Refbank.Ru - рефераты, курсовые работы, дипломы по разным дисциплинам
Рефераты и курсовые
 Банк готовых работ
Дипломные работы
 Банк дипломных работ
Заказ работы
Заказать Форма заказа
Лучшие дипломы
 Лизинговое инвестирование как форма поддержки малых предприятий, занимающихся природоохранной деятельностью
 Система налогообложения граждан, занимающихся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица (ПБОЮЛ)
Рекомендуем
 
Новые статьи
 Для чего нужна накрутка лайков...
 Особенности местного бюджетного...
 Официальный сайт онлайн-казино русский...
 Главные достоинства Адмирал...
 Лучший азартных отдых в онлайн-казино Вулкан...
 Готовые сочинения по ЕГЭ на тему о влиянии фамилии на...
 Уникальный текст сочинения по русскому языку 11 класс. По...
 Что может...
 Куда вложить деньги? Конечно в недвижимость за...
 Университеты Англии открывают свои двери для Студентов из...
 Бакалавриат в университетах США - выбор Казахстанских...
 Любишь серьезные приключения? Игровой автомат Pirat 2...
 Азартные игры онлайн – залог увлекательных...
 Как быстро взять кредит до 50 000 рублей у частного лица...
 Онлайн-казино Вулкан – самые популярные азартные...


любое слово все слова вместе  Как искать?Как искать?

Любое слово
- ищутся работы, в названии которых встречается любое слово из запроса (рекомендуется).

Все слова вместе - ищутся работы, в названии которых встречаются все слова вместе из запроса ('строгий' поиск).

Поисковый запрос должен состоять минимум из 4 букв.

В запросе не нужно писать вид работы ("реферат", "курсовая", "диплом" и т.д.).

!!! Для более полного и точного анализа базы рекомендуем производить поиск с использованием символа "*".

К примеру, Вам нужно найти работу на тему:
"Основные принципы финансового менеджмента фирмы".

В этом случае поисковый запрос выглядит так:
основн* принцип* финанс* менеджмент* фирм*
Педагогика

