Refbank.Ru - рефераты, курсовые работы, дипломы по разным дисциплинам
Рефераты и курсовые
 Банк готовых работ
Дипломные работы
 Банк дипломных работ
Заказ работы
Заказать Форма заказа
Лучшие дипломы
 Технологическое проектирование индукционной канальной печи типа ИЛК-1
 Совершенствование организационной структуры управления организации (ООО "Дельта")
Рекомендуем
  Читайте про свойства темперамента на www.psyhodic.ru/arc.php?page=4716.
Новые статьи
 Для чего нужна накрутка лайков...
 Особенности местного бюджетного...
 Официальный сайт онлайн-казино русский...
 Главные достоинства Адмирал...
 Лучший азартных отдых в онлайн-казино Вулкан...
 Готовые сочинения по ЕГЭ на тему о влиянии фамилии на...
 Уникальный текст сочинения по русскому языку 11 класс. По...
 Что может...
 Куда вложить деньги? Конечно в недвижимость за...
 Университеты Англии открывают свои двери для Студентов из...
 Бакалавриат в университетах США - выбор Казахстанских...
 Любишь серьезные приключения? Игровой автомат Pirat 2...
 Азартные игры онлайн – залог увлекательных...
 Как быстро взять кредит до 50 000 рублей у частного лица...
 Онлайн-казино Вулкан – самые популярные азартные...


любое слово все слова вместе  Как искать?Как искать?

Любое слово
- ищутся работы, в названии которых встречается любое слово из запроса (рекомендуется).

Все слова вместе - ищутся работы, в названии которых встречаются все слова вместе из запроса ('строгий' поиск).

Поисковый запрос должен состоять минимум из 4 букв.

В запросе не нужно писать вид работы ("реферат", "курсовая", "диплом" и т.д.).

!!! Для более полного и точного анализа базы рекомендуем производить поиск с использованием символа "*".

К примеру, Вам нужно найти работу на тему:
"Основные принципы финансового менеджмента фирмы".

В этом случае поисковый запрос выглядит так:
основн* принцип* финанс* менеджмент* фирм*
Психология и психоанализ

курсовая работа

Особенности проявления некоторых черт характера у ребенка в зависимости от темперамента



ПЛАН
ВВЕДЕНИЕ 3
I. АНАЛИТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ 6
1. Определение памяти. 6
2. Условия функционирования памяти. 6
3. Виды памяти. 9
4. Психологические модели. 13
II. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ЧАСТЬ 15
1. Исследование процесса запоминания методами антиципации и заучивания. 15
2. Исследование процесса сохранения материала в памяти методом сбережения. 20
3. Исследование кратковременной памяти. 23
4. Определение индивидуальных особенностей.
памяти по методу удержанных членов ряда. 25
5. Исследование процессов воспроизведения и узнавания. 28
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 32
ЛИТЕРАТУРА 34
ВВЕДЕНИЕ
Память является одной из традиционных областей исследования в психологии. Парадоксальность памяти издавна привлекала внимание исследователей разных поколений. Даже на уровне обыденного сознания фиксируются факты, когда один и тот же человек не может запомнить имя, однако способен найти дорогу к дому, в котором побывал однажды, через десять лет.
Вопросы о том, что и почему помнят, постоянно привлекают внимание исследователей в условиях лаборатории. Однако не был бы лишен смысла интерес ученых к поставленному самой жизнью эксперименту, когда человек оказывается вовлечённым в обучение дома, в школе, институте, производстве, что именно человек извлекает из этого естественного гигантского эксперимента.
Современное состояние проблемы памяти в области, как экспериментирования, так и теоретической интерпретации данных не свободно от влияния предшествующих исследователей, от их успехов и заблуждений. Многие проблемы были поставлены в течение предшествующего века, и некоторая ретроспектива позволяет правильно оценить тенденции развития исследований в области памяти. Естественно, что пути решения проблемы связанны с "духом времени", социальной атмосферой, с уровнем науки вообще, в которой они решаются.
Память в качестве фундаментального свойства разнообразных форм взаимодействия живого в природе представляется объектом изучения разных наук - философии, психологии, нейрофизиологии, нейробиологии, биохимии и других. При этом одновременность использования разных методов при исследовании проблемы, возникшей на перекрёстке наук, как неоднократно было показано, приносит реальные успехи.
Например, древние философы считали, что память - это своего рода восковая дощечка, на которой запечатлевается всё, что, воспринимается человеком в течение жизни. Свойство этой восковой дощечки с возрастом изменяется. В раннем детстве она мягкая, затем к старости начинает затвердевать. На мягкой табличке легче запечатлеваются даже самые слабые раздражения, а на твёрдой не могут запечатлеться даже сильные.
Современный уровень науки свидетельствует о том, что сложный многоэтажный психологический процесс, каким является память, не может быть представлен в виде единой какой-то конкретной картины. Всегда следует уточнить, что о каком виде памяти идёт речь - кратковременной или неосознанной, эмоционально положительной или отрицательной, зрительной, слуховой или словесно-логической. Каждая из этих видов памяти имеет свои характерные особенности, которые и будут определять портрет памяти в тот или иной момент её существования.
Вряд ли можно отдать предпочтение какому-нибудь одному из указанных "китов". Все важны и взаимосвязаны. Характер этой взаимосвязи в настоящее время изучается в тесном контакте учёных разных областей. Есть надежда, что комплексный подход к расшифровке тайны памяти позволит в будущем нарисовать её истинный портрет.
Одним из первых исследователей центра памяти был американский учёный К. Лэшли. Он вырабатывал у крыс различные виды рефлексов, после чего начинал разрушать у них мозговые образования. Каково же было удивление учёного, когда выяснилось, что разрушение даже большей массы мозга практически не сказывалось на проявлении у животных предварительно выработанных навыков. Нобелевский лауреат А Эдриан также пытался провести анализ закономерностей проявления условных рефлексов у животных, у которых разрушались или удалялись различные мозговые структуры. Одновременно он проанализировал влияние многочисленных нейрохирургических операций на память больных. Вывод крупнейшего нейрохирурга был такой: память в мозге храниться везде и в то же время нигде!!! Ответ точный и малоутешительный.
Что значит: память храниться везде? Это значит, что любая нервная клетка участвует в процессах памяти. А их в мозге более двадцати миллиардов. Именно в местах соединения нервных клеток друг с другом (в синапсах) - а не в одном каком-то центре - локализуется память. По сути дела, бесчисленное количество синапсов делает нашу память потенциально беспредельной, способной в течение жизни запечатлевать любое количество информации.
Теоретически это так. Практически дело обстоит несколько иначе. Если группе здоровых людей предъявить десять каких-либо изображений или назвать десять слов, а затем попросить их вспомнить, что они видели или слышали, то окажется, что человек при однократном восприятии предъявляемой ему информации способен воспроизвести в среднем около семи её единиц.
Это происходит потому, что с одной стороны мы имеем дело с расчётами, а с другой стороны с эксперимент выявляет её слабые стороны. Дело в том, что речь идёт о разных видах памяти. В первом случае речь идёт о памяти вообще, о способности мозга запечатлевать воспринимаемые им сигналы, которые могут отпечатываться в виде следов в нервных клетках и о которых наше сознание может даже и не подозревать. Во втором же случае, когда мы опытным путём убеждаемся, что предельные возможности памяти существуют, имеется в виду только осознаваемая память - та память, из которой мы осознано, волевым усилием можем извлекать информацию и передавать её другим людям с помощью речи или в письменной форме.
Многим приходилось замечать, что нередко именно в нужный момент те сведения, которые хотелось довести до другого человека, вдруг куда-то исчезают; вертится как говориться на кончике языка, но не всплывают в сознании. При хорошо натренированной памяти подобных казусов не происходит. Объясняется это тем, что у людей с хорошей памятью практически весь мозг участвует в анализе сведений, которые он воспринял. Если по каким-то причинам одна зона мозга тормозится, то другая, продублировавшая следы возбуждений, может воспроизвести нужные сведения в системе памяти. Отсюда и вытекал вывод А. Эдриана о том, что информация в мозге храниться "везде" и в то же время "нигде", так как взаимозаменяемость различных мозговых систем делает практически невозможным выделение какого-то одного "центра памяти". Надёжность работы нашего мозга с его "сейфами" памяти чрезвычайно велика. Рассмотрим только один пример, подтверждающих сказанное. У знаменитого французского микробиолога Луи Пастера в расцвете творческих сил произошло кровоизлияние в правую половину головного мозга. Оправившись от болезни, он продолжал работать. О болезни напоминал только небольшой паралич конечностей левой стороны. Умственная способность учёного практически не пострадали, о чем говорят его последние открытия. Можно было бы думать, что кровоизлияние не затронуло большей массы головного мозга. Однако это оказалось не так. После его смерти (а Пастер, перенеся такую тяжёлую болезнь, прожил ещё 27 лет) его мозг был подвергнут исследованию. Обнаружились существенные нарушения височной и теменной области правого полушария. По сути дела, у Пастера функционировала только левая сторона головного мозга. Но и одного полушария оказалось достаточно, чтобы заниматься серьёзной научно-исследовательской работой, делать крупные открытия, прославившие учёного на весь мир.
Таким образом, говоря о памяти, мы говорим об одном из самых удивительных и важнейших свойств той высокоорганизованной материи, каковой является мозг. Вскрыть тайны памяти - это, значит, познать основные механизмы действия мозга.

I. АНАЛИТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
1. Определение памяти
Запоминание, сохранение и последующее воспроизведение индивидом его опыта называется памятью. В памяти различают такие основные процессы: запоминание, сохранение, воспроизведение и забывание. Указанные процессы не являются автономными психическими способностями. Они формируются в деятельности и определяются ею. Запоминание определённого материала связано с накоплением индивидуального опыта в процессе жизнедеятельности. Исследование в дальнейшей деятельности того, что запомнилось, требует воспроизведения. Выпадение же определённого материала в памяти зависит от участия его в деятельности личности, поскольку в каждый данный момент поведение человека определяется всем его жизненным опытом.
Память, таким образом, есть важнейшая, определяющая характеристика психической жизни личности. Роль памяти не может быть сведена к запечатлению того, что "было в прошлом". Никакое актуальное действие не мыслимо вне процессов памяти, ибо протекание любого, пусть даже самого элементарного, психического акта обязательно предполагает удержание каждого данного его элемента для "сцепления" с последующими. Без способности к такому "сцеплению" невозможно развитие: человек оставался бы вечно "в положении новорождённого". Будучи важнейшей характеристикой всех психических процессов, память обеспечивает единство и целостность человеческой личности.
Память как психическое явление, будучи частным, случаем всеобщего свойства материи - памяти как сохранения следов, развилась на основе генетической и физиологической ее форм.
Отражаемые воздействия реального мира, переживания, мысли и совершенные действия оставляют своеобразные следы, накопление которых памятью лежит в основе опыта, обогащающего самосознание человеком своего "я". Учащемуся память обеспечивает возможность приобретать новые сведения, учиться и овладевать профессиональным мастерством.
Память - это следовое психическое отражение прошлого, заключающееся в запоминании, сохранении и последующем воспроизведении или узнавании ранее воспринятого, пережитого или сделанного. Благодаря памяти человек может овладеть опытом, накопленным предшествующими поколениями людей; успешно применять свой личный опыт в практической деятельности; непрерывно расширять свои знания, навыки и умения.
2. Условия функционирования памяти
На верный путь нас наведут мысли о человеческой природе: действовать добровольно человека толкает совокупность поощрений и вознаграждений - ведь любые предпринимаемые действия требуют усилий. Мы должны постоянно приспосабливаться к изменениям окружающей среды, однако мы изменяем, своё поведение лишь тогда, когда "овчинка стоит выделки", т. е. когда мы получаем удовлетворение. Заметив, что при каких-то действиях все происходит наилучшим образом, мы их усваиваем и запоминаем, особо не ощущая предпринимаемых усилий. Действительно, работа кажется легкой, если её выполнение приятно, как приятны, скажем, игра в карты или чтение хорошей книги.
В основе каждого усилия памяти лежит потребность или интерес. Никто не забывает поесть или пойти на работу, так как без этого не прожить. Вознаграждение в данном случае очевидно и превосходит неудобства. Потребность и интерес создают мотивацию, необходимую для концентрации его на том, что желательно запомнить. Концентрация внимания поддерживается самим вниманием, и без неё никак нельзя гарантировать сохранение следов в памяти. Степень этой концентрации играет важную роль в процессе запоминания. Важна такая работа, совершаемая умом, когда достигнута концентрация внимания. Последнее условие правильного функционирования памяти состоит в достаточной структурной организации запоминаемого. Любое проявление памяти требует, прежде всего, запоминания, т. е. запечатления воспринятого материала, затем сохранения этого запомненного материала в сознании в течение какого-то (нередко очень длительного) времени. А о том, сохранился ли в сознании этот материал или нет, можно сказать только в случае попытки его узнавания или воспроизведения. Каждому из этих четырех этапов памяти присущи свои особенности.
Узнавание - это проявление памяти, возникающее при повторении воздействия какого-либо объекта на человека, т. е. в ходе одновременно протекающего восприятия. Воспроизведение - это проявление памяти, возникающее без непосредственного повторного воздействия какого-либо объекта на человека, т. е. без одновременно протекающего восприятия.
Избирательность памяти зависит от установки - четкой и ясной постановки задачи, конкретизирующей, что нужно запомнить и для чего это необходимо. Если учащийся не убежден в необходимости запоминания определенного материала, активность его памяти будет невысокой, и даже многократные повторения могут оказаться безрезультатными для прочности запоминания. От установки зависит активизация оперативной долговременной памяти.
Активность сознания выражается, в частности, в избирательности памяти. Из многообразия и обилия того, с чем сталкивается человек, прежде всего и лучше всего запоминается им именно то, что ему нужно для удовлетворения своих потребностей, что необходимо для решения задач, выдвигаемых его трудовой деятельностью, что имеет для него то или иное значение.
Непосредственная (сенсорная) память сохраняет следы от впечатлений, полученных в предшествующее мгновение. Ухудшается редко, так как здесь нет надобности в прочной записи, извлечение информации происходит автоматически и притом почти одновременно с самим восприятием, так что забыть, просто нет времени. Хороший пример использования такого процесса - печатание на пишущей машинке. При чтении текста слово, запомненное лишь на время, необходимое для его воспроизведения на клавиатуре (обычно менее секунды), потом оно забывается, его место занимает следующее слово и т.д. у людей страдающим амнезией, непосредственная память обычно не нарушена, к сожалению, она не может заменить долговременную память.
Оперативная (кратковременная) память обеспечивает запоминание информации, необходимой только лишь для выполнения определенного действия. Сохранение информации примерно до 5 секунд. В ней удерживается не более семи элементов, - своего рода камера хранения с семью ячейками. Она действует по принципу картотеки ссылок, с помощью которой можно извлечь подробную информацию. Эти семь ячеек могут содержать себе понятие или идеи, способные в свою очередь пробуждать ассоциации. Содержимое кратковременной памяти сохраняется дольше лишь при непрерывном повторении. Примером тому служит повторное набирание номера телефона, когда вы не можете куда-то дозвониться. Вы должны мысленно повторить номер, пока его не наберёте.
Долговременная память длительное время сохраняет следы, которые составляют основу прочных знаний, навыков, умений и привычек. Долговременная память зависит от яркости ощущений, полноты восприятий и интенсивности осмысливания подлежащего запоминанию. После одноразового прослушивания объяснений преподавателя в долговременной памяти учащихся остается в среднем всего лишь 10 процентов содержания прослушанного, после самостоятельного чтения - 30, после активного наблюдения изучаемого процесса - 50, а освоения практическими действиями учащихся - 90 процентов. Это в среднем, конечно. Без долговременной памяти обучение стало бы невозможным. Всякое новое знание в той или иной мере связано с тем, что уже известно, наш мозг здесь не только прибегает к механическому повторению, как в случае кратковременного запоминания, но стремиться установить связи и интерпретировать новую информацию в свете уже имеющейся старой. Чёткая запись в памяти новых знаний требует времени, концентрации внимания и глубоких размышлений. Некоторые люди обладают особым даром удачно организовать элементы информации для их лучшего запоминания, а те, кто к тому же и наблюдателен, легко привлекает воображение для поиска подходящих ассоциаций. Чаще всего это не происходит само собой, однако, этому можно научиться и таким образом улучшить свою память.
Наиболее прочно, часто на всю жизнь, запоминается то, что запоминалось в состоянии яркого переживания. Поэтому очень важно при освоении наиболее ответственных производственных действий вызывать у учащихся какие-либо сильные чувства. Лучше запоминаются те части учебного материала, которые воспринимались учащимися в начале и конце урока, лекции, учебного кинофильма или вводного инструктажа. Поэтому важно изучать учебный материал, подлежащий наиболее прочному запоминанию, в начале или в конце занятий, если это не нарушает логического построения содержания учебного материала. Если же выделение главного в начале и конце урока невозможно, то основное содержание следует повторять при подведении итогов изучения темы.
Представим механизм в виде цепи со следующими звеньями:


