Refbank.Ru - рефераты, курсовые работы, дипломы по разным дисциплинам
Рефераты и курсовые
 Банк готовых работ
Дипломные работы
 Банк дипломных работ
Заказ работы
Заказать Форма заказа
Лучшие дипломы
 Учет ценных бумаг
 Психологическая готовность детей к школе
Рекомендуем
  Для школьников и не только: новый сервис по составлению предложений онлайн!
Новые статьи
 Для чего нужна накрутка лайков...
 Особенности местного бюджетного...
 Официальный сайт онлайн-казино русский...
 Главные достоинства Адмирал...
 Лучший азартных отдых в онлайн-казино Вулкан...
 Готовые сочинения по ЕГЭ на тему о влиянии фамилии на...
 Уникальный текст сочинения по русскому языку 11 класс. По...
 Что может...
 Куда вложить деньги? Конечно в недвижимость за...
 Университеты Англии открывают свои двери для Студентов из...
 Бакалавриат в университетах США - выбор Казахстанских...
 Любишь серьезные приключения? Игровой автомат Pirat 2...
 Азартные игры онлайн – залог увлекательных...
 Как быстро взять кредит до 50 000 рублей у частного лица...
 Онлайн-казино Вулкан – самые популярные азартные...


любое слово все слова вместе  Как искать?Как искать?

Любое слово
- ищутся работы, в названии которых встречается любое слово из запроса (рекомендуется).

Все слова вместе - ищутся работы, в названии которых встречаются все слова вместе из запроса ('строгий' поиск).

Поисковый запрос должен состоять минимум из 4 букв.

В запросе не нужно писать вид работы ("реферат", "курсовая", "диплом" и т.д.).

!!! Для более полного и точного анализа базы рекомендуем производить поиск с использованием символа "*".

К примеру, Вам нужно найти работу на тему:
"Основные принципы финансового менеджмента фирмы".

В этом случае поисковый запрос выглядит так:
основн* принцип* финанс* менеджмент* фирм*
Психология и психоанализ

курсовая работа

Психология агрессии



1. План
Введение 3
1. Агрессия против личности. Два подхода 4
2. Агрессия в семье и ее предотвращение 8
3. Агрессия в политике 10
4. Сверхагрессия 14
5. Агрессия в языке 17
6. Агрессия в современном кинематографе (на основании анализа предложений видеорынка) 19
7. Способы защиты от агрессивности у детей и взрослых (практическое приложение) 21
8. Собственные исследования 27
Результаты и их математическая обработка 27
Заключение 32
Список литературы 33

