
10,0
3,3
2,8
1,3 Индекс реализации продукции сельскохозяйственными предприятиями 9,4 8,1 3,0 3,3 1,4 Индекс цен в капитальном строительстве 16,1 11,6 5,3 2,7 1,7 Индекс тарифов на грузовые перевозки 35,6 18,5 3,5 2,7 1,2 Суммарная просроченная задолженность предприятий и организаций промышленности, сельского хозяйства, транспорта на конец года
--
--
5,5
2,6
2,2
В 1997 году продолжилась реализация жесткой денежно-кредитной политики, начало которой было положено в 1995 году. Это и обусловило значительное снижение уровня инфляции в 1996-1997 годах. Прирост потребительских цен снизился с 131,4% в 1995 году до 21,8% в 1996 году и 11,0% в 1997 году. Цена социального набора (из 19 основных продуктов питания) увеличилась на 11,2% вместо 10,1% в 1996 году. Прирост оптовых цен промышленности снизился с 25,7% до 7,4%.
В то же время следует отметить, что в структуре производства ВВП продолжал снижаться удельный вес товаров (с 42,7% в 1996 году до 41,2% в 1997 году), что является следствием снижения долей сельского хозяйства в ВВП (с 8,0 до 4,7%) и строительства (с 7,2 до 6,2%) (Приложение 1). При этом и в промышленности, доля которой в ВВП увеличилась с 25,2 до 26,8% при некотором росте рентабельности (около 1%), удельный вес убыточных предприятий к общему числу в отрасли увеличился с 42,0 до 47,5%, что требует проведения дополнительных исследований для ответа на вопрос о возможности сохранения тенденций роста в этой отрасли в ближайшее время.
Доходы консолидированного бюджета, в % к ВВП сократились (по определению МВФ) с 25% в 1996 году до 24,5% в 1997 году, а расходы - с 33,7 до 32,2%, дефицит - с 8,8 до 7,3%. Недоимки по налогам в консолидированный бюджет за год увеличились со 128,2 до 181,8 млрд. рублей (в % к месячному ВВП накопленная сумма недоимок в декабре 1997 года составила 71,3% вместо 57,0% в предшествующем году). И хотя неналоговые доходы федерального бюджета от государственной собственности или от деятельности и от продажи принадлежащего государству имущества увеличились с 0,2% ВВП в 1996 году до 0,95% в 1997 году, абсолютные суммы доходов оказались значительно ниже прогнозируемых и реально возможных.
Государственный долг в % к ВВП увеличился с 44,6 до 45,1%, в том числе внутренний - с 16,2 до 19,3%, из него деноминированный в ГКО и ОФЗ - с 10,9 до 14,8%. Внешний долг частично реструктуризован (переводом 28,2 млрд. долларов в портфельные инвестиции) и сократился со 125,0 до 122,5 млрд. долларов, в том числе задолженность России МВФ увеличилась с 12,5 до 13,4 млрд. долларов.
Внутреннее финансирование федерального и соответственно консолидированного бюджета за счет ГКО, ОФЗ, прочих государственных ценных бумаг позволило привлечь средства, составившие 1,81% ВВП (в 1996 году - 1,6% ВВП). В то же время расходы на обслуживание ГКО-ОФЗ увеличились с 0,4 до 2,65% ВВП и чистый дефицит бюджета (с учетом чистого обслуживания этих ценных бумаг) возрос с 4,5 до 6,44% ВВП (одновременно вырос и государственный внутренний долг, деноминированный в ГКО-ОФЗ, как показано выше).
В 1997 году среднемесячные темпы прироста денежной массы М2 составили 2,1% (в 1996 году - 2,5%). В результате годовое увеличение этого агрегата денежной массы определяется в 28,4% (абсолютная сумма на конец года - 370,2 млрд. рублей), прирост потребительских цен за тот же период - 11,0%. Коэффициент монетизации (отношение М2 к ВВП) увеличился с 10,3% в декабре 1996 года до 13,2% в июне-августе 1997 года, а к концу года снизился до 12,5%. Скорость денежного обращения соответственно сначала снизилась с 9,7 до 7,6 раза, а затем несколько увеличилась и в декабре составила 8 раз. Доля наличных денег в денежной массе М2 увеличилась с 33,3% в январе 1997 года до 38,9% в июне, затем уменьшилась и в декабре составила 31,9%.
Согласно платежному балансу России за 1997 год чистые поступления иностранных инвестиций на рынок составили 10,9 млрд. долларов (Диаграмма 1).

Накопленный в ГКО-ОФЗ государственный долг не только ухудшил состояние бюджета в 1997 году, разбалансировал финансовую систему страны, но и создал предпосылки для нового витка финансового кризиса в 1998 году.
Широкое использование ГКО привело к оттоку денег из реального сектора и фондового рынка, спровоцировало развитие бартера, появление вексельного обращения, как альтернативы ГКО, ориентированного на изъятие денег из товарного оборота с одновременным "отмыванием" денег поступающих извне.
Просроченная кредиторская задолженность в экономике выросла за 1997 год с 514,4 млрд. рублей до 756,1 млрд. рублей и составила 24,4% ВВП. Темп прироста - 31,4% (в 1996 году - 76,3%, в 1995 году - 14,3%). Вся просроченная задолженность по оплате труда достигла к концу 1997 года 52,6 млрд. рублей и составила 39% к среднемесячным доходам населения за этот год. Удельный вес задолженности по оплате труда из-за отсутствия бюджетного финансирования в общей сумме просроченной задолженности снизился с 20,4 до 13,2% .
