Refbank.Ru - рефераты, курсовые работы, дипломы по разным дисциплинам
Рефераты и курсовые
 Банк готовых работ
Дипломные работы
 Банк дипломных работ
Заказ работы
Заказать Форма заказа
Лучшие дипломы
 Учет ценных бумаг
 Структура и содержание форм бухгалтерской отчетности ООО "Артель старателей "Амазар"
Рекомендуем
 
Новые статьи
 Для чего нужна накрутка лайков...
 Особенности местного бюджетного...
 Официальный сайт онлайн-казино русский...
 Главные достоинства Адмирал...
 Лучший азартных отдых в онлайн-казино Вулкан...
 Готовые сочинения по ЕГЭ на тему о влиянии фамилии на...
 Уникальный текст сочинения по русскому языку 11 класс. По...
 Что может...
 Куда вложить деньги? Конечно в недвижимость за...
 Университеты Англии открывают свои двери для Студентов из...
 Бакалавриат в университетах США - выбор Казахстанских...
 Любишь серьезные приключения? Игровой автомат Pirat 2...
 Азартные игры онлайн – залог увлекательных...
 Как быстро взять кредит до 50 000 рублей у частного лица...
 Онлайн-казино Вулкан – самые популярные азартные...


любое слово все слова вместе  Как искать?Как искать?

Любое слово
- ищутся работы, в названии которых встречается любое слово из запроса (рекомендуется).

Все слова вместе - ищутся работы, в названии которых встречаются все слова вместе из запроса ('строгий' поиск).

Поисковый запрос должен состоять минимум из 4 букв.

В запросе не нужно писать вид работы ("реферат", "курсовая", "диплом" и т.д.).

!!! Для более полного и точного анализа базы рекомендуем производить поиск с использованием символа "*".

К примеру, Вам нужно найти работу на тему:
"Основные принципы финансового менеджмента фирмы".

В этом случае поисковый запрос выглядит так:
основн* принцип* финанс* менеджмент* фирм*
Теория государства и права