Введение
В последнее время проблема агрессии стала едва ли не самой популярной в мировой психологии. Но такая тенденция - не дань моде, а скорее реакция психологов на непрекращающийся рост агрессии и насилия в цивилизованном XX веке.
Существует немало определений понятия агрессии - всех их роднит идея причинения ущерба (вреда) другому субъекту. Некоторые психологи (Э. Фромм) предлагают определять агрессию как причинение ущерба любому объекту - и живому, и неживому. В данном реферате под агрессией понимается действие, причиняющие или намеревающиеся причинить ущерб человеку, группе людей или животному.
Кроме понятия агрессии имеет смысл определить понятие агрессивность - они отнюдь не синонимичны.
Агрессивность - это свойство личности, выражающееся в готовности к агрессии.
Итак, агрессия есть определенные действия, причиняющие ущерб другому объекту; агрессивность - это готовность к агрессивным действиям в отношении другого объекта, которую обеспечивает (подталкивает) готовность личности воспринимать и интерпретировать поведение другого объекта соответствующим образом.
Исходя из этого, можно говорить о потенциально агрессивном восприятии и потенциально агрессивной интерпретации как об устойчивой личностной особенности мировосприятия и миропонимания.
Различия понятий агрессии и агрессивность ведут к важным следствиям. С одной стороны, не за всякими агрессивными действиями субъекта действительно стоит агрессивность личности. С другой стороны, агрессивность человека далеко не всегда проявляется в явно агрессивных действиях [1, с. 4]. Проявление - не проявление агрессивности как личностного свойства в определенных актах поведения как агрессивных действий всегда является результатом сложного взаимодействия трансситуативных и ситуационных факторов.
В случае агрессивных действий неагрессивной личности в основе генеза, первопричины этих действий, лежит фактор ситуации. В случае же агрессивных действий агрессивной личности во взаимодействии трансситуативных и ситуационных факторов примат принадлежит личностным качествам.
1. Агрессия против личности. Два подхода
Не вдаваясь в детали, выделим два полярных подхода к феномену агрессии.
Первый из них можно назвать этико-гуманистическим. В широких границах этого подхода агрессия, причинение вреда другому человеку расценивается как зло, как поведение, противоречащее позитивной сущности людей. И, соответственно, такое поведение оценивается негативно. В науках о человека этот подход представлен в гуманистической психологии, экзистенциальной и гуманистической философии, некоторых педагогических теориях. Христианская концепция человека также должна быть отнесена к этому подходу. С точки зрения христианства, агрессия как действие, причиняющее вред другому, однозначно оценивается как зло. Уже основные заповеди провозглашают: не убий, не укради, не суди... Они запрещают действия, реально оказывающие вред, или направленные на причинение ущерба. Неприемлемой оказывается и агрессивность как свойство личности, осуждается любая личность, готовая к агрессии.
В психологии в рассматриваемый этико-гуманистический подход к проблемам агрессии наиболее последовательно вписывается так называемая "третья сила" - гуманистическая психология (А. Маслоу, Г. Роджерс, В. Франкл). Несмотря на нетождественность концепций различных авторов гуманистической ориентации относительно взгляда на проблему агрессии и агрессивности, можно говорить о наличии значительного количества общих положений. Сам дух гуманистической психологии проникнут позитивным отношением к человеку, верой в его силу и позитивность личностного потенциала. Очевидно, не случайно гуманистическая психология в противовес идее формирования личности выдвигает прежде всего идею свободного развития личности, наиболее полной самоактуализации личности, выражающейся, к примеру, в осуществлении индивидуальных смыслов личности, а также создания помогающих отношений для достижения этих целей.
Гуманистические психологи убеждены, что самоакуализируясь, высвобождая подавленное Я, человек раскрывает свою величественную природу, что в основе человека лежит стремление к положительным изменениям, а не наоборот. Человеку присуще разное, в том числе и негативные импульсы. Необходимо не отрицать наличие агрессивных импульсов, но необходимо видеть принципиальную разницу между агрессивными импульсами, агрессивным импульсивным поведением и свободным (зрелым) поведением личности [1, с. 6]. Отсутствие такого разграничения, игнорирование относительной свободы личности, ее поведения от собственных же импульсивных влечений ведет к фатальной агрессии. Ибо в этом случае агрессивные импульсы оправдывают агрессивное поведение, превращаясь в своеобразное алиби. Однако, как справедливо замечает В. Франкл, "человек не перестает ненавидеть, пока его учат, что ненависть создается импульсами и механизмами. Но это он сам ненавидит!" [1, с. 6].
Терпимость как фундаментальное свойство личности является не только противовесом, фактором сдерживания агрессии, но и антиподом агрессивности как личностной готовности к агрессии. Видимо, недостаточно представление, согласно которому терпимость сводится к толерантности. В структуре общего феномена терпимости выделяются два ее вида:
1. Сенсуальная терпимость личности, которая связана с устойчивостью личности к воздействиям среды, с ослаблением реагирования на какой-либо неблагоприятный фактор за счет снижения чувствительности к его воздействию. Связана с классической толерантностью, с повышением порога чувствительности. Это есть терпимость-черствость, терпимость-стена.
2. Диспозиционная терпимость, в основе которой лежит принципиально иной механизм, обеспечивающий терпимость личности при взаимодействиях со средой. Это предрасположенность, готовность личности к определенной (терпимой) реакции на среду, которая проявляется на негативном (социально - не резентивном), аффективном и поведенческом уровнях реагирования. За ней стоят определенные социальные установки личности. Это есть терпимость-позиция, терпимость-установка, терпимость-мироощущение.
Ведущая в гуманистической психологии идея самотрансценденции отвергает агрессию и агрессивность, ибо в рамках данного подхода агрессия как разрушительное действие, как причинение ущерба другому неминуемо ведет и к разрушению самого себя. Самоосуществление ведь состоит в позитивной направленности вовне, и замена ее на систему агрессивных установок, следовательно, пагубна и должна быть устранена, так как блокирует самоосуществление личности.
Другой, альтернативный подход к феномену агрессии, называется эволюционно-генетическим. В рамках этого подхода внутривидовая агрессия расценивается как биологически целесообразная форма поведения, способствующая выживанию и адаптации. Этот подход также объединяет различные концепции, начиная от теорий выживания вида и психологической адаптации индивида и кончая концепциями социальной адаптации личности.
Агрессия и агрессивность здесь никак не рассматриваются в качестве фактора, блокирующего самоосуществление и развитие человека, а напротив, считаются условиями его выживания и адаптации [1, с. 7]. Внутривидовая агрессия рассматривается как целесообразный инстинкт, выработанный и закрепленный в процессе эволюции. Агрессия - это инстинкт борьбы, направленный против собратьев по виду, и у животных, и у человека. Агрессия, кроме того, является инстинктом не смерти (как у З. Фрейда), а сохранения жизни и вида, и поэтому, таким же инстинктом, как и все остальные.
Эволюционно-генетический детерминизм развития агрессии и агрессивности, как инстинкта хищнического, господства и подавления, обосновывается энциклопедическим анализом эволюции и поведения животных (К. Лоренц), эволюции, генетики и поведения человека.
Однако представление о высокой степени целесообразности агрессии для человеческого существа вступает в серьезное противоречие с наблюдаемыми нами поистине катастрофическими последствиями проявления агрессивного поведения на межличностном, межгрупповом, межнациональном и межгосударственном уровнях. Преодолевая это противоречие, К. Лоренц выдвинул новую дополнительную посылку, где утверждается, что агрессивный инстинкт хорош и служит в естественных условиях сохранения жизни индивида и вида в целом [2, с. 31-39]. Тем самым, еще более обосновывается и укрепляется взгляд на агрессию и агрессивность, как эволюционно закрепленный, целесообразный инстинкт, имманентно присущий человеку. Фрустрация агрессивного инстинкта заставляет страдать каждого человека цивилизации, делает всех в той или иной мере психопатами, по Лоренцу; не находящая выхода вовне агрессия, будучи вытесненной, ведет к тяжелым психологическим повреждениям и невротизации.
Понятно, что здесь эволюционно-генетическая концепция агрессии вступает в острое противоречие с этико-гуманистическим подходом. В отличие от концепции К. Лоренца идеи В. Эфроимсона представляются наиболее адекватными, так как в них не отвергается возможность онтогенетической детерминации агрессивного поведения. Поведение человека рассматривается как результат взаимодействия биогенетических и социогенетических факторов.
Социогенетическая детерминация агрессивности подтверждается многочисленными результатами исследования процесса социализации, социального научения и аутогенетического развития личности. Достоверно установлено, что жестокое обращение к ребенку в семье, ведет не только к появлению агрессивного поведения к детям в том же возрасте, но к развитию агрессивности, склонности к насилию и жестокости во взрослой жизни.
"Больное" агрессией, нетерпимое общество заражает его и свое молодое поколение (высокий показатель спонтанной агрессии был обнаружен у 53% испытуемых, реактивной агрессии - у 47%, завышенные показатели по раздражительности - у 56% внешне вполне благополучных старшеклассников).