Активы ЦБ России увеличились в 1997 году с 237,3 до 272,5 млрд. рублей (на 14,8%), в том числе задолженность правительства - со 133,5 до 149,9 млрд. рублей, задолженность коммерческих банков снизилась с 10,6 до 10,3 млрд. рублей (Приложение 2). Валютные резервы увеличились с 58,2 до 74,4 млрд. рублей, а задолженность иностранных государств сократилась с 4,2 до 2,0 млрд. рублей.
Количество безработных увеличилось за 1997 год с 7,2 до 8,2 млн. человек. Уровень занятости уменьшился с 90,1 до 88,7%. Количество официально зарегистрированных безработных сократилось с 2,5 до 2,0 млн. человек.
Доходы и расходы на душу населения увеличились (Диаграмма 2): денежные доходы - с 775,4 до 915,5 рублей; денежные расходы - с 764,6 до 899,8 рублей; средняя заработная плата - с 805,4 до 964,7 рублей (Приложение 3).


Стоимость социального набора возросла с 253,8 до 313,9 рублей и его удельный вес в денежных доходах увеличился с 32,7 до 34,3%. В то же время численность населения с доходами ниже прожиточного минимума (в 1997 году он составил 411 рублей) уменьшилась с 32,5 до 30,8 млн. человек или с 22 до 20,9% ко всему населению. Доля расходов на пенсии в ВВП увеличилась с 5,2 до 5,6%.
Розничный товарооборот за 1997 год составил 862,6 млрд. рублей. Темп прироста в постоянных ценах - 2,5% (в 1996 году было снижение на 4,0%). Товарные запасы в розничной торговле на конец года увеличились с 38,2 до 42,1 млрд. рублей, а в процентах к наличным деньгам и сбережениям сократились с 16,4 до 15,1%, в процентах к розничному товарообороту - с 51,1 до 45,0%. Такой низкий уровень товарных запасов даже в условиях сравнительно небольших сбережений населения мог стать одним из факторов дестабилизации финансовой системы страны.
Во внешней торговле России отмечалось увеличение в 1997 году по сравнению с предшествующим годом оборота с 151,4 до 155,0 млрд. долларов при снижении экспорта с 89,1 до 87,4 млрд. долларов и увеличении импорта с 62,3 до 67,6 млрд. долларов.
Наряду с низкими темпами переориентации реального сектора на функционирование в рыночных условиях, фатального роста неплатежей на состояние макроэкономической ситуации в стране большое влияние оказали высокий уровень бюджетного дефицита. Он стал опасен для обеспечения стабильного экономического роста при практическом исчерпании возможностей для заимствования на внутреннем рынке.
1.2. Российская экономика в 1998 году
Позитивные тенденции в реальном секторе экономики, проявившиеся в 1997 году и обеспечившие прекращение спада ВВП и рост промышленного производства, практически не получили развития в I полугодии 1998 года. В результате ВВП сократился по сравнению с соответствующим периодом прошлого года на 0,5%, приостановился рост промышленного производства. Увеличился темп спада инвестиций в основной капитал (-6,3% вместо -5,0% в целом за 1997 год). Снизились прямые иностранные инвестиции (на 15%). Уменьшились объемы продукции по ряду важнейших отраслей промышленности, по которым в прошлом году был отмечен рост. Основным дестабилизирующим фактором для реального сектора экономики остается усугубившаяся с начала 1998 года проблема неплатежей. Просроченная кредиторская задолженность предприятий и организаций увеличилась за полугодие с 756,1 до 1073,5 млрд.рублей. Суммарная задолженность по заработной плате за 7 месяцев выросла с 52,6 до 75,8 млрд. рублей, в том числе бюджетная - с 5,0 до 14,9 млрд.рублей.
Денежные доходы населения (в фактических ценах) сократились в первом полугодии на 1,5%, реально располагаемые денежные доходы - на 9,0%, а денежные расходы на покупку товаров и оплату услуг увеличились на 12,3%. В июне 1998 года денежные доходы в среднем на душу населения составили 861 рубль (снижение против июня 1997 года на 9,8%), а реально располагаемые денежные доходы снизились по сравнению с сопоставимым периодом прошлого года на 15,7%.
Прожиточный минимум на душу населения составил в июне 1998 года 436 рублей (103% к июню 1997 года), а средний размер назначенных пенсий (с учетом компенсационных выплат) - 400,8 рублей (125% к июню 1997 года). Соотношение среднедушевого денежного дохода и прожиточного минимума снизилось с 227 до 197% (этот показатель вернулся к уровню 1995 года).
Денежные накопления населения увеличились за полугодие с 277,4 до 308,2 млрд. рублей. При этом остатки наличных денег даже сократились - со 105,3 до 102,0 млрд.рублей, в то время как остатки во вкладах выросли со 148,2 до 165,6 млрд.рублей (из этой суммы остатки в Сбербанке России - 128,2 млрд.рублей или 77,4%).
Розничный товарооборот через все каналы реализации увеличился по отношению к первому полугодию 1997 года на 3,1%. Индекс потребительских цен (июнь 1998 года к июню 1997 года, в процентах) составил +6,4, а июнь 1998 года к декабрю 1997 года +4,1.
