Refbank.Ru - рефераты, курсовые работы, дипломы по разным дисциплинам
Рефераты и курсовые
 Банк готовых работ
Дипломные работы
 Банк дипломных работ
Заказ работы
Заказать Форма заказа
Лучшие дипломы
 Место и роль Центрального банка в системе банковских и небанковских кредитных организаций в РФ
 Терроризм: криминологический и уголовно-правовой аспекты
Рекомендуем
 
Новые статьи
 Почему темнеют зубы и как с этом...
 Иногда полезно смотреть сериалы целыми...
 Фондовый рынок идет вниз, а криптовалюта...
 Как отслеживают частные...
 Сочинение по русскому и литературе по тексту В. П....
 Компания frizholod предлагает купить...
 У нас можно купить права на...
 Подскажем где и как открыть категорию...
 Сдать курсовую в срок поможет Курсач.эксперт. Быстро,...
 Размышления о том, почему друзья предают. Поможет при...
 Готовая работа по теме - потеря смысла жизни в современном...
 Рассуждения о проблеме влияния окружающего шума на...
 Рассуждения по тексту Владимира Харченко о роли науки в...
 Проблема отношений человека с природой в сочинении с...
 Рассуждение по теме ограниченности...


любое слово все слова вместе  Как искать?Как искать?

Любое слово
- ищутся работы, в названии которых встречается любое слово из запроса (рекомендуется).

Все слова вместе - ищутся работы, в названии которых встречаются все слова вместе из запроса ('строгий' поиск).

Поисковый запрос должен состоять минимум из 4 букв.

В запросе не нужно писать вид работы ("реферат", "курсовая", "диплом" и т.д.).

!!! Для более полного и точного анализа базы рекомендуем производить поиск с использованием символа "*".

К примеру, Вам нужно найти работу на тему:
"Основные принципы финансового менеджмента фирмы".

В этом случае поисковый запрос выглядит так:
основн* принцип* финанс* менеджмент* фирм*
Региональная экономика

курсовая работа

Рыночная инфраструктура и развитие потребительского рынка (на примере Поволжского региона)