Зачастую подобная подростковая агрессивность может менять объект и переходить на саму личность подростка: это иногда приводит к суициду. Статистика свидетельствует: возраст самоубийц молодеет. Например, в Москве каждое пятое самоубийство совершает ребенок или подросток. Самая частая причина этого - несложившиеся взаимоотношения с родителями. Непосредственным поводом может быть любое событие (чаще всего неразделенная подростковая любовь), но важно, что в этот период у ребенка нет сочувствия и человеческого понимания именно в семье.
Другая беда - эмоциональное, а то и физическое насилие над ребенком. Когда, не умея понять его, взрослые начинают проявлять к нему неоправданную агрессию. К слову сказать, психологу почти всегда легче разбирать семейный конфликт как раз с детьми. Дети более гибки и восприимчивы к доводам, чаще признают собственные промахи. Родители, наоборот, находятся во власти жестких установок и настолько уверены в своей правоте, что к простой попытке разобраться в ситуации нередко относятся враждебно.
Вот почему самоубийство ребенка (или попытка к нему) почти всегда становится для родителей неожиданностью. Как правило, они не в состоянии объяснить случившееся. Помню шоковое состояние матери, которая узнала о готовящемся самоубийстве дочери лишь из ее дневника - когда та уже наметила день, час и способ совершения.
Не считайте проблемы своих детей пустяковыми. Если сын или дочь поделились любовным переживанием, бесполезно говорить: "Не волнуйся, встретишь еще кого-нибудь". Ребенок не мыслит категориями будущего - он оценивает только настоящее. Кстати, именно поэтому нужно время от времени создавать в жизни ребенка праздник. Если он думает, что хорошо учиться, вовремя приходить домой, ежедневно убираться - это и есть вся жизнь, то рано или поздно ему может не захотеться жить.
Не считайте "дешевым шантажом", если сын или дочь во время ссоры грозится покончить с собой. Подумайте, в чем вы можете уступить без ущерба для воспитательного процесса. Не отвечайте жестким отказом на его требования, обсудите их, пообещайте что-то на будущее. И помните: за первой попыткой суицида всегда может последовать вторая, даже если внешне нет повода для беспокойства.
2. Агрессия в семье и ее предотвращение
Агрессия отца по отношению к детям может быть результатом стереотипа воспитания, заложенного в детстве. Возможно, самого его отец воспитывал исключительно с помощью подзатыльников, и сейчас, став отцом, он подсознательно реализует именно эту модель поведения. В данной ситуации важно понять, осуждает ли он себя в душе или считает такой метод воспитания единственно правильным. Если он хотя бы на словах осознает порочность этого метода (а преодолеть заложенный в детстве стереотип поведения чрезвычайно трудно), тогда не все потеряно: уговорами и лаской вы вполне можете умерить его "педагогический пыл".
Стоит откровенно поговорить с мужем - возможно, он сомневается в том, действительно ли это его дети. Между прочим, это одна из наиболее распространенных причин якобы немотивированной отцовской агрессии.
Если такие сомнения у него есть, стоит сделать анализ ДНК, позволяющий установить отца со 100-процентной точностью.
Возможна и такая ситуация: у вашего мужа есть давняя привязанность "на стороне". В таком случае, выполняя свой "семейный долг", ваш супруг пребывает дома (фактически рядом с "постылой") в состоянии перманентного стресса, который и выплескивается на детей раздражительностью и агрессией. В описанной ситуации вам также может помочь доверительная беседа или совместный визит к психологу. Однако прежде вы должны решить, хотите ли вы сохранять семью на таких условиях: материальный аспект и сомнительный тезис "детям нужен хоть какой-нибудь отец". Тем более что мужчина вряд ли сможет долго просуществовать рядом с нелюбимыми людьми.
Еще один очень важный момент - ошибочна мысль, что дети привязывают мужчину к семье. Это справедливо лишь в том случае, если мужчина очень хочет детей. А нежеланные дети, сколько бы их ни было, только отвращают его от семьи. Другой вопрос, если мужчина изначально не хочет детей, но, тем не менее, не делает ничего, чтобы предотвратить их появление, - это уже говорит о его инфантилизме и социальной незрелости. Соответственно если вы имеете такого мужа, то, нарожав детей против его воли, ничего, кроме неприязни с его стороны и к вам, и к детям, вы не добьетесь. Причем подобную ситуацию следует расценивать скорее как патологию, ибо в большинстве случаев отцы-"домостроевцы", реализуя семейную модель поведения, хотя и "учат" детей по субботам просто "для профилактики", по воскресеньям охотно идут с ними в кино, на рыбалку и в случае чего встают за них горой. А если, как вы говорите, никакого влечения к детям отец не испытывает, налицо явная душевная патология.
Профилактика агрессивных тенденций в семейных отношений включает в себя ряд простых правил, выполнение которых поможет если не избежать совсем агрессии, то смягчить ее результат.
Самое главное - запомнить: домашний агрессор любит, когда его слушают.
Прежде всего спрячьте подальше алкоголь, если он есть в доме. Лучше вообще от него избавиться, поскольку человек, склонный к конфликту с применением силы, непременно воспользуется допингом в виде водки, вина или пива. Это позволит ему расслабиться и вести себя еще более несдержанно. И он это прекрасно знает и стремится к "дозе" сознательно.
Разговаривайте твердым и спокойным голосом, какая бы брань не сыпалась в ваш адрес. Главное - избежать насилия, а не дать отпор. Внимательно слушайте, что вам говорит противоположная сторона, отвечайте на вопросы. Важно, чтобы в такой ситуации шел постоянный обмен репликами, но не бранью. Пауза может стать опасной.
Если вам удастся, попробуйте выяснить, в чем конкретно вас обвиняют, но ни в коем случае не делайте никаких категоричных заявлений. Не бойтесь признаваться в чем-либо в подобных ситуациях. Покажите, что вы слушаете потенциального агрессора и воспринимаете его серьезно. Масса несчастных случаев происходит только из-за того, что жена не слушает мужа и даже не делает вид, что слушает. "Ах, ты меня не слушаешь? Получай!!!" - и пошло-поехало.
Если вы чувствуете, что в помещении, где вы объясняетесь, что-то раздражает и без того уже "заведенного" агрессора, предложите перейти на кухню или в другую комнату. Еще лучше постараться переместиться туда невзначай, чтобы драчун не заметил, как его увели от дополнительных раздражителей.
Попытайтесь его усадить. Если позволяет ситуация, серьезно, без раздражения скажите ему: "Мы поговорим об этом, если ты перестанешь на меня кричать и ругаться". Не пытайтесь выйти в другую комнату или вообще уйти из квартиры. Не поворачивайтесь спиной к тому, с кем разговариваете, он может напасть на вас сзади. Не посягайте на его личное пространство - не подходите слишком близко и не размахивайте руками возле его лица. Попробуйте обойтись без споров и угроз, особенно если собеседник пьян. Ни в коем случае не произносите такие фразы, как: "Я тебя, алкоголика, в вытрезвитель сдам!" или "Только попробуй до меня дотронуться! Я милицию вызову!" Тем более не язвите и не говорите колкостей. Ведь ваша задача - избежать физического насилия любой ценой, а не спровоцировать его.
3. Агрессия в политике
Агрессия часто бывает направлена на носителей высшей государственной власти. Пять русских царей погибли насильственной смертью. Аналогичная ситуация зачастую складывалась и в других странах (Франция, Испания), но, пожалуй, наиболее ярко агрессивность масс по отношению к лидерам проявилась в Соединенных Штатах Америки.
Безумный мальчишка Хинкли, задавшись целью сотворить что-нибудь эдакое, что привлекло бы к нему внимание знаменитой актрисы Джоди Фостер, предмета его тайных, но жгучих воздыханий, достал пистолет и стал палить в президента Соединенных Штатов. Миллионы телезрителей с ужасом смотрели, как упал окровавленный Рейган, и очень многие из них подумали: "Ну вот и сбылось... Но, Боже, как скоро!"
Отчего же вдруг такая реакция? Дело в том, что уже сто сорок лет каждый президент Соединенных Штатов, избранный в год, кратный 20, умирал на этом посту. Так что это был выстрел, которого ждали. Со страхом, но в надежде, что все же на этот раз "минует чаша сия". И вот увидели: старинное заклятие не только не утратило силу, но наносило удары не мешкая: ведь Рейган не успел отметить даже первых ста дней своего президентства!
Легенда утверждает, что смерть президентов - не просто совпадение, а проклятье, наложенное индейским шаманом из племени шони за убийство великого вождя Текумзе и гибель всего племени.
Когда-то индейцы племени шони жили в долине реки, которая называлась так красиво - Шенандоа, то есть "река, в которой отражаются звезды". И столь же сказочно красивы были ее берега. Но пришли бледнолицые и стали изгонять шони с их благодатных земель. В 1811 году индейцы восстали. Великий вождь Текумзе возглавил восстание алгонкинского союза, в который входили и шони, против колонизаторов. Воины-алгонкины отличались исключительной воинственностью и никогда не сдавались врагу. Но силы были неравны, ив 1813 году, после великого сражения, в котором Текумзе пал от руки полковника Ричарда Джонсона, будущего вице-президента США, индейцы были разгромлены. Племя шони, в котором, по существу, не осталось мужчин, было изгнано с родных берегов. Детям, старикам и женщинам пришлось пройти долгий путь, названный ими "дорогой слез", который в конце концов привел их на бесплодные земли резервации, где племя продолжало медленно вымирать.
Предание рассказывает, как старики, видя, что вскоре племя вымрет полностью, что оно уже никогда больше не сможет взять в руки оружие, решили отомстить своим губителям силой проклятия. Шаман обратился через свой тотем к магическим силам - "мана", призывая их к мести.
Проклятие у шони, да и не только у них, считалось и считается самой опасной формой магии. А проклятие умирающего обладает наибольшей силой, поскольку вся жизненная сила проклинающего, покидая его, переходит в это проклятие. Оно может воздействовать или немедленно, или по прошествии многих лет.
