Refbank.Ru - рефераты, курсовые работы, дипломы по разным дисциплинам
Рефераты и курсовые
 Банк готовых работ
Дипломные работы
 Банк дипломных работ
Заказ работы
Заказать Форма заказа
Лучшие дипломы
 Бухгалтерский учет и аудит товарных операций на предприятиях розничной торговли
 Расходы бюджета: понятие, виды и основные формы
Рекомендуем
 
Новые статьи
 Игровой зал Вулкан – бесплатные развлечения без...
 11 класс. Сочинение по тексту В. П....
 Готовое сочинение для ЕГЭ по теме...
 Сочинение для ЕГЭ по русскому языку по тексту А. И....
 Приумножайте капитал вместе с игровыми...
 Владение английским языком на начальном...
 Играть бесплатно онлайн – казино...
 Казино Вулкан официальный клуб...
 Играйте бесплатно на игровых аппаратах...
 Заем денежных средств на карту...
 Бездепозитные бонусы за регистрацию на...
 Как выбрать высшее учебное...
 Казино Вулкан (Vulkan) - это бренд, который является...
 Дипломы для ВУЗа - покупать, или...
 Попробуйте поиграть в разные онлайн слоты в казино...


любое слово все слова вместе  Как искать?Как искать?

Любое слово
- ищутся работы, в названии которых встречается любое слово из запроса (рекомендуется).

Все слова вместе - ищутся работы, в названии которых встречаются все слова вместе из запроса ('строгий' поиск).

Поисковый запрос должен состоять минимум из 4 букв.

В запросе не нужно писать вид работы ("реферат", "курсовая", "диплом" и т.д.).

!!! Для более полного и точного анализа базы рекомендуем производить поиск с использованием символа "*".

К примеру, Вам нужно найти работу на тему:
"Основные принципы финансового менеджмента фирмы".

В этом случае поисковый запрос выглядит так:
основн* принцип* финанс* менеджмент* фирм*
Теория государства и права

контрольная работа

Правовое сознание и правовая культура



Содержание:
ВВЕДЕНИЕ 3
§1. Общая характеристика правового сознания и правовой
культуры 4
§2. Правовая идеология и психология 9
§3. Истоки правового нигилизма и возможности его профилактики 12
§4. Особенности российского правосознания 15
ВЫВОДЫ И ПРЕДЛОЖЕНИЯ 19
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 22

ВВЕДЕНИЕ
Как бы ни было велико значение материального фактора в переходную эпоху, на стыке XX-XXI вв. очевидна необходимость обращения к духовности человека, составляющей фундамент правопорядка. Чтобы вести себя правомерно в юридически значимых ситуациях, каждая личность должна обладать свободным, зрелым и здоровым правосознанием, беречь, воспитывать и укреплять его в себе. Для этого она должна быть свободной в строгих рамках права и иметь возможность самостоятельно осуществлять выбор варианта поведения, так как только в свободном исполнении закона проявляется нравственное достоинство личности, ее социальная активность.
Современный период развития российского общества характеризуется возрастанием роли сознания в такой его области или сфере, как правосознание, что относится как ко всем гражданам, так и в первую очередь к государственным служащим, а особенно - к работникам правоохранительных органов.
Этим и объясняется актуальность данной темы.
Естественно, что такой глобальный вопрос, как правосознание, требует специальных исследований и в рамках контрольной работы будет рассмотрен очень коротко.
§1. Общая характеристика правового сознания и правовой культуры
Каждый человек обладает правосознанием независимо от того, знает он об этом или не знает и как относится к нему - дорожит им, слушается его или нет.
Правосознание представляет собой одну из форм или областей человеческого сознания, явление идеальное, непосредственно не наблюдаемое. Попытка уяснить его конкретную роль в процессе правотворчества и реализации права с давних пор находится в поле зрения ученых, в том числе на уровне эмпирического изучения.
Теория государства и права традиционно исследует такие категории, как понятие, сущность, структура правосознания, его функции, соотношение с правом и роль в механизме правового регулирования общественных отношений, в обеспечении законности и правопорядка, а также правовое воспитание населения и юристов-профессионалов.
Как форма или область сознания, правосознание отражает правовую действительность в форме юридических знаний и оценочных отношений к праву и практике его реализации, правовых установок и ценностных ориентации, регулирующих поведение (деятельность) людей в юридически значимых ситуациях [10, с.379]. Правовое сознание служит источником правовой активности и внутренним регулятором юридически значимого поведения или механизмом его осуществления.
Сознание возникает в процессе и результате деятельности и проявляется в ней. Поэтому функции или назначение правового сознания могут быть поняты по результатам деятельности его субъектов.
Большинство исследователей выделяет следующие основные функции правосознания: познавательную, оценочную и регулятивную[10, с. 384; 14, с. 536]. Все другие практически охватываются ими, например, информативная или прогностическая и др.
Познавательной функции соответствует определенная сумма юридических знаний (идей, категорий, взглядов, представлений и т. п.), являющихся результатом интеллектуальной (мыслительной) деятельности и выражающихся в понятии "правовая подготовка". Знания всегда вызывают у человека определенное отношение, т. е. оцениваются.
Оценочная функция вызывает к жизни определенное эмоциональное отношение личности к разным сторонам и явлениям правовой жизни на основе опыта и правовой практики.
Регулятивная функция правосознания осуществляется посредством правовых установок и ценностно-правовых ориентации, синтезирующих в себе все иные источники правовой активности. Это позволяет определять в целом роль правосознания как внутреннего, личностного механизма регулирования поведения (деятельности) людей в юридически значимых ситуациях.
Известны различные виды правосознания. Но субъектом правовое сознание подразделяется на индивидуальное, групповое и общественное[10, с. 387]. Индивидуальное и групповое правовое сознание носит общественный (общесоциальный) характер. Общественное и групповое правосознание не существует вне индивидуального.
С точки зрения глубины отражения правовой действительности обычно выделяют три уровня правосознания: обыденное (эмпирическое), научное (теоретическое) и профессиональное [10, с. 387; 14, с. 564-565]. Обыденное правосознание складывается стихийно, под влиянием конкретных условий жизни, личного жизненного опыта и правового образования, доступного населению. Оно отражает непосредственно воспринимаемые конкретные правовые явления и наиболее явно проявляется на индивидуальном и групповом уровнях.
Научное (теоретическое) правосознание в отличие от обыденного формируется на базе широких и глубоких правовых обобщений, знания закономерностей и специальных исследований социально-правовой действительности. Именно научное правосознание является (должно являться) непосредственным источником правотворчества, служит (должно служить) совершенствованию юридической практики.
Профессиональное правосознание - это правовое сознание юристов. В его содержание наряду с квалифицированными научно обоснованными суждениями, выводами, закономерностями входит умение применять право.
Понятие правосознания тесно связано с понятием правовой культуры. Как отмечает Р.С. Байниязов, правовая культура является особым качественным состоянием правосознания, реализуемым посредством т.н. правовой ментальности, т.е. духовно-правовой психологической инварианты, имеющей консервативные формы воспроизводства присущих ей ценностей [2, с. 31].
Существуют несколько подходов к понятию правовой культуры. Традиционно правовая культура рассматривается как особое социальное явление, которое может быть воспринято как качественное правовое состоянием личности, и общества, подлежащее структурированию по различным основаниям [14, с. 575].
Правовая культура общества предстает как разновидность общественной культуры, отражающей определенный уровень правосознания и законности, совершенства законодательства и юридической практики, охватывающей всё ценности, которые созданы людьми в области права. Ее элементами выступают составляющие позитивную правовую реальность обстоятельства. Она пронизывает само право, правосознание, правовые отношения, законность и правопорядок, законотворческую и правоприменительную, а также иную правовую деятельность, всю позитивную юридическую действительность в функционировании и развитии ее составных частей.
Другая трактовка опирается на понимание правовой" культуры как семиотической структуры, которая была предложена представителями тартуской школы семиотики Ю. М. Лотманом и Б. А. Успенским [5]. С этой точки зрения культура можно рассматривается как знаковая система, и в зависимости от отношения к знаку можно выделить два типа культуры, различие между которыми определяется тем, как понимается отношение между знаком и его значением: как единственно возможное или как условное и произвольное. Исходя из этого в теории права выделяют культуру выражения и культуру правил [7, с. 23].
В первом типе культуры - культуре выражения - сознание направлено, прежде всего, на поиск выражения уже данного содержания. Здесь содержание рассматривается как налично существующее, и задача заключается в том, чтобы найти "правильное" выражение, соответствующую данному содержанию, найти язык, формулу, адекватные выражаемому с их помощью содержанию. Для этого типа культуры, как указывают Ю.М. Лотман и Б. А. Успенский, определяющей является мысленная оппозиция "правильное-неправильное", относящаяся к оценке выражения, репрезентации [5]. Для данного типа культуры характерно то, что нормы понимаются как "правильные" или "неправильные" выражения действительных правоотношений, сложившихся между людьми. "Правильной" считается та норма, которая адекватно выражает фактически существующую правовую реальность. Мерой "правильности" нормы является ее содержание, данное как объективная реальность.
Культура правил определяется отношением к знаку как к чему-то условному и произвольному по отношению к референту, существующему в действительности. Она нацелена не на выражение готового содержания, а на определение еще не данного содержания. Здесь знак не может быть правильным или неправильным. Основной мыслительной оппозицией в данном типе культуры является отношение "упорядоченное-неупорядоченное". Именно знак и его употребление определяет и формирует свой референт, поэтому здесь действует правило: "существует то, что правильно". Применительно к правовой культуре это означает, что содержание правовой нормы, правила как знака определяется самой нормой, правилом, которые указывают на то, что должно существовать в действительности. Что законодатель вводит как норму, то и существует как правовая реальность.
Данный тип культуры в наибольшей мере присущ нормативной концепции права. В рамках данной концепции право понимается как содержание норм, зафиксированных в законодательных актах государства[7, с. 24-25].
§2. Правовая идеология и психология
Правосознание в своей структуре содержит правовую идеологию или познавательную, когнитивную сторону (знания, идеи, взгляды и т. д.) и правовую психологию или социально-психологическую, эмоционально-волевую сторону (переживания, чувства, привычки, убеждения и пр.), т.е. правовоззрение.
Специфика правосознания по сравнению с другими сферами или областями сознания (политическим, нравственным, эстетическим и т. д.) составляет осознание и переживание связанности явлений и процессов с юридическими последствиями (мнимыми, действительными или желательными), соотнесение их с правовым регулированием, с юридическими правами, обязанностями и санкциями.
Правовая идеология - это систематизированное научное выражение правовых взглядов, принципов, требований общества, различных групп и слоев населения. Она должна формироваться как процесс выявления, теоретического осознания, координации и согласования различных общественных интересов путем достижения социального компромисса. В этом случае правовая идеология будет содержать большой нравственный потенциал, подразумевающий приоритет прав и свобод личности, разделение властей, политический плюрализм, высокую роль суда, что свойственно идеологически и экономически здоровому обществу с развитой общей и правовой культурой. Правовая идеология обосновывает и оценивает существующие или возникающие правовые отношения, законность и правопорядок. В разработке правовой идеологии принимают участие юристы, политологи, экономисты, учитывающие конкретные исторические условия жизни общества, расстановку сил, уровень общественного сознания, социальную психологию, волю и интересы как большинства, так и меньшинства, другие факторы.