реферат

Воспитание детей в семье эскимосов




СОДЕРЖАНИЕ
Введение 3
1. Расположение 4
2. Быт эскимосов 6
3. Состав семьи и взаимоотношение ее членов 8
4. Общественный быт и его влияние на воспитание 11
5. Труд эскимосов, детей 13
6. Традиционные праздники 15
7. Обряды 17
8. Игра и игрушка в роли воспитателей 18
9. Народный фольклор 20
Заключение 22
Список использованных источников 24
ВВЕДЕНИЕ
Эскимосы живут на северо-востоке России, на Чукотском полуострове, в США - на острове Святого Лаврентия и на Аляске (около 30 тысяч), в Канаде (около 25 тысяч). Происхождение эскимосов спорно. По-видимому, их прародиной была Северо-Восточная Азия, откуда они переселились через Берингов пролив в Америку. Эскимосы являются прямыми наследниками древней культуры, распространенной с конца первого тысячелетия до н.э. по берегам Берингова моря.
С VII до XIII-XV веков шло развитие китобойного промысла, а в более северных районах Аляски и Чукотки - охоты на мелких ластоногих. Основным видом хозяйственной деятельности был морской зверобойный промысел. Китов отстреливали гарпунами с нескольких байдар, а позднее - гарпунными пушками. Моржа добывали на плавучих льдах, тюленей отстреливали с каяков, на нерпу в начале зимы расставляли подо льдом ставные сети. Для передвижения по воде пользовались лодками-байдарами и каяками, по снегу ходили на лыжах-"ракетках", по льду - с помощью специальных, укрепленных на обуви шипов из кости. Наиболее древний тип жилища - каменная постройка с углубленным в землю полом, который мостили костями черепа и лопатками кита. Одежда глухая, из оленьих и тюленьих шкур. Традиционная пища - мясо и жир тюленей, моржей и китов.
Эскимосы практически не подверглись христианизации, в каждом селении жил шаман. К самым ранним стадиям развития эскимосской арктической культуры относится резьба по кости. Продолжают развиваться традиционные промыслы - рыболовство, охота на морского зверя, а также меховая мозаика. Сохраняются традиционные верования, шаманизм, песни и танцы. В школах изучают национальный язык.
В данном реферате на основе изучения культуры, быта, занятий эскимосов будет рассмотрена проблема семейного воспитания детей.
1. Расположение
Эскимосы - этническая общность, группа народов в США (на Аляске - 38 тыс. человек), на севере Канады (28 тыс. человек), в Дании (остров Гренландия - 47 тыс.) и Российской Федерации (Чукотский автономный округ Магаданской области - 1,5 тыс. человек).
Общая численность 115 тыс. человек.
Языки эскимосско-алеутской семьи, разделяются на две группы: инупик (близкородств. диалекты островов Диомида в Беринговом проливе, севере Аляски и Канады, Лабрадора и Гренландии) и юпик - группа из трех языков (центральный юпик, сибирский юпик и сугпиак, или алутиик) с диалектами, на которых говорит население запада и юго-запада Аляски, острова Святого Лаврентия и Чукотского полуострова.
Сформировались как этнос в районе Берингова моря до конца 2-го тысячелетия до нашей эры. В 1-м тысячелетии нашей эры предки эскимосов - носители археологической культуры туле расселились на Чукотке и вдоль арктического побережья Америки до Гренландии.
На протяжении своей истории эскимосы создали формы культуры, приспособленные к жизни в Арктике: гарпун с поворотным наконечником, охотничья лодка-каяк, глухая меховая одежда, полуземлянка и куполообразное жилище из снега (иглу), жировая лампа для варки пищи, освещения и обогрева жилища и др. Для эскимосов были характерны неоформленность племенной организации, отсутствие в 19 веке родов (кроме, по-видимому, берингоморских эскимосов). Хотя некоторые группы были христианизированы (18 век), эскимосы фактически сохраняли анимистические представления, шаманизм.
У эскимосов выделяется пять хозяйственно-культурных комплексов: охота на крупных морских животных - моржей и китов (Эскимосы Чукотки, острова Святого Лаврентия, побережья северо-запада Аляски, древнее население западной Гренландии); охота на тюленей (северо-западная и восточная Гренландия, острова Канадского Арктического архипелага); рыболовство (эскимосы запада и юго-запада Аляски); бродячая охота на оленей-карибу (эскимосы-карибу, часть эскимосов севера Аляски); сочетание охоты на карибу с морской охотой (большинство эскимосов Канады, часть эскимосов севера Аляски). После втягивания эскимосов в орбиту рыночных отношений значительная часть их перешла к товарной пушной охоте (трапперству), в Гренландии - к товарному рыболовству. Многие работают на строительстве, железорудных рудниках, нефтепромыслах, в арктических факториях и пр. У гренландцев и эскимосов Аляски появились зажиточная прослойка и национальная интеллигенция.
К середине 20 века сформировалось четыре самостоятельных этнополитических общности эскимосов.
1) Эскимосы Гренландии.
2) Эскимосы Канады (самоназвание - инуит). С 1950-х годов канадское правительство стало проводить политику концентрации коренного населения и строительства крупных поселков. Сохраняют язык, распространены также английский и французский языки (Эскимосы Квебека). С конца 19 века имеют письменность на основе силлабического алфавита.
3) Эскимосы Аляски, в значительной степени англоязычны, христианизированы. С 1960-х годов ведут борьбу за экономические и политические права. Сильны тенденции к национально-культурной консолидации.
4) Эскимосы азиатские (сибирские), юпигыт, или югыт (самоназвание - "настоящие люди"; юиты - официальное название в 1930-х годах). Язык относится к группе юпик, диалекты - сиреникский, центрально-сибирский, или чаплинский, и науканский. Письменность с 1932 на основе чаплинского диалекта. Распространен русский язык. Расселены на побережье Чукотского полуострова от Берингова пролива на севере до залива Креста на западе. Основные группы: навукагмит ("науканцы"), живущие на территории от поселка Инчоун до поселка Лаврентия; унгазигмит ("чаплинцы"), расселившиеся от пролива Сенявина до бухты Провидения и в поселке Уэлькаль; сиренигмит ("сиреникцы"), жители поселка Сиреники.
По данным Переписи населения 2002 года численность эскимосов, проживающих на территории России, составляет 19 тысяч человек.
2. Быт эскимосов
Основное традиционное занятие - охота на морского зверя, в основном моржа и тюленя. Развитая до середины 19 века добыча кита затем сократилась из-за истребления его промысловыми китобоями. Зверя били на лежбищах, льду, в воде с лодок - дротиками, копьями и гарпунами с отделяющимся костяным наконечником. Охотились также на северного оленя и горного барана с луками и стрелами. С середины 19 века распространяется огнестрельное оружие, возросло товарное значение пушной охоты на лисицу и песца. Приемы охоты на птиц были близки к чукотским (дротики, птичьи бола и др.). Занимались также рыболовством и собирательством. Разводили ездовых собак. Был развит натуральный обмен с оленными чукчами и американскими Эскимосами, регулярно совершались торговые поездки на Аляску и остров Святого Лаврентия.
Основная пища - моржовое, тюленье и китовое мясо - мороженое, квашеное, вяленое, вареное. Высоко ценилась оленина. Приправой служили растительная пища, морская капуста, моллюски.