Забывание происходит всякий раз при разрыве цепи. При появлении какой-либо вещи, кажущейся нам в данный момент наиболее важной, она всецело захватывает наше внимание, и всё остальное отходит на задний план. Обстоятельства жизни, однако, могут заставить нас выполнить забытое. Забывание - это тоже составная часть функции памяти. Нам приходиться мгновенно забывать многие вещи, чтобы сосредоточить внимание на том, что мы в данный момент собираемся делать. Мы забыли большую часть того, что учили в школе. Однако мы прекрасно владеем теми знаниями, которыми пользуемся ежедневно, например умением читать и считать. Более того, чтобы повысить квалификацию, нам легко вспомнить уже забытые основы знаний, для углубления познания. Обучение будет менее трудным, т. к. мы найдём в своей памяти целую систему знаний. Нам не придётся начинать с нуля, что становиться с возрастом всё труднее. Это, несомненно, лучший довод в пользу хорошего образования: речь идёт о подлинном вкладе в формирование типа памяти, который не так легко изменить под влиянием возраста или происходящих событий - памяти узнавания, позволяющей опознать уже записанную в неё информацию. Однако при беглом знакомстве с предметом она не всегда запечатлевается в памяти на долгий срок. Мы не всегда в состоянии выполнить многие вещи из числа заученных ранее, если их учили только ради немедленного использования, как это бывает при зубрёжке перед экзаменом. Как только надобность в этих знаниях прошла, они исчезают, не оставляя следа. В зависимости оттого, что запоминается, а в дальнейшем - узнается и воспроизводится, различают присущие каждому человеку следующие виды памяти.
3. Виды памяти
Образная память - заключается в запечатлении и последующем воссоздании образа ранее воспринятых объектов. Эти образы называются представлениями. Они никогда не передают с одинаковой четкостью все детали объекта и повторяют в точности образы восприятии. Представление - это мысленная модель реальной деятельности. "Ясное представление движения во всех его подробностях вызывает такое же отчетливое выполнение". [14, с. 191]
В зависимости от преобладающих представлений о сохраненном в памяти различают зрительную, слуховую и двигательную память, являющуюся видами образной памяти, а также эмоциональную и словесно-логическую память.
Эмоциональная память заключается в запоминании, воспроизведении и узнавании эмоций и чувств. Она может быть могучим мотивом для повторения действий и поступков и лежит в основе формирования привычек.
Смысловая, или словесно-логическая, память заключается в запоминании и воспроизведении мыслей. Проявляется она в двух вариантах: когда в памяти есть лишь основное содержание (смысл) мыслей и когда в памяти сохранено не только основное содержание, но и точная словесная формулировка мыслей (заучивание наизусть).
Все упомянутые виды памяти не существуют изолированно друг от друга. Они выступают всегда совместно и неотделимы один от другого. Однако у различных учащихся часто тот или иной вид памяти может преобладать над другими, определяя их тип памяти.
Тип памяти - это наиболее свойственный данному человеку вид памяти, определяющий его способ запоминания и продуктивность его памяти в целом. Ведь начальный этап процесса памяти - запоминание, от которого зависит конечный результат - возможность воспроизведения или узнавания запомненного материала.
Механическое запоминание формируется в результате только многократных, но стереотипных повторений материала. Типичный пример механического запоминания - зубрёжка. Вместе с тем в отдельных случаях механическое запоминание - единственно возможный путь приобретения знаний, например, знания букв.
Мнение, что лучше всего запоминается то, что чаще всего повторяется, - неправильно. На самом деле запоминается, прежде всего, то, что связано с трудовыми действиями человека. Чем больше процесс запоминания приближается к мышлению и практической деятельности, тем лучше запоминается материал.
Смысловое запоминание (иногда также называемое логическим) характеризуется тем,
что при нем ведущее значение имеют процессы мышления. Этот способ запоминания - как бы итог сложной переработки изученного материала, в ходе которой происходит ряд перекрывающих друг друга этапов, показанных на схеме 1.
Если основное условие механического запоминания - повторение, то смысловому запоминанию учащегося будет помогать изложение им своими словами сути учебного материала.
Запоминание наизусть по смыслу или "дословно" применяется, если необходимо запоминать что-нибудь точно и четко. В этом случае смысловое запоминание сочетается с механическим запоминанием. И наряду с пониманием материала необходимо его неоднократное повторение. Так заучиваются формулировки теоретических положений, определения тех или иных понятий, порядок распределения и переключения внимания при выполнении того или иного производственного действия.
При ассоциативном запоминании материал формально "связывается" с чем-либо уже имеющимся. Этот способ произвольного ассоциативного запоминания также называется мнемотехническим. [11, 1962, с. 210-212; 1964, с. 238-240.] Если по наличию или отсутствию мыслительных процессов в ходе запоминания оно различается как смысловое и механическое, то по участию волевого усилия запоминание бывает непроизвольным (непреднамеренным) и произвольным (преднамеренным).
Забывание обычно противопоставляется запоминанию. Но это неверно. Забывание помогает "разгружать" память от многих ненужных деталей и обобщать запомненное, способствуя тем его сохранению. Характерная черта забывания - его неравномерность: начинаясь вскоре после заучивания, оно вначале идет особенно быстрым темпом. Поэтому повторять следует не сразу же после заучивания, когда еще не развилось забывание, но и не тогда, когда заученный материал уже в основном забыт. Предотвратить забывание можно беглым, но своевременным повторением, в то время как для восстановления забытого требуется значительно больший труд.
Продуктивность памяти
Объём
Быстрота
Точность
Длительность
Готовность

