Refbank.Ru - рефераты, курсовые работы, дипломы по разным дисциплинам
Рефераты и курсовые
 Банк готовых работ
Дипломные работы
 Банк дипломных работ
Заказ работы
Заказать Форма заказа
Лучшие дипломы
 Учет и использования основных средств на примере ООО "Авангард"
 Формы международных расчетов и пути их совершенствования
Рекомендуем
 
Новые статьи
 Куда вложить деньги? Конечно в недвижимость за...
 Университеты Англии открывают свои двери для Студентов из...
 Бакалавриат в университетах США - выбор Казахстанских...
 Любишь серьезные приключения? Игровой автомат Pirat 2...
 Азартные игры онлайн – залог увлекательных...
 Как быстро взять кредит до 50 000 рублей у частного лица...
 Онлайн-казино Вулкан – самые популярные азартные...
 Стоит ли проходить обучение...
 Инструкция, как правильно играть в игровом клубе...
 Игровой клуб Вулкан – лучшее место для азартного отдыха...
 ЕГЭ сочинение по русскому языку по тексту...
 Азартная игра на игровых автоматах...
 Теперь у вас есть возможность скачать мобильную версию...
 Играем виртуально, получаем реально деньги. Отличные...
 Сочинение по русскому языку 11 класс на тему...


любое слово все слова вместе  Как искать?Как искать?

Любое слово
- ищутся работы, в названии которых встречается любое слово из запроса (рекомендуется).

Все слова вместе - ищутся работы, в названии которых встречаются все слова вместе из запроса ('строгий' поиск).

Поисковый запрос должен состоять минимум из 4 букв.

В запросе не нужно писать вид работы ("реферат", "курсовая", "диплом" и т.д.).

!!! Для более полного и точного анализа базы рекомендуем производить поиск с использованием символа "*".

К примеру, Вам нужно найти работу на тему:
"Основные принципы финансового менеджмента фирмы".

В этом случае поисковый запрос выглядит так:
основн* принцип* финанс* менеджмент* фирм*
Педагогика