курсовая работа

Формы права



1. Содержание
Введение................................................................................3
Глава 1. Понятие и виды форм права. Соотношение понятий формы и
источника права....................................................................5
Глава 2. Нормативно-правовые акты: понятие, классификация, отличие от
актов применения права........................................................11
Глава 3. Закон и его верховенство в системе нормативно-правовых актов.
Конституция как Основной Закон государства. Виды закона.
Основные стадии законотворческого процесса.............................19
Глава 4. Подзаконные нормативные акты, их виды..................................23
Глава 5. Действие нормативных актов во времени, в пространстве и по кругу
лиц....................................................................................26
Глава 6. Систематизация нормативно-правовых актов. Понятие, виды,
принципы...........................................................................29
Заключение.............................................................................36
Литература.............................................................................38
Введение
Право, как и государство, является продуктом общественного развития. Оно возникает в государственно-организованном обществе как основной нормативный регулятор общественных отношений.
Право жизненно важно. От его содержания и формы зависят направление научного анализа в правоведении и его результата. А так же оно жизненно важно при непосредственном применении юридических норм надлежащими органами и лицами, так как в соответствии с ним не редко решается основной вопрос практический вопрос - правомерное поведение субъектов.
Одним из признаков права является выражение норм в законах, иных признаваемых государством источниках, являющихся формой общеобязательной нормативности, что придает праву качество институционного образования, т. е. явления объективированного в признаваемых государственных документах.
Способы внешнего выражения норм права называются формами права, которые могут быть либо правовым обычаем, либо судебным или административным прецедентом либо нормативно-правовым актом. Особое место в каждой правовой системе занимают нормативно-правовые акты. Они издаются компетентными органами в порядке осуществления нормотвоческой деятельности, содержат в себе новые нормы права и имеют строго определенную форму. Нормативные акты, как правило, распространяют свое действие на широкий круг субъектов и рассчитаны на многократное применение. В системе права они находятся в определенной соподчиненности и поэтому обладают неодинаковой юридической силой. В зависимости от юридической силы они делятся на законы и подзаконные акты.
Правотворческая и правоприменительная работа требует постоянного обращения к различного рода правовым актам. Эффективность такой работы часто зависит от того на сколько точно мы представляем себе то какими бывают правовые акты в какой зависимости друг от друга они находятся.
Кроме того, после принятия новой Конституции в 1993 году теоретиками и практиками постоянно проводится анализ этого нормативного акта и взаимосвязь и соотношение с другими актами. Все эти связи призваны дать верное представление о "правовой цепи", складывающейся в действительности из разных правовых актов и документов для решения взаимосвязанных задач и регулирования экономической, социальной, политической сфер жизни1.
Является целесообразным дать характеристику многообразных правовых актов и раскрыть существующие между ними связи.
Глава 1. Понятие и виды формы права. Соотношение понятия формы и источника права.
Позитивное право в обязательном порядке требует своего внешнего выражения, с тем, чтобы его положения были доведены до сведения масс. Лишь после официального опубликования нормы права приобретают общеобязательное значение, а нарушители их предписаний могут привлекаться к юридической ответственности. Пока норма права не выражены вовне, они не существуют. Более того, если даже подготовлены проекты нормативных актов и опубликованы для их обсуждения, они еще не приобрели юридической силы и ими нельзя руководствоваться в юридической практике. Норма права станет таковой после принятия нормативного акта соответствующими правотворческими органами и в порядке, предусмотренном законодательством.
Способы выражения норм права называются формами или источниками права. Термин "форма" и "источник" в рассматриваемом плане равнозначны, так как применяются для определения одного и того же правового явления. Смысловой их оттенок в том, что форма свидетельствует о способе внешнего выражения норм права, придает им официальность и общеобязательность, а источник указывает, откуда черпают нормы права.
История знает разнообразные формы права, имевшие место у разных народов и существовавшие различное время: одни из них забывались вскоре после того, как были приняты (например, декреты), другие прошли через тысячелетия (например, законы). Форма права наполняется реальным содержанием, а также имеет определенную сущность.
Итак, под формами (источниками) права понимают способы выражения правовых норм. "Источники права" - специальный правовой термин, который употребляется для обозначения внешних форм выражения юридических норм.
Источниками права являются официальные государственные документы, в которых закрепляются юридические нормы. Например, закон, указ президента, постановление правительства, решение местного органа самоуправления. В указанных актах содержаться правила поведения, исходящие от соответствующих органов государства. Будучи закрепленными, в правовых нормах, эти правила приобретают общеобязательное значение.
Различают следующие основные формы (источники) права: правовой обычай, юридический прецедент (судебная практика), нормативно-правовой акт.
Исторически первым источником права явился правовой обычай. Основой для него послужили обычаи, утвердившиеся в обществе. Однако они уже не повторялись в своем прежнем виде, а видоизменялись и подгонялись к новым потребностям общественного развития. Правовым обычаем в настоящее время считается такой обычай, на который делается ссылка в соответствующей статье нормативного акта без приведения его содержания.
Можно дать следующую формулировку правового обычая. Правовым обычаем называется санкционированное государством правило поведения, которое сложилось в результате длительного повторения людьми определенных действий, благодаря чему закрепилось как устойчивая норма. Государство санкционирует только те обычаи, которые отвечают его интересам. Санкционированные обычаи приобретают характер общеобязательных правил поведения. Примером древних правовых обычаев являются такие источники рабовладельческого права, как Законы XII таблиц (Древний Рим V в. до н. э.), Законы Драконта (Афины VII в. до н. э.) и другие.
Не принято считать правовым обычаем те случаи, когда его текстуальное выражение включается в содержание правовой нормы: тогда обычай, по существу, приобретает иной характер и становится новой нормой права. Сам же обычай не теряет от этого своего прежнего значения и сохраняется, как ранее, в качестве вида социальных норм. В отечественном праве правовой обычай встречается чрезвычайно редко. Данный факт объясняется тем обстоятельством, что после октябрьского 1917 года переворота государство неоправданно пошло по пути полного отрицания всего, что было создано ранее в сфере экономической и государственно-правовой. Вне всякого сомнения, все народы имели в системе своих обычаев общественно полезные, поддерживающие национальные и нравственные устои общества. В будущем такие обычаи должны находить свое место в существующей системе права.
Отношение юридических наук к правовому обычаю неоднозначно. Одни отводят ведущую роль обычаю среди других источников права, считая, что законодательные и судебные органы в своей противоречивой и правоприменительной деятельности руководствуются взглядами и обычаями, сложившимися в данном обществе. В соответствии с этой концепцией обычай играет в праве примерно такую же роль, как марксистская теория отводит материальным условиям производства как основе, над которой возникает право2. Преувеличение роли обычая как источника права характерно для социологической и особенно для исторической школы права, которые видят в праве продукт народного сознания.