СОДЕРЖАНИЕ
Введение 3
1. Сущность, происхождение и основные элементы
рыночной инфраструктуры 5
2. Характеристика основных элементов
рыночной инфраструктуры 12
3. Развитие потребительского рынка
на примере Поволжского региона 24
3.1. Экономико-географическая характеристика региона 24
3.2. Потребительский рынок и инфраструктура 26
3.3. Проблемы и перспективы развития 34
Заключение 37
Список использованных источников 38
ВВЕДЕНИЕ
Целью данной работы является дальнейшее изучение проблем рыночной инфраструктуры. Характеристику рынка как совокупности или арены актов купли-продажи можно раскрыть через его структуры, систему и инфраструктуру. Становление и налаживание эффективно функционирующей системы и инфраструктуры рынка является важнейшим компонентом процесса перехода экономики России на рыночные условия хозяйствования.
Современная экономика развитых стран носит рыночный характер. Рыночная система оказалась наиболее эффективной и гибкой для решения основных экономических проблем. Она формировалась не одно столетие, приобрела цивилизованные формы и, по всей видимости, будет определять экономический облик будущего во всех странах мира.
Хотя товарное производство, рынок, конкуренция существуют очень давно, не следует забывать, что человечество большую часть своей истории прожило без рынка - в царстве натурального хозяйства. В подобной модели хозяйства продукты производятся общиной или семьей для внутрихозяйственного потребления при прямом - командном - распоряжении ресурсами и уравнительном распределении созданного продукта. Однако при всей своей эгалитарности, то есть равенстве отдельных индивидов, натуральное хозяйство было основой бедности, а не богатства, что связано с узостью экономических отношений, отсутствием специализации, ограниченностью производства и капитала.
Переход от натурального хозяйства к товарному связан с формированием таких основных предпосылок, как экономическая обособленность или автономность товаропроизводителей, возможность или свобода для каждого экономического субъекта стремиться к обеспечению своих частных интересов и разделение труда между товаропроизводителями.
Историческая практика показала, что обеспечению первого условия в наибольшей степени адекватен правовой режим частной собственности (хотя это не означает, что экономическая самостоятельность производителей не может быть достигнута другим путем). Экономическая обособленность означает, что производитель сам решает, что производить, как производить, для кого производить и что существуют свобода конкурентного поведения, свобода выбора характера и форм хозяйствования в интересах конкретного товаропроизводителя.
Заключительное условие связано с развитием и углублением общественного разделения труда, в том числе отношений специализации и кооперации производства. На определенном этапе развития натурального хозяйства стадо ясно, что любое многочисленное сообщество людей не сможет прожить за счет полного само обеспечения при возрастающих потребностях, поэтому различные группы производителей начинают специализироваться на выпуске одного какого-либо продукта, предлагая его в обмен на все остальные необходимые ему для жизни. Постепенно такая практика расширяется и приводит к разрушению натурального хозяйства, образованию товарного производства.
Рынок - это место, где продают и покупают. Это самое простое, но одновременно и самое поверхностное понимание рынка. В настоящее время существует множество определений, прежде всего рынок - это обязательный компонент товарного производства, товарного обмена. Обмен товарами происходит на основе эквивалентности, т. е. равноценности. Развитое товарное производство предполагает использование денег как посредников при обмене товаров.
Итак, основой рынка является товарное производство. Рынок - это общемировая ценность, результат развития человеческой цивилизации.
1. СУЩНОСТЬ, ПРОИСХОЖДЕНИЕ И ОСНОВНЫЕ
ЭЛЕМЕНТЫ РЫНОЧНОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ
Впервые термин инфрастуктура был использован в экономическом анализе для обозначения объектов и сооружений, обеспечивающих нормальную деятельность вооруженных сил (начало XX в.). Он произошел от латинских слов"infra" - ниже, под; "struktura" - строение, расположение. Несмотря на широкое использование, существуют различные трактовки этого понятия.
Одна группа авторов определяет инфраструктуру как всю систему обслуживания, видя функцию инфраструктуры в предоставлении услуг производству и населению, в обслуживании производства и населения.
Другие понимают под инфраструктурой только систему производственного обслуживания в виде ее назначения в создании общих условий производства, в обеспечении деятельности основного производства.
Известна и такая точка зрения, согласно которой инфраструктура составляет накопленное материальное богатство, как совокупность объектов и сооружений, обеспечивающих необходимые материально-технические условия для успешного функционирования предприятий промышленности, как часть национального богатства, которое призвано обеспечить беспрепятственное поле деятельности.
В 40-е годы XX в. на Западе под инфраструктурой стали понимать совокупность отраслей, обслуживающих нормальное функционирование материального производства. В нашей экономической литературе эта проблема получила основное развитие в 70-е годы.1
Инфраструктура - это обязательный компонент любой целостной экономической системы и подсистемы. Она представляет собой составную часть общего устройства экономической или политэкономической жизни, носящую подчиненный вспомогательный характер и обеспечивающую нормальную хозяйственную деятельность экономики или политической системы в целом.
Процесс формирования инфраструктуры в качестве относительно самостоятельной сферы общественного производства прошел ряд этапов, определяемых крупными вехами в общественном разделении труда. Так, отделение ремесла от земледелия, или второе крупное общественное разделение труда, вызвав появление городов, объективно способствовало усилению продуктообмена между городом и деревней, что вело к развитию объектов инфраструктуры. Третье крупное разделение труда в обществе - отделение торговли от земледелия и промышленности - привело к дальнейшему росту продуктообмена за счет вовлечения в хозяйственный оборот новых территорий, что в свою очередь с необходимостью потребовало расширения инфраструктурной сферы.
Сегодня выделяют производственную инфраструктуру, обслуживающую производство (транспорт, связь, оптовая торговля и т.д.), социальную инфраструктуру - совокупность объектов отраслей сфер обслуживания (транспорта и связей по обслуживанию населения, образования, здравоохранения, социального обеспечения и т.д.), деятельность которых направлена на удовлетворение личных потребностей, обеспечение жизнедеятельности и интеллектуального развития населения, а также инфраструктуру рынка.2.
При рассмотрении вопроса о производственной инфраструктуре важно выделить то, что она не производит какой-либо продукт, лишь создает необходимые условия для его производства.
Инфраструктурные элементы экономики являются лишь следствием своеобразных функций, возложенных экономикой на инфраструктуру. Эти функции с течением времени изменяются и все более обособляются от функций основного производства. Поэтому в определении производственной инфраструктуры первичным признаком выступают ее функции, состоящие в обеспечении производства.
Особенностью хозяйственной деятельности предприятий инфраструктуры является то, что результат их деятельности нельзя резервировать или складировать, ибо он проявляется в форме процесса перемещения, хранения, передачи информации и т.д. Не следует характеризовать инфраструктуру как вспомогательную и тем более как второстепенную сферу.
Новым видом инфраструктуры является рыночная инфраструктура. С развитием рыночного механизма в экономике страны появляется необходимость создания специализированного вида деятельности по удовлетворению потребностей отдельных рынков, организованной системы, отражающей спрос и предложение. Появление рынка обусловило возникновение новых организаций, учреждений, обеспечивающих его цивилизованное функционирование.
Инфраструктура рынка - это совокупность правовых форм, опосредствующих движение товаров и услуг, акты купли-продажи, или совокупность институтов, систем, служб, предприятий, обслуживающих рынок и выполняющих определенные функции по обеспечению нормального режима его функционирования.
Основными элементами инфраструктуры современного рынка являются:
1) биржи (товарные, сырьевые, фондовые, валютные), их организационно оформленное посредничество;
2) аукционы, ярмарки и другие формы организационного небиржевого посредничества;
3) кредитная система и коммерческие банки;
4) эмиссионная система и эмиссионные банки;
5) система регулирования занятости населения и центр государственного и негосударственного содействия занятости (биржа труда);
6) информационные технологии и средства деловой коммуникации;
7) налоговая система и налоговая инспекция;
8) система страхования коммерческого хозяйственного риска и страховые компании;
9) специальные рекламные агентства, информационные центры и агентства средней массовой информации;
10) торговые палаты, другие общественные, добровольные и государственные объединения (ассоциации) деловых кругов;
11) таможенная система;
12) профсоюзы работающих по найму;
13) коммёрческо-выставочные комплексы;
14) система высшего и среднего экономического образования;
15) аудиторские компании;
16) консультативные (консалтинговые) компании;
17) общественные и государственные фонды, предназначенные для стимулирования деловой активности;
18) специальные зоны свободного предпринимательства. Инфраструктура призвана обеспечить цивилизованный характер деятельности рыночных субъектов, элементы инфраструктуры не навязаны извне, а порождены самими рыночными отношениями.3
Функционирование рыночной инфраструктуры имеет двойственный характер: с одной стороны, это обслуживание рыночных субъектов, с другой - воспроизводство трудовых ресурсов, самого человека, т.е. фактора, который непосредственно участвует на рынке. Функции инфраструктуры рынка следующие:
облегчение участникам рыночных отношений реализации их интересов;
повышение оперативности и эффективности работы рыночных субъектов на основе специализации отдельных субъектов экономики и видов деятельности;
организационное оформление рыночных отношений;
облегчение форм юридического и экономического контроля, государственного и общественного регулирования деловой практики;
подготовка специалистов для эффективного функционирования рынка.
Изменения в экономике страны не могут не отразиться на ее структурных институтах: учреждениях, организациях, обслуживающих и обеспечивающих взаимодействие отдельных частей экономики, в том числе и на инфраструктуре рынка.
Кратко охарактеризуем некоторые элементы инфраструктуры рынка.