контрольная работа

Социология и социальная педагогика



СОДЕРЖАНИЕ
лист
ВВЕДЕНИЕ 3
ПОНЯТИЕ СОЦИОЛОГИИ И СОЦИАЛЬНОЙ
ПЕДАГОГИКИ 5
ПОМОЩЬ СОЦИАЛЬНОГО ПЕДАГОГА В
ПРОВЕДЕНИИ СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО
ИССЛЕДОВАНИЯ ПО ИЗУЧЕНИЮ
ВЗАИМООТНОШЕНИЙ В СЕМЬЕ 11
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 17
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 20
ВВЕДЕНИЕ
Проблемы социальной работы с детьми, ответственности родителей и всего нашего общества за детей были и всегда будут одними из главных в педагогике, социологии и психологии, ведь будущее страны зависит от того, каким придет на смену это новое поколение.
Воспитание детей - огромный труд, который, прежде всего, ложится на плечи родителей, ибо, сколько бы ни ссылались на детские учреждения (детские сады, школы), большую часть времени ребенок находится в семье.
Но не всегда родители справляются со своими обязанностями. Тогда и приходят на помощь социологи и социальные педагоги.
Укрепление семьи - острая социальная проблема. Ведь именно в семье происходит, в основном, формирование характера, навыков и взглядов ребенка. И зачастую от семьи зависит, получит ли общество полноценных граждан.
Эффективная работа социального педагога поможет справиться со множеством трудностей, стоящих перед семьей, но все же изначально должна быть помощь и на государственном уровне. Вопросы финансирования, социального обеспечения, правовые основы деятельности и защиты и многие другие остаются зачастую неразрешенными, что, конечно, затрудняет и без того сложную работу социального работника или педагога.
Здесь на помощь приходит процесс сотворчества социологов и социальных педагогов. Одной из форм такого сотрудничества является создание постоянной обратной связи, проведение экспертных опросов и многое другое. Социология должна помочь социальным педагогам осознать свою значимость в обществе, понять свое предназначение в обществе, свое место и роль.
1. ПОНЯТИЕ СОЦИОЛОГИИ И СОЦИАЛЬНОЙ ПЕДАГОГИКИ
СОЦИОЛОГИЯ (фр. Sociologie, латин. Societas - общество и греч.- Logos - наука об обществе) - наука об обществе, отдельных социальных институтах (государство, право, мораль и т. п.), процессах и общественных социальных общностях людей.
Большинство социологов различают три уровня социологического знания: общесоциологическая теория, специальные (частные) социологические теории, электрические социологические исследования.
Современная социология - это множество течений и научных школ, которые по-разному объясняют ее предмет и роль, по-разному отвечают и на вопрос что такое социология. Существуют различные определения социологии как науки об обществе. "Краткий словарь по социологии" дает определение социологии как науки о законах становления, функционирования, развития общества, социальных отношений и социальных общностей.
СОЦИАЛЬНАЯ ПЕДАГОГИКА - одно из направлений педагогики, предметом изучения которой являются пограничные социально-педагогические проблемы.
Время возникновения Социальной педагогики (рубеж 19-20 вв.) в значительной степени условно. Обычно её создание связывают с П. Наторпом, считавшим главными задачами педагогики выявление тех социальных условий, которые наиболее благоприятны для воспитания человека, и определение путей гражданского воспитания. Однако ещё древнегреческие мыслители Демокрит, Протагор, Сократ, Платон, Аристотель отмечали тесную зависимость воспитания от по-литики государства. Французские материалисты 18 в. подчёркивали значение воспитания для социальных преобразований, а социалисты-утописты не только теоретически обосновывали эту мысль, но и совершили первый в истории широкий социально-педагогический эксперимент (Р. Оуэн). На тесную зависимость воспитания от социальных интересов правящих классов указывали и русские революционеры-демократы.
Социальная педагогика возникла в противовес тем существовавшим в педагогике тенденциям, сторонники которых утверждали независимость воспитания от политики и жизни общества (Ж. Руссо, Г. Спенсер, С. Холл, Э. Мейман, Дж. Дьюи, Л. Толстой, и др.). Несмотря на существенные различия в их концепциях, общим для всех является утверждение о том, что воспитание определяется психологическими особенностями развивающегося ребёнка и не должно зависеть от политики или идеологии каких-либо классов. Наиболее чётко эти идеи высказывались представителями экспериментальной педагогики (Мейман, В. Лай, в России - А. П. Нечаев).
Научное представление о социальной природе и социальной функции воспитания было дано К. Марксом и Ф. Энгельсом. Классики марксизма показали общественную детерминированность воспитания и отвергли претензии на разрешение всех социальных противоречий с его помощью. В то же время они подвергли глубокой критике представление о том, что духовный мир человека - пассивный продукт обстоятельств жизни. Прообразуя своей деятельностью природу и общество, человек преобразует и свою психику. Воспитание становится великой силой, если оно направлено на решение задач, поставленных самой жизнью, ходом истории.
Советская педагогика в первые же послеоктябрьские годы разрабатывалась в тесной связи с марксистской социологией. Тем не менее, научное соотношение между педагогикой и социологией было найдено не сразу. В период становления советской педагогики боролись крайние точки зрения: В. Н. Шульгин, М. В. Крупенина пытались свести педагогику к социологии и политике, сторонники "свободного воспитания" совсем игнорировали их связь и выводили закономерности воспитания из психологии ребёнка. И та и другая точки зрения были подвергнуты резкой критике. Педагогика, признающая, что проблемы школьного воспитания не могут быть выведены ни из биологии, ни из психологии, ни из каких-либо других положений, стоящих вне общественной жизни и политической истории (см. А. С. Макаренко, Соч., т. 5, 1958, с. 103 и 114), не сводится ни к социологии, ни к политике, т. к. она имеет свой предмет и свои задачи. Педагоги чётко различают воспитание как специально организованную деятельность и социальное формирование личности, происходящее под воздействием всей жизни. Марксистская педагогика считает, что нет такой области образования и воспитания, которая не была бы так или иначе связана с жизнью общества и что поэтому вся педагогика социальна. Имеются и развиваются пограничные области знания между педагогикой и социологией, которые изучаются специальными отраслями педагогической науки - сравнительной педагогикой, социологией воспитания, педагогической социологией, экономикой народного образования.
***
На стыке этих двух наук формируется новое направление в социологии и социальной педагогике - социология молодежи и социология образования.
Молодежь - социально - демографическая группа, выделяемая на основе совокупности возрастных характеристик, особенностей социального положения и обусловленных тем и другим социально- психологических свойств.
Социология молодежи - область социологии, изучающая поведение социально - демографической группы, находящейся на переходной стадии (от детства к миру взрослых), переживающей этап семейной и внесемейной социализации, интернализации норм и ценностей, складывания социальных и профессиональных ожиданий, ролей и статуса.
Значительную часть молодежи составляет студенчество. Оно означает студентов как социально-демографическую группу и определенное общественное положение, роль и статус.
Социальные проблемы молодежи - круг проблем этой группы, переживающей период становления социальной зрелости, вхождения в мир взрослых, адаптации к нему и будущее его становление.
Социальное движение - совместные действия различных социальных, демографических, этнических групп, объединенных общими целями, ценностями, нормами и др. Среди социальных движений видное место занимают молодежные движения и их организации. Организации и их лидеры бывают официальные и неофициальные.
Поколение - социально-возрастная категория, номинальная группа. Молодежная группа охватывает юношей и девушек примерно от 14(16) лет до 30-ти.
Образование - социальный институт, выполняющий экономическую, социальную и культурную функции в обществе.
Социология образования - область социологии, изучающая образование как социальный институт (его функции в обществе и взаимосвязь с другими институтами), его учреждения (школы, вузы и т.д.) как социальные организации, а также социальную политику в области образования. Социальная функция образования заключается в участии в процессах социализации личности, воспроизводстве социально-групповой и социально-статусной структуры общества.
2. ПОМОЩЬ СОЦИАЛЬНОГО ПЕДАГОГА В ПРОВЕДЕНИИ СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ ПО ИЗУЧЕНИЮ
ВЗАИМООТНОШЕНИЙ В СЕМЬЕ
В социологии задача изучения взаимоотношений решается с помощью социально-психологических методов, но не сводится к сугубо психологическому анализу. Становление и разрушение единства, общности, сплоченности на всех стадиях цикла жизни, анализ специфики взаимоотношений с микросредой - вот главные направления социологического исследования.
Если рассматривать, например, вопросы внутрисемейных отношений, то в основе социологического подхода к семейным отношениям находится интерес к конфигурациям ролевых взаимодействий. Социальная структура в процессе модернизации изменяет социальные роли и взаимосвязи между ними, что затрагивает и семейные роли. Микросоциология семьи фиксирует динамику межличностных отношений в семье, обусловленную трансформацией семейных ролей. В отличие от психологии, сосредоточенной в основном на анализе эмоциональных отношений, социология сфокусирована на ролевой структуре и на ее взаимодействии с системой межличностных контактов.
Психолога интересуют, прежде всего, межличностные роли, процессы межличностного восприятия и аттракции.
Социолог же относится к межличностным взаимоотношениям как к фону, раскрывающему через специфику лада и конфликта особенности интеграции "родительства - супружества - родства". Степень согласованности семейных ролей (родительских - супружеских - родственных) и степень их нормативной дистанцированности от внесемейных ролей - вот фокус социологического интереса также в плане методологии и методики исследования.
Огромное количество методик и процедур, разработанных в социологии и психологии, посвящено тем или иным аспектам социологического измерения семьи, однако систематизация этой обширной исследовательской техники в пределах социологического подхода не завершена.
Методики исследования взаимоотношений родителей и детей необычайно многообразны и построены в основном на прямых вопросах и их комбинациях либо на суждениях проективного или прямого действия. Вот некоторые направления измерений: нормативная и функциональная солидарность и интеграция, сходство и различие ценностей, межличностное восприятие потенциальной поддержки со стороны членов семьи, качества взаимодействий в семье (чувства тесноты, близости, понимания, коммуникации, доверия и уважения к себе от других и к другим в семье, частота общения между членами семьи). Вот одна из шкал по интеракциям родителей и детей (по каждому из пунктов следует отметить частоту взаимодействия - почти никогда, один раз в год, несколько раз в году, каждый месяц, неделю):
1. Отдых и рекреация вне дома (кино, пикники, путешествия, плавание, охота и т. д.).
2. Короткие визиты.
3. Семенные торжества и праздничные обеды, на которых собирается вся семья.
4. Небольшие семенные праздники в связи с днями рождения и годовщинами.
5. Совместные обсуждения важных проблем.
6. Религиозная активность любого типа.
7. Сочинение писем.
8. Совместные обеды
9. Общение по телефону.
10. Обмен подарками.
11. Разного рода помощь родителей детям.
12. Помощь детей родителям.
В психологии предпринято много интересных попыток создания принципиально новых подходов к измерению семейных и супружеских взаимоотношений, которые со временем смогут быть использованы в социологии семьи. Но эти новые тесты не решают задач, стоящих перед социологическим измерением степени совпадения ролевых и межличностных структур семейного общения. В качестве методики такого рода в 1970 г. А. И. Антоновым был предложен способ изучения совместимости супругов по сходству их взаимных представлений о выполнении каждым своих социокультурных семейных ролей. Эта методика прошла хорошую проверку в ряде пилотажных исследований нескольких сотен пар, полученные с ее помощью результаты коррелируют с данными некоторых сходных процедур. Различные аспекты методики разработаны с помощью студентов психологического, социологического и философского факультетов МГУ (с 1972 по 1993 гг. было защищено по этой теме несколько десятков дипломных работ).
