Refbank.Ru - рефераты, курсовые работы, дипломы по разным дисциплинам
Рефераты и курсовые
 Банк готовых работ
Дипломные работы
 Банк дипломных работ
Заказ работы
Заказать Форма заказа
Лучшие дипломы
 Развитие коллективных инвестиций в России: паевые инвестиционные фонды
 Ложные друзья переводчика
Рекомендуем
 
Новые статьи
 Для чего нужна накрутка лайков...
 Особенности местного бюджетного...
 Официальный сайт онлайн-казино русский...
 Главные достоинства Адмирал...
 Лучший азартных отдых в онлайн-казино Вулкан...
 Готовые сочинения по ЕГЭ на тему о влиянии фамилии на...
 Уникальный текст сочинения по русскому языку 11 класс. По...
 Что может...
 Куда вложить деньги? Конечно в недвижимость за...
 Университеты Англии открывают свои двери для Студентов из...
 Бакалавриат в университетах США - выбор Казахстанских...
 Любишь серьезные приключения? Игровой автомат Pirat 2...
 Азартные игры онлайн – залог увлекательных...
 Как быстро взять кредит до 50 000 рублей у частного лица...
 Онлайн-казино Вулкан – самые популярные азартные...


любое слово все слова вместе  Как искать?Как искать?

Любое слово
- ищутся работы, в названии которых встречается любое слово из запроса (рекомендуется).

Все слова вместе - ищутся работы, в названии которых встречаются все слова вместе из запроса ('строгий' поиск).

Поисковый запрос должен состоять минимум из 4 букв.

В запросе не нужно писать вид работы ("реферат", "курсовая", "диплом" и т.д.).

!!! Для более полного и точного анализа базы рекомендуем производить поиск с использованием символа "*".

К примеру, Вам нужно найти работу на тему:
"Основные принципы финансового менеджмента фирмы".

В этом случае поисковый запрос выглядит так:
основн* принцип* финанс* менеджмент* фирм*
Педагогика

курсовая работа

Диагностика уровня развития познавательных процессов и речи у детей от 3 до 6-7 лет (дошкольного возраста)



ПЛАН
ВВЕДЕНИЕ 3
1. ПСИХИЧЕСКИЕ ЯВЛЕНИЯ ЧЕЛОВЕКА 5
1.1. Развитие восприятия у человека. 5
1.2. Развитие внимания. 7
1.3. Ощущения как отражение разнообразия
свойств окружающего мира. 8
1.4. Память и ее виды. 9
1.5. Мышление и речь в развитии детей. 11
1.6. Развитие представлений и воображения у детей. 14
2. ПСИХОДИАГНОСТИКА ДЕТЕЙ 3-7 ЛЕТ 16
2.1. Психодиагностика детей
дошкольного возраста и ее особенности. 16
2.2. Методы диагностики познавательных
процессов и речи у дошкольников. 18
2.3. Результаты исследований. 31
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 34
ЛИТЕРАТУРА 35