И вот весь умирающий народ, дети, старики, женщины, послали свое проклятие в будущее.
Легенда гласит, что в ту ночь, когда было произнесено проклятие, далеко от резервации шони, на далекой потерянной их родине, на глади реки Шенандоа вдруг погасли отражения всех звезд.
Судя по всему, должен был умереть Джеймс Монро, 5-й президент Соединенных Штатов. Но первым оказался Гаррисон. Почему же нанесение первого удара было отложено на целых двадцать лет? Возможно, потому, что даже проклятие целого племени обладает ограниченным сроком воздействия, лишь на какое-то определенное число раз. А шони хотелось, чтобы о них помнили как можно дольше: и этот век, и следующий, и затем еще...
Наверное, вечером того дня, когда было совершено покушение на Рейгана, не в одной американской семье взяли карандаш и записали необычный поминальник примерно такого содержания:
"Девятый президент, Уильям Генри Гарри-сон, избран в 1840 году - умер в 1841 году".
(Заболел пневмонией и умер, поставив печальный рекорд: пробыл на посту президента лишь 30 дней.)
"Шестнадцатый президент, Авраам Линкольн, избран в 1860 году, и хотя благополучно проработал первый срок, убит в начале второго срока в 1865 году".
(Парадокс в том, что, когда его предупреждали о заговоре, он отказывался верить, дескать, этого не может быть, американскому обществу не свойственны политические убийства. И все же оказался первым убитым американским президентом.)
"Двадцатый президент, Джеймс Абрам Гарфилд, избран в 1880 году - убит в 1881 году".
(Застрелен неким Чарли Гуито, обиженным на то, что его обошли при раздаче должностей.)
"Двадцать пятый президент, Уильям МакКинли, избран в 1900 году - убит в 1901 году".
(Его застрелил анархист Леон Чолгош лишь потому, что такая была тогда анархистская программа: убивать больших людей.)
"Двадцать девятый президент, Уоррен Гардинг, избран в 1920 году - умер в 1923 году".
(Незадолго до смерти его имя оказалось в центре ужасного скандала. Президента обвиняли в махинациях с нефтью, его окружение погрязло в коррупции, один из "команды", припертый к стенке, покончил с собой. Гардинг отправился в турне по стране, чтобы в своих выступлениях оправдаться перед избирателями. И вдруг в Сан-Франциско съел что-то нехорошее и умер. Вскрытия не производили. Президента тихо-мирно похоронили, скандал сошел на нет.)
"Тридцать второй президент, Франклин Делано Рузвельт, избран на 3-й срок в 1940 году - умер в начале четвертого срока в 1945 году".
(Вроде бы все в этой смерти ясно. Однако есть целая цепочка странностей. Вскрытие не производилось, хотя федеральный закон предписывает вскрытие трупов в случае неожиданной смерти должностного лица, тем более - президента (нарушено во второй раз, как и в случае с Гардингом); в свидетельстве о смерти - диагноз "кровоизлияние в мозг как следствие атеросклероза", хотя личный врач президента МакИнтайр считал, что атеросклероза у него не было; тело не выставляли для прощания, панихида прошла при закрытом гробе, вдова Элеонора Рузвельт утверждала, что "это в обычаях семьи Рузвельтов", но, не говоря уж о том, что похороны президента страны не могут проходить по ритуалу "семейных обычаев", тело Сары, матери президента, по распоряжению сына было выставлено для прощания, и, наконец, по свидетельству священника, находившегося на месте смерти, Рузвельт якобы был убит пулей в затылок, вероятно разрывной, которая на выходе обезобразила лицо. Впоследствии в объяснение всему этому приводилось множество версий: от ревности "первой леди" до "сионистского заговора".)
"Тридцать пятый президент, Джон Фицджеральд Кеннеди, избран в 1960 году - убит в 1963 году".
(По официальный версии, убийца - Ли Харви Освальд, озлобленная, психопатическая личность. Не случись роковых выстрелов в тот день в Далласе, возможно, ничего подобного не случилось и потом. И был бы сейчас Кеннеди дедушкой 82-х лет. Но - случилось.)
"И вот, сороковой президент, Рональд Уилсон Рейган, избран в 1980 году - тяжело ранен сегодня, 30 марта 1981 года... Боже, спаси Америку!"
И еще один комментарий. Дважды смерть наступала с "отсрочкой" - не в первый, "роковой", срок президентства, когда смерть главы государства оказалась бы катастрофой для страны, сначала во время гражданской войны, потом в разгар второй мировой, а в следующий, когда опасность уже не была столь явной. Словно провидение пыталось сделать исключение для двух великих президентов, но смогло лишь отложить исполнение проклятия, но не отменить его. Проклятие предписывало: смерть должна настигнуть "отмеченного" президента на его высоком посту. Возможно, в глазах судьбы это тоже служило аргументом для того, чтобы они были выбраны на следующий срок (Рузвельт - так даже в четвертый раз!).
И еще: обычно президенты избирались уже в солидном возрасте, отягощенные годами и болезнями, но словно включались какие-то гарантии их здоровья, и они благополучно правили и срок, и другой. (Франклин Делано Рузвельт вообще вступил на свой пост в инвалидной коляске, в ней провел все годы своего великого президентства, но в два первых, "гарантированных", срока и даже в третий, роковой, но отвоеванный провидением серьезных проблем со здоровьем не было.) Только один "неотмеченный" президент умер на своем посту - Захария Тейлор, от холеры. Вот и сопоставьте: до Рейгана из 32 "неотмеченных" умер один, из 7 "отмеченных" - все семь.
Тема агрессии в политике является особенно актуальной в России. Заметим, что агрессия проявляется не только "снизу вверх", но и "сверху вниз". Лучший пример тому - война в Афганистане и в Чечне. Остается только надеяться, что руководство государства проявит должное политическое мужество и сумеет прекратить ту агрессию, которую само же и породило.
4. Сверхагрессия
Серийные убийцы, поражавшие своей бесчеловечностью, были во все века в разных странах и любых частях света. Раньше думали, что душой такого убийцы завладел дьявол, потому и называли его - "исчадие ада".
Но так ли это? Сомнения возникают сразу, стоит только взглянуть на них, на всех этих Чикатило из России, Оноприенко с Украины, американца Ричарда Чейза, француза, "бастильского мясника", Ги Жоржа, англичанина Гарольда Шипмана и многих других... Вовсе не буйные, брутальные, страстные, всесокрушающие личности, вроде Ксеркса или Аттилы - вот уж кто воистину были исчадиями громыхающего ада! Нет, совсем неприметные внешне (Ломброзо с его идеей о преступных типах не нашел бы в них для себя никакого материала), жившие монотонной жизнью, не отмеченные ни талантами, ни видимыми страстями... Если и дьяволы, то самые тихие, самые пристойные. Однако было в них что-то такое... отчего каждого можно бы назвать коротким русским словом "нелюдь".
Хотя ужасы, которые творили они, в сознании до конца так и не укладываются, по заключению специалистов психически они здоровые люди. Тот же Оноприенко внешне выглядит вполне нормальным человеком. Ниже среднего роста, сухощавый, скуластое лицо, волосы рыжеватые, с большими залысинами. Есть, правда, у него две особенности: исключительная память и выцветшие небольшие глазки. Их взгляда не выдерживали собаки. Соседи убиенных им рассказывали, что ночью, перед его приходом, дворовые псы в страхе выли, рыли когтями землю, срывались с привязи и убегали. А ведь Оноприенко, по его словам, животных "любил больше, чем людей". Что же такого чуяли собаки, чего не могут понять люди? "Нелюдь, - можно ответить, - вот кого они чуяли".
В 1979 году агент ФБР Роберт Рассел, специализировавшийся на охоте за серийными убийцами, разработал компьютерную программу "Викап", в которой были собраны сведения обо всех убийствах, совершенных в США за последние годы. С тех пор, обнаружив жертву, полицейский обязан заполнить специальный вопросник - более 200 пунктов! - который затем попадает в компьютер. После чего "умная машина" выдает полный перечень убийств, сходных по почерку, с указанием людей, способных на них, и рекомендациями по их розыску.
Программа "Викап" может подсказать, где поджидать серийного убийцу, однако откуда, каким образом он появляется, ответить не может.
Итоги работы криминологов с использованием программы "Викап" обсуждались на международной конференции в Париже, проведенной по инициативе Интерпола и Международного центра криминальных расследований.
Ее участники узнали, что американские психокриминологи делят серийных убийц на две группы. Первая - это так называемые "социопаты", или "стихийные киллеры". Ее составляют люди, страдающие комплексом неполноценности, которые становятся смертельно опасными в минуты тяжелой депрессии и тяжелой меланхолии. Они могут быть одержимы идеей уничтожения своего врага, видя его в ком угодно. Во вторую группу входят "организованные убийцы", наверное, еще их можно назвать "сексопатами":
они выбирают свои жертвы, так сказать, "по интересам". Обычно они еще и фетишисты, коллекционируют "трофеи": нижнее белье, личные вещи, иногда пряди волос своих жертв.
Однако на вопрос: в чем причина появления серийных убийц, которые не относятся ни к первой, ни ко второй группам по американской классификации, тех, что отличаются изощренной жестокостью, ответ получен не был.
Сам же "предмет изучения", Оноприенко, на вопрос отвечает так: "Я жил двумя жизнями и живу ими до сих пор... На Земле есть сила, заинтересованная в создании суперзверя с нечеловеческими возможностями". Если эта "сила" не дьявол, а что-то иное, то в этих словах новых вопросов больше, чем ответов.
А вот мнение генерала милиции, профессора Шевкуна: "Юридическая практика не знает аналога. Оноприенко признан психически здоровым, но, на мой взгляд, психически здоровый человек не может совершать такие преступления. Значит, есть какие-то процессы в психике человека, нашего современника, которые еще не изучены наукой. Ведь он действовал осознанно, дает себе внятную оценку".