Оценить память учащегося по одному какому-либо ее признаку нельзя. Продуктивность памяти как ее обобщенный эффект определяется рядом ее качеств. Показанных на схеме 2.
Готовность памяти - это легкость воспроизведения сведений, необходимых в каждом случае. Чем выше готовность памяти, тем лучше запомненное может быть использовано в практической деятельности. Готовность памяти в сочетании со скоростью и критичностью мышления определяет сообразительность и находчивость.
Готовность памяти формируется тем, что в процессе запоминания уже продумывается, в каких случаях запоминаемый материал сможет пригодиться. Тогда установленная связь "материал - случай" своевременно сработает и в обратном направлении: "случай - материал", в чем и проявится готовность памяти, являющаяся важнейшим компонентом психологической структуры усвоения.
Продуктивность памяти - это ее динамичная характеристика. На нее влияют многие причины, среди которых в первую очередь надо указать вид запоминания. Наименее продуктивно механическое запоминание, наиболее продуктивно - смысловое (логическое); их продуктивность относится друг к другу примерно как 1:25.
Существуют следующие общие правила формирования памяти учащихся:
Память развивается в деятельности, требующей постоянного проявления оперативной и долговременной памяти. Только нагружая и используя память, запоминая и воспроизводя ранее полученную информацию, можно развить память.
Чем внимательнее, активнее и самостоятельнее деятельность учащегося, тем лучше в ней развивается необходимая для этой деятельности память. Активизация деятельности учащегося обеспечение ее успешности - наиболее эффективный путь развития его памяти.
Быстрее и прочнее запоминается то, что непосредственно связано с потребностями учащегося. Связать изучение и освоение производственной работы с потребностями и стремлениями учащегося - значит обеспечить наилучшее запоминание и успешное развитие профессиональной памяти.
Эффективнее запоминается то, что объединено какой-либо мыслью в логическое целое. Такое объединение достигается рациональной последовательностью изучения учебного материала, где предыдущее обеспечивает усвоение последующего, а последующее - укрепляет в памяти предыдущее.
Лучше и прочнее запоминается эмоционально насыщенный, а, следовательно, и с интересом воспринимаемый учебный материал. Познавательные эмоции учащегося в процессе усвоения им учебного материала не только "цементируют" знания, но и способствуют развитию памяти и мышления.
4. Психологические модели
Обработка информации (стимул - ответ)
Информация, которую мы желаем запомнить, подвергается в нашей голове обработке, которую называют кодированием. Модель обработки информации представляет собой модель типа стимул - ответ, в которой стимул - это высший сигнал воспринимаемый нашими органами чувств. Стимул регистрируется, а затем "укладывается" определённым образом в систему следов памяти. В дальнейшем при появлении нового стимула ответная реакция может происходить уже с учётом ранее записанной информации. Иными словами, всякое впечатление попадает в мозг через органы чувств: мы что-то видим, слышим, ощущаем вкус, обоняем или осязаем. Внешние стимулы постоянно поддерживают нас в состоянии бодрствования. Зная это можно сильно увеличить свои шансы на вспоминание чего-либо; нужно лишь усилить преднамеренно выбранные стимулы, с которыми мы наверняка встретимся, когда нам требуется вспомнить о данном предмете, обстоятельстве и т. п. Система стимул-ответ работает следующим образом: мозг воспринимает некий стимул. Этот стимул регистрируется в памяти, а затем какой-то второй стимул или сигнал приводит в действие механизм извлечения информации о первом.
Степень детализации при кодировании
Чем большей предварительной обработке подвергается информация, тем правильнее она записывается. Глубокая мысль остаётся в памяти гораздо дольше, чем мимолётное или поверхностное суждение. Всякую новую мысль, ещё не подвергнутую углубленной разработке, следует фиксировать письменно: она ещё не вышита в общую ткань наших размышлений, не вписана в некий контекст, а поэтому хрупка и легко может уйти из памяти. Для улучшения обработки новой информации очень важно установить мысленные связи и структурировать новые сведения. Для большей уверенности в запоминании информации чаще всего прибегают к повторению. Однако этот метод воздействует на память механически и поверхностно, и плоды его ощутимы лишь короткое время, если не пополнить его более сложными мыслительными операциями, оставляющими более глубокие и упорядоченные следы. Этим объясняется, почему дети так легко забывают, то, что они заучили наизусть без подлинного понимания смысла и усматривания связи с реальной жизнью, т. е. глубокого усвоения.
Чтобы повергнуть информацию основательной обработке и закодировать её для длительного хранения, важно произвести целый ряд мыслительных операций: прокомментировать новые данные, оценить их значение, поставить вопросы, с чем-то сопоставить и сравнить. Такое развитие ассоциаций, как эмоциональных, так и интеллектуальных, повышает эффективность запоминания.
Наряду с этим формирование следов в памяти существенно зависит от настроения и окружающей обстановки. Мы склонны вспоминать что-то пережитое в определённой обстановке, когда попадаем в неё снова. Воспоминание давних времён нередко возбуждают в нас живые эмоции. События, которые нас сильно волновали, оставляют в памяти более глубокий след, чем события нейтрального характера. Каждый из нас окрашивает стимулы, поступающие извне своими эмоциями и культурным контекстом.
Память - функция творческая, и наше сознание может принять в ней гораздо больше участия, чем это обычно бывает в действительности.
Временные рамки (зависимости и связи)
Наша жизнь протекает во временных рамках, и то же самое относится к нашим воспоминаниям. Одни впечатления сохраняются лишь несколько секунд или минут, другие - месяцы и годы. По-видимому, происходит некий процесс отбора, разделяющий то, что предназначено для кратковременного запоминания, и то, что должно храниться в памяти долго. Этот отбор может идти как бессознательно, так и с участием сознания, если мы уделяем особое внимание определённым стимулам и стараемся фиксировать в памяти лишь ту информацию, которая кажется нам особо интересной. Любознательный ум непрерывно размышляет, укрепляя, таким образом, прежние воспоминания с помощью новых ассоциаций. Именно в таком непрерывном отборе сведений состоит наша культура: мы представляем собой то, что выбрали в активный, доступный в любой момент регистр нашей памяти. Наше "Я" - это то, что мы думаем, говорим, делаем, едим и всё это вместе отражает как состояние всей нашей культуры, так и нашу индивидуальность.

II. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ЧАСТЬ
1.Исследование процесса запоминания методами антиципации и заучивания
Успешность запоминания определяется рядом факторов. Ведущими из них являются:
установка субъекта на необходимость запомнить материал;
применяемые им способы организации материала для запоминания;
степень осмысленной связи, заложенной в самом материале;
объем материала.
При запоминании стимулов, образующих некоторый ряд, наблюдается позиционная зависимость: середина ряда заучивается труднее, чем его начало и конец: явление "эффекта края". С физиологических позиций оно объясняется особенностями процессов торможения в центральной нервной системе. На запоминание начальных элементов ряда действует ретроактивное торможение, а на запоминание конечных элементов действует проактивное торможение, то на запоминание средних элементов влияют оба этих вида торможения.
Два метода для исследования процесса запоминания: метод антиципации и метод заучивания.
Метод антиципации, т.е. предвосхищения, - используется возможность запоминания организованных в ряд стимулов на основе принципа организации самого ряда. При этом каждый элемент ряда может вызвать у субъекта представление о другом, следующим за ним элементе.
Метод заучивания предусматривает повторное, иногда многократное, предъявление стимула в течение некоторого периода времени, необходимого испытуемому для заучивания.
В обоих случаях эксперимент продолжают до безошибочного воспроизведения испытуемым всего материала.
В обеих методиках учитывают ряд показателей:
количество повторений (n), потребовавшиеся испытуемому для запоминания до критерия первого безошибочного воспроизведения;
количество правильно (m) и ошибочно (p), воспроизведенных стимулов на стадии отдельных повторений.
На основании этих показателей вычисляются условные количественные и качественные критерии успешности запоминания. Количественный критерий - коэффициент воспроизведения (Кв).
Кв=m/N*100, где N - общее количество предъявленных стимулов.
С целью определения численной характеристики качества запоминания вычисляют среднюю частоту воспроизведения (f) каждого отдельного стимула:
f=fm/n, где fm - частота правильного воспроизведения каждого стимула в опыте; n - количество повторений, необходимых для запоминания всего стимульного ряда.
Цель занятия: определение влияния характера самого материала и способа его запоминания испытуемым на процесс запоминания. В опыте используется стимульный материал двоякого рода: бессмысленные слоги и простые слова. Задача испытуемого заключается в запоминании их двумя способами. При первом из них (метод антиципации) испытуемый может использовать перед воспроизведением каждого элемента ряда подсказку экспериментатора, при втором (метод последовательного воспроизведения) перед каждой попыткой воспроизведения испытуемый прослушивает весь ряд стимулов.
Опыт 1.
Инструкция испытуемому: "Вам будет прочитан ряд из 5 (9 или 13) бессмысленных слогов, которые Вы должны запомнить. Затем при предъявлении отдельного слога Вы будете пытаться назвать следующий за ним слог. Эксперимент продолжается до безошибочного ответа на предъявление слогов всего ряда".
ПРОТОКОЛ
Экспериментатор:
Испытуемый:
Самочувствие испытуемого:
Вид стимула:
Ряд из 5 слогов: зит, руз, гик, пез, сап.
Ряд из 9 слогов: руз, нан, дур, пер, кир, гун, вок, ган, нод.
Ряд из 13 слогов: спу, жот, зир, меф, рет, кут, мар, тан, щур, сен, кюб, бир, тил.
Номер предъявления Воспроизведение слогов Первичные результаты m p1 fm 1
2
3
4 зит
руз
гик
пез 3
3
4
2
2
1
13
13
1
5 сап m=10 p1=5 Кв= 105*100=200 1 руз 4 5 45 2 нан 5 4 35 3 дур 4 5 45 4 пер 4 5 35 5 кир 35 6 гун 25 7 вок 35 8 ган 6 3 45 9 нод 7 2 45 Кв=229*100=244,4 13 слогов Кв=3713*100=284,62
Опыт 2.
Инструкция испытуемому: "Вам будет прочитан ряд слов. После каждого нового предъявления ряда Вы должны попытаться воспроизвести устно все слова в любой последовательности. Задание продолжается до запоминания Вами всех слов".
Между опытом 1 и опытом 2 необходим не менее чем 10 минутный перерыв.
Номер предъявления Воспроизведение слов Первичные результаты m p1 fm 1 2 3 4 5 1 сосна 11 7 2 порог 3 лето 4 туча 5 стул 6 газон 7 книга 8 марка 15 3 9 пень 10 гусь 11 пульт 12 часы 13 роза 14 хлеб 15 сеть 16 гора 1 2 3 4 5 17 трава 15 3 18 якорь Сумма m=41 Сумма p1=13
Кв=41/18*100=227,77
Обработка результатов:
сверить ответы испытуемого с программой экспериментатора;
подсчитать количество правильно названных слогов для каждого ряда в опыте 1 и слов в опыте 2 (m) при каждом повторении;
подсчитать для каждого ряда слогов опыта 1 сумму правильно названных слогов и для опыта 2 - сумму правильно названных слов (сумма m);
построить 4 графика, называемые графиками заучивания. На оси абсцисс каждого такого графика откладывают порядковые номера повторения стимулов (n), а по оси ординат - суммарное количество правильно названных слогов или слов (сумма m);
вычислить коэффициент воспроизведения (Кв);
подсчитать частоту воспроизведения для каждого предъявления стимула - слога и стимула слова (fm) на каждом из повторений;
подсчитать количество ошибок (p1), сделанных при заучивании слогов (N=13) и слов (N=18) при каждом повторении;
найти суммарные величины ошибок за все повторения (сумма p1) при заучивании слогов и слов.
ГРАФИКИ ЗАУЧИВАНИЯ



