Refbank.Ru - рефераты, курсовые работы, дипломы по разным дисциплинам
Рефераты и курсовые
 Банк готовых работ
Дипломные работы
 Банк дипломных работ
Заказ работы
Заказать Форма заказа
Лучшие дипломы
 Документирование страховой деятельности
 Проект мероприятий по совершенствованию маркетинговой деятельности на ОАО "Строймаш"
Рекомендуем
 
Новые статьи
 Для чего нужна накрутка лайков...
 Особенности местного бюджетного...
 Официальный сайт онлайн-казино русский...
 Главные достоинства Адмирал...
 Лучший азартных отдых в онлайн-казино Вулкан...
 Готовые сочинения по ЕГЭ на тему о влиянии фамилии на...
 Уникальный текст сочинения по русскому языку 11 класс. По...
 Что может...
 Куда вложить деньги? Конечно в недвижимость за...
 Университеты Англии открывают свои двери для Студентов из...
 Бакалавриат в университетах США - выбор Казахстанских...
 Любишь серьезные приключения? Игровой автомат Pirat 2...
 Азартные игры онлайн – залог увлекательных...
 Как быстро взять кредит до 50 000 рублей у частного лица...
 Онлайн-казино Вулкан – самые популярные азартные...


любое слово все слова вместе  Как искать?Как искать?

Любое слово
- ищутся работы, в названии которых встречается любое слово из запроса (рекомендуется).

Все слова вместе - ищутся работы, в названии которых встречаются все слова вместе из запроса ('строгий' поиск).

Поисковый запрос должен состоять минимум из 4 букв.

В запросе не нужно писать вид работы ("реферат", "курсовая", "диплом" и т.д.).

!!! Для более полного и точного анализа базы рекомендуем производить поиск с использованием символа "*".

К примеру, Вам нужно найти работу на тему:
"Основные принципы финансового менеджмента фирмы".

В этом случае поисковый запрос выглядит так:
основн* принцип* финанс* менеджмент* фирм*
Психология и психоанализ

