Refbank.Ru - рефераты, курсовые работы, дипломы по разным дисциплинам
Рефераты и курсовые
 Банк готовых работ
Дипломные работы
 Банк дипломных работ
Заказ работы
Заказать Форма заказа
Лучшие дипломы
 Система налогообложения граждан, занимающихся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица (ПБОЮЛ)
 Финансовый менеджмент безналичных расчетов населения через отделения Сберегательного банка РФ
Рекомендуем
 
Новые статьи
 Почему темнеют зубы и как с этом...
 Иногда полезно смотреть сериалы целыми...
 Фондовый рынок идет вниз, а криптовалюта...
 Как отслеживают частные...
 Сочинение по русскому и литературе по тексту В. П....
 Компания frizholod предлагает купить...
 У нас можно купить права на...
 Подскажем где и как открыть категорию...
 Сдать курсовую в срок поможет Курсач.эксперт. Быстро,...
 Размышления о том, почему друзья предают. Поможет при...
 Готовая работа по теме - потеря смысла жизни в современном...
 Рассуждения о проблеме влияния окружающего шума на...
 Рассуждения по тексту Владимира Харченко о роли науки в...
 Проблема отношений человека с природой в сочинении с...
 Рассуждение по теме ограниченности...


любое слово все слова вместе  Как искать?Как искать?

Любое слово
- ищутся работы, в названии которых встречается любое слово из запроса (рекомендуется).

Все слова вместе - ищутся работы, в названии которых встречаются все слова вместе из запроса ('строгий' поиск).

Поисковый запрос должен состоять минимум из 4 букв.

В запросе не нужно писать вид работы ("реферат", "курсовая", "диплом" и т.д.).

!!! Для более полного и точного анализа базы рекомендуем производить поиск с использованием символа "*".

К примеру, Вам нужно найти работу на тему:
"Основные принципы финансового менеджмента фирмы".

В этом случае поисковый запрос выглядит так:
основн* принцип* финанс* менеджмент* фирм*
Политология

контрольная работа

Политические отношения и интересы



План:
Стр.
1. Место, специфика и роль политических отношений в
системе общественных отношений. 3
2. Политика и социальные интересы и потребности. 8
Литература 18
1. Место, специфика и роль политических отношений в системе общественных отношений.
Многообразные связи, складывающиеся между людьми в процессе их деятельности в различных сферах общественной жизни, принято называть общественными отношениями. Соответственно отношения, складывающиеся между людьми в связи с их участием в делах политически организованного сообщества, в государственных делах, называются политическими отношениями.
Как же возникают политические отношения и в чем их суть? Совершенно очевидно, что ответ на эти вопросы вытекает из определения государства. Обратимся в ответу, который дает на данный вопрос Макс Вебер. "Государство, - пишет Макс Вебер в работе "Политика как призвание и профессия", - есть отношение господства людей над людьми, опирающееся на легитимное (то есть считающееся легитимным) насилие как средство". Как видно, данное определение в принципе не расходится с марксистским. Последнее лишь уточняет субъекты политических отношений - социальные классы.
Вопрос о причинах возникновения государства, его общественной роли и, следовательно, сущности политики также хорошо исследован, особенно марксистской политической мыслью. Напомним, что кроме марксистского, выдвинуто несколько иных объяснений происхождения государства. К числу основных из этих концепций относятся следующие:
теологическая (государство есть порождение божественной воли); патриархальная (государство является результатом исторического развития семьи; абсолютная власть монарха служит продолжением власти отца, патриарха в семье); договорная (государство возникло в результате договора между людьми); органическая (государство есть возникший естественным путем в ходе борьбы людей за выживание единый организм, в котором правительство выполняет функции мозга); психологическая (государство есть результат врожденной психической потребности людей подчиняться); концепция покорения (государств э есть форма господства победителей над побежденными).
Согласно марксистскому, или историко-материалистическому, подходу, государство возникает в результате общественного разделения труда, появления частной собственности и раскола общества на классы. Логически этот процесс может быть представлен следующим образом. С появлением разделения труда стало возможным производство излишков продукта, остающегося после удовлетворения первичных потребностей общества. Этот излишек приводит к социальным конфликтам, так как обладание им оспаривается различными лицами и группами. Те, кому удается распорядиться им по своему усмотрению либо вообще присвоить его в частном порядке, занимают господствующее положение по отношению к другим членам общества. Общество делится на конфликтующие социальные группы. В таких условиях и возникает государство. Раздираемое внутренними противоречиями общество уже не может обойтись без особой группы людей, выполняющей с помощью силы функции поддержания целостности сообщества. Социальная группа, деятельность которой образует новую отрасль разделения труда, становится самостоятельной, в том числе и по отношению к тем, кто ее уполномочил на выполнение данных функций. С этого момента вся жизнедеятельность людей осуществляется в рамках политически организованного сообщества, что и означает появление государства.
В книге "Происхождение семьи, частной собственности и государства" Ф. Энгельс показал, как данный процесс осуществлялся на ранних этапах развития общества. В этой работе с позиций материалистического понимания истории рассмотрены результаты исследования первобытного общества, полученные американским ученым Льюисом Морганом (1818-1881). Приведем из нее небольшой отрывок, в котором содержится предельно сжатое изложение марксистского понимания сущности государства.
"Государство, - писал Энгельс, - есть продукт общества на известной ступени развития; государство есть признание, что это общество запуталось в неразрешимое противоречие с самим собой, раскололось на непримиримые противоположности, избавиться от которых оно бессильно. А чтобы эти противоположности, классы с противоречивыми экономическими интересами, не пожрали друг друга и общество в бесплодной борьбе, для этого стала необходимой сила, стоящая, по-видимому, над обществом, сила, которая бы умеряла столкновения, держала его в границах "порядка". И эта сила, происшедшая из общества, но ставящая себя над ним, все более и более отчуждающая себя от него, есть государство". При всем дальнейшем расширении и усложнении общественных функций государства эта его изначальная суть - опирающееся на физическое насилие господство людей над людьми - остается неизменной.
Здесь необходимо отметить, что понимание государства как стоящей над обществом силы вовсе не является монополией марксизма. Оно очень распространено с самых древних времен. Да, господство, опирающееся на насилие, - это существенная черта государства любого типа. И это его свойство чаще и охотнее всего избирается при рассмотрении проблематики государственности. Однако, что касается специфики в понимании общественной роли государства, смысла применяемого им насилия, то в политической науке существуют два подхода.
Марксистская аналитическая традиция, как известно, признавая интегрирующую функцию государства, акцентировала внимание на том, что оно есть орган классового господства, орудие эксплуатации угнетенных классов, а другие аспекты его деятельности рассматривала в качестве вторичных. Из такого понимания государства вытекает, что свою объединительную функцию, т. е. задачу поддержания целостности общества, оно выполняет путем создания с помощью силы такого "порядка", который узаконивает и упрочивает угнетение одного класса другим. Такой подход к объяснению государства последовательно отстаивал В. И. Ленин.
Вместе с этим в политологии издавна развивается и другая традиция в понимании общественной роли государства. Она рассматривает государство как универсальную организацию, призванную обеспечивать оптимальную целостность общества путем налаживания сотрудничества всех его участников. Еще во времена, когда государство не отделяли от общества, назначение политики состояло в обеспечении жизни полиса как чего-то единого, целостного. Выдающиеся мыслители XIX в. специфику государства также видели в его объединительной функции. В наше время политика уже не сводится только к государству, но традиция видения основной роли государства в обеспечении целостности общества, организованного взаимодействия больших социальных общностей сохраняется и теперь. При таком понимании государства его объединительная функция состоит в побуждении участников социальных общностей к частичному или полному отказу от индивидуальных и групповых устремлений ради интересов сообщества.
Анализируя указанные подходы к пониманию государства и политики, известный французский социолог и политолог Морис Дюверже отмечает: "Политическая теория колеблется между двумя драматически противостоящими интерпретациями политики. В соответствии с одной политика является конфликтом, борьбой, в которой те, кто обладает властью, обеспечивают себе контроль над обществом и получением благ. В соответствии с другой точкой зрения политика представляет из себя попытку осуществить правление порядка и справедливости. Первое понимание служит сохранению привилегий меньшинства за счет большинства. Вторая означает обеспечение интеграции всех граждан в сообщество".
Чтобы обобщить сказанное, попытаемся ответить на вопросы, как же следует оценивать роль государства: как всеобщую организацию или как комитет по управлению делами одного класса за счет подавления интересов других? Или, может быть, эти две традиции в понимании государства совместимы, отражают диалектические стороны одного и того же сложного явления?
Нам представляется ответ следующим. Во всех случаях государство выступает гарантом целостности сообщества людей. Однако выполнение государством данной роли сопряжено с двумя внутренне противоречивыми аспектами его деятельности. С одной стороны, деятельность государства подчинена реализации общих интересов и потому оно действительно есть орган целого. С другой стороны, эту свою функцию государство способно выполнять лишь при условии использования им общества как средства обеспечения своего собственного существования. Данный аспект деятельности государства неизбежно предполагает применение его и как орудия реализации интересов одних социальных групп за счет ущемления интересов других. В различные периоды общественного развития на передний план выступают либо первая, либо вторая стороны деятельности государства, но во всех случаях его классовость не исчезает, а действует как сторона, как момент государственности наряду с выполнением общенациональных задач.
Таким образом, сущность политических отношений состоит в том, что это отношения, возникающие между участниками социальных общностей в ходе реализации ими своих индивидуальных, групповых и общих интересов и требующие использования средств государственного подчинения. В этом своеобразие политических отношений в сравнении с другими видами общественных отношений, их специфика как формы деятельности, организации людей. Всякая общественная проблема приобретает политический характер, если она связана с интересами социальных групп или общества в целом и требует для своего решения использования средств подчинения, в качестве которых выступает государство.
Соответственно и политику в собственном смысле слова можно определить как сферу деятельности, связанную с реализацией потребностей и интересов индивидов, социальных групп, классов, наций, общества в целом, ядром которой являются завоевание, удержание и использование государственной власти" Любая политика, в конечном счете, есть взаимодействие между людьми, сопровождающееся их размежеванием и консолидацией по поводу обладания властью. И именно потребности и интересы людей, социальных групп побуждают их участвовать в политике, бороться за овладение средствами власти. Об этом хорошо сказал В. И. Ленин: "Люди всегда были и всегда будут глупенькими жертвами обмана и самообмана в политике, пока они не научатся за любыми нравственными, религиозными, политическими, социальными фразами, заявлениями, обещаниями разыскивать интересы тех или иных классов". Это высказывание сегодня, пожалуй, можно лишь дополнить следующими словами: интересы тех или иных лиц, социальных групп, слоев, классов, наций, народов.
СУБЪЕКТЫ ПОЛИТИЧЕСКИХ ОТНОЩЕНИЙ С понятием "субъект" мы будем иметь дело на протяжении всего курса, поэтому напомним его общенаучное значение. Под субъектом понимается носитель предметно-практической деятельности, обладающий сознанием, а также самосознанием (осознанием самого себя) и в связи с этим - способностью к осмысленному, целенаправленному действию. Иными словами, признаками субъектности кого-либо являются обладание самосознанием, осознанной целью, способностью к действию по ее реализации. В философии представители одних направлений в качестве субъектов признают только человеческие индивиды, сторонники других направлений -как индивиды, так и их различные общности. Мы исходим из того, что носителями предметно-практической деятельности выступают как индивиды, так и социальные группы, общности, их объединения, которые будем называть социальными субъектами
Соответственно всякая социальная единица, будь то отдельная личность или социальная организация, группа или крупная общность людей, имеющая осознанный специфический интерес и стремящаяся для его удовлетворения овладеть средствами государственного подчинения или оказывать влияние на деятельность тех, кто ими владеет, выступает в качестве субъекта политических отношений или политической (социально-политической) силы.
Данное определение требует некоторого дополнительного пояснения. Субъектами политических отношений могут реально выступать только такие социальные единицы, которые способны относительно самостоятельно действовать, участвовать в политике, т. е. имеют для этого соответствующую мотивацию и обладают необходимыми знаниями, умениями и возможностями. Применительно к отдельному индивиду или общественной организации это условие представляется достаточно очевидным. Что касается крупной общности (например, класса), то она становится субъектом политики в том случае, если осознает себя имеющей специфический интерес общностью и самоорганизуется для борьбы за свои права и интересы. Именно благодаря организационным структурам общности, являющимся необходимым инструментом для выражения и представления интересов и устремлений ее членов, крупная общественная группа становится субъектом политики, или социально-политической силой.