Оси абсцисс представляют собой порядковые номера повторения стимулов (n), а оси ординат - суммарное количество правильно названных слогов или слов (сумма m).
На основе эксперимента можно сказать, что при запоминании бессмысленных слогов наблюдается "эффект края". А при заучивании слов влияет ретроактивное и проактивное торможение.
Безошибочное восприятие достигалось к 4 разу повторения. Слоги запоминаются труднее, чем слова. Ошибок больше вначале, чем к концу ряда.
На влияние способа запоминания большое значение играет характер материала. Слова запоминаются лучше, т.к. в памяти возникает образное представление слова.
2. Исследование процесса сохранения материала в памяти методом сбережения
Сохранение материала в памяти можно изучить лишь косвенно (по результатам) воспроизведения материала, а также по разности между требуемым количествам повторений для его заучивания и для его заучивания и для его доучивания. Исследователь Г. Эббингауз установил основную закономерность этого явления. Он обнаружил, что быстрое снижение количества запечатлённого в памяти материала наблюдается только в первые часы после заучивания, после чего снижение приобретает монотонный характер. Однако другими исследователями было доказано, что характер мнемонического процесса может измениться, например, в зависимости от объёма заполняемого материала, уровня его осмысленности, способа заучивания и некоторых других условий.
Метод сбережения - один из распространённых методов исследования процесса сохранения материала в памяти. Исследования проводят в два этапа: сначала испытуемому предлагают заучить материал до критерия безошибочного воспроизведения, затем спустя какое-то время (несколько часов, дней, недель или более), предлагают доучить его (используя прежний способ заучивания) также до критерия безошибочного воспроизведения. При этом фиксируют либо время, либо количество повторений, затраченное как на заучивание, так и на доучивание, либо число ошибок, сделанных испытуемым в том и другом случаях.
Для оценки эффективности сбережения материала в памяти Т.П. Зинченко предложила коэффициент сбережения (Ксб). Его можно вычислять 2 способами. Во-первых, если коэффициент сбережения определяют по разности между числом повторений, потребовавшихся для заучивания материала (сумма n1), а затем для его доучивания (сумма n2)
Ксб =сумма n1 - сумма n2/сумма n1*100 полученные значения позволяют сделать выводы о количественной характеристике процесса сохранения материала в памяти. И, во-вторых, если же коэффициент сбережения определяют по разности между суммарным числом ошибок, сделанных при заучивании материала (сумма p1) и ошибок, сделанных при его доучивании (p2), т.е.
К(сб)= сумма p1 - сумма p2/p1*100 полученные значения позволяют сделать выводы о количественной характеристике этого же процесса. Эти 2 способа подсчёта не всегда дают одинаковый результат, т.е. значение коэффициента сбережения.
На сохранение материала в памяти влияют способы запоминания, используемые субъектом. Результаты исследования памяти методом сбережения характеризуют не только сохранение материала в памяти испытуемого, но и способность его к научению. Целью данного занятия является определение влияния способа запоминания и характера запоминаемого материала на процесс сохранения в памяти испытуемого.
Опыт 1. Стимульный материал - слоги из предыдущей работы. Опыт проводиться в 2 этапа - сначала этап воспроизведения и затем доучивания. Испытуемому сначала предлагается устно воспроизвести 13 слогов, а на этапе доучивания - доучить забытые слоги методом антиципации.
На первом этапе никаких поправок в ответах испытуемого со стороны экспериментатора не допускаются.
Инструкция испытуемому.
Этап воспроизведения: "Вам необходимо вспомнить и назвать те 13 бессмысленных слогов, которые Вы запоминали на предыдущем занятии. Называть слоги можно в любой последовательности ".
Этап доучивания: "Вам необходимо доучить слоги. Для этого я буду называть слог, а Вы в ответ должны произнести слог, следующий за названным мной. И так будем продолжать до безошибочного воспроизведения всех слогов".
Опыт 2. Испытуемый на этом этапе воспроизведения должен вспомнить и воспроизвести те 18 слов, которые он заучил на предыдущем занятии, а на этапе доучивания - доучить забытые слова методом заучивания.
Инструкция испытуемому:
Этап воспроизведения: "Вам необходимо вспомнить и назвать те 18 бессмысленных слов, которые Вы запомнили на предыдущем занятии. Назвать слова можно в любой последовательности".
Этап доучивания: "Вам необходимо доучить слова. Для этого Вам сразу будет прочитан весь ряд слов. После прочтения всего ряда Вы попытаетесь устно повторить все слова в любой последовательности. Зачитывание будет повторено столько раз, сколько потребуется Вам до безошибочного воспроизведения всех слов".
Результаты доучивания фиксируются в протоколе.
Обработка результатов:
сверить результаты воспроизведения испытуемым слогов (N=13) и слов (N=18) с программой экспериментатора;
определить количество правильно названных слогов и слов на этапе воспроизведения и их сумму;
определить коэффициент воспроизведения (Кв) слогов и слов;
определить количество правильно названных слогов и слов на каждом из повторений на этапе доучивания (mд);
определить среднее количество правильно названных слов и слогов за все повторения на этапе доучивания (Mд);
определить коэффициент воспроизведения (Кв) для этапа доучивания слогов и слов;
подсчитать частоту воспроизведения (fm) каждого слога и слова на каждом из повторений на этапе доучивания;
вычислить среднюю частоту воспроизведения (Mд) каждого слога и слова на этапе доучивания;
подсчитать количество ошибок (p2) для слогов и слов при каждом повторении на этапе доучивания;
определить коэффициент для слогов и слов двумя способами Ксб и Ксб.
Анализируя результаты, следует сравнить значения коэффициентов воспроизведения и среднюю частоту воспроизведения, полученные в результате выполнения предыдущего и настоящего заданий. Интересно также сравнить значения коэффициентов сбережения, полученные двумя способами расчёта. Сделать выводы о влиянии способа запоминания и характера запоминаемого материала на процесс сохранения последнего испытуемым.
1-ый этап воспроизведения слогов
Воспроизведение слогов m p1 сну тан - не назван 10 3 жот щур - не назван зир сен меф кюб - не назван рет бир кур тил Мар
2-ой этап доучивания слогов
N пред-ъявления Ответы испытуемого Первичные результаты Коэффициенты mд р2 f Кв Ксб Ксб 1 тан - не наз. 12 1 1 76
60
92 2 все назвал 13 0 1 100 Мmд
12,5 сумма
р2=1 Мf
все=1 тан=34
1-ый этап воспроизведения слов
Воспроизведение слов m p1 Сосна, стул, пень, роза, гора, порог, гусь,
хлеб, трава, лето, книга, пульт, море, туча, марка
не названы: часы, сеть, газон 15 3 Кв=83
2-й этап доучивания слов
N пред-ъявления Ответы испытуемого Первичные результаты Коэффициенты mд р2 f Кв Ксб Ксб 1 названы все слова 18 0 все=1 100 60 100 Мmд 18 сумма
р2=0 Мf
все=1
3. Исследование кратковременной памяти.
В процессе памяти существенную роль играет кратковременное запоминание, т.е. сохранение на короткий срок следов предъявления материалов.
Задача: определить объём предложенного материала может быть удержан и после какого-либо интервала воспроизведён испытуемым.
Влияние объёма на характер предложенного материала. Модальность (форма) способ организации материала (изолированные и осмысленные элементы).
Механизмы забывания:
тормозящее влияние
интервал
длительность выполнения
В данном задании используется только часть поставленной задачи:
объём памяти
зависимость объёма от степени осмысленности
влияние пробных деятельностей на удержание следов.
Модификация: слуховое представление.
Задача 1: Определение непосредственного объёма памяти.
Четыре этапа: каждый содержит 7 рядов цифр, содержащих последовательно 4,5,6 и 10 элементов не связанные смыслом. Начинает читать с самого короткого, через 2-3 секунды испытуемый воспроизводит. Испытуемый успешнее справляется с более длинными рядами. После испытуемый даёт словесный отчёт о том, какие приёмы использовал для запоминания.
Инструкция: "Слушайте меня внимательно. Я назову Вам несколько цифр. Когда я закончу, по моей команде "Пишите", Вы напишите их в протоколе в том же порядке, как я их называл. Внимание! Начинаем!"
V=A+m/n, где V - объём памяти
