Refbank.Ru - рефераты, курсовые работы, дипломы по разным дисциплинам
Рефераты и курсовые
 Банк готовых работ
Дипломные работы
 Банк дипломных работ
Заказ работы
Заказать Форма заказа
Лучшие дипломы
 Договор имущественного страхования
 Учет и использования основных средств на примере ООО "Авангард"
Рекомендуем
 
Новые статьи
 Почему темнеют зубы и как с этом...
 Иногда полезно смотреть сериалы целыми...
 Фондовый рынок идет вниз, а криптовалюта...
 Как отслеживают частные...
 Сочинение по русскому и литературе по тексту В. П....
 Компания frizholod предлагает купить...
 У нас можно купить права на...
 Сдать курсовую в срок поможет Курсач.эксперт. Быстро,...
 Размышления о том, почему друзья предают. Поможет при...
 Готовая работа по теме - потеря смысла жизни в современном...
 Рассуждения о проблеме влияния окружающего шума на...
 Рассуждения по тексту Владимира Харченко о роли науки в...
 Проблема отношений человека с природой в сочинении с...
 Рассуждение по теме ограниченности...
 Описание проблемы отношения людей к природе в сочинении по...


любое слово все слова вместе  Как искать?Как искать?

Любое слово
- ищутся работы, в названии которых встречается любое слово из запроса (рекомендуется).

Все слова вместе - ищутся работы, в названии которых встречаются все слова вместе из запроса ('строгий' поиск).

Поисковый запрос должен состоять минимум из 4 букв.

В запросе не нужно писать вид работы ("реферат", "курсовая", "диплом" и т.д.).

!!! Для более полного и точного анализа базы рекомендуем производить поиск с использованием символа "*".

К примеру, Вам нужно найти работу на тему:
"Основные принципы финансового менеджмента фирмы".

В этом случае поисковый запрос выглядит так:
основн* принцип* финанс* менеджмент* фирм*
Русский язык и культура речи

курсовая работа

Интонация и смысл



СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 3
ФУНКЦИИ ИНТОНАЦИИ 4
СОСТАВЛЯЮЩИЕ ИНТОНАЦИИ 6
2.1. Речевая мелодика 6
2.2.Терминальный тон 7
2.3. Фразовое ударение 8
2.4. Речевой ритм 15
2.5. Пауза 18
2.6. Темп речи 20
3. ТИПОЛОГИЧЕСКИЕ СВОЙСТВА ИНТОНАЦИИ 22
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 25
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 27


ВВЕДЕНИЕ
Все разнообразие трактовок интонации можно объединить в две основные группы. Одни определения отождествляют интонацию с мелодикой. Такое понимание интонации распространено в английской и американской лингвистике. Другие трактуют интонацию как сложное целое, состоящее из различных компонентов.
Понимание интонации как сложного единства ряда компонентов, дает возможность тесно увязать исследование различных компонентов и сделать изучение данного явления более полным.
Под интонацией понимается сложное единство речевой мелодии, фразового ударения, временных характеристик (длительность, темп, пауза), ритма и тембра (качество голоса). Целесообразно включить ритм в понятие интонации, выделив ритм в самостоятельный компонент.
Термины "качество голоса" и "тембр" употребляются многими исследователями для обозначения постоянной характеристики высказывания, которая служит своеобразным фоном для собственно лингвистических противопоставлений. Качество голоса (тембр) признается как самостоятельная категория, отличная от лингвистических категорий, и по ней идентифицируется личность говорящего. Тембр можно рассматривать как выразительное средство. В нем есть норма, свойственная каждому говорящему. Выразительность тембра начинает сказываться в отклонении от нормы. Это отклонение может быть вызвано как естественными, так и производными причинами.
Интонация, как и любое фонетическое явление, может быть рассмотрена в четырех планах: артикуляторном (физиологическом), перцептивном, акустическом (физическом), лингвистическом (функциональном). Между всеми аспектами существует тесная связь. Однако эта связь никогда не бывает одноплановой и прямой.

ФУНКЦИИ ИНТОНАЦИИ
Речевая мелодия воспринимается как изменение в высоте тона. Высота тона является основным коррелятом речевой мелодии, и во многих фонетических работах изучение речевой мелодии сводится к изучению изменений высоты тона. Однако в восприятии речевой мелодии большую роль играет громкость. Часто более громкие звуки кажутся более высокими. Громкость часто помогает определить тип тона. Например, высокое падение воспринимается как более громкое, чем среднее или низкое.
Длительность также играет определенную роль в восприятии речевой мелодии. Наука в настоящее время располагает крайне скудными данными по вопросу взаимодействия высоты тона и длительности. Однако известно, что в отрезке длительностью до 20 м/сек. изменения в тоне вообще не воспринимаются. Изменение длительности связано и с определенным направлением в движении тона. Например, при сложных тонах удлинение больше, чем при простых.
Качество звука также можно считать одним из коррелятов речевой мелодии. Фонетическая структура слогообразующих звуков может оказать влияние на частоту основного тона, а следовательно, и на восприятие высоты тона. Однако эта область разработана крайне мало, и можно лишь констатировать факт взаимодействия речевой мелодии и качества звука.
Следовательно, коррелятами речевой мелодии на перцептивном уровне можно считать изменения в высоте тона, громкости, длительности и качестве звука.
Под фразовым ударением понимается выделенность слов во фразе. Понятиями ударения на уровне восприятия являются изменения высоты тона, громкости, длительности и тембра (качества голоса). Это положение легко поддается проверке на слух и получило подтверждение во многих экспериментальных работах. Ударные элементы часто являются самыми высокими по тону или характеризуются резкими тональными изменениями. Ударные элементы являются более громкими и длительными, чем безударные. В настоящее время фонетическая наука не располагает достаточными данными о влиянии тембра голоса на выделенность. Однако ясно, что изменения качества голоса, как всякое контрастное изменение, способствует выделенности слов, на которых происходит изменение тембра, либо тех, которые находятся на границе контрастных изменений. Следовательно, коррелятами ударения являются изменения в высоте тона, громкости, длительности и тембре1.
Временной компонент интонации (темп, длительность, паузы) определяется, в основном, длительностью. Если речь идет о темпе, то основным коррелятом является длительность в единицу времени.
Коррелятами ритма на уровне восприятия можно считать высоту тона, длительность, громкость, тембр, т. е. те явления, которые рассматривались как корреляты ударения, поскольку ритм есть не что иное, как периодическая повторяемость выделенных элементов во времени.
Тембр определяется изменениями в высоте тона и качеством звуков. Предположительно можно считать, что громкость и длительность играют определенную роль в создании тембральной окраски голоса.
Следовательно, на уровне можно выделить следующие единицы: высота тона, громкость, длительность. Все эти явления находятся в тесном взаимодействии и могут выступать в различных комбинациях, выдвигая то одну единицу, то несколько единиц на первое место.
У каждой из перечисленных единиц есть свои корреляты на акустическом уровне.
В данной работе интонация понимается как некое, диалектическое единство, составные части которого взаимосвязаны и в то же время противопоставлены.
Интонация служит передаче определенной информации, т. е. служит средством коммуникации наряду с другими речевыми средствами. Передаваемая информация может носить логический или эмоционально-модальный характер. Следовательно, у интонации есть две основные лингвистические функции: логическая и эмоционально-модальная. Логическая функция состоит в передаче главной целеустановки высказывания. Эмоционально-модальная функция состоит в том, что интонация передает эмоционально-модальное отношение говорящего к высказыванию.
И логическая, и эмоционально-модальная функция являются коммуникативными, так как служат целям общения. Обе функции взаимосвязаны и в то же время противопоставлены. Особенно тесную взаимосвязь логического и эмоционального можно наблюдать на примере восклицательных высказываний, в которых утверждение факта и выражение эмоционально-модального отношения говорящего составляют главную целеустановку высказывания.
Выделение этих двух функций представляется целесообразным и потому, что противопоставление и связь логического и эмоционального наблюдается во всех аспектах речи и имеет, по-видимому, физиологическую основу. Представляется целесообразным рассмотреть сначала структуру (форму) и функцию (содержание) каждого компонента, а затем проанализировать общие структурные и функциональные характеристики интонации на материале различных видов речевой деятельности.