Первоначально жили крупными поселениями в полуземлянках (нынлю), бытовавших до середины 19 века. В 17-18 веках под влиянием чукчей основным зимним жилищем стали каркасные яранги из оленьих шкур (мынтыгак). Стены яранг часто обкладывали дерном, делали из камней или досок. Летнее жилище - четырехугольное, из моржовых шкур на деревянном каркасе, с покатой крышей. До начала 19 века сохранялись общинные дома - большие полуземлянки, в которых жили неск. семей, а также проходили собрания и праздники.
Основными средствами передвижения служили зимой собачьи нарты и ступательные лыжи, при открытой воде - кожаные лодки-каяки. Нарты, подобно чукотским, были до середины 19 века дугокопыльными и запрягались веером, затем распространилась восточно-сибирская нарта с упряжкой цугом. Каяк представлял собой решетчатый остов, обтянутый кожей за исключением небольшого круглого отверстия сверху, которое стягивалось вокруг пояса гребца. Гребли одним двухлопастным или двумя однолопастными веслами. Бытовали и многовесельные байдары чукотского типа на 20-30 гребцов (аняпик).
До конца 19 века Эскимосы носили глухую одежду - кухлянку, сшитую из птичьих шкурок перьями внутрь. С развитием обмена с чукчами-оленеводами одежда стала шиться из оленьего меха. Женская одежда - двойной меховой комбинезон (калъывагын) такого же покроя, как и у чукчей. Летней одеждой, как мужской, так и женской, была глухая камлейка, шитая из нерпичьих кишок, позднее - из покупных тканей.
Традиционная обувь - меховые унты (камгык) с кроеной подошвой и часто с косо срезанным голенищем, мужская - до середины голени, женская - до колена; кожаные поршни с носком, выкроенным значительно больше подъема ноги в виде "пузыря".
Женщины заплетали волосы в две косы, мужчины - выбривали, оставляя кружок или несколько прядей на макушке. Татуировка у мужчин - кружки около углов рта (пережиток обычая носить губную втулку), у женщин - сложные геометрические узоры на лице и руках. Для защиты от болезней применялась также раскраска лица охрой и графитом
3. Состав семьи и взаимоотношение ее членов
Наряду с универсальными чертами, сближающими эскимосов с другими охотниками и собирателями, общественная организация эскимосов обладала и такими особенностями, которые связаны со специфическими природными условиями, с разбросанностью и крайне низкой плотностью населения. К числу этих особенностей относятся открытость общины, текучесть ее состава, а также отсутствие общинной экзогамии в некоторых территориальных группах эскимосов.
Основную социально-экономическую ячейку общества - общину - у большинства эскимосов составляли обитатели зимнего стойбища. Община-стойбище, община-поселение - сезонное объединение односемейных домохозяйств, связанных или даже не связанных родством.
Такие объединения почти всюду на территории расселения эскимосов насчитывали от 50 до 150 человек, но иногда значительно больше. В 20-х годах XX в. численность жителей эскимосских поселений Аляски колебалась от 75 до 319 человек, составляя в среднем 165 человек. Продолжительность непрерывной совместной жизни всех членов общины в стойбище или поселении зависела от местных экологических условий, от наличия охотничьей добычи. Например, эскимосы Северо-Западной Аляски жили в крупных поселениях-общинах 10 месяцев в году.
Итак, можно говорить о двух основных уровнях социальной организации эскимосов - семье, или односемейном домохозяйстве, и общине-стойбище, или общине-поселении. У эскимосов Гренландии существовал и третий уровень - домовая община, которая состояла из нескольких простых семей, тесно связанных родственными узами, и входила в общину1. В некоторых случаях сложилась двухстепенная общинная структура.
Л.А. Файнберг полагает, что в конце XVIII - начале XIX в. у эскимосов западного побережья Аляски существовала племенная организация2. У остальных эскимосов племенная структура, видимо, лишь складывалась, племя как этническая общность и социальный институт только формировалось. Этот процесс шел на основе территориальных групп. Так, у центральных эскимосов территориальные группы выступали как эмбриональные племена, имевшие тенденцию к эндогамии, к культурному и языковому обособлению, и другие эскимосы рассматривали их как единые общности
Община-поселение, или стойбище, является по мнению М. Мосса, подлинным территориальным единством. По его определению, это группа тесно связанных семей, населяющих и осваивающих некую территорию с четко очерченными границами, иными словами, совокупность угодий для охоты и рыболовства, находящихся в ее собственности. Группа имеет название, образованное от собственного имени, которое используется всеми ее членами (обычно - название населяемой ими местности), и суффикса "мюит", обладает некоторыми, присущими только ей особенностями в языке и культуре.
Иначе говоря, общинам эскимосов были свойственны ведущие признаки этнических общностей, в том числе групповое, или этническое, самосознание. Этими же признаками обладали и состоявшие из общин территориальные группы, которые также идентифицировали себя и других по названию определенной местности. По словам К. Биркет-Смита и Д. Дженнеса, каждая территориальная группа имела название, образованное от названия местности, в которой она обитала, и суффикса "мют" или "миут". Обычно такие группы говорили на особом диалекте.
Суффикс "миут", с помощью которого идентифицировали самих себя и друг друга центральные и медные эскимосы, указывает на связь данной группы с определенной территорией. Так, отдельные группы медных эскимосов называли себя куугмиут, нувугмиут и т. д. по местностям, где они охотились летом.
Э. Берч прослеживает этнические различия между общинами Северо-Западной Аляски, существовавшие в XIX в. Эти различия были обусловлены тесной связью каждой общины с определенной территорией. Эскимосский термин для такой общности - "нунакатигийт", что означает "люди, связанные друг с Другом общим обладанием территорией"3.
Каждая из общностей имела собственное название, свой стиль одежды и украшений, говорила на особом диалекте, ее члены обладали определенным групповым самосознанием. Между общностями были различия и в сфере духовной культуры.
Итак, и территориальным группам, и общинам были присущи некоторые основополагающие этнические признаки. Этнообразующим фактором, объединяющим соответствующую общность, была ее территория, точнее, осознание связи общности с ее территорией.
Л. Гемпл выделяет в структуре эскимосского общества три основные структурные единицы:
1) семью как хозяйственную ячейку, или домохозяйство (household);
2) локальную общину (local band);
3) региональную общину (regional band).
Домохозяйство в большинстве районов Арктики - это простая семья, но в нее могут входить единокровные или усыновленные родственники, родственники жены или мужа, их дети. Обычно она размещается в одном жилище. Локальная община состоит из нескольких домохозяйств и в большинстве случаев сохраняется в течение года. Ее можно рассматривать как общину второй степени. Региональная община, в которую входит несколько локальных общин, составляет единую общину лишь во время зимовий. Она менее устойчивое объединение, чем локальная община. Ее можно рассматривать как общину первой степени. В целом это гибкая структура, сложившаяся в условиях "постоянной нестабильности".