ВВЕДЕНИЕ
Слово "психодиагностика" означает буквально "постановка психологического диагноза", или принятие квалифицированного решение о конечном психологическом состоянии человека в целом или о какой - либо отдельно взятом психологическом свойстве.
Практическая психодиагностика используется в самых разных областях деятельности психолога: и тогда, когда он выступает как автор или участник прикладных психолого - педагогических экспериментов, и тогда, когда он занят психологическим консультированием или психической коррекцией. Но чаще всего психодиагностика выступает как отдельная, вполне самостоятельная сфера деятельности. Ее целью становится постановка психологического диагноза, т.е. оценка наличного психического состояния человека.
Для того, чтобы психолого-педагогический эксперимент был достаточно надежный средством исследования и позволял получать, вполне, достоверные результаты, которым можно доверять и на основании которых можно делать правильные практические выводы, необходимо, чтобы используемые в нем психодинамические методы были надежно обоснованными. Кроме того, к людям, занимающихся психодиагностикой, предъявляются особые требования. Основные из них - следующие: хорошая теоретическая подготовка, доскональное знание психодиагностических методик и правил их применения, наличие достаточного опыта практического использования соответствующих методик.
Наряду с математизацией и технизацией методов исследования в психологии не утратили свое значение, и до сих пор применяются общие традиционные, методы сбора информации, такие, как наблюдение и опрос. Главная причина сохранения их значения состоит в том, что явления, изучающие в психологии, уникальны и сложны, их не всегда можно выявить с помощью технических средств и описать в точных математических формулах. Но данные наблюдения, и особенно самонаблюдения, не всегда достоверны. Они порой субъективны и требуют проверки. Там, где это возможно, а в психологии это возможно далеко не всегда, - эти данные необходимо перепроверять при помощи других, более объективных методов, в частности математических расчетов.
1. ПСИХИЧЕСКИЕ ЯВЛЕНИЯ ЧЕЛОВЕКА
1.1. Развитие восприятия у человека.
Итак, восприятие - психический процесс отражения в сознании человека совокупностей свойств предмета или явлений, при их непосредственном воздействии на органы чувств (анализаторы).
Восприятие - это сложная познавательная деятельность, включающая целую систему перцептивных действий, т.е. действий, которые позволяют обнаружить объект восприятия, опознать его, измерить, оценить. Состав их зависит от степени осмысленности восприятия, т.е. понимания того, то воспринимается, и от характера перцептивной задачи, стоящей перед человеком, т.е. для того, зачем и для какой цели человек смотрит или слушает в данный момент.
Изучая развитие детского восприятия, ученые А. В. Запорожец, Л. А. Венгер, В. А. Зинченко, А. Г. Рузская и др. сумели вскрыть как его вто-ричность по отношению к практической, материальной деятельности ребенка, так и его собственную деятельностную природу. Выяснилось: процессы восприятия представляют собой системы специфических ориентировочных действий, направленных на обследование предметов и явлений действительности, выявление и фиксацию их внешних свойств и отношений - перцептивных действий.
Развитие восприятия у ребенка заключается в последовательном овладении все более сложными перцептивными действиями, причем овладение каждым новым их типом проходит ряд этапов.
Поскольку овладение каждым новым видом перцептивных действий имеет в своем исходном пункте решение нового типа практических задач, все развитие детского восприятия определяется общим развитием практической деятельности. Практическая деятельность ставит перед восприятием все более широкие задачи и создает предпосылки для отыскания путей их разрешения. Так, развитие зрительного восприятия происходит на первом году жизни ребенка, когда он осваивает хватание и удерживание предмета, передвижение в пространстве; на втором-третьем году жизни - усвоение способов употребления предметов; применение простейших орудий - в период дошкольного детства, главным образом с развитием продуктивных видов деятельности - рисования, лепки, конструирования и др., требующих детального анализа формы предметов, их внутреннего строения, отношений по величине и т. п.
Предметность, целостность, константность и категориальность (осмысленность и означенность) - это основные свойства образа, складывающегося в процессе и в результате восприятия. Предметность восприятия формируется у ребенка постоянно в процессе углубления его в суть предметного мира.
В процессе сенсорного развития у ребенка создается целостный образ о предметах и явлениях. Он возникает из отдельных, частных качеств предмета, отражаемых мозгом.
С целостностью восприятия связана его структурность. Структурность восприятия - это сформированность цельного образа во времени о предметах и явлениях окружающего нас мира. Целостность и структурность восприятия являются результатом взаимосвязанной деятельности анализаторов.
Прошлый опыт ребенка участвует в формировании образа предмета или явления и зависит от его интересов, потребностей, мотивов, целей и задач деятельности. Чем богаче прошлый опыт и выше мотивы, тем богаче восприятие и образы ребенка.
Исследуя закономерности развития детского восприятия, ученые сумели наметить наиболее рациональные пути педагогического руководства, создать новую систему сенсорного воспитания в детском саду, основанную на систематическом ознакомлении детей с сенсорными эталонами и включении заданий, способствующих формированию перцептивных действий, в обучение соответствующими видам деятельности.
1.2. Развитие внимания.
Само по себе внимание не является познавательным процессом, но характеризует условия протекания любого познавательно процесса.
Внимание - это психологическое состояние, характеризующее интенсивность познавательной деятельности и выражающееся в ее сосредоточенности на сравнительно узком участке (действии, предмете, процессе, явлении), который становится осознаваемым и концентрирует на себе психологическое и физическое усилия человека в течение определенного периода времени.
Можно выделить последовательность основных этапов развития детского внимания:
Первые недели - месяцы жизни. Появление ориентировочного рефлекса как объективного, врожденного признака непроизвольного внимания ребенка.
Конец первого года жизни. Возникновение ориентировочно 0- исследовательской деятельности как средства будущего развития произвольного внимания.
Начало второго года жизни. Обнаружение зачатков произвольного внимания под влиянием речевых инструкций взрослых, направление взора на названный предмет.
Второй - третий год жизни. Достаточно хорошее развитие указанной выше первоначальной формы произвольного внимания.
Четыре - пять лет. Появление способности направлять внимание под воздействием сложной инструкции взрослого.
Пять - шесть лет. Возникновение элементарной формы произвольного внимания под влиянием самоинструкции (с опорой на внешние вспомогательные средства).
Школьный возраст. Дальнейшее развитие и совершенствование произвольного внимания, включая волевое.
Характеристики внимания делятся на первичные и вторичные. К первичным относятся те, которые связаны с объемом, интенсивностью, устойчивостью внимания, а к вторичным - колебания, переключаемость внимания.