Выходит, не только юридическая практика не знает аналогов, но и психиатрическая: "действовал осознанно, дает себе внятную оценку". Но отчего же эти "процессы" в психике именно "нашего современника"? Мы же не знаем душевного состояния серийного убийцы, скажем, XVII или XVIII веков. Психиатры тогда в нем не ковырялись, приговор был короткий: "исчадие ада" - и все. Это с развитием психиатрии вдруг выяснилось, что не только не из ада, но даже в психике вроде бы все на своих местах.
Сейчас парапсихологи всерьез рассматривают весьма любопытную гипотезу: эти тихие страшные существа сами являются жертвами случайной мутации. Причем в результате реинкарнации они, в свою очередь, порождают новых серийных убийц. (Возможно, в некоторых случаях эта мутация передается и просто по наследству. Года два назад прошло сообщение, что сын Чикатило, весьма гордящийся своим отцом, арестован за попытку убийства.)
Согласно этой гипотезе, психика, а следовательно, и поведение таких людей, находится под контролем аномальных энергетических сущностей или душ. Появляются же эти "испорченные" сущности из-за того, что в какой-то момент пребывания души в тонком мире в ней по неизвестным нам причинам происходят непредвиденные структурные изменения, своего рода мутации.
На первый взгляд это представляется невозможным: мутация души! Ведь принято считать, что наша вечная душа, дарованная Творцом, нечто постоянное. Душа, не в пример атому, неделима. Иначе не было бы и самой реинкарнации. Только эта неделимость и позволяет ей благополучно сопротивляться ходу времени, и обстоятельств. И вдруг - мутация! Да это обессмысливает все понятие инкарнации!
Но... ничто не вечно под луной, сотрясаются даже самые незыблемые понятия. Если исходить из гипотезы доктора технических наук Игоря Блатова, утверждающего, что душа представляет собой комплекс программ, реализующихся в сознании человека, то она не есть нечто застывшее, данное раз и навсегда. В ней могут происходить изменения как в лучшую, так и в худшую сторону. В принципе оба эти варианта являются "мутациями" души или энергетической сущности. В случае, если результат изменения оказывается негативным, его можно назвать, используя терминологию информатики, нежелательным искажением первоначальной базовой матрицы. Оно, в свою очередь, неизбежно влечет за собой непредвиденные сбои в реализации пакета программ нашей души. То есть человек поведет себя вовсе не так, как хотел Творец.
Эти сбои сравнимы с последствиями разрушительного воздействия компьютерного вируса, искажающего правильную программу. Когда программа с вирусом закладывается в ЭВМ, процессор перестает нормально функционировать и выдает совсем не то, что от него ожидают. Если же речь идет о душе или энергетической сущности, находящейся в тонком мире, то в дальнейшем искаженная программа через психику какого-то конкретного человека будет проявляться в его аномальных поступках, чудовищных с точки зрения общепринятых норм морали, - в серийных убийствах. И неважно, какими оказываются побудительные мотивы: алчность, секс, властолюбие, месть и т. д. Все они только следствие и проявление "поломки" его души. Поломки в самой человеческой сущности, в такой "глубине", что проникнуть туда не в силах даже дьявол.
5. Агрессия в языке
Мат есть признак некультурности и, как это ни парадоксально, предмет национальной гордости великороссов. Недаром же всяк сущий в России язык, выразив мысль свою на родном калмыцком, ногайском или тунгусском, в целях общей эмфатизации употребленной языковой конструкции прибегает к шести-семи основным русским корням, отчего речь его приобретает неповторимое двуязычное своеобразие. Как у пьяного из записных книжек Ильи Ильфа, который едучи в трамвае и беседуя с товарищем своим по призванию, перепутал, бедолага, что-то главное и в результате само содержание сообщения своего произносил другу на ухо, а матерный ядреный комментарий - вслух, на весь вагон.
Всякий русский от рожденья убежден (как бы он сам при этом ни относился к мату), что круче, чем по-русски, послать невозможно. И впрямь, таких встречаешь порой виртуозов, таких гениев мата, что невольно шевельнется в груди и заполохнет - вот она где, исконная сила народная, вот где искать-то ее... Есть, действительно, такая грань, за которой унылая бытовая матерщина превращается в поэзию и, как таковая, несет в себе мощный эстетический и жизнеутверждающий (см. Бахтина) заряд. Вот вам пример, более чем скромный, без особой виртуозности, но - не было бы мата, не было б и песни. Проспект 50 лет Октября, день, народу на остановке уйма. Наконец на горизонте показывается трамвай. Дородная женщина лет тридцати пяти, вся в пакетах и кошелках, срывается с противоположной стороны улицы и, не глядя по сторонам, бежит к остановке. Взвизгивают тормоза, пятитонный ЗИЛ едва успевает остановиться, женщина с кудахтаньем отскакивает в сторону, и высунувшийся из окошка по пояс шофер оглашает зычно свой экспромт: "..., куда лезешь, это ж грузовик, он не е...т, он давит!" Женщина в обмороке, публика в восторге.
Одна из версий происхождения русского мата, и версия, на мой взгляд, весьма обоснованная, состоит в том, что мат есть система древних языческих мужских (не при дамах!) охотничьих и воинских заклинаний. Подобные тайные языки существуют в любых ранних сообществах, и даже сам термин - табуированная лексика - скрыто на сей исток указывает. Еще в прошлом веке принято было считать, что мат - единственное средство от лесной и водяной всякой нечисти. Едет, скажем, по лесу мужик на телеге; выходит из лесу кикимора и садится на задок. Крести ее, не крести, толку никакого, а вот если послать куда подальше, да с придаточными - слезет непременно.
Женщины в России материться начали - в массе своей - вроде бы только после второй мировой войны. Причина даже не в трудных временах и не во фронтовом жаргоне. Дело в том, что в каждой деревне пастух был - непременно мужчина. И вне деревни с коровами и овцами разговаривал он, понятно, не на изящной словесности. Мужиков забрали на фронт. И когда назначенные в эту должность бабы пробовали объясниться со скотиной, очень быстро выяснилось, что никакого другого языка, кроме мата, тварь эта понимать не желает. Вот так и пошло.
Последнее время, не без влияния американизированной западной масскультуры, мат в России перемещается постепенно во все более широкие речевые пласты. Нынешние пятнадцатилетние, без различия статуса и пола, матерятся все. Просто они так говорят. Мат этот по преимуществу скучный, как и всякая унылая бытовуха. И термины употребляются не как осмысленные языковые единицы, а просто для связи слов в предложении. Забавно бывает, кстати, "осмыслять" подслушанные разговоры, привнося исконный смысл в слова, давно уже ставшие для говорящего обычными междометиями. Вот вам еще пример. Молодой человек прощается с компанией приятелей и означает свой уход следующей весьма привычной фразой: "Ну, я, б..., пошел, на...!" Вот, интересно, если бы он сам каждый раз понимал, кем назвался, и куда себя послал. Какой удар по самолюбию!
В Америке, где сексуальная революция прошла уже лет тридцать как, мат давно уже стал элементом обыденной речи. Даже в субботних обращениях к народу президент Соединенных Штатов вполне в состоянии матюкнуть эдак походя какого-нибудь Саддама Хусейна. В русском языке мат до сей поры отчасти табуирован. До сей поры. Отчасти. Пройдет еще лет двадцать, и нынешние пятнадцатилетние станут становым хребтом нации. Вот тогда и послушаем обращения российских президентов к народам страны.
Язык - система живая, динамичная и открытая. Остановить его развитие декретами невозможно, а моральные нормы столь же изменчивы, как и сам язык. Печально, но факт. Мат мне нравится таким, какой он есть сейчас - с привкусом запретности и языко-эпической этакой лихости. Когда по делу. И когда по месту. Если все изменится и материться мы станем так же обыденно и скучно, как американцы, будет жаль. Хотя - поживем, увидим.
6. Агрессия в современном кинематографе (на основании анализа предложений видеорынка)
Первый мировой блокбастер "Большое ограбление поезда" вышел 97 лет назад. Зрители в панике бежали из зала, когда направленное но них с экрана ружье выстрелило. В 1928 году в фильме "Андалузский пес" Бунюэль показал крупным планом лезвие, которое режет человеческий глаз. Особо нервные дамочки побледнели и упали в обморок. Современные режиссеры изобретают такие ужасные сцены убийство и прочие гадости, что диву даешься. Но максимум, на что способны мы, зрители, это немножко повизжать (как это было в США на премьере "Крика") или на худой конец зажмурить глаза. Тем не менее, ужасные фильмы влекут со страшной силой, режиссеры просекли, что кровь - это та приманка, при помощи которой легко заманить зрителя в кинотеатр. И мы покорно идем, как овечки на заклание, зная, что будет страшно.
Режиссеры страшных фильмов - большие выдумщики: банальные способы убийства типа удавки на шее или пули уже никого не удивляют и не пугают. Представляем вам неполный список предметов, при помощи которых можно уйти из жизни (версия американских кинематографистов).
ГАЗОНОКОСИЛКА - прекрасная штучка для изготовления человеческого фарша (фильм "Живая мертвечина").
ЖИДКОСТЬ ДЛЯ ОЧИСТКИ ТРУБ. Вливаешь жертве в рот жидкость для унитаза, а потом отворачиваешься, ибо труп выглядит ужасно ("Городские легенды").
ЖЕЛЕЗНЫЙ КРЮК, с помощью которого можно пугать, а потом убивать глупых школьников ("Я знаю, что вы делали прошлым летом").
ВИЛКА. Человек, обладающий телепатическими способностями, может запросто метнуть ее в обидчика взглядом ("Кэрри").
НОЖ ДЛЯ КОЛКИ ЛЬДА. Особенно эффектно выглядит в руках красивой женщины ("Основной инстинкт").
ЭЛЕКТРОПРИБОРЫ. Прекрасный способ избавиться от мужа, который нежится в ванне ("Семейка Адамс-2").
КОСМОС. Абсолютно бескровный способ выбросить жертву в открытый космос ("Чужие").