Вместе с тем трудно согласиться с Гемплом, что локальная община, или община второй степени, сохраняется в течение года. В определенное время года она, подобно региональной общине, как правило, распадается на хозяйственные группы или отдельные семьи (домохозяйства). Реорганизацию общин, состав которых после дисперсии меняется, Гемпл объясняет стремлением к установлению разносторонних социальных связей и мобильностью, необходимой для добывания пищи на обширных пространствах. В отдельные периоды, главным образом зимой, общины должны объединяться, чтобы поддерживать производительность своего труда на оптимальном уровне и устанавливать более широкие социальные связи. Подвижность всей структуры достигается доступностью статуса члена общины при помощи обмена женщинами, обручения детей, усыновления, побратимства, ритуального покровительства, партнерства и т. п. Эти социальные институты, призванные дополнять реальные родственные связи, Гемпл называет "вспомогательными формами родства". Подобные институты, существовавшие у австралийцев, андаманцев, бушменов и некоторых других охотников и собирателей, дополняли и расширяли систему родственных связей, они были важным регулятором внутриобщинных и межобщинных отношений, что имело особенно большое значение в условиях атомизации эскимосского общества, разобщенности эскимосских общин. Таким образом, в самой структуре эскимосского общества, как и других охотничье-собирательских обществ, были заложены необходимые предпосылки социальных изменений. Когда возникала потребность в последних, общество создавало соответствующие средства и механизмы. Это еще одно подтверждение того, что структура первобытного общества была не жесткой, а, напротив, открытой и подвижной. Иначе она не смогла бы сохраниться в условиях окружающей первобытное общество среды.
Итак, в общинах эскимосов доминировали родственные связи, а там, где этих связей оказывалось почему-либо недостаточно, они дополнялись квазиродственными связями. Иными словами, эскимосская община, по существу, ничем не отличалась от общин других охотников и собирателей. В конце XIX - начале XX в. общинная собственность на землю как главное средство производства оставалась у эскимосов господствующей формой собственности, а в производстве и распределении господствовали принципы коллективизма. Все сказанное не дает оснований характеризовать эскимосскую общину как соседскую.
4. Общественный быт и его влияние на воспитание
В традиционном обществе эскимосов коллективных форм обучения не существовало - все заботы о воспитании детей принимала на себя семья. Причем, дети всегда были окружены любовью и вниманием, а рождение ребенка являлось важным событием.
У чукчей и коряков имя новорожденному выбирали, гадая по подвешенному камню или другому предмету. Причем, в случае тяжелого недуга имя ребенка и даже взрослого человека могло быть изменено - считалось, что так можно обмануть "духа" болезни. Иногда человек получал новое имя благодаря своим отличительным качествам или особенностям характера. Наряду с именами бытовали и прозвища.
Так как возраст людей в единицах времени не играл какой-либо роли в определении социального статуса человека, то и возраст детей определялся тем, что они умеют: "ребенок уже ходить начал", "уже из игрушечного лука птиц стрелять начал" (5-6 лет), "уже охотиться начал" (11-13 лет).
Нормы поведения и морали были едиными для всего общества - дети были вправе делать все то же самое, что позволялось взрослым (конечно, если это было им по силам). Единство норм для детей и взрослых исключало дурные примеры и немотивированные запреты для ребят, обеспечивая высокую эффективность их воспитания и обучения жизненно важным навыкам. Оборотная сторона такого равноправия - раннее приобщение детей к курению и употреблению алкоголя - проявилась с приходом цивилизации.
По сути, традиционное воспитание и обучение детей у народов Чукотки основывалось на удовлетворении их психологической потребности в стремлении подражать взрослым. Уже с 4-5 лет малышей начинали знакомить с традиционными занятиями: мальчиков - с охотой и выпасом оленей, девочек - с ведением домашнего хозяйства, шитьем, приготовлением пищи и т.д. Детские игрушки часто воспроизводили хозяйственные предметы (лук, аркан). Достаточно рано дети получали и настоящие орудия охоты.
Приобщение к духовной жизни общества начиналось с раннего детства и представляло собой непрерывный процесс. Дети слушали сказки, предания, знакомились с загадками и скороговорками, вместе со взрослыми принимали участие в праздниках и обрядах.
У эскимосов с давних времен существовала система физического воспитания детей и молодежи, включающая разнообразные тренировочные упражнения (поднятие тяжестей, бег с тяжестями на ногах) и подвижные игры. Во всевозможных спортивных состязаниях - гонках на оленьих упряжках, стрельбе, борьбе - принимали участие и мужчины, и женщины, и дети.
Народная педагогика коренного населения Чукотки обеспечивала максимальную степень гармонии традиционного общества, не знавшего специфических "молодежных проблем".
Физическая зрелость означала и социальную зрелость. Ранние браки встречались, но были редкостью. Чаще молодые вступали в брак в возрасте от 16 до 20 лет.
В 50-е годы вышло ставшее роковым для многих поколений постановление чукотского окружкома партии: за три месяца до родов вывозить беременных женщин из тундры. Детей отбирали и отдавали в интернаты, где учили на оленеводов и "чумработниц" - домашних хозяек. Получив образование в городе, к занятиям предков возвращались единицы. Сегодня старики сетуют на детей и внуков, что их одних в тундре и оставить-то нельзя: "Ничего не умеют. Свечей не завезли, так даже жирника сделать не смогли. Ярангу, и ту не поставят".
Традиционное воспитание основывалось на удовлетворении их психологической потребности в общении со взрослыми и стремлении подражать деятельности взрослых.
5. Труд эскимосов, детей
Для эскимосской семьи и общества в целом были характерны строгое разделение труда между мужчинами и женщинами, взаимозависимость и взаимопомощь мужчин и женщин во всех сферах хозяйственной, семейной и общественной жизни, равноправие женщин и мужчин в семье. Добывание пищи лежало почти исключительно на мужчинах, однако в загонной охоте на оленей у эскимосов карибу и в весенней охоте на тюленей у эскимосов нетсилик принимали участие и женщины. В определенное время года женщины вовлекались и в рыболовство.
Мужчины делали каяки, гарпуны и другое охотничье снаряжение, женщины заготовляли пищу впрок, обрабатывали шкуры и шили одежду. Развитая технология добывания и хранения пищи, строительства жилищ и лодок, изготовления одежды была жизненно необходима в условиях крайнего Севера. Труд мужчин и женщин был здесь одинаково незаменим.
Хозяйство эскимосов в целом было комплексным, зависело то в большей, то в меньшей степени от традиционной, устойчивой специализации в тех или иных видах промысла. Основой существования эскимосов были морской зверобойный промысел и охота. Зверобойный промысел определял местоположение эскимосских поселений - все они располагались по пути движения морских животных и в зонах их концентрации, т.е. в местах, наиболее благоприятных для охоты. Мясо, сохранявшееся в специальных мясных ямах, обеспечивало эскимосов пищей на протяжении многих месяцев.