курсовая работа

Роль общения в психическом развитии ребенка



1. Содержание
Введение 3
1. Общение, его функции и значение для формирования личности. 8
2. Общение с взрослыми как главнейший фактор общего психического развития детей. 9
3. Пути влияния общения с взрослыми на психическое развитие детей. 12
4. Общение детей со сверстниками. 13
Заключение 19
Список литературы 21
Введение
Человеческий младенец рождается беспомощным существом. Превращение беспомощного существа в субъекта многообразной человеческой деятельности - сложный процесс, в котором огромную роль играет общение, прежде всего общение маленького ребенка с взрослыми, которые за ним ухаживают. В психологии изучение психики человека, как существа исторического и общественного, ведется вот уже более шести десятилетий.
За это время был выдвинут целый ряд положений.
Во-первых, сущность личности есть совокупность общественных отношений; во-вторых, сознание представляет собою общественный продукт и остается им, пока существуют люди; в-третьих, отношение к самому себе как к человеку возникает через отношение к другому человеку как к себе подобному, и, в-четвертых, деятельность людей имеет общественный характер, даже если и протекает иногда в индивидуальной форме. Эти тезисы имеют прямое отношение к пониманию психологии не только взрослых. но и ребенка, даже самого маленького. "Без усвоения общественно-исторического опыта нельзя стать человеком вообще. Только включившись в общественную практику, ребенок реализует свои потенциальные возможности и становится человеком - сыном своего века и того общества, в котором он живет. В историческом процессе люди, изменяя мир, создают свою собственную природу, а в процессе онтогенеза ребенок, активно участвуя в совместной с другими людьми деятельности, строит свою личность и свое сознание. Поэтому не будет преувеличением сказать, что ребенок становится человеком в ходе и результате общения с окружающими людьми"1
В течение долгого времени проблема общения ребенка решалась достаточно традиционно - в рамках существующего института семьи. В последнее время разрушение старого, патриархального быта, стремительный и все убыстряющийся темп жизни привел к дефициту общения, в том числе и у ребенка с взрослыми. Вовлечение женщин в крупное производство настоятельно потребовало развертывания общественного воспитания детей. Возникла острая практическая необходимость определить, как строить контакты с ними в условиях, отличных от сложившихся веками семейных отношений.
Таким образом, остро встала проблема разработки вопросов генезиса общения - определения того, как оно первоначально возникает и затем развивается, и как часть этой важной проблемы - вопросы роли общения в психическом развитии ребенка.
Актуальность проблемы определяется как активными изменениями института семьи, изменением роли женщины в обществе, с одной стороны, так и социальным неблагополучием общества, что приводит к увеличению числа детей, лишенных родительского попечительства, а значит, испытывающих дефицит общения с взрослыми, с другой.
Так, например, в развитии интеллектуальной и аффективно-потребностной сфер, в особенностях поведения детей, воспитывающихся вне семьи, специалистами2 была обнаружена определенная специфика - агрессивность, стремление обвинить окружающих, неумение признать свою вину, то есть, по существу, доминирование защитных форм поведения в конфликтных ситуациях, неумение самостоятельно планировать и контролировать свои действия.
Практическое значение проблемы видится в оказании психологической помощи либо социально неблагополучным семьям, либо семьям, в которых детям уделяется мало внимания в связи с постоянной занятостью родителей. Практически применять теоретические положения возможно при психологическом консультировании родителей, педагогов. Сделанные психологами выводы полезны при решении проблем детей с задержкой развития, агрессивных детей, детей с доминированием защитных форм поведения в конфликтных ситуациях, часто болеющих детей, детей, испытывающих различные трудности в общении как со сверстниками, так и с взрослыми.
Особенно важно использовать данные выводы психологам, педагогам, воспитателям- организаторам учреждений интернатского типа. Опираясь на основные положения, разработанные психологами о роли общения в психическом развитии детей, педагоги, воспитатели могут построить практические модели обучения и воспитания в конкретных детских коллективах. Так, например, применив выводы о непосредственном влиянии общения с взрослыми еще в самом раннем возрасте (до одного года) на развитие ребенка (его активность, развитие интеллекта. общее самочувствие), проанализировав отставание в развитии детей в домах ребенка от развития детей, проживающих в семьях, воспитатели- организаторы в последнее время все чаще стали обращаться к такому выходу из данной ситуации как создание семейных детских домов. Это - практическое использование теоретических положений концепции приоритетного влияния на развитие ребенка общения с взрослыми.