Юридический позитивизм, наоборот, считает обычай устаревшим источником права, не имеющим существенного практического значения в современной жизни. Главным и преобладающим источником права представители юридического позитивизма считают закон, который своим регулированием должен охватывать все основные сферы жизни общества. И это правильно с той точки зрения, что в большинстве современных стран основным регулятором общественных отношений является право, нормы которого создаются государством. Даже в Англии, где традиции во многих случаях имеют общеобязательное значение, обычаи в настоящее время действуют лишь в ограниченной сфере общественных отношений. Они распространяются только на торговое право и на некоторые институты уголовного права (например, участие присяжных в определенных юридических делах).
В англосаксонской правовой системе источником права признается судебный и административный прецедент, означающий придание нормативной силы отдельным решениям судебных и административных органов. Под юридическим прецедентом понимается судебное или административное решение по конкретному юридическому делу, которому государство придает общеобязательное значение.
Иными словами, если по конкретному судебному или административному делу было вынесено решение, и оно вступило в силу, то такое решение в будущем приравнивается к норме права и на его основе могут решать другие аналогичные дела. Различают судебный и административный прецедент
Судебный и административный прецедент могут существовать при высокой правовой культуре и развитом правовом сознании, когда должностное лицо, понимая принципы права, не допустит злоупотребления своим служебным положением и не воспользуется прецедентом в ущерб правам и законным интересам человека и гражданина, а будет стоять на защите таких прав и интересов. Прецедент во многих случаях представляет собой более гибкую форму права, учитывающую изменения в общественной жизни, отражающий ее запросы и направления развития практики.
Прецедентная форма права широко используется в Англии и Соединенных Штатах Америки.
Родиной прецедентного права является Англия. Общее право здесь создавалось королевскими судами и в своей основе было правом судебной практики. Английские суды и в настоящее время не только применяют, но и создают нормы права. Правила, содержащиеся в судебных решениях, согласно английскому праву, должны применяться в дальнейшем, иначе будет нарушена стабильность общего права и поставлено под угрозу само его существование. В Англии сложились следующие правила и пределы действия прецедента: а) решения вынесенные Палатой лордов, составляют обязательные прецеденты для всех судов и для самой Палаты лордов; б) решения принятые Апелляционным судом, обязательны для всех судов кроме Палаты лордов; в) решения принятые Высшим судом правосудия, обязательны для низших судов. В США отношение к прецеденту как источнику права более упрощенное, здесь вполне допускается изменение судебной практики.
В странах романо-германской системы права роль судебной практики в основном не выходит за рамки толкования (разъяснения) закона. Считается, что правотворческая деятельность является прерогативой законодателя, а также правительственных или административных властей, уполномоченных на это законодателем.
Дореволюционная русская теория права признавала, что закон дополняется нормами, создаваемыми судебной практикой, хотя такое мнение не было общепризнанным3. Отношение к судебной практике как источнику права Трубецкой выразил следующим образом: в жизни общества встречаются случаи, законом не предусмотренные, и суд, рассматривая такие случаи, призван играть творческую роль; он должен разрешать всякие казусы, волей-неволей вынужден создавать для них новые нормы. Если суд сталкивается с казусом, для которого он не может найти соответствующего закона, то он должен разрешить его, основываясь на общем разуме законов, - так как разрешил бы его сам законодатель. Он может воспользоваться законом, предусматривающий аналогичный случай. Если же нельзя подыскать подобного закона, то суд должен решить по духу действующего законодательства, руководствуясь намерениями и целями законодателя, которые нашли выражение в законодательстве как целом4. Такие рассуждения приводят к однозначному выводу: суд не может создавать самостоятельные правовые нормы, при разрешении конкретных юридических дел он должен обратиться к закону, регулирующему сходные случаи, или руководствоваться целями и принципами действующего законодательства.
Отечественная юридическая наука более позднего периода считает, что судебная практика не может быть полноценным источником права. Представляя объективный опыт реализации права, она не должна устанавливать первоначальные нормы, вносить дополнения и исправления в общие нормативные предписания. Ее роль чисто служебная, вспомогательная - конкретизировать в процессе толкования юридические нормы с учетом данной обстановки в рамках применения права5.
Значительное место в правовой системе занимают нормативные акты.
Нормативно-правовой акт - это акт правотворчества, в котором содержаться нормы права.
Среди современных источников права нормативно-правовой акт занимает ведущее место. Он объединяет в себе общеобязательные правила поведения, которые создаются и охраняются государством. К нормативно-правовым актам относятся конституции, другие законы, нормативные решения органов исполнительной власти. В отличие от других источников права, нормативные акты наиболее полно и оперативно отражают изменяющиеся потребности общественного развития, обеспечивают стабильность и эффективность правового регулирования.
Глава 2. Нормативно-правовые акты: понятие, классификация, отличие от актов применения права
Нормативно-правовой акт является одним из источников права современного государства. В нем выражается большинство правовых норм, которые регулируют наиболее важные с точки зрения личности, ее интересов и потребностей общественные отношения. Другие источники права (правовой обычай, судебные и административные прецеденты) обще регулятивной значимостью не обладают. Они играют частичную, вспомогательную или дополнительную роль в регулировании общественных отношений.
В нормативно-правовых актах закрепляются нормы, которые учитывают интересы большинства и меньшинства в целом, координируют их в зависимости от конкретных экономических, социальных и международных отношений в данный исторический период.
Мировая историческая наука рассматривает источники права в неразрывном единстве с содержанием правовых норм. Выражение юридических норм в обычае, прецеденте, в судебной практике имеет казуистический характер. Эти нормы складываются постепенно, по мере повторения частных случаев, применения определенного правила поведения. Поэтому юридические нормы не могут в указанных формах воплотить в себе общего и достаточно определенного выражения.
С развитием общественной жизни, усложнением общественных отношений эти обязательные установления становятся тормозом общественного процесса. Как отмечал в свое время Н. М. Коркунков, "государственная власть, призванная поддерживать и охранять господство права, не может примириться с таким положением дела. Как только оно достаточно окрепнет и организуется, она вежде стремится поставить на место неопределенных начал обычного права и судебной практики ею самой сформулированные и по возможности общие положения или законы".
Переход к всеобщему нормативному регулированию осуществляется эволюционно. Вначале нормативное регулирование распространялось лишь на ре сферы общественной жизни, которые непосредственно касались интересов государственной власти. Частные имущественные и семейные отношения длительное время оставались под воздействием обычного права и судебной практики. Со временем нормативно-правовое регулирование расширяется, подчиняя себе другие области общественной жизни, и становится, таким образом, преобладающей формой правового регулирования общественных отношений.
В отличие от других источников (форм) права нормативно-правовой акт обладает следующими признаками:
1.Нормативно-правовой акт создается в результате правотворческой деятельности компетентных органов государства или всенародным волеизъявлением (референдумом). Правотворческая деятельность представляет собой такую государственную деятельность, которая состоит в издании норм права, а также в совершенствовании и отмене устаревших правовых норм.
Правотворчество - это деятельность, направленная на подготовку, издание и совершенствование нормативно-правовых актов. Она имеет две основные формы: непосредственное правотворчество и опосредованное (государственное) правотворчество. Непосредственное правотворчество осуществляется в результате проведения референдумов, которые в конституционном порядке принимают или отвергают предлагаемые государственной законодательной властью нормативно-правовые акты. Государственное правотворчество выражается в установлении или отмене норм права и определяемом законом порядке. К нему примыкает также нормотворчество отечественных организаций, которое санкционируется государством. При этом нормы, создаваемые общественными организациями, приобретают качество и свойства правовых норм, охраняемых государством.
2. В нормативно-правовых актах содержаться только нормы права, то есть правила общего характера, обладающие государственной обязательностью. Поэтому нормативно-правовые акты необходимо отличать от индивидуальных правовых актов, которые источниками права не являются. Индивидуальный правовой акт распространяет свое действие на конкретных субъектов права, которые находятся в сфере правового регулирования. Он рассчитан на одноразовое применение, относится персонально к определенным лицам и прекращает свое действие с реализацией конкретного права или обязанности (например, назначение органом социального обеспечения пенсии конкретному лицу, решение суда о принудительном возвращении долга обязанным лицом).
Индивидуальные правовые акты являются важным и необходимым средством реализации правовых норм, содержащихся в нормативно-правовых актах. Они имеют обязательный государственный характер, их осуществление обеспечивается компетентными органами государства (судом, мэрией, арбитражем), однако источниками права они не являются, поскольку норм права не содержат. В отличие от правовых норм их предписания относятся к персонифицированным лицам и конкретным жизненным ситуациям.
3. От нормативно-правового акта как источника права следует отличать источники правоведения, или источники нашего знания о праве. Мы черпаем сведения о нормах права из различного рода сборников законодательства, из источников правовых памятников, из произведений профессиональных юристов. Все это источники нашего познания правовых норм, а не источники права.
4. Нормативно-правовой акт оформляется в виде официального государственного документа, который имеет обязательные атрибуты: название акта (закон, указ, постановление); наименование органа, принявшего акт (парламент, президент, правительство, местный орган власти).
5.В нормативных актах нормы права группируются по определенным структурным образованиям: разделам, главам, статьям (например, в Гражданском кодексе: раздел "Обязательное право", глава "Исполнение обязательств", статья "Досрочное исполнение обязательства").
Итак, нормативно-правовой акт - это официальный акт правотворчества, в котором содержатся нормы права.
Они издаются компетентными государственными органами в порядке осуществления законотворческой функции, содержат в себе новые нормы права и имеют строго определенную форму. Нормативные акты издаются на весьма длительное время, и если они научно обоснованы, вызваны к жизни реальной обстановкой, то не меняются вплоть до появления новых экономических, политических, нравственных и иных важных для общества условий. Стабильность норм права украшает правовую систему, свидетельствует о стабильности жизни, прав и свобод человека. Частые изменения законодательства порождают неуверенность граждан в завтрашнем дне, в незыблемости своего правового статуса.
Нормативные акты, как правило, распространяют свое действие на широкий круг субъектов и рассчитаны на многократное их применение. Субъектами, на которых распространяется действие нормативных актов, могут быть все право субъектные граждане страны, а могут быть граждане определенного пола, возраста, местожительства, профессии и т.д. Однако во всех случаях это весьма значительные группы физических либо юридических лиц. Одноразовым применением нормативный акт никогда себя не исчерпывает, так как он рассчитан на многих субъектов и на многократное свое применение в аналогичных ситуациях.
Классификация нормативно-правовых актов производится по различным основаниям: по юридической силе; по содержанию; по объему и характеру действия; субъектам их издающим.
По юридической силе все нормативно-правовые акты подразделяются на законы и подзаконные акты. Юридическая сила нормативно-правовых актов является наиболее существенным признаком их классификации. Она определяет их место и значимость в общей системе государственного правового регулирования. Нормативные акты в системе права находятся между собой в определенной соподчиненности и поэтому обладают неодинаковой юридической силой. Она зависит от того, какой орган издал данный нормативный акт и какое место занимает этот орган в системе механизма государства. В соответствии с теорией и практикой правотворчества акты вышестоящих правотворческих органов обладают более высокой юридической силой, чем акты нижестоящих правотворческих органов
Последние издаются на основе и во исполнение нормативных актов, издаваемых вышестоящими правотворческими органами. Чем выше место государственного органа в системе механизма государства, тем выше степень юридической силы его нормативных актов. Юридическую силу нормативного акта можно понимать как его правовые возможности в сравнении с такими же возможностями иных нормативных актов.
Нормативно-правовые акты классифицируются также по содержанию. Такое деление в известной мере условно. Условность эта объективно объясняется тем, что не во всех нормативно-правовых актах содержаться нормы однородного содержания. Имеются акты, содержащие нормы только одной отрасли права (например, трудовое, семейное, уголовное законодательство). Но наряду с отраслевыми нормативными актами действуют и акты, имеющие комплексный характер. Они включают нормы различных отраслей права, обслуживающих определенную сферу общественной жизни. Хозяйственное, торговое, винное, морское законодательство - примеры комплексных нормативно-правовых актов.
По объему и характеру действия нормативно-правовые акты подразделяются:
на акты общего действия, оказывающие всю совокупность отношений определенного вида на данной территории;
на акты ограниченного действия - распространяются только на часть территории или на строго определенный контингент лиц, находящихся на данной территории;
на акты исключительного (чрезвычайного) действия. Их регулятивные возможности реализуются лишь при наступлении исключительных обстоятельств, на которые рассчитан акт (военных действий, стихийных бедствий).
По основным субъектам государственного правотворчества нормативно-правовые акты можно подразделить на акты законодательной власти (законы); акты исполнительной власти (подзаконные акты); акты судебной власти (юрисдикционные акты общего характера).
Нормативно-правовые акты следует отличать от актов применения правовых норм. Деятельность компетентных органов завершается изданием акта применения норм права. Он фиксирует принятое решение, придает официальное значение и властный характер.
Акт применения норм права - это официальный правовой документ, содержащий индивидуальное государственно-властное предписание компетентного органа, которое выносится им в результате разрешения конкретного юридического дела.
Акты применения права характеризуются следующими основными признаками:
Во-первых, акт применения норм права имеет властный характер и охраняется принудительной силой государства. Содержащиеся в нем конкретные предписания имеют обязательные значения для всех, к кому они относятся, и в необходимых случаях могут быть реализованы принудительным путем. Например, решение суда о возвращении гражданином взятой во временное пользование вещи обязательно для исполнения. За нарушение требований этого акта гражданин несет ответственность как за нарушение нормы права, на основании которого он судим.
Во-вторых, акт применения - это индивидуальный правовой акт. Он относится к строго определенным лицам. Правоприменительный акт имеет силу только для данного случая и на сходные случаи не распространяется. Этим он отличается от нормативно-правовых актов, которые содержат правовые нормы, общий характер. Нормы права регулируют множество однотипных случаев и распространяются на всех лиц, которые находятся в сфере их действия (конкретно не определенных). Они рассчитаны на неоднократное применение. Индивидуальные правовые акты не содержат правовых норм. Они только конкретизируют общие предписания применительно к отдельным лицам или организациям и имеют разовое значение. В силу этого акты применения норм права к источникам права не относятся. В сборники законодательства они не включаются.
В-третьих, правоприменительные акты должны быть законными, выносится в строгом соответствии с законом, опираться на определенные нормы права. Так, приговор суда о назначении наказания лицу, совершившему преступление, может выноситься только на основании норм уголовного права. Если акт не соответствует закону, он должен быть отменен.