В соответствии с условиями производства складывалась и территориальность эскимосских обществ. Сравнительно слабо она была выражена у центральных эскимосов. Это было связано с тем, что места охоты на тюленей каждый год менялись вследствие изменения характера ледяного покрова, а, следовательно, экологических условий в целом. На северо-западе Аляски в местах китобойного промысла была особенно высокая концентрация населения, и здесь территориальность имела более законченные формы.
Несмотря на сравнительно высокий уровень развития техники и материальной культуры в целом, в общественной организации эскимосов были черты, типичные для обществ других первобытных охотников и собирателей. Еще В.Г. Тан-Богораз отметил, что нет прямой зависимости между относительным развитием материальной культуры и уровнем развития социальной организации эскимосов. "Первобытная организация общества американских эскимосов кажется тем более примечательной, - писал он, - если сопоставить ее с развитием техники, которая во многих отношениях достигла такого совершенства, какого нельзя встретить у других народов со значительно более сложной общественной организацией"4. Техника и общественная организация не противоречили друг другу, а, напротив, хорошо дополняли одна другую в борьбе эскимосов за овладение пространствами Севера.
С 4-5 лет мальчиков и девочек начинали знакомить с традиционными занятиями: мальчиков - с охотой, выпасом оленей; девочек - с приготовлением пищи, шитьем, ведением домашнего хозяйства. Детские игрушки воспроизводили хозяйственные предметы (лук, аркан), достаточно рано дети получали и настоящие орудия охоты.
6. Традиционные праздники
Суровые условия существования оставляли немного времени для отдыха и веселья, и все же праздники и развлечения, которые эскимосы устраивали внутри жилища, играли в их жизни большую роль. В свободное время развлекались, слушая сказки, рассказы и песни, сопровождаемые звуками бубна. У чукчей, как и у эскимосов, бубен и сейчас не только обрядово-ритуальная принадлежность, но и просто музыкальный инструмент. В каждой семье были свои напевы и танцы, передававшиеся из поколения в поколение.
Обрядовые танцы эскимосов составляли неотъемлемую часть традиционных праздников, уходящих в глубокую древность и связанных с культом промысловых животных. Особо почитаемыми животными были кит, медведь и ворон.
Добыча зверя не считалась его убийством. По представлениям эскимосов, зверь сам жаловал в гости к людям. О промысле зверя говорили "оморожился", "онерпился" и т.д. "Гостя" старались всячески ублажить, чтобы он остался доволен приемом и снова пришел к охотникам. Смысл обрядовых праздников эскимосы видели с одной стороны в благодарении за удачную охоту, с другой - в испрашивании богатой добычи в будущем.
Самым большим у эскимосов был праздник кита. Важным считался и праздник моржовых голов. Особенно отмечали спуск первой байдары на воду, добычу первой нерпы, лахтака и медведя, а также окончание сезона охоты и проводы душ убитых морских зверей. Многие ритуальные действия на праздниках сопровождались танцами, в которых проявлялось стремление задобрить, развеселить духов тех или иных животных.
Праздники проходили обычно в меховом пологе (агра) яранги. Здесь было тепло, и люди обычно снимали с себя меховую одежду: мужчины - кухлянки (аткук), женщины - меховой комбинезон (альпвачык).
Особо торжественно отмечали праздник кита. Участие в нем принимали все жители селения, так как охота на кита проводилась коллективно. Только усилиями всех байдарных артелей удавалось загарпнуть и подвести к берегу огромную тушу морского исполина. Охота на кита была сопряжена с риском для жизни охотников, и от них требовалось большое мужество. Успех зависел, прежде всего, от умения правильно направить байдару к месту появления животного и метко бросить гарпун. Гарпунщик должен был обладать сильным ударом и точным броском.
Маневрирование возле раненого кита, подтягивание туши к берегу, разделка ее требовали особых навыков и сноровки. В разделке добытого кита, которая проводилась в ледяной воде, принимало участие все население - и стар и млад. На берегу охотников встречали жители поселка, и мужчины танцами приветствовали кита. Танцоры прыгали с места на место, поворачивали при этом голову направо и налево, выражая радость по случаю удачной охоты и благополучного возвращения охотников. Женщины преподносили участникам охоты традиционное кушанье наюхтак ут (вареное оленье мясо с кореньями).
Охотники в свою очередь одаривали женщин китовым мясом и жиром. Таким образом, праздник кита был праздником всего селения. К нему тщательно готовились, специально создавали и разучивали танцы. Праздник длился около месяца и заканчивался торжественной церемонией проводов кита. Готовясь к танцу, женщины и мужчины раскрашивали лицо черным камнем (графитом). В танцах могли принять участие все желающие. Женщины всегда танцевали сидя. Обычно танцоров было так много, что вдоль трех сторон полога устраивали специальные сидения из досок и бревен, покрытых оленьими шкурами (кулинак). На них в определенном порядке усаживались женщины, и даже девочки. На полу у входа в полог размещались певцы и играющие на бубнах.
7. Обряды
Обрядовую хореографию эскимосов можно разделить на обрядово-ритуальные, имитационно-подражательные танцы, танцы-инсценировки (пантомимы), игровые и импровизационные (индивидуальные).
Все они, в свою очередь, делятся на танцевальное искусство оленных и береговых чукчей. Танцевальное искусство оленных чукчей, живущих в настоящее время на Чукотке и других территориях, по сути, едино. Все танцы связаны с их основным занятием - оленеводством, так как благосостояние оленных чукчей целиком зависело от оленя.
Обрядово-ритуальные танцы в настоящее время почти не исполняются в быту и описаны по воспоминаниям и показу пожилых чукчей. Танцы оленных чукчей исполнялись в праздники, которыми они отмечали возвращение стада после летовки (нэнриръун - праздник осеннего забоя оленей) и осенний забой оленей, во время "Праздника рогов", обрядовых церемоний по случаю удачной охоты на волка, а также окончания сезона охоты на морского зверя - "Проводов нерпичьих голов". Своими танцами и песнями чукчи-оленеводы стремились повлиять на духов, от которых, по их убеждению, зависели благосостояние и благополучие оленных стад.
Дошедшие до нас обрядовые танцы оленных чукчей весьма архаичны, о чем свидетельствуют приемы их исполнения - стоя на месте или двигаясь по незамкнутому кругу по ходу солнца. Женщины участвовали в них чаще, чем мужчины. Танцы сопровождали ударами в бубен и пением, а также шумовым оформлением - хлопками в ладоши, топотом ног, выкриками и игрой на шумовых инструментах. По поверьям, шум должен был напугать злых духов, отогнать их5.
Обряды и танцы береговых чукчей во многом сходны с бытовавшими у их соседей - давних охотников на морского зверя азиатских эскимосов и алеутов. Особенно ярко эскимосское влияние прослеживается в обрядовых танцах береговых чукчей. Осев на побережье, чукчи заимствовали от своих соседей-эскимосов не только их промысел, но и праздники, и обряды. Тем не менее в танцах береговых чукчей отмечаются и присущие только им особенности: движения более плавные, округлые, менее темпераментные, чем у эскимосов, пластика мягче. Береговые чукчи, перейдя к оседлой жизни на побережье и занявшись морским промыслом, со временем утратили свои исконные праздники и обрядовые танцы, связанные с их прежним занятием - оленеводством.
