Refbank.Ru - рефераты, курсовые работы, дипломы по разным дисциплинам
Рефераты и курсовые
 Банк готовых работ
Дипломные работы
 Банк дипломных работ
Заказ работы
Заказать Форма заказа
Лучшие дипломы
 Управление комплексом коммерческой жилищной недвижимости (по адресу: г. Москва, ул. Нежинская)
 Применение лечебной физкультуры для спортсменов и лечения различных заболеваний
Рекомендуем
 
Новые статьи
 Почему темнеют зубы и как с этом...
 Иногда полезно смотреть сериалы целыми...
 Фондовый рынок идет вниз, а криптовалюта...
 Как отслеживают частные...
 Сочинение по русскому и литературе по тексту В. П....
 Компания frizholod предлагает купить...
 У нас можно купить права на...
 Сдать курсовую в срок поможет Курсач.эксперт. Быстро,...
 Размышления о том, почему друзья предают. Поможет при...
 Готовая работа по теме - потеря смысла жизни в современном...
 Рассуждения о проблеме влияния окружающего шума на...
 Рассуждения по тексту Владимира Харченко о роли науки в...
 Проблема отношений человека с природой в сочинении с...
 Рассуждение по теме ограниченности...
 Описание проблемы отношения людей к природе в сочинении по...


любое слово все слова вместе  Как искать?Как искать?

Любое слово
- ищутся работы, в названии которых встречается любое слово из запроса (рекомендуется).

Все слова вместе - ищутся работы, в названии которых встречаются все слова вместе из запроса ('строгий' поиск).

Поисковый запрос должен состоять минимум из 4 букв.

В запросе не нужно писать вид работы ("реферат", "курсовая", "диплом" и т.д.).

!!! Для более полного и точного анализа базы рекомендуем производить поиск с использованием символа "*".

К примеру, Вам нужно найти работу на тему:
"Основные принципы финансового менеджмента фирмы".

В этом случае поисковый запрос выглядит так:
основн* принцип* финанс* менеджмент* фирм*
Педагогика