В-четвертых, акты применения норм права издаются в установленной законом форме и имеют точное наименование. Закон предусматривает строго определенный порядок издания и оформления индивидуальных правовых актов. К примеру, акты, принимаемые правоохранительными органами (судами, органами прокуратуры и т.п.), должны иметь следующие обязательные элементы: вводную часть, в которой указывается наименование акта, название органа, издавшего его, время издания, конкретный адресат; описательную часть, где излагаются фактические обстоятельства дела; мотивировочную часть, дающего обоснования принятого решения; резолютивную часть, в которой излагается содержание решения;
Каждый правоприменительный акт имеет строго определенное наименование: приговор, приказ, постановление, распоряжение.
Классификация актов применения норм права производится по различным основаниям. В зависимости от субъектов, применяющих нормы права, индивидуальные правовые акты подразделяются на следующие виды:
акт представительных органов государственной власти;
акты исполнительно-распорядительных органов государственной власти;
акты правоохранительных государственных органов (суда, прокуратуры, арбитража и др.);
акты государственного контроля (налоговой инспекции, таможенные органы и др.)
В зависимости от содержания общественных отношений и применяемых к ним норм права правоприменительные акты подразделяются: на регулятивные, которые устанавливают конкретные юридические права и обязанности в связи с правомерным поведением людей (например, приказ ректора учебного заведения о зачислении в вуз, решение органа социального обеспечения о назначении пенсии); на охранительные, издаваемые в связи с совершением отдельными людьми правонарушений (приговор суда, постановление следователя о привлечении подозреваемого в качестве обвиняемого, протест прокурора).
Таким образом, акты применения норм права являются важнейшим средством реализации предписания правовых норм.
Глава 3. Закон и его верховенство в системе нормативно- правовых актов. Конституция как Основной Закон государства. Виды законов. Основные стадии законотворческого процесса.
Главным и преимущественным нормативно-правовым актом современного государства является закон. Он содержит правовые нормы, которые регламентируют наиболее важные стороны общественной и государственной жизни. Определение закона можно сформулировать следующим образом: это нормативно-правовой акт, принимаемый высшим представительным органом государства в особом законодательном порядке, обладающий высшей юридической силой и регулирующий наиболее важные общественные отношения с точки зрения интересов и потребностей населения страны.
Из данного определения вытекают признаки закона, как основного источника права, как нормативно-правового акта, обладающего высшей юридической силой:
законы принимаются высшими представительными органами государства и самим народом в результате референдума;
закон принимается по основным, наиболее существенным вопросам общественной жизни, которые требуют оптимального удовлетворения интересов личности;
законы принимаются в особом законодательном порядке, что не присуще подзаконным нормативным актам. Принятие закона включает в себя четыре обязательных стадии: внесение законопроекта в законодательный орган; обсуждение законопроекта; принятие закона; его опубликование (обнародование). Принятие закона в результате референдума также осуществляется в законодательном порядке, предусмотренным Законом о референдуме;
законы не подлежат контролю или утверждению со стороны какого-либо другого органа государства. Они могут быть отменены или изменены только законодательной властью. Конституционный или другой аналогичный суд может признать закон, принятый парламентом, неконституционным, однако отменить его может только законодательный орган;
законы представляют собой ядро всей правовой системы государства, они обусловливают структуру всей совокупности нормативно-правовых актов, юридическую силу каждого из них, субординацию нормативно-правовых актов по отношению друг к другу.
Ведущие и определяющее положение законов в системе нормативно-правовых актов государства выражает одно из основных требований законности - верховенство закона в регулировании общественных отношений. Ни один подзаконный акт не может вторгаться в сферу законодательного регулирования. Он должен быть приведен в соответствие с законом или немедленно отменен.
В свою очередь законы подразделяются на конституционные и обыкновенные. Конституционные законы определяют основные начала и государственного и общественного строя, правовое положение личности и организации. На основе конституционных законов строится и детализируется вся система нормативно-правовых актов. Конституция по отношению к другим нормативно-правовым актам, в том числе и законам, обладает высшей юридической силой. Обыкновенные законы принимаются и действуют в строгом соответствии с конституционными актами, регламентируют определенные и ограниченные сферы общественной жизни.
Новая Конституция РФ расширила круг органов государственной власти, обладающих правом издания законов. В связи с федеративным устройством России кроме Государственной Думы, принимающей федеральные законы (ст. 105 Конституции РФ), все субъекты РФ получили право на принятие своих собственных законов (п.2 ст.5, п.4 ст.76 Конституции РФ) 1.
Право народа на принятие закона в порядке референдума вытекает из ст. 3 Конституции РФ, определяющей референдум как высшее непосредственное выражение власти народа. Это право не может быть ограничено никакими иными законами либо решениями иных властей. Неоправданны поэтому никакие перечни вопросов на референдумах, обозначенные последними, так как именно народ, являясь носителем суверенитета и единственным источником власти, вправе вынести на референдум принятие любого закона и по любому вопросу без каких-либо ограничений.
Среди законов в первую очередь выделяется конституции, обладающие наивысшей юридической силой и определяющие правовую основу государства. Конституция устанавливает отправные начала для развития всего законодательства страны и поэтому признается в качестве ее Основного Закона. Конституционному регулированию подвергаются основы общественного строя, права и свободы человека и гражданина, их обязанности перед обществом, формы государственного устройства, система и структура органов государственной власти и местного самоуправления. Конституционные положения находят свое развитие в отраслевом законодательстве, где решаются вопросы конкретного предмета правового регулирования в соответствии с принципами, определенными Конституцией. Следовательно, идеи конституции пронизывают всю правовую систему, придают ей единую направленность.
В соответствии с конституцией, как уже было отмечено ранее, создаются конституционные законы. По смыслу Конституции 1993 года можно говорить о двух видах конституционных законов. Первый вид таких законов непосредственно направлен на дополнение или изменение действующей Конституции. После вступления в силу конституционный закон включается в Конституцию и занимает в ней свое место в виде новой главы или отдельной статьи. С помощью таких законов совершенствуется Конституция, приводится в соответствие с изменившимися общественными потребностями, новым временем. Второй вид конституционных законов направлен на дальнейшее развитие конституционных норм, но уже не в рамках Конституции, а самостоятельно, т.е. такие законы не включаются в текст самой Конституции, а действуют сами по себе, выполняя задачи, намеченные Конституцией. Например, в развитие положений статьи 128 Конституции РФ о судебной системе РФ 24 июня 1994 года принят Федеральный конституционный закон "Конституционном суде Российской Федерации".
Глава 4. Подзаконные нормативные акты, их виды.
Подзаконные нормативно-правовые акты -это правотворческие акты компетентных органов, которые основаны на законе и не противоречат ему. Подзаконные акты обладают меньшей юридической силой, чем законы, они базируются на юридической силе законов и не могут противостоять им. Эффективное регулирование общественных отношений имеет место тогда, когда общие интересы согласуются с индивидуальными интересами. Подзаконные акты как раз и призваны конкретизировать, принципиальные положения законов применительно к своеобразию различных индивидуальных интересов.
По своему содержанию подзаконные акты, как правило, являются актами различных органов исполнительной власти. По субъектам издания и сфере распространения они подразделяются на общие, местные, ведомственные и внутриорганизационные акты.
1. Общие подзаконные акты - это нормативно-правовые акты общей компетенции, действие которых распространяется на всех лиц в пределах территории страны. По своей юридической силе и значению в системе правового регулирования общие подзаконные акты следуют за законами. Посредством подзаконных актов осуществляется государственное управление, координируются экономические, социальные и другие вопросы общественной жизни.
К общим подзаконным актам относятся нормотворческие предписания высших (центральных) органов исполнительной власти. Они исходят от президента страны или главы правительства. В зависимости от формы государственного правления (президентской или парламентской) нормативно-правовые акты высшей исполнительной власти находят внешнее выражение в двух разновидностях подзаконных актов.
нормативные указы президента. В системе подзаконных актов они обладают высшей юридической силой и издаются на основании и в развитие законов. Полномочия президента в правотворческой деятельности определяются конституцией страны или специальными конституционными законами. Они регламентируют самые разнообразные стороны общественной жизни, связанные с государственным управлением.
постановления правительства. Эти подзаконные нормативные акты, принимаемые в контексте с указами президента и призваны в необходимых случаях урегулировать более дробные вопросы государственного управления экономикой, социальным строительством и т.д.
2. Местные подзаконные акт - это нормативно-правовые акты органов представительной и исполнительной власти на местах. Их издают местные органы представительной власти и органы местного самоуправления. Действие этих актов ограничено подвластной им территорией. Нормативные предписания местных органов государственной власти и управления обязательны для всех лиц, проживающих на данной территории. Это могут быть нормативные решения или постановления совета, муниципалитета, мэрии, префекта по самым различным вопросам местного характера.
3. Ведомственные нормативно-правовые акты (приказы, инструкции). В ряде стран определенные структурные подразделения правительственных органов (министерства, ведомства) также наделяются правотворческими функциями, которые делегируются законодательной властью, президентом или правительством. Это нормативно-правовые акты общего действия, однако они распространяются лишь на ограниченную сферу общественных отношений (таможенные, банковские, транспортные, государственно-кредитные и другие).
4. Внутриорганизационные подзаконные акты - это такие нормативно-правовые акты, которые издаются различными организациями для регламентации своих внутренних вопросов и распространяются на членов этих организаций. В рамках, определенных актами высшей юридической силы, внутриорганизационные нормативные акты регулируют самые разнообразные отношения, возникают в конкретной деятельности государственных учреждений, предприятий, воинских частей и других организаций.
Система нормативно-правовых актов современных государств неоднородна. Это объясняется особенностями форм государственного правления, многовековыми традициями отдельных стран, национальными и другими факторами. Тем не менее, подавляющее большинство нормативно-правовых систем строится по признаку степени юридической силы акта. Нижестоящие акты в интересах стабильности общественной жизни и ее оптимальной организованности должны соответствовать предписаниям актов вышестоящих органов. Все коллизии, противоречия между подзаконными актами в цивилизованном государстве решает закон, обладающий высшей юридической силой.
Степень юридической силы нормативно-правовых актов может быть различна, но степень обязательности содержащихся в них норм абсолютно одинакова для тех, к кому относятся их предписания. Это принципиальное положение, составляет основу функционирования правового государства.
Также, необходимо отметить, что в нормативном регулировании общественных отношений главное и определяющее место занимает закон. Подзаконные же акты играют лишь вспомогательную и детализирующую роль. В правовом государстве закон охватывает своим действие все основные стороны общественной жизни, он является главным гарантом коренных интересов, прав и свобод личности.
Глава 5. Действие нормативных актов во времени, в пространстве и по кругу лиц.
Установление пределов действия нормативно-правовых актов необходимо для правильной реализации норм права. Ведь любой нормативный акт издается для того, чтобы в установленный промежуток времени на определенной территории регулировать поведение определенного круга людей. Особо важное значение этот вопрос имеет для правоохранительных деятельности компетентных органов.
. Действие во времени означает, что нормативно-правовые акты начинают действовать с момента вступления их в силу. Во многих странах действуют определенные правила вступления в силу нормативных актов6 1.
Акт вступает в силу с момента его принятия правотворческим органом.
Акт начинает действовать по истечении определенного срока после его опубликования. Так, в России законодательные акты вступают в силу на всей ее территории через 10 дней с момента их опубликования в официальном издании законодательной власти.
Нормативно-правовой акт вступает в силу со времени, указанного в самом акте или в специальном акте о введении его в действие.
Установление точного срока вступления в силу нормативных актов важно потому, что именно с этого момента их предписания подлежат исполнению. Новый нормативно-правовой акт распространяет свое действие только на те отношения, которые имеют место после его вступления в силу. Обратной силы он не имеет. Данный принцип означает, что предписания нормативного акта не распространяются на те отношения, которые возникли и существовали до его издания. Такое положение является надежной гарантией обеспечения прав и обязанностей граждан, поддержания прочного правопорядка. Исключение из указанного принципа допускается только в двух случаях:
если самим нормативно-правовым актом устанавливается его обратная сила;
если уголовные законы или акты административного законодательства смягчают наказание или вообще устраняют наказуемость деяния;
Нормативно-правовые акты утрачивают свою силу (прекращают действие) на следующих основаниях:
по истечении срока действия акта, когда такой срок был специально установлен;
в связи с изданием нового нормативного акта, заменившего ранее действующий;
на основании прямого указания конкретного органа об отмене данного нормативного акта;
Действие в пространстве означает, что пределы действия нормативно-правового акта определяются территорией, на которую распространяется его предписание.
Под территорией понимается земная поверхность, недра, водное и воздушное пространство в пределах государственной границы, территория посольства за рубежом, военные корабли в открытом море и в иностранных территориальных водах, военные суда в открытом море, кабины летательных и космических аппаратов в атмосфере.
Действие нормативных актов распространяется как правило на территорию, которая подведомственна органу, их издавшему. Так, нормативные акты членов федерального государства действую лишь на их территории; акты местных органов власти - на территории района, префектуры, города, земли и т.п. При федеративном государственном устройстве в отдельных случаях допускается возможность действия некоторых правовых норм одного государства на территории другого (например, при разрешении имущественных споров, вопросов о наследстве).
Действие по кругу лиц означает, что действие нормативно-правовых актов распространяется на всех лиц проживающих на данной территории. Законы и другие нормативные акты на территории государства действуют применительно ко всем гражданам, государственным и общественным организациям. Их действие распространяется также на иностранных граждан и лиц без гражданства. Этим лицам гарантируются предусмотренные национальным законодательством права и свободы. Они могу обращаться в суд, в другие органы государства для защиты принадлежащих им личных, имущественных, семейных иных прав. Иностранные граждане, лица без гражданства, находящиеся на территории определенного государства, должны уважать его конституцию и соблюдать другие законы.
Однако имеются исключения из общего правила, когда действие нормативно-правовых актов по кругу лиц не совпадает с их действием по территории. Так, иностранные граждане, пользующиеся правом дипломатического иммунитета на территории другого государства, не могут быть привлечены к уголовной ответственности, вызываться в суд для дачи показаний. Если таки лица совершают правонарушение, вопрос об их ответственности разрешается дипломатическим путем. Некоторые национальные нормативно-правовое акты не распространяются на иностранных граждан и лиц без гражданства (например, акты о выборах в органы государства, о воинской службе).
