Refbank.Ru - рефераты, курсовые работы, дипломы по разным дисциплинам
Рефераты и курсовые
 Банк готовых работ
Дипломные работы
 Банк дипломных работ
Заказ работы
Заказать Форма заказа
Лучшие дипломы
 Претворение принципов мистерии в операх П. И. Чайковского "Пиковая дама" и "Иоланта"
 Бюджетное устройство и бюджетный процесс в РФ и их совершенствование
Рекомендуем
 
Новые статьи
 Почему темнеют зубы и как с этом...
 Иногда полезно смотреть сериалы целыми...
 Фондовый рынок идет вниз, а криптовалюта...
 Как отслеживают частные...
 Сочинение по русскому и литературе по тексту В. П....
 Компания frizholod предлагает купить...
 У нас можно купить права на...
 Сдать курсовую в срок поможет Курсач.эксперт. Быстро,...
 Размышления о том, почему друзья предают. Поможет при...
 Готовая работа по теме - потеря смысла жизни в современном...
 Рассуждения о проблеме влияния окружающего шума на...
 Рассуждения по тексту Владимира Харченко о роли науки в...
 Проблема отношений человека с природой в сочинении с...
 Рассуждение по теме ограниченности...
 Описание проблемы отношения людей к природе в сочинении по...


любое слово все слова вместе  Как искать?Как искать?

Любое слово
- ищутся работы, в названии которых встречается любое слово из запроса (рекомендуется).

Все слова вместе - ищутся работы, в названии которых встречаются все слова вместе из запроса ('строгий' поиск).

Поисковый запрос должен состоять минимум из 4 букв.

В запросе не нужно писать вид работы ("реферат", "курсовая", "диплом" и т.д.).

!!! Для более полного и точного анализа базы рекомендуем производить поиск с использованием символа "*".

К примеру, Вам нужно найти работу на тему:
"Основные принципы финансового менеджмента фирмы".

В этом случае поисковый запрос выглядит так:
основн* принцип* финанс* менеджмент* фирм*
Политология