реферат

Диагностика нарушений в семейном воспитании



СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 3
ОСНОВНЫЕ ПАРАМЕТРЫ НЕПРАВИЛЬНОГО ВОСПИТАНИЯ 4
ИССЛЕДОВАНИЯ ПО ПРЕДУПРЕЖДЕНИЮ И УСТРАНЕНИЮ
ПОСЛЕДСТВИЙ НАРУШЕНИЙ ВОСПИТАНИЯ 11
2.1.Рисунок в диагностике 13
2.2.Игровая коррекция страхов 23
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 25
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 26
ВВЕДЕНИЕ
Воспитание характеризуется прежде всего определенными сторонами отношения родителей к детям, выделим наиболее существенные из них в виде трех групп факторов невротизации детей. К факторам первого порядка можно отнести следующие стороны отношения родителей.
Во взаимодействии с детьми родители непроизвольно компенсируют многие из своих переживаний.
Это гиперопека матери, основанная на тревожности и страхе одиночества, нервных срывах в виде крика и физических наказаний, компенсирующих нервное напряжение родителей, а также о бесчисленных замечаниях и педантичном предопределении образа жизни детей, исходящем из мнительности и чрезмерной принципиальности и односторонне понятого авторитета в семье.
Другая особенность родительского отношения - это неосознанная проекция личностных проблем на детей, когда родители обвиняют их в том, что практически присуще им самим, но не осознается должным и, главное, своевременным образом. Родители не видят недостатков у себя, но видят их у ребенка или требуют то, в чем сами не являются примером. Чем больше степень характерологических изменений у родителей, тем чаще они склонны приписывать детям "вредный" характер, оказывающийся на поверку своеобразным способом их защитного реагирования в ответ на непосильные и несправедливые требования взрослых. Чем больше степень невротических нарушений у родителей, тем чаще они впоследствии испытывают чувство вины, сомнения и колебания в правильности своих действий и негативной оценки ребенка.
Отличительной чертой воспитания является и разрыв между словом и делом, когда родительская мораль носит слишком абстрактный, отвлеченный характер и не подкрепляется живым, непосредственным примером или родители говорят одно, а делают другое, отражая этим двойственность своей личности и непоследовательность суждений.
Не могут родители и стабилизировать кризисные ситуации в психическом развитии ребенка, справиться с его страхами и тревогами. Они прилагают слишком много усилий, тревожась и беспокоясь еще в большей степени, чем сам ребенок, и этим способствуют фиксации его невротических реакций, имеющих вначале эпизодический характер. Иногда родители упускают нужное время, когда невротические проявления незначительны и могут быть достаточно легко устранимы адекватным психологическим воздействием.
Проявляется и трудность в установлении ровных, доверительных и эмоционально-теплых, непосредственных отношений с детьми.
В воспитании недостает душевной щедрости, широты взглядов, доброты, не отягощенной эгоцентризмом, конъюнктурными соображениями, рационализмом, чрезмерной озабоченностью и пессимизмом.
1. ОСНОВНЫЕ ПАРАМЕТРЫ НЕПРАВИЛЬНОГО ВОСПИТАНИЯ
Следует выделить следующие основные параметры неправильного воспитания.
Непонимание своеобразия личностного развития детей. Например, родители считают их упрямыми, в то время как речь идет о сохранении элементарного чувства собственного достоинства, или родители думают, что ребенок не хочет, а он не может и т. д.
Непринятие детей. Под этим подразумевается, с одной стороны, нежелание иметь ребенка вообще или преждевременность его появления, когда его еще "не ждали", а также несоответствие его пола ожидаемому родителями. С другой стороны, это непринятие индивидуальности детей, их своеобразия, особенностей характера. Непринятие - одна из причин возникновения невроза страха у детей, чей жизненный тонус первично понижен вследствие предшествующего стресса матери в связи с нежеланной беременностью. Непринятие в большей степени отражается на состоянии детей в первые годы жизни, именно тогда, когда требуется максимум эмоционально-теплого отношения матери. Наиболее часто непринятие проявляется у матерей с истерическими чертами личности главным образом из-за подчеркнутого эгоцентризма, как сказала одна из матерей: "Я не люблю маленьких". Объясняется это тем, что сама мать находится, как бы в психологической позиции вечного ребенка и не может адекватно воспринять эмоциональные проблемы своего ребенка.
Непринятие первенца более свойственно молодым матерям с еще не сформировавшимся чувством материнства. Вторые дети имеют больший риск быть непринятыми у более старших матерей.