Нормативные акты могут распространять действие не на всех граждан и должностных лиц данной территории, а только на определенные категории (военнослужащих, учителей, лиц сельской местности и других). В таких случаях в правовых актах точно определяется круг лиц, попадающих под их действие.
Глава 6. Систематизация нормативно-правовых актов. Понятие, виды, принципы.
Нормативные акты создаются различными правотворческими органами государства. Они имеют неодинаковую юридическую силу, несовпадающее временное действие, распространяются на различных субъектов и разное территориальное пространство. Естественно, что с течением времени между ними появляются противоречия. Количественное увеличение нормативного материала создает трудности в его использовании. Выход из этой затруднительной ситуации, нарушающей оптимальные основы правового регулирования общественных отношений, состоит в систематизации законодательства.
Систематизация законодательства преследует цель стабилизации правопорядка, приведения нормативно-правового регулирования в инструмент, обеспечивающий нормальное функционирование общественной жизни, наиболее эффективное управление государственными делами в интересах личности.
Систематизация нормативно-правовых актов (законодательства) - это деятельность, направленная на упорядочение и совершенствование правовых норм.
В результате систематизации устраняются противоречия между правовыми нормами, отменяются или изменяются устаревшие нормы и создаются новые, более совершенные, отвечающие потребностям общественного развития. Они группируются по определенным системным признакам, сводятся в кодексы, собрания законодательства и другие систематизированные акты.
В странах где действует прецедентное или обычное право, систематизация правовых норм представляет собой сложную проблему, поскольку современное законодательство лишь формально признает нормативно-правовую состоятельность прецедентов и правовых обычаев.
Каноны религиозного права (мусульманского, буддистского) не могут не учитываться системой законодательства тех государств, где данные каноны являются господствующими среди большинства населения в силу устойчивости религиозных убеждений, имеющих многовековую традицию. В современном обществе общечеловеческие, внерелигиозные, вненациональные интересы личности, как общей первоосновы цивилизованного мира, являются благодатной почвой для функционирования такой нормативно-правовой системы, которая гармонично координирует и всемерно учитывает разнообразие религиозных и национальных потребностей различных людей.
В настоящее время используются три основных формы систематизации нормативно-правовых актов: кодификация, инкорпорация, консолидация.
Кодификация - это деятельность правотворческих органов государства по созданию нового, свободного, систематизированного нормативно-правового акта, которая осуществляется путем глубокой и всесторонней переработки действующего законодательства и внесения в него новых существенных изменений.
В процессе кодификации в проект создаваемого акта включаются действующие нормы, не утратившие своего значения, и вновь созданные нормы, которые вносят качественные изменения в регулирование определенной области общественных отношений.
Кодификация законодательства характеризуется следующими признаками:
кодификационной деятельностью занимаются только компетентные правотворческие органы на основании конституционных или других законных полномочий;
в результате кодификации создается нормативно-правовой акт, включающий нормы, существенно отличающиеся от ранее действовавших;
кодификационный акт является основным актом, так как в нем сводятся воедино нормы, находившиеся ранее в различных актах, но регулировавшие одну и ту же область общественных отношений;
кодификационный акт является основным среди актов, которые действуют в определенной сфере общественной жизни. Такой акт в основных чертах регулирует общественные отношения, являющиеся предметом данной отрасли права (например, Земельный кодекс). В нем же содержаться общие принципы, имеющие руководящее значение для всех норм этой отрасли права;
нормативно-правовые акты, создаваемые в результате кодификации, рассчитаны на длительное регулирование общественных отношений. Они учитывают возможные изменения в общественной жизни и способны регулировать более совершенные отношения, которые могут возникнуть в будущем;
Кодификация - это наиболее сложная и совершенная форма систематизации законодательства, имеющая правотворческий характер. Посредством ее создается единый, юридически и логически ценный, внутренне согласованный нормативно-правовой акт. Кодификационные акты в своей структуре, как правило, имеют общую часть, в которой и закрепляются отраслевые принципы (общие положения), определяющие характер и содержание данной отрасли в целом.
Кодификационные акты по своему содержанию и наименованию подразделяются на три основных вида:
Основы законодательства - это нормативно правовой акт, устанавливающий важнейшие положения (основные начала) определенной отрасли права или сферы государственного управления. Такая форма кодификации используется в федеративных (союзных) государствах. Основы законодательства составляют нормативно-правовую базу для кодификационной деятельности членов федерации.
Кодекс - наиболее распространенный вид кодификационных актов, действующих в основных сферах общественной жизни, требующих правовой упорядоченности (Гражданский кодекс, Уголовный кодекс, Таможенный кодекс, Кодекс торгового мореплавания и другие).
Устав, положение - это кодификационные акты специального действия, которые издаются не только законодательными, но и другими правотворческими органами (например, президентом или правительством). Кодификационными актами являются общевоинские уставы, действующие в вооруженных силах, Устав железных дорог.
Значительное число кодификационных актов в современных государствах не имеют специального наименования. Эти различного рода законы: о собственности, о пенсионном обеспечении, о военной службе, о местном самоуправлении и т. д.
Инкорпорация представляет собой объединение в сборники или собрания действующих нормативно-правовых актов в определенном порядке без изменения содержания.
В результате инкорпорации производится внешняя обработка действующего законодательства. При внешней обработке нормативно-правовые акты располагаются в определенном порядке: алфавитном, хронологическом или предметном, т.е. достигается их внешняя упорядоченность.
Содержание нормативно-правовых актов, включаемых в инкорпоративные сборники или собрания законодательства, по существу не изменяются. В них не включаются лишь те нормы, которые отменены в законном порядке или признаны утратившими силу.
Инкорпорацию производит систематизирующий орган (например, министерство юстиции), не имеющий полномочий отменять, изменять или устанавливать правовые нормы. Он может лишь отразить в сборнике изменения или дополнения, которые уже сделала правотворческий орган.
Инкорпорация бывает официальной и неофициальной. Официальная инкорпорация - это упорядочение правовых норм путем издания компетентными органами сборников действующих нормативно-правовых актов. Издаваемые этими органами сборники законодательства имеют официальный характер. Хотя они и не являются источниками права, однако на них можно ссылаться в процессе правотворчества и применения права.
По своей юридической природе акт официальной инкорпорации является формой опубликования действующих нормативно-правовых актов в обработанном и упорядоченном виде.
Отличие официальной инкорпорации от кодификации выражается в уровне систематизации правовых норм. Если кодификация направлена на существенное развитие системы права, изменение содержания правового регулирования, то инкорпорация таких функций не выполняет. Не изменяя содержание правового регулирования, она призвана привести в строгую систему те нормативно-правовые акты, которые уже созданы в процессе кодификации правотворческими органами.
Официальная инкорпорация может быть хронологической и предметной (систематической).
Хронологическая инкорпорация - это такая форма систематизации, при которой упорядочение нормативно-правовых актов производится по времени их опубликования и вступления в законную силу. В хронологическом порядке издаются акты законодательной и исполнительной власти в специальных официальных изданиях (например, в "Собрании актов Президента и Правительства РФ") При хронологической инкорпорации каждый нормативный акт имеет порядковый номер, указывается его наименование, год, месяц и день издания, а также номер статьи. Это в значительной мере облегчает поиск необходимого нормативно- правового акта, возможность оперативного нахождения и применения находящихся в нем правовых норм.
