Refbank.Ru - рефераты, курсовые работы, дипломы по разным дисциплинам
Рефераты и курсовые
 Банк готовых работ
Дипломные работы
 Банк дипломных работ
Заказ работы
Заказать Форма заказа
Лучшие дипломы
 Разработка рекомендаций по развитию фондового рынка России
 Претворение принципов мистерии в операх П. И. Чайковского "Пиковая дама" и "Иоланта"
Рекомендуем
 
Новые статьи
 Почему темнеют зубы и как с этом...
 Иногда полезно смотреть сериалы целыми...
 Фондовый рынок идет вниз, а криптовалюта...
 Как отслеживают частные...
 Сочинение по русскому и литературе по тексту В. П....
 Компания frizholod предлагает купить...
 У нас можно купить права на...
 Сдать курсовую в срок поможет Курсач.эксперт. Быстро,...
 Размышления о том, почему друзья предают. Поможет при...
 Готовая работа по теме - потеря смысла жизни в современном...
 Рассуждения о проблеме влияния окружающего шума на...
 Рассуждения по тексту Владимира Харченко о роли науки в...
 Проблема отношений человека с природой в сочинении с...
 Рассуждение по теме ограниченности...
 Описание проблемы отношения людей к природе в сочинении по...


любое слово все слова вместе  Как искать?Как искать?

Любое слово
- ищутся работы, в названии которых встречается любое слово из запроса (рекомендуется).

Все слова вместе - ищутся работы, в названии которых встречаются все слова вместе из запроса ('строгий' поиск).

Поисковый запрос должен состоять минимум из 4 букв.

В запросе не нужно писать вид работы ("реферат", "курсовая", "диплом" и т.д.).

!!! Для более полного и точного анализа базы рекомендуем производить поиск с использованием символа "*".

К примеру, Вам нужно найти работу на тему:
"Основные принципы финансового менеджмента фирмы".

В этом случае поисковый запрос выглядит так:
основн* принцип* финанс* менеджмент* фирм*
Русский язык и культура речи