Для измерения отношений методом опроса в связи с неизбежностью неконтролируемых взаимодействий в системе СН-УН-ОН (социолог или наблюдатель - условия наблюдения - объект наблюдения) лучше отказаться от прямых вопросов. Техника СД (семантического дифференциала) наилучшим образом отвечает требованиям проективных процедур. Включенность в Я различных социальных феноменов, которой придается огромная роль в социологии семьи и в социальной психологии, находит в технике СД свое воплощение через измерение степени идентификации Я с теми или иными объектами социального мира. Вариативность величин Д между Я и идентифицируемыми с ЭГО объектами отражает специфику индивидуального восприятия. Отсюда как бы само собой напрашивается приме-нение метода включения в Я на основе СД к области взаимоотношений. При этом следует учесть, что специфика целей социологии по изучению межличностной динамики предполагает особое внимание к социокультурным ролям (например: родительства - супружества - родства).
Таким образом, реализация идеи измерения степени включенности в Я например, семейных ролей на первых порах сталкивается лишь с техническими проблемами, поскольку отдельные блоки этой измерительной процедуры активно эксплуатируются и имеют признанную в социальной психологии содержательную интерпретацию. Сопоставление с Я релевантных (уместных) семейному образу жизни объектов говорит о значении, придаваемом личностью данному аспекту бытия. При работе с СД выясняется, что для выявления личностных смыслов вовсе не обязательно знать, что именно представляют собой Я и сопоставляемый с ним объект. Техника СД безразлична к абсолютному, трансцендентному смыслу оцениваемых объектов - важно различие в оценках. Умелое оперирование этими различиями может помочь узнать о личности и обо всем что угодно больше, чем попытки непосредственного проникновения в глубинную суть той же личности.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Хорошо поставленная работа социального педагога помогает решить множество задач. Всестороннее воздействие на личность ребенка и грамотно поставленная работа социального педагога помогает решить проблему адаптации детей в обществе. Все в комплексе способствует улучшению взаимопонимания и взаимопомощи с клиентами социальной службы: детьми, их родителями, педагогами, воспитателями.
Несмотря на то, что мы давно живем в относительно цивилизованном обществе, несмотря на то, что издано огромное количество работ по психологии, социологии, педагогике и многим другим наукам, проблем в среднестатистической семье не уменьшается. Об этом свидетельствует статистика разводов и различные социологические исследования. Кроме того, решение внутрисемейных проблем происходит на достаточно примитивном уровне. Об этом регулярно сообщает хроника из оперативных сводок МВД России.
Основные методы, которыми пользуется в своей работе современный социолог, такие, как тестирование, анализ, наблюдение, консультирование, психодиагностика, опрос, анкетирование, сделают его работу наиболее продуктивной.
Воспитание - то же искусство, в котором действует объективный закон единства формы и содержания. Подобно тому, как нарушение этого закона приводит к разрушению произведения искусства, так и в воспитании: преувеличенное внимание к форме в ущерб содержанию (или наоборот) разрушает воспитательную функцию социального педагога.
В связи с непомерно возросшим потоком мероприятий, в связи с растущими обязанностями школы по обучению и воспитанию детей возникает вопрос: где предел педагогических возможностей? Существует ли норма воспитательной работы, как существует она в учебном труде? Психологи утверждают, что современный человек обладает полутора тысячами черт личности. Все эти качества не сможет воспитать школа. Может быть, есть смысл определить какой-то обязательный минимум знаний, умений и навыков, который мы должны реализовать в воспитательной работе? Кстати, такие попытки уже предпринимаются педагогами Болгарии, Венгрии и некоторых других стран.
Решающее значение для успешности обучения и проведения социально-педагогической работы имеет методическая подготовка преподавателей. Необходимо создать все условия для повышения их квалификации.
Задача социолога и социального педагога - найти верный путь к каждому воспитаннику, чтобы мобилизовать все его возможности для успешной деятельности и продвижения в знаниях с целью использования их в жизни.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Антонов А.И. Микросоциология семьи (методология исследования структур и процессов). -М.: Издательский Дом "Nota Bene", 1998.
2. Бестужев-Лада И.В. К школе ХХI века: размышления социолога. -М., 1988.
3. Гурова Р.Г. Социологические проблемы воспитания. -М., 1981.
4. Семенов В.Д. Социальная педагогика: теория, методика, опыт исследования. -М., 1989.
5. Советский Энциклопедический Словарь. -М.: Просвещение, 1980.

1 13

Работа на этой странице представлена для Вашего ознакомления в текстовом (сокращенном) виде. Для того, чтобы получить полностью оформленную работу в формате Word, со всеми сносками, таблицами, рисунками, графиками, приложениями и т.д., достаточно просто её СКАЧАТЬ.



Мы выполняем любые темы
экономические
гуманитарные
юридические
технические
Закажите сейчас
Лучшие работы
 Федеративное устройство России + 2 задачи
 З.Фрейд. Массовая психология и анализ человеческого Я
Ваши отзывы
Добрый день! Большое спасибо за работу по математике, в сроки уложились! Думаю, что еще не раз прибегну к Вашей помощи.
Влад

Copyright © www.refbank.ru 2005-2019
Все права на представленные на сайте материалы принадлежат www.refbank.ru.
Перепечатка, копирование материалов без разрешения администрации сайта запрещено.