Что касается внешней торговли, то в I полугодии 1998 года значительно уменьшилось внешнеторговое сальдо, которое составило 0,6 млрд.долларов вместо 8,7 млрд.долларов за соответствующий период прошлого года. Экспорт сократился на 13,0%, а импорт увеличился на 12,8%.
Особенно большие изменения произошли в финансовой сфере. С начала 1998 года прекратился рост денежной массы. Агрегат М2 уменьшился с 370,2 млрд.рублей на начало января до 370,0 млрд. рублей на начало июня, а наличные деньги - со 130,5 до 129,9 млрд. рублей. Кредитные вложения в России уже в первом квартале снизились с 309,1 до 259,1 млрд.рублей, в том числе банкам - с 53,5 до 29,4 млрд.рублей. Официальные международные резервы (валовые), достигшие максимума за все 90-е годы в июле 1997 года (24,5 млрд.долларов) уменьшились к концу прошлого года до 17,8 млрд.долларов, а по состоянию на 1 июня 1998 года составили 14,6 млрд.долларов, При этом чистые международные резервы, выросшие в средине прошлого года до 10,6 млрд.долларов, к началу текущего года упали до 4,3 млрд.долларов и в первые же месяцы 1998 года оказались практически полностью исчерпанными.
В I полугодии 1998 года значительно ухудшилась и без того сложная ситуация с управлением внутренним государственным долгом. Только объем внутреннего долга по ГКО-ОФЗ увеличился за первые 6 месяцев с 384,9 до 436,0 млрд.рублей. И это увеличение не только ничего не дало бюджету, но и потребовало перечисления из бюджета по итогам полугодия 23,0 млрд.рублей для дотирования погашения ранее выпущенных государственных обязательств. Источник финансирования дефицита федерального бюджета не только иссяк, но и превратился в статью расходов с суммами в несколько раз превышающими некогда полученные доходы. По данным ЦБ России общая задолженность российских коммерческих банков перед зарубежными контрагентами по состоянию на 1 июля 1998 года составляла 19,2 млрд. долларов. Из этой задолженности 16,4 млрд. долларов приходится на краткосрочную задолженность со сроком погашения до одного года. Судя по доходам и расходам консолидированного бюджета за I полугодие 1998 года внешняя картина состояния государственных финансов мало отличается от соответствующего периода прошлого года: доходы составили 23,2% ВВП, расходы - 28,0%, дефицит - 4,8% вместо 5,2% в прошлом году. Однако такие результаты достигнуты в условиях более жесткого бюджета, обремененного переходящей с прошлого года задолженностью по многим статьям, на фоне роста государственного долга, обслуживание которого требует отвлечения из бюджета многократно возросших средств, исчерпания чистых международных резервов, а также ухудшения собираемости налогов.
Глава 2. Пути преодоления кризиса российской экономики
2.1. Антикризисные меры правительства России
Для преодоления кризиса правительство прежде всего использовало монетаристские методы, что объясняется рядом причин.
Во-первых, в 80-90-е годы в развитых странах не было глубоких кризисов и довольно успешно применялись монетаристские методы воздействия на устойчивость финансов и стабильность экономики.
Во-вторых, в правительстве России тон задавали молодые реформаторы, усвоившие (в научном плане) монетаристские методы.
В-третьих, российское правительство было заинтересовано в привлечении иностранных кредитов, а МВФ и другие международные финансовые организации в качестве основного условия их предоставления называли применение монетаристских методов борьбы с кризисом.
Правительство и Центральный банк России использовали следующие монетаристские меры.
1) Сдерживание роста денежной массы для снижения инфляции (табл. 2). Экономисты неоднозначно оценивают эту меру. Ее противники считают, что масса денег в России недостаточна (относительно ВВП), она значительно меньше, чем в развитых странах (12-14% к ВВП против 60-80%, а в ряде случаев даже более 100%). Однако при этом они не учитывают, что в развитых странах значительная масса денег обслуживает рынки земли, недвижимости, ценных бумаг, ипотек, тогда как в России эти рынки только начали формироваться.
Таблица 2. Изменение денежной массы и потребительских цен в 1992-1996 гг.4
Показатель 1992г. 1993г. 1994г. 1995г. 1996г.
Денежная масса - агрегат М2 (на конец года) трлн. руб.
рост к предыдущему году, в разах 7,1
- 33,2
4,7 97,8
2,9 220,8
2,3 295,2
1,3
Индекс потребительских цен (декабрь к декабрю предыдущего года, в разах) - 9,4 3,2 2,3 1,2 ВВП, трлн. руб. 19,0 171,5 610,7 1630,1 2256,1 Отношение М2 к ВВП, % 37,4 19,4 16,0 13,5 13,1
Другой довод противников сдерживания денежной массы - широкое хождение в России денежных суррогатов, квазиденег. Но их появление связано, во-первых, с отвлечением значительной массы рублей в сделки "рубли-доллары", домашние сбережения граждан, во-вторых, со стремлением отдельных банков, фондов и фирм получить доход путем сомнительных сделок с денежными суррогатами.
2) Снижение учетной ставки Центробанка России. С ростом инфляции учетная ставка повышалась с 20% (январь 1992 г.) до 210% (октябрь 1993 г.) годовых. Затем началось ее снижение - в октябре 1997 г. она упала до 21%. Считается, что по мере уменьшения учетной ставки увеличиваются заимствования коммерческими банками ссудных средств у Центробанка, сами они увеличивают кредитование предприятий.