Игровые, импровизационные, имитационно-подражательные танцы и танцы-инсценировки (пантомимы) оленных и береговых чукчей в отличие от обрядовых танцев, в настоящее время почти полностью исчезнувших из повседневного быта, в наши дни не только сохраняются, но и развиваются.
8. Игра и игрушка в роли воспитателей
В отношении наиболее важных, но недоступных для детей областей труда перед ними ставится задача возможно более раннего овладения сложными орудиями такого труда.
Возникают уменьшенные орудия труда, специально приспособленные к детским возможностям, с которыми дети упражняются в условиях, приближающихся к условиям реальной деятельности взрослых, но не тождественных с ними. Каковы эти орудия, зависит от того, какая отрасль труда является основной в данном обществе.
У народов Крайнего Севера нож является необходимым орудием оленевода, рыболова. Обращению с ножом начинают учить уже с самого раннего детства. Н.Г. Богораз-Тан пишет. "Детство у чукчей проходит очень счастливо. Детей ни в чем не стесняют и не запугивают. Маленьким мальчикам, как только они начинают цепко хватать вещи, дают нож, и с этого времени они с ним не расстаются. Я видел одного мальчика, старавшегося резать ножом по дереву; нож был немногим меньше его самого".
"Так же как и взрослый охотник, - пишет А.Н Рейнсон-Правдин), - каждый мальчик имеет пояс, к которому на цепочке или на ремешке прикреплен нож, не игрушечный, а самый настоящий, иногда даже весьма внушительных размеров. Случайный порез лишь быстрее научит ребенка правильно обращаться с самым необходимым в жизни оружием. Нож нужен мальчику и для еды - отрезать кусочек мяса, и для того, чтобы сделать игрушку, выстрогать стрелу, содрать шкуру с убитого зверька и т. д. Таким же обязательным орудием является для мальчика и топор..."
То, что ножом дети вырезают игрушки, а на лыжах детьми могут разыгрываться состязания, также не дает права относить их к игрушкам. Это не игрушки, а предметы обихода, употреблением которых ребенок должен овладевать возможно раньше и которыми он овладевает, практически используя их так же, как взрослые. К этим общим для всех народов Крайнего Севера орудиям, которыми дети должны овладеть возможно раньше, прибавляются у охотничьих народов - лук и стрелы, у рыболовов - удочка, у оленеводов - аркан.
У народов, основным промыслом которых является рыболовство дети столь же рано получают в руки удочки и ловят небольших рыбок, постепенно переходя к промысловому лову совместно со взрослыми посредством других, более сложных орудий лова. Таким образом, нож и топор, лыжи, лук и стрелы, арканы и удочки - все это в уменьшенном масштабе, приспособленное к детским рукам, очень рано передается в пользование ребенка и дети под руководством взрослых овладевают употреблением этих орудий. Особый интерес для рассмотрения интересующего нас вопроса имеет анализ функций куклы, которая бытует у детей почти всех народов на этой ступени общественною развития.
Интересные материалы по этому вопросу содержатся в работах советских исследователей Крайнею Севера. Н.Г. Богораз-Тан, описывая кукол чукотских девочек рассказывает: "Чукотские куклы изображают людей, мужчин и женщин, но всего чаще детей, особенно грудных. Величина их почти так же изменчива как и у культурных детей.
Сшиты они довольно похожими на действительность и наполнены опилками, которые при каждом несчастном случае высыпаются. Куклы эти считаются не только игрушками, но отчасти и покровительницами женского плодородия. Выходя замуж женщина уносит с собой свои куклы и прячет их в мешок в тот угол, который приходится под изголовьем, для того, чтобы воздействием их получить скорее детей.
Отдать кому-нибудь куклу нельзя, так как вместе с этим будет отдан залог плодородия семьи. Зато когда у матери родятся дочери, она отдает им играть свои куклы причем старается разделить их между всеми дочерьми. Если же кукла одна, то она отдается старшей дочери, а для остальных делают новые. Есть, таким образом, куклы, которые переходят от матери к дочери в течение нескольких поколений - каждый раз в исправленном и заново возобновленном виде".
Таким образом, Н.Г. Богораз-Тан выделяет особую функцию куклы - функцию охраны рода, кукла должна была обеспечить девочке плодородие и благополучное деторождение в будущем.
По данным П.М. Оберталлера куклы изготавливаются преимущественно девочками разных возрастов, начиная с дошкольного и кончая подростковым возрастом включительно.
Таким образом кукла, являясь предметом постоянной заботы со стороны девочек, как охранительница родовых функции будущей женщины, с раннего детства служила обучению ведению хозяйства и шитью.
9. Народный фольклор
Согласно эскимосской мифологии природа населена духами. Наиболее распространенная разновидность духов - инуа - хозяева или хранители предметов, животных, явлений природы. Инуа есть у скал, озер, мысов и т. п. особенностей рельефа, направлений ветра, у сна и других состояний человека и животных. Инуа может принимать вид маленького человечка с деформированными чертами лица или маленькой копии того предмета или животного, духом которого он выступает. От инуа отличают тарнек - души людей и животных. Одним из наиболее характерных и значительных персонажей эскимосской мифологии является хозяйка тюленей и других морских животных Седна. Это божество известно в разных частях эскимосского мира под разными именами. В западной Гренландии ее называют Арнаркуагссак ("старая женщина"), в восточной Гренландии - Имап-инуа ("мать моря"), у канадских эскимосов нетсилик - Нулиаюк. Седна обитает на дне моря и повелевает всеми животными, которых она время от времени дает людям. Если люди грешат, их грехи, как грязь, запутываются в волосах Седны, тогда она гневается, держит моржей и тюленей далеко от берега, и в эскимосских селениях наступает голод. По мифам некоторых эскимосских групп, например нетсиликов, Седна - хозяйка не только морских, но и сухопутных животных, в частности оленей карибу, а также речных рыб и птиц. У обитателей Арктического побережья Канады - медных эскимосов и эскимосов нетсилик Седна считается самым могущественным из духов. Она управляет погодой, загробным миром и др. Седна враждебна мужчинам.
Характерным персонажем эскимосов Лабрадора является Торнгарсоак, дух - хозяин морских животных, которого представляют в образе белого медведя, живущего в пещере в горах на северной оконечности Лабрадора. Согласно некоторым мифам, Торнгарсоак является хозяином не только морских животных, но и оленей карибу, созданных его женой Супергаксоак. В большинстве мифов Супергаксоак выступает не только создательницей, но и хозяйкой оленей карибу. Большое место в эскимосской мифологии занимают рассказы о многочисленных злых духах, которых азиатские эскимосы называют тугныгат, лабрадорские - торнайт, медные - торнрайт, эскимосы Аляски - тунерак. Торнайт представляют в виде антропоморфных гигантов или карликов, или людей с одной рукой и ногой, или в виде существ самых различных фантастических форм.