Непринятие проявляется: недостатком грудного вскармливания или ухода за ребенком; ранним поступлением ребенка в ясли, особенно в ночные группы, или передачей родственникам и няням; неприданием значимости таким факторам психического развития, как любовь, признание и чувство собственного достоинства; постоянным чувством внутренней неудовлетворенности, недовольства и раздражения в отношениях с детьми; преобладанием отрицательных оценок в восприятии их характера; недоверием к формирующемуся жизненному опыту детей, граничащим с пренебрежением и игнорированием их возрастных возможностей и потребностей; чрезмерными разрешениями типа попустительства или строгим, нередко формальным отношением,
Несоответствие требований и ожиданий родителей возможностям и потребностям детей. Это ведущий патогенный фактор, вызывающий нервно-психическое перенапряжение у детей. Этот вопрос мы рассматривали, когда речь шла об упрямстве и психомоторных расстройствах.
Негибкость родителей в отношениях с детьми выражается: недостаточным учетом ситуации, момента; несвоевременным откликом; фиксацией проблем" застреванием на них; трафаретностью, заданностью, запрограммированностью требований; отсутствием альтернатив в решениях; предвзятостью суждений; навязыванием мнений.
Негибкость обусловлена как характерологическими особенностями, так и невротическим состоянием родителей. Из характерологических проявлений обращают внимание недостаточный уровень развития воображения, излишняя принципиальность и наличие других гиперсоциализированных черт характера, властность характера и авторитарность. Невротическое состояние родителей препятствует гибкому контакту по причине увеличения внутриличностной напряженности и эгоцентризма.
Неравномерность отношения родителей в различные годы жизни детей. Недостаток заботы сменяется ее избытком или, наоборот, избыток - недостатком в результате меняющегося характера восприятия детей, рождения второго ребенка и противоречивости личностного развития самих родителей.
Непоследовательность в обращении с детьми - существенный фактор невротизации, создающий эффект "сшибки" нервных процессов в результате меняющихся и противоречивых требований родителей. Выражением непоследовательности будут бесконечные обещания или угрозы, недоведение начатого дела до конца, непредсказуемая перемена расположения, несоответствие между требованиями и контролем, переходы из одной крайности в другую, что приводит вначале к неустойчивости нервных процессов ребенка, затем к их возбуждению и утомлению.
Несогласованность отношений между родителями. Обусловлена наличием конфликта, усиленного контрастными чертами их темперамента.
Рассмотрим факторы следующего разряда.
Аффективность - избыток родительского раздражения, недовольства или беспокойства, тревоги и страха. Аффективность часто создает эффект суматошности в доме: хаотичности, беспорядочности, всеобщего возбуждения. Затем родители всегда в той или иной мере переживают случившееся, испытывая чувство вины от неспособности справиться со своими выходящими из-под контроля эмоциями. Мать шестилетней девочки сказала: "Я понимаю, как нужно делать, но не могу себя сдерживать, чтобы не сделать замечания, не повысить голос. Потом я долго переживаю и думаю, что это последний раз и больше не повторится. Но вот наступает утро - и все повторяется снова".
Максимум эмоциональной несдержанности проявляют матери с холерическим темпераментом, подчеркнутым их невротическим состоянием. Здесь на первый план выступает нетерпеливость требований и ожиданий, легко перерастающая в раздражительность, которая выполняет роль своего рода предохранительного клапана, уменьшающего непереносимое для матери внутреннее напряжение. А потом она жалуется на возбудимое поведение ребенка, не слушающегося ее с первого раза. Но, чем больше она настаивает, повышает голос и переходит на крик, тем более возбудимым или заторможенным становится ребенок, уже объективно неспособный усваивать требования матери.
Тревожность в отношениях с детьми выражается: беспокойством и паникой по любому, даже пустяковому поводу; стремлением чрезмерно опекать ребенка; не отпускать его от себя; предохранением от всех, большей частью воображаемых опасностей, что обусловлено наличием тревожных предчувствий, опасений, страхов у самой матери; "привязыванием" детей к себе, в том числе к своему настроению, чувствам, переживаниям; непереносимостью ожидания и нетерпеливостью, стремлением все делать для ребенка заранее; сомнением в правильности своих действий и одновременно навязчивой потребностью постоянно предостерегать, давать бесчисленные советы и рекомендации.