Понятно, что субъекты политики чрезвычайно разнообразны. Перечислим основные, разделив их на две группы.
К первой группе субъектов политики относятся объективно существующие основные социальные общности и единицы. Это - народ, классы, нации, народности, социальные, территориальные, религиозные, профессиональные и демографические группы, наконец, индивиды. Каждый из этих социальных субъектов обладает своим специфическим интересом, который и побуждает к участию в политике. Их называют первичными субъектами политики.
Вторую группу субъектов политики образуют социальные институты и организации, которые формируются людьми и их общностями с целью участия в политике. Они называются политическими институтами, к которым обычно относят: органы государства, политические партии, общественные организации и движения. Все они вторичны по отношению к субъектам политики первой группы, так как создаются для выражения политических интересов различных социальных групп, классов, наций, народов.
Очевидно, что различные социальные субъекты неравноценны в качестве политической силы. Например, ни один индивид не может играть в политике ни более весомую, ни даже такую же роль (как по форме, так и по существу), как общественный класс или политическая партия. Как нам представляется, в качестве основных субъектов политики можно признать общественные классы, нации и народы. Именно интересы и степень активности данных общностей определяют силу, общественное значение, перспективу и результаты разрешения социальных противоречий. Интересы всех других сил, непосредственно действующих в политике, подчинены интересам указанных общностей и координируются с ними.
2. Политика и социальные интересы и потребности.
Анализ интересов имеет важное значение для того, чтобы ответить на принципиальные для понимания политики вопросы: почему люди включаются в политическую борьбу? каковы мотивы и стимулы их деятельности в этой области? чем обусловлена поддержка людьми одних лидеров и их идей и критика других? Перечень этих вопросов можно продолжать до бесконечности, ибо нет такого политического вопроса, который не был бы связан с интересами.
Интересы часто называют движущей силой, "мотором" деятельности людей. В полной мере это относится и к интересам политическим. Посмотрим, как они возникают, как образуется их движущая сила. Основой интереса является положение социального субъекта (класса, нации, группы) в системе общественных отношений. Оно воспринимается людьми через жизненно важные факторы: характер и условия труда, размер и способ получения вознаграждения, социальную защищенность, условия и образ жизни и т. д. Каждая социальная группа имеет свое положение в системе общественных отношений, которое и обусловливает возникновение ее интересов.
Социальные субъекты находятся в постоянном взаимодействии, их жизненное положение испытывает мощное влияние со стороны общества, которое носит двоякий характер. Либо положение людей подвергается опасности, ухудшается, дестабилизируется, либо, напротив, оно открывает перед ними новые возможности улучшить свою жизнь, повысить престиж и т. п. Из этого взаимодействия и рождается интерес. Его можно определить как стремление субъекта изменить, улучшить или сохранить, укрепить свои жизненные условия и положение с помощью социальных средств. Конкретно интерес проявляется как стремление людей к определенным ценностям, институтам, процессам, связям, нормам, к специфическому отношению к действительности.
Здесь возникает вопрос: с помощью каких способов и средств можно удовлетворить это стремление, этот интерес? Если при помощи политических средств - давлением на правительство, изменением государственной политики, участием в парламенте, поддержкой партий, лидеров и т. д. •- то речь идет о политическом интересе. Политические интересы, таким образом, это специфическое проявление многообразных по своему содержанию неполитических интересов. Например, рост слоя предпринимателей может происходить исключительно на экономической основе. Однако рано или поздно этот рост начнет упираться в ограничительные законы либо в отсутствие необходимых правовых гарантий предпринимательства. Бизнес заинтересован в определенной финансовой, кредитной, налоговой и т. д. политике государства. Он делает свой выбор в политике, начинает поддерживать те партии, тех депутатов, лидеров, то правительство, которые способны материализовать его стремления в политике и законодательстве.
Итак, основой политических интересов является зависимость положения субъекта от сферы политики. Сам политический интерес - это стремление изменить это положение с помощью политических средств. Содержание же конкретных политических интересов многообразно, ибо оно зависит от самого субъекта, от конкретно-исторических условий, от взаимосвязи с другими субъектами и т. п.
Чтобы интересы превратились в побудительные силы человеческой деятельности, они должны быть осознаны людьми. Процесс осознания интересов можно представить в виде следующей упрощенной схемы. Импульсы, порождаемые интересом, отражаются в виде чувств, настроений людей, в их эмоциональном отношении к лидерам, государственным институтам, партиям и т. п. Потребность действовать требует более или менее четкого определения целей и средств их достижения. Это, в свою очередь, происходит через оценку ситуации с помощью норм, ценностей, принципов, которым привержены люди, через поиск идей, концепций, теоретических аргументов, дающих ответы на возникшие вопросы. Осмысление интересов происходит через борьбу мотивов, столкновение идей, сложный и напряженный выбор целей, и средств. Таким образом, практически осознание интересов выглядит как их осмысление с помощью уже имеющихся в политической культуре страны "идеологических рецептов", как более или менее свободный поиск и выбор духовных ориентиров и аргументации.