ТЕЛЕВИЗОР. Хороший помощник для убийцы ("Крик").
СЕРНАЯ КИСЛОТА. Нет ничего лучше: растворил жертву и порядок! ("Адское трио").
КОЧЕРГА И ТЕЛЕФОННАЯ ТРУБКА. Два вполне невинных предмета могут стать орудием убийства в руках разъяренной женщины ("Мамочка маньячка-убийца").
КОНЬКИ. Серийный убийца Майк Майерс хочет быть оригинальным ("Хэллоуин: 20 лет спустя").
ЧУЛОК. С некоторыми женщинами шутить не следует. Сей способ является исключением, т. к. придуман российской сценаристкой Ренатой Литвиновой (фильм "Три истории"). Наверняка в истории американского кинематографа бывали подобные случаи, просто я не помню.
ЕДА. Хорошее Наказание для обжор ("Семь").
ДЕСЯТКА САМЫХ СТРАШНЫХ ФИЛЬМОВ ВСЕХ ВРЕМЕН И НАРОДОВ:
1. "ХЭЛЛОУИН" (1977 г.). Режиссер Джон Карпентер. В прошлом году вышел седьмой по счету фильм из этой эпопеи. Зрители не видят маньяка-убийцу до последних минут. От этого еще страшнее.
2. "ОМЕН" (1977 г.). Режиссер Ричард Доннер. Тема пришествия Антихриста.
3. "СИЯНИЕ" (1980 г.). Режиссер Стэнли Кубрик. Одна из лучших экранизаций Стивена Кинга.
4. "КОШМАР НА УЛИЦЕ ВЯЗОВ" (1984 г.). Режиссер Уэс Крейвен. Фредди Крюгер одновременно и комическая, и ужасно страшная фигура.
5. "ИДИ И СМОТРИ" (1985 г.). Режиссер Элем Климов. Жуткий фильм о зверствах нацистов в Белоруссии.
6. "МОЛЧАНИЕ ЯГНЯТ" (1991 г.). Режиссер Джонатан Демми. Главный герой - маньяк-каннибал.
7. "ПРИРОЖДЕННЫЕ УБИЙЦЫ" (1994 г.). Режиссер Оливер Стоун. фильм до сих пор запрещен к показу в некоторых странах из-за сцен насилия.
8. "СЕМЬ" (1995 г.). Режиссер Дэвид Фингер. Редчайший случай в истории американского кинематографа - отсутствие хэппи-энда.
9. "КРИК" (1996 г.). Режиссер Уэс Крейвен. Одни подростки убивают других.
10. "ГОРОДСКИЕ ЛЕГЕНДЫ" (1998 г.). Режиссер Уэс Крейвен. Маньяк-убийца поселился в студенческом городке. Очень неожиданный финал.
(Фильмы даны в хронологическом порядке.)
7. Способы защиты от агрессивности у детей и взрослых (практическое приложение)
Применение коррекционных методов зависит от объекта, к которому они применяются. Можно перечислить, по крайней мере, три методики, позволяющие снять агрессивное поведение:
1. Игнорирование агрессивной тенденции.
2. Включение агрессивного действия в контекст игры или придание ему социально приемлемого статуса.
3. Установление запрета на агрессивные действия и подключение психоаналитической помощи на уровне [5, 6, 7].
Необходимо ввести понятие "внутренней энергии" - биоэнергетический процесс, охватывающий весь организм. Существуют семь зон, связанные с биоэнергетикой:
- темя, макушка;
- горло, пищевод;
- грудина;
- диафрагма;
- желудок и поджелудочная железа;
- печень, желчный пузырь;
- половые органы.
Для снятия тенденции агрессии необходимо применять техники, известные еще с VI века до н.э.
Самым лучшим способом подобной защиты является игра. Например, "Зеркало Норн". Она сводится к тому, что любая попытка агрессии как бы психологически отражается на самого агрессора.
Любые проявления агрессии (страх, гнев) связаны и с соматическими реакциями. Если человек постоянно испытывает чувство страха или ситуацию острого дискомфорта, то это приводит к невротическому расстройству, неврозу или психозу. Но в обществе страх наказания, например, несет регулирующую функцию, и блокировка его может привести к тому, что личность лишается своей социальной роли.
Процесс актуализации внутренней энергии лучше всего выявляется в игре. Творческие потенциалы любого человека хорошо ложатся на систему социальной ориентации его (человека) в тех общественных отношениях, которые даны ему изначально.
Как пример психосоциальной терапии приведем две игры [5, 6], вытесняющие агрессивные тенденции в поведении личности на периферию сознания.
Игра "потоки энергии". Участники сеанса становятся в круг, берутся за руки, причем левая рука находится снизу, а правая - сверху. Нужно представить себе, как энергия слева передается по кругу, и найти то место, где энергия начинает диссипировать.
Игра "Я и высказывание". Группа участников игры составляет одну систему общения. Любой участник игры подходит к любому другому участнику и говорит ему что-либо о своем отношении к третьему участнику. Эти высказывания записываются (с согласия участников игры), а затем анализируются. Схема практического психоанализа приводит к тому, что группа, задействованная в игре, осознает свое СуперЭГО.
В каких условиях и по каким нричинам у людей возникают нежелательные эмоциональные реакции? Чаще всего они возникают в ситуациях повышенной эмоциональной напряжённости, например во время болезни, в состоянии крайней усталости, во время фрустрации, когда люди раздражены, их дела идут не так, как хотелось бы, а важные жизненные планы неожиданно рушатся. Причинами нежелательных реакций могут быть также эмоциональная неуравновешенность, нервозность, плохой характер. Хроническая неудовлетворённость собой, другими людьми, сложившимся положением дел, плохое самочувствие или настроение способны вызвать отрицательную эмоциональную реакцию. Но это может быть и йежелание, а порой неспособность контролировать собственное межличностное поведение. Названные условия и причины чаще всего появляются вместе, в комбинации друг с другом, В результате усиливается, делается более устойчивой и, следовательно, менее управляемой со стороны сознания и воли нежелательная эмоциональная реакция. К примеру, неудача может сочетаться с плохим физическим самочувствием, неудовлетворённость собой - с нежелательными поступками окружающих, недовольство другими - с неудачно складывающимся положением дел и т.д. В подобных случаях предупредить или полностью исключить отрицательную эмоциональную реакцию можно воздействуя на все возможные вызывающие её причины. Следует помнить о том, что эмоционально-отрицательная реакция может возникнуть вновь, если хотя бы одно из существенных вызывающих её условий останется неизменным. Самыми сильными, длительными существующими и трудно управляемыми эмоциями являются настроения, аффекты, страсти, стрессы и особого рода отрицательная эмоция, связанная с проявлениями агрессивности. Поэтому мы сосредоточили внимание в основном на них.
На настроение человека можно повлиять разными способами. Прежде всего необходимо выяснить причину такого настроения и постараться создать условия, при которых оно обязательно улучшится. Аффект обычно легче предупредить, чем снять, если он уже возник. Предупреждать возникновение аффектов можно следующим образом. Зная по собственному прошлому опыту о том, что данный человек индивидуально склонен к достаточно сильным аффективным реакциям, общаясь с ним, необходимо внимательно наблюдать за его эмоциональными состояниями, по мере возможности улавливая самые первые признаки, свидетельствующие о нарастании аффекта. При появлении первых отчётливых признаков возникновения аффективной реакции нужно немедленно устранить их. То же самое рекомендуется делать тогда, когда человек уже оказался в состоянии аффекта. В этом случае, однако, необходимо быть психологически готовым к тому, что уже возникший аффект не сразу прекратится и даже, возможно, временно усилится при отсутствии вызывающих его причин. Это связано с тем, что внутренний аффективный психологический процесс, будучи активизированным, начинает развиваться, разрастаться по своей собственной логике, относительно независимой от исходно вызвавших его причин. В конце концов, однако, любой аффект должен будет при отсутствии порождающих или поддерживающих его факторов пойти на убыль, если, конечно, в окружающей обстановке не появятся новые причины, поддерживающие или усиливающие его. Если, к примеру, человек крайне раздражён и неадекватно реагирует на ситуацию, не может себя сдерживать, то в данном состоянии ему ни в коем случае нельзя делать замечания, активно возражать, так как он не будет правильно воспринимать замечания в свой адрес и разумно реагировать на них. Скорее всего, произойдёт обратное: возражения и замечания, даже если они справедливы, могут усилить аффективное состояние человека. Страсти в психологии - это сильные чувства, связанные с не менее сильным увлечением чем-либо или кем-либо, причём такие увлечения обычно сопровождаются аффективными переживаниями удач и неудач, связанных с объектом страстного увлечения. Далеко не все страсти являются одинаково вредными и с ними обязательно нужно бороться. Что касается пагубных страстей, то, борясь с ними, недостаточно бороться только с аффектами. Необходимо также воздействовать и на предмет увлечения, делая его менее привлекательным для данного человека. Практически это сделать отнюдь не просто, так как, находясь в состоянии аффекта, человек обычно не замечает указываемых ему недостатков или достоинств предмета своего увлечения. Поэтому сначала необходимо добиться того, чтобы человек начал относиться к объекту своего увлечения более спокойно и объективно, и только затем приступать к демонстрации того, что объект его страстного увлечения на самом деле не стоит того, чтобы так безоглядно его любить или ненавидеть. Стресс - это состояние крайнего эмоционального напряжения, характеризующееся тем, что человек в это время находится во власти весьма сильных отрицательных эмоций, которые дезорганизуют его мышление, поведение и в конечном счете ухудшают состояние его психологического и физического здоровья. Для успешной борьбы со стрессами необходимо помнить следующее.,Человек, переживающий или переживший стресс, апатичен, ослаблен, временно не способен принимать и реализовывать самостоятельные, разумные решения. Пережившему состояние стресса необходим длительный отдых. Успешно бороться со стрессами можно только устранив действие стрессогенных факторов или выработав к ним иммунитет. Особого рода аффектом, требующим специфических способов поведения, является агрессивность, т.е. появление неспровоцированной враждебности. Стремясь уменьшить агрессивные тенденции в поведении человека, необходимо помнить о том, что агрессивность обычно усиливается ответной агрессивностью. Поэтому на действия человека, проявляющего враждебность, далеко не всегда разумно реагировать враждебностью. Правда, из этого правила есть исключение. Иногда агрессивного человека, для которого стали привычными проявления агрессивности по отношению к окружающим предметам и людям, полезно припугнуть, вызвав у него чувство страха перед возможными последствиями его агрессивных действий. Иногда агрессивные тенденции человека, для которого агрессивность и порождаемое ею поведение стали привычками, можно временно исключить, противопоставив ему ещё более сильную агрессию в отношении его самого, т.е. создав для него артрозу неотвратимого наказания за агрессивныедействия. Однако это не будет исправлением человека и вряд ли приведет к полному исключению агрессивности. Скорее всего, они возобновятся или будут повторяться в отношении тех людей, кто не в состоянии дать должный отпор агрессору., Агрессивность можно снять или значительно уменьшить неизменно добрым поведением в отношении агрессора. Самое важное - постараться полностью устранить те причины, которые он берёт за основу своего агрессивного поведения.