3) Снижение доходности государственных ценных бумаг. Чтобы привлечь деньги для финансирования бюджетного дефицита, Министерство финансов повышало ее (доходность государственных краткосрочных облигаций со сроком обращения 3 мес. по результатам аукциона возросла с 103,1% в мае 1993 г. до 176,4% в октябре 1993 г.), а затем стало снижать (в октябре 1997 г. доходность 3-месячных ГКО составили 18,6% годовых). Считается, что с уменьшением доходности государственных ценных бумаг коммерческие банки сокращают их покупку и увеличивают кредитование предприятий.
4) Регулирование деятельности коммерческих банков - лицензирование их, установление нормативов отчислений в фонд обязательных резервов Центробанка, а также нормативов, определяющих надежность работы банка.
5) Сокращение дефицита государственного бюджета. В России дефицит консолидированного бюджета в 1992-1996 гг. составлял (% к ВВП): 1992 г. - 2,8%, 1993 г. - 2,7, 1994 г. - 7, 1995 г. - 3, 1996 г. - 4%. В России вначале использовался инфляционный источник - кредиты Центробанка. Однако в дальнейшем источники финансирования изменились - основными стали эмиссия государственных ценных бумаг и внешние займы.
Размеры эмиссии государственных ценных бумаг быстро увеличивались, повышалась их доходность. Для коммерческих банков они стали привлекательным инструментом. В 1996 г. они приобрели около 70% всех государственных ценных бумаг. Естественно, в таких условиях им невыгодно было кредитовать производство, рентабельность которого в 1996 г. снизилась до 10%. Таким образом, государственная политика в отношении рынка ценных бумаг обеспечила увеличение поступлений денег в бюджет и не способствовала выходу производства из кризиса.
С помощью монетаристских мер удалось остановить инфляцию, однако их оказалось недостаточно для оживления производства. Чтобы выйти из кризиса, необходимо сочетать монетаристские и экономико-организационные меры, причем набор последних не столь стандартен, более разнообразен и вытекает из особенностей экономики.
В России преодолению кризиса способствуют (либо будут способствовать в случае их принятия и реализации) следующие экономико-организационные меры.
1) Реструктуризация предприятий посредством выделения жизнеспособных производств, изменения специализации или ликвидации нежизнеспособных, выделения ремонтных, сервисных подразделений, создания дилерских фирм, маркетинговых служб, формирования фонда реструктуризации промышленных предприятий.
2) Стимулирование малого бизнеса в производственной сфере и коммунальном хозяйстве путем льготного кредитования, создания бизнес-инкубаторов, лизинговых, венчурных фирм, гарантийно-залоговых фондов. В России на тысячу жителей приходится 4 мелких предприятия.
3) Стимулирование развития фермерства путем государственных закупок сельскохозяйственной продукции, создания машинопрокатных станций, лизинговых фирм, выдачи фермерам субсидий за счет налогообложения перерабатывающей промышленности и посреднической деятельности, льготного кредитования под залог земли и имущества.
4) Стимулирование жилищного строительства за счет средств граждан путем развития ипотечного кредита, эмиссии жилищных облигаций, создания строительных трудовых сберегательных касс, выдачи государственных премий гражданам в дополнение к их накоплениям в этих кассах.
5) Протекционистская таможенная политика. По некоторым данным, россияне за счет импорта получают 99% мяса птицы, 99 - сахара, 97 - мороженой рыбы, 60 - молока, 33 - сливочного масла, 28% мяса. Ввозные пошлины на сельскохозяйственную продукцию составляют в России 5 - 30%, а в Чехии, например, 50-211%. Протекционистская таможенная политика заключается не только в увеличении ввозных пошлин, но и в введении антидемпинговых квот, технических барьеров (сертифицирования товаров, прямых ветеринарных запретов).
Некоторые экономисты считают, что стоит обратить внимание на капиталовложения, оживить строительство и начнется рост производства. Анализ кризисов свидетельствует о более сложной связи инвестиций и производства. В России производство преодолело точку падения и начало медленно увеличиваться при продолжающемся спаде капиталовложений. Это можно объяснить тем обстоятельством, что кризис приводит к снижению коэффициента использования имеющихся производственных мощностей. Когда начинается оживление производства, то на первых порах оно возможно за счет увеличения этого коэффициента, т.е. без инвестиций.
Затем наращивание производства, с одной стороны, требует обновления, наращивания мощностей, с другой - обеспечивает рост инвестиций источниками финансирования, повышение амортизационных отчислений, прибыли, доходов и вкладов граждан.
В России в годы кризиса коэффициент использования производственных мощностей снизился в 2 раза (с 80 - 90 до 40 - 45%), а в отдельных отраслях и более. Рост производства на 10 - 15% возможен за счет повышения этого коэффициента в ряде отраслей, в том числе в текстильной, швейной, пищевой. В некоторых отраслях машиностроения увеличение производства за счет данного фактора может быть более существенным.
Однако часть производственных мощностей, особенно в отдельных отраслях машиностроения, не пригодна для выпуска конкурентоспособной продукции.
Кроме того, средства труда на многих предприятиях за годы кризиса не обновлялись. Физический износ основных фондов в нефтеперерабатывающей промышленности увеличился до 77%, газоперерабатывающей - 78, угольной - 56%. Эти средства труда необходимо менять.
Таким образом, рост производства без увеличения производственных инвестиций возможен лишь в течение некоторого времени, затем потребуется увеличение капиталовложений. При этом следует иметь в виду, что росту вложений в обрабатывающую промышленность и сельское хозяйство будут препятствовать помимо прочего высокие относительные размеры импорта товаров.