контрольная работа

Политология



ПЛАН:
лист
1. Место, специфика и роль политических отношений
в системе общественных отношений 3
2. Политика и социальные интересы и потребности 9
Список литературы 15
1. Место, специфика и роль политических отношений в
системе общественных отношений
Основной способ реализации тех или иных идеальных моделей и установок, политических идей и доктрин на практике всегда связан с конкретными политическими действиями вполне осязаемых субъектов. Еще со времени "Хозяйства и общества" М. Вебера (1922) и "Структуры социального действия" Т. Парсонса (1937) исследование политического действия попадает в центр внимания анализа политики. Именно в политическом действии реализуются политические отношения между субъектами политики. Понятие "политическое действие (акция, акт)" становится элементарной единицей в изучении структуры и механизма активности политических субъектов. И здесь возникает вопрос о том, а что же в самом общем плане представляют собой политическая активность и общение, политическая деятельность и поведение?
Для того чтобы хотя бы подойти к ответу на эти вопросы, приходится останавливаться на некоторых исходных определениях ряда ключевых понятий. Наиболее общим, родовым понятием для всего этого категориального блока выступает категория "политическая активность", обозначающая все виды и способы воздействия политического субъекта на объективный мир и других субъектов политики. Многообразие видов активности выявляет различные формы (и их комбинации) "распредмечивания" власти управляющих и влияния управляемых. Политическая активность в этом смысле есть совокупность элементарных политических действий (акций), каждое из которых, по М. Веберу, "соотносится с действием других людей и ориентируется на него"1. Политическая деятельность, поведение и общение представляют собой соответственно различные формы и способы интерпретации активности, когда внимание концентрируется на средствах воздействия субъекта на объект (деятельность) или на изменении собственной роли и позиции субъекта (поведение), или же, наконец, на межсубъектных взаимодействиях (общение).
Вопрос о структуре социально-политической деятельности и поведения, механизме взаимоотношений является едва ли не центральным вопросом современной западной политологии и социологии ХХ века, начиная от политических построений М. Вебера и Т. Парсонса до новейших разработок А. Гидденса, Н. Лумана, Д. Коулмена и, конечно же, концепции "коллективного действия" М. Олсона и теории "коммуникативного действия" Ю. Хабермаса. Такой же огромный интерес к этой проблеме и соответствующий пласт литературы по теории социальной деятельности и общения сформировался в 60-80-е гг. и в отечественной философско-социологической мысли на базе соединения исторического материализма с системно-структурным, функциональным и деятельностным подходами.
В соответствии с деятельностным подходом в структуре политической деятельности выделяются следующие основные пары элементов: 1) субъекты и объекты; 2) цели и средства; 3) условия и результаты; 4) интересы и ценности, а нередко в этот ряд включаются также 5) мотивы и установки2.
Таким образом, принципиальным моментом в теории политических отношений является определение их субъектов. Взаимодействие политики на экономику происходит через волю и сознание субъектов общественных отношений. Поэтому и свойства политических отношений - это объективированные свойства субъектов3.
Что же такое субъекты политики? Сказать, что это участники политической жизни, недостаточно. Под субъектами политики понимаются участники политического процесса, способные действовать свободно и самостоятельно. Самостоятельность означает, что у субъекта есть свои потребности и интересы, которые выделяют его среди прочих действующих лиц и им осознаются. Только на почве осознанных интересов возникает самосознание субъекта, а следовательно, способность реалистично оценивать себя и свое положение в обществе и политике, силу и влияние союзников и противников. Такое самосознание участника политической жизни - залог его свободы.
В политической науке выделяют несколько видов субъектов политики. Первый вид - это непосредственные участники политической жизни: государство, партии, лидеры, общественные организации и движения. Именно они постоянно вращаются на политической арене, с ними массовое сознание связывает политику. Однако в политике получают выражение интересы и требования не только непосредственных субъектов, но и крупных социальных групп и общностей (классов, сословий, межклассовых и внутриклассовых групп и т. д.). Это второй вид субъектов политики.
Третий вид можно обнаружить лишь пристально вглядевшись в функционирование политических организаций. Например, в правительстве, других государственных органах не все обладают реальной возможностью влиять на политику, в партиях решения вырабатываются, а часто и принимаются весьма узкой группой лиц. О таких группах, которые выделяются в политике своей способностью концентрировать могущество власти, и идет речь. К ним относят политическую элиту и бюрократию4.
Политика - сфера столкновения групповых интересов, потребностей, пози ций. Различие в интересах социальных групп, их стремление к наиболее полному удовлетворению своих интересов порождает политическую борьбу и саму сферу политики. Именно этим определяется внимание политологов к проблеме социальных групп.
Значительная часть современных политологов, среди коллективных участников политических действий можно выделить три категории общностей: классовые, территориальные и корпоративные.
Какую же роль все эти социальные общности играют в сфере политики? Прежде всего на базе общностей формируются политические интересы, которые объективно вырастают из их жизненного положения. Из недр социальных общностей выходят и политические партии, объединения, движения, каким бы конкретным способом - "сверху" или "снизу" - они ни образовывались. Партии и движения объединяют наиболее активных представителей социальных групп, вносящих в политику те ценности, нормы, идеи и представления, которые порождены воспитавшей их средой.
Непосредственными агентами политического процесса являются государственные органы, политические партии, движения, чьими действиями и поступками каждодневно создается ткань политической жизни. Непосредственное и постоянное участие в политике - первое отличие политических организаций от социальных общностей как субъектов политики. Другое отличие политических организаций от социальных общностей - более высокая степень самосознания, четкое представление о целях, средствах работы, интересах.
Политические организации и социальные общности взаимосвязаны. Политические организации в определенной мере представляют, защищают и реализуют интересы тех социальных групп и общностей, которые их поддерживают. Любая организация, в том числе и партия, рассчитывающая на успех в политике, вынуждена в поисках поддержки ориентироваться на те или иные социальные слои; в обмен на эту поддержку организация обещает с помощью возможностей власти реализовать интересы, требования и стремления поддерживающих.
Вместе с тем организация - вполне самостоятельный субъект политики. Реагируя на быстро меняющуюся политическую ситуацию, она не всегда оглядывается на свою социальную базу. Более того, располагая разнообразным арсеналом средств, политическая организация умело воздействует на население, вербуя своих сторонников, превращая сторонников в своих ярых приверженцев. Но главное, что характеризует организацию в качестве самостоятельного субъекта - это наличие у нее особых, своеобразных интересов, которые в самом общем виде сводятся к стремлению сохранить эту организацию, упрочить ее позиции, расширить сферу ее влияния.
Государство, партии, общественные организации и движения можно представить как коллективные образования, состоящие из иерархически связанных между собой лиц, ориентированных на достижение определенных целей с помощью политической власти и выполняющих определенные политические функции. Естественно, люди, входящие в организации, имеют общие интересы, взгляды, цели.
Успешную трактовку трансформации индивидуальных действий субъектов в коллективно-институциональные структуры дает деятельностный подход, вводящий понятие межсубъектной деятельности общения, результатом функционирования устойчивых форм которой является становление стабильных коллективных общностей (или институтов). Таким образом, встречные акции политических субъектов и объектов результируются тем или иным видом взаимодействия и "опредмечиваются" в устойчивые политические отношения, в то время как рядоположенное, межсубъектное общение приводит к образованию устойчивых и структурированных общностей, иерархизированных институтов. Общение политических субъектов приводит в результате к формированию политических институций, субстанциональной основой которых выступает опредмеченная активность индивидов в виде "сетей" их отношений, то есть различных форм взаимодействия по поводу власти5.
Сфера политических отношений не является неподвижной, ее пределы изменчивы. Политические отношений являются частью более общих социальных отношений. Специфика социальных отношений усматривается в том, что это отношения между носителями различных видов труда, отношения по поводу положения и условий развития индивидов и их общностей, в том, что именно в них выражена существенная сторона всех видов отношений.
Из взаимодействия всех факторов, воздействующих на содержание и выбор форм политической деятельности, и определяется механизм функционирования и развития политических отношений. Социологический подход к данной проблеме означает, что истоки активности институтов следует искать не только в совершенствовании отдельных принципов, норм, решений, но и в социально-культурном потенциале общества. Содержание социальных отношений это не только социально-экономическое положение субъектов, социально-экономическая структура общества, но и позиция субъектов, осознанность их интересов, восприятие ее субъектами своего положения, а также положения других субъектов, деятельность субъектов6.
2. Политика и социальные интересы и потребности
Как уже отмечалось выше, политические интересы являются прежде всего способом удовлетворения интересов социальных групп и индивидов. Важнейшей сущностной характеристикой политического процесса являются различные способы и формы политического волеизъявления граждан. Прежде всего - это многообразные виды выражения участниками и субъектами политики своих интересов в ходе их артикуляции и агрегирования (деятельность партий, общественных движений, групп интересов и др.). Они лежат в основе борьбы за власть и ее распределение, стимулируют вовлечение граждан в политику. Причем все эти действия могут быть направлены как в поддержку правительства, так и оппозиции. Однако задача этих действий остается неизменной - повлиять на принимаемые государственной властью политические решения в соответствии со своими интересами7.
Анализ интересов имеет важное значение для того, чтобы ответить на принципиальные для понимания политики вопросы: почему люди включаются в политическую борьбу? каковы мотивы и стимулы их деятельности в этой области? чем обусловлена поддержка людьми одних лидеров и их идей и критика других? и др.
Интересы часто называют движущей силой, "мотором" деятельности людей. В полной мере это относится и к интересам политическим. Основой интереса является положение социального субъекта (класса, нации, группы) в системе общественных отношений. Оно воспринимается людьми через жизненно важные факторы: характер и условия труда, размер и способ получения вознаграждения, социальную защищенность, условия и образ жизни и т. д. Каждая социальная группа имеет свое положение в системе общественных отношений, которое и обусловливает возникновение ее интересов.
Социальные субъекты находятся в постоянном взаимодействии, их жизненное положение испытывает мощное влияние со стороны общества, которое носит двоякий характер. Либо положение людей подвергается опасности, ухудшается, дестабилизируется, либо, напротив, оно открывает перед ними новые возможности улучшить свою жизнь, повысить престиж и т. п. Из этого взаимодействия и рождается интерес. Его можно определить как стремление субъекта изменить, улучшить или сохранить, укрепить свои жизненные условия и положение с помощью социальных средств. Конкретно интерес проявляется как стремление людей к определенным ценностям, институтам, процессам, связям, нормам, к специфическому отношению к действительности.
Итак, основой политических интересов является зависимость положения субъекта от сферы политики. Сам политический интерес можно определить как стремление изменить это положение с помощью политических средств8. Содержание же конкретных политических интересов многообразно, ибо оно зависит от самого субъекта, от конкретно-исторических условий, от взаимосвязи с другими субъектами и т. п.
В советской политической науке значительное внимание всегда уделялось роли политических интересов в развитии общества и прежде всего в развитии с классовых позиций. Так, С.С. Андреев подчеркивал, что политический интерес не существует вне класса. Однако, порождается он не сознанием (хотя и является осознанием потребностей), а его объективным положением в обществе. Политический интерес возникает на базе экономического интереса, но не сводится к нему. Содержанием политического интереса выступает необходимость (потребность) завоевания политической власти. Это связано с особой ролью государства в обществе, призванного защищать интересы экономически господствующего класса. Потому, не свергнув старую сласть, нельзя устранить порядки, которые она защищает; не утвердив новый тип государства, нельзя перейти к более прогрессивному общественному строю. И пока класс не осознал такой зависимости, у него пет перспективы стать господствующим. Не случайно политические интересы приобретают первенствующее значение, особенно в периоды революций9.