От чего зависят и чем в реальной жизни определяются действия и поступки людей? Однозначно на этот вопрос трудно ответить, так как всевозможных причин и факторов, влияющих на действия и поступки людей, большое количество и многие из них мы уже достаточно подробно обсуждали. Напомним кратко о них, чтобы двинуться дальше в своих рассуждениях на эту тему. Прежде всего, это потребности, цели, желания, намерения, установки людей, т.е. то, что обычно обобщённо называют мотивацией поведения человека. Затем это ситуация или обстановка, в которой находится человек в данный момент времени. Далее можно назвать прошлый опыт человека, который также в какой-то степени способен определять его актуальное поведение. Если прошлый опыт подсказывает человеку, что вероятность достижения намеченной цели при определённом образе действий в данной конкретной ситуации лично для него достаточно высокая, то, скорее всего, он предпочтёт действовать в этой ситуации именно таким образом. Если, напротив, прошлый опыт подсказывает человеку, что избранный им образ действий может не привести к успеху, то вряд ли человек им повторно воспользуется.
Кроме названных причин поведение человека может определяться его личными и деловыми отношениями с окружающими. При благоприятных взаимоотношениях он будет более свободным и раскованным. Если человек хочет установить, сохранить и упрочить свои личные и деловые взаимоотношения с окружающими, он, скорее всего, постарается понравиться этим людям. В противном случае он может вольно или невольно производить неблагоприятное впечатление. Поведение человека, наконец, просто может быть импульсивным и необдуманным, определяться устоявшимися привычками, склонностями или чертами характера, а также интеллектом, культурой, силой воли, эмоций и т.п. Иными словами, поведение зависит от личностных особенностей данного человека. Нежелательные поступки и действия человека можно предупредить через целенаправленные, прямые или косвенные воздействия на различные вызывающие их причины. Если нам, например, заранее известна отрицательная установка (мотивация) человека, т.е. что он совершит какой-то нежелательный поступок, мы можем попытаться непосредственно повлиять на мотивацию его поведения, постаравшись изменить её. Например, вместо исходной отрицательной мотивации можно предложить альтернативную ей положительную мотивацию. Скажем, человека, готового и способного проявить агрессивность в отношении другого человека, убедить сделать, напротив, добро для данного человека. Затем можно ему доказать, что действия, основанные на отрицательной мотивации, наносят и ему самому немалый вред: к потенциальному агрессору люди обычно относятся с боязнью и недоверием. Иногда для превращения отрицательной мотивации в положительную достаточнр бывает просто осознать неприемлемые или неприглядные с моральной точки зрения собственные мотивы. Человек, отчётливо понимающий, что, действуя в отношении других людей непорядочно или неблагородно, он роняет авторитет в глазах окружающих и теряеа уважение к себе, сам постарается не вести себя подобным образом.
Можно попытаться предупредить нежелательные действия или поступки, оказывая влияние на ту ситуацию, в которой они совершаются. К примеру, можно создать такие условия, при которых агрессия станет просто затруднительной и невозможной. Это, в частности, можно обеспечить безусловно искренним и неизменно доброжелательным отношением окружающих людей к потенциальному агрессору или за счёт неприемлемых для данного человека последствий совершаемых им агрессивных актов. Всякий поступок совершается человеком при наличии соответствующей мотивации и только тогда, когда ситуация позволяет это сделать, т.е. когда обстановка содержит в себе некоторый стимул для выполнения соответствующего действия. Если, однако, заранее знать о том, что обстановка может вызвать у данного человека нежелательный поступок, то его можно предупредить, изменив обстановку. Есть ещё одна возможность предотвращения нежелательных поступков - через воздействие на саму ситуацию, в которой они совершаются. На прошлый опыт человека мы непосредственно воздействовать не можем, но в состоянии сделать так, чтобы он мало влиял или почти не влиял на настоящие действия. Этого можно добиться, контролируя ситуацию, чтобы она по возможности воспринималась человеком как новая, чтобы ничто в ней не напоминало о прошлом. На поступки людей можно воздействовать через их взаимоотношения. Так, заранее зная о том, что отношения данного человека с определёнными людьми являются для него значимыми, мы можем сделать так, чтобы эти взаимоотношения зависели от совершаемых человеком поступков, т.е. ухудшались или, соответственно, улучшались в прямой зависимости от того, как он себя ведёт: благородно или неблагородно. Труднее управлять импульсивным или привычным поведением, но и это в известных пределах возможно. Важно не давать человеку возможности вести себя привычно неадекватным образом, создавать условия, не совместимые с отрицательными, импульсивными, непродуманными действиями.
Большую помощь в этом деле может оказать выработка новых полезных привычек. Например: 1. Никогда не приступать к практическим действиям, не осознав хорошо то, что на самом деле происходит. 2. Не приступать к реальным действиям, не приняв предварительно решение о том, как наиболее разумно вести себя. 3. Не приступать к действиям прежде, чем будут оценены их возможные последствия. Допустим, однако, что предпринятые заранее предупредительные меры не помогли и нежелательный поступок всё же совершен.. Как устранить или хотя бы свести к минимуму его отрицательные последствия? Во-первых, всегда следует помнить о том, что на свете нет таких людей, которые сознательно, целенаправленно и со стопроцентным предвидением возможных результатов совершают свои, в том числе неблаговидные, поступки. Одно из условий - сознательность, целенаправленность или предвидение последствий - почти всегда отсутствует в действиях практически любого человека. Он, следовательно, не может нести всю полноту ответственности за совершаемые им действия и в определённой степени извиняем за них, если, конечно, его действия не нанесли серьёзного, невосполнимого вреда окружающим людям. Следовательно, самый простой способ свести к возможному минимуму отрицательные последствия нежелательных поступков людей состоит в том, чтобы постараться просто не заметить их, не придать им существенное значение. Это, однако, не значит оставить без внимания или быть безразличным к поведению людей. Напротив, это означает быть максимально внимательным к людям, замечать и уметь прощать им то, что они делают необдуманно, от чего страдают сами. Во-вторых, по мере возможности необходимо постараться оказать помощь человеку в том, чтобы впредь он не совершал подобных поступков. Для этого следовало бы помочь человеку проанализировать свои поступки, осознать их как нежелательные, научить тому, как можно было бы избежать их в будущем.
8. Собственные исследования
Применялась методика прямого опроса трех референтных групп:
Ученики 5-6 классов гимназии (102 человека).
Студенты 3-4 курсов университета (105 человек).
По переписке заключенные ИТК 16/47-АТ801 (г. Энгельс Саратовской области).
Референтам задавались четыре вопроса:
Оценить агрессивность общества по отношению к Вам (по 10-балльной системе).
Оцените Вашу агрессивность к окружающим и обществу в целом (по 10-балльной системе).
Как по Вашему мнению влияет телевидение на агрессивность личности в нашей стране? (по 10-балльной системе.)
Ваш прогноз (по 10-балльной системе) относительно возрастания агрессивности в отношениях между людьми в наступающем тысячелетии.
Результаты и их математическая обработка
По первому параметру (агрессивность общества по отношению к субъекту) все три референтные группы довольно близко сходятся и дают показатели приблизительно равные 6,45.
Однако при этом уровень математического ожидания (Q) в первых двух группах равен соответственно 1,45 и 1,62, а в третьей группе - 2,4.
Видимо, это объясняется повышенным уровнем агрессивности среди людей, уже совершивших преступление против общества или личности.
Анализ двух последующих параметров социологического опроса проводился с применением статистической обработки по МНК (метод наименьших квадратов).
В результате был построен полином, детально описывающий динамику восприятия у каждой из референтных групп. Если за K принять уровень агрессивности, выраженный в процентах, а за N - число участников опроса, а за a - процент достоверности, то корреляционный анализ прямой апроксимации показывает, что для первой группы уравнение регрессии сводится к формуле