2. СОСТАВЛЯЮЩИЕ ИНТОНАЦИИ
2.1. Речевая мелодика
Речевая мелодия (или мелодика) есть изменение высоты тона. В речевой мелодии можно выделить следующие единицы: диапазон, регистр, терминальный тон, мелодическую шкалу, предтакт.
Диапазон и регистр могут рассматриваться на двух уровнях: на уровне конкретного высказывания и уровне общих характеристик голоса говорящего. Тональным диапазоном называется интервал между высшей и низшей тональными точками. Диапазон голоса говорящего, или общий диапазон, может быть определен как интервал между самой высокой и самой низкой точками голоса говорящего. В нем можно выделить несколько регистров. Чаще встречается деление на три регистра, в американской лингвистике - на четыре.
Деление на регистры носит относительный характер, так как размеры человеческого диапазона различны у различных носителей языка. Представляется целесообразным принять трехуровневое деление общего диапазона, поскольку такое деление является наиболее удобным и оправданным, так как противопоставление высокого и низкого предполагает наличие среднего. Следовательно, в общем диапазоне можно выделить три регистра: высокий, средний и низкий. В каждом из упомянутых регистров, назовем их общими регистрами, можно выделить в свою очередь еще три (высокий, средний и низкий). Закрепим за ними термин регистр. В дальнейшем речь пойдет о среднем общем регистре. Графически диапазоны и регистры можно представить в виде горизонтальных линий.
Средний общий регистр характерен для обычной разговорной речи, которую часто называют нейтральной, неэмоциональной. Вряд ли такое название соответствует действительности, поскольку речь всегда эмоциональна. Можно лишь говорить о различной степени эмоциональной насыщенности. Если принять трехступенчатую градацию эмоциональной насыщенности высказывания (речи), то можно говорить о речи эмоционально-нейтральной, выражающей индифферентность (которую условно можно принять за нулевую эмоцию) или некоторую оживленность, в которой нельзя различить какие-либо определенные эмоции и отношения говорящего. Эмоциональной речью можно считать такую речь, в которой выражены определенные, легко распознаваемые эмоции и отношения говорящего, но без особой эмфазы.
Если попытаться измерить диапазон в музыкальных тонах, то так называемый средний диапазон находится в пределах полутора октав. Общий (широкий) измеряется 2,5-3 октавами. Диапазон менее октавы можно считать узким. Поскольку приведенные данные подтверждаются многочисленными исследованиями, проведенными в различных языках, то возможно предположить, что размеры диапазонов человеческого голоса определяются особенностями строения речевого аппарата и являются универсальными.
Существует мнение, что регистры сами по себе не передают никаких значений. Однако регистровые различия играют большую роль в передаче общих эмоционально-модальных значений. Так, низкий регистр часто передает отрицательные или сдерживаемые эмоционально-модальные значения (горе, печаль, недовольство). Высокий регистр часто характеризует высказывания, передающие положительные эмоции (восхищение, радость и т. д.) или сильные несдерживаемые эмоции (возмущение, негодование и т. д.).
Передача вопросительности во многом связана с регистровыми характеристиками. Вопросительные высказывания связаны со средним и высоким регистрами. Если лексико-грамматическая структура не передает значения вопросительности, то регистр высказывания повышается. Эксперименты в данной области показали, что вопросительность в основном передается повышением регистра при любом терминальном тоне
Минимальной единицей, в которой реализуются все тональные единицы, является синтагма. Под синтагмой понимается интонационно оформленное смысловое единство. В синтагме, состоящей из трех или более ударных слов, можно выделить следующие тональные единицы: терминальный тон, шкалу, такт, предтакт, уровень, диапазон, регистр.
Термин "регистр" употребляется для обозначения высокого, среднего и низкого регистров среднего общего регистра.
2.2.Терминальный тон
При установлении количества тонов в том или ином языке необходимо придерживаться следующего критерия: способности тона реализоваться в одном слоге, Если интересующий лингвиста тон не реализуется в одном слоге, то выделение его в отдельную тональную единицу нецелесообразно, поскольку границы его структуры становятся расплывчатыми, что затрудняет исследование. При изучении тонов, как и любых других фонетических единиц, необходимо соотносить форму (структуру) и значение, т. е. функцию единицы. Если интересующая нас единица обладает только для нее характерной структурой и функцией, значит есть полное основание выделить ее в самостоятельную единицу.
Необходимо учитывать тот факт, что структура тона зависит от количества и характера слогов и звуков, составляющих слово или слова, на которых реализуется тон, а также эмоциональной насыщенности речи и ее стилевой направленности.
В каждой тональной единице можно установить две категории черт, характеризующих ее: константные - те, которые постоянно присутствуют во всех разновидностях данной единицы, и вариативные - те, которые могут варьироваться в зависимости от структурных и других особенностей.
В английском языке различаются простые терминальные тоны и сложные. Простые тоны характеризуются тональными изменениями, по преимуществу в одном направлении (вверх, вниз или вперед). Сложные тоны характеризуются изменениями в разных направлениях. Простые тоны имеются во всех языках и могут быть отнесены к категории универсалий. Сложные тоны - явление более редкое и менее изученное. В английском языке существует развитая система сложных тонов, которая составляет специфику английского языка. Если сопоставить частотность употребления простых и сложных тонов в английском языке, то простые тоны займут доминирующее положение. Среди простых тонов наиболее частотными являются нисходящие тоны. Сложные тоны употребляются реже. Наиболее частотным среди них является нисходяще-восходящий. Наиболее характерной сферой их употребления является разговорная речь.
К простым тонам относятся: низкий нисходящий тон, находящийся в пределах низкого регистра; средний нисходящий тон, находящийся в пределах среднего регистра или заканчивающийся в нижнем регистре; высокий нисходящий тон узкого диапазона, находящийся в пределах высокого регистра или заканчивающийся в среднем регистре; высокий нисходящий тон широкого диапазона, находящийся в высоком регистре и заканчивающийся в низком; низкий восходящий тон, находящийся в пределах низкого регистра; средний восходящий тон, располагающийся в пределах среднего регистра либо начинающийся в низком регистре и заканчивающийся в среднем; высокий восходящий тон узкого диапазона, находящийся в высоком регистре; высокий восходящий тон широкого диапазона, начинающийся в низком регистре и кончающийся в высоком; высокий ровный тон, находящийся в пределах высокого регистра; средний ровный тон, находящийся в пределах среднего регистра; низкий ровный тон, находящийся в пределах низкого регистра.
К сложным тонам относятся: высокий нисходяще-восходящий тон, находящийся в высоком регистре или начинающийся в высоком регистре и заканчивающийся в среднем; низкий нисходяще-восходящий тон, находящийся либо в пределах низкого регистра, либо начинающийся в среднем регистре и заканчивающийся в низком; высокий восходяще-нисходящий тон, находящийся в высоком регистре либо начинающийся в высоком регистре и заканчивающийся в среднем; низкий восходяще-нисходящий тон, находящийся в низком регистре или начинающийся в среднем регистре и заканчивающийся в низком; восходяще-нисходяще-восходящий тон также имеет разновидности, но, поскольку данных о структуре и функции указанного тона имеется крайне мало, ограничимся описанием тона в целом. По-видимому, для данного тона наиболее характерным регистром можно считать средний и высокий.
Предтактом называется мелодическое изменение внутри начальных безударных и слабо ударных слогах.
Предтакт называется высоким, если уровень предтакта выше уровня первого ударного слога. Если уровень предтакта ниже уровня первого ударного слога, то его можно назвать низким. В зависимости от направления мелодического движения предтакт может быть восходящим, нисходящим и ровным. Высокие предтакты наиболее часты в эмоциональной речи. Низкие восходящие предтакты типичны для менее эмоциональных высказываний.
2.3. Фразовое ударение
В английском языке принято различать словесное ударение и фразовое ударение, поскольку данные виды ударения имеют различные сферы действия, определяются различными факторами. Место словесного ударения определяется в первую очередь акцентными закономерностями данного языка. Семантический фактор играет второстепенную роль. Распределение же ударения во фразе в первую очередь определяется семантическим фактором. Лексически полные слова обычно стоят под ударением. В то же время связь словесного и фразового ударения очевидна. Как в отдельных словах, так и в фразе ударение падает на один и тот же слог. Просодические средства выделения слога в слове и в фразе одни и те же. В британской лингвистике, и в особенности американской, эти два понятия не разграничиваются.
Работы в области ударения посвящены в основном проблемам физических и перцептивных коррелятов ударения, степени ударения, роли ударения в формировании слова и высказывания, функциям ударения.
Под фразовым ударением понимается выделенность слов в высказывании. Естественно, что физически выделяется не все слово, а слог. Однако ударение выделяет не только слог, но и слово во фразе, организуя его как смысловую единицу. Поэтому в дальнейшем будем говорить о выделенности слов, а не слогов.
Исследователям данного явления было предложено множество классификаций, основанных на различных принципах, в зависимости от цели исследования и материала. Широко распространены такие понятия, как фразовое ударение, синтаксическое ударение, эмфатическое, контрастное, ритмическое, метрическое. Эти термины имеют несколько толкований. Однако чаще всего термины "фразовое" и "синтаксическое" ударение употребляются как синонимы для обозначения ударения во фразе, а не в слове.
В фразовом ударении есть попытка выделить ритмическое и метрическое ударения. Метрическое ударение свойственно стиху.
Ударение - явление необычайно сложное, теснейшим образом связано с другими аспектами речи и непосредственно определяется ситуацией общения.
Фразовое ударение организует высказывание, служит основой ритмической структуры фразы, выделяет смысловой центр предложения. Ударение реализуется в определенной лексико-синтаксической структуре. Поэтому оно одновременно является синтаксическим, так как организует определенную синтаксическую структуру, и логическим, поскольку одновременно реализуется в ней и выделяет смысловой центр, и ритмическим, поскольку служит основой ритмической структуры. Поэтому представляется целесообразным говорить не о синтактическом, ритмическом и других видах ударения, а о соответствующих функциях ударения.
Выделим два типа фразового ударения: централизованное и децентрализованное. Выделение этих типов ударения связано с выделением двух типов смыслового центра: 1) состоящего из одного или более индивидуально выделенных слов или 2) представленного всей фразой в целом. Оба типа ударения существуют, по крайней мере, в двух разновидностях: эмфатической и не эмфатической. Обычно в синтагме содержится один или более центров информации. Существует различная терминология для обозначения этих центров: "логический предикат", "новое", "рема", "смысловой центр", "коммуникативный центр". Перечисленная терминология получает различное толкование в различных работах. В данной работе употребляется термин "смысловой центр". Под смысловым центром понимается слово или слова, на которых говорящий хочет сосредоточить внимание слушающего. Например, в предложении: Не went to the theatre, произнесенном с нисходящим терминальным тоном на слове he, фонетически и семантически выделяется подлежащее. Оно-то и является смысловым центром предложения. Данный пример иллюстрирует централизованное ударение, т. е. ударение, сосредоточенное на одном слове, остальные же слова воспринимаются как безударные или слабоударные.
Во фразе Не went to the theatre last night, произнесенной с нисходящей шкалой среднего диапазона и низким нисходящим тоном, все смысловые слова выделены в равной степени и составляют смысловой центр высказывания. Вся фраза является тем главным, что говорящий сообщает слушающему. Данная фраза характеризуется децентрализованным ударением.
Между характером ударения и мелодической структурой в плане выделения смыслового центра существует тесная связь.
К акцентно-мелодическим моделям, выделяющим всю фразу как единый смысловой центр, можно отнести следующие:
1. Нисходящая шкала среднего диапазона с низким или средним падением, а также низким или средним повышением;
2. Ровная низкая шкала с низким повышением или низким падением;
3. Средняя ровная шкала с низким или средним падением, а также низким или средним повышением;
4. Высокая ровная шкала с высоким падением или высоким повышением широкого диапазона;
5. Скользящая шкала со средним или высоким (неэмфатическим) падением, а также средним или высоким повышением;
6. Скандентная шкала со средним или высоким падением, а также средним или высоким повышением.
Ясно, что степень выделенности слов при нисходящей, низкой ровной и средней ровной шкалах, с одной стороны, и скользящей и скандентной - с другой, различна. Во фразе, произнесенной со скользящей или скандентной шкалой, ударным словам в предтерминальной части высказывания придается большая весомость, чем словам фразы, произнесенным с нисходящей или низкой и средней ровной шкалами. (Поэтому-то скользящая и скандентная шкалы могут выступать в сочетании с высоким падением и повышением при выделении всей фразы как единого смыслового центра). Но в том и другом случае все слова в предтерминальной части получают одинаковую выделенность.
Если, например, нисходящая шкала выступает в сочетании со средним или низким падением, а также средним или низким повышением, то последнее ударное слово, несущее терминальный тон, не выделяется больше, чем остальные слова во фразе. Таким образом, вся фраза выделяется в целом. Содержание преподносится как единое целое.
Акцентно-мелодическую модель, состоящую из нисходящей шкалы среднего диапазона и низкого и среднего падения, низкой и средней ровной шкал со средним или низким падением часто употребляют при чтении описательных и повествовательных текстов.
Скользящая шкала, типичная для разговорной речи, обладает более изрезанной формой и часто характеризуются значительным диапазоном. Во фразе, произнесенной со скользящей или скандентной шкалой, все ударные слова в предтерминальной части получают одинаковую выделенность. Если при этом фраза характеризуется значительным диапазоном, то указанные шкалы могут выступать в комбинации с высоким падением или высоким повышением широкого диапазона. При этом все смысловые слова высказывания получают одинаковую выделенность. Содержание фразы преподносится как единая главная мысль, но, в отличие от оформления предложения нисходящей шкалой. или ровными шкалами, данная мысль доводится до слушателя в более живой эмоциональной форме.
Перечисленные акцентно-мелодические модели могут встречаться практически в любом типе предложения, проявляя себя одинаково в плане оформления смыслового центра.
Однако есть случаи, когда в определенных видах предложений для выделения всего предложения в целом, говорящий использует восходящую шкалу в комбинации с высоким повышением узкого диапазона. Такими предложениями являются, например, переспросы со стороны слушающего или повторы, целью которых является желание говорящего несколько выиграть время перед тем, как высказать свое мнение по поводу предмета разговора. Например:
A. Id like to go home. В. Youd like to go home? But its not late.
К акцентно-мелодическим моделям, употребляемым для выделения отдельных слов, которые и составляют смысловой центр, можно отнести следующие:
1. Нисходящая шкала в сочетании с высоким падением.
2. Низкая и средняя ровная шкала в сочетании с высоким падением.
3. Высокое предтерминальное падение (падение внутри синтагмы).
4. Восходящая шкала с высоким падением и высоким и средним повышением.
5. Сложные терминальные тоны: нисходяще-восходящий, восходяще-нисходящий и восходяще-нисходяще-восходящий.
Во фразе, характеризующейся нисходящей шкалой или ровной в сочетании с высоким падением, обычно выделяется последнее ударное слово, несущее терминальный тон. Это естественно, так как на фоне спокойных и незначительных тональных изменений в шкале происходит резкое изменение в тоне на последнем ударном слове. Высокое тональное начало также способствует выделению последнего ударного слова как смыслового центра. Например: Ill go home tomorrow. В данном произнесении говорящий сообщает слушающему, что именно завтра он собирается ехать домой.
Высокое предтерминальное падение выделяет слово внутри синтагмы как центр или один из центров сообщения. Если данный тон сочетается во фразе с низким терминальным тоном, то обычно смысловым центром предложения является слово, выделенное высоким падением. Например: Id like to go home tomorrow.
Если предтерминальное высокое падение сочетается с терминальным высоким падением или любым из сложных терминальных тонов, то в предложении четко выделяются два смысловых центра. Например: Id like to go home tomorrow morning.
Во фразе, произнесенной с восходящей шкалой, смысловой центр обычно находится в конце фразы. Последнее ударное слово, несущее терминальный тон, звучит как наиболее выделенное и важное по смыслу. И это естественно, так как характер восходящей предтерминальной части создает ощущение ожидания чего-то более важного. И это важное и главное следует в конце предложения. Например: Id like to go home tomorrow.
Сложные тоны, благодаря характеру их мелодического рисунка, выделяют как семантический центр слова, на которых эти тоны реализуются. Например:
Why dont you want to do it / now.
Сложные тоны могут реализоваться не только в одном слове, но и в нескольких словах. Например:
Id like to go home to/morrow morning. В данном предложении сложный нисходяще-восходящий тон реализуется в двух словах, и оба слова составляют смысловой центр предложения. Если передвинуть начало сложного тона ближе к началу предложения, то смысловой центр может быть образован тремя, четырьмя и" более словами. Например:
Id like to go / home tomorrow Imorning.
Id like to go / home to Imorrow Imorning.
Id / like to go Ihome toImorrow Imorning.
Таким образом, положение смыслового центра во фразе находится в зависимости от дистрибуции сложного тона. Слова, охваченные сложным тоном, образуют смысловой центр.
Следует упомянуть еще одно средство выделения отдельного слова в предложении. Известно, что в английском языке фразовым ударением могут выделяться несколько слов (обычно это смысловые слова).- Лишь одно слово оформляется терминальным тоном. Для того чтобы придать выделенность слову, несущему терминальный тон, достаточно сделать все остальные слова во фразе безударными. Тогда слово, получившее фразовое ударение и оформленное терминальным тоном (в этом случае любым тоном), становится наиболее выделенным и обычно составляет смысловой центр фразы.
Выделяя смысловой центр фразы, необходимо учитывать также и лексическую наполненность слов, выделенных фразовым ударением. Поясним эту мысль на примере: Have you met my brother? В данной фразе, произнесенной с нисходящей шкалой и средним восходящим тоном, одинаковую выделенность получают все ударные слова, а, следовательно, и вся фраза в целом. Но стоит перенести терминальный тон на местоимение, как данное местоимение станет смысловым центром предложения, несмотря на то, что предыдущие два слова выделяются фразовым ударением. Например:
Have you met my brother?
Это явление можно объяснить следующим образом. Притяжательные местоимения обычно не выделяются фразовым ударением. И если такое слово получает фразовое ударение, да еще оформляется терминальным тоном, то оно в силу этих необычных для него условий, становится смысловым центром, хотя и не получает большей фонетической выделенности по сравнению с другими ударными словами. Следовательно, в определении смыслового центра необходимо также учитывать и лексическую наполненность фразы.
Рассмотрим еще один пример. Во фразе: Не went to the theatre last night, произнесенной с нисходящей шкалой и средним нисходящим тоном, смысловым центром является вся фраза. Данная акцентная структура является типичным примером децентрализованного ударения. Попробуем передвинуть терминальный тон влево: Не went to the theatre last night. Смысловым центром фразы стало слово last. Если передвинуть терминальный тон на слово theatre, то оно станет смысловым центром фразы и т. д. Возникает вопрос, с каким типом ударения мы имеем дело: децентрализованным или централизованным? Ответ будет зависеть от того, что принимается за основной критерий: фонетическая форма или смысловая направленность (содержание). Форма и содержание составляют единство, в котором определяющим является содержание. Следовательно, случаи, рассмотренные выше, следует отнести к централизованному ударению, поскольку во фразе смысловой центр образован одним словом. Казалось бы, что акцентные структуры фраз: Не went to the theatre last night и Не went to the theatre last night почти одинаковы, но содержание фраз, распределение смысловых центров различно.
В последнем примере форма (децентрализованного ударения) находится в противоречии с содержанием (главная информация заключена в одном слове). Но единство формы и содержания не исключает, а предполагает противоречие между ними. Развитие предмета начинается с его содержания, которое является наиболее подвижным элементом. В силу того, что содержание находится в состоянии беспрерывного развития, между ним и формой никогда не может быть абсолютного соответствия.
Между децентрализованным и централизованным ударениями существует еще одна существенная разница. Во фразе с децентрализованным ударением связь между словами более тесная, чем при централизованном. Поэтому-то вся фраза и воспринимается как единый смысловой центр. При централизованном ударении слова получают индивидуальную выделенность, и поэтому связь между ними менее тесная.
Могут быть случаи, когда все смысловые слова выделяются серией нисходящих тонов. Например: He went to the theatre yesterday. Вся фраза получает смысловую выделенность через четкую индивидуальную выделенность слов. В данном случае ответить на вопрос, какой тип ударения характеризует фразу, крайне затруднительно. Следовательно, четкой грани между децентрализованным и централизованным ударением нет и быть не может, поскольку любое противопоставление предполагает единство данных явлений.
Децентрализованное ударение очень характерно для чтения научной и описательно-повествовательной прозы, а также чтения лирических стихов. Централизованное ударение наиболее часто в чтении драматургических произведений и устной речи.
В русском тексте синтагматическое ударение состоит в том, что последнее слово синтагмы (если оно не является служебным словом, неспособным иметь собственное словесное ударение) подчеркивается больше, чем другие. Так, предложение "Что вы делали вчера вечером?" наиболее привычно распадется на две синтагмы (границы их обозначим вертикальной чертой, а слово, получающее синтагматическое ударение, выделим курсивом): "Что вы делали | вчера вечером?" Ср. и в ответе: "Читал новую книгу, | которую мне дали | на один день". Во всех этих случаях синтагматическое ударение может рассматриваться как установление некоторой градации между словесными ударениями. Во французском тексте все слова синтагмы, кроме последнего, вообще теряют свое словесное ударение.
Логическое ударение наблюдается в тех случаях, когда содержание речи требует особого выделения каких-то частей высказывания. Это ударение часто рассматривается как отступление от привычных норм синтагматического ударения. Так, в предложении "Его новая книга понравилась мне меньше, чем первая", хотя на конце первой синтагмы стоит слово книга, мы больше выделим не его, а другое слово - новая и тем самым сделаем более выпуклым выраженное здесь противопоставление: новая - первая. В других случаях логическое ударение, напротив, еще больше подчеркивает слово, которое и без того должно быть выделено синтагматическим ударением. Ср.: "Это не новая книга, а всего лишь новая статья!" Отметим, что логическое ударение способно даже нарушать нормы словесного ударения. Ср. обычное словесное ударение: до еды и логическое: "до еды или после еды?"
Третий компонент интонации - темп речи, ее замедление и ускорение. Замедлением темпа выделяются более важные слова в высказывании (разновидность логического ударения) или слова, наиболее значимые эмоционально (так называемое эмфатическое, или эмоционально-экспрессивное, ударение). В русском языке в случае положительных эмоций происходит особое удлинение (растягивание) ударного гласного, а иногда и всего выделяемого слова ("Он замечаательный человек!"); в случае эмоций отрицательных (гнев, угроза и т. д.) более типично удлинение начального согласного слова (н-негодяй!) или начального согласного ударного слога (негод-дяй!). С убыстрением темпа обычно произносятся менее важные части высказывания.
Важными компонентами интонации являются также паузирование, т. е. расстановка пауз и их градация по степени длительности, и, наконец, те тембровые особенности, которые связаны с выражением общей эмоциональной настроенности нашей речи (например, то, что называют "металл в голосе").
Вопросительная интонация в русском языке чаще всего характеризуется "особо высоким произношением того слова, к которому преимущественно относится вопрос". Если это слово стоит в середине или в начале вопросительного предложения, то за резким повышением тона на его ударном слоге неизменно следует понижение (например, "Ты вчера был с ним в театре?" при главном ударении на был). Но если соответствующее слово является последним по порядку, все предложение заканчивается с повышением тона (особенно, если само это слово заканчивается ударным слогом), например: Ты пойдешь? Он пришел? "Ты вчера был с ним в кино?" (при главном ударении на в кино). В специально-вопросительном предложении, т. е. в таком, которое содержит вопросительное слово - член предложения и предполагает ответ, дающий конкретную информацию соответственно значению этого слова (например: Кто пойдет?), мелодический рисунок оказывается сходным с мелодическим рисунком повествовательных предложений: поскольку вопросительность выражена специальным словом, необходимость в ее интонационном выражении отпадает. Даже и там, где вопросительность передается инвертированным порядком слов (Пришел он?), вопросительная интонация не является обязательной. Зато она совершенно обязательна в таких вопросительных предложениях, которые ничем, кроме интонации, не отличаются от невопросительных (Это ты? Он пришел? и т. п.).
Интонация перечислительных конструкций характеризуется однородными движениями тона на каждом члене перечисляемого ряда (повторением мелодического рисунка), паузами, отделяющими каждый член от предыдущего, в русском языке обычно дополнительным удлинением гласных ударных слогов. Ср. Швед, русский колет, рубит, режет (Пушкин); Ночь, улица, фонарь, аптека (Блок).
Интонационное примыкание создается паузой между поставленными рядом словами, заставляющей слушателя воспринимать их как не связанные между собой и относить одно из них по смыслу к слову, более отдаленному в тексте. Ср. позиционное примыкание в "Вечно нахмуренная свекровь | портила ей настроение" (вертикальной чертой обозначаем паузу) и примыкание интонационное в "Вечно | нахмуренная свекровь портила ей настроение" (т. е. вечно портила).
2.4. Речевой ритм
Ритм - есть периодичность явлений во времени. Это общее определение вбирает в себя много понятий и содержит много нерешенных проблем: какая периодичность может быть воспринята как ритм, какие явления могут повторяться, какое время должно иметься в виду, какова типология ритма.
Окружающая нас природа и сам человек живут по законам ритмического цикла. Смена дня и ночи, времен года, периода полнолуния, периодов солнечной активности и т. д. - все эти ритмические циклы оказывают огромное влияние на жизнь и деятельность человека.
Речь - творение человека - также ритмична. Традиционно под речевым ритмом принято понимать периодическую повторяемость выделенных элементов во времени, иными словами, повторяемость ударных слогов через более или менее равные (на уровне восприятия) промежутки времени. В связи с этим определением встают два вопроса: какими должны быть минимальные и максимальные интервалы между явлениями, чтобы периодический ряд был воспринят как ритмический. Лингвисты пока не ответили на эти вопросы. Психологи, проведя ряд экспериментов на неязыковом материале, пришли к важным выводам, которые должны учитываться при лингвистических исследованиях.
Существуют два типа ритма: простой и групповой. Простой тип ритма характеризуется повторением одного и того же явления через равные промежутки времени. Графически такой ритм можно представить следующим образом: ...... Групповой ритм, в свою очередь, подразделяется на простой и сложный. Групповой ритм характеризуется как простой, если явления группируются по два с одинаковым интервалом между ними. Например: .. .. .. Если в группу входят более чем два явления, то такой ритм можно назвать сложным групповым. Интервалы между явлениями могут быть равными и неравными.
При простом ритме минимальный интервал между явлениями равен 1/10 сек., а максимальный 6-10 сек. В случае сокращения данного минимального интервала, явление воспринимается как биение, а не как ритмически организованное единство. Если временной интервал превышает максимальный порог, то выделенные элементы воспринимаются как изолированные.
При групповом ритме длительность внутренних интервалов (внутри групп) не должна превышать полутора-двух секунд, в противном случае ощущение группового ритма теряется. Максимальная длительность внешних интервалов не должна превышать 7 сек.
Группировка явлений происходит за счет различных характеристик звука: высоты тона, громкости и длительности. Установлено, что если одно явление громче другого, то оно воспринимается как начальное в группе. Когда выделенность происходит за счет длительности, то наиболее длительное явление воспринимается как конечное в группе. Выделенность за счет высоты тона не имеет четко выраженных тенденций. Выделенные по высоте тона явления воспринимаются иногда как конечные, иногда как начальные. Следует отметить, что, воспринимая определенное явление, мы воспринимаем его как целое. Поэтому на слух часто трудно определить, за счет чего выделено явление: за счет высоты тона, громкости или длительности. Более громкие и длительные звуки воспринимаются часто как более высокие, а более высокие в определенном диапазоне - как более громкие.
Как же соотносятся типы ритма, объективно существующие, с теми, что мы слышим. Опыты на неречевом материале показали, что интервалы, различие между которыми достигает 14,5%, воспринимаются как равные. И, наоборот, одинаковые явления, которые располагаются через объективно равные промежутки времени, воспринимаются как групповой ритмический ряд. Явления в таком ряду группируются по два.
Примером такого объективно (физически) простого ритма, который воспринимается как групповой, может служить тикание часов.
Для того чтобы ряд явлений был воспринят как простой ритмический ряд, интервалы между третьим, пятым, седьмым и т. д. сигналами должны быть увеличены до предела, при котором данный ряд будет воспринят как простой ритмический ряд.
В специальной литературе можно найти обширные сведения по проблеме речевого ритма. Исследования ритма ведутся в основном в следующих направлениях: выявление единиц ритма, изучение природы речевого ритма и средств ритмизации, выявление разницы ритма стиха и прозы, изучение соотношения ритма и метра.
Что же является мельчайшей единицей ритма? По мнению большинства исследователей, мельчайшей единицей ритма является ритмическая группа - ударный слог с примыкающими безударными слогами. Слоги, которые примыкают к последующему ударному слогу, называются проклитиками. Слоги, которые примыкают к предыдущему ударному слогу, называются энклитиками.
В отношении начальных и конечных безударных слогов в синтагме вопрос решается просто. Начальные безударные слоги всегда являются проклитиками, конечные - энклитиками. Как показывают наблюдения и некоторые эксперименты в прозе, принадлежность безударного слога к предыдущему или последующему во многом определяется семантическими факторами. Безударные слоги тяготеют к ударному слогу той же лексической единицы или к единице, с которой данный слог тесно связан по смыслу. Например:
IPeter | is Icoming | today.
Разумеется, речь здесь идет о тенденции, а не о всеобщем правиле. По-видимому, возможны и случаи, когда безударный слог выполняет двойную функцию - функцию проклитики и энклитики.
В поэтической речи на распределение безударных слогов оказывает влияние метрическая система.
Разделение на ритмические группы происходит за счет переломов в частоте основного тона и интенсивности. Временной фактор играет также определенную роль в разделении на ритмические группы. Предударные слоги короче, чем заударные.
Типы речевого ритма. Основой ритмической группы является ударный слог. Если основа состоит из ударного слога, то такую ритмическую группу можно назвать простой. Соответственно, ритм, в основе которого лежит простая ритмическая группа, является простым. Если в ритмическую группу входят два и более ударных слога, то такая ритмическая группа называется сложной, и ритм, в основе которого лежит подобная группа, называется сложным, или групповым.
Большую роль в определении типа ритмической группы играет мелодия. При простом ритме каждый ударный слог характеризуется определенным тональным уровнем, безударные же слоги могут занимать различное тональное положение по отношению к ударным, то есть они могут быть выше или ниже ударного слога, или находиться на одном с ним уровне. Ударные слоги, повторяясь через более или менее равные промежутки времени (равные в плане восприятия), образуют простую ритмическую структуру.
При сложном ритме происходит группировка ударных слогов, чаще по два, при этом ударные слоги располагаются на одном тональном уровне.
Оба типа ритма связаны с так называемым фразовым децентрализованным ударением, т. е. таким ударением, при котором выделяются все лексически значимые слова в более или менее равной степени. Такое ударение характерно для чтения описательной прозы и спонтанной речи.
Тип ритма зависит от длительности фразы. Для короткой фразы более типичен простой ритм. Естественно, что для группового ритма требуется значительный отрезок речи. Однако не следует думать, что значительные по длительности фразы не могут характеризоваться простым ритмом.
Между простым и сложным ритмами в плане семантики и в плане эстетического восприятия имеется разница. Длинная фраза, характеризующаяся простым ритмом, воспринимается как более тяжеловесная и замедленная по сравнению с той же фразой, характеризующейся сложным ритмом. Слова в сложной ритмической группе, повторяющие уровень предыдущего ударного слова, несколько ослаблены в плане их семантики. Ударные слова, входящие в одну ритмическую группу, образуют очень тесное единство. По-видимому, характер семантической связи в определенной степени влияет на характер ритма. Сложную ритмическую группу образуют слова, которые тесно связаны друг с другом семантически.
Следовательно, ритм не накладывается на лексико-грамматическую структуру, а органически связан с нею и является одной из сущностных форм, которая способна передавать определенные значения.
В прозаическом тексте сложные и простые ритмические группы встречаются в различных комбинациях, образуя ритм смешанного характера. Именно смешанный ритм является наиболее характерным для английской речи. Сложная ритмическая группа чаще всего встречается в начале фразы и в конце фразы, если терминальный тон реализуется на предпоследнем лексически значимом слове. Например:
I say, Arthur. Seen anything of Jack Taylor recently?Im afraid I dont follow that.
Last year when we left our shopping till early December, you complained bitterly: too many people, last minute rush, all the best things gone, and Lord knows what else.

2.5. Пауза
Пауза, как и любое другое речевое явление, многофункциональна. Пауза может быть рассмотрена с точки зрения: 1) положения во фразе или сверхфразовой единице, 2) с позиции ее расположения в синтагме, 3) длительности, 4) характера временной заполненности, 5) отношения говорящего к высказыванию, 6) направления действия паузы.
Финальными можно назвать паузы, которые встречаются на конце законченных единиц (фраз и сверхфразовых единств). Нефинальные паузы встречаются внутри фразы и отделяют одну синтагму от другой. Такие паузы можно назвать синтагматическими.
Финальные паузы обычно длиннее нефинальных. Финальные паузы на конце фраз короче финальных пауз на конце сверхфразовых единств.
Частотность употребления нефинальных и финальных пауз во многом зависит от вида речевой деятельности, а также, в какой-то мере, индивидуальных особенностей говорящего (манеры говорения и темпа речи).
В чтении хорошо знакомого текста количество нефинальных пауз значительно уменьшается. Членение на синтагмы происходит за счет других интонационных средств. Финальные паузы, особенно те, которые стоят на конце сверхфразовых единств, сохраняются.
Синтагматическая пауза отчленяет одну синтагму от другой и находится между словами, характеризующимися наименее тесной семантической связью. Внутрисинтагменная пауза встречается внутри синтагмы и служит цели выделения определенного члена предложения (ее иногда называют цезурой). Например:
Не was planning to go to | Paris, London and New York.
В данном примере внутрисинтагменная пауза выделяет группу перечисления.
Внутрисинтагменная пауза обычно короткая, и тональный интервал между концом слова, стоящего до паузы, и началом слова, стоящего после паузы, очень незначителен. Слово, стоящее после внутрисинтагмен-ной паузы, часто получает особую выделенность. Например: Its all | his doing.
Незаполненная пауза представляет собой временной перерыв, перерыв в звучании. Если пауза заполнена некоммуникативными звуками, такую паузу можно назвать заполненной. Заполненные паузы, так же, как и незаполненные, характерны для спонтанной речи, хотя они могут встречаться и при чтении. Выбор характера паузы во многом зависит от индивидуальной манеры говорящего и эмоциональной насыщенности ситуации. Заполненные паузы создают впечатление непрерывности речи и помогают поддерживать разговор.
Логические паузы и паузы неуверенности показывают, насколько говорящий готов к выражению своей мысли, насколько уверен в том, что он хочет высказать. Логические паузы помогают членить речь на логические (смысловые) отрезки: синтагмы, фразы, сверхфразовые единства. Паузы неуверенности указывают на то, что говорящий колеблется в выборе слова или конструкции. Большинство исследователей этого явления сходятся на том, что паузы неуверенности чаще встречаются на стыке предложений или в начале предложения, чаще после первого слова. Говорящий делает остановку, чтобы сначала мысленно составить целое предложение или сделать выбор нужного слова.
Паузы неуверенности возникают чаще перед лексически полным словом, однако это явление наблюдается и перед служебными словами. Паузы неуверенности длиннее логических пауз и часто свидетельствуют о том, что за паузой последует основная информация. Паузы неуверенности чаще встречаются в спонтанной речи. Если логической паузе могут предшествовать практически любые тоны, то пауза неуверенности обычно следует за ровным тоном или высоким восходящим. Это объясняется тем, что пауза неуверенности часто возникает в том месте, где семантическая связь между словами тесная и сочетание слов, отграниченное паузой неуверенности, не образует смыслового единства. Например: Ill play the | piano. После паузы неуверенности часто следует повторение слова, употребленного до паузы.
Длительность паузы может быть различной. Абсолютная длительность паузы зависит от множества факторов: от положения паузы в предложении или тексте, стилевой направленности текста, индивидуальной манеры говорящего, сложности текста и т. д.
Большинство исследователей паузы ограничиваются двумя или тремя градациями в длительности пауз. Принято говорить о короткой, длинной паузе, а иногда и о средней.
В хорошо продуманной спокойной речи, а также в речи, содержащей много языковых клише и стереотипных фраз, паузы, как правило, короткие. В эмоциональной речи количество и длительность пауз возрастает. Короткое точное высказывание часто следует за длительной паузой.
Направление действия паузы. Пауза может относиться к предыдущему отрезку речи и пауза может относиться к последующему высказыванию.
Логические паузы, заканчивающие синтагму, фразу или сверхфразовое единство, примыкают к предыдущему высказыванию. Паузы неуверенности, скорее, относятся к той части высказывания, которая следует за паузой. Пауза, которая служит, скорее, цели выделения последующего слова или слов, а не цели разделения высказывания на смысловые части также тяготеет к последующему высказыванию.
Практически все паузы в чтении прозаических и стихотворных текстов можно отнести к числу логических пауз. В спонтанной речи четко наметилось различие между логическими паузами и паузами неуверенности. Количество логических пауз в 1,4 раза превышает количество пауз неуверенности, но по общей длительности паузы неуверенности превышают логические паузы. Этот вывод полностью совпадает с наблюдениями других исследователей. В спонтанной речи особенно велик процент отношения длительности пауз к общей длительности текста (до 50%), в чтении описательной прозы он равен 29%. Следовательно, общая длительность пауз в прозаических текстах больше, чем в стихотворных (19%) и среди прозаических, наибольшая - в спонтанной речи.
Значительная длительность пауз в спонтанной речи легко объяснима. В спонтанном разговоре мы имеем дело с неподготовленным, необдуманным заранее процессом общения. Отсюда и обилие пауз, особенно пауз неуверенности.
2.6. Темп речи
Под темпом понимают среднюю скорость речи на протяжении определенного отрезка речи. Темп измеряется либо количеством слогов (звуков), произнесенных в секунду, либо измерением среднеслоговой длительности отрезка в сотых или тысячных секунды (миллисекунды) . Измерение и оценку темпа можно вести в двух планах: на основе восприятия и на основе измерения времени. Наиболее надежным методом при изучении звучащей речи является метод соотнесения обоих измерений. В оценке темпа четко намечаются, по край--ней мере, три степени темпа: средний (нормальный), быстрый и медленный.
Известно, что различные языки и диалекты обладают различным темпом, однако существуют определенные темпоральные пределы, обусловленные физиологией человека (скоростью формирования мысли).
Воспринимаемый темп можно рассматривать и оценивать в двух аспектах: через оценку темпа определенных речевых единиц с позиции темпа, присущего данному языку, и с позиции темпа конкретного речевого отрезка, в котором единицы могут быть противопоставлены по темпу. В контрастном представлении речевые единицы могут восприниматься как различные по темпу, а с точки, зрения общеязыкового темпорального восприятия находиться в одном темпоральном измерении, скажем, среднем.
Темп может быть стабильным (простым) и изменяющимся (сложным). Минимальный отрезок, на котором реализуется простой темп, является слог, который может быть сокращенным (clipped), растянутым (drawled) и задержанным (held). Сокращенный слог воспринимается как убыстренный, растянутый и задержанный - как замедленные. Разница между растянутым и задержанным слогом состоит в том, что в растянутом слоге увеличивается время звучания всего слога (всех звуков), а в задержанном происходит увеличение времени на начальном согласном. Например, в слове pen можно увеличить время выдержки р, остальная же часть слога произносится в среднем темпе. Растянутая или задержанная артикуляция слога характерна для выражения эмфазы. Растяжка слога характерна также для выражения неуверенности.
Сокращенный слог часто бывает ядерным слогом, на котором реализуется ядерная часть терминального тона (любого). Сокращенные и растянутые слоги встречаются во всех видах речевой деятельности, задержанные слоги менее распространены и наиболее часты в спортивных комментариях и объявлениях.
Темп речи во многом зависит от обсуждаемой темы, количества языковых клише, употребляемых говорящим, количества времени, отведенного говорящему (при сокращенном времени темп речи возрастает), чувства времени говорящего и длительности речевого отрезка.
Темп играет важную роль, наряду с другими компонентами интонации, в передаче информации. Темп выполняет важную структурную роль в оформлении единиц речи (синтагм, фраз, сверхфразовых единиц, строк, строф). Начало и конец единиц речи обычно характеризуется замедлением темпа.
При помощи темпа (чаще замедленного) выделяются наиболее важные участки высказывания.
Темп играет немаловажную роль в передаче эмоционально-модальной информации. Эмоциональная речь характеризуется отклонением темпа в сторону убыстрения или замедления. Возрастание эмоциональной напряженности обычно связано с замедлением темпа. Выражение конкретных эмоционально-модальных значений связано с различной степенью ускорения или замедления.

3. ТИПОЛОГИЧЕСКИЕ СВОЙСТВА ИНТОНАЦИИ
Интонация, так же как и ударение, относится к суперсегментным фонологическим средствам языка. Она постоянно присутствует в речевом процессе и, накладываясь на линейную структуру речи, служит важнейшим средством различения смысла воспринимаемой на слух речевой цепочки.
Недостаточная изученность отдельных сторон интонации как в русском, так и в английском языке ограничивает возможности выработки четких и достаточно полных критериев, которые могли бы служить основанием для определения интонационных единиц как основы для выделения типов интонации в сопоставительном плане.
Во всех вопросах, связанных с определением типологии того или другого уровня языка или отдельных его микросистем, необходимо, прежде всего, определить единицу типологического сопоставления. При определении такой единицы на уровне интонации необходимо помнить, что единица интонационного уровня и единица синтаксического уровня, с которым интонация тесно связана, как правило, не совпадают. Поэтому синтаксические единицы словосочетание и предложение не могут быть приняты в качестве единиц интонации. Термин "синтагма" может быть использован для обозначения единицы измерения интонации. Для этого ему следует придать интонационно-структурное содержание. Как показывают данные интонационного анализа, всякая синтагма как интонационная единица состоит из трех компонентов: безударной части, с которой начинается движение тона; шкалы, составляющей основную часть синтагмы, содержащей комплекс ударных и безударных слогов, объединенных интонационным рисунком; и завершения, замыкающегося обычно, но не всегда, паузой.
Основными показателями интонационной синтагмы являются мелодика и ударение, а другие ее компоненты, и в частности паузация и тембровые варианты, не могут еще быть учтены вследствие их недостаточной изученности, то, очевидно, основным критерием, определяющим тип интонационной синтагмы, следует считать характер движения тона, определяющий мелодический рисунок синтагмы. Материал того и другого языка показывает, что общее движение тона в шкале может быть либо нисходящим, либо восходящим.
Завершение, или мелодика конца синтагмы, может иметь один из трех тонов: нисходящий, восходящий или ровный тон, что имеет фонологическое значение, так как служит для различения смысла синтагмы; одно и то же предложение получает различный смысл в зависимости от тонового характера завершения.
Поэтому учет структуры завершения следует также признать одним из критериев, определяющих тип интонационной синтагмы.
Два рассмотренных выше критерия определяют в предварительном плане типологию интонационных синтагм как единиц типологического сопоставления: характер движения тона в шкале - нисходящий тон, восходящий тон, ровный тон; характер завершения синтагмы - падающее завершение, восходящее завершение.
Сочетание этих критериев, взятых во взаимосвязи, и дает ту величину, которую мы называем типом синтагмы.
Необходимо помнить, что, говоря о том или ином типе или подтипе интонационной синтагмы, мы имеем в виду ее обобщенные характеристики. Все же отдельные отклонения от общего и типичного носят частный характер и в типологии интонационных синтагм учтены быть не могут.
Можно наметить, пока в предварительном порядке, следующие типы интонационных синтагм:
Тип синтагм с понижающейся шкалой
Синтагмы, относящиеся к этому типу, характеризуются тем, что движение тона начинается чаще всего на среднем уровне и опускается в каждом последующем ударном слоге, в то время как безударные слоги, находящиеся между ними, произносятся ровным тоном того же уровня, что и последний ударный слог.
Мелодия конца интонационной синтагмы, то есть завершения, может быть различной, что дает основания для выделения трех подтипов: 1) подтипа с нисходящим, или падающим, завершением; 2) подтипа с восходящим завершением и 3) подтипа с ровным завершением.
1. Подтип синтагме нисходящим завершением. Синтагмы этого подтипа используются, как в русском, так и в английском языке для интонационного оформления: 1) повествовательных предложений; 2) побудительных предложений; 3) восклицательных предложений; 4) вопросительных предложений, начинающихся с вопросительных слов. В синтагмах, оформляющих эти предложения как в русском, так и в английском языке тон повышается на ударном слоге вопросительного слова.
2. Подтип синтагм с нисходящим тоном и восходящим завершением. Синтагмы этого подтипа представлены интонацией: 1) незаконченных предложений, предшествующих другому предложению, в том числе и придаточных, предшествующих главному предложению. Синтагмы этой структуры представлены как в русском, так и в английском языке; ср. он сказал - повествовательное предложение; он сказал, что...; когда он сказал...; Mrs Cheveley: I hope you will be more reasonable in four terms; 2) общих вопросов, начинающихся с вспомогательных глаголов; ср.: Did you have a good crossing?
3. Подтип синтагм с понижающейся шкалой и ровным завершением. Синтагмы, относящиеся к этому подтипу, оформляют вводные предложения, следующие за прямой речью, которая имеет интонационное оформление с падающим завершением; ср.: - Ты напиши, как устроишься, как встретят,- напутствовал его Мересьев. - "Youre quite, " said Soames quietly.
Тип синтагм с повышающейся шкалой
Интонационные синтагмы, относящиеся к этому типу, характеризуются изменением высоты тона от низкого или среднего но уровню ударного слога вплоть до завершения синтагмы.
В зависимости от характера завершения, то есть от мелодии конца синтагмы, эти синтагмы подразделяются на два подтипа: подтип с восходящим завершением с мелодическим рисунком и подтип с завершением с мелодическим рисунком.
1. Подтип синтагм с восходящим завершением, широко распространенный в русском языке и нетипичный для английского языка, используется для интонационного оформления: 1) вопросительных предложений без вопросительных слов, имеющих структуру повествовательного предложения, так называемых интонационных вопросов; ср.: Ты мою телеграмму получил? Самолет из Ташкента прибыл? и т. д.; 2) вопросительных предложений, начинающихся со слова разве и имеющих в конце слова, являющиеся центром высказывания; ср.: Разве вы знакомы? Разве экзамены будут в апреле? и т. д.; 3) неполных вопросительных предложений без сказуемого, начинающихся союзом а; ср.: А они?...; А ваш, муж? Наличие в русском языке интонационных синтагм этого подтипа служит источником частых ошибок русских студентов в интонационном оформлении соответствующих им по смыслу английских предложений.
2. Подтип синтагм снисходящим завершением используется для нтонационного оформления 1) вопросительных предложений, начинающихся со слова разве, в которых за центром высказывания следуют обстоятельства; ср.: Разве ты получил письмо от брата?; 2) вопросительных предложений с частицами неужели и ли; ср.: Неужели вы так и не припомните, где мы встретились?; 3) вопросительных предложений с инверсией сказуемого; ср.: Говорите ли вы по-английски?; 4) альтернативных вопросов с союзом или; ср.: Вы поедете в Крым или на Кавказ?; 5) предложений, содержащих перечисление. В этих предложениях каждому перечисляемому члену соответствует повышение тона, а последний член шкалы имеет нисходящее завершение.
Тип синтагм с ровной шкалой
К этому типу относятся интонационные синтагмы, у которых шкала характеризуется отсутствием изменения высоты тона, произносимого на среднем или низком уровне. Этот тип синтагм используется для интонационного оформления 1) ответных вопросительных предложений, повторяющих вопрос; ср.: Что ты будешь делать на каникулах?- Что я буду делать?; 2) вводных слов и предложений, обычно произносимых на несколько более низком уровне, чем остальные члены предложений; 3) предложений при чтении поэтических произведений, декламации. Рассмотренные типы интонационных синтагм нейтрального стиля можно, не претендуя на всестороннее решение проблемы их типологии, представить в таблице1.
Таблица 1.
Таблица типов интонационных синтагм Типы синтагм
Подтип синтагм
Русский язык
Английский язык С понижающейся шкалой
С нисходящим завершением
С восходящим завершением
С ровным завершением
+
+
+ +
+
+ С повышающейся шкалой
С восходящим завершением
С нисходящим завершением
+
+
-
- С ровной шкалой

+
-

ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Терминальные тоны образуют систему, в которой вычленяются различные по форме и функции единицы, между которыми невозможно провести четкую грань. Это обусловлено тем, что, с одной стороны, тоны как функциональные единицы представляют собой абстракцию, обобщение, а с другой - целый ряд конкретных реализаций. Абстрагирование от конкретных реализаций дает возможность выявить наиболее постоянные черты каждой единицы, а изучение конкретных реализации помогает установить вариативные черты. Установление константных черт невозможно без изучения вариативных и наоборот.
Тоны теснейшим образом связаны с мелодическими шкалами и образуют с ними тесное единство. Изучение структуры и функции тонов возможно лишь через изучение взаимосвязи указанных тональных единиц и лексико-грамматической структуры, в которой они реализуются.
Наиболее частыми являются нисходящие тоны, которые употребляются во всех коммуникативных типах. Восходящие тоны широко употребимы при передаче вопросительности и некатегоричности.
Развитая система сложных тонов придает английской речи живость и гибкость. Сложные тоны несут на себе функцию выражения широких импликативных значений.
Фразовое ударение организует высказывание, служит основой ритмической структуры, выделяет смысловой центр предложения,
Фразовое ударение может быть двух типов: децентрализованным и централизованным. Каждое из упомянутых типов реализуется в двух разновидностях: эмфатической и неэмфатической.
Фразовое ударение тесно связано с мелодической структурой фразы и смысловым центром. Смысловой центр, в свою очередь, формируется не только акцентно-мелодической структурой фразы, но и лексико-синтаксической структурой.
Децентрализованное ударение характерно для чтения научной и описательно-повествовательной прозы, а также чтения лирических стихов. Централизованное ударение наиболее часто в чтении драматургических произведений и устной речи.
В английском языке выделяются два типа ритмических групп: простая (состоящая из одного ударного слога и примыкающих к нему безударных слогов) и сложная (состоящая из двух и более ударных слогов и примыкающих к ним безударных слогов). Ритм, основанный на чередовании простых ритмических групп, может быть назван простым ритмом, а ритм, в основе которого лежит чередование сложных ритмических групп, - сложным.
Оба типа ритма характерны как для прозаических, так и стихотворных текстов.
Оба типа ритма могут выступать как в "чистом" виде (это прежде всего относится к простому ритму), так и в различных комбинациях. Варьирование простого и сложного ритмов образует структуру, которая может быть названа смешанным ритмом.
Ритмическая структура, ее характер во многом определяются лексико-грамматической структурой, характером связи между словами, стилистической направленностью текста и другими факторами.
Ритм теснейшим образом связан со всеми компонентами интонации, особенно мелодией, ударением и темпом. Пауза органически связана с текстом, является его неотъемлемой частью. Она не только играет определенную роль в членении речи на смысловые отрезки, но во многом определяет ритмическую структуру текста, а также влияет на характер темпа. Периодическое чередование пауз и фонационных отрезков речи, а также временное уравновешивание между ними (длительные паузы часто следуют за коротким высказыванием и наоборот) - один из элементов ритма как стиха, так и прозы. Это явление мало изучено, но можно с уверенностью утверждать, что его роль в ритмизации речи очевидна.
Количество и длительность пауз определяется, в основном, характером коммуникации. В спонтанной речи количество и длительность пауз наибольшая. Встречаются как логические паузы, так и паузы неуверенности. Торжественные и лирические стихи характеризуются более длительными паузами и замедленным темпом по сравнению со стихами бытового характера и стихами-шутками. Общий временной объем пауз в описательной прозе несколько больше длительности пауз в стихах. В чтении преобладают логические паузы.
Темп речи играет существенную роль в передаче логической и эмоционально-модальной информации, а также может служить средством оформления речевых единиц.
Темп может быть рассмотрен в двух планах: в плане его стабильности (стабильный и изменяющийся) и степени (средний, быстрый и медленный).
Темп определяется лингвистическими и экстралингвистическими факторами. Среди них следует назвать такие, как тема разговора или характер текста, время, отведенное на передачу информации, эмоциональность или неэмоциональность речевой ситуации, умение говорящего выражать четко свои мысли.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Антипова А.М. Система английской речевой интонации: Учебное пособие для вузов. - М.: Высшая школа, 1979 Берзин Ф.М. Головин Б.Н. Общее языкознание. Уч. пособие. М.: Просвещение, 1979.
Вайнрайх У. Языковые контакты, пер. с англ., Киев, 1979.
Головин Б.Н. Введение в языкознание: Уч. пособие для филол. спец. вузов. М.: Высшая школа, 1983.
Реформатский А.А. Введение в языковедение / Под ред. В.А. Виноградова. М.: Аспект Пресс, 1996.
Щерба Л.В. Языковая система и речевая деятельность. Л.: 1974..

1 Антипова А.М. Система английской речевой интонации: Учебное пособие для вузов. - М.: Высшая школа, 1979. 1 2

Работа на этой странице представлена для Вашего ознакомления в текстовом (сокращенном) виде. Для того, чтобы получить полностью оформленную работу в формате Word, со всеми сносками, таблицами, рисунками, графиками, приложениями и т.д., достаточно просто её СКАЧАТЬ.



Мы выполняем любые темы
экономические
гуманитарные
юридические
технические
Закажите сейчас
Лучшие работы
 Законодательство о международном коммерческом арбитраже
 Вершины, плоскость, проходящая через прямую и точку, пределы, производные, графики, интегралы, объем тела вращения, диф. уравнение, сходимость степенного ряда
Ваши отзывы
Здравствуйте! Заказ получен! Огромное спасибо, очень довольны! Надеемся на дальнейшее сотрудничество! С уважением!!!
Макс

Copyright © refbank.ru 2005-2024
Все права на представленные на сайте материалы принадлежат refbank.ru.
Перепечатка, копирование материалов без разрешения администрации сайта запрещено.