А - наибольшая длина ряда
n - число опытов
m - количество правильно воспроизведённых рядов больших А
Задача 2: Зависимость объёма памяти от степени осмысленности материала.
Три опыта, которые отличаются характером предъявленного для запоминания материала.
1-й опыт: бессмысленные слоги из трёх букв.
2-ой опыт: не связанные между собой слова.
3-ий опыт: связанные между собой слова.
Материал: 4,6,8 слов или слогов. Произнести их в том же порядке. 3 опыт создать смысловые связи. Таблица
Инструкция: "Слушайте меня внимательно. Я назову Вам ряд слов (слогов), которые Вы должны запомнить в той же последовательности, как я их назвал и когда я закончу, сразу же повторите эти слова (слоги). Внимание! Начинаем!"
Задача 3: Зависимость удержания следов от наличия побочной деятельности.
Цель заключается в том, чтобы проследить, как влияет побочная деятельность, установить, зависит ли забывание следов от паузы незаполненной деятельностью.
Четыре опыта:
Ряды из четырёх или шести элементов, которые воспроизводятся в том же порядке сразу. Промежуток. Воспроизвести сразу, - выявить влияние паузы на сохранение следов.
В промежутке - другая деятельность. Решение простых арифметических действий. Потом воспроизвести материал. Выявить тормозное влияние деятельности на удержание.
Запомнить короткий ряд из 4 или 6 элементов, которые сразу повторить. Запомнить аналогичный ряд из 4, 6 элементов - повторяет. Сразу же припомнить 1-ый ряд, позднее второй. Опыт повторять до безошибочного воспроизведения обеих рядов. Выявление однородной интерференции на удержание и воспроизведение следов.
Материал - целые длинные фазы воспроизводит после паузы.
Результаты:
Задача 1. V=6+3/4=9
Задача 2. 1. 4 из 4 2. 4 из 4 3. 4 из 4 5 из 6 5 из 6 6 из 6 6 из 8 5 из 8 5 из 8 Вывод: осмысленный материал запоминается лучше.
Задача 3.
98+35=133 1) 100%
41-8=33 2) 100%
60+37=97
80*4=320
63-18=45
Вывод: с усложнением деятельности в паузе после запоминания степень выполнения ухудшается.
С увеличением количества элементов запоминание снижается.
Пустой интервал времени снижает число воспроизведённых элементов, чем больше интервал, тем больше ошибок.
Гетерогенная деятельность оказывает тормозное действие.
Гомогенная деятельность также снижает воспроизведение:
а) изменяет порядок
в) при возрастании числа слов снижается воспроизведение
Непосредственное воспроизведение фраз не является трудностью.
4. Определение индивидуальных особенностей памяти по методу удержанных членов ряда.
Отметим, что в чистом виде типы памяти у людей встречаются редко, обычно наблюдается преобладание одного, ведущего типа памяти (зрительной, слуховой и др.). Существует большое индивидуальное многообразие, обусловленное не только природными данными, но и условий его воспитания, а также его профессиональной деятельностью.
Ведущий тип памяти можно определить на основе изучения особенностей процесса запоминания слов по методу удержания членов ряда. Задача состоит в запоминании предложенного ряда слов и воспроизведения, что запомнилось.
По результатам подсчёта удержанных в памяти слов можно вычислить коэффициент воспроизведения (Кв) по формуле:
Кв=m/n*100, где n является общим количеством предъявленных стимулов.
Для выявления ведущего типа памяти стимульный материал может быть предъявлен разными способами: зрительно, на слух или комбинированно. После задания обязательно предлагают письменно в любой последовательности воспроизвести все слова. Вводят дополнительный опыт, где акцентируют внимание испытуемого на моторной памяти. Ему предлагают при прослушивании слов, повторять их шепотом, одновременно прописывая в воздухе.
Цель занятия: определить индивидуальные особенности памяти на основе определения успешности запоминания слов, предъявленных разными способами.
Оснащение опыта: четыре карточки с записанными на них 10, не связанными между собой словами. Слова простые. Протокол.
Порядок работы: между опытами перерыв 10 минут.
Опыт 1: читаются вслух ряд слов, 5 секунд на одно слово, после 10 секунд - вписывается испытуемым в протокол.
Инструкция: "Сейчас Вам будет прочитан ряд слов. Выслушайте их все внимательно и запомните. Затем по моему сигналу Вы запишите слова, которые сумели запомнить, в протоколе в любой последовательности".
Опыт 2: кладётся другая карточка со словами и разрешается смотреть 10 секунд.
Инструкция: "Перед Вами лежит карточка, на которой написан ряд слов. По моему сигналу Вы перевернёте её и прочтёте все слова. По новому сигналу закончите чтение, перевернёте карточку. Запишите в протоколе все слова, которые Вы запомнили".
Опыт 3: Третья карточка, разрешается прочесть все слова, одновременно Вам, читая их вслух. Испытуемый повторяет шёпотом, а потом воспроизводит.
Инструкция: "Перед Вами карточка. По моему сигналу переверните её и одновременно со мной шёпотом прочтёте весь ряд. По повторному сигналу закончите чтение, снова перевернуть карточку. Записать в протоколе слова".
Опыт 4: Зачитывается ряд слов вслух. Испытуемый повторяет шёпотом каждое слова и рукой "прописывает" в воздухе.
Инструкция: "Сейчас Вам будет прочитан ряд слов. Для их лучшего запоминания Вы будете должны повторить их шёпотом и рукой "прописать" в воздухе. Затем по повторному сигналу впишите слова, которые запомнили в протокол". кот
диета
мак
дыня
штора
соты
затон
кабан
грипп
жара стул
батон
мыло
ёлка
сор
берет
яблоко
зал
замок
ветер бетон
стол
овал
ковёр
ваза
гриб
часы
пол
вата
завал машина
топор
кубик
молоко
игра
шкаф
затор
бокал
совок
локоть
Протокол занятия. Успешность запоминания в зависимости от способа запоминания. Номер опыта Способ запоминания Ответы испытуемого Все ответы Кол-во правильных 1 слуховой кот
диета
кабан
мак 4 40 2 Зрительный яблоко
сор
берет
мыло
ветер
батон
стул
ёлка 8 80 3 Моторный часы
овал
ваза
гриб
ковёр
5 50 4 Комбинированный совок
машина
молоко
кубик 4 40
Результаты: Кв=m/n*100
Кв1=40
Кв2=80
Кв3=50
Кв4=40
Вывод: На основе проведённого эксперимента можно увидеть, что испытуемый показал лучший результат в зрительном способе. Можно также выделить особенности процесса запоминания слов. Испытуемый запоминал предъявленные слова, находящиеся только в середине ряда. По результатам слухового и комбинированного способов показатели в 2 раза хуже. Моторный способ показал себя лучше. Определение индивидуального типа памяти может оказать большую услугу в организации учебной или другой деятельности, где требуется запомнить какой-либо материал.
5. Исследование процессов воспроизведения и узнавания
Степень и характер сохранения материала в памяти могут быть выявлены путём восприятия или узнавания. При воспроизведении человек должен вспомнить ранее предъявленный материал, а при узнавании он повторно воспринимает материал, полностью или частично включённый в новый материал.
Воспроизведение более сложный процесс, чем узнавание. Узнавание генетически более древний процесс. Оно всегда проще воспроизведения. Процесс узнавания может быть затруднён при повторном восприятии сходных объектов.
Цель: сравнить процессы восприятия и узнавания, и установить зависимость процессов от объёма и содержания материала.
Методика: включает три опыта. Два первых направлены на сравнительный анализ процессов воспроизведения и узнавания и на выявление зависимости этих процессов от объёма воспроизведения.
Опыт 1: читается ряд из 10 не связанных между собой слов и предлагается воспроизвести его в любом порядке. Результат воспроизведения фиксируется в протоколе. Затем экспериментатор читает второй ряд из 20 слов, в который включены слова из первого ряда. Испытуемый должен узнать их и сказать "да". Экспериментатор фиксирует.
Опыт 2: аналогично предлагается ряд из 15 слов, а для узнавания 30.
Инструкция: "Слушайте меня внимательно! Сейчас я назову Вам ряд слов. Постарайтесь их запомнить и назвать их в том же порядке, в котором вспоминаются. Внимание! Начинаем!"
После воспроизведения: "Сейчас я назову Вам ряд слов, с большим количеством слов, но в которые будут включены слова, названные ранее. Если Вы услышите слово, которое я называл в первый раз, скажите мне "да"".
Опыт 3: строиться по типу первого. Все слова должны быть близки по смыслу. Например 20 названий птиц или животных. Цель этого опыта определить зависимость воспроизведения и узнавания от содержания материала.