В период экономики планового типа кредитная система была развита в соответствии с условиями того времени, т.е. кредиты выдавались не в соответствии с нуждами самого предприятия, а по решению органов государственного планирования. В наше время кредитные учреждения развиваются в большом количестве и с разнообразием услуг, необходимых для удовлетворения потребностей предприятий в денежных средствах в период становления рыночной экономики. Бурное развитие на рубеже XXI в. получили коммерческие банки, которых не было в плановой экономике, а также специализированные небанковские кредитно-финансовые институты. К последним относятся страховые компании, пенсионные фонды, инвестиционные и финансовые компании. Они производят операции и предлагают услуги, которые не оказываются коммерческими банками. Такая структура кредитной системы (с учетом функционирования Центрального банка Российской Федерации) отражает потребности рыночного хозяйства, приближаясь к модели кредитной системы развитых стран.
В консалтинговых компаниях работают крупные специалисты в области теории и практики рынка и бизнеса. По контракту, за счет заказов предпринимателей они предоставляют консультации по экономическим и юридическим вопросам. Для предпринимателей оплата этих консультаций обходится дешевле, чем содержание таких специалистов на фирме. Для России это новое и перспективное дело, так как у наших предпринимателей мало опыта и знаний в области рыночной хозяйственной деятельности.
Аудиторские компании. Аудит - это комплексная ревизия финансово-хозяйственной деятельности фирмы, которая позволяет оценить ее возможности на рынке и в сфере бизнеса. Такая проверка имеет характер независимой экспертизы (по инициативе властей, учредителей, управленцев, руководителей фирмы). В настоящее время в России созданы "Мосаудит" и "Инаудит", их экспертиза - обязательное условие для получения разрешения на внешнеэкономическую деятельность, получение лицензий, организации совместных предприятий (СП). Объективность оценок западных аудиторских компаний служит визитной карточкой на внешнем рынке.
Учебные заведения. Раньше в России ни одно учебное заведение не готовило бизнесменов, менеджеров, и понятно почему. Сегодня таких учебных заведений стало много, но у них главный недостаток - крайне малый срок обучения. Часто в таких учреждениях преподают случайные люди. И все-таки этот элемент инфраструктуры рынка развивается и набирает силу и авторитет.
Существенное значение для развития рынка и формирования рыночной экономики имеют свободные экономические зоны (СЭЗ). Первая свободная экономическая зона появилась в 1959 г. в Ирландии. В 70-е годы наблюдался наибольший расцвет СЭЗ. Темпы занятости в этих зонах за последние 20 лет превышали ежегодно 20%. В русском языке имеет место несколько терминов, определяющих понятие "свободные экономические зоны":
зоны свободного предпринимательства (ЗСП);
зоны свободной торговли;
экспортно-производительные зоны (ЭПЗ);
производственные зоны в регионах;
свободные порты;
свободные банковские зоны.
Все эти зоны рассматриваются как факторы экономического развития с привлечением иностранного капитала, предоставлением различных льгот (освобождение от налогов сроком на 10 лет; прямые государственные субсидии; беспошлинный ввоз и вывоз товаров; сдача земель в аренду за низкую плату; наличие дешевой рабочей силы и др.).
В настоящее время в мире насчитывается более 400 свободных экономических зон (преимущественно в развитых странах), господствующее положение в СЭЗ занимают транснациональные корпорации (ТИК) Японии, США и Западной Европы.
Для привлечения иностранного капитала СЭЗ очень важны: политическая стабильность; отсутствие хаоса, дезорганизации хозяйственных связей; законопорядок, а не война законов, дешевая рабочая сила. Всего этого у нас нет в настоящее время. Кроме того, отсутствует опыт создания и функционирования СЭЗ. Несомненно, это сдерживает развитие свободных экономических зон России.
В советской экономической литературе к инфраструктуре относили основную торговую сеть, постоянно действующие ярмарки, аукционы для оптовой реализации товара, коммерческие банки для обслуживания коммерческих кредиторов, складское хозяйство (элеваторы, холодильники), тарное и транспортное хозяйство, всякого рода биржи и информационную службу. В этом случае инфраструктура рынка имела расширительное толкование.
Говоря об организации торговой сети за рубежом, в числе получивших наибольшее распространение и более перспективных форм стоит выделить следующие:
супермаркеты - магазины самообслуживания с преимущественно продовольственным ассортиментом;
суперонтер - перспективный магазин по торговле скоропортящимися товарами, расположен чаще всего вне города;
конвинненсонтор - небольшой магазин с ограниченным числом продуктов высокой степени готовности (как дополнение к крупным магазинам);
супертриадо - новая модель крупного магазина, имеющая современный торговый центр с реализацией высококачественных дорогостоящих товаров, зона супермаркета-склада, зона продажи товаров улучшенного качества;
драгонтер - розничное предприятие с высокой степенью автоматизации операций, где принимаются кредитные и дебиторские карточки;
магазин-дискаунт - магазин сниженных цен, реализует товары среднего качества по сравнительно невысоким ценам и др.
Широкое распространение получают розничные конгломераты - корпорации свободной фирмы, объединяющие несколько предприятий разнородных направлений и форм розничной торговли под единым владением с частичной интеграцией функций распределения и управления. Представляют интерес и оптово-розничные клубы, членами которого являются мелкорозничные торговые фирмы (60%), вносящие 20-30 дол. в год, и индивидуальные потребители (40%), вносящие 5% от цены товара. Примером такого клуба может служить фирма Price club (Калифорния).
Классическая инфраструктура рынка включает товарные биржи, фондовые биржи, биржи труда и др.
2. ХАРАКТЕРИСТИКА ОСНОВНЫХ ЭЛЕМЕНТОВ
РЫНОЧНОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ
На рынке товаров и услуг инфраструктура представлена товарными биржами, предприятиями оптовой и розничной торговли, фирмами, предоставляющими участникам рыночную информацию, занимающимися маркетингом, рекламой и т.д. Эта часть инфраструктуры охватывает огромное экономическое пространство между производителями и потребителями; ее функционирование обеспечивает регулирование сбыта и обслуживание потребителей. Эта инфраструктура реагирует на сигналы, идущие от спроса, и обеспечивает равновесие на товарном рынке.
На рынке труда инфраструктурой являются биржи труда, системы, обеспечивающие обучение и переквалификацию работников.
На рынке ценных бумаг это в первую очередь фондовая биржа, где покупаются и продаются акции и облигации. Соединяя инвесторов и владельцев сбережений, биржа способствует межотраслевому и межрегиональному переливу капиталов.
Инфраструктура кредитного рынка - это современная двухуровневая банковская система (Центральный банк и коммерческие банки), страховые компании и различные фонды, способные мобилизовать свободные денежные средства и превратить их в кредиты.
Государственные финансы (центральные и местные бюджеты) также являются частью инфраструктуры рынка. Бюджеты через налоги, а также через расходы позволяют государству решать те проблемы, перед которыми отступает рынок.
Следующий элемент инфраструктуры - это законодательство, правовая система, регулирующая взаимодействие участников рынка. Отсутствие или слабое развитие правовой системы превращает рынок в "дикий", а экономику делает криминальной.
Мы рассмотрели основные элементы инфраструктуры рынка. Еще раз отметим, что рынок не может нормально функционировать без развитой инфраструктуры. Поэтому перед странами, входящими в рынок, а значит, и перед нашей страной стоит задача создания рыночной инфраструктуры.
Инфраструктура рынка товаров и услуг.
В настоящее время уровень развития инфраструктуры товарных рынков в России в целом и в регионах не соответствует условиям свободного движения товаров. В ходе экономических реформ нарушились процесс товародвижения и существовавшие между хозяйствующими партнерами взаимосвязи, увеличилась звенность в процессе реализации товаров, возросли издержки, цены, количество нерациональных перевозок, бессистемно осуществляется оптовая и торгово-посредническая деятельность.
Мировой опыт свидетельствует, что непременным условием эффективности функционирования экономики рыночного типа является развитая инфраструктура товарного рынка. Ее субъекты выполняют очень важные функции: затаривание, расфасовка, хранение товаров на складах, в холодильниках, разукрупнение или наоборот увеличение объемов поставок, транспортировка и доставка продукции; предоставление информации о спросе, предложении, ценах, условиях продажи, местонахождении товаров, финансовая помощь для поддержки производства в некоторых случаях и др.4
В услугах оптовых баз особенно нуждаются мелкие и средние потребители, так как из-за нетранзитных объемов поставок им товаров только эти базы могут предложить широкий ассортимент продукции и гарантировать стабильное и бесперебойное ее поступление. Инфраструктура товарных рынков должна создавать условия для поддержания необходимого соотношения спроса и предложения, сокращения времени реализации товаров, ускорения оборота капиталов, снижения издержек товарообращения и цен, формирования эффективной конкурентной среды.
В настоящее время в России насчитывается около 20 тыс. посреднических организаций с численностью более 600 тыс. человек. Доля реализации товаров организациями оптовой торговли в общем объеме отгружаемой изготовителями продукции составляет около 25%. Два года назад она не превышала 10%, но и нынешний уровень еще не соответствует потребностям рыночной экономики. В развитых странах количество объектов инфраструктур и численность занятых в них в несколько раз больше. Например, в США еще в 1985 г. только в оптовой торговле работало 4,3 млн. человек, 60% которых было занято в обороте товаров производственно-технического назначения. В Германии доля реализации товаров через оптовых посредников составляет 40%.
Условия рынка требуют увеличения количества торгово-посреднических предприятий и организаций, и прежде всего - реализующих товары производственного назначения в розницу и мелким оптом, а также оказывающих чисто посреднические и информационные услуги, а также более равномерного их размещения на территории России. Более 70% предприятий и организаций оптовой торговли сосредоточено в пяти регионах: Центральном - 24. Западно-Сибирском - около 14, Поволжском и Уральском - более 11. Северо-Кавказском - 10%.
Основная часть объектов оптовой торговли (95%) - негосударственные, 90% всех предприятий являются малыми с численностью работников до 25 человек, а на 58% предприятий занято лишь до пяти человек. Наиболее активно объекты оптовой торговли образовывались в 1992-1994 гг. В этот период было зарегистрировано более 80% таких предприятий, при этом лишь около 10% были созданы путем приватизации, остальные - вновь образованные.5