Заметную, хотя и меньшую, чем у индейцев, роль в эскимосской мифологии играет Ворон, выступающий как культурный герой. У эскимосов Аляски Ворон создал мужчину из бобового стручка, а из глины вылепил различных животных и вдохнул в них жизнь. Первыми он создал горных козлов, потом оленей, а уже затем женщину, ставшую женой первого мужчины. Ворон научил эскимосов, как жить на земле, как добывать пищу. Согласно мифу эскимосов острова Кадьяк, Ворон принес в мир свет, и в тот же момент с неба упал пузырь с мужчиной и женщиной, которые создали горы, леса, море и населяющих их животных.
Интересные материалы по эскимосским этнокультурным аналогиям содержит сюжетный репертуар сказочного фольклора. Фольклор азиатских эскимосов благодаря собирательской работе и публикациям Г. А. Меновщикова изучан лучше, чем устное народное творчество любого другого народа Северо-Востока Азии. Фолькор эвенов Охотского побережья не менее богат и хорошо сохранился в бытовании до наших дней, однако серьезное собирание и изучение его началось лишь в 80-е годы. В ходе этой работы выяснилось, что некоторые сказочные сюжеты и мотивы оказываются общими для эвенов и эскимосов, но отсутствуют у чукчей и коряков.
Правда, при подобном сравнении надо иметь в виду, что некоторые тексты и сюжеты имеют очень широкое распространение и являются едве ли не общевосточносибирскими (например, сказка-диалог о птичке и девушке), а некоторые тексты привнесены в современный фольклорный репертуар эвенов из опубликованных в 50-е-80-е годы сборников эскимосских сказок, имеющих значительную популярность в регионе. Например, сказка, записанная на русском языке от мальчика-школьника в 1982 году и обнаруживающая значительное сходство с эскимосской сказкой "Пять девушек и Майирахпак", наверняка почерпнута из этого же сборника. Но эвенская сказка о волшебном помощнике, собранном из посуды, имеющая большое сходство с эскимосской сказкой "Камыснап", записана от нашего информатора В. Е. Кундырь на эвенском языке в 1980 году, при этом известно, что исполнительница по-русски сказок не читает, и едва ли она могла почерпнуть этот сюжет из изданной литературы (хотя нельзя полностью исключить такую возможность).
Для сказок эвенов Охотского побережья весьма характерен следующий мотив: после того, как убивают и сжигают злого духа-арингка, из его головы вылетают и разлетаются во все стороны комары и мошки. Аналогичный мотив встречается в сказке канадских эскимосов6.
В одной из эвенских сказок фигурирует персонаж по имени Ниса Гургата - "Бисерная Борода", такой же персонаж есть и в юкагирской сказке. Это имя, не имеющее никакой мотивировки в культуре эвенов и юкагиров, заставляет вспомнить о том, что обычай носить подвески из нескольких ниток бисера, вколотых в нижнюю губу или прикрепленных к вкладышам, вставлявшимся в проколотое в нижней губе отверстие, был распространен у аляскинских эскимосов и алеутов: судя по рисункам, такие подвески действительно напоминали бисерную бороду.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Эскимосы являются прямыми наследниками древней культуры, распространенной с конца первого тысячелетия до н.э. по берегам Берингова моря. Самая ранняя эскимосская культура - древнеберингоморская (до VIII в. н.э.). Для нее характерны добыча морских млекопитающих, использование многоместных кожаных байдар, сложных гарпунов. С VII в. н.э. до XIII-XV вв. шло развитие китобойного промысла, а в более северных районах Аляски и Чукотки - охоты на мелких ластоногих.
Основным видом хозяйственной деятельности был морской зверобойный промысел. До середины XIX в. главными орудиями охоты были копье с наконечником стреловидной обоюдоострой формы (пана), поворотный гарпун (унгак) с отделявшимся наконечником из кости. Для передвижения по воде пользовались лодками-байдарами и каяками. Байдара (анъяпик) - легкая, быстроходная и устойчивая на воде. Деревянный каркас ее обтягивали моржовой шкурой. Байдары были разных типов - от одноместных до огромных 25-местных парусников.
Способ охоты на морских животных зависел от их сезонных миграций. Два сезона охоты на китов соответствовали времени прохождения их через Берингов пролив: весной на север, осенью - на юг. Китов отстреливали гарпунами с нескольких байдар, а позднее - гарпунными пушками.
Счет родства велся по отцовской линии, брак патрилокальный. Каждое поселение состояло из нескольких групп родственных семей, занимавших зимой отдельную полуземлянку, в которой каждая семья имела свой полог. Летом семьи жили в отдельных палатках. Были известны факты отработки за жену, существовали обычаи сватать детей, женить мальчика на взрослой девушке, обычай "товарищества по браку", когда двое мужчин обменивались женами в знак дружбы (гостеприимный гетеризм). Брачной церемонии как таковой не существовало. В зажиточных семьях встречалось многоженство.
Эскимосы практически не подверглись христианизации. Они верили в духов, хозяев всех одушевленных и неодушевленных предметов, явлений природы, местностей, направлений ветра, различных состояний человека, в родственную связь человека с каким-либо животным или предметом. Существовали представления о создателе мира, называли его Силъа. Он был творцом и хозяином вселенной, следил за соблюдением обычаев предков. Главным морским божеством, хозяйкой морских животных была Седна, которая посылала людям добычу. Злые духи представлялись в виде великанов или карликов, либо других фантастических существ, которые насылали на людей болезни и несчастья.
В каждом селении жил шаман (обычно это был мужчина, но известны и шаманки-женщины), который являлся посредником между злыми духами и людьми. Шаманом мог стать только тот, кто услышал голос духа-помощника. После этого будущий шаман должен был наедине встретиться с духами и заключить с ними союз о посредничестве.
Добыче крупного зверя посвящали промысловые праздники. Особенно известны праздники по случаю добычи кита, которые проводили либо осенью, по окончании сезона охоты - "проводы кита", либо весной - "встреча кита". Существовали также праздники начала морской охоты, или "спуск байдары на воду" и праздник "моржовых голов", посвященный итогам весенне-летнего промысла.
Эскимосский фольклор богат и разнообразен. Все виды устного творчества подразделяют на унипак - "весть", "новость" и на унипамсюк - рассказы о событиях в прошлом, героические предания, сказки или мифы. Среди сказок особое место занимает цикл о вороне Кутхе, демиурге и трикстере, создающем и развивающем мироздание.
К самым ранним стадиям развития эскимосской арктической культуры относится резьба по кости: скульптурная миниатюра, и художественная гравировка кости. Орнаментом покрывали охотничье снаряжение, предметы домашнего обихода; изображения зверей и фантастических существ служили амулетами и украшениями.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
Burch E.S. Traditional Eskimo Societies in Northwest Alaska. - Wash., 1979.
Бурыкин А.А. Следы культуры эскимосов на Охотском побережье по археологическим, этнографическим, фольклорным и лингвистическим данным. // Сибирская заимка. - №1. - 2001.
Полет чайки против ветра. // Республиканская газета коренных малочисленных народов Севера. - №6(41). - 2003 г.
Сказки и мифы народов Чукотки и Камчатки. - М., 1974.
Тан-Богораз. В.Г. Социальный строй американских эскимосов. - Вопросы истории доклассового общества. - М.-Л., 1936.
Файнберг Л.А. Общественный строй эскимосов и алеутов. - М., 1964.
Хореографические традиции эскимосов. // Народное творчество. - № 2. - 2003.
Эскимосы Канады о себе. - М., 1988.