Огромное значение в осознании и четком формулировании политических интересов социальных общностей имеет "идеологический посредник". На эту роль успешно претендуют все непосредственные субъекты политики - государство, партии, движения, группы давления, лидеры, использующие для этого пропагандистский, агитационный, идеологический аппарат, прежде всего средства массовой информации. Конечно, влияние "идеологического помощника" может быть как положительным, так и негативным. Но в любом случае в этой деятельности большое место занимают всевозможные способы и методы манипулирования общественным сознанием, спекуляции на традициях, чувствах, психологических особенностях людей. Их смысл сводится к одному - к увязыванию объективных интересов с теми целями, ориентирами, средствами, в которых заинтересованы субъекты политики. Например, с помощью пропаганды и агитации недовольство людей ходом реформ можно направить против правительства или против оппозиции, против устоев политического режима и наоборот - против критиков этих устоев.
Поскольку политика есть концентрированное выражение всех сторон общественной жизни, постольку политический интерес интегрирует в себе коренные общеклассовые интересы. Это означает, что без его учета нельзя понять поведение ни одного класса, ни одной социальной группы. Осознание людьми своих личных и даже ближайших общих интересов (экономических, например) еще не организует классы в самостоятельную политическую силу. Только политический интерес становится показателем их социальной зрелости.
Однако общность интересов не предполагает потерю личностью своей индивидуальности. Интерес- это когда для себя и для других. Точнее, пожалуй, - для других через себя. Ибо только при таком понимании его общности интерес выступает гарантией реализации заложенного в каждом человеке творческого потенциала, способности класса внести свой вклад в социальный прогресс - приблизить Человека к обществу, в котором "свободное развитие каждого является условием свободного развития всех".
Сложившийся политический интерес (мысленное предвосхищение результатов его удовлетворения) выступает как определенная цель, достижение которой осуществляется в ходе политической, классовой в целом борьбы. Он служит исходным фактором обоснования политики, истоком научного управления социальными процессами, позволяет соотнести интересы классов и выяснить место каждого из них в социальном прогрессе.
Политический интерес не существует вне класса. Однако порождается он не сознанием (хотя и является осознанием потребностей), а его объективным положением в обществе. Политический интерес возникает на базе экономического интереса, но не сводится к нему. Содержанием политического интереса выступает необходимость (потребность) завоевания политической власти. Это связано с особой ролью государства в обществе, призванного защищать интересы экономически господствующего класса. Потому, не свергнув старую власть, нельзя устранить порядки, которые она защищает; не утвердив новый тип государства, нельзя перейти к более прогрессивному общественному строю. И пока класс не осознал такой зависимости, у него нет перспективы стать господствующим. Не случайно политические интересы приобретают первенствующее значение, особенно в периоды революций.
Понимание необходимости завоевания последней приходит к классам не сразу. Причем имущие классы быстрее, чем неимущие, осознают свои политические интересы. Этому способствует не только классовый инстинкт (сохранение собственности, господствующего положения в обществе), но также их идеология, которая обычно оформляется раньше идеологии угнетенных классов. Пройдет немало веков, одно за другим будут вспыхивать и гибнуть народные восстания, не освященные политической целью, прежде чем у первого из трудящихся классов - пролетариата - сложится понимание необходимости завоевания своей власти, появится своя идеология, обосновывававшая не только цели его борьбы, но и пути их достижения.
Близкими политическими партиями по функциям и средствам воздействия субъектами политического процесса являются группы интересов. Эти группы формируются на основе осознания людьми необходимости совместной деятельности для реализации своих интересов. В современной политологии группы интересов определяются как добровольные объединения, формирующиеся с целью выражения и отстаивания политически значимых интересов входящих в них людей во взаимоотношениях с государством и другими политическими институтами.
В современном демократическом обществе существует множество различных добровольных объединений людей. Основанием группирования интересов могут быть экономические, социальные, культурные, этнические, религиозные, идеологические потребности. В качестве примера таких групп можно назвать профсоюзные объединения, объединения предпринимателей, общества потребителей, экологические движения, женские, молодежные и иные ассоциации, внегосударственные культурно-просветительские организации, благотворительные общества и т. д.
Основное предназначение групп интересов, также как и политических партий, состоит в агрегации и артикуляции интересов. В этих группах происходит согласование множества частных требований граждан и социальных групп, оформления этих первоначально расплывчатых взглядов и мнений в конкретные требования, выработка на их основе общепризнанных целей деятельности организаций.
Существуют множества средств и способов доведения группами интересов своих требований до властных структур. Одни из них используют экономические рычаги, в том числе и такую популярную в современной России форму как забастовка. Другие действуют менее заметно - в коридорах власти. Наиболее распространенной формой воздействия групп интересов на органы власти является лоббирование. В развитых странах Запада лоббисты представляют собой штат высококвалифицированных специалистов, способных собрать необходимую информацию и склонить органы власти к принятию решения в пользу той группы, интересы которой они представляют. Лоббисты добиваются финансовых выгод или иных льгот для своих клиентов. Часто лоббисты выполняют роль посредников в разного рода сделках между группами интересов и политическими деятелями, в том числе законодателями и членами правительства, тем самым оказывая существенное влияние на формирование политического курса страны.
Отсюда следует, что наряду с агрегированием и артикуляцией интересов важной социальной функции групп интересов является информирование органов, принимающих политические и административные решения. И хотя предоставляемая ими информация чаще всего бывает односторонней, ориентированной в соответствии с интересами данных групп, деятельность множества таких групп позволяет властным структурам познакомиться со всем спектром общественного мнения на ту или иную проблему. И это, без сомнения, способствуют повышению эффективности деятельности власти, которая познакомившись с общественным мнением, может проводить политический курс, отвечающий реальным потребностям граждан.
Артикулирование, агрегирование и информирование властных структур о многообразных интересах граждан и социальных групп свидетельствует об общности социальной роли групп интересов и партий в политической системе общества. Но наряду с общим между этими субъектами политического процесса имеются два существенных отличия. Первое - политические партии в качестве важнейшего средства отстаивания интересов считают завоевание власти в государстве. Группы интересов не ставят перед собой такой цели. Они отстаивают интересы своих членов, оказывая влияние на властные структуры.
Второе - политические партии, как правило стремятся к расширению своей социальной базы и объединяют в своих рядах людей с разнообразивши интересами и ориентациями. Специализированные же группы интересов организуются для того, чтобы защитить частные (особенные) интересы своих членов.
В политологии сложилась разветвленная типология групп интересов, учитывающая разнообразные формы их строения и виды деятельности.
Характер происхождения и степень организованности позволяет разделить группы интересов на анемические и институциональные.
Анемические группы возникают стихийно и стихийно распадаются. Они чаще всего недолговечны, слабо организованы и отношение их с органами власти носят нерегулярный характер. Примером анемических групп являются стихийно возникшие группы участников митингов, демонстраций, других акций протеста. Нередко их действия принимают форму насильственных действий.
В противоположность им существуют многочисленные институциональные группы - формальные объединения с четко выраженной организационной структурой, устоявшимися функциями и профессиональным кадровым аппаратом (профсоюзы, церкви и т. д.) Относительная жесткость организационных структур позволяет этим группам оказывать существенное влияние на органы власти. Такие группы называют еще группами давления.
Близкой по принципу является классификация групп интересов на неассоциативные и ассоциативные группы:
Неассоциативные. Это неформальные группы часто не имеющие четкой организационной структуры. Примером такого типа групп интересов могут служить многочисленные общественные движения. Они не имеют ни уставов, ни структуры, ни формального членства, ни четких численных границ; в них участвуют сотни, тысячи и больше людей, поэтому затруднительно бывает с точностью до единицы установить число участников. Связь, существующая между участниками движения, носит по преимуществу идейный характер, но в отличие от ассоциативных организаций она не дополняется постоянной организационной связью. Организационные формы его проявления носят эпизодический характер. Это - митинги, демонстрации, обращения. И хотя массовые движения создают, как правило, свои руководящие органы, эти органы избираются не "членами" движения (таких формальных членов не существует), а представителями общественности - представителями различных общественных организаций, выражающих политические настроения индивидов и их готовность участвовать в проведении в жизнь определенной конкретной цели (например, идеи мира).
Движения могут быть длительными и кратковременными. Чаще всего они самоликвидируются, свертываются после достижения цели, ради которой возникли.
Ассоциативные группы интересов обладают высоким уровнем специализации и организации (добровольные организации, специализирующиеся в выражении интересов, например, профсоюзы, объединения предпринимателей, этнические ассоциации и др.). Ассоциативным объединениям свойственны следующие признаки:
а) формальное организационное единство (официальный характер создания группы), обязательная добровольность объединения. Организация как формальная группа определяется системой предписаний, позиций и ролей, нормативно зафиксированных и определяющих разделение труда и координацию действий организации в целом и ее членов. Общественная организация руководствуется в своей работе совместно разработанными их членами особыми документами - уставами;
б) преднамеренность их создания (сформированы с определенной, заранее установленной целью);
в) устойчивость состава и структуры, связей между членами.
Из множества существующих можно выделить следующую классификацию ассоциативных организаций:
1) организации, опирающиеся на принцип добровольного членства лиц, заинтересованных в реализации определенных целей (профессиональные, молодежные и т. д.);
2) организации, создаваемые с целью поддержки определенных программ или даже лиц.
Функционирование ассоциативных организаций предполагает их подзаконность, выражающуюся в регистрации их и в возможности государственных органов осуществлять необходимый контроль за их деятельностью. Известно несколько порядков образования добровольных организаций: разрешительный, регистрационный, заявительный.
При разрешительном порядке для создания объединения необходимо предварительное согласие на то государственного органа и акт, разрешающий создание объединения, имеет учредительный характер.
При регистрационном порядке созданная организация в установленном правовой нормой порядке подлежит регистрации в государственных органах, где проверяется законность ее целей. Акт регистрации считается актом учреждаемого значения.
При заявительном порядке граждане, желающие создать объединение, ставят в известность об этом государственный орган. Если орган сочтет, что условия создания объединения, установленные заранее общей правовой нормой, соблюдены, то он не принимает никакого решения и по истечении определенного срока объединение считается созданным. Если предписанные нормой условия объединения не выполнены, то принимается решение, запрещающее объединение.
Основой еще одной типологии является различие в общественных сферах деятельности. Выделяется пять типов групп интересов:
1) организованные группы в экономической сфере и в сфере трудовых отношений (предпринимательские ассоциации, союзы потребителей, профсоюзы);
2) организованные группы в социальной сфере (объединения ветеранов, общества инвалидов, благотворительные союзы);
3) организованные группы в сфере досуга и отдыха (спортивные союзы, союзы филателистов и т. д.);
4) организационные группы в сфере религии, науки и культуры (секты, церкви, научные ассоциации, союзы художников, писателей, артистов и т. д.);
5) организованные группы в политической сфере (экологические движения, движения за мир, за права женщин, национальных
меньшинств и т. д.).
Важнейшую роль в государствах с функционирующей рыночной экономикой выполняют такие группы интересов, как предпринимательские союзы и объединения. В различных странах вышеуказанные группы отличаются друг от друга формами связи между собой и с различными государственными органами, специфическими методами деятельности внутри страны и на международной арене, объемом выполняемых ими функций, особенностями политического спектра различных ассоциаций и выражаемых ими политических воззрений.
Практически каждый союз и объединение имеет хорошо развитую структуру. Она включает в себя руководящие органы данных союзов и объединений (советы, правления и др.), различные региональные отделения, отделы, компоненты. Например, в структуре Комитета экономического развития США, помимо правления организации (главы ведущих корпораций и банков страны, ведущие представители делового и научного мира - 200 человек) имеется также 12 различных комитетов и подкомитетов. Они занимаются выработкой рекомендаций правительственным органами организациям по вопросам национальной обороны, развития ядерной энергетики, отношение с профсоюзами, борьбы с безработицей, бездомностью, инфляцией и т. д.
Наряду с предпринимательскими союзами и объединениями важные политические функции в политической системе общества выполняют и другие ассоциации крупного бизнеса. В их числе можно назвать, в частности, создаваемые совместными усилиями предпринимателей многочисленные исследовательские и пропагандистские организации. Например, Совет по рекламе, который осуществляет свою деятельность в США и имеет целью воздействие на общественное мнение в благоприятном для деловых кругов направлении.
Значительную социальную, политическую и идеологическую роль в политической системе общества выполняют различные благотворительные (филантропические) фонды. Они являются мощными и весьма влиятельными организациями капитала. Наибольшее распространение и развитие эти формы организации получили в США. Число их превышает 40 тысяч с активом более 100 млрд. долларов и ежегодные расходы этих фондов достигают 2 млрд. долларов. Наряду с узкоклассовыми функциями существуют многие благотворительные фонды, выполняющие и общесоциальные функции, затрагивающие интересы всех слоев общества. Среди них следует выделить те, которые функционируют в сфере образования, здравоохранения, социального обеспечения. Деятельность многих из них направлена на финансовую и иную поддержку программ по обучению кадров для национальных меньшинств, на изучение проблем народонаселения, на борьбу с наркоманией, на оказание помощи кооперативам фермеров и ремесленников.
Важные социальные и политические функции в политической системе современного общества выполняют частные клубы. Они объединяют в своих рядах ведущих предпринимателей и финансистов, наследников многомиллионных состояний, видных политических деятелей, влиятельных журналистов. Будучи закрытыми по своему характеру, с выборочным и ограниченным членством, частные клубы призваны способствовать консолидации высоких, привилегированных слоев общества, формированию у них общих социально-политических взглядов и представлений, выработке и закреплению чувства их элитарной исключительности, групповой сплоченности, совместному обсуждению и принятию важнейших для них политических и иных решений. Их по праву называют "закрытыми центрами политической власти", уникальными учреждениями, создающими благодаря своей негласной деятельности условия для обеспечения политического господства.
Важную роль в обществе выполняют профсоюзы. Профессиональный союз -общественная организация, объединяющая людей труда одной и той же профессии или занятых в одной и той же отрасли производства. Профсоюзы призваны защищать экономические и социальные интересы трудящихся, поднимать уровень культуры как трудящихся, так и членов их семей.
Профсоюзы - массовая организация трудящихся. Удельный вес членов профсоюзов в общей численности наемных работников в последние годы составила Швеции - 78,4 %, Австрии - 64,0 %, Финляндии - 58,8 %, Италии - 56,8 %, Великобритании - 55,6 %, ФРГ - 40,4%, Японии - 32,4 %, Франции - 31,7 %, США -19,7 %.
В современных условиях все более тесное переплетение экономических и социально-политических противоречий в национальных и международных масштабах усиливает стремление предпринимателей избегать крупных социально-трудовых конфликтов, изыскивать различные нормы "кооперации", "сотрудничества" с профсоюзами. Политика социального партнерства, как комплекс государственно-монополистических мероприятий, направлена на то, чтобы сгладить остроту трудовых конфликтов.
Отработанный механизм регулирования трудовых отношений в духе соглашательства существует в Австрии. Функционирование этого механизма усиливается небольшими размерами страны и наличием в ее экономике крупного государственного сектора. В качестве активных сторон политики социального партнерства в Австрии выступают ассоциации предпринимателей и объединение австрийских профсоюзов. Создаваемые ими совместные комиссии нигде и никем не избираются, их работа не предусмотрена законодательством, они не подлежат контролю. Сотрудничество сторон в этих неформальных органах социального партнерства не ограничивается обсуждением отдельных вопросов. Комиссии координируют политику в области бюджета, инвестиций, рабочей силы, налогов, заработной платы, цен и конкуренции.