контрольная работа

Основы речевых коммуникаций



ПЛАН
ВВЕДЕНИЕ 3
1. РОДЫ И ВИДЫ КОММУНИКАТИВНОЙ РЕЧИ 4
2. РАЗГОВОРНЫЙ ЯЗЫК 10
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 12
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 13
ВВЕДЕНИЕ
Развитие мировой литературы выработало определенный "идеал" языка, установило основные коммуникативные качества хорошей речи. Конечно, эти качества, как и самый "идеал" языка, развиваются, изменяются, поэтому понятия о хорошей речи не во всем совпадают в разные эпохи и у представителей различных классов и мировоззрений. В этих заметках говорилось об "идеале" речи, о ее главных коммуникативных свойствах применительно к нашему времени.
В высказываниях великих писателей, ученых, критиков, публицистов названы такие качества речи, которые являются необходимыми и основными для нее, именно: правильность, точность, простота, чистота, логичность, выразительность, богатство, уместность. Но, во-первых, сами эти характеристики требуют теоретического научного пояснения, а во-вторых, понятие "хорошая речь" может быть раскрыто и с несколько иной стороны.
Если мы соглашаемся с тем, что язык - это средство общения, средство обмена мыслями, то и к оценке достоинств и недостатков речи мы должны, очевидно, подходить прежде всего с вопросом: насколько же удачно, насколько целесообразно отобраны из языка и использованы для выражения конкретных мыслей и чувств различные языковые единицы (слова, словосочетания, предложения и др.)? Если эти единицы употреблены правильно, т. е. по нормам языка, и целесообразно, т. е. в соответствии с тем содержанием, которое нужно было выразить, и с теми условиями, в которых осуществлялась речь,- такая речь должна быть признана хорошей.
Одним из главных условий достижения необходимого соответствия между содержанием и его речевой "формой" является строгое соблюдение языковых норм. Если применять термины "языковая норма" и "целесообразность", то понимание хорошей речи может получить такое разъяснение: в хорошей речи выбор и использование различных средств языка полностью соответствует действующим языковым нормам и подчинено требованиям целесообразности.
Хорошая речь невозможна без соответствующих знаний, умений и навыков. Это все приходит как результат труда. Недаром А. П. Чехов советовал молодым авторам "вдумываться в речь, в слова". Говоря о языке М. Ю. Лермонтова, Чехов однажды заметил:
"Я бы так сделал: взял его рассказ и разбирал бы, как разбирают в школах, - по предложениям, по частям предложения... Так бы и учился писать". Вот это чеховское "так бы и учился писать" очень важно:
это путь к овладению речевой культурой. Нужно изучать словари, грамматики и иные пособия, посвященные языку, речи. Однако главное - изучать речь по лучшим ее образцам (художественным, научным, публицистическим). Изучать - и быть требовательным не только к речи других, но и к своей собственной прежде всего.
1. 1. РОДЫ И ВИДЫ КОММУНИКАТИВНОЙ РЕЧИ
В Древней Греции и Древнем Риме выделяли эпидейктические, или торжественные, речи, совещательные и судебные. Ломоносов называет те же три рода. Среди конкретных видов речей, которые наиболее часто встречаются, он выделяет проповедь - "слово, от духовной персоны народу предлагаемое, а также надгробную и академическую речь. В "Реторике" Кошанского называется духовное (проповедь, надгробные слова) и мирское красноречие (речи торжественные, похвальные и академические).
Академическая речь
Что же такое академическое красноречие? Назовем несколько его видов: это лекция (вузовская, школьная), научный доклад, научный обзор, научное сообщение, научно-популярная лекция. В речах, относящихся к этому роду, сообщаются новые или рассматриваются уже известные для слушателей факты, обобщаются проведенные исследования, результаты поисков, экспериментов, проявляются новые подходы к уже известным явлениям.
В России академическое красноречие зародилось в XVIII в. Президент Российской Академии наук, в состав которой входил Академический университет, Е. Р. Дашкова ввела чтение лекций и даже добилась у Екатерины II разрешения открыть общедоступные курсы "на российском языке" по основным отраслям наук для всех желающих.
Это нововведение должно было способствовать распространению просвещения. Ежедневно в течение четырех месяцев крупнейшие специалисты читали публичные лекции по основным отраслям наук: С. А. Котельников - математику, Н. Я. Озерецковский - естественную историю, Н. П. Соколов, Я. Д. Захаров - химию, В. М. Севергин - минералогию, А. К. Кононов, М. М. Гурьев - физику. Успех курсов был огромен. В первой своей речи на заседании ученых Дашкова выразила надежду, что наука распространится из Академии по всему Отечеству.
Расцвет академического красноречия в России приходится на XIX в. и связан с пробуждением общественно-политической жизни страны. Наибольшую популярность приобретает вузовская лекция, которая постепенно превращается в общедоступную, т. е. публичную. Характер этого превращения таков: лекцию сначала посещают студенты других факультетов, затем все более и более широкая публика. Если в первой половине XIX в. это преимущественно "дамы и господа", то во второй половине XIX в. состав слушателей становится более пестрым: тут и купцы, и приказчики, и мастеровые и т. д. Заметим, что посещение вузовских лекций широкой публикой наблюдается не только в Санкт-Петербурге или Москве, но и в Казани, Одессе и других городах.
Со второй половины XIX в. лекции уже читаются учеными специально для широкой аудитории, т. е. возникает научно-популярная лекция.
Одним из первых ученых, привлекших на свои вузовские лекции толпы слушателей, которые не являлись студентами, был Тимофей Николаевич Грановский, профессор Московского университета, специалист по истории средних веков.
С его именем связывают развитие гражданских традиций в русской лекторской школе. Грановского называли "идеальным профессором 40-х годов". Он был прирожденным оратором.
"Что такое дар слова? - писал он друзьям.- Красноречие? У меня есть оно, потому что у меня есть теплая душа и убеждения". "Художником на кафедре" называли его друзья и коллеги. |После смерти Т. Н. Грановского лекции его были изданы по сохранившимся записям.
Традиции, утверждаемые Т. Н. Грановским, получили дальнейшее развитие в лекторской деятельности ученых. Большим успехом пользовались в Московском университете лекции его
младшего современника крупнейшего русского филолога и историка литературы Федора Ивановича Буслаева, которого называли "идеальным профессором 60-х годов". Многолюдные аудитории собирал на свои лекции замечательный ученый-историк Василий Осипович Ключевский, читавший свой курс в Московском университете во второй половине XIX - начале XX в. Эти лекции легли в основу его многотомного "Курса русской истории", который неоднократно издавался в наше время.
Во второй половине XIX-начале XX в. с блеском читали |ЕВОИ вузовские и научно-популярные лекции физиолог Иван Михайлович Сеченов, химик Дмитрий Иванович Менделеев, биолог, основатель первой в России бактериологической станции Илья Ильич Мечников, анатом Петр Францевич Лесгафт, ботаник Климент Аркадьевич Тимирязев. Блестящими образцами академических речей являются речи академиков, научная деятельность которых развертывается в XX в.,- геохимика Владимира Ивановича Вернадского, минералога Александра Евгеньевича Ферсмана, биолога Николая Ивановича Вавилова, физика Льва Давидовича Ландау и др.
За прошедшие два века сложился определенный тип русского лектора, читающего как вузовские, так и научно-популярные лекции. Для него характерно - открытие нового в науке, стремление повернуть эти открытия лицом к человеку, гражданственность, народность позиции, умение изложить свое открытие доступно и увлекательно.
Судебная речь.
Называя три известных в древности рода красноречия, М. В. Ломоносов заметил, что судебное распространения в России не имеет. Так было вплоть, до реформы 1864 г., которая заложила новые принципы судопроизводства. Слушание дел стало гласным, в процесс ввели прокурора, адвоката, присяжных заседателей (судьи-непрофессионалы). Суд стал местом публичных заседаний, полем словесных битв чинов Прокуратуры и защитников. Громкие судебные процессы привлекали на свои заседания широкую публику, они стали освещаться печати. Появилась плеяда блестящих судебных ораторов. Это В. Д. Спасович, К. И. Арсеньев, К. Ф. Хартулари, Ф. Н. Плевако, А. И. Урусов, П. А. Александров, В. И. Жуковский, С. А. Андреевский, П. Я. Пассовер, Н. П. Карабчевский, А. Ф. Кони.
По мнению А. Ф. Кони, начиная со второй половины XIX в. сложились определенные типы русского обвинителя нерусского защитника. Основные черты первого - спокойствие, отсутствие личного озлобления против подсудимого, опрятность приемов обвинения, чуждая к возбуждению страстей и искажению данных дела, и, наконец, что весьма важно, полное отсутствие лицедейства в голосе, в жесте и в способе держать себя на суде.
Идеального защитника А. Ф. Кони характеризует следующим образом: "Он не слуга своего клиента и не пособник ему в стремлении уйти от заслуженной кары правосудия. Он друг, он советник человека, который, по его искреннему убеждению, невиновен вовсе или вовсе не так и не в том виновен, как и в чем его обвиняют".
Судебная речь призвана оказать целенаправленное и эффективное воздействие на суд, способствовать формированию убеждения судей и присутствующих в зале суда граждан. Обычно выделяют прокурорскую, или обвинительную, речь и адвокатскую, или защитительную, речь. Судебные речи талантливых русских юристов пронизаны глубоким психологизмом, поскольку ораторы старались сильно воздействовать на чувства присяжных заседателей и слушателей. В настоящее время доказательная сторона судебной речи приобретает гораздо большее значение, чем психологический анализ.
Судебный процесс - это разбирательства гражданского или уголовногo дела, исследование всех материалов, связанных с ним, которое происходит в обстановке поисков истины, борьбы мнений процессуальных оппонентов. Его конечная цель - вынести законный и обоснованный приговор, для того чтобы каждый совершивший преступление был подвергнут справедливому наказанию и ни один невиновный не был привлечен к ответственности и осужден.
Выяснить, доказать, убедить - три взаимосвязанные функции, определяющие форму и содержание судебной речи.
Социально-политическая речь.
Политическое красноречие не упоминается авторами русских риторик в числе распространенных в России. Лишь военно-патриотическое ораторское искусство достигло сравнительно высокого уровня. Из истории известно, что не раз обращался к своим воинам Петр I. Выдающимся оратором был полководец А. В. Суворов. Его беседы с солдатами, его речи и приказы, дошедшая до нас "Наука побеждать" наглядно показывают, как искусно владел он словом. В "Науке побеждать" фактически собраны мудрые афоризмы из речей полководца. Солдаты того времени были неграмотны и поучения воспринимали на слух. А ведь короткие афоризмы хорошо запоминаются. Например, такие: "Быстрота, глазомер и натиск", "Голова хвоста не ждет", "Сам погибай, а товарища выручай!" Военным оратором был русский полководец конца XVIII-начала XIX в. М. И. Голенищев-Кутузов. Он неоднократно обращался с речами к солдатам, призывая их к борьбе с врагами Отечества в войне 1812 г.
Во второй половине XVIII в. при Екатерине II выдвинулись талантливые дипломаты-ораторы - Г. А. Потемкин и Н. И. Панин, славившиеся мастерством дипломатической речи.
Политические речи получили распространение в среде революционеров. Как яркие ораторы, создатели агитаторских речей прославились М. А. Бакунин, теоретик анархизма, один из идеологов революционного народничества, П. А. Кропоткин, русский революционер международного масштаба, участник многих событий в Европе, В. И. Засулич, организатор группы "Освобождение труда", социал-демократ Г. В. Плеханов.
Школой политического красноречия в России стала Государственная дума (1906-1917). В ее состав входили представители разных сословий. И при обсуждении политических вопросов выслушивались не только доклады видных государственных деятелей, но и выступления в прениях. Так рождалась парламентская речь.
В годы революции 1917 г. и гражданской войны получили большое распространение митинговые речи. Активно выступали такие ораторы, как И. Ф. Арманд, Н. И. Бухарин, A. М. Коллонтай, В. И. Ленин, А. В. Луначарский, Л. Д. Троцкий и др.
В наши дни стремительно развивается митинговое, а также парламентское красноречие, в котором отражается столкновение различных суждений, борьба мнений и которое имеет свои правила и этические нормы, связанные с дискуссионным направлением речи.
Социально-бытовая речь.
То, что греки называли эпидейктическим, или торжественным, мы назовем социально-бытовым красноречием. К нему относится юбилейная речь (посвященная знаменательной дате или произнесенная в честь отдельной личности, носящая торжественный характер), приветственная речь, застольная речь (произносимая на официальных, например дипломатических, приемах, а также речь бытовая), надгробная речь, посвященная ушедшему из жизни.
В XVIII в. одним из видов социально-бытового красноречия было придворное красноречие, для которого характерно пристрастие к высокому слогу, пышным искусственным сравнениям и метафорам. На этот вид красноречия сильно повлиял классицизм, господствовавший в то время в литературе и искусстве.
Так, например, "Слово похвальное блаженныя памяти Государю Императору Петру Великому, говоренное апреля 26-го дня 1755 года" М. В. Ломоносовым - светская речь, относящаяся к панегирикам, составлена в лучших традициях этого вида ораторского искусства. Обычно такая речь бывает выдержана в торжественном стиле. Иногда эта торжественность, даже витиеватость, достигает такой степени, что затемняет содержание. Сначала Ломоносов в этой речи долго восхваляет Елизавету, вступившую на престол после смерти Петра I: "Священнейшее помазание и венчание на Всероссийское государство всемилостивейшия Самодержицы нашея празднуя, Слушатели, подобное видим к Ней и к общему отечеству Божие снисхождение, каковому в Ея рождении и в получении отеческаго достояния чудимся".
Далее оратор переходит к рассказу о Петре I. В таком же высоком стиле перечисляются его заслуги: распространяя знания, науки, развивал военное дело, защищал отечество и т. д. Довольно подробно в пространной речи обрисовывается облик Петра I. И заключение таково: "А ты, великая Душа, сияющая в вечности и Героев блистанием помрачающая, красуйся. Дщерь твоя царствует, Внук - наследник. Правнук по желанию нашему родился. Мы Тобою возвышены, укреплены, просвещены, украшены, Ею избавлены, ободрены, защищены, обогащены, прославлены. Прими в знак благодарности недостойное сие приношение. Твои заслуги больше, нежели все силы наши!"
Как видим, стиль этой речи высокий, торжественный. В XIX в. пышность утрачивается. Появляется другой стиль. Приведем в качестве примера фрагмент из речи юриста С. А. Андреевского на юбилее его коллеги В. Д. Спасовича 31 мая 1891 г.: "Владимир Данилович! Я бы мог в вас приветствовать все, что угодно-только не юбиляра. Простите мне мою ненависть к времени! Вы глава нашей адвокатуры, славный ученый, большой художник, вечно памятный деятель, - лично для меня: дорогой друг и человек, - все, что хотите, - но только не завоеватель двадцатилетней пряжки, не чиновник-юбиляр! Упаси Боже!"
Продолжение речи - свободная импровизация: об итоге жизни (юбилее), отношении Спасовича к искусству и о его творчестве: "Вы поэт... Ваш сильный язык поучал... Ваши слова западали в чужие сердца..."
Для речей подобного типа, как кажется, характерен свободный план изложения и освещение разных сторон личности. Их объединяет одно: говорится лишь о положительных сторонах личности, т. е. это - панегирики.
Духовная (церковно-богословская) речь.
Духовное (церковно-богословское) красноречие - древний род красноречия, имеющий богатый опыт и традиции. Выделяют проповедь (слово), которую произносят с церковногo амвона (места перед иконостасом или в другом месте для прихожан) и которая соединяется с церковным действием, и речь официальную, адресованную самим служителям церкви или другим официальным лицам.
Духовное красноречие имеет давнюю традицию. После того как князь Владимир Святославович в 988 г. крестил Русь, в истории древнерусской культуры начинается период освоения духовных богатств христианских стран, главным образом Византии. Проповедниками в Древней Руси впервые высказаны многие интересные политические, философские, нравственные идеи. Ораторы стремились осмыслить факты действительности, историю своего народа и государства. В Киевской Руси зародилось красноречие дидактическое, или учительное, которое преследовало цели морального наставления, воспитания, и панегирическое, или торжественное, которое посвящено знаменательным церковным датам или государственным событиям.
В духовных речах отражается интерес к внутреннему миру человека, источнику его дурных и хороших привычек. В них осуждаются такие пороки, как болтливость, лицемерие, тщеславие, сребролюбие, гнев, гордыня, пьянство. И наоборот, прославляются мужество, мудрость, правда, целомудрие, милосердие, трудолюбие, чувство любви к Родине, чувство национального самосознания.
Приведем в качестве примера отрывок из наказа-поучения "12-го слова" митрополита Московского Даниила (XVI в.): "Возвысь свой ум и обрати его к началу пути твоего, от чрева матери твоей, вспомни годы и месяцы, и дни, и часы, и минуты - какие добрые дела успел совершить ты? Укрепи себя смирением и кротостью, чтоб не рассыпал враг добродетели твои и не лишил бы тебя царского чертога! А если же ты злое и пагубное для души творил - кайся, исповедуйся, плачь и рыдай: в один день по блуду согрешил ты, в другой - злопамятством, в третий - пьянством и обжорством, потом еще и подмигиванием и еще - клеветой и осуждением, и оболганием, и роптанием, и укорами. И сколько дней еще проживешь,- все прилагаешь к старым грехам новые грехи.
Больше всего позаботься о том, чтобы избегать греха. Возьми себе за правило: заставь себя не согрешить ни в чем один только день; вытерпев первый, и другой прибавь к нему, потом третий, и мало-помалу обычным это станет не грешить и, уклоняясь, бежать от греха, как убегают от змеи."
Замечательные образцы духовного красноречия - "Слово о законе и благодати" Илариона (XI в.), проповеди Кирилла Туровского (XII в.), Семеона Полоцкого (XVII в.), Тихона Задонского (XVIII в.), митрополита Московского Платона (XIX в.), митрополита Московского Филарета (XIX в.), патриарха Московского и всея Руси Пимена (XX в.), митрополита Крутицкого и Коломенского Николая (XX в.).
Духовное красноречие изучает специальная наука о христианском церковном проповедничестве-гомилетика. Главное, чем занимается гомилетика,- предмет и природа церковной проповеди, существенные черты ее содержания и метода, ее измерение, построение и произнесение, воздействие на паству, место пастырского учительства.
В любом роде красноречия большую часть составляют общеязыковые, межстилевые средства. Однако основа каждого рода имеет специфические языковые черты, которые составляют систему с одинаковой стилистической окраской.
Роды красноречия не изолированы друг от друга. Наоборот, они не образуют замкнутых систем, между ними существует широкое взаимодействие, границы между ними подвижны. Особенно это касается академического и социально-политического красноречия. Они перекрещиваются по тематике. Предмет речи может быть одним и тем же, например проблемы экономики могут рассматриваться в официальном докладе и в лекции.
Истинная ораторская речь, являясь средством познания и просвещения, развития духовности и укрепления нравственности, воспитания людей в духе гуманизма и добра, связана с нашей историей, развитием общества и культурой.
2. РАЗГОВОРНЫЙ ЯЗЫК
Разговорный язык люди усваивают дома с детства, его своеобразие остается незамеченным. Получается, как с господином Журденом из пьесы Мольера: он не знал, что всю жизнь говорит прозой.
Так и мы не знали долгое время, что используем два литературных языка: один - на уроке в школе, на лекции, на собрании, по радио и т, д., на нем пишут книги, газеты и журналы; другой язык мы используем дома, в кругу друзей, в непринужденной обстановке, без предварительной подготовки и обязательно при непосредственном участии двух (или больше) собеседников. Он имеет преимущественно устную форму, но мы можем на нем и написать письмо, записку...
Чем разговорный язык отличается от языка, который ученые называют кодифицированным (или книжным) литературным языком?
В школе учат: подлежащее в русском языке выражается им. падежом существительного или местоимения: Бежит мальчик. Он уехал. Журчат ручьи. Так в литературном языке. А в разговорном языке иначе: Над нами живе /на целое лето в Крым уехала/ /. (В разговор ном языке трудно определить границы предложения. Было даже высказано мнение, что разговорном языке нет единицы, точно ее поставленной с предложением в литератур ном языке. Поэтому вместо указания грани средствами пунктуации при записи разговорной речи обозначают: знаком / - интонацию незаконченности, знаком // - интонацию законченности.) В этой фразе нет именительного падежа, но понятно, что сочетание на нами живет называет человека, живущего на, нами, хотя нет ни имени, ни слов женщина девушка. Назван только признак (при помощи сочетания спрягаемый глагол + косвенный падеж с предлогом). Какую синтаксическую роль играет это сочетание? Это обозначение действующего лица (субъекта действия), т. е. то, что в кодифицированном языке обозначаете? подлежащим. Такие конструкции, выражающие подлежащее, могут быть при именном сказуемом, которое обычно начинается частицей это: - Через улицу переходит / это ваш /учитель?; - В воротах стоит / это из вашего класса?; - С ребенком / это ваша соседка?;
В очках / это брат Сергея.
Разговорный и кодифицированный языки используются одними и теми же людьми, но в разных условиях. Между этими двумя языками существует значительное внешнее сходство, что и препятствует пониманию того, что это разные языки. Нередко различие между ними не в форме языковых единиц, а в их функции, в том, как они ведут себя в речи. В разговорном языке именительный падеж существительного имеет целый ряд функций, не свойственных ему в кодифицированном языке.
1. Именительный падеж широко употребляется при пояснениях разного рода, носящих характер добавления: - А потом приехал какой-то офицер / не очень высокий чин //;
У кого еще вторая часть есть / алгебра //.
2. Именительный падеж качественного определения используется при другом существительном: У них шкаф карельская береза (сравним: шкаф карельской березы). Именительный падеж существительного в роли качественного определителя предмета часто является самостоятельной репликой диалога: - С чем пирожки? - Мясо/ рис/ горячие/ /; - Брюки из какого материала? - Синтетика/ /.
3. Именительный падеж может играть роль количественного определения предмета: Там есть сыр/остаток// (остаток сыра); Он мне прочел письмо / отрывок / / (отрывок письма);
У вас есть сахар / маленькие пачки? (маленькие пачки сахара или сахар в маленьких пачках).
4. Именительный падеж часто употребляется в вопросах: - Какая порода / ваша собака?; - А какой цвет вам / сумку?
5. Именительный падеж употребляется при глаголах, которые в книжном литературном языке непременно требуют косвенных падежей: - Вам надо пересадку делать / / Библиотека Ленина сойдете //; - Скажите / где находится Бауманский телефонный узел? - Вон на той стороне / любой троллейбус садитесь/ /.
Разговорный язык проявляется лишь в определенных условиях, при неофициальности отношений между говорящими, его нельзя точно и всесторонне фиксировать на письме. Именно из-за этого он долго оставался не замеченным исследователями. Подлинное его открытие произошло в 60-х гг. нашего века. Первые систематические записи его произвели смятение: многим показалось, что это запись речи "некультурных" людей. Тогда лингвисты, сделавшие эти записи, сообщили, что записана речь людей с очень высокой культурой - профессоров, писателей, академиков. Понемногу филологи стали привыкать к мысли, что такая система (одна из форм литературного языка) действительно существует.
Разговорный язык отличается от кодифицированного не только синтаксисом. У него своеобразны фонетические закономерности; у него свои набор морфологических единиц (например, не употребляются причастия и деепричастия - их роль выполняют другие единицы).
Итак, разговорный язык и книжный (кодифицированный) литературные языки противопоставлены как различные языковые системы, употребляемые в одном и том же языковом коллективе. Выбор между ними обусловлен отношениями между говорящими лицами и условиями общения.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Молчит река, отражая в себе бесконечность звездного неба. Журчит по камушкам беспечный ручеек. Трепещет рябина на осеннем ветру... Все это бессловесный язык природы. И только человек может осознать, назвать и выразить ее состояния. Потому что лишь он наделен божественным даром речи, т.е. способностью понимать все окружающее его и передавать свои мысли, чувства, переживания в слове. Разумеется, лучше всех это умеют делать поэты, писатели - художники слова. Но дар речи дан от Бога всем людям. И каждый народ мира, говорящий на своем языке, развивал и обогащал этот дар, передавая его как бесценное наследие от поколения к поколению.
Однако речевой дар таит в себе и великую тайну: им можно овладеть, только постоянно напрягая ум и душу:
Не позволяй душе лениться!
Чтоб в ступе воду не толочь,
Душа обязана трудиться
И день и ночь, и день и ночь.
Н.Заболоцкий
Ленивые и праздные этот дар не только обедняют, но и вовсе могут утратить. Но бывает и так: человек готов трудиться в поте лица, чтобы овладеть даром речи, да ничего у него не выходит. С завистью он слушает краснобаев и златоустов, неся как кару Божию свою речевую неполноценность.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Аннушкин В.И. Риторика. Пермь, 1994.
Волков А.А. Основы русской риторики. М., 1996.
Головин Б.Н. Как говорить правильно. М., 1988.
Граудина Л.К. Беседы о русской грамматике. М., 1983.
Зеленецкий К.П. Исследование о риторике. М., 1991.
Иванова С.Ф. Говори! Уроки развивающей риторики. М., 1997.
Сопер Поль Л. Основы искусства речи. М., 1992.
____________________

Студенту на заметку!


Вам нужен диплом на заказ? Предлагаем профессиональное выполнение дипломов на заказ. Заказать диплом на любые темы.
____________________

Работа на этой странице представлена для Вашего ознакомления в текстовом (сокращенном) виде. Для того, чтобы получить полностью оформленную работу в формате Word, со всеми сносками, таблицами, рисунками, графиками, приложениями и т.д., достаточно просто её СКАЧАТЬ.



Мы выполняем любые темы
экономические
гуманитарные
юридические
технические
Закажите сейчас
Лучшие работы
 Основные направления развития социологии XX века
 Методы оценки и коррекции осанки и телосложения
Ваши отзывы
Спасибо, все получил. С вами работать просто одно удовольствие, отдельное спасибо за оперативность. Не первый и не последний раз к вам обращаюсь... Кстати, рекомендую Вас всем своим одногруппникам.
Стормовцев Василий

Copyright © refbank.ru 2005-2024
Все права на представленные на сайте материалы принадлежат refbank.ru.
Перепечатка, копирование материалов без разрешения администрации сайта запрещено.