1 Тан-Богораз. В. Г. Социальный строй американских эскимосов. - Вопросы истории доклассового общества. - М.-Л., 1936. С. 216. 2 Файнберг Л. А. Общественный строй эскимосов и алеутов. - М., 1964. С. 145. 3 Burch E.S. Traditional Eskimo Societies in Northwest Alaska. - Wash., 1979. С. 48. 4 Тан-Богораз. В.Г. Социальный строй американских эскимосов. - Вопросы истории доклассового общества. - М.-Л., 1936. С. 199. 5 Хореографические традиции эскимосов. // Народное творчество. - № 2. - 2003. С. 41. 6 Эскимосы Канады о себе. М., 1988, с.139-142. 2

Работа на этой странице представлена для Вашего ознакомления в текстовом (сокращенном) виде. Для того, чтобы получить полностью оформленную работу в формате Word, со всеми сносками, таблицами, рисунками, графиками, приложениями и т.д., достаточно просто её СКАЧАТЬ.



Мы выполняем любые темы
экономические
гуманитарные
юридические
технические
Закажите сейчас
Лучшие работы
 История развития уголовно-исполнительного законодательства
 Анализ и оптимизация складских запасов и площадей снабженческо-сбытовых организаций
Ваши отзывы
Запросил работу на тему "Технология производства земляных и железобетонных работ", а скачалась работа на тему " Естественно-научные основы современной технологии " ОЧЕНЬ СТРАННО!
Юрий

Copyright © www.refbank.ru 2005-2019
Все права на представленные на сайте материалы принадлежат www.refbank.ru.
Перепечатка, копирование материалов без разрешения администрации сайта запрещено.