В раннем дошкольном возрасте ведущей деятельностью ребенка является игра, которая приобретает множество разнообразных видов и форм. Здесь целесообразно построить общение с ребенком таким образом, чтобы детям удалось понять сложные задачи и попытаться их решить, а старший партнер оказал им в этом помощь. Таким образом, общение в ходе игры одновременно порождает у ребенка необходимость продвижения вперед, создает благоприятные условия для достижения успеха. А затем усвоенные в сфере общения, в частности, в ходе игры, новые мотивы и операциональные приемы деятельности могут распространяться и на другие области психической жизни детей. Психологами3 сделан вывод, что наиболее адекватной формой деятельности ребенка, создающей оптимальные условия для возникновения и развития у него готовности к школе, является особый вид коммуникации: общение с взрослым в ходе сюжетно-ролевой игры. Применяя полученные выводы, педагоги и воспитатели создают воспитательные методики подготовки к школе, основанные на сюжетно-ролевых играх и являющиеся весьма эффективными.
Специальной подготовке детей к школьному обучению посвящен ряд исследований4, в которых предлагаются совершенно различные формы подготовки, но самый важный вывод психологов: познавательные личностные контакты требуют от детей умения беседовать с взрослым на внеситуативные, отвлеченные, часто очень абстрактные темы. Присутствие взрослого, его помощь и поддержка создают благоприятные условия для того, чтобы ребенок научился решать новые задачи. В результате он овладевает новыми способностями, среди которых ведущее место занимает умение действовать во внутреннем плане. Сложившись в сфере общения, эта новая способность распространяется далее на другие сферы психики ребенка - умственную и волевую, стимулируя их развитие.
Познавательная и волевая деятельность в свою очередь обратно влияют на общение. Таким образом, в целом происходит двустороннее взаимодействие трех сфер психической активности (общения, познания и воли), хотя центральная роль в развитии этой активности принадлежит общению детей с взрослыми. Исходя из этой концепции, психологами5 предложена практическая методика подготовки к обучению в школе: занятия на основе внеситуативно-личностного общения (детям предлагалось "теоретическое" сотрудничество в ходе совместной беседы).
Начиная примерно с трехлетнего возраста, для детей все большее значение начинает приобретать общение со сверстниками. В общении со сверстником создаются условия, обеспечивающие ребенку самопознание и самооценку, развитие инициативности, формирование взаимного доверия, доброты, готовности к сотрудничеству, открытости, способности утешать, помогать, сочувствовать. Проведенные в этом направлении исследования6 приводят к выводу о необходимости общения детей со сверстниками для их правильного воспитания, что в свою очередь говорит о целесообразности детских садов или других подобных учреждений в современных условиях (малодетные семьи, затрудненность или отсутствие контактов между ближайшими родственниками).
Основные задачи данного реферата:
определить приоритетную роль общения ребенка с взрослым в психическом развитии ребенка;
определить основные пути влияния общения с взрослыми на психическое развитие детей;
выявить основные возрастные этапы общения детей со сверстниками, а также их значение для психического развития детей;
формирование концепции о роли общения, связей с обществом в правильном психическом развитии ребенка.
Целью данного реферата является выявление самых общих аспектов темы, тех, которые могут являться определяющими для психологов, педагогов и родителей при избрании ими путей развития конкретного ребенка или целого детского коллектива.
Более узкие аспекты темы, более конкретные методики в реферате не затрагиваются, также, впрочем, как при написании реферата не ставится целью проведение психологических экспериментов, подтверждающих выдвинутые психологами (в особенности Майей Ивановной Лисиной) положения.
1. Общение, его функции и значение для формирования личности.
"Общение - взаимодействие двух (или более) людей, направленное на согласование и объединение их усилий с целью налаживания отношений и достижения общего результата".7 Можно "вывести две такие функции общения, как 1) организация совместной деятельности людей (согласование и объединение усилий для достижения общего результата) и 2) формирование и развитие межличностных отношений (взаимодействие... с целью налаживания отношений)".8 Общение "выполняет также третью важную функцию - познание людьми друг друга"9. "Общение составляет необходимое условие формирования личности, ее сознания и самосознания"10. "Нельзя не согласиться с тем, что "вряд ли можно понять процесс формирования и развития личности без анализа тех реальных связей с другими людьми, в которых этот процесс только и может осуществляться. Личность формируется в системе общественных отношений, в которые она включена социально необходимым образом посредством деятельности и общения... Общение выступает как реализация личностью общественных отношений и способ построения личных"11."12. "Безусловно решающее значение имеет общение для развития ребенка"13. Наиболее существенным в указанном отношении является "тезис Л.С. Выготского от том, что все высшие психические функции человека первоначально формируются как внешние, т.е. такие, в реализации которых участвует не один, а минимум два субъекта. И лишь постепенно они становятся внутренними, превращаются из "интерпсихических" в "интрапсихические"14 [...]. Разработка взглядов Л.С. Выготского привела к созданию [...] психологами оригинальной концепции детского развития, в рамках которой развитие ребенка понимается как процесс присвоения детьми общественно-исторического опыта, накопленного предшествующими поколениями человечества15"16.
2. Общение с взрослыми как главнейший фактор общего психического развития детей.
Общение со старшими для маленького ребенка служит единственно возможным контекстом, в котором он постигает и "присваивает" добытое людьми ранее. Вот почему общение - главнейший фактор общего психического развития детей. Важно подчеркнуть, что при этом общение играет решающую роль не только в обогащении содержания детского сознания; оно также обусловливает структуру сознания, определяет опосредованное строение специфики человеческих психических процессов. "Три группы факторов доказывают решающую роль общения в общем психическом развитии ребенка: 1) изучение детей-"Маугли", 2) исследование природы и причин так называемого госпитализма и 3) прямое выявление влияния общения на психическое развитие в формирующих экспериментах"17. "Результаты психологического исследования детей, выросших в изоляции от общества, обнаруживают у них глубокое и необратимое недоразвитие"18. "Явление госпитализма обнаруживалось при первых попытках наладить внесемейное воспитание оставшихся без родителей маленьких детей"19. "Дети, которые оставались жить, резко отставали в общем физическом и психическом развитии: к 3 годам они не владели простейшими навыками самообслуживания, не соблюдали опрятность, почти не говорили, плохо поддавались воспитательным воздействиям, проявляли поразительную пассивность или, напротив, суетливость и агрессивность. Описанный комплекс и получил название госпитализма"20. "Первыми в мире достигли успехов в искоренении госпитализма советские педиатры и физиологи, установившие, что главной причиной этого тяжкого состояния является недостаток контактов маленького ребенка-сироты с взрослыми, или "дефицит общения", по выражению Н.М. Щелованова. Вместе с Н.М. Аксариной Н.М. Щелованов создал научные основы воспитания в нашей стране детей раннего возраста в яслях и домах ребенка, поставив во главу угла педагогическую работу с ними с первых дней жизни и поместив в центр этой работы общение персонала с воспитанниками"21. "Основное и, может быть, наиболее яркое позитивное влияние общения состоит в его способности ускорять ход развития детей"22.
Группа психологов сопоставляла "особенности любознательности у младенцев, с которыми были организованы специальные сеансы общения, и у их ровесников контрольной группы (К-группы), не получавших такой "добавки""23. "Тщательная проверка показала, что в экспериментальной (Э) группе дети не только интенсивно общались с взрослым - у них вскоре обнаружилось быстрое развитие внимания и интереса ко всему окружающему миру в периоды, когда взрослого возле ребенка уже не было"24. "Влияние общения обнаруживается не только в ускорении обычного темпа развития ребенка, но и в том, что оно позволяет детям преодолеть неблагоприятную ситуацию. Так, широко известно, что в детских учреждениях закрытого типа у маленьких детей очень отстает развитие речи [...] "25. Группа ученых "попыталась облегчить формирование у детей пассивной и активной речи. Систематическое прослушивание магнитофонной записи речи детьми ускорило их вербальное развитие, но только при соблюдении двух условий: если у ребенка была создана потребность в понимании речи взрослых и если, слушая магнитофон, он одновременно видел взрослого, который вместе с ним воспринимал звуки разговора. Другими словами, обогащение опыта детей прослушиванием речи помогает детям преодолеть неблагоприятное влияние обстоятельств жизни и ликвидирует их отставание только в том случае, если занятия включены в живое общение ребенка с окружающими людьми"26.