Внимание, как и все психические процессы, имеет низшие и высшие формы. Первые представлены непроизвольным вниманием, а вторые - произвольным.
С возрастом все стороны внимания существенно изменяются. Первоначально внимание непроизвольно и полностью зависит от внешних причин, от простейших потребностей и интересов.
Серьезные изменения в развитии внимания происходят в дошкольные годы. Постепенно идет нарастание произвольного внимания. В игре, на занятиях в детском саду ребенок учится принимать словесные задания и переводить его в самоприказ, овладевает простейшими навыками самоконтроля. И все же уровень развития дошкольного внимания еще не высок. Дошкольник легко отвлекается, может бросить начатое дело и заняться другим. У него довольно узкий объем и слабое распределение внимания.
Первоначально процесс произвольного внимания, направляемые речью взрослого, являются для ребенка, скорее, процессами его внешнего дисциплинирования, чем саморегуляции. Постепенно, употребляя то же самое средство овладения вниманием по отношению к самому себе, ребенок переходит с самоуправлению поведением, т.е. к произвольному вниманию.
1.3. Ощущения как отражение разнообразия
свойств окружающего мира.
Отражение мира на уровне ощущений присутствует практически у всех живых существ - от простейших до высших. Эволюционно ощущения возникли на базе раздражимости, представляющей собой изменение своего внутреннего состояния на биологически значимые воздействия среды. Ощущения, их природа, законы формирования и изменения изучаются в специальной отрасли психологии, называемой психофизикой.
Выделяют разные виды ощущений, непосредственно связанные с анализаторами как органами ощущения: слуховые ощущения (речевые, звуковые, шумы); вкусовые и обонятельные ощущения; статические и кинестетические ощущения (двигательные).
1.4. Память и ее виды.
Память является одной из традиционных областей исследования в психологии. Говоря о памяти, мы говорим об одном из самых удивительных и важнейших свойств той высокоорганизованной материи, каковой является мозг. Вскрыть тайны памяти - это, значит, познать основные механизмы действия мозга.
Запоминание, сохранение и последующее воспроизведение индивидом его опыта называется памятью. В памяти различают такие основные процессы: запоминание, сохранение, воспроизведение и забывание. Указанные процессы не являются автономными психическими способностями. Они формируются в деятельности и определяются ею. Запоминание определённого материала связано с накоплением индивидуального опыта в процессе жизнедеятельности. Исследование в дальнейшей деятельности того, что запомнилось, требует воспроизведения. Выпадение же определённого материала в памяти зависит от участия его в деятельности личности, поскольку в каждый данный момент поведение человека определяется всем его жизненным опытом.
Существуют многообразие видов памяти. П.П.Блонский разделил память на четыре вида: двигательную; эмоциональную; образная память включает зрительную, слуховую, осязательную, обонятельную и вкусовую память; словесно - логическую (вербальную) память.
У детей дошкольного возраста первоначально преобладает наглядно - образный вид памяти и он формируется на основе воспитания. При преобладании наглядно - образной памяти дети запоминают любой материал, в том числе и отвлеченный, с помощью конкретных образов, предметов и явлений. Позже происходит формирование словесно - логического вида памяти.
В зависимости от характера деятельности, в ходе совершается запоминание и воспроизведение, память можно разделить на непроизвольную и произвольную. По способу запоминания выделяются механическая и смысловая память. По продолжительности запоминания и сохранения материала память подразделяется на кратковременную и долговременную. Кроме того, выделяют и оперативную память.
Различают следующие основные процессы памяти: запоминание, сохранение и воспроизведение. Эти процессы тесно связаны друг с другом.
Запоминание может быть произвольным и непроизвольным. Произвольное запоминание осуществляется преднамеренно и имеет целенаправленный характер, когда ставится задача.
Объем запоминаемого материала значительно возрастает, если вместо механического заучивания ребенок использует логические, смысловые связи между отдельными частями материала. Запоминанию помогает специальная организация материала: рифмование, установление в материале связей, несуществующих с точки зрения его содержания и др.
Произвольное и непроизвольное запоминание в значительной мере зависит от направленности интересов, внимания и действий детей.
Сохранение. Различают два вида сохранения материала в памяти: кратковременную и длительную память.
Наличие механизмов кратковременной памяти имеет важное значение для процессов отбора поступающих в головной мозг человека сведений о предметах и явлениях окружающего мира. Такой механизм ограждает долговременную память от огромного потока второстепенных впечатлений.
Воспроизведение может быть непроизвольным и произвольным. Непроизвольное осуществляется без специальной цели, что-либо вспомнить, оно вызывается непреднамеренно. Произвольное воспроизведение вызывается сознательной постановкой задачи вспомнить что-либо. Важной чертой воспроизведения, в особенности произвольного, является его избирательность.
Развитие памяти детей начинается с рождения и продолжается в течение всей дальнейшей жизни. Развитие памяти происходит под влиянием условий жизни, воспитания и обучения. Благоприятным условием развития памяти является разнообразие учебного материала и разностороннее гармоническое сенсорное развитие детей.
Индивидуальные развития, имеющие значение для развития памяти, выражается в скорости, точности запоминания и готовности к воспроизведению.
Эти особенности индивидуальных различий у детей связаны с особенностями типа высшей нервной системы, состоянием здоровья, с навыками к точности и аккуратной деятельности (игровой, учебной, трудовой и т.д.), наличием интереса, настойчивости и ответственного отношения к деятельности.
Память - это следовое психическое отражение прошлого, заключающееся в запоминании, сохранении и последующем воспроизведении или узнавании ранее воспринятого, пережитого или сделанного. Благодаря памяти человек может овладеть опытом, накопленным предшествующими поколениями людей; успешно применять свой личный опыт в практической деятельности; непрерывно расширять свои знания, навыки и умения.
1.5. Мышление и речь в развитии детей.
Мышление - высший познавательный процесс. Оно представляет собой порождение нового знания, активную форму творческого отражения и преобразования человеком действительности. Мышление порождает такой результат, которого ни в самой действительности, ни у субъекта на данный момент времени не существует. Мышление отражает бытие не только в виде отдельных вещей, явлений и их свойств, но и определяет связи, существующие между ними, которые чаще всего непосредственно человеку не даны. Свойства вещей и явлений, связи между ними отражаются в мышлении в обобщенной форме, в виде законов, сущностей.
На практике мышление как отдельный психический процесс не существует, оно незримо присутствует во всех других познавательных процессах: в восприятии, воображении, памяти, речи.
В психологии принято несколько классификаций мышления:
Виды мышления
Теоретическое Практическое