С этой точки зрения историю человечества можно рассматривать как борьбу различных классов за реализацию собственных интересов.
Деление общества на классы сразу же привело к дифференциации политического интереса. Тот факт, что рабовладелец располагал всеми средствами производства, а раб был лишь говорящим орудием труда, естественно, порождал совершенно противоположные интересы. Политический интерес рабовладельца связан с созданием и укреплением государственной машины для удержания рабов в повиновении. Раб же заинтересован в завоевании свободы (но не власти), выступающей для него как самоценность. Поэтому реализуется она как месть, а не как условие развития личности.
Исчез не только общий интерес, но и произошел разрыв между общественным и классовым интересом. Содержание общественного интереса всегда составляют потребности развития производительных сил как материальной основы социального прогресса. У класса, интересы которого не противоречат тенденции общественного развития, политический интерес совпадает с общественным и обеспечивает поступательное движение человечества к высшим формам организация общественной жизни, к большим возможностям человека реализовать себя как Личность.
С превращением класса в реакционный его политический интерес оказывается в полном противоречии с общественным интересом. Тем самым ранее прогрессивный класс превращается в реакционный. Получается, что на различных ступенях одного и того же способа производства отношение класса к социальному прогрессу может быть диаметрально противоположным. Пока способ производства обеспечивает беспрепятственное развитие производительных сил, класс, определяющий его сущность, прогрессивен, когда же исчерпывается свой потенциал - он же реакционен.
Совпадение политического интереса класса с тенденцией общественного развития не единственное условие включения его в механизм социального прогресса. Весь ход человеческой истории свидетельствует, что тот или иной политический интерес может реализоваться только благодаря активной деятельности больших масс людей - классов и других социальных общностей. Ведь Законы Истории - это законы массовых действий. Вторым условием является превращение политического интереса прогрессивного класса в общеполитический10. При этом происходит совпадение интересов класса с интересами общества, которое наступает только в определенные моменты развития класса и общества.
Более позднее развитие политических интересов в обществе связано прежде всего с деятельностью социальных групп. Политический интерес отражает комплекс актуальных задач деятельности социальной группы, существующих в определенный стране, в определенный момент ее истории. Обусловленность направления политической деятельности логикой изменения конкретной обстановки в стране проявляется в том, что любое политическое движение всегда носит национальный характер, обязательно включает в свою сферу проблемы, злободневные для данной страны, в данное время11.
Назначение групп интересов заключается прежде всего в артикуляции интересов отдельных граждан, чтобы они могли оказывать свое влияние на политическое волеизъявление. Процесс артикуляции интересов в группах можно разделить на несколько этапов:
1) определение интересов - претворение в конкретные формулы и требования союза самых различных личностных и эмоционально окрашенных мнений. На этом этапе возникает чувство общности и понятие "мы", отличное от понятия "они", т.е. другие. "Мы" - защитники памятников, "мы" - филателисты, "мы" - спортсмены и т.д.;
2) обобщение и формулирование основных интересов - суммирование различных интересов внутри группы для получения реальных шансов влиять на политику;
3) выбор интересов - селекция интересов, т.е. их фильтрация по степени важности и первоочередности12.
Влияние политических интересов на государственную деятельность было воспринято теорией государственного управления. Так, практически общепризнанной является в настоящее время детерминированность функций государственного управления жизненно важными потребностями управляемого субъекта (к которым в первую очередь относятся социальные группы)13. Такую общую теоретическую схему функций В.Б. Аверьянов назвал инвариантной функциональной моделью управления14.
В течении долгого времени проблематика организованных интересов органически вписывалась в концепцию "плюралистической демократии", в соответствии с которой множество заинтересованных групп оказывают то или иное воздействие на органы государственной власти и наряду с политическими партиями являются полноправными участницами системы выработки и принятия ответственных государственных решений.
Однако, в последнее время наметилась и тенденция к критике модели заинтересованных групп. Чем глубже политология вникала в то, как функционирует система связей организованных интересов и государства, тем более очевидным для многих ее представителей становился тот факт, что далеко не все отношения вписываются в плюралистическую схему. В результате на рубеже 60-70-х гг. появились исследования, авторы которых формируют новое, корпоративисткое направление в политологии. Суммируя результаты своих изысканий "корпоративисты" доказывали, что далеко не во всех случаях процесс принятия и реализация государственных решений сводится к чисто внешнему воздействию организованных групп на государственную власть. Согласно сторонникам новой школы в реальной действительности очень часто имеет место гораздо более сложное взаимодействие сторон, в ходе которого каждая из них не просто участвует в выработке и принятии того или иного решения, но и берет на себя обязательства непосредственно содействовать его реализации.
Хотя жизнь и не подтвердила замены плюралистической модели на неокорпоративистскую, как это предсказывалось, в понимание современной модели общества были внесены серьезные коррективы.
В настоящее время почти общепризнанным является положение о том, что ни та, ни другая модель не существует в реальной жизни в чистом виде, что есть различные варианты их сочетания с преобладанием той или другой15.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
Аверьянов В. Б. Функции и организационная структура органа государственного управления, Киев, 1982
Андреев С.С. Политические интересы и политические отношения // Социально-политические науки, 1991, № 6.
Белов Г.А. Развитие политических отношений в условиях перестройки. М., 1989.
Вебер. Избранные произведения. М., 1990.
Дегтярев А.А. Основы политической теории. М., 1998.
Демидов А.И. Политический интерес // Философские науки, 1984, № 6.
Демидов А.И., Долгов В.М., Вилков А.А. Политология. Саратов, 1997.
Мясников О.Г. Субъекты политики // Социально-политический журнал, 1993, № 5-6.
Перегудов С.П. Организованные интересы и государство: смена парадигм // Политические исследования, 1994, № 2.