"Влияние общения может также способствовать исправлению дефектов, возникших у детей при неправильном воспитании. Так, Т.М. Сорокина [...] сумела преодолеть у детей раннего возраста конфликтное состояние, выражающееся в постоянной робости, смущении и беспокойстве малышей в присутствии новых взрослых. Видя интерес этих детей к людям, она предположила, что в семье у них не были воспитаны средства для адекватного контакта с ними. На занятиях дети 2-го года жизни с ее помощью овладели способами "делового" общения с посторонними людьми, и их конфликт был разрешен. Одновременно они стали активнее, смелее также и в своих отношениях с товарищами, успешнее овладевали навыками практического использования предметов, у них сформировалось более точное представление о себе и своих возможностях"27.
"Влияние общения прослеживалось в различных сферах психического развития ребенка: 1) в самой области общения [...]; 2) в области любознательности детей [...]; 3) в сфере их эмоциональных переживаний [...]; 4) при формировании любви к взрослому [...]; 5) в сфере овладения речью [...] и 6) в сфере личности и самосознания детей"28. "Влияние общения в форме его положительного воздействия прослеживается во всех сферах психической жизни ребенка - от процессов восприятия до становления личности и самосознания. Сказанное дает нам право утверждать, что общение действительно решающий фактор общего психического развития ребенка в раннем и дошкольном детстве"29.
3. Пути влияния общения с взрослыми на психическое развитие детей.
Проведенные исследования "позволяют проследить некоторые пути, по которым осуществляется воздействие общения на те или иные стороны психики ребенка. Так, для самых маленьких детей очень важно, что взрослый необыкновенно богатый источник разнообразных воздействий"30. "Общение с ухаживающим за ним взрослым становится для ребенка источником [...] лично адресованных ему воздействий, без которых младенец может испытывать недостаток впечатлений"31.
"Еще один путь воздействия общения на развитие детей - это обогащение опыта ребенка. Взрослый знакомит малышей с книгами, берет их с собой в путешествия, он открывает для них мир музыки. Да и в самом общении взрослый, обращаясь к детям и откликаясь на их призыв, дает детям возможность испытать сладость утешения, впервые открыть для себя радость взаимопонимания, несравненное удовлетворение от сопереживания, от чувства общности, совпадения своих мнений и оценок со взглядами мудрого и намного более опытного старшего человека.
Далее, в общении взрослые нередко прямо ставят перед детьми задачу овладеть каким-то новым знанием, новым умением"32. "Еще один путь влияния общения на развитие психики детей - это подкрепление взрослым усилий ребенка, их поддержка и коррекция"33.
"Важнейший путь влияния общения на психическое развитие детей состоит в том, что ребенок в контакте с взрослым наблюдает его деятельность и черпает в ней образцы для подражания"34. "Все сказанное выше относится главным образом к общению ребенка с взрослыми.
4. Общение детей со сверстниками.
На детей, несомненно, воздействует также и общение со своими сверстниками. В научной литературе пока нет единодушного мнения о роли и путях влияния общения с ровесниками на развитие психики маленького ребенка"35. "Основываясь на наблюдениях общения между детьми раннего и дошкольного возраста, была выдвинута гипотеза, согласно которой контакты ребенка с ровесниками имеют основное значение для раскрытия его творческого, оригинального начала. Отсутствие ограничений и запретов старших способствует, по нашим данным, повышенной раскованности детей и их свободному самовыявлению"36.
"В раннем возрасте возникает еще одна важная сфера жизнедеятельности ребенка: его общение с другими детьми. В младенческом возрасте, даже если ребенок растет среди сверстников (в яслях или в доме ребенка), он еще не общается с другими детьми. Хотя младенцы и проявляют своеобразный интерес и избирательное отношение друг к другу, эти младенческие контакты побуждаются в основном потребностями в новых впечатлениях и в активном функционировании. Другой ребенок скорее является для них интересным живым объектом, чем партнером по взаимодействию. После 3 лет дети уже демонстрируют ярко выраженную потребность в общении со сверстником и специфические формы общения друг с другом"37.
"Следует отметить, что проблема зарождения межличностных отношений детей в раннем возрасте изучена явно недостаточно. Имеющиеся в психологической литературе данные о взаимодействии и взаимоотношениях детей раннего возраста весьма немногочисленны и противоречивы"38.
"Как воспринимает малыш своих сверстников? Известно, центральной фигурой для ребенка первых лет жизни является взрослый. Переносится ли отношение ко взрослому на других людей, и в том числе на сверстников? Ведь другие дети совсем не похожи на взрослых ни внешностью, ни характером поведения. В то же время дети раннего возраста испытывают особый интерес к игрушкам. Другой ребенок может напоминать малышу живую, подвижную игрушку. Чтобы выявить специфику отношения к сверстнику, необходимо было сопоставить его с отношением к другим, значимым для ребенка предметам"39.