понятийное образное наглядно- наглядно-
образное действенное
Исследования, направленные на изучение развития детского мышления, показали: его исходная форма - наглядно-действенное мышление, непосредственно включенное в практическую деятельность.
Ранние формы наглядно-действенного мышления, как установила С. Л. Новоселова, складываются с овладением предметными и орудийными действиями. Первый тип обобщения, возникающий в раннем детстве, - функционально-предметное обобщение, носителем которого выступает предмет-орудие. Формирование следующего типа обобщения - функционально-знакового - происходит с возникновением элементарных форм игры и зарождением символической функции сознания.
Наглядно-действенное мышление, как показали исследования Н. Н. Поддьякова, формируется благодаря преобразованию практических, исполнительных действий в пробующие, выполняющие ориентировочную функцию. Переход же к наглядно-образному мышлению представляет собой процесс интериоризации внешних пробующих действий, связанный с усвоением новых средств их осуществления, построением и использованием наглядных представлений.
Новые важные данные о возможностях наглядно-образного мышления дошкольников (исследования Н. Н. Поддьякова и его сотрудников) показали: в процессе предметно-чувственной деятельности ребенок может выделить существенные связи и отношения явлений в различных областях действительности и отразить их в образной форме. Это создает основу для коренного преобразования содержания дошкольного обучения, замены конкретных эмпирически подобранных знаний обобщенными и систематизированными - о явлениях живой и неживой природы, общественной жизни, о количественных отношениях вещей, звуковой структуре слова и т.п. Вместе с тем усвоение таких знаний оказывается достаточно эффективным лишь при условии: организация собственных действий детей с изучаемым материалом должна быть представлена в наглядной форме. В качестве основной формы, позволяющей наглядно представить существенные связи и отношения вещей и явлений, были выделены их пространственные модели, а в качестве действий, позволяющих усвоить эти связи и отношения, - действия по построению, преобразованию и использованию таких моделей.
Важной особенностью процесса мышления является его связь с речью. Слово в мышлении отражает общие свойства и связи предметов и явлений, недоступные непосредственному восприятию. Опираясь на речь, мышление позволяет изучать детям сложные процессы и явления в жизни. Мышление возникает на основе практической деятельности из чувственного познания и проверяется практикой.
На протяжении всей истории развития психологических исследований мышления проблема соотношения и речи привлекла к себе особенно много внимания. Значительный вклад в решение этой проблемы внес Л.С.Выготский. Слово, писал он, так же относится к речи, как и к мышлению. "Именно в значении слова, - говорил Л.С.Выготский, - завязан узел того единства, которые мы называем речевым мышлением". Выготский считал, что в возрасте около 2-х лет в отношениях между мышлением и речью наступает практический, переломный момент: речь становится интеллектуальной, а мышление - речевое.
Признаки наступления этого перелома являются быстрое и активное расширение ребенком своего словарного запаса и столь же быстрое, скачкообразное увеличение коммуникативного словаря. Одним и тем же словом он начинает называть разные предметы, и это есть прямое доказательство того, что ребенок усваивает понятия. Решая какие - либо интеллектуальные задачи, он начинает рассуждает вслух, а это в свою очередь признак того, что он не только использует речь как средство для общения, но и для мышления. Практически доступным для ребенка становится значение слова как таковое.
На эти факты есть признаки только лишь начала настоящего усвоения понятий и их использования в процессе мышления и в речи. Далее этот процесс, углубляясь, продолжается еще в течение длительного времени, вплоть до подросткового возраста.
Исследования речевого развития детей, выполненные под руководством Ф. А. Сохина, позволили установить: развиваясь в контексте общения ребенка со взрослым, речь сама становится важнейшим средством общения, обеспечивает усвоение ребенком общественного опыта. Овладение языком характеризуется при этом не просто воспроизведением образцов речи взрослых на основе подражания и интуитивным усвоением языковых средств (как это полагают многие зарубежные авторы), но прежде всего развитием языковых обобщений и элементарного осознания языковых явлений.
1.6. Развитие представлений и воображения у детей.
Дошкольное детство характеризуется развитием фантазии у детей. Игра является одним из важных условий воображаемой ситуации, при которой происходит преобразование образов, накопленных в представлениях. Образ воображения выступает как потребность игровой деятельности, как его цель и программа действий.
Под представлением понимают психический процесс отражения предметов и явлений окружающей действительности в форме обобщенных наглядных образов, а под воображением - психический процесс, заключающийся в сознании новых образов путем переработки материала восприятий и представлений, полученных в предшествующем опыте.
Воображение возникает в разных видах деятельности и протекает то усиливаясь, то постепенно затухая, или совсем переходит в грезы или мечту. Воображение расширяет человеческое познание; оказывает существенное влияние на развитие личностных качеств ребенка; способствует развитию мышления, воли, эмоций и чувств. Благодаря воображению ребенок может предвидеть результаты своей деятельности.
Различают воображение произвольное (активное) и непроизвольное (пассивное). По способам создания образов различают воссоздающее и творческое воображение.
Творческое воображение присуще людям всех возрастов. Оно формируется с самого раннего детства в форме новых образов, которые направлены на продуктивную деятельность. Данный вид воображения чрезвычайно важен, и его необходимо развивать у всех детей, как форму любого творчества и целеустремленности, направленную на поиск удовлетворения творческих потребностей.
Воссоздающее воображение - это воображение, имеющее в своей основе создание новых образов, соответствующих преднамеренному описанию. Воссоздающее воображение возникает у детей при чтении книг, просмотре диафильмов, кино и т.д. Привычка детей сопереживать образам природы, книг, кино помогает им в жизни приблизить к своей действительности образы воображения. Как показывают исследования, воображение развивается в процессе обучения и формируется поэтапно.
2. ПСИХОДИАГНОСТИКА ДЕТЕЙ 3-7 ЛЕТ
2.1. Психодиагностика детей
дошкольного возраста и ее особенности.
Основы советской дошкольной психологии заложены Л. С. Выготским, А. Н. Леонтьевьш, С. Л. Рубинштейном, Б. Г. Ананьевым и другими выдающимися психологами нашей страны. Неоценимый вклад в изучение психики ребенка-дошкольника и закономерностей ее развития внесли А. В. Запорожец, А. Р. Лурия, Д. Б. Эльконин, П. Я. Гальперин, Л. И. Божович, их сотрудники и ученики.
Итог многочисленных теоретических и экспериментальных исследований, - новое понимание дошкольного детства как особого периода в становлении человеческой личности. Именно в этот период формируются многие психические свойства и способности, имеющие непреходящую ценность и в значительной мере определяющие ход дальнейшего развития.
Результаты исследований позволили, с одной стороны, вскрыть психологическую природу "детских" видов деятельности, выявить составляющие их компоненты, наметить направления и стадии их развития на протяжении дошкольного детства, с другой - определить специфику психических свойств и способностей, формирующихся в их контексте и типичных для дошкольника.
Изучение отдельных видов деятельности дошкольника позволило, однако, лишь выделить ряд психологических черт, характеризующих возраст, и показать, что своим происхождением они обязаны особенностям деятельности. Значительно более детальное освещение эти психологические черты получили в исследованиях, посвященных анализу умственного развития дошкольников и формирования их личности.
К этим особенностям прежде всего относится сравнительно низкий уровень сознания и самосознания. У большинства дошкольников такие познавательные процесс как внимание, память, восприятие, воображение и мышление находится на сравнительно низком уровне развития.
Тестовые психодиагостические задания необходимо подбирать таким образом, чтобы они одновременно были рассчитаны как на произвольный, так и непроизвольный уровень регуляции когнитивной сферы, это необходимо для того, чтобы правильно судить об уровне развития ребенка. Это позволяет адекватно оценить, с одной стороны, степень произвольности познавательных процессов, а с другой стороны - реальный уровень их развития в том случае, если они еще не являются произвольными. У детей 3-6 лет уже есть элементы произвольности в управлении своими познавательными процессами. Но основная часть детей этого возраста характеризуется преобладанием непроизвольных познавательных процессов, на них и опирается ребенок, познавая окружающий мир. Психодиагностика детей этого возраста, следовательно, должна быть двояконаправленной:
Детальное изучение развития непроизвольных познавательных процессов.
Своевременное обнаружение и точное описание произвольных когнитивных действий и реакций.
Если сами методики и имеющиеся в них задания вызывают и поддерживают к себе на протяжении всего времени интерес ребенка, тогда в процессе психодиагностики дошкольники будут демонстрировать свои способности, т.е. показывать результаты, правильно отражающие уровень их психического развития. Как только непосредственный интерес ребенка к выполненному заданию утрачивается, он перестает проявлять те способности и задатки, которыми реально обладает. Составляя инструкцию и методику, необходимо позаботиться о том, чтобы все это вызывало со стороны ребенка непроизвольное внимание и было достаточно интересно для него.
Также следует учитывать особенности самих непроизвольных познавательных процессов: непостоянство непроизвольного внимания и повышенную утомляемость детей данного возраста. Поэтому серию тестовых заданий не следует делать слишком длинной, требующей большого количества времени. Пределы от одной до десяти минут - оптимальное время выполнения тестовых заданий для детей дошкольного возраста, причем, чем меньше возраст ребенка, тем более коротким оно должно быть. Ведущая для данного возраста деятельность - игра. Именно в ней можно получить наилучшие психодиагостические результаты.
Методики психодиагностики следует разрабатывать так, чтобы они предполагали не только наблюдения за детьми в индивидуальной предметной деятельности, но и в коллективной игре сюжетно - ролевого плана. Такую игру с ребенком может организовать и в психодиагностических целях.
2.2. Методы диагностики познавательных
процессов и речи у дошкольников.
"Стандартизированный комплекс психодиагностических методик" - это определенный набор методик, который необходим, для того чтобы разносторонне, во всех существенных качествах и свойствах оценить психологию детей дошкольного возраста, определить уровень психологического развития ребенка в целом и по отдельным качествам. Он позволяет определить уровень развития познавательных процессов, сравнить между собой степень развития у него же разных познавательных процессов и следить за развитием ребенка из года в год.
Тест всего стандартизированного комплекса методик завершается представлением Индивидуальной карты психологического развития ребенка.
По предложенным далее методикам результаты оцениваются по десятибалльной шкале. К каждой использованной методике после ее описания дается способ оценки полученных результатов, процедура и условия выводов об уровне развития ребенка.
Диагностика восприятия.
Различные методики позволяют оценивать восприятие ребенка с различных сторон, выявляя одновременно с характеристиками самих перцептивных процессов способность ребенка, формировать образы делать связанные с ними умозаключения и представлять эти заключения в словесной форме.
Методика. "Чего не хватает на этих рисунках?"
Суть этой методики состоит в том, что ребенку предлагается серия рисунков, представленных на рис. 1. На каждой из картинок этой серии не хватает какой-то существенной детали. Ребенок получает задание как можно быстрее определить и назвать отсутствующую деталь.
Проводящий психодиагностику с помощью секундомера фиксирует время, затраченное ребенком на выполнение всего задания. Время работы оценивается в баллах, которые затем служат основой для заключения об уровне развития восприятия ребенка.
Оценки даются в баллах, в десятибалльной системе и представляются в интервалах, являющихся непосредственным основанием для производства выводов об уровне психологического развития ребёнка. Наряду с такими общими выводами ребёнок в результате его обследования по той или иной методике получает частные оценки, которые позволяют более тонко судить об уровне его развития.
Точные критерии оценок в десятибалльной системе не заданы по той причине, что априори, до получения достаточно большого опыта применения методик, их определить невозможно. В этой связи исследователю разрешается прибавлять или отнимать один-два балла (в пределах заданного диапазона оценок) за наличие или, соответственно, отсутствие усердия со стороны ребёнка в процессе его работы над психодиагностическими заданиями. Такая процедура в целом мало влияет на конечные результаты, но позволяет лучше дифференцировать детей.
Оценка результатов.
10 баллов - ребенок справился с заданием за время меньшее, чем 25 сек, назвав при этом все 7 недостающих на картинках предметов.
8-9 баллов - время поиска ребенком всех недостающих предметов заняло от 26 до 30 сек.
6-7 баллов - время поиска всех недостающих предметов заняло от 31 до 35 сек.
4-5 баллов - время поиска всех недостающих предметов составило от 36 до 40 сек.
2-3 балла - время поиска всех недостающих предметов оказалось в пределах от 41 до 45 сек.
0-1 балл - время поиска всех недостающих деталей составило в целом больше чем 45 сек.