для второй группы

и для третьей

Среднеквадратичное отклонение (?) в каждом из трех приведенных анализов не превышало 3,5%. Это свидетельствует о достаточно корректном (в пределах 95% достовености) характере результатов опроса.
Самые большие расхождения были получены при анализе IV вопроса.
Если у школьников средний балл доходил до 6,5, то у студентов он достигал 7 баллов, а у заключенных - даже до 8,5 балла. Среднеквадратичное отклонение (?) в первой группе было равно 0,73, во второй - 0,68 и в третьей - 0,82.
Это хорошо согласуется со стандартными статистическими закономерностями [8].

% агрессивности (K)
Количество респондентов
Рис. 1.
% агрессивности (K)

Количество респондентов
Рис. 2
% агрессивности (K)
Количество респондентов
Рис. 3.
Как хорошо видно из приведенных графиков, оценка агрессивности (в %, K) хорошо укладывается в распределение Гаусса. Единственным отличием в характере распределения является то, что с приобретением жизненного опыта (особенно негативного, см. рис. 3), диссипация параметра становится все более и более суженной.
Анализ характера кривых распределения оценок показывает, что если у школьников 3? составляют около 5%, то у студентов они равны приблизительно 6,5%, а у заключенных доходят до 12%.
Именно поэтому статистический анализ закономерности отношения к агрессии демонстрирует нам, что по третьей референтной группе существует нехватка статистического материала.
Был проведен корреляционный и регрессионный анализ по всем четырем вопросам в трех референтных группах.
Коэффициент корреляции:
1-й вопрос : 1-2 группы - 0,78
1-3 группы - 0,71
2-3 группы - 0,75
2-й вопрос : 1-2 группы - 0,81
1-3 группы - 0,78
2-3 группы - 0,80
3-й вопрос : 1-2 группы - 0,75
1-3 группы - 0,75
2-3 группы - 0,71
4-й вопрос : 1-2 группы - 0,62
1-3 группы - 0,80
2-3 группы - 0,71
Таким образом, можно утверждать, что результаты математической обработки социологических исследований однозначно свидетельствуют о повышенном уровне агрессивности в современном обществе в нашей стране. Особенно настораживают результаты ответа на четвертый вопрос - легко заметить, что во всех трех референтных группах ожидается повышение агрессивности как по отношению общества к личности, так и наоборот, в наступающем веке.
Заключение
Психология как наука естественная могла бы отказаться от оценивания агрессии в парадигме плохо-хорошо. Но психология как наука гуманитарная не может игнорировать проблему оценки агрессии.
В вопросе об оценке агрессии этико-гуманистический и эволюционно-генетический подходы занимают прямо противоположные позиции. Преодоление этого противоречия может быть осуществлено за счет выделения уровневой структуры агрессии, где основанием различения является количественный критерий силы агрессивных действий или степени агрессивности личности. Другим основанием уровневого структурирования агрессии может стать выделение структуры агрессии соответственно уровням психологической организации (анализа) человека: от индивидного до личностного (индивидный, субъектно-деятельностный и личностный уровни агрессии).
Мощным прорывом вперед в решении проблемы оценки агрессии рассматривается модель структуры агрессии Э. Фромма - два вида агрессии: доброкачественная (биологически адаптивная) и злокачественная. В основе подобного деления лежит функциональный подход [1, с. 14].
Подход Фромма дает прямые основания для преодоления неразрешимого противоречия в оценке агрессии между этико-гуманистическим и эволюционно-генетическим концепциями. И хотя, к сожалению, и в этом подходе существуют трудности, это не предполагает отказа от фроммовской методологии.
Преодоление этих трудностей, так же как и перспективы решения проблем психологии агрессии вообще, связано именно с дальнейшим развитием концепции адаптивной и неадаптивной агрессии.
Следуя в русле древней заповеди "познай себя", мы непременно должны углублять наши знания как 0 моторных механизмах, мотивационных импульсах и возможностях выхода агрессии на сменные объекты, так и психологического анализа феномена агрессии и агрессивности.
Список литературы
Реан А.А. Агрессия и агрессивность личности. // Психологический журнал, том 17, № 5, 1996 г.
Пилецкий С.Г. Почему ворон ворону глаз не выклюет. // Человек. 1994 г. № 1.
Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога в образовании: Учебное пособие. М., ВЛАДОС, 1996 г.
Руководство практического психолога: Психическое здоровье детей и подростков в контексте психологической службы. (Под ред. Дубровиной И.В.) М., Издательский центр "Академия", 1997 г.
Фрейд З. Психология бессознательного. М., "Наука". 1989 г.
Юнг К.-Г. Психокинетика общества. Л., "Академия". 1991 г.
Фромм Э. Введение в психоанализ. М., "Наука". 1988 г.
Математическая статистика. М., "Просвещение". 1975 г.
1 29

Работа на этой странице представлена для Вашего ознакомления в текстовом (сокращенном) виде. Для того, чтобы получить полностью оформленную работу в формате Word, со всеми сносками, таблицами, рисунками, графиками, приложениями и т.д., достаточно просто её СКАЧАТЬ.



Мы выполняем любые темы
экономические
гуманитарные
юридические
технические
Закажите сейчас
Лучшие работы
 Современная концепция национальной безопасности РФ
 Разработка рекламной кампании
Ваши отзывы
Здравствуйте, сегодня получил за реферат пятерку. Отлично! Правда сначала были определенные опасения, т.к. один раз обжегся на другом сайте. Но вы не подвели! Спасибо!
Леонид

Copyright © www.refbank.ru 2005-2019
Все права на представленные на сайте материалы принадлежат www.refbank.ru.
Перепечатка, копирование материалов без разрешения администрации сайта запрещено.