В эксперименте "ребенку, сидящему в кроватке, на короткое время предъявлялись поочередно игрушка, другой ребенок и взрослый"40. "Дети явно предпочитали взрослого, а не сверстника"41 или игрушку. "Это может свидетельствовать о том, что потребность в общении со взрослым у детей раннего возраста является значительно более острой, чем потребность в общении со сверстником"42.
"В то же время анализ поведения детей при восприятии сверстника показал, что это не просто восприятие живого объекта, но взаимодействие, отвечающее всем критериям общения"43.
"Таким образом, потребность в общении ребенка со сверстниками возникает лишь на третьем году жизни. В раннем возрасте эта потребность по своей интенсивности уступает потребности в общении со взрослым и в потребности в манипуляциях с предметами"44.
"Общение детей раннего возраста можно назвать эмоционально-практическим воздействием. По-видимому, такое воздействие дает ребенку ощущение своего сходства с другим, равным ему существом. Это переживание своей общности с другим человеком вызывает бурную радость. Общение ребенка со сверстниками, протекающее в свободной, нерегламентированной форме, создает оптимальные условия для осознания и познания самого себя. Сравнивая себя с другими и воспринимая свое отражение в другом, малыши лучше выделяют самих себя и получают как бы еще одно подтверждение своей целостности и активности. Получая от сверстника ответную реакцию и поддержку в своих играх и затеях, ребенок реализует свою самобытность и уникальность, что стимулирует инициативность малыша"45.
"В дошкольном возрасте в жизни ребенка все большее место начинают занимать другие дети. Если в конце раннего возраста потребность в общении со сверстниками только оформляется, то в дошкольном она уже становится одной из главных. В 4-5 лет ребенок уже точно знает, что ему нужны другие дети, и явно предпочитает общество сверстников"46. "Между тем общение со сверстниками имеет ряд существенных особенностей, качественно отличающих его от общения со взрослым, первая и наиболее важная отличительная черта общения дошкольников состоит в большом разнообразии коммуникативных действий, в общении со сверстником можно наблюдать множество действий и обращений, которые практически не встречаются в контактах со взрослым. Общаясь со сверстником, ребенок спорит с ним, навязывает свою волю, успокаивает, требует, приказывает, обманывает, жалеет и т.д. Именно в общении со сверстником впервые появляются такие сложные формы поведения, как притворство, стремление выразить обиду, нарочито не отвечать партнеру, кокетство, фантазирование и т. п."47. "Второе яркое отличие общения сверстников заключается в его чрезвычайно яркой эмоциональной насыщенности. Повышенная эмоциональность и раскованность контактов дошкольников отличают их от взаимодействия со взрослым"48. "Третья специфическая особенность контактов детей заключается в их нестандартности и нерегламентированности. Если в общении со взрослым даже самые маленькие дети придерживаются определенных общепринятых норм поведения, то при взаимодействии со сверстниками дошкольники используют самые неожиданные и оригинальные действия и движения"49.
"Еще одна отличительная особенность общения сверстников - преобладание инициативных действий над ответными. Особенно ярко это проявляется в невозможности продолжить и развить диалог. который распадается из-за отсутствия ответной реакции партнера. Для ребенка значительно важнее его собственное действие или высказывание, а инициатива сверстника в большинстве случаев им не поддерживается"50.
"На протяжении дошкольного возраста общение детей друг с другом существенно изменяется по всем параметрам: содержанию потребности, мотивам и средствам общения. Эти изменения могут протекать плавно, постепенно, однако в них наблюдаются качественные сдвиги, как бы переломы. От 2 до 7 лет отмечаются два таких перелома: первый происходит приблизительно в 4 года, второй - около 6 лет. Первый перелом внешне проявляется в резком возрастании значимости сверстника в жизни ребенка"51. "Второй перелом внешне выражен менее четко, однако он не менее важен. Его внешние проявления связаны с появлением избирательных привязанностей, дружбы и с возникновением более устойчивых и глубоких отношений между детьми"52.
"Эти переломные моменты можно рассматривать как временные границы трех этапов развития общения детей. Эти этапы, по аналогии со сферой общения со взрослым были названы формами общения дошкольников со сверстниками.
Первая из них - эмоционально-практическая форма общения детей со сверстниками (2-4-й годы жизни)"53.
"Следующая форма общения сверстников - ситуативно-деловая. Она складывается примерно к 4-м годам и останется наиболее типичной до 6-летнего возраста"54. "Главным содержанием общения детей в середине дошкольного возраста становится деловое сотрудничество. Сотрудничество следует отличать от соучастия. При эмоционально-практическом общении дети действовали рядом, но не вместе, им важно было внимание и соучастие сверстника. При ситуативно-деловом общении дошкольники заняты общим делом, они должны согласовывать свои действия и учитывать активность своего партнера для достижения общего результата. Такого рода взаимодействие было названо сотрудничеством. Потребность в сотрудничестве сверстника становится главной для общения детей.