Виды слов и протоколы должны быть заготовлены заранее, слова должны быть из 6-8 букв. После каждого опыта испытуемый даёт словесный отчёт. Перерыв между опытами 30 минут.
К=V/n*100, где К - коэффициент воспроизведения или узнавания, V - количество правильно воспроизведённых или узнанных слов, n - число элементов ряда: для 1 и 3 опытов =10, для 2-го =15.
ПРОТОКОЛ
Опыт 1. Список слов для узнавания Примечания Лампа +
книга +
зима +
колонка
зеркало
ноготь +
полотенце
будка +
таблетка +
волос +
1. дед
книга +
источник
покрышка
лампа +
зима +
зрачок
коготь +
штанга
колонка + 11.разетка
12.икона
13.зеркало +
14.бант
15.полотенце +
16.палатка
17.будка +
18.таблетка +
19.щётка
20.волос + штанга вместо полотенца Предъявлено 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 V K Воспроизведение + + + + + + + + + + 10 100 Узнавание + + + + + + + - + + 9 90 Отчёт испытуемого: узнавать легче. Легче воспроизводить начало ряда.
Опыт 2. Список слов для воспроизведения Примечания 1. стол +
труба +
снег
солнце
лошадь
цвет
яйцо
трава 9. ложка +
10.телевизор
11.плод
12.очки
13.губы +
14.серпантин +
15.пуговица + сон, свет Список слов для узнавания Примечания 1. узор
стол +
тень
пуговица +
тесто
труба +
подушка
серпантин +
самовар
снег +
лак
губы +
платье
солнце +
пакет 16.очки +
17.факел
18.лошадь +
19.жизнь
20.плод +
21.стакан
22.цвет +
23.смерть
24.телевизор +
25.квадрат
26.яйцо +
27.ложка +
28.ваза
29.трава +
30.мороз
лошадь -
трава -
ваза Предъявлено 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 V K Воспроизведение + + + + + + + 7 47 Узнавание + + + + + + + + + + + + + + 13 87
Отчёт испытуемого: труднее первый опыт. Начало воспроизведения легче.
Кв=7/10*100=47%
Ку=13/15*100=87%
Слова для воспроизведения Слова для узнавания примечания 1. кенгуру +
морж +
кошка +
лось +
лев +
рыба +
баран +
собака +
жираф +
змея + 1. 1. лягушка
лев +
кенгуру +
енот
морж +
осёл
змея +
лошадь +
кошка +
крыса
жираф +
крокодил
лось +
лиса
рыба +
утка
баран +
собака +
слон
ящерица лошадь -
Предъявлено 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 V K Воспроизведение + + + + + + + + + 9 90 Узнавание + + + + + + + + + 9 90
Отчёт испытуемого: однотипные слова воспринимаются легче, но ошибок больше.
Вывод: с увеличением объёма материала процент запоминания выше. В третьем опыте коэффициент воспроизведения равен коэффициенту узнавания, во втором коэффициент узнавания выше коэффициента восприятия, в первом коэффициент восприятия выше коэффициента узнавания.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Память, возраст и образ мыслей.
С возрастом не обязательно становятся мудрее, но часто теряют уверенность в себе. Фактически начинают ощущать потребность в посторонней помощи лишь тогда, когда замечают в себе ряд изменений. Страх перед ослаблением памяти играет злые шутки, изменяя точку зрения. Начинает беспокоить забывчивость по пустякам, которой ранее не предавали значения.
Работа памяти зависит от потребности в ней. Когда давление на неё ослабевает (например, окончили курс обучения, получили работу не требующей усилий, особенно умственных), бремя спадает, и навыки использования памяти постепенно теряются. Память подвластна диктату нашего окружения, и люди в большинстве своём приспосабливаются к обстановке, не стараясь жить одновременно в двух реальностях: в настоящем и прошлом. Иногда, однако, наше "Я" не адаптируется так же хорошо к изменениям обстоятельств, как наша память. Тогда мы испытываем неудобства, и возникают проблемы.
Нужно противостоять психосоциальным изменениям, отрицательно влияющими на нашу память, ведь таким образом можно существенно улучшить положение. Можно изменить обстановку в своей комнате так, чтобы она больше стимулировала ум; найти знакомого, который любил бы поговорить о книгах, фильмах, статьях; взяться за изучение какого-нибудь нового предмета, что будет полезно для развития памяти.
Тонкие изменения, которые происходят в нашем мозгу можно взять под свой контроль, если поддерживать умственную активность. При этом важно не количество сохранившихся нейронов, а способ их использования. Исследования показали, что люди в большинстве своём используют лишь около 10% потенциальных возможностей своего мозга. Обдумывая стратегии мышления, мы во многом изменяем ситуацию, особенно с возрастом. Учение новым стратегиям можно в любом возрасте. Изменится и наше окружение, так же как и наша личная жизнь.
С возрастом требуется всё больше времени, чтобы что-то запомнить или вспомнить. Реакции замедленны, и из этого понятно, почему становиться труднее найти в памяти нужную информацию. Рефлексы становятся более вялы, а мысль не так быстро схватывает суть дела. Изменяются ритмы тела и ума. При проведении тестов без ограничения во времени пожилые люди не уступают молодым по способности к рассуждению и по уровню интеллекта.
С возрастом наша память ослабевает на 20-40%. В этом случае существуют большие индивидуальные различия, и некоторые из них обусловлены наследственностью. Иногда в наш ум внедряется какое-то глубинное беспокойство - источник гнетущих и навязчивых мыслей. Если это так, то освобождение от таких тревог, несомненно, приведёт к восстановлению достаточной эффективности памяти. Первой задачей при любой тренировке памяти должно стать освобождение интеллекта с тем, чтобы он смог свободно мыслить.
Изменение ритма жизни и сужение сферы деятельности часто приводит к проблемам с памятью. Поскольку все реже становятся вознаграждения и меньше требования со стороны окружающих, все меньше стимулов поддерживать своё внимание на прежнем уровне. Без внешних стимулов нечего или почти нечего терять, если память слабеет. В этой ситуации человеку свойственно уменьшать свою умственную активность. Ответственность за свою деятельность, возложенная прежде, понуждала постоянно делать какой-то выбор, концентрировать внимание на главном и упорядочивать свою мысль. Активность - это стимулятор как психических, так и телесных функций. Если мы перестанем делать минимум физических упражнений, то наши суставы "заржавеют", если мы перестанем стимулировать свою умственную деятельность, т.е. заставлять свои мозги пошевеливаться, наш интеллект будет менее производительным. Нужно найти себе новый род деятельности и задаться новыми целями, стимулирующими новые вознаграждения.
ЛИТЕРАТУРА
Вейн А.М., Каменецкая Б.И.. "Память человека". Изд. "Наука", Москва,1973.
Занков Л.В. Обучение и развитие. М.: Педагогика, 1975.
Исследование памяти. Ред. Н.Н. Корж. Москва, 1990.
Краткий психологический словарь. Ред. Л.А. Карпенко, А.В. Петровский, М.Г. Ярошевский. Изд. "Феникс", 1998.
Коновалов В. "Лекции о памяти". Москва, 1987.
Лапп Д. "Улучшаем память - в любом возрасте". Москва, 1993.
Лучшие психологические тесты. Ред. Кудряшов А.Ф. Изд. "Петкоком", 1992.
Ляудис В.Я. Формирование учебной деятельности студентов. - М.: Изд-во Моск. ун-та, 1989.
Макашов В.Я. Анализ готовности студентов к самостоятельной работе// Пути совершенствования учебного процесса в вузе. Саратов, Изд-во Сарат. ун-та, 1993.
Общая психология. Под редакцией проф. А.В. Петровского. Москва, 1976.
Платонов К.К. Занимательная психология. Москва, 1962.
Платонов К.К., Г.Г. Голубев. Психология. "Высшая школа", 1977.
Талызина Н.Ф. Управление процессом усвоения знаний. М.: Изд-во Моск. ун-та. 1975.
Ушинский К. Д. Собрание сочинений. т. 10
Хрестоматия по памяти.
Эльконин Д.Б., Занков Л.В. Проблемы развивающего обучения. М. - Просвещение, 1986.
Энциклопедия тестов. Составитель С.А. Касьянов. Изд. "Вече", 1997.

10 2

Работа на этой странице представлена для Вашего ознакомления в текстовом (сокращенном) виде. Для того, чтобы получить полностью оформленную работу в формате Word, со всеми сносками, таблицами, рисунками, графиками, приложениями и т.д., достаточно просто её СКАЧАТЬ.



Мы выполняем любые темы
экономические
гуманитарные
юридические
технические
Закажите сейчас
Лучшие работы
 История и перспективы развития финансового анализа в России
 История сексологии
Ваши отзывы
Здравствуйте! Большое спасибо за отлично выполненный заказ. Диплом я защитил на отлично. Через год защищается жена – так что я опять к вам :) С искренним уважением.
Владимир Н.

Copyright © www.refbank.ru 2005-2019
Все права на представленные на сайте материалы принадлежат www.refbank.ru.
Перепечатка, копирование материалов без разрешения администрации сайта запрещено.