Наиболее распространенная организационно-правовая форма хозяйствования указанных предприятий - товарищество с ограниченной ответственностью (52% общего их числа), 18% составляют индивидуальные частные предприятия, 13 - акционерные общества закрытого типа, 9 - открытого типа, 10% - предприятия других форм.6
Предприятия оптовой торговли располагают складами общей площадью 63 млн. м2. На одно товарищество с ограниченной ответственностью в среднем приходится складской площади 244 м2 и емкость холодильников -12 т, на акционерное общество открытого типа - соответственно 13500 м2 и 513 т, акционерное общество закрытого типа - 847 м2 и 38 т, индивидуальное частное предприятие - 41 м2 и 2,3 т.
Складские площади загружены на 40-60%, остальная часть сдается в аренду, используется на условиях кооперации или продается промышленным предприятиям и коммерческим структурам. Однако, несмотря на наличие значительного количества складских площадей, не хватает высокомеханизированных складов с соответствующим комплексом сервисных услуг. Поэтому требуются модернизация складских площадей, доведение доли активной части основных фондов торгового назначения до 35-40%.
По мере развития рыночных отношений создаются новые рыночные структуры и видоизменяется их деятельность. Например, на протяжении двух трех лет происходил бурный рост бирж, реализующих продукцию производственно-технического назначения и товары народного потребления. В настоящее время биржевая активность снижается. Значительно уменьшилось количество товарных бирж - на начало 1997 г. их было всего 78. Через них на протяжении последних двух лет реализуется менее 1% общего объема продаваемой продукции.
Важной проблемой функционирования товарных рынков является формирование системы соответствующего информационного обеспечения. Пока этот процесс происходит стихийно, никто не учитывает создаваемые базы данных о состоянии и развитии товарных рынков, не координирует деятельность производителей информации и не обеспечивает их взаимовыгодное сотрудничество. В результате, несмотря на большое число фирм, специализирующихся на производстве и распространении информации, ни одна из них не имеет надежную и полную информацию, всесторонне характеризующую состояние товарных рынков и инфраструктуру (спрос, товарное положение, цены, конкурентоспособность, условия продажи, формы обслуживания).
Не отвечает объективным требованиям и нормативно-правовое обеспечение торговых отношений, не сформирована его четкая система и достаточная законодательная основа. Количество правовых актов, принимаемых на разных уровнях власти и ведомствами, даже не поддается учету Нормативные акты рассогласованы между собой на стадии подготовки, принятия и действия, некоторые из них не отражают все стороны и аспекты функционирования товарных рынков, а многие необходимые - еще не разработаны. В нормативной документации есть много противоречий. Эффективность правовой системы в целом и отдельных ее составляющих не определяется.
Недостаточно развито и производство тароупаковочной продукции. Ее выпускают около 4000 предприятий самых различных отраслей промышленности, в том числе 78 предприятий (из них 21 специализированное) -картонную тару, 71 (6 специализированных) - полимерную, 38 - металлическую и более 2000 - деревянную тару.
Затраты на упаковку продукции обрабатывающей промышленности составляют в 12-14 трлн. руб. в год. Доля российской продукции, продаваемой в расфасованном и упакованном виде, равняется всего лишь 30%, при этом одна треть упаковки - импортная.7
Что касается системы транспортно-экспедиционных услуг, то она формируется стихийно, причем идет интенсивный процесс дезинтеграции, в то время как в развитых странах происходит интеграция складского бизнеса в крупные компании (оказывающие транспортно-экспедиционные, консалтинговые. информационные услуги) и товарораспределительные центры. Это позволяет рационализировать грузодвижение, обеспечивать экономию на общесистемных затратах и получать экономический эффект.
Создание рациональной инфраструктуры товарных рынков требует координации деятельности различных субъектов экономики в региональном. отраслевом и институционном аспектах, а в ряде случаев - и непосредственного участия государства. Поэтому она должна развиваться на основе комплексного системного подхода с использованием программного метода реализации решений.
Для формирования и функционирования рациональной инфраструктуры российских товарных рынков Правительство РФ постановлением от 3 августа 1996 г. "О комплексной программе развития инфраструктуры товарных рынков Российской Федерации" поручило Минэкономики России с привлечением заинтересованных федеральных и местных органов исполнительной власти разработать указанную комплексную программу на 1998-2005 гг. В настоящее время закончена научная проработка и в ближайшее время будет подготовлен ее проект.
В соответствии с прогнозом развития инфраструктуры товарных рынков на 1998 г. и ближайшую перспективу доля реализации продукции производственно-технического назначения через оптовых посредников будет расти на 2-3% в год. По мере развития сети эффективных посредников и увеличения объемов производства продукции этот показатель будет повышаться.
Структура объемов закупок товаров в наиболее крупных коммерческо-посреднических организациях может составить: закупка в своей области -30%, в соседних областях - 25, в других областях России - 25, в других государствах - 20%. Доля реализации товаров в своей области прогнозируется на уровне 50%, в соседних областях - 20, в других областях России - 20, в других государствах - 10%.
В объеме реализации товаров коммерческо-посреднических организаций удельный вес других оптовых посредников может составить 10-30%, а в закупках товаров - 30-40%.8
По мере развития логистических функций возможны организационные преобразования в системе коммерческо-посреднических структур, изменения их специализации. Ожидается создание новых видов оптовых посредников, транспортно-сбытовых центров и др. Будет развиваться взаимодействие складских предприятий оптовых посредников с транспортными терминалами и складами обслуживаемых предприятий и интегрированная организация товародвижения через места складирования. Предполагается сокращение складских перевалок и числа стадий складирования продукции.
Из новых посреднических организаций комплексного обслуживания могут выделяться или на их основе образовываться транспортно-экспедиционные структуры. При территориальном тяготении к крупным транспортным узлам новые посреднические организации комплексного обслуживания могут явиться базой для создания транспортно-сбытовых центров (именуемых за рубежом распределительными центрами). При обслуживании заказчиков по контрактам возможно образование на местах специализированных структур, например, в рамках федеральной контрактной системы. Приоритетными в деятельности оптовых посредников по оказанию дополнительных услуг становятся услуги транспортно-экспедиционного характера, объем которых может увеличиться в большинстве организаций Их удельный вес в общей сумме оборота коммерческо-посреднических структур достигнет, вероятно, 15-20%. Интеграция и специализация оптовых посредников будет сопровождаться организацией складского обслуживания, развитием складской сети как важнейшего элемента рыночной инфраструктуры.
Влияние биржевых структур на формирование товарного рынка России будет оставаться незначительным из-за уменьшения промышленного производства, низкой платежеспособности, преобразования бирж в другие коммерческие структуры. Предполагается, что через биржи будет продаваться менее 1% общего объема реализации продукции.
Становление рыночной экономики в агропромышленном производстве невозможно без формирования системы организованных сельскохозяйственных рынков. Предстоит сформировать необходимое количество региональных, межрегиональных специализированных и универсальных агробирж в крупных товарных центрах сельскохозяйственного производства (торгующих зерном, маслосеменами и растительным маслом, сахаром и другими продуктами), производящих операции с форвардными и фьючерсными контрактами на поставку продовольствия и сельскохозяйственного сырья. Эти биржи должны осуществлять котировку цен и страхование участников торгов от чрезмерного колебания цен.
Возможно развитие аукционной торговли шерстью, льноволокном и племенным скотом. Широкое распространение должны получить постоянно действующие ярмарки розничной и оптовой продажи всех видов сельскохозяйственной продукции и продовольствия, оптовые универсальные продовольственные плодоовощные, мясные рынки, рынки живого скота и морепродуктов (особенно в местах их массового производства). Для развития оптовых продовольственных рынков требуется экономическое стимулирование сельскохозяйственных товаропроизводителей с целью увеличения объемов производства и улучшения качества продукции, оздоровления социально-экономической ситуации в АПК.
Учитывая ограниченность капитальных вложений, при формировании товаропроводящей сети и создании ее рыночной инфраструктуры на районном. городском, региональном, межрегиональном уровне необходимо максимально полно использовать имеющуюся материально-техническую базу (холодильники, общетоварные склады, плодоовощные базы и другие оптово-складские предприятия инфраструктуры).9
Прогнозируется развитие информационного обеспечения на основе создания системы единого информационного пространства и расширения возможностей получения всеми участниками рынка наиболее качественной и полной информации обзорного, рекомендательного и прогнозного характера о состоянии товарных, особенно - внутренних, рынков (спрос, предложение, запасы, цены, тарифы, технико-экономические характеристики продукции и условия ее поставки - партии, сроки, виды оплаты и т.п.). Эта система будет обслуживать как постоянных клиентов, так и хозяйствующих субъектов, нуждающихся в эпизодической информации.
В рамках Комплексной программы должны быть созданы региональные и головной информационно-маркетинговые центры, сформированы соответствующие банки данных, разработаны методическое и программное обеспечение функциональных задач, механизмы информационного обмена между производителями информации, а также производителям, потребителями и посредниками. При совершенствовании нормативно-правовой базы предполагается привести в соответствие друг другу положения, регламентирующие правила розничной и оптовой торговли, права потребителей, права и обязанности производителей и государства. Новые общие принципы и положения должны обеспечивать единую направленность норм и актов создание четкой логической схемы регулирования отношений.
Прогнозируется совершенствование тароупаковочного производства, что будет способствовать повышению эффективности продвижения российской продукции как на внутреннем, так и на внешнем рынках, сохранению качества и уменьшению потерь товаров, обеспечению требований мировых стандартов по экологической и санитарной безопасности, улучшению конкурентоспособности российских товаров.