2.2. Федеральная экономическая политика
В настоящее время влиятельные политические силы разошлись во мнении, каким путем идти. Многие избранники народа в Государственной Думе не мыслят иного пути как только через огосударствление экономики. В Государственной Думе прошли парламентские слушания, организованные Комитетом по экономической политике, на тему: "О концепции экономического и социального развития на 1996-2005 годы". В качестве неотложных мер для выхода России из кризиса в документе были названы следующие:
1) формирование долгосрочных стратегических целей социально-экономического развития РФ, имеющих широкую общественную поддержку, а также проведение макроэкономической политики, направленной на создание благоприятных условий для экономического роста;
2) стимулирование инвестиционной активности;
3) стимулирование потребительского спроса;
4) восстановление сбережений населения и оборотного капитала предприятий;
5) упорядочение отношений собственности;
6) проведение налоговой реформы, предусматривающей снижение бремени налогообложения и упрощение налоговой системы;
7) защиту интересов российских товаропроизводителей;
8) сохранение научно-промышленного потенциала и стимулирование НТП как главного фактора экономического роста;
9) создание эффективной системы профессиональной подготовки и переподготовки кадров;
10) введение системы индикативного планирования социально-экономического развития Российской Федерации;
11) разработка и реализация долгосрочной программы модернизации экономики, НТП, подъема народного благосостояния.
Можно выделить следующие приоритетные направления экономической политики России ближайших пяти лет:
завершение стабилизации финансов;
оживление инвестиций в реальном секторе через окончательное подавление инфляции, децентрализацию инвестиционного процесса, укрепление прав собственности, развитие фондового рынка, создание более благоприятных условий для иностранного капитала;
серьезная налоговая реформа, нацеленная на активизацию инвестиционного процесса, подъем производства, подрыв базы экономической преступности;
развитие малого и среднего бизнеса.
При этом внутренние источники накопления пока не могут обеспечить должный уровень капитальных вложений в российскую экономику. Иностранные же инвесторы продолжают проводить в отношении России осторожную, выжидательную политику. В прошлом году они вложили в реализацию различных проектов на территории нашей страны около 2 млрд. долларов. Конечно это очень мало: российская экономика может сейчас освоить около 10% мирового рынка капиталов, т.е. 15 млрд. долларов в год.
В России общая сумма накопленных иностранных инвестиций составляет 8,74 млрд. долларов и около 1,5 трлн. рублей. Доля прямых инвестиций составляет 43%. Предприятия с иностранными инвестициями выпускают около 4% всей промышленной продукции в стране, обеспечивают 6% экспорта и 11% импорта5. Вопрос об инвестициях является ключевым для успеха нынешнего курса экономических реформ.
За последние несколько лет усилиями федеральных властей созданы правовые условия для развития рынка ценных бумаг и, следовательно, для портфельных инвестиций. Введены в действие федеральные законы "Об акционерных обществах" и "О рынке ценных бумаг". Была разработана концепция в которой отмечается, что "Россия будет формировать собственную модель рынка ценных бумаг на основе национальных интересов и традиций. Эта модель может включать в себя любые системы торговли, применяющиеся на различных биржах и в различных сегментах рынка, однако должна строиться на основе единого информационного пространства и информационной прозрачности рынка". Авторами Концепции подчеркивается, что "Россия ... будет использовать только те элементы зарубежных финансовых рынков, которые обеспечат ей максимальную конкурентоспособность как нарождающегося финансового центра самостоятельного значения6.
Необходимо также отметить, что усугубление кризисных явлений в экономике спровоцировало в обществе новую волну дискуссий о путях выхода экономики из кризиса.
3. От кризиса к экономическому росту: динамика основных показателей
С третьего квартала 1999 продолжились позитивные тенденции в развитии ряда важнейших сфер и отраслей экономики. Прежде всего:
продолжался экономический рост, причем происходил структурный сдвиг в источниках роста в пользу внутреннего спроса; сохранялась тенденция опережающих темпов роста инвестиций в основной капитал по отношению к динамике ВВП и промышленного производства, главным образом за счет инвестиций из собственных средств предприятий; ускорился рост денежных доходов и потребления населения, хотя их докризисный уровень не восстановлен;
сохранялась финансовая стабильность, обеспечивавшаяся прежде всего высоким бюджетным профицитом, а также адекватным применением инструментов денежно-кредитной политики.
Другими важными тенденциями этого периода явились:
сохранение высокого положительного сальдо внешней торговли, составлявшего в среднем за месяц, по оценке, свыше 5 млрд.долларов США;
продолжение номинального укрепления курса национальной валюты, которое составило 1.2%, а реальное - примерно 4.5%, под воздействием прежде всего рекордно высокого сальдо торгового баланса. в последние месяцы начали ускоряться темпы инфляции, главной причиной чего стала существенная денежная эмиссия, сопровождавшая операции Банка России на валютном рынке с целью сдержать чрезмерное укрепление рубля. Несмотря на активное действие стерилизационных механизмов, низкие трансмиссионные возможности банковской системы не позволяли эффективно трансформировать нараставшие объемы денежного предложения в работающие активы реального сектора;
снизились поступления доходов в федеральный бюджет в процентах к ВВП, что, помимо действия сезонных факторов, обусловлено изменениями в структуре ВВП (более высокими темпами роста отраслей, дающих относительно меньшие поступления доходов в бюджет);
не удалось добиться заметных сдвигов в снижении суммарной задолженности по заработной плате, которая в июле и сентябре росла и превысила на конец сентября показатель, сложившийся на конец апреля.