В профсоюзном движении существует и другая линия развития. Профсоюзы на нынешнем (ложном этапе по возможности переходят в наступление, организуют массовые акции на национальном и международном уровнях.
Влияние групп интересов может иметь как открытый, так и закрытый (латентный) характер. Опасность закрытого влияния групп интересов состоит в том, что они могут выйти за рамки присущих им функций, связанных с передачей требований и воздействия на власть, и начать осуществлять собственно властные полномочия под прикрытием официальных государственных институтов. Так, в США отмечается чрезмерное усиление влияния представителей промышленности, банковского дела и агробизнеса. Сложился "железный треугольник", составными частями которого выступают фирма, специализированный комитет или комиссия в Конгрессе и соответствующее Министерство в исполнительных органах государства, который определяет политику в соответствующей сфере.
Решение этой проблемы - реализация принципа открытости, гласности в деятельности государственных органов. Этот принцип включает в себя право граждан на получение информации и право средств массовой информации на свободу слова. Открытость деятельности государственных органов становится условием эффективности и качества их работы.
Эффективность деятельности групп интересов зависит от ресурсов, которыми они обладают. К ресурсам групп интересов можно отнести и мотивационные ценности, объединяющие членов организации, а также выражающие их стремления в рамках этой организации. Иерархия мотивационных ценностей в каждой группе может быть своеобразной, только ей присущей, но в любом случае мотивационные ценности должны быть гармонизированы со средствами достижения целей.
Важнейшие ресурсы группы интересов-количественный состав и организация. Масштаб организации имеет большое значение, но может быть компенсирован другими факторами, например, организационной сплоченностью. Неассоциированные группы, в которых отсутствует элемент формальной организации и сплоченности, обычно слабы, их численность неадекватна производимому ими эффекту.
Владение собственностью или экономическая власть - Другой важный ресурс. Группы интересов, представляющие бизнес, могут оказывать влияние благодаря возможности создавать или сокращать рабочие места, ведущие профсоюзы в силу воздействия на экономику посредством забастовок, прочие группы благодаря деньгам, которые они могут использовать для заключения соглашений.
Важная роль принадлежит и таким ресурсам как информация, квалификация и опыт. Группы интересов владеют информацией и опытом, что крайне необходимо правительству для выработки эффективной политики. У них есть лидеры, профессиональные кадры и лоббисты для воздействия на политику. Группы интересов, имея нужные знания и подготовленных экспертов, особенно влиятельны в тех случаях, когда политический вопрос предполагает решение сложных технических проблем.
Особенностью современного этапа развития политической системы в нашей стране стал бурный рост групп интересов, которые активно включились в политическую жизнь.
Назовем основные формы и виды новых образований. Общественно-политические клубы и объединения ("Союз избирателей", "Выборы-95", "Клубы афганцев" и т. д.). Цель клубного движения - стремление к общественному самоуправление, восстановлению роли личности как субъекта политики.
Самостоятельным направлением общественно-политического движения выступает правозащитная деятельность ("Свобода миграции для всех", "Комитет социальной защиты", "Защита" и др.).
Разнообразные и новые формы приобретает религиозное движение, которое включается в активную политическую деятельность, как в рамках традиционных конфессий (общество возрождения духовных основ русской культуры "Радонеж", "Союз молодых христиан" и т. д.), так и в формах нетрадиционной духовности, ориентированных на изучение европейских и восточных религий ("Союз Кришны", "Лотос", "Факел Рериха" и т. д.).
Современный этап развития нашей страны требует пристального внимания к эволюции групп интересов, так как они переживают переход от почти стихийных образований к становлению своих внутренних структур, четкой выработке программ, определению своего места в структуре политической системы. Должна быть преодолена деятельность различных асоциальных формирований (расистских, националистических, террористических, фашистских и уголовно-преступных групп). Борьба с ними может быть эффективной только на основе тесного сотрудничества профессиональных работников госаппарата и организованной общественности.
Группы интересов являются воплощением сути гражданского общества в политической системе. Чем более развито общество, тем сложнее и многообразнее их система. Группы интересов являются важнейшим механизмом реализации прав человека.
Литература
Андреев С. С. Политические интересы и политические отношения / Социально-политические науки, 1991, № 6.
Демидов А. И., Федосеев А. А. Основы политологии. -М., 1995.
Мельник В. А. Политология: Учеб. -М.: Высш. шк., 1996.
Мясников О. Г. Субъекты политики. / Социально-политический журнал, 1993, № 5-6.
Перегудов С. П. Организованные интересы и государство: смена парадигм / Политические исследования (ПОЛИС), 1994, № 2.
Политология: Учебное пособие для вузов / Сост. и отв. ред. А. А. Радугин. - М.: Центр, 1999.
1 10

Работа на этой странице представлена для Вашего ознакомления в текстовом (сокращенном) виде. Для того, чтобы получить полностью оформленную работу в формате Word, со всеми сносками, таблицами, рисунками, графиками, приложениями и т.д., достаточно просто её СКАЧАТЬ.



Мы выполняем любые темы
экономические
гуманитарные
юридические
технические
Закажите сейчас
Лучшие работы
 Проблема бедности в России
 Организация технологии работы магазина
Ваши отзывы
Спасибо, все получил. С вами работать просто одно удовольствие, отдельное спасибо за оперативность. Не первый и не последний раз к вам обращаюсь... Кстати, рекомендую Вас всем своим одногруппникам.
Стормовцев Василий

Copyright © refbank.ru 2005-2024
Все права на представленные на сайте материалы принадлежат refbank.ru.
Перепечатка, копирование материалов без разрешения администрации сайта запрещено.