Будет продолжено формирование условий для создания эффективных региональных систем грузодвижения, основанных на терминальной технологии перевозочного процесса. Это позволит сократить транспортные издержки и сроки доставки, уменьшить потери и порчу грузов. В ближайшее время предстоит создать и развить транспортные мощности и средства для обеспечения непрерывности торгово-складских и сбытовых процессов, а также для погрузочно-разгрузочных операций, организовать торгово-транспортные фирмы и транспортные терминалы, которые будут осуществлять комплексное обслуживание транспортом, погрузочно-разгрузочными средствами, предоставлять складские помещения, развесочные, расфасовочные цехи, торговые площади, тароупаковочные средства и др.
В качестве примера системного развития объектов инфраструктуры транспортного обеспечения можно привести сооружение сервисно-терминального комплекса в Чувашской республике, которое начато на базе незавершенного (55% сметной стоимости) строительства завода по ремонту тяжелых строительных машин. Он располагается на южной окраине Чебоксар на разветвлении шоссейных дорог, соединяющих Чувашскую республику с Москвой, Нижним Новгородом, Казанью, Ульяновском. Здесь проходит транзитный грузовой поток на Нижегородскую, Ивановскую, Ульяновскую, Кировскую, Московскую области, республики Мордовию, Марий Эл, Удмуртию, Татарстан и на Урал. Комплекс будет предоставлять: охраняемые стоянки для большегрузных автомобилей, автопоездов, легковых автомобилей и места отдыха для водителей и пассажиров; техническое обслуживание автомобилей; места для оптовой и розничной торговли; помещения и офисы, оборудованные по европейским стандартам для деловых людей и фирм; услуги в банковских, страховых, транспортно-экспедиционных операциях, а также по оформлению торговых операций между фирмами-клиентами; хранение товаров на складах или контейнеров на открытых площадках, погрузочно-разгрузочные работы, а также посреднические услуги между различными структурами; таможенное обслуживание; средства коммуникаций и связи по современным стандартам; гостиничное обслуживание, услуги в оздоровительных залах с душевыми, саунами и бассейнами.
Создание подобных комплексов, включающих также таможенные склады, особенно эффективно в приграничных пунктах. Такие склады очень удобны для импортеров. На них можно хранить товары до трех лет без уплаты пошлин и налогов. Строительство таможенных складов и транспортных терминалов весьма выгодно для инвесторов, так как по уровню доходности таможенно-складской и сервисный бизнес занимает второе место после рекламного дела и туризма.
Рынок жилья до недавнего времен и в нашей стране существовал в виде купли-продажи частных домов, дач и других владений подобного рода, а также кооперативных квартир, которые могли быть проданы и куплены. В связи с приватизацией государственного жилого сектора можно ожидать формирования полноценного, а не ограниченного узкой зоной обмена или теневой продажи "по договоренности" рынка жилья, охватывающего все виды жилой площади. Это покончит с вопиющей социальной несправедливостью, когда одни люди (зачастую обеспеченные) получают жилье бесплатно, а другие покупают за полную стоимость. Рынок жилья - это часть рынка недвижимости.
Рынок труда, или рабочей силы, в принципе существовал всегда. Однако в нашей экономике рабочая сила не была объектом свободной купли-продажи в связи с ее плановым распределением, внеэкономическим принуждением к труду (борьба с тунеядством) и государственными тарифами оплаты труда, отсутствием свободной системы найма и увольнений. До недавнего времени отрицался товарный характер рабочей силы. Развитие рынка рабочей силы предполагает признание за каждым индивидуумом права свободной продажи своей рабочей силы по собственному выбору, желанию и по рыночной цене на основе контракта между работником и нанимателем. Рынок труда представляет собой куплю-продажу услуг всех работающих, включая услуги неквалифицированных и квалифицированных рабочих, управляющих, руководителей фирм. Важнейшим механизмом этого рынка является биржа труда, где формируется спрос и предложение рабочей силы. Другой составной частью рынка факторов производства является рынок реального капитала, к нему следует отнести прежде всего товары и услуги производственного назначения или те товары и услуги, которые непосредственно не предназначены для удовлетворения потребностей населения, но косвенным образом (через поставляемое оборудование, машины, технологии, сырье, материалы) направленные на решение задач по удовлетворению потребностей общества в необходимых благах. Для данного рынка характерна устойчивость производственных связей, крупномасштабность коммерческих операций и долгосрочный характер отношений между партнерами, ибо, как правило, с этим рынком сопряжено решение проблем инвестиций или капитальных вложений. К разновидности данного типа рынка можно отнести продукцию научного производства, которая определяет совершенствование технологий, техники, систем организации и управления хозяйственными и социально-экономическими процессами. Это тот рынок" для которого характерны самый высокоинтеллектуальный и творческий труд, сверхсовременные инвестиционные товары и материалы, а также с которым связана высокая степень риска, особенно в области фундаментальных и прикладных исследований. Объектами купли-продажи являются патенты, лицензии, ноу-хау (знания и опыт), инжиниринг, опытные образцы и т.п.
Другим структурным подразделением рынка является рынок земли. Под землей в данном случае понимаются не только земельные участки для сельскохозяйственного производства, строительства или других нужд, но и недра земли, полезные ископаемые. Поэтому на рынке земли встречаются представители и сельского хозяйства, и строительной индустрии, и промышленности, прежде всего добывающих отраслей, и государственных структур. Большинство сделок на данном рынке связано не с куплей-продажей земли, а лишь с передачей земли на определенный срок в аренду. В данном случае исключительное право собственности остается за собственником, который реализует экономическое отношения владение посредством присвоения ренты. Новый хозяин-арендатор получает абсолютное право собственности на срок арендного соглашения, но за это он вынужден ежегодно платить действительному собственнику ренту. Присвоение земельной ренты представляет собой экономическую форму реализации собственности на землю. На рынке земли рента выступает своеобразной ценой земли.
Особое место занимает денежный рынок. Если на обычном товарном рынке деньги выполняют посредническую функцию в обмене товарами и выступают мерилом цены товаров, то на финансовом рынке деньги сами становятся полноправным товаром, цена за их использование согласно законам рынка устанавливается на основе спроса и предложения. Она принимает форму процента, т.е. дохода, получаемого за предоставленные в ссуду деньги. Предложения денег прежде всего формируется за счет сбережений населения, а также накоплений предприятий и организаций. Причем предложение денег обусловлено стремлением их владельцев к получению процента. Спрос на деньги возникает у хозяйственных агентов, а также у государства, когда собственных средств оказывается недостаточно для финансирования тех или иных хозяйственных проектов и программ. Поэтому спрос на деньги связан с нехваткой денежных ресурсов у хозяйственных агентов и государства. Вступая в кредитную сделку, обе стороны находят взаимное удовлетворение интересов: одни получают столь необходимые им денежные ресурсы, другие получают доход в форме процента за предоставленную ссуду, которую к тому же через определенный срок им должны будут вернуть заемщики.
Рынок денег и валюты официально в нашей экономике отсутствовал или носил теневой характер. В крайне ограниченной форме валютный рынок охватывал только сферу внешнеэкономических отношений. Нормальное функционирование этого рынка потребовало создания фондовых и валютных бирж, на которых продается и покупается валюта за рубли по мировому, государственному свободному и аукционному курсу.
Рынок ценных бумаг тесно взаимосвязан с рынком капитала, ибо он представляет реально существующий капитал в титулах собственности - акциях, облигациях, векселях. Фактически происходит раздвоение капитала на реальный и фиктивный, каждый из которых, несмотря на взаимную предопределенность, получает самостоятельное движение, обращение. Реальный капитал - это фонды предприятий (здания и сооружения, машины и оборудование, сырье и материалы). Фиктивный капитал отражает реальный капитал в ценных бумагах; они получают хождение как самостоятельный товар и обладают, как и любой другой товар, ценой, которая называется курсом ценных бумаг.
На рынке ценных бумаг существует две организационные формы торговли ценными бумагами: фондовые биржи, где обращаются ценные бумаги (главным образом акции) прежних выпусков, и внебиржевой оборот, в процессе которого происходит первичное размещение новых эмиссий (выпусков) акций и облигаций, а также продаются и покупаются акции и облигации прошлых выпусков не самых крупных корпораций.10 Движение ценных бумаг вызывает перелив капиталов из одних производств и отраслей в другие на основе более выгодного их вложения и, следовательно, структурные сдвиги в экономике.
Рынок информационных продуктов - это особый рынок, предметом купли-продажи здесь являются книги, газеты, картины, различного вида реклама и великое множество других предметов и видов деятельности, несущих людям необходимую информацию. Такой рынок у нас существует. Но если понимать информационный продукт в широком смысле слова, включая в него и интеллектуальный, т.е. научный, культурный, духовный, образовательный, продукт, то рынок подобной продукции только формируется. Определенное распространение получают в качестве объекта купли-продажи программы для ЭВМ.
Информационный рынок выступает в роли предвестника будущего состояния прочих рынков. Информационный рынок объективно связан с обеспечением самых разнообразных и многоплановых сведений о состоянии дел на том или ином рынке, с целью принятия адекватных решений в соответствии со складывающейся ситуацией. Поэтому информационный рынок в его прямом функциональном назначении сводится к обеспечению хозяйственных субъектов самой разнообразной информацией краткосрочного и среднесрочного характера.
Рынок инноваций, т.е. нововведений, изобретений, рационализаторских предложений, практически также отсутствовал в нашей экономике. Переход к рыночной экономике дает основание рассматривать инновации как товар, который целесообразно продавать по рыночным ценам, что, несомненно, должно привести к ускорению научно-технического прогресса
3. РАЗВИТИЕ ПОТРЕБИТЕЛЬСКОГО РЫНКА
НА ПРИМЕРЕ ПОВОЛЖСКОГО РЕГИОНА
3.1. Экономико-географическая характеристика региона

Точно очертить территории, относящиеся к Поволжью, очень сложно. Поволжьем можно именовать только территории, примыкающие непосредственно к Волге. Но чаще всего под Поволжьем понимают области и республики России, находящиеся среднем и нижнем течении: Астраханская, Волгоградская, Пензенская, Самарская, Саратовская Ульяновская области, республики Татарстан и Калмыкия.
Поволжский район протянулся почти на 1,5 тыс. км вдоль Волги от впадения в нее левого притока Камы до Каспийского моря. Общая территория составляет около 536 тыс. км?.
ЭГП этого района исключительно выгодное. На западе Поволжье граничит с высокоразвитыми Волго-Вятским, Центрально-Черноземным и Северо-Кавказским экономическими районами, на востоке - с Уралом и Казахстаном. Густая сеть транспортных путей (железнодорожных и автомобильных) способствует установлению широких межрайонных производственных связей Поволжья. Поволжье больше открыто к западу и востоку, т.е. навстречу основному направлению хозяйственных связей страны, поэтому подавляющая часть перевозок грузов идет через эту территорию.
Волго-Камский речной путь дает выход в Каспийское, Азовское, Черное, Балтийское, белое моря. Наличие богатых месторождений нефти и газа, использование трубопроводов, проходящих через этот район (и начинающихся в нем, например, нефтепровод "Дружба"), также подтверждает выгодность ЭГП района.
Поволжье имеет благоприятные природные условия для проживания населения и ведения хозяйства. Район богат земельными (пахотные земли составляют примерно 1/5 российских) и водными ресурсами. Однако в нижнем Поволжье бывают засухи, сопровождающиеся губительными для посевов суховеями.
Район богат полезными ископаемыми. Здесь добывают нефть, газ, серу, поваренную соль, сырье для производства строительных материалов. Вплоть до открытия нефтяных месторождений в Сибири, Поволжью принадлежало первое место по запасам и добыче нефти в стране. Хотя в настоящее время район занимает второе место по добыче этого вида сырья после Западно-Сибирского, запасы нефти в Поволжье сильно истощены. Поэтому его удельный вес в нефтедобыче России составляет всего 11% и постоянно снижается. Основные ресурсы нефти находятся в Татарстане и Самарской области, а газа - в Саратовской и Волгоградской областях. Перспективы развития газовой промышленности связаны с крупным Астраханским газоконденсатным месторождением (6% мировых запасов).
Сейчас Поволжье - один из наиболее заселенных и освоенных районов России. Численность населения - 16,9 млн человек, т.е. район располагает значительными трудовыми ресурсами. Поволжское население растет довольно быстро, но в основном не за счет высокого естественного прироста (1,2 человека), а вследствие значительной миграции населения. Средняя плотность населения - 30 человек на 1 км?, но размещено оно неравномерно. Более половины населения приходится на Самарскую, саратовскую области и Татарстан. В Самарской области плотность населения наивысшая - 61 человек на 1 км?, а в Калмыкии - минимальная (4 человека на 1 км?).
Хотя Поволжье - многонациональный регион, в структуре населения резко преобладают русские (70%). Значительна также доля татар (16%), чувашей и марийцев. Численность населения республики Татарстан составляет 3,7 млн человек (среди них русских около 40%), в Калмыкии проживает около 320 тыс. человек (доля русских - более 30%)11.
До революции Поволжье было сугубо сельскохозяйственным районом. В городах проживало всего 14% населения. Сейчас это один из наиболее урбанизированных районов России. В городах и поселках городского типа проживает 73% всех жителей. Подавляющая часть городского населения сконцентрирована в областных центрах, столицах национальных республик и крупных промышленных городах. В Поволжье 90 городов, среди них три города-миллионера - Самара, Казань, Волгоград. При этом практически все крупные города (за исключением Пензы) расположились на волжских берегах. Крупнейший город Поволжья - Самара - расположен в Самарской Луке. Вместе с близлежащими городами и поселками он образует большой промышленный узел.
3.2. Потребительский рынок и инфраструктура
Важнейшим условием устойчивого и комплексного развития Поволжья является созданный за последнее время значительный экономический и научно-технический потенциал.
По суммарной валовой продукции промышленности и сельского хозяйства в 2003 г. район занимал четвертое место в России (после Центрального, Уральского и Западно-Сибирского). На его долю приходилось 13,1% суммарной валовой продукции промышленности и сельского хозяйства России. В перспективе Поволжье сохранит ведущую роль в народнохозяйственном комплексе РФ и восстановит утраченные позиции, заняв прежнюю устойчивую позицию после Центрального и Уральского районов.
Поволжье было и остается одним из основных сельскохозяйственных районов России, в которых экспортное производство получило наибольшее развитие. Объем экспортных поставок из района в 2003 г. составил 30,8 млрд руб. (во внутренних ценах), т.е. 11,6% от аналогичного показателя по РФ в целом12. Следует отметить также, что соотношение экспорта и импорта в Поволжье равно 4:2, а в целом по России 3:2.
На современном этапе экономического развития народнохозяйственный комплекс Поволжья имеет сложную структуру. Несмотря на то, что в ней превалирует промышленность, сельское хозяйство также является одной из основных отраслей народного хозяйства района. В совокупной валовой продукции на долю промышленности приходится 70-73%, сельского хозяйства - 20-22% и на остальные отрасли народного хозяйства - 5-10%.
Материальной основой их развития служат прежде всего минерально-сырьевые и топливно-энергетические ресурсы, сельскохозяйственное сырье, рыбные богатства Каспия и Волги. Вместе с тем в сырьевом балансе района принадлежит ввозимым металлам и материалам лесной и деревообрабатывающей промышленности.
Характерной чертой промышленного производства района является тесная связь, кооперирование и комбинирование его отдельных звеньев, особенно в автомобилестроении и нефтехимии.
Основу территориальной организации Поволжья составляет ряд межотраслевых комплексов - топливно-энергетический, машиностроительный, химический и нефтехимический, агропромышленный, транспортный, строительный и др.
Основными отраслями специализации промышленности района являются машиностроение, химическая и нефтехимическая, топливная промышленность, электроэнергетика, пищевая промышленность, а также отрасли промышленности строительных материалов (стекольная, цементная и др.). Однако отраслевая структура промышленности республик и областей Поволжья имеет значительные отличия от среднероссийской и среднерайонной (табл. 1).
Таблица 1
Отрасли промышленности
РФ Поволжский
эк. р-н Рес-ка
Калмыкия Рес-ка
Татарстан Астраханская
обл. Волгоградск.
обл. Пензенская обл. Самарская обл. Саратовская обл. Ульяновская
обл.
Вся промышленность
в том числе:
Электроэнергетика
Топливная
Черная металлургия
Цветная металлургия
Машиностроение и металлообработка
Химия и нефтехимия
Лесная, деревообрабатыва-
ющая и целлюлозо-бумажная
Производство строймате-
риалов
Стекольная и фарфоровая
Легкая промышленность
Пищевая промышленность
Мукомольно-крупяная
100
13,5
16,4
9,1
6,5
17,9
7,5
5,1
4,8