Правительство продолжало последовательную реализацию Плана действий в области социальной политики и модернизации экономики на 2000-2001 годы, выдерживая утвержденный график осуществления мероприятий.
В частности:
осуществлялась работа по частичному изменению Таможенного тарифа, направленному на упрощение и рационализацию его структуры за счет отказа от использования запретительных уровней ставок импортных пошлин, унификацию ставок импортных таможенных пошлин на однородные группы товаров, повышение эффективности системы таможенного администрирования;
Правительство одобрило основные принципы Пенсионной реформы в Российской Федерации;
внесенный Правительством на рассмотрение Федерального Собрания проект Закона "О федеральном бюджете на 2001 год" принят Государственной Думой в первом и втором чтениях. Принципиальные особенности бюджета на 2001 год, отличающие его от предыдущих бюджетов, состоят прежде всего в том, что он: составлялся в условиях действия Бюджетного кодекса; базируется на заблаговременно принятых изменениях в налоговое законодательство; является бездефицитным; составлен с учетом уточнения и сокращения обязательств государства, которые не могут быть профинансированы в 2001 году, и отказа от заведомо нерациональных расходов; предусматривает начало функционирования единой системы управления государственным долгом.
Развитие социально-экономической ситуации (Приложение 4) и позитивные результаты, накопленные с начала года, обусловили такую динамику процессов, в результате которой практически все важнейшие макроэкономические показатели были лучше, чем в 1999 г:
"очищенная" поквартальная динамика ВВП к предыдущему периоду в текущем году в целом демонстрирует достаточно стабильный рост (Приложение 5, график 3);
"очищенная" помесячная динамика промышленного производства характеризовалась в феврале-апреле 2000 г. практически нулевыми темпами роста, но с мая в целом рост возобновился, хотя и более умеренными темпами, чем на протяжении большинства месяцев 1999 года. (Приложение 5, график 4);
несмотря на более низкие темпы инфляции по сравнению с 1999 годом, инфляционный "фон" в 2000 году остается повышенным, особенно в производственной сфере (Приложение 6). За период после кризиса с августа 1998 г. по сентябрь 2000 г. прирост цен производителей в промышленности составил 153.9% против 165.9% прироста потребительских цен. Таким образом, значительно сократился разрыв между ними, образовавшийся после резкого увеличения темпов роста потребительских цен в первые месяцы после кризиса.
происходит достаточно стабильное укрепление реального курса рубля, составившее за девять месяцев 7.8%. Вместе с тем реальный курс рубля на начало октября составил от предкризисного уровня около 58 процентов;
заметный рост производства при значительном укреплении финансовой стабильности;
высокие цены на товары российского экспорта и происшедшее после 1998 года значительное реальное обесценение рубля явились ключевыми факторами экономического оживления.
реальные располагаемые денежные доходы населения продолжают характеризоваться нарастающей динамикой. Начисленная среднемесячная заработная плата в январе-сентябре составила 2129 руб. и возросла по сравнению с соответствующим периодом предыдущего года на 49.8% (реальная заработная плата увеличилась на 23.6 процента). Повышению номинальной и реальной заработной платы способствовал продолжавшийся рост зарплат в хозяйствующих субъектах экономики, проведение индексации тарифных ставок (окладов) работников организаций бюджетной сферы с апреля в 1.2 раза, а также увеличение минимального размера оплаты труда с 1 июля до 132 руб. в месяц7.
по результатам работы крупными и средними организациями всех отраслей экономики (кроме сельскохозяйственных, кредитных и страховых организаций) получен положительный сальдированный финансовый результат (прибыль минус убытки) в размере 673.6 млрд. руб., в том числе в промышленности 475.8 млрд. руб. Рост сальдированной прибыли промышленности вызван не только ростом цен на производимую продукцию, но и увеличением объемов производства. Значительный рост сальдированной прибыли отраслей экономики объясняется высокой рентабельностью экспортоориентированных отраслей промышленности.
происходит улучшение структуры расчетов за оплаченную продукцию крупнейших российских налогоплательщиков и организаций-монополистов. Доля продукции, оплаченной денежными средствами, возросла в 2000 году по сравнению с январем-августом 1999 года на 14.9 процентного пункта. При этом доли продукции, оплаченной взаимным зачетом требований и бартером, уменьшились соответственно на 8.5% и 2.5 процента (Приложение 7).
сохранилась тенденция роста инвестиций в основной капитал. Объем инвестиций за счет всех источников финансирования, по оценке, составил 715.0 млрд. руб. и увеличился по сравнению с соответствующим периодом прошлого года на 17.5%. Сохранению инвестиционной активности способствовали позитивная динамика финансовых результатов деятельности предприятий и тенденция к снижению бартера в расчетах между предприятиями и организациями. Опережающие темпы роста инвестиций в основной капитал над темпами роста ВВП способствовали увеличению их доли в ВВП.
объем иностранных инвестиций в 2000 г. составил 4.778 млрд. долл. США, что на 11.9% выше аналогичного показателя прошлого года. При этом прямые инвестиции сократились на 26.5%, портфельные увеличились в 7.3 раза. В отраслевом разрезе значительно возросли объемы иностранных инвестиций в черную металлургию (с 2.9 до 8.1% от общего объема привлеченных инвестиций).