Ядром правовой идеологии, ее обязательным компонентом являются знания права, которые по своей сущности обращаются к каждому человеку с предписаниями, дозволениями и запретами, предоставляют ему права и возлагают обязанности. Человек, не знающий права (конституции и других законов) своего государства, ведет внеправовую жизнь, руководствуется стихийно возникшими самодеятельными представлениями о правах и обязанностях, присущими ему в той или иной степени от природы или приобретенными в результате практического опыта. Если он не знает своих обязанностей и их пределов, то не в состоянии их соблюдать и бессилен перед произволом власти.
Помимо знания норм права каждому человеку нужно знать еще его принципы (исходные, основные положения) и источники права с тем, чтобы при необходимости найти искомые принципы и нормы. Естественно, что специфические требования предъявляются в этой связи к правовой идеологии юристов-профессионалов. Объем и качество знаний, владение принципами и нормами права принято называть правовой информированностью личности.
Выделяют три уровня правовой информированности граждан (населения). Чертами первого уровня признано усвоение в основном бесконфликтных правил поведения, составляющих необходимые условия коммуникации и общепризнанных социальных связей, реализуемых в значительной степени на уровне интуиции. Для второго уровня характерна относительно свободная ориентировка в изменяющихся правовых ситуациях на основе общих принципов и постоянно реализуемых норм права, способность осмыслить содержание нормативно-правовых актов и соответственно сориентироваться в выборе варианта поведения. Показателем третьего уровня правовой информированности личности считается постоянный интерес к праву, ненасыщаемая потребность в получении и расширении количества, углублении качества правовой информированности, установка на ее активное, критическое восприятие и использование [3, с. 13-14]. Он характерен для юристов-профессионалов.
Правовая психология охватывает совокупность правовых чувств, ценностных отношений, настроений, желаний и переживаний, характерных для личности (конкретного человека), всего общества в целом или конкретной социальной группы (групп). Она является наиболее непосредственным отражением жизненных отношений членов общества, составляющих нации, народности, различные группы и слои населения. Через правовую психологию реализуются: а) знания права; б) органически присущие правовой культуре обычаи, традиции и вообще все то, что вошло в привычку, в быт, в культуру личности; в) ее самооценка, т. е. умение критически оценить свое поведение с точки зрения его соответствия принципам и нормам права [10, с. 380].
§3. Истоки правового нигилизма и возможности его профилактики
Экспериментальные исследования правосознания различных групп и слоев населения показали, что центральным компонентом правосознания, наиболее чувствительным к всяким подвижкам, играющим определяющую роль в выборе варианта поведения, соответствующего правовому предписанию (правомерному) или правонарушающему (нарушающему законность), являются ценностные отношения к праву в целом, к отдельным его нормам и институтам, к практике их применения, соблюдения и нарушения, к собственному правовому поведению. В связи с этим в теории права выделяют два крайних явления, получивших название: правовой идеализм и правовой нигилизм.
Особое значение в этой связи имеет проблема правового нигилизма. В настоящее время широкое распространение в нашем обществе, в том числе и среди юристов, имеет тотальный правовой нигилизм, выражающийся в девальвации права и законности, игнорировании законов или в недооценке их регулирующей, социальной роли. Как социальное явление, как свойство общественного, группового и индивидуального сознания правовой нигилизм имеет различные формы проявления: от равнодушного, безразличного отношения к роли и значению права, через скептическое отношение к его потенциальным возможностям, до полного неверия в право и явно негативного отношения к нему.
Существуют различные подходы к пониманию сути правового нигилизма.
Правовой нигилизм представляет собой направление общественно-политической мысли, отрицающей социальную и личностную ценность права и считающей его наименее совершенным способом регулирования общественных отношений.
Немецкий философ М. Хайдеггер, анализируя феномен европейского нигилизма, отмечал три его формы. Во-первых, это господство бессмысленности, обесцененности всего сущего. Отсутствие иерархии ценностей приводит к равнозначности всех ценностей, к представлению о том, что все они относительны, а следовательно, в целом общезначимого смысла в них не Во-вторых, нигилизм обнаруживается в убеждении, что человеческий ми социум соткан лишь из "психологических потребностей" и представлял собой сеть пересекающихся частных интересов. Отсюда, в-третьих, представление о том, что в мире, в обществе, в человеке отсутствует какая-либо организация, единый порядок и целостность системы жизненных отношений [15, с. 13-17].
Н. И. Матузов определяет сущность правового нигилизма "в общем негативно-отрицательном, неуважительном отношении к праву, законам, нормативному порядку" [6, с. 34]. И.Д. Неважжай уточняет эту формулировку, указывая, что "речь здесь идет, с одной стороны, о недооценке одного типа правопонимания другим типом правопонимания, а с другой - об осознании недействительности, нереализованности в действительность своего собственного понимания права. Здесь одно право не признает другое, оценивает его как вправо, а само себя не находит воплощенным в жизни" [7, с. 27].
Наиболее важные черты правового нигилизма указывает Н. Варламова. Правовой нигилизм, ее точки зрения, "характеризуется юридической некомпетентностью (отсутствием правовых знаний), негативной оценкой права (отрицанием его социальной ценности как наименее эффективного способа регулирования общественных отношений), распространенностью навыков и стереотипов неправового и противоправного поведения" [4, с. 90].
Широкое распространение правового нигилизма характерно в настоящее время для нашей страны. К основным причинам распространенности правового нигилизма в современной России относят: 1) исторические корни, являющиеся естественным следствием самодержавия, многовекового крепостничества, лишавшего массу людей прав и свобод, репрессивного законодательства, несовершенства правосудия; 2) теорию и практику понимания диктатуры пролетариата как власти, не связанной и не ограниченной законами; 3) правовую систему, в которой господствовали административно-командные методы, секретные и полусекретные подзаконные нормативно-правовые акты, а конституции и немногочисленные демократические законы в значительной степени только декларировали права и свободы личности; 4) количественную и качественную корректировку правовой системы прошлого в переходный период, кризис законности и неотлаженность механизма приведения в действие принимаемых законов, длительность процесса осуществления всех реформ.
Правовой нигилизм и правовой фетишизм деформируют правовое сознание личности, а соответственно действие этого механизма приводит к неблагоприятным, нежелательным для общества, правонарушающим актам поведения [10, с. 383].
В рамках теории и практической деятельности разработаны различные средства борьбы с правовым нигилизмом. Рассмотрение их, естественно, невозможно в рамках данной контрольной работы, поэтому можно лишь сказать, что к таковым обычно относят качество законопроектной работы, усовершенствование правоприменительной практики в специфических условиях переходного периода, более широкое привлечение к законотворчеству граждан и их объединения и т.д.
Более подробно отдельные направления борьбы с правовым нигилизмом будут рассмотрены в выводах и предложениях.
§4. Особенности российского правосознания
Правосознание, как категория, определяющая отношение к праву отдельных личностей, групп людей, этносов, народов и т.п., естественно имеет свои особенности по отношению к каждой группе. Для характеристики данных особенностей вводят понятие "правовой менталитет". Как отмечает Р.С. Байниязов, категорию "правовой менталитет" следует признать одной фундаментальных в общей теории правосознания [2, с. 31].
Правосознание имеет определенную автономную правокультурную идентификацию, которая обусловливает самобытный, оригинальный культурный путь духовно-нравственного развития права. Законодателю важно понимать, что в правовом менталитете общества коренятся исходные этнические и культурно-исторические основы национальной правовой культуры.
В настоящее время идет формирование целостной научной концепции отечественного правового менталитета. К сожалению, ее пока нет, хотя актуальность и слабая разработанность данной проблемы вполне очевидны. Работы известных российских правоведов в области изучения правового сознания (П. И. Новгородцева, Л. И. Петражицкого, И. А. Ильина и др.) не утратили своего значения, но не могут быть в полной мере использованы для адекватного объяснения современной российской правовой действительности.
Российская правовая ментальность представляет собой неоднозначный, чрезвычайно сложный, противоречивый, а вместе с тем оригинальный, самобытный социально-правовой феномен. Можно выделить следующие основные особенности российского правосознания:
1. Юридический менталитет российского общества изначально отличался небрежным, отрицательным отношением к праву (правовой нигилизм). Данный вид правового нигилизма представляет реальную опасность для духовной культуры общества. Нигилизм юридического менталитета российского этноса существенным образом тормозит развитие правовой культуры, права, правопорядка, законности, что на фоне общего социального, духовно-нравственного, культурного кризиса нашего общества и государства лишь осложняет ситуацию в стране. Нужен необходимый противовес коллективистским, антииндивидуалистическим импульсам и тенденциям, ведущим к правовому нигилизму [9, с. 11].
2. Российско-правовой ментальности органично присущ этатизм, о чем свидетельствует вся история России. Чрезмерная, неоправданная ориентация на государственную власть есть характерная черта отечественной ментальности, показывающая ее не в лучшем свете по сравнению с западные правосознанием и менталитетом. В российском обществе индивид не обладает тем чувством позитивной правовой ответственности и долга, которое характерно для граждан западноевропейских демократий, что существенно затрудняет общероссийский правовой прогресс.
В научной литературе в качестве особенности российского менталитета отмечают полное подчинение личности государству, а в момент народных возмущений - дикий произвол, побеждаемый еще более лютым государственным произволом[13, с. 14].
3. Современный российский юридический менталитет находится кризисном состоянии, в процессе искания новых установок. Жизнь заставляет провести определенную ревизию юридических ценностей, норм, институтов, не отвечающих потребностям и запросам современной социальной практики. В данный момент отечественная ментальность характеризуется упадническими настроениями, склонность социальной панике и страху, отчаянием, неверием в собственное будущее.
4. Специфика российской ментальности проявляется также во взаимодействии с юридической культурой общества, в характерном образе восприятия правовых ценностей. Умственно-психологические структуры отечественной юридической ментальности, с одной стороны, связаны с правовой культурой общества, с другой - неадекватно воспринимают ее ценности.
5. На этом неприглядном духовно-культурном и правовом фоне явственна проявляется наивное, ничем не оправданное, идеализированное восприятии значения права в общественной жизни. С одной стороны, россияне в целом не испытывают в отношении права закона особых положительных эмоций и чувств, настроений и переживаний В. Н. Синюков пишет: "Русское правовое сознание не может сделаться подвластным праву как форме, пусть даже определяемой рационально выведенной естественной необходимостью"[8, с. 54]. С другой стороны, в обществе существует повышенная вера в неограниченные регулятивные возможное права. И.Ю. Козлихин отмечает, что все требуют скорейшего издания законов, но в той ситуации в которой мы сейчас находимся, закон просто не может работать, потому что требует изначальной стабильности в обществе[11, с. 227].
6. Российская юридическая ментальность неоправданно заполитизирована. Такое положение объясняется излишней политичностью нынешнего российского обществ увлечением российского политического истеблишмента демагогией, наивной верой "низов" в популистские лозунги и призывы.
7. Современному российскому менталитету присуща не только политическая демагогия и популизм, но и эклектичность воззрений, представлена взглядов, идей и т. п. Для него характерна идеологическая сумбурное непостоянство и непоследовательность экономических, политических, правовых и иных взглядов, сочетание в социальном сознании несовместимых ментальных схем, стереотипов. До сих пор обществу непонятны цели государственного строительства [2, с.38-41].
Таким образом можно отметить, что российское правосознание, особенно это касается так называемого народного или массового правосознания, является, с одной стороны, неразвитым по сравнению с западными цивилизациями, а с другой - характеризуется как расположенное на полюсах нигилизма или идеализма в оценке роли и статуса права [7, с. 23].
Российский менталитет (в том числе и правовой) является непростым феноменом, обладающим как позитивными, так и негативными качествами и свойствами. Поэтому к его изучению необходимо подойти объективно и обстоятельно.
ВЫВОДЫ И ПРЕДЛОЖЕНИЯ
По итогам проведенного исследования можно сделать следующие основные выводы:
1. Правосознание есть особое отношение индивидуума к праву и практике его реализации, регулирующее поведение личности в юридически значимых ситуациях. Правосознание неразрывно связано с уровнем правовой культуры в обществе.
2. В структуре правосознания можно выделить правовую психологию и правовую идеологию.
3. Правосознание различных сообществ имеет свои особенности, связанные с наличием специфического менталитета, в том числе и правового. Правосознание российского общества характеризуется рядом особенностей, наиболее важной из которых является сочетание правового нигилизма и правового идеализма.
Основные предложения по поднятию уровня правосознания в обществе можно, на мой взгляд, разделить на три направления: экономическое, юридическое и духовное.
Экономическое направление, которое базируется на иерархии потребностей А. Маслоу, является основой для формирования позитивного правосознания. Нельзя требовать от личности соблюдения законов, если эти законы вступают с противоречием с удовлетворением его основных потребностей.
Д.А. Шестаков дает следующую формулу, отражающую вероятность совершения правонарушения отдельным индивидом:

Вероятность преступления =
Нетрудно понять, что в современных экономических условиях, когда экономические возможности подавляющей части населения не позволяют легально удовлетворить многие потребности, вероятность совершения противоправных действий резко повышается [12, с. 225]. Разрыв в доходах самых бедных и самых богатых (с учетом укрываемых от налогообложения доходов) достиг, по расчетам, соотношения 1: 25. Вполне естественно, что в обществе формируется негативное отношение к политической и правовой системам, которые это допускают. Поэтому, важным потенциалом обладают мероприятия общеэкономического плана по снижению темпов процесса прогрессирующей имущественной дифференциации населения.
Юридическое направление в общем уже рассматривалось выше, когда речь шла о совершенствовании правотворческой и правоприменительной деятельности. Очень важно кроме того, чтобы государственная власть не нарушала установленные ей же самой правила игры, что она уже проделывала неоднократно. Вопиющим примером попирания собственной Конституции могут служить события сентября-октября 1993 г., когда указом Президента Российской Федерации № 1400 были упразднены законно избранные органы власти [6, с. 32]. На региональном и местном выборах такие события происходят постоянно, полностью оправдывая народную поговорку "закон, что дышло".
Поэтому помимо вышеперечисленных направлений важным представляется духовное. Как совершенно верно отмечает Н. Варламова, "подлинный правопорядок не устанавливается государством, а складывается в недрах гражданского общества, члены которого на собственном опыте убедились, что лишь так они могут гарантировать свою свободу, безопасность и собственность. Самоограничение государства правом никогда не будет до конца последовательным и безусловным, если за правом не стоит гражданское общество, породившее и защищающее его"[4, с. 94]. Решающее значение приобретает здесь правовое воспитание личности.
История свидетельствует о том, что во всех государствах (с разной степенью осознанности и качества) осуществляется особая деятельность по распространению воззрений о праве и правопорядке, для чего используются имеющиеся в распоряжении средства: церковь, литература, искусство, школа (всех уровней), печать, радио, телевидение, специальные юридические учебные заведения. Иными словами, правовое воспитание является составным компонентом идеологической функции любого государства. По мере развития и совершенствования государственности изыскиваются все более искусные способы и формы идеологической обработки сознания масс, все более обосабливается и специализируется правовое воспитание как самостоятельный вид деятельности государства, его органов и их служащих, а также органов местного самоуправления и общества в целом.
Правовая активность предполагает определенную степень интенсивности деятельности в социально-правовой сфере, более высокую, чем просто соблюдение и исполнение правовых обязанностей, превосходящую обычные требования к должностному поведению. При этом справедливо подчеркивается, что такая деятельность связана с дополнительными затратами времени, энергии, а иногда и материальными затратами [1, с. 430].
Российское государство (в совсем недавнем прошлом -тоталитарное государство) сделало для формирования гражданского общества максимум того, что можно было от него ждать. Теперь дело за гражданами. А государство будет им только мешать: не защищать свободную конкуренцию, а препятствовать ей, финансово-административными мерами "привязывать" к себе бизнес и прессу, развивать не судебные, а административные способы разрешения конфликтов и т.п. И на исходе средневековья гражданское общество утверждалось в борьбе с абсолютной властью. Сейчас в России нет значимых социальных сил, способных противостоять государству, но уже созданы условия для их появления. И есть шанс, что правовой нигилизм не станет нашим будущим.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
Бабаев В. К. Правомерное поведение. Правонарушение // Общая теория права. Курс лекций. Нижний Новгород, 1993.
Байниязов Р.С. Правосознание и российский правовой менталитет // Известия ВУЗов. Правоведение. 2000. № 2.
Боер В. М. Правовая информированность и формирование правовой культуры личности (вопросы теории). Автореф. дисс. к. ю. н. СПб., 1993.
Варламова Н. Правовой нигилизм: прошлое, настоящее и будущее России? // Конституционное право. Восточноевропейское обозрение. 2000. № 1.
Лотман Ю.М., Успенский Б.А. О семиотическом механизме культуры // Труды по знаковым системам. Т. 5 (Ученые записки Тартуского университета. Вып. 284). Тарту, 1971.
Матузов Н.И. Правовой нигилизм и правовой идеализм как две стороны "одной медали" // Известия ВУЗов. Правоведение. 1994. № 2.
Неважжай И.Д. Типы правовой культуры и формы правосознания // Известия ВУЗов. Правоведение. 2000. № 2.
Синюков В. Н. Российская правовая система: Введение в общую теорию. Саратов, 1994.
Скэнлан Дж. П. Нужна ли России русская философия? // Вопросы философии. 1994.№ 1.
Общая теория государства и права / Под ред. Марченко М.Н. М., 1998.
Политика и право: региональный аспект // Известия ВУЗов. Правоведение. 1999. № 1.
Проблемы экономической криминологии // Известия ВУЗов. Правоведение. 1998. № 1.
Российская ментальность: Материалы "круглого стола" // Вопросы философии. 1994.№ 1.
Теория государства и права. Курс лекций / Под ред. Н.И. Матузова, А.В. Малько. М., 1999.
Хайдеггер М. Европейский нигилизм // Хайдеггер М. Время и бытие. М., 1993.

2

Работа на этой странице представлена для Вашего ознакомления в текстовом (сокращенном) виде. Для того, чтобы получить полностью оформленную работу в формате Word, со всеми сносками, таблицами, рисунками, графиками, приложениями и т.д., достаточно просто её СКАЧАТЬ.



Мы выполняем любые темы
экономические
гуманитарные
юридические
технические
Закажите сейчас
Лучшие работы
 Контрольная работа 3
 Культура западноевропейского средневековья
Ваши отзывы
Советские ванные, отлитые из качественного чугуна, все время были знамениты своей прочностью и долговечностью. И в большом числе украинских квартир они стоят и сегодня! К сожалению даже этим прочнейшим изделиям с ходом лет свойственно разрушаться и утрачивать начальную красоту: белоснежная эмаль просто покрывается сеткой мелких трещин и необратимо темнеет. К счастью старую чугунную ванную можно быстро отреставрировать банальным жидким акрилом, подробно данный метод рассмотрен на ресурсе stroylab.com.ua/blog . Если реставрацией чугунной ванны занимаются настоящие профессионалы, то восстановленное изделие прослужит вам ещё как минимум тридцать лет.
IgorcikFep

Copyright © www.refbank.ru 2005-2018
Все права на представленные на сайте материалы принадлежат www.refbank.ru.
Перепечатка, копирование материалов без разрешения администрации сайта запрещено.