0,3
2,5
12,1
2,1
100
13,4
13,6
1,6
1,8
31,0
15,7
1,5
4,6
0,3
2,2
10,2
2,4
100
31,9
16,6
-
-
6,5
-
0,9
8,5
-
1,2
21,8
6,1
100
12,4
21,2
0,6
-
19,6
25,2
2,0
3,3
-
2,6
8,8
2,1
100
15,0
25,5
-
0,2
12,6
2,3
1,9
5,7
-
4,8
28,4
2,8
100
15,9
11,0
9,3
4,3
14,2
17,4
1,5
6,6
0,6
2,0
12,4
1,8
100
17,5
0,1
0,9
-
29,8
0,6
6,1
5,1
0,2
4,8
21,8
5,3
100
9,7
14,6
0,1
3,6
46,2
12,5
0,6
3,3
-
0,6
6,7
1,6
100
24,0
6,2
0,9
0,1
18,9
20,6
1,3
6,3
2,5
1,8
12,8
3,4
100
12,1
0,5
0,2
-
53,8
0,1
1,4
8,8
0,1
5,8
11,8
4,2
Топливно-энергетический комплекс. Поволжье использует как собственное топливно-энергетическое сырье, так и привозное. Более половины добываемых в районе нефти и газа вывозится. В то же время тепловые электростанции (ТЭС) и тепловые электроцентрали (ТЭЦ) района работают на энергетических углях Кузбасса, Караганды и др., на оренбургском газе, поступающем по магистральному газопроводу. В перспективе существенных изменений в структуре топливного баланса не ожидается. Предполагается более активное использование избыточного топлива восточных районов.
Поволжье в 1995 г. выработало около 100 млрд кВт/ч электроэнергии, занимая по этому показателю пятое место в России.
В Поволжье электроэнергетика представлена тремя видами электростанций: ГЭС, ТЭС и АЭС. Энергетика района имеет республиканское значение. Поволжье специализируется на производстве электроэнергии (более 10% общероссийского производства), которой снабжает и другие районы России.
Основу энергетического хозяйства составляют ГЭС Волжско-Камского каскада (Волжская около Самары, Саратовская, Нижнекамская, Волгоградская и др.). По предварительной оценке, общая выработка электроэнергии на всех ГЭС Поволжья может составить более 30 млрд кВт/ч в год. Себестоимость энергии, вырабатываемой на этих ГЭС, самая низкая в европейской части РФ.
Гидроэлектростанции Поволжья играют большую роль в покрытии пиковых нагрузок в энергетической системе европейской части страны.
В районе действует ряд мощных тепловых станций, размещенных в центрах крупного потребления тепла и электроэнергии. В суммарном производстве электроэнергии доля тепловых электростанций составляет примерно 3/5. Одной из крупнейших является ГРЭС в республике Татарстан, работающая на газе.
Развитие в районе нефтепереработки, химии органического синтеза потребовало создания мощной теплоэнергетики.
Ведущий в промышленности Поволжья нефтегазохимический комплекс является крупнейшим в стране по объемам производства. Он включает в себя всю технологическую цепочку последовательной переработки нефти и газа - от их добычи до производства различных химических продуктов и изделий из них.
Развитию этого комплекса способствовало прежде всего наличие мощной сырьевой базы. Нефтехимические производства смогли развиваться быстрыми темпами благодаря хорошей обеспеченности водными, топливными и энергетическими ресурсами. Кроме того, немаловажную роль сыграло транспортно-географическое положение района, находящегося в непосредственной близости от потребителей продукции.
Нефтедобывающая промышленность остается пока одной из главных отраслей специализации района, хотя и продолжается наметившаяся в последние годы тенденция спада добычи этого топлива и сырья в результате истощения наиболее продуктивных месторождений. Современные масштабы добычи нефти в районе колеблются в пределах 10-14% от уровня РФ. Для поддержания этого уровня здесь применяют новейшие методы наиболее полного извлечения нефти.
Более половины добычи нефти приходится на Татарстан. Крупнейшим центром нефтедобычи здесь является Альметьевск, развившийся на базе самого мощного в Поволжье Ромашкинского месторождения. От Альметьевска берет свое начало нефтепровод "Дружба". Выделяется добычей нефти и Самарская область, важнейшими центрами являются города Отрадный и Нефтегорск. В настоящее время получает развитие нефтедобыча в Калмыкии.
Непосредственно с добычей нефти и газа связано развитие нефте- и газоперерабатывающей промышленности. На нефтеперерабатывающих заводах района (Сызрань, Самара, Волгоград, Нижнекамск, Новокуйбышевск и др.) перерабатывают не только свою нефть, но и нефть Западной Сибири. НПЗ и нефтехимия тесно связаны. Наряду с природным добывают и перерабатывают попутный газ, который используют в химической промышленности.
Очень высокого уровня достигла химическая и нефтехимическая промышленность. Химическая промышленность Поволжья представлена горной химией (добыча серы и поваренной соли), химией органического синтеза, производством полимеров. Крупнейшие центры: Нижнекамск, Самара, Казань, Сызрань, Саратов, Волжский, Тольятти. В промышленных узлах Самара-Тольятти, Саратов-Энгельс, Волгоград-Волжский сложились энергетический и нефтегазохимический циклы производства. В них территориально сближены выработка энергии, нефтепродуктов, спиртов, синтетического каучука, пластмасс.
В последнее время на долю района приходилось 22,2% общероссийского производства всей продукции химической промышленности. Ресурсы углеводородного сырья, благоприятные возможности водо- и энергоснабжения и постоянно растущие потребности страны и самого района в продукции этой отрасли позволили разместить и развить здесь крупные химические и нефтехимические комплексы и предприятия.
Машиностроительный комплекс - одна из самых крупных и сложных по структуре отраслей промышленности Поволжья. На его долю приходится не менее 1/3 всей промышленной продукции района. Отрасль в целом характеризуется малой металлоемкостью. Машиностроение работает преимущественно на металлопрокате соседнего Урала; очень малая часть потребности покрывается собственной металлургией. Машиностроительный комплекс объединяет разнообразные машиностроительные производства. Поволжское машиностроение выпускает широкую номенклатуру машин и оборудования: автомобили, станки, тракторы, оборудование для различных отраслей промышленности и сельскохозяйственных предприятий.
Особое место в комплексе занимает транспортное машиностроение, представленное производством самолетов и вертолетов, грузовых и легковых автомобилей, троллейбусов и др. Авиастроение представлено в Самаре (производство турбореактивных самолетов) и Саратове (самолеты ЯК-40).
Но особенно выделяется в Поволжье автомобилестроение. Поволжье давно и по праву называют "автомобильным цехом" страны. Для развития этой отрасли имеются все необходимые предпосылки: район находится в зоне концентрации основных потребителей продукции, хорошо обеспечен транспортной сетью, уровень развития промышленного комплекса позволяет организовать широкие связи по кооперированию.
В Поволжье изготавливается 71% легковых и 17% грузовых автомобилей России. Среди машиностроительных центров наиболее крупными являются:
Самарский (станкостроение, производство подшипников, самолетостроение, производство автотракторного оборудования, мельнично-элеваторного оборудования и др.);
Саратовский (станкостроение, производство нефте- и газохимической аппаратуры, дизелей, подшипников и др.);
Волгоградский (тракторостроение, судостроение, производство оборудования для нефтехимической промышленности и др.);
Тольяттинский (комплекс предприятий ВАЗа - ведущий в автомобильной промышленности страны).
Важными центрами машиностроения являются Казань и Пенза (точное машиностроение), Сызрань (оборудование для энергетической и нефтехимической промышленности), Энгельс (90% выпуска троллейбусов в РФ).
Автомобильная промышленность Поволжья представлена в табл. 2.
Таблица 2 Города Производимая продукция Тольятти
Набережные Челны
Нефтекамск
Ульяновск
Каспийский (Калмыкия)
Энгельс
Балашов
Сердобск
Балаково
Димитровград
Самара, Саратов
Сызрань
Саратов
Нижнекамск
Волжский
Камышин Легковые автомобили (ВАЗ), генераторы, стартеры
Грузовые автомобили, двигатели
Автосамосвалы (на базе КАМАЗов)
Вездеходы, грузовики, автофургоны
Автомагазины
Троллейбусы, автобусы
Автотракторные прицепы
Автомобильная арматура
Двигатели для грузовых автомобилей
Карбюраторы, технические ткани
Подшипники
Пластмассы
Стекло
Шины
Резиновые изделия
Синтетические лаки 1.
Поволжье один из основных районов России по производству аэрокосмической техники.
Развитию промышленности строительных материалов в районе способствуют достаточно богатая сырьевая база, а также растущие потребности индустриального и жилищного строительства. Поволжье выделяется производством цемента (10-12% общероссийского производства), которое быстро росло в связи с большими потребностями в вяжущих материалах (строительство ГЭС, промышленных предприятий, жилого фонда и др.). Оно сосредоточено на нескольких заводах Вольска, Новоульяновска, Михайловки. Также выпускаются бетонные и железобетонные изделия, асбоцементные трубы, рубероид, силикатный кирпич.
В районе имеется несколько металлургических заводов. Черная металлургия, не являясь отраслью специализации, частично удовлетворяет потребности машиностроения в металле. Она представлена следующими заводами: передельный металлургический завод "Красный Октябрь" в Волгограде, Белорецкий металлургический комбинат, а также Волгоградский алюминиевый завод и Самарский металлургический завод, производящий легкие сплавы.
Легкая промышленность в районе получила повсеместное развитие. На ее долю в целом по району в 1995 г. приходилось 2,2% от общего объема промышленного производства (по России - 2,5%). Однако эта отрасль размещена по территории неравномерно. В Астраханской области на ее долю приходится 4,8%, в Ульяновской - 5,8%, Пензенской - 4,8%, Волгоградской - 2,0%, а в Самарской - всего 0,6% и т.д.
В районе сосредоточена текстильная промышленность, представленная производством шерстяных, суконных и хлопчатобумажных тканей. Шерстяная промышленность возникла исторически на базе крепостных мануфактур в Барыше, Языково, Сурске и др., а хлопчатобумажная - в послевоенные годы, когда в Камышине (Волгоградская область) был построен крупный хлопчатобумажный комбинат. В Балашове (Саратовской области) выпускают синтетические ткани из капрона.
Другой важной отраслью легкой промышленности является производство мехов (крупнейший меховой комбинат размещен в Казани), сырье для этой отрасли поступает из других районов страны.
Агропромышленный комплекс Поволжского района имеет общероссийское значение как по производству важнейших видов продукции сельского хозяйства, так и по их переработке.
Природно-климатические условия способствуют развитию сельского хозяйства Поволжья, располагающего обширной естественной базой для отраслей как земледелия, так и животноводства. По общей площади сельскохозяйственных угодий район занимает первое место в России, их площадь (40,6 млн га) составляет 75,6% общей земельной площади района. Пашня занимает 25,7 млн га, сенокосы и пастбища - 15,9 млн га.
Ведущей отраслью сельскохозяйственного производства является зерновое хозяйство, на его долю приходится около 70% всех посевных площадей района. Главной зерновой культурой является яровая пшеница твердых высокобелковых сортов, основные посевные площади размещены в Саратовской, Волгоградской и Самарской областях.
В Поволжье возделывают и озимую пшеницу, но в районах с более мягким климатом (особенно важны мягкие зимы). Такими районами в Поволжье являются правобережье Волгоградской и Саратовской областей, а также Пензенская и Ульяновская области. Также большие площади заняты посевами ржи и крупяных культур (просо, рис).
Важнейшими техническими культурами Поволжья являются подсолнечник, сахарная свекла и горчица. Посевы горчицы, производство которой сосредоточено в основном в Вологодской области, составляют 90% посевов этой культуры в России.
Нижнее Поволжье специализируется в основном на овощеводстве и бахчеводстве, наиболее высокий урожай которых получают в Волго-Ахтубинской пойме, где наряду с овощными и бахчевыми культурами выращивают зерновые (рис) и кормовые культуры.