Показатели экономического роста на сегодняшний день составляют: Показатели 2000 год
(янв-сент) 2001 год
(янв-сент) 2002 год
(янв-сент) Экономический рост, в % к соответствующему периоду предыдущего года ВВП 108,8 105,4 104,0 Объем промышленной продукции 112,7 105,2 104,0 Инвестиции в основной капитал 118,0 107,8 102,5 Инфляция в % (на конец периода) Потребительские цены 14,1 13,9 10,3 Цены производителей в промышленности 25,3 9,6 13,7 Финансы населения Номинальная начисленная зарплата, в руб. 2127,7 3097,0 4218 Реальная зарплата, в % к соответствующему периоду предыдущего года 123,8 119,9 117,9 Федеральный бюджет, в % к ВВП Доходы 15,3 16,8 16,7 Дефицит (-), профицит (+) 2,96 2,7 2,4 Первичный дефицит (-), профицит (+) 5,8 5,9 4,8 Деньги и кредит Рост денежной массы (М2) в % за период 40,8 19,3 13,1 Внешнеэкономическая деятельность, в млрд.долл.США Экспорт товаров 76,0 78,2 76,2 Импорт товаров 31,5 37,8 42,6 Золотовалютные резервы (изменение за период) +12.551 +9.985 +8.997
Таким образом, можно сделать вывод, что экономика России сделала первые шаги для выхода из кризиса и успешно проводит антикризисную программу.
Объективными предпосылками достижения этой цели являются высокие темпы экономического развития, заметно превосходящие соответствующие показатели, как соседних государств, так и мирового сообщества в целом. В связи с этим создание условий для эффективного экономического роста, основанного на инвестициях в структурно-технологическую модернизацию отечественной экономики, обеспечивающего повышение благосостояния граждан России, становится важнейшей целью российского государства.
При этом первостепенную значимость приобретают качественные характеристики экономической динамики. Темпы роста должны быть результатом достижения конкретных, значимых для населения ориентиров благосостояния, успешного решения действительно актуальных задач структурно-технологической модернизации, дополнительных конкурентных преимуществ России на международной арене.
Заключение
Теперь, когда прошло несколько лет, и экономика страны достигла если не блестящего, то хотя бы вполне стабильного состояния, самое время задаться вопросами: насколько она защищена от возможных повторений кризиса. Что удалось сделать за этот период? Вполне очевидно, что национальной экономике удалось выйти из кризиса, но значит ли это, что она стала более здоровой и устойчивой.
Российские компании за года научились работать более эффективно, поняли, насколько важно поддерживать финансовую дисциплину. Мы видим, что более целенаправленной стала деятельность Правительства и Госдумы в сфере экономической политики, эта политика, в свою очередь, стала пользоваться большим доверием со стороны инвесторов, как иностранных, так и отечественных. Вот те основные достижения, которые можно отметить за этот период, прошедший с кризиса, и именно они создают солидный базис, на котором держится национальная экономика.
Однако важно то, что руководство страны смогло приступить к решению наиболее насущных проблем. Началась реформа налоговой системы, была упорядочена бюджетная дисциплина, серьезные сдвиги произошли в деятельности российских предприятий, она действительно стала более открытой и эффективной. Вместе с тем, сохраняется определенное недоразвитие банковской системы страны, недоразвитыми остаются и финансовые рынки, так как не созданы условия для привлечения сюда средств частных российских инвесторов.
Под влиянием кризиса Россия вступила в принципиально новый период своего развития, который характеризуется как позитивными, так и негативными моментами. Очень позитивным фактом является то, что России удалось сформировать довольно большие золотовалютные резервы, и это является своеобразным залогом того, что кризис действительно преодолен, и экономика страны в известной мере сейчас защищена от его рецидива. С другой стороны, есть и негативные моменты, которые являются прямыми последствиями кризиса, и к их числу относится то, что за прошедшее время так и не удалось восстановить докризисные объемы инвестиционного процесса.
Библиографический список
Федеральным законом от 19 июня 2000 г. № 82-ФЗ "О минимальном размере оплаты труда"
Андрюшкевич О.А., Денисова И.М. Современные тенденции к росту в странах с переходной экономикой / Моделирование механизмов функционирования экономики в России на современном этапе. Сб. статей под ред. В.З.Беленького. Вып. 2. - М.: ЦЭМИ РАН, 1998
Борисов Е. Ф. Экономическая теория: Курс лекций для студентов высших учебных заведений. - М.: Юрайт, 1999
Гукасьян Г. М. Экономическая теория: ключевые вопросы / Под ред. д. э. н., профессора А. И. Добрынина. - 3-е изд., доп. -М.: ИНФРА-М, 1998.
Гукасьян Г. М. Экономическая теория: ключевые вопросы: Учебное пособие / Под ред. д. э. н. профессора А. И. Добрынина. -М., 1998.
Джеффри Сакс Рыночная экономика и Россия. М. Экономика. 1994
Курс переходной экономики: Учебник для вузов/ Под ред. Л.И.Абалкина.-М.: ЗАО "Финстатинформ", 1997
Основные объективные закономерности экономики. Методические указания и материал по изучению экономики. Составили: Гусева Н.В., Рымаренко С.В., Саратов, СГТУ, 1995.
Промышленность России// Статистика Россиии, 2000
Российский статистический ежегодник// Статистика Россиии, 2000
Россия в цифрах. Краткий статистический сборник. - М.: Издательский центр Госкомстата России, - 1997.