Наряду с потребностью в сотрудничестве на этом этапе отчетливо выделяется потребность в признании и уважении сверстника"55.
"В конце дошкольного возраста у многих детей складывается новая форма общения, которая была названа внеситуативно-деловой. К 6-7 годам значительно возрастает число внеситуативных контактов. Примерно половина речевых обращений к сверстнику приобретает внеситуативный характер: дети рассказывают друг другу о том, где они были и что видели, делятся своими планами или предпочтениями, дают оценки качествам и поступкам других"56.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Итогом данного изучения литературы можно считать вывод, что в иерархии потребностей детей в общении на первом месте стоит потребность в общении с взрослым, которая усиливается в условиях, когда взрослый является реальным партнером ребенка. Потребность в общении со сверстниками возникает на третьем году жизни. Проанализировав имеющуюся литературу, также приходишь к следующему выводу. Многие психологи подтверждают наличие у людей потребности в общении. Однако остается неясным, почему у индивидов существует потребность быть вместе, то есть даже самые общие аспекты темы нельзя считать полностью установившимися, они являются проблемными.
Остается открытым вопрос о происхождении потребности в общении, о ее формировании и становлении. Хотя и проведен целый ряд экспериментальных исследований57, вопрос этот тоже продолжает оставаться проблемным.
Вопросы о роли общения также являются дискуссионными, так как некоторые психологи (например, Жан Пиаже) утверждают, в противовес отечественным психологам, положение об изначальной асоциальности детей.
Признанными положениями следует считать утверждения, что 1) общение действительно решающий фактор общего психического развития ребенка в раннем и дошкольном детстве; 2) влияние общения может способствовать исправлению дефектов, возникших у детей при неправильном воспитании; 3) общение способно ускорять ход развития детей. Предложения: 1) продолжить изучение проблемы (проведение экспериментов, наблюдений); 2) активное внедрение в практику разработанных и подтвержденных наблюдениями теоретических положений-создание детских домов семейного типа, детских деревень (по модели Германа Гмайнера58), интегративных детских садов и общеобразовательных школ (в которых здоровые дети обучаются вместе с детьми инвалидами)59.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Анищенко О. А. Формирование предпосылок учебной деятельности у детей старшего дошкольного возраста. / Автореф. дисс... канд. педагогич. наук. М., 1980
Васильева Н. Без права на сегрегацию. // "Семья и школа". 2000. № 4. С.22-23.
Возрастные особенности психического развития детей. (Под ред. Дубровиной И.В., Лисиной М.И.). М., 1982. С.94-111.
Выготский Л.С. История развития высших психических функций. // Собр. соч. В 6 т. М., 1983.
Деятельность и взаимоотношения дошкольников. (Под ред. Т.А. Репиной). М., 1978.
Запорожец А.В., Эльконин Д.Б. Психология детей дошкольного возраста. М., 1964. С.352.
Кравцова Е.Е. Зависимость психологической готовности к школьному обучению от особенностей общения ребенка с окружающими. / Автореф. дисс. ... канд. психол. наук. М., 1981. С.27.
Лангмейер Й., Матейчек З. Психическая депривация в детском возрасте. Прага, 1984.
Леонтьев А.Н. Избранные психологические произведения. В 2 т. М., 1983.
Лисина М.И. Общение, личность и психика ребенка. Москва - Воронеж, 1997
Лисина М.И. Проблемы онтогенеза общения. М., 1986.
Лишенные родительского попечения. Хрестоматия под ред. Мухиной В.С. М., 1991
Осипова Л. Разрывая круг сиротства // "Семья и школа". 1999. №5-6. С.24-26.
Перре-Клермен А. Роль социальных взаимодействий в развитии интеллекта детей. М., 1991
Развитие общения дошкольников со сверстниками. (Под ред. Рузской А.Г.) М., 1989
Смирнова Е.О. Психология ребенка от рождения до семи лет. М., 1997
Смирнова Е.О., Галигузова Л.М. Ступени общения. М., 1992
1 Лисина М.И. Общение, личность и психика ребенка. Москва - Воронеж, 1997, с.219 2 Возрастные особенности психического развития детей. (Под ред. Дубровиной И.В., Лисиной М.И.) М., 1982. С.94-111 3 Кравцова Е.Е. Зависимость психологической готовности к школьному обучению от особенностей общения ребенка с окружающими. / Автореф. дисс... канд. психол. наук. М., 1981. С.27. 4 Анищенко О. А. Формирование предпосылок учебной деятельности у детей старшего дошкольного возраста. / Автореф. дисс... канд. педагогич. наук. М., 1980 Сорокина Т.М. Взаимное влияние общения и игры как ведущих деятельностей при формировании отношений ребенка с окружающими людьми. // Проблемы периодизации психики в онтогенезе. М., 1976. 5 Лисина М.И., Капчеля Г.