Поволжье - один из крупнейших животноводческих районов России. Животноводство дает более половины всей валовой продукции сельского хозяйства района. Оно располагает обширной естественной кормовой базой. Кроме того, в производстве кормов участвует полеводство. На производство кормов, включая зерновые и бобовые культуры, отводится около 30% всех посевных площадей района.
В агропромышленном комплексе Поволжья наряду с сельским хозяйством получили широкое развитие промышленность по переработке сельскохозяйственного сырья и сфера, обеспечивающая заготовку, хранение и реализацию продукции сельского хозяйства и промышленности, перерабатывающей сельскохозяйственное сырье.
В народнохозяйственной специализации Поволжья выделяются отрасли пищевой промышленности - мукомольно-крупяная, маслобойная и маслоэкстракционная, мясная, рыбная, консервная. Из отраслей, производящих продукцию непродовольственного значения - меховая, кожевенно-обувная, овчинно-шубная, прядильно-ткацкая (на базе собственного сырья - шерсти и т.д.). Здесь созданы также заготовительно-сбытовая сеть, инфраструктура - сеть элеваторов, складов, холодильников, картофеле-, овоще-, фруктовохранилищ и др.
Особое место в Поволжье занимает рыбная промышленность, производящая высококачественные рыбные изделия. Она сосредоточена преимущественно в Нижнем Поволжье, особенно в Астраханской области. Нижнее Поволжье дает большую часть улова осетровых в России.
В Поволжье развиты все виды современного транспорта, по показателям транспортной обеспеченности оно превосходит многие районы РФ. Важнейшим является железнодорожный транспорт. Ему принадлежит первое место в структуре грузооборота и в перевозках грузов. Протяженность железных дорог составляет около 9 тыс. км. Поволжье пересекают широтные железнодорожные магистрали: Москва - Казань - Екатеринбург, Москва - Сызрань - Самара - Кинель - Челябинск. У Саратова Волгу пересекает дорога Ртищево - Саратов - Уральск, которая связывает Нижнее Поволжье с Донбассом на Украине, Центром Российской Федерации, Уралом и Казахстаном. Важное значение имеет дорога Инза - Ульяновск - Мелекесс - Уфа.
Большую роль в грузоперевозках Поволжья играет речной транспорт. В пределах района по глубоководной волжской магистрали осуществляются перевозки нефти, зерна, леса, соли каменного угля, рыбы, цемента, бахчевых культур, автомобилей, тракторов, минеральных удобрений и т.д. Волга связывает Поволжье с районами Центра, Урала, а через Волго-Донский канал - с Кавказом, Азовским и Черным морями. Волго-Балтийский водный путь связал Поволжье с Северо-Западом. В ряде мест Волга пересекается железными дорогами, что способствует развитию смешанных железнодорожно-речных перевозок.
Хорошо развит в районе трубопроводный транспорт. С его помощью перемещаются миллионы тонн нефти, миллиарды кубометров газа и продукты их переработки. В Поволжье переплетаются крупнейшие нефтепроводы, идущие из Западной Сибири, с теми, которые проложены из Поволжья в европейскую часть РФ и в Западную Европу (известный нефтепровод "Дружба", нефтепровод Самара - Новороссийск, нефтепроводы на Москву и на Рязань, проходящие через Нижний Новгород; газопроводы Саратов - Москва и Саратов - Нижний Новгород).
Таким образом, Поволжье является мощным нефтераспределительным узлом межрайонных и экспортных поставок.
В Поволжье хорошо развиты автомобильный и авиационный транспорт.
3.3. Проблемы и перспективы развития
Одна из главных проблем Поволжья - проблема Большой Волги. Так в свое время назывался проект ее преобразования путем создания нескольких плотин и водохранилищ. Он преследовал решение нескольких основных задач:
энергетической;
транспортной;
орошение засушливых территорий;
водообеспечения промышленности и населения.
Фактически успешно была решена только энергетическая проблема.
На Волге и Каме построено 11 ГЭС общей мощностью 13,5 млн кВт (35% мощности всех ГЭС России). Однако водохранилища не увеличили пропускную способность, 1/3 их занимают мелководья, и фарватер проходит по старому руслу Волги.
Повышение уровня грунтовых вод в Волжском бассейне привело к тому, что 80% его территории находится в критическом состоянии. Гибнут приволжские леса.
Обеспечение промышленности и населения водой не только не улучшилось, но, напротив, стало сложнее из-за ее сильного загрязнения. Прозрачность волжской воды снизилась в десятки раз, и это неудивительно.
Волга ежегодно несет в Каспийское море 32 тыс. т нитратов, 591 тыс. т взвешенных веществ, 29 тыс. т нефтепродуктов, 7,3 тыс. т мыльной пены, 313 тыс. т фенолов. Плотины и сильное загрязнение воды поставили под угрозу исчезновения крупнейшее в мире (90%) стадо осетровых рыб.
За последние 20 лет улов рыбы здесь сократился в два раза. Через очистные сооружения проходит всего 36% сбрасываемых сточных вод. Поэтому ежегодный ущерб от гибели осетровых оценивается в десятки миллиардов рублей. Сколько всего их погибло в результате осуществления проекта Большая Волга, неизвестно. Добавим к этому затопление огромных площадей плодородных земель, разрушение перенесение или затопление 96 городов и поселков городского типа, 2500 сел и деревень, тысяч памятников истории и культуры. Как развязать сложный узел волжских проблем? Некоторые предлагают взорвать все волжские плотины. Вряд ли это разумно, учитывая многомиллиардные затраты на их строительство.
Основными направлениями развития народного хозяйства Поволжского экономического района являются:
преодоление экономического кризиса, приведшего к резкому сокращению производства, повышению уровня безработицы, к взаимным неплатежам, нарушению внутрирайонных и межрайонных связей, к снижению уровня жизни населения;
расширение топливной базы, поиск новых месторождений нефти и газа, внедрение современных методов разработки месторождений, увеличение объемов добычи нефти и газа для обеспечения сырьем нефтеперерабатывающих и нефтехимических производств в районе;
в машиностроительном комплексе - проведение серьезной реконструкции, модернизации предприятий, усиление внутриотраслевых связей по кооперации;
в агропромышленном комплексе - повышение уровня энерго- и фондовооруженности сельского хозяйства, рациональное использование земельных угодий, обеспечение сельского хозяйства необходимой техникой и минеральными удобрениями по доступным ценам, поддержание ирригационных систем в рабочем состоянии и рациональное использование орошаемых земель, создание прочной кормовой базы для животноводства, восстановление поголовья скота до уровня 1990 г., повышение его продуктивности;
приведение земельной реформы в действие, реструктуризация крупных сельскохозяйственных предприятий с учетом условий каждого региона, создание условий для успешного развития фермерских хозяйств;
создание сети мелких перерабатывающих сельскохозяйственное сырье предприятий в местах производства сельскохозяйственной продукции, а в городах и промышленных центрах - крупных перерабатывающих предприятий для более глубокой переработки сельскохозяйственной продукции;
решение социальных проблем и повышение уровня жизни населения на основе достижения утраченных позиций и дальнейшего развития отраслей материального производства (промышленности, сельского хозяйства, транспорта, строительства и др.).
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Проведя исследования в данной области можно сделать общие выводы о необходимости существования инфраструктуры рынка, а так усвоить суть ее функций и механизм взаимодействия составных частей.
Инфраструктура - это обязательный компонент любой целостной экономической системы и подсистемы. Она представляет собой составную часть общего устройства экономической или политэкономической жизни, носящую подчиненный вспомогательный характер и обеспечивающую нормальную хозяйственную деятельность экономики или политической системы в целом.
Без инфраструктуры рынок не смог бы выполнять возложенные на него функции по товарообмену. Она является фундаментом рыночной системы любого государства, даже того, которое не приемлет рыночную модель экономики.
Иными словами, инфраструктура является средством осуществления функций рынка посредством ее взаимосвязанных институтов и подструктур.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
Добрынин А.И., Журавлева Г.П.. Общая экономическая теория. Учебное пособие - СПб.: Питер, 2002 г. (Серия "Краткий курс"). - С. 256-270.
Инфраструктура товарного рынка // Экономика 1997 № 10 С. 43.
Курс экономики: Учебник. - 3-е изд., доп. / Под ред. Б.А. Райзенберга. - М.: ИНФРА-М, 2000 г. - С.447-480.
Курс экономической теории: Учебник - 4-е перераб. и доп. издание./ Под общей редакцией Чепурина М.Н., Киселевой Е.А. - Киров: "АСА", 2001 г. - С. 468-478.
Носова С.С. Экономическая теория: Учебник для вузов. - М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 1999 г. - С. 65-70, 246.
Общая экономическая теория. Курс лекций. Под ред. проф. Г.П. Журавлевой. Российская Экономическая Академия им. Г.В Плеханова, М.: 1998 г. - С. 212.
Пансков В.Г. Налоги и налогообложение в Российской Федерации: Учебник для вузов, 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Книжный мир, 2000 г.
Перспективы развития инфраструктуры внутреннего биржевого рынка российских еврооблигаций. // Оксана Страхова. - Рынок ценных бумаг. 2002 г. № 8 С. 76.
Попов А.И. Экономическая теория. СПб.: Питер, 2001 г. (Серия "Учебники для вузов"). - С. 262-268.
Райзенберг Б.А. Современный экономический словарь, 2-е издание, испр. - М.: ИНФРА-М, 1999 г.
Шишкин А.Ф. Экономическая теория. Учебное пособие для вузов, 2-е изд. В 2-х книгах. Кн. 1. М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 1996 г. С. 561-567.
Экономическая география России / Уч. под ред. В.И. Видяпина. - М.: Инфра-М, 2003.
Экономическая теория: Учебник / Под общ. ред. акад. В.И. Видяпина, А.И. Добрынина, Г.П. Журавлевой, Л.С. Тарасевича. - М.:ИНФРА-М, 2001 г. - С.573-578.
1 Пансков В.Г. Налоги и налогообложение в Российской Федерации: Учебник для вузов, 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Книжный мир, 2000 г. С. 47. 2 Добрынин А.И., Журавлева Г.П.. Общая экономическая теория. Учебное пособие - СПб.: Питер, 2002 г. (Серия "Краткий курс"). - С. 256-270. 3 Пансков В.Г. Налоги и налогообложение в Российской Федерации: Учебник для вузов, 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Книжный мир, 2000 г. С. 155. 4 Экономическая теория: Учебник / Под общ. ред. акад. В.И. Видяпина, А.И. Добрынина, Г.П. Журавлевой, Л.С. Тарасевича. - М.:ИНФРА-М, 2001 г. - С.573-578. 5 Инфраструктура товарного рынка // Экономика. - 1997. - №10. - С. 43. 6 Там же. С. 44. 7 Инфраструктура товарного рынка // Экономика. - 1997. - №10. - С. 46. 8 Попов А.И. Экономическая теория. СПб.: Питер, 2001 г. (Серия "Учебники для вузов"). - С. 262-268. 9 Носова С.С. Экономическая теория: Учебник для вузов. - М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 1999 г. - С. 65-70, 246. 10 Перспективы развития инфраструктуры внутреннего биржевого рынка российских еврооблигаций. // Оксана Страхова. - Рынок ценных бумаг. 2002 г. № 8 С. 76. 11 Экономическая география России / Уч. под ред. В.И. Видяпина. - М.: Инфра-М, 2003. С. 257. 12Российский статистический ежегодник /Госкомстат России. - М., 2004. ?? ?? ?? ?? 21

Работа на этой странице представлена для Вашего ознакомления в текстовом (сокращенном) виде. Для того, чтобы получить полностью оформленную работу в формате Word, со всеми сносками, таблицами, рисунками, графиками, приложениями и т.д., достаточно просто её СКАЧАТЬ.



Мы выполняем любые темы
экономические
гуманитарные
юридические
технические
Закажите сейчас
Лучшие работы
 Управление ресурсами
 Особенности проявления некоторых черт характера у ребенка в зависимости от темперамента
Ваши отзывы
Запросил работу на тему "Технология производства земляных и железобетонных работ", а скачалась работа на тему " Естественно-научные основы современной технологии " ОЧЕНЬ СТРАННО!
Юрий

Copyright © refbank.ru 2005-2024
Все права на представленные на сайте материалы принадлежат refbank.ru.
Перепечатка, копирование материалов без разрешения администрации сайта запрещено.