Систематическая инкорпорация представляет собой упорядочение действующих нормативно-правовых актов по предметному признаку, т.е. по отраслям права, их институтам, сферам государственной деятельности. В систематизированных сборниках или собраниях законодательства нормативный материал распределяется по видам или сферам правового регулирования (государственному строительству, финансам, народному образованию, обороне страны, общественным организациям, уголовной ответственности и т.д.). Пользуясь предметной инкорпорацией государственные органы, должностные лица и граждане могут быстро и оперативно использовать интересующие их нормы права.
Неофициальная инкорпорация - это внешняя обработка законодательства, которая проводится организациями или гражданами (учебными заведениями, ведомствами, учеными и практиками) без специальных на то полномочий правотворческих органов. Неофициальная инкорпорация обслуживает специфические потребности учреждений, организаций, отдельных категорий специалистов в нормативно-правовом материале. Это могут быть сборники трудового и жилищного законодательства, справочники по законодательству для военнослужащих, учителей, геологов, работников правоохранительных органов и т.д. Официальной формой опубликования они не являются, поэтому на них нельзя ссылаться в процессе правотворчества и применения права.
Консолидация - это такая форма систематизации, при которой происходит объединение нескольких нормативно-правовых актов, действующих в одной и той же области общественных отношений, в единый свободный нормативно-правовой акт, без изменения содержания.
Особенность консолидации состоит в том, что она содержит в себе некоторые черты кодификации и инкорпорации. Консолидационный акт является свободным нормативно-правовым актом - и это формально сближает его с кодификацией, а тот факт, что он по существу не вносит ничего нового в регулирование общественных отношений, роднит его с инкорпорацией. По форме систематизации нормативно-правовых актов консолидация в большей мере примыкает к систематической инкорпорации. Она используется там, где отсутствует возможность кодификации. В этих случаях консолидация выступает как эффективное средство для объединения однородного нормативного материала, сокращения числа актов и улучшения формы правового регулирования.
Заключение
Одна из общих характеристик права заключается в том, что оно - способ установления объективной меры вещей, метод социальной регуляции. В различные исторические периоды те или иные социальные или политические структуры по средством понятия "право" стремятся утвердить в своих интересах определенные социальные отношения, принципы, порядки, действия, нормы , идеалы и обосновать их соответствие социальной правде, справедливости.
Право есть система общеобязательных правил поведения, которые устанавливаются и охраняются государством, выражают общие и индивидуальные интересы населения страны и выступают регулятором общественных отношений.
Способами закрепления и выражения правовых норм принято называть формами права. Государственные документы, в которых закрепляются юридические нормы, называются источниками права.
Формы права - это правовой обычай, юридический прецедент (судебная практика), нормативно-правовой акт.
Нормативно-правовой акт занимает ведущее место. В качестве нормативно-правовых актов выступают конституции, другие законы, нормативные решения органов исполнительной власти.
Конституция выделяется среди законов и иных правовых актов высокой значимостью регулируемых ею общественных отношений. Она как бы учреждает основные институты государства, статус гражданина и тем самым влияет на содержание всей правотворческой деятельности. Конституционные нормы становятся своего рода импульсом для создания иных актов и норм, влияя на их темы и содержание, методы регулирования.
В системе нормативных органов не маловажное место занимает закон, который устанавливает, излагает, отменяет или изменяет общие предписания -
нормы права.
Изданные, на основе и во исполнении закона, нормативные акты называют подзаконными нормативными актами. Такой акт не может противоречить закону, выходить за рамки закона и за рамки полномочий издающего его органа.
Осознавать верховенство Конституции и соотношение с ней остальных нормативных актов является основным требованием к людям занимающимся нормотворчеством или использующих нормативно-правовые акты в своей деятельности. От этого зависит результат их работы, который во многих случаях, если не во всех, касается каждого из нас.
Литература
Алексеев С.С Общая теория права. М., 1983, т.II.
История политических и правовых учений / Под редакцией О.Э.Лейста М., 1990.
Алексеева Л.Б., Симкин Л.С. Правосудие, закон и нравственность // В кн. Право и власть. М., 1990.
Лейст О.Э. Три концепции права // Советское государство и право. 1991, №12.
Лившиц Р.З Современные теории права. М., 1992.
Нерсесянц В.С. На путях к праву: от социализма к постсоциализму // Советское государство и право. 1991, №2.
Теория права: новые идеи. Вып. 3. М.: Институт государства и права РАН. 1993.
Теория права и государства / Под ред. Г.Н. Манова. М., 1995.
Хропнюк В.Н. Теория государства и права: Учебное пособие. М., 1993.
Бахрах Д.Н. Действие правовой реформы во времени // Советсвкое государство и право. 1991, №2.
Дубов И.А. Законодательная инициатива // Государство и право 1993, №10.
Дюрягин И.Я. Язык закона // Правоведение. 1991, №5.
Жевакин С.Н. Государственная регистрация ведомственных нормативных актов: краткий комментарий и образ практики применения //Государство и право. 1995, №5.
Зивс С.Л. Источники права. М., 1978.
Зыкин Л.С. Обычай в советской правовой доктрине // Советское государство и право. 1982, №3.
Казьмин И.Ф. Общие проблемы права в условиях научно-технического прогресса. М., 1986.
Кененов А.А., Чернобель Г.Т. Логические основы законотворческого процесса // Правоведение. 1991, №6.
Конституция, закон, подзаконный акт. - М.: Юридическая литература., 1994.
Кривенко Л.Т. Право законодательной инициативы // Советское государство и право, 1979, №8.
Малков В.П. Опубликование и вступление в силу федеральных законов, иных нормативных правовых актов // Государство и право. 1995.
Медведев А.М. Правовое регулирование действия закона во времени // Государство и право. 1995, №3.
Муромцев Г.И. Источники права (теоретические аспекты проблемы) // Правоведение. 1992, №2.
Разумович Н.Я. Источники и формы права // Советское государство и право. 1988, №3.
Сильченко Н.В. Количественное соотношение между видами актов и проблемы теории закона // Советское государство и право .1988, №2.
Тилле А.А. Время, пространство, закон. М., 1967.
Шершеневич Г.Ф. Общая теория права. Вып. II,м., 1911.
Давид Рене Основные правовые системы современности М., 1967.
Нормативные акты
Конституция Российской Федерации 1993г.
Федеральный закон "О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального собрания" от 14 июня 1994г. // Собрание законодательства РФ. 1994, №8, ст.801.
Общеправовой классификатор отраслей законодательства, утвержденный Указом Президента РФ от 16 декабря 1993г. № 2171 // Собрание актов Президента и Правительтва РФ. 1993г. №51.
Правила подготовки ведомственных нормативных актов: Утверждены постановлением Совета Министров РФ №792 от 23 июля 1993г. // Собрание актов Президента и Правительства РФ. 1993, №31, ст.2857.
1 Кененов А.А., Чернобель Г.Т. Конституция. Закон. Подзаконный акт. - М.: Юридическая литература., 1994, с.3. 2 Давид Рене Основные правовые системы современности. М., 1967, с.139-141, 323-324. 3 Шершеневич Г.Ф. Общая теория права. Вып. II., М., 1911, с.470. 4 Хропнюк В.Н. Теория государства и права: Хрестоматия / Под ред. Т.Н. Радько.-М.: Интерстиль., 1998, с.253. 5 Алексеев С.С. Общая теория права. М., 1983, т. II, с.88. 6 Бахрах Д.Н. Действие правовой нормы во времени // Советское государство и право. 1991, №2, с.25. 21 2

Работа на этой странице представлена для Вашего ознакомления в текстовом (сокращенном) виде. Для того, чтобы получить полностью оформленную работу в формате Word, со всеми сносками, таблицами, рисунками, графиками, приложениями и т.д., достаточно просто её СКАЧАТЬ.



Мы выполняем любые темы
экономические
гуманитарные
юридические
технические
Закажите сейчас
Лучшие работы
 Основные государственные программы поддержки малого предпринимательства в России
 Понятие и формы уровней проявления правового нигилизма и его проявление в российском обществе
Ваши отзывы
Перезвоните мне пожалуйста, 8 (953)345-23-45 Антон.
Антон

Copyright © www.refbank.ru 2005-2019
Все права на представленные на сайте материалы принадлежат www.refbank.ru.
Перепечатка, копирование материалов без разрешения администрации сайта запрещено.