И. Общение со взрослыми и психологическая подготовка детей к школе. Кишинев. 1987. 6 Развитие общения дошкольников со сверстниками (Под ред. Рузской А.Г.). М., 1989. С.216. 7 Лисина М.И. Проблемы онтогенеза общения. М., 1986. С.9. 8 Там же. С.14-15. 9 Там же. С.15. 10 Там же. С.16. 11 Проблема общения в психологии (Под ред. Ломова Б.Ф.). М,. 1981. С.20. 12 Лисина М.И. Проблемы онтогенеза общения. М., 1986. С.16. 13 Там же. С.17. 14 Выготский Л.С. История развития высших психических функций. // Собр. соч. В 6 т. М., 1983. С.5-328. 15 Запорожец А.В., Эльконин Д.Б. - в кн.: Психология детей дошкольного возраста (Под ред. Запорожца А.В., Эльконина Д.Б.). М., 1964. С.352. Психология личности и деятельности дошкольника. (Под ред. Запорожца А.В., Эльконина Д.Б.).М., 1965. С.294. Леонтьев А.Н. Избранные психологические произведения. В 2 т. М.,1983. 16 Лисина М.И. Проблемы онтогенеза общения. М., 1986. С.17. 17 Лисина М.И. Проблемы онтогенеза общения. М., 1986. С.17-18. 18 Лисина М.И. Проблемы онтогенеза общения. М., 1986. С.18. 19 Лисина М.И. Проблемы онтогенеза общения. М., 1986. С.18. 20 Лисина М.И. Проблемы онтогенеза общения. М., 1986. С.18-19. 21 Лисина М.И. Проблемы онтогенеза общения. М., 1986. С.20. 22 Лисина М.И. Проблемы онтогенеза общения. М., 1986. С.23. 23 Лисина М.И. Проблемы онтогенеза общения. М., 1986. С.23. 24 Лисина М.И. Проблемы онтогенеза общения. М., 1986. С.23. 25 Лисина М.И. Проблемы онтогенеза общения. М., 1986. С.23. 26 Лисина М.И. Проблемы онтогенеза общения. М., 1986. С.24. 27 Лисина М.И. Проблемы онтогенеза общения. М., 1986. С.24. 28 Лисина М.И. Проблемы онтогенеза общения. М., 1986. С.24-25. 29 Лисина М.И. Проблемы онтогенеза общения. М., 1986. С.25. 30 Лисина М.И. Проблемы онтогенеза общения. М., 1986. С.25. 31 Лисина М.И. Проблемы онтогенеза общения. М., 1986. С.25. 32 Лисина М.И. Проблемы онтогенеза общения. М., 1986. С.26. 33 Лисина М.И. Проблемы онтогенеза общения. М., 1986. С.27. 34 Лисина М.И. Проблемы онтогенеза общения. М., 1986. С.27. 35 Лисина М.И. Проблемы онтогенеза общения. М., 1986. С.28. 36 Лисина М.И. Пвроблемы онтогенеза общения. М., 1986. С.29. 37 Смирнова Е.О. Психология ребенка от рождения до семи лет. М., 1997. С.215. 38 Смирнова Е.О. Психология ребенка от рождения до семи лет. М., 1997. С.215. 39 Смирнова Е.О. Психология ребенка от рождения до семи лет. М., 1997. С.215-216. 40 Смирнова Е.О. Психология ребенка от рождения до семи лет. М., 1997. С.217. 41 Смирнова Е.О. Психология ребенка от рождения до семи лет. М., 1997. С.215-216. 42 Смирнова Е.О. Психология ребенка от рождения до семи лет. М., 1997. С.217. 43 Смирнова Е.О. Психология ребенка от рождения до семи лет. М., 1997. С.217. 44 Смирнова Е.О. Психология ребенка от рождения до семи лет. М., 1997. С.218-219. 45 Смирнова Е.О. Психология ребенка от рождения до семи лет. М., 1997. С.224. 46 Смирнова Е.О. Психология ребенка от рождения до семи лет. М., 1997. С.343. 47 Смирнова Е.О. Психология ребенка от рождения до семи лет. М., 1997. С.345-346. 48 Смирнова Е.О. Психология ребенка от рождения до семи лет. М., 1997. С.346. 49 Смирнова Е.О. Психология ребенка от рождения до семи лет. М., 1997. С.347. 50 Смирнова Е.О. Психология ребенка от рождения до семи лет. М., 1997. С.347. 51 Смирнова Е.О. Психология ребенка от рождения до семи лет. М., 1997. С.348. 52 Смирнова Е.О. Психология ребенка от рождения до семи лет. М., 1997. С.348. 53 Смирнова Е.О. Психология ребенка от рождения до семи лет. М., 1997. С.348-349. 54 Смирнова Е.О. Психология ребенка от рождения до семи лет. М., 1997. С.349. 55 Смирнова Е.О. Психология ребенка от рождения до семи лет. М., 1997. С.350. 56 Смирнова Е.О. Психология ребенка от рождения до семи лет. М., 1997. С.351. 57 Лисина М.И., Капчеля Г.И. Общение со взрослыми и психологическая подготовка детей к школе. Кишинев. 1987. 58 Осипова Л. Разрывая круг сиротства. // "Семья и школа". 1999. №5-6. С.24-26. 59 Васильева Н. Без права на сегрегацию. // "Семья и школа". 2000. №4. С.22-23. 1 21

Работа на этой странице представлена для Вашего ознакомления в текстовом (сокращенном) виде. Для того, чтобы получить полностью оформленную работу в формате Word, со всеми сносками, таблицами, рисунками, графиками, приложениями и т.д., достаточно просто её СКАЧАТЬ.



Мы выполняем любые темы
экономические
гуманитарные
юридические
технические
Закажите сейчас
Лучшие работы
 Использование пластических мотивов в рекламе. Жесты
 Крестовые походы и их влияние на развитие экономических отношений в Европе
Ваши отзывы
Спасибо, все получил. С вами работать просто одно удовольствие, отдельное спасибо за оперативность. Не первый и не последний раз к вам обращаюсь... Кстати, рекомендую Вас всем своим одногруппникам.
Стормовцев Василий

Copyright © www.refbank.ru 2005-2019
Все права на представленные на сайте материалы принадлежат www.refbank.ru.
Перепечатка, копирование материалов без разрешения администрации сайта запрещено.