1 М. Вебер. Основные социологические понятия // М. Вебер. Избранные произведения. М., 1990, с. 603. 2 Дегтярев А.А. Основы политической теории. М., 1998, с. 97. 3 Белов Г.А. Развитие политических отношений в условиях перестройки. М., 1989, с. 52. 4 Мясников О.Г. Субъекты политики // Социально-политический журнал, 1993, № 5-6, с. 26. 5 Дегтярев А.А. Основы политической теории. М., 1998, с. 97. 6 Белов Г.А. Развитие политических отношений в условиях перестройки. М., 1989, с. 97. 7 Демидов А.И., Долгов В.М., Вилков А.А. Политология. Саратов, 1997, с. 149. 8 Мясников О.Г. Субъекты политики // Социально-политический журнал, 1993, № 5-6, с. 29. 9 Андреев С.С. Политические интересы и политические отношения // Социально-политические науки, 1991, № 6, с. 44. 10 Андреев С.С. Политические интересы и политические отношения // Социально-политические науки, 1991, № 6, с. 45. 11 Демидов А.И. Политический интерес // Философские науки, 1984, № 6, с. 16. 12 Демидов А.И., Долгов В.М., Вилков А.А. Политология. Саратов, 1997, с. 151. 13 См. например: Степанян В. В. Выражение интересов общества и личности в социалистическом праве, Ереван, 1983; Аверьянов В. Б. Функции и организационная структура органа государственного управления, Киев, 1982; Аверьянов В. Б. Организация аппарата государственного управления (структурно-функциональный аспект), Киев, 1985; Сиренко В.Ф. Интересы в системе основных институтов советского государственного управления, М., 1980 и др. 14 Аверьянов В. Б. Функции и организационная структура органа государственного управления, Киев, 1982, с. 53. 15 Перегудов С.П. Организованные интересы и государство: смена парадигм // Политические исследования, 1994, № 2, с. 77. 15

Работа на этой странице представлена для Вашего ознакомления в текстовом (сокращенном) виде. Для того, чтобы получить полностью оформленную работу в формате Word, со всеми сносками, таблицами, рисунками, графиками, приложениями и т.д., достаточно просто её СКАЧАТЬ.



Мы выполняем любые темы
экономические
гуманитарные
юридические
технические
Закажите сейчас
Лучшие работы
 Сырьевой и энергетический сектор России в процессе трансформации
 Роль потребительской кооперации России в национальном кооперативном движении
Ваши отзывы
Добрый день! Большое спасибо за работу по математике, в сроки уложились! Думаю, что еще не раз прибегну к Вашей помощи.
Влад

Copyright © refbank.ru 2005-2024
Все права на представленные на сайте материалы принадлежат refbank.ru.
Перепечатка, копирование материалов без разрешения администрации сайта запрещено.