Рис. 1. Серия картинок к методике "Чего не хватает на этих картинках?"
Методы диагностики внимания.
Для изучения внимания детей предназначается ряд методик оценивающих такие качества внимания, как продуктивность, устойчивость, переключаемость и объем. Для определения продуктивности и устойчивости внимания используются различные материалы, причем для детей разного возраста они носят различное содержание, хотя инструкции даются одинаковые. Так, для детей 3-4 лет дают матрицы с изображением игрушек (рис.2), для 4-5 -ти летних уже с изображением более сложных фигур: треугольник, флажок, квадрат и т.д. Для детей 6 - ти летнего возраста смело можно дать кольца Ландальта. Ребенок должен просматривая фигуры или кольца, вычеркивать заданные. Затем результаты обсчитываются по формуле:
S = ,
Оценка результатов производится по 10 -ти бальной шкале. 10 баллов - S = 1,25 балла; 8-9 баллов - S = 1,00 - 1,25 балла; 6-7 баллов - S = 0,75 - 1,00 баллов; 4-5 баллов - S = 0,50 - 0,75 баллов; 2-3 балла - S = 0,24 - 0,50; 0 - 1- S = 0,00 - 0,02.
Методика. "Найди и вычеркни"
Задание, содержащееся в этой методике, предназначено для определения продуктивности и устойчивости внимания. Ребенку показывают рис. 2. На нем в случайном порядке даны изображения простых фигур: грибок, домик, ведерко, мяч, цветок, флажок. Ребенок перед началом исследования получает инструкцию следующего содержания: "Сейчас мы с тобой поиграем в такую игру: я покажу тебе картинку, на которой нарисовано много разных, знакомых тебе предметов. Когда я скажу слово "начинай", ты по строчкам этого рисунка начнешь искать и зачеркивать те предметы, которые я назову. Искать и зачеркивать названные предметы необходимо до тех пор, пока я не скажу слово "стоп". ^ это время ты должен остановиться и показать мне то изображение предмета, которое ты увидел последним. После этого я отмечу на твоем рисунке место, где ты остановился, и снова скажу слово "начинай". После этого ты продолжишь делать то же самое, т.е. искать и вычеркивать из рисунка заданные предметы. Так будет несколько раз, пока я не скажу слово "конец". На этом выполнение задания завершится".