При высокой невротической тревожности родители обычно лишены жизнерадостности и оптимизма, никогда не смеются, и им кажется, что с ребенком обязательно что-то случится плохое, неприятное, ужасное и непоправимое. Этот страх за ребенка часто приобретает навязчивый характер, когда родители пытаются бесконечными советами, предостережениями и запретами создать видимость благополучия, порядка, которого нет в душе у них самих, и тем самым уменьшить на время свой высокий уровень беспокойства. Собственно говоря, и вся основанная на тревожности гиперопека преследует эту же цель - уменьшить внутреннее беспокойство посредством защитных мероприятий, предвосхищающих беду, несчастье, т. е. она выступает как комплекс навязчивых действий, удовлетворяющих потребность родителей в личной безопасности.
Отцам более свойственна мнительность, выражаемая постоянными сомнениями, колебаниями в правильности своих действий или педантичным, опять же защитно-компенсаторным отношением к ребенку. Вместе это указывает на тревожно-мнительный аспект отношений родителей, их внутреннюю, иногда тщательно скрываемую неуверенность в себе, исходящую, из противоречивости их личности, неустойчивой или заниженной самооценки.
Тревожность типична и для родителей с гиперсоциализированными чертами личности, болезненно заостренным чувством долга, обязанности, стремлением соответствовать общепринятым стандартам и нормам. Эти родители постоянно опасаются не успеть, сделать что-либо не так, не то в отношении детей, что способствует их психическому заражению беспокойством. Непроизвольно для себя родители способствуют своими тревожными опасениями и предчувствиями появлению у детей как раз тех расстройств, от которых они пытались во что бы то ни стало их уберечь. Доминантность в отношениях с детьми означает: безоговорочное предопределение взрослыми любой своей точки зрения; категоричность суждений, приказной, повелевающий тон; стремление подчинить ребенка, создать зависимость от себя; навязывание мнений и готовых решений; стремление к строгой дисциплине и ограничению самостоятельности; использование принуждения и репрессивных мер, включая физические наказания; постоянный контроль за действиями ребенка, особенно за его попытками делать все по-своему.
Доминантность создает негибкость в семейных отношениях и выражается в большом количестве угроз, которые обрушиваются на детей, если они имеют свое мнение и не сразу исполняют приказы. К тому же родители с властными чертами характера склонны огульно обвинять детей в непослушании, упрямстве и негативизме. Часто в семье разгораются настоящие баталии по поводу сна, еды, режима дня, что, однако, не приводит к победе ни одну из сторон, оборачиваясь нервными срывами и усталостью всех участников конфликта.
Гиперсоциальность - особенность воспитания, когда оно имеет слишком правильный без учета индивидуальности ребенка характер. Присущи ей и элементы некоторой формальности в отношениях с детьми, недостаток эмоционального контакта, искренности и непосредственности в выражении чувств. Родители как бы воспитывают ребенка по определенной заданной программе, не учитывая своеобразия его личности, возрастных потребностей и интересов,
Гиперсоциализированный характер воспитания включает в себя: повышенную принципиальность в отношениях с детьми, когда принцип подменяет чувство, живое, непосредственное общение, когда родители не позволяют себе расслабимся, пошутить, улыбнуться, лишний раз пойти навстречу, когда они, боясь "испортить" ребенка, не проявляют открыто любовь (как сказала одна мама: "Если с ним быть ласковым, то я боюсь, что ему это понравится"); чрезмерную тре6овательность; навязывание детям большого количества правил и условностей, чтобы они вели себя всегда и во всем правильно, безупречно, так, как нужно. Подобное обязывание перечеркивает непосредственность выражения эмоций, детский шум и веселье, жизнерадостность и спонтанность. Вместо этого развивается озабоченность, подавленность, боязнь сделать что-либо не так или не то, и любое непредвиденное стечение обстоятельств может надолго вывести ребенка из равновесия; большей частью беспочвенное морализирование, когда родители стыдят детей, например: "Ты не хороший, а очень плохой мальчик - хорошие делают так...", "Как тебе не стыдно!"; непомерно большое количество замечаний и порицаний, которые, в конце концов, перестают оказывать действие, вызывая у детей состояние возбуждения или торможения; нетерпимость к слабостям и недостаткам, когда родители не прощают оплошностей, не идут на компромиссы, а занимают жесткую, непримиримую позицию борьбы с большей частью мнимыми, кажущимися пороками