Социально-экономическое положение России - М., Госкомстат, 1997
Ведев А.Л. и др. Прогноз развития ситуации в сфере обслуживания внешнего долга // Экономическое развитие России. 1998. №9.
Клейнер Г.Б. Кризис взаимных ожиданий. Отказ России от принятых на себя обязательств не может считаться явлением уникальным // Независимая газета. 6.10.1998.
Кризис экономики и хаос цен в России //Эксперт. - 1999. №26
Львов Д.С. Россия: пути выхода из кризиса // Обозреватель. 1998. №11.
О причинах рекордного кризиса российской экономики и путях его преодоления //Вопросы экономики. 1999. №7.
Семенов В. Преодолеть кризисную ситуацию в России. //Вопросы экономики .1998. № 4.
Семенов В. Состояние и тенденции развития экономики России в 1992-1997 годах (экономический обзор)// Вопросы экономики. 1998. № 4.
Эпштейн Д., Тиллак П. Антикризисное управление в России// Экономическое развитие Росии. 1997. № 4.
Приложение 1
Таблица 3. Структура производства
валового внутреннего продукта (в % к итогу)
Показатели 1995 1996 1997 Валовый внутренний продукт, в том числе: 100 100 100 Производство товаров, из них: 43,5 42,8 41,2 промышленность 28,8 25,2 26,8 сельское хозяйство 6,4 8,0 4,7 строительство 7,6 7,2 6,2 Производство услуг, из них: 44,4 48,3 50,0 транспорт 8,7 10,9 12,3 связь 1,2 1,6 2,0 торговля 16,8 21,4 23,6 чистые налоги на продукты и импорт 12,1 8,9 8,8
Приложение 2


Приложение 3
Таблица 4. Структура денежных доходов населения (в %)
Показатели 1992 1993 1994 1995 1996 1997 Всего денежных доходов 100 100 100 100 100 100 Оплата труда 69,9 60,5 46,6 40,7 41,9 42,9 Социальные трансферты 14,0 15,1 15,4 12,4 14,2 14,8 Доходы от собственности, предпринимательской деятельности, прочие 16,1 24,4 38,0 46,9 43,9 42,3
Приложение 4
. График 2. Развитие социально-экономической ситуации страны где: 1. Валовой внутренний продукт 9. Экспорт товаров 2. Выпуск продукции и услуг базовых отраслей 10. Импорт товаров 3. Объем промышленной продукции 11. Реальные располагаемые денежные доходы населения 4. Инвестиции в основной капитал 12. Начисленная реальная средняя заработная плата одного работника 5. Продукция сельского хозяйства 13.Общая численность безработных 6. Грузооборот транспорта 14.Численность официально зарегистрированных безработных 7.Оборот розничной торговли 15.Индекс потребительских цен (в % к декабрю предыдущего года) 8.Внешнеторговый оборот 16.Индекс цен производителей промышленной продукции (в % к декабрю предыдущего года)
Приложение 5
График 3. Динамика ВВП

с исключением сезонной составляющей (--)
без исключения этой составляющей (-)
График 4. Индекс промышленного производства

с исключением сезонной составляющей (--)
без исключения этой составляющей (-)
Приложение 6
График 5. Инфляция

индекс потребительских цен (---)
индекс цен производителей промышленной продукции (--)

Приложение 7
Диаграмма 3. Структура оплаченной продукции в 1999-2000 гг.


1 Клейнер Г.Б. Кризис взаимных ожиданий. Отказ России от принятых на себя обязательств не может считаться явлением уникальным // Независимая газета. 6.10.1998. 2 О причинах рекордного кризиса российской экономики и путях его преодоления //Вопросы экономики. - 1999. - №7. 3 Россия в цифрах. Краткий статистический сборник. - М.: Издательский центр Госкомстата России, - 1997. 4 Россия в цифрах. Краткий статистический сборник. - М.: Издательский центр Госкомстата России. - 1997 5 Кризис экономики и хаос цен в России //Эксперт. - 1999.- N26 6 О причинах рекордного кризиса российской экономики и путях его преодоления //Вопросы экономики. - 1999. - №7. 7 Федеральным законом от 19 июня 2000 г. № 82-ФЗ "О минимальном размере оплаты труда" 31

Работа на этой странице представлена для Вашего ознакомления в текстовом (сокращенном) виде. Для того, чтобы получить полностью оформленную работу в формате Word, со всеми сносками, таблицами, рисунками, графиками, приложениями и т.д., достаточно просто её СКАЧАТЬ.



Мы выполняем любые темы
экономические
гуманитарные
юридические
технические
Закажите сейчас
Лучшие работы
 Процессуальное положение иностранного государства
 Политическое сознание и политическая идеология
Ваши отзывы
Краткий обзор наиболее многообещающих MMO игрушек текущего года В данной публикации мы кратко опишем для вас пару самых популярных и новых MMO игр от ведущих игровых студий нашей планеты например про мморпг онлайн игры , чтобы вы смогли выбрать игрушку по-нраву, которая будет помогать вам приятно проводить не один скучный зимний вечерок. Обзоры и все о новинках игр ММО на сайте - mmostrike.ru
Donaldpussy

Copyright © www.refbank.ru 2005-2018
Все права на представленные на сайте материалы принадлежат www.refbank.ru.
Перепечатка, копирование материалов без разрешения администрации сайта запрещено.