Рис. 2. Матрица с фигурками.
В этой методике ребенок работает 2,5 мин, в течение которых пять раз подряд (через каждые 30 сек) ему говорят слова "стоп" и "начинай".
Экспериментатор в этой методике дает ребенку задание искать и разными способами зачеркивать какие-либо два разных предмета, например звездочку перечеркивать вертикальной линией, а домик - горизонтальной. Экспериментатор сам отмечает на рисунке ребенка те места, где даются соответствующие команды.
Методы диагностики воображения.
Ребенку дается задание придумать рассказ о ком-либо или о чем-либо, затратив на это всего 1 минуту, и затем пересказать его в течении 2-х минут. Это может быть не рассказ, а какая-нибудь история или сказка.
Оценка результатов
Воображение ребенка в данной методике оценивается по следующим признакам:
1. Скорость придумывания рассказа.
2. Необычность, оригинальность сюжета рассказа.
3. Разнообразие образов, используемых в рассказе.
4. Проработанность и детализация образов, представленных в рассказе.
5. Впечатлительность, эмоциональность образов, имеющихся в рассказе.
По каждому из названных признаков рассказ может получить от 0 до 2 баллов в зависимости от того, насколько в нем выражен тот или иной признак из перечисленных выше. Для выводов об этом используются следующие критерии.
По первому признаку рассказ получает 2 балла в том случае, если ребенку удалось придумать данный рассказ в течение не более, чем 30 сек. 1 балл рассказу ставится тогда, когда на придумывание его ушло от 30 сек до 1 мин. О баллов по данному признаку рассказ получает, если за минуту ребенок так и не смог ничего придумать.
Необычность, оригинальность сюжета рассказа (второй признак) оценивается так. Если ребенок просто механически пересказывает то, что он когда-то видел или слышал, то его рассказ по данному признаку получает 0 баллов. Если ребенок привнес в виденное или слышанное им что-либо новое от себя, то рассказ получает 1 балл. Наконец, если сюжет рассказа полностью придуман самим ребенком, необычен и оригинален, то он получает 2 балла.
По критерию "разнообразие образов, используемых в рассказе" (третий признак) рассказ получает 0 баллов, если в нем с начала и до конца неизменно говорится об одном и том же, например только о единственном персонаже (событии, вещи), причем с очень бедными характеристиками этого персонажа. В 1 балл по разнообразию используемых образов рассказ оценивается в том случае, если в нем встречаются два-три разных персонажа (вещи, события), и все они характеризуются с разных сторон. Наконец, оценку в 2 балла рассказ может получить лишь тогда, когда в нем имеются четыре и более персонажа (вещи, события), которые, в свою очередь, характеризуются рассказчиком с разных сторон.
Оценка проработанности и детализации образов в рассказе (четвертый признак) производится следующим способом. Если персонажи (события, вещи и т.п.) в рассказе только называются ребенком и никак дополнительно не характеризуются, то по данному признаку рассказ оценивается в 0 баллов. Если, кроме названия, указываются еще один или два признака, то рассказу ставится оценка в 1 балл. Если же объекты, упомянутые в рассказе, характеризуются тремя и более признаками, то он получает оценку 2 балла.
Впечатлительность и эмоциональность образов в рассказе (пятый признак) оценивается так. Если образы рассказа не про-
изводят никакого впечатления на слушателя и не сопровождаются никакими эмоциями со стороны самого рассказчика, то рассказ оценивается в 0 баллов. Если у самого рассказчика эмоции едва выражены, а слушатели также слабо эмоционально реагируют на рассказ, то он получает 1 балл. Наконец, если и сам рассказ, и его передачи рассказчиком достаточно эмоциональны и выразительны и, кроме того, слушатель явно заряжается этими эмоциями, то рассказ получает высшую оценку - 2 балла.
Выводы об уровне развития
10 баллов - очень высокий.
8-9 баллов - высокий.
4-7 баллов - средний.
2-3 балла - низкий.
0-1 балл - очень низкий.
Методы диагностики памяти.
В практической психодиагностике приходится ограничиваться только некоторыми видами памяти: узнавание, воспроизведение, запоминание.
Методика. "Запомни рисунки"
Данная методика предназначена для определения объема кратковременной зрительной памяти. Дети в качестве стимулов получают картинки, представленные на рис. 3А. Им дается инструкция примерно следующего содержания: "На этой картинке представлены девять разных фигур. Постарайся запомнить их и затем узнать на другой картинке (рис. 3 Б), которую я тебе сейчас покажу. На ней, кроме девяти ранее показанных изображений, имеется еще шесть таких, которые ты до сих пор не видел. Постарайся узнать и показать на второй картинке только те изображения, которые ты видел на первой из картинок".
Время экспозиции стимульной картинки (рис. 3 А) составляет 30 сек. После этого данную картинку убирают из поля зрения ребенка и вместо нее ему показывают вторую картинку - рис. 3 Б. Эксперимент продолжается до тех пор, пока ребенок не узнает все изображения, но не дольше чем 1,5 мин.
Оценка результатов
10 баллов - ребенок узнал на картинке 3 Б все девять изображений, показанных ему на картинке 3 А, затратив на это меньше 45 сек.
8-9 баллов - ребенок узнал -на картинке 3 Б 7-8 изображений за время от 45 до 55 сек.
6-7 баллов - ребенок узнал 5-6 изображений за время от 55 до 65 сек.
4-5 баллов - ребенок узнал 3-4 изображения за время от 65 до 75 сек.
2-3 балла - ребенок узнал 1-2 изображения за время от 75 до 85 сек.
0-1 балл - ребенок не узнал на картинке 3 Б ни одного изображения в течение 90 сек и более.
Выводы об уровне развития
10 баллов - очень высокий.
8-9 баллов - высокий.
4-7 баллов - средний.
2-3 балла - низкий.
0-1 балл - очень низкий.

Рис. 3А. Набор фигур к методике "Запомни рисунки".

Рис. 3Б. Набор фигур к методике "Запомни рисунки".
Методика диагностики мышления и речи.
Для оценки уровня развития мышления (интеллекта) и речи человека предназначаются интеллектуальные и вербальные тесты (задания на оперирования словами). Многие задания, которые используются в тестах, имеют комплексный характер, т.е. включают в себя практические, теоретические, образные и вербальные действия и упражнения. Это связано с тем, что большинство задач, с которыми сталкивается человек в реальной жизни, являются комплексным по характеру.
Из трех видов мышления: словесно-логического, образно-логического и наглядно-действенного - у детей дошкольного возраста достаточно развиты и преобладают два последних вида. Что же касается первого, то этот вид мышления в данном возрасте еще только начинает развиваться. Поэтому, диагностируя интеллект детей дошкольного возраста, в первую очередь необходимо обращать внимание на образно-логическое и наглядно-действенное мышление.
Методика "нелепицы".
За три минуты ребенок должен заметить как можно больше нелепых ситуаций и объяснить, что не так, почему не так и как на самом деле, должно быть на картинке (рис.4). Результаты оцениваются следующим образом:
10 баллов - за 3 минуты, что не так и объяснил, как должно быть.
8-9 баллов - отметил все нелепицы, но от 1 до 3-х не сумел до конца объяснить или сказать, как должно быть.
6-7 баллов - отметил все 7 нелепицы, от 3-х до 4-х не объяснил, не успел сказать как должно быть.
4-5 баллов - заметил все нелепицы, но 5-7 не успел объяснить.
2-3 баллов - ребенок не успел заметить 1-4 нелепицы, не объяснил.
балл - обнаружил меньше 4-х нелепиц.

Рис. 4. Картинка к методике "Нелепицы".
Методика "расскажи по картинке".
Эта методика предназначается для определения активного словарного запаса ребенка. Ребенок получает картинку (рис. 5.), и течении 2-х минут он внимательно ее рассматривает.
После того, как рассмотрение картинки закончено, ребенку предлагают рассказать о том, что он видел на ней. На рассказ по картинке отводится еще 2 мин.
Психолог, проводящий исследование при помощи данной методики, фиксирует результаты в таблице (табл. 1), где отмечает наличие и частоту употребления ребенком различных частей речи, грамматических форм и конструкций.
Таблица 1
Схема протоколирования результатов исследования по методике "Расскажи по картинке" № п/п Фрагменты речи, фиксируемые в процессе исследования Частота употребления 1 Существительные
2 Глаголы 3 Прилагательные в обычной форме 4 Прилагательные в сравнительной степени 5 Прилагательные в превосходной степени 6 Наречия 7 Местоимения
8 Союзы
9 Предлоги
10 Сложные предложения и конструкции
Оценка результатов
10 баллов - в речи ребенка встречаются все 10 включенных в таблицу фрагментов речи.
8-9 баллов - в речи ребенка встречаются 8-9 из включенных в таблицу фрагментов речи.
6-7 баллов - в речи ребенка встречаются 6-7 из содержащихся в таблице фрагментов речи.
4-5 баллов - в речи ребенка имеются только 4-5 из десяти включенных в таблицу фрагментов речи.
2-3 балла - в речи ребенка встречаются 2-3 из включенных в таблицу фрагментов речи.
0-1 балл - в речи ребенка имеется не более одного фрагмента речи из тех, что включены в таблицу.
Выводы об уровне развития
10 баллов - очень высокий.
8-9 баллов - высокий.
4-7 баллов - средний.
2-3 балла - низкий.
0-1 балл - очень низкий.

Рис. 5. Серия сюжетных картинок к методике
"Расскажи по картинке" для детей от 4 до 5 лет.
2.3. Результаты исследований.
По выше предложенным методикам были исследованы три группы детей:
1 - дети от 3 до 4 лет (5 человек);
2 - от 4 до 5 лет (7);
3 - от 6 до 7 лет (5).
Первой группе детей предлагалась методика "найди и вычеркни". Из пяти детей двое вошли в группу набравших от 4 до 7 баллов, что соответствует средней продуктивности и устойчивости внимания. Низкая устойчивость и продуктивность внимания оказалась у двоих детей, они набрали от 2 до 3-х баллов. У одного ребенка (8 баллов) - продуктивность и устойчивость внимания высокая. Таким образом, мы видим, что у большинства детей уровень развития внимания находится на среднем и низком уровне. Это подтверждает исследование психологов о неустойчивости и непродуктивности внимания в этом возрасте.
Третьей группе детей было предложено придумать рассказ (методика "придумай рассказ"). Большинство детей оказалось на среднем уровне развития. Очень высокий уровень (10 баллов) соответствовал развитию воображения только у одного ребенка. Это говорит о необходимости проведения работы с детьми данной группы по развития воображения.
Эта же группа была потестирована по методике "Запомни рисунки". По этой методики всеми детьми был показан высокий уровень развития кратковременной зрительной памяти. Лишь один ребенок показал средний уровень, он узнал 4 изображения за 70 секунд. Остальные дети узнавали от 7 до 8 изображений за время от 45 до 55 секунд.
Подгруппе детей (4-5 лет) была предложена методика "нелепицы".
В результате обследования было выяснено, что:
двое детей набрали 8 баллов - это соответствует высокому уровню развития образно-логического мышления;
один ребенок набрал 7 баллов - средний уровень развития;
трое детей набрали от 4 до 6 баллов - средний уровень развития.
один ребенок (5 лет) набрал 10 баллов - очень высокий уровень развития.
Таким образом, мы видим, что все обследуемые дети заметили на рисунке все 7 нелепиц, причем трое из обследуемых успели объяснить, что не так и как должно быть. Детей с низким и очень низким уровнем развития образно-логического мышления не оказалось.
Для определения активного словарного запаса тем же детям была предложена методика "расскажи по картинкам" и получены следующие результаты:
№ Фрагменты речи Частота употребления разными детьми 1 2 3 4 5 6 7 1. Существительные часто часто часто часто часто часто часто 2. Глагол часто часто часто часто часто часто часто 3. Прилагательные в обычной форме + + + + + + + 4. Прилагательные в сравнительной степени. + - - - - - + 5. Прилагательные в превосходной форме. - - - - - - - 6. Наречия + + + - - + + 7. местоимения. + - + - - + + 8. Союзы + + + + + + + 9. Предлоги + + + + + + + 10 Сложные предложения и конструкции + - - - - + - Общее количество фрагментов 9 6 7 5 5 8 6
Делая выводы из обследования, можно увидеть, что 8-9 баллов набрали двое детей - это высокий уровень развития, 6-7 баллов набрали трое детей - это средний уровень развития, 5 баллов набрали двое детей - это средний уровень развития.
Причем дети с высоким уровнем развития мышления показали и высокие результаты, а дети со средним уровнем - средний уровень развития речи. Только у одного ребенка из обследуемых, запас активного словаря оказался на более низком уровне, чем развитие образно-логического мышления.
Таким образом, мы видим, то все методики предназначены для детей разного возраста. Задания либо усложняются, либо упрощаются. Или же изменяется время работы. Где это сделать невозможно, то предлагаются разные картинки и задания. Все оценки производятся по 10-ти бальной системе, но исследователю разрешается прибавлять, или отнимать 1-2 балла, в связи с поведением ребенка, его усердием и т.д. Кроме того, в некоторых методиках необходимо делать сноску: по сравнению с детьми 5-6 лет или по сравнению с другими детьми. Текст всего комплекта методик завершается "Индивидуальной картой психологического развития ребенка", в которую заносятся в течение нескольких лет данные, касающиеся повторных и последующих обследований данного ребенка. Это помогает следить за развитием его психических функций.
Заключение
Исследований, ведущих психологов показывают, что основная общая познавательная способность, формирующаяся в дошкольном возрасте, - опосредствованное решение познавательных задач; способность к использованию сенсорных эталонов и к наглядному моделированию выступает в качестве ее более частных форм.
Исследователи сумели найти пути целенаправленного педагогического руководства развитием этих способностей на разных этапах дошкольного детства (от трех до семи лет). Их основа - формирование у детей действий с материально представленными сенсорными эталонами и наглядными моделями (схемами, чертежами, планами, графиками и т.п.), создание условий для интериоризации таких действий, их перехода во внутренний план.
Полученные данные показали: целенаправленное педагогическое руководство развитием познавательных способностей ведет к существенному продвижению в общем умственном развитии детей.
В данной работе было предоставлено несколько методик и их описание для дошкольного возраста. Каждая из предложенных методик оценивает соответствующее свойство о специфической стороны познавательных процессов, и в итоге, мы имеем возможность получить комплексную, разностороннюю оценку всех психологических особенностей ребенка.
ЛИТЕРАТУРА
Вейн А.М., Каменецкая Б.И.. "Память человека". Изд. "Наука", Москва,1973.
Выготский Л.С. Воображение и его развитие детском возрасте. /Собр. соч. М., 1982. - Т.2./
Диагностика умственного развития дошкольников /Под ред. Л.А.Венгера, В.В.Холмовской. М., 1978/.
Занков Л.В. Обучение и развитие. М.: Педагогика, 1975.
Зинченко Г.И. Непроизвольное запоминание. М., 1961.
Исследование памяти. Ред. Н.Н. Корж. Москва, 1990.
Коновалов В. "Лекции о памяти". Москва, 1987.
Краткий психологический словарь. Ред. Л.А. Карпенко, А.В. Петровский, М.Г. Ярошевский. Изд. "Феникс", 1998.
Лучшие психологические тесты. Ред. Кудряшов А.Ф. Изд. "Петкоком", 1992.
Немов Р.С. Психология. М., 1990.
Никитин Б.П. Развивающие игры. М., 1981.
Общая психология. Под редакцией проф. А.В. Петровского. Москва, 1976.
Платонов К.К. Занимательная психология. Москва, 1962.
Познавательные процессы и способности в обучении /Под ред. В.Д.Шандрикова. М., 1990.
Практикум по общей психологии /Под ред. А.И.Щербакова. М., 1990/.
Соколов А.Н. Внутренняя речь и мышление. М., 1968.
Тихомиров О.К. Психология мышления. М., 1984.
Энциклопедия тестов. Составитель С.А. Касьянов. Изд. "Вече", 1997.

1 34

Работа на этой странице представлена для Вашего ознакомления в текстовом (сокращенном) виде. Для того, чтобы получить полностью оформленную работу в формате Word, со всеми сносками, таблицами, рисунками, графиками, приложениями и т.д., достаточно просто её СКАЧАТЬ.



Мы выполняем любые темы
экономические
гуманитарные
юридические
технические
Закажите сейчас
Лучшие работы
 Германия
 Порядок исчисления и взимания подоходного налога; бюджетный процесс
Ваши отзывы
Долго искал курсовую по психодиагностике, нигде не мог найти! А у Вас есть из чего выбрать! Удачи в работе!
Михаил Львов

Copyright © www.refbank.ru 2005-2019
Все права на представленные на сайте материалы принадлежат www.refbank.ru.
Перепечатка, копирование материалов без разрешения администрации сайта запрещено.