и недостатками ребенка. Фактически же родители воюют с собой, пытаясь устранить то, с чем сами не могли справиться раньше; отношение к детям как к взрослым, повышенная требовательность, принципиальность, большое количество навязываемых детям обязательств, морализирование и нетерпимость. Такое отношение вызвано и стремлением родителей с завышенным уровнем притязаний как можно быстрее всячески развить ребенка, чтобы он во всем соответствовал их односторонне понятым критериям личного и социального благополучия. Часто эти родители излишне рационально подходят к эмоциональным проблемам детей и негативно относятся к игре, считая ее пустым, бесцельным времяпрепровождением. Вместо игры они наполняют жизнь ребенка односторонними интеллектуальными занятиями, нетерпимо воспринимая любые его промахи и неудачи, несет несоответствие своим завышенным требованиям и ожиданиям. Подобный рационализм затрудняет развитие образного, гибкого мышления, и ребенок, часто изолированный от общения со сверстниками, начинает испытывать настоящие трудности в играх с ними, как и в спонтанном выражении чувств. И хотя он много знает, ему трудно вести себя непринужденно в новой, непривычной или неожиданной ситуации общения.
Недоверие к возможностям детей, их формирующемуся жизненному опыту выражается: настороженностью и подозрительностью в отношении перемен; недоверчивостью к собственному мнению ребенка; неверием в его самостоятельность: чрезмерной регламентацией образа жизни: перепроверкой действий ребенка: избыточной и часто мелочной опекой; многочисленными предостережениями и угрозами.
Нередко недоверие к возможностям детей приобретает характер убежденности типа: "Он никогда и ничего не делает так, как нужно". В нигилизме подобного рода может проявиться неприятие детей, раздражение взрослых, их недовольство и властный, не терпящий возражения характер. В таких случаях дети легко заражаются этими чувствами и переносят их и какой-то мере на отношения со сверстниками, что создает проблемы в установлении искренне-дружеского, непосредственного общения.
Недостаточная отзывчивость, или нечуткость, родителей означает несвоевременный или недостаточный отклик на просьбы детей, их потребности, настроение и аффекты. Подобное отношение может быть вызвано разными причинами: повышенной принципиальностью или незрелостью родительского чувства, непринятием ребенка, властностью, эгоцентризмом, невротическим состоянием, конфликтными отношениями и т. д. Часто у родителей проявляется отзывчивость "наоборот", когда они обнаруживают чрезмерно быстрые и аффективно-заостренные отрицательные реакции на малейшие отклонения в поведении детей и оказываются эмоционально-глухими в отношении выражения позитивных чувств. Даже вовремя похвалить, поддержать, тепло напутствовать представляет для них большую трудность, чем делать замечания, ругать, тревожиться и предостерегать. Неотзывчивость преимущественно со стороны матерей оказывает большое патогенное действие в первые годы жизни детей.
Противоречивость в отношениях с детьми представлена различными, часто взаимоисключающими сторонами: аффективность и гиперопека уживаются с недостаточной эмоциональной отзывчивостью, тревожность - с доминантностью, завышенные требования - с родительской беспомощностью. Противоречивость отражает невротические особенности личности родителей и заметно уменьшается по мере стабилизации внутреннего психического состояния и повышения уверенности в себе.
Однако, неврозы у детей не возникают, если родители вовремя справляются со своими проблемами и поддерживают теплые взаимоотношения в семье, любят детей и добры к ним, отзывчивы к их нуждам и опросам, просты и непосредственны в обращении, позволяют детям выражать свои чувства и вовремя стабилизируют возникающие у них нервные напряжения, действуют согласованно в вопросах воспитания, принимая во внимание соответствующие полу ориентации и увлечения детей.
На многочисленных примерах мы видели предопределяющую роль в происхождении неврозов психической травматизации, обусловленной нарушенными семейными отношениями и неправильным воспитанием. Можно сказать, что дети заболевают неврозами под влиянием неблагоприятных обстоятельств, к которым невозможно адаптироваться и которые невозможно перенести безболезненным образом. Подобно этому ребенок не может перенести разлуку с матерью и привыкнуть к яслям, конфликты в семье и блокаду эмоциональных потребностей, напряжение в результате чрезмерной стимуляции, интенсивных ограничений или непоследовательного отношения взрослых. Возникающий в этих условиях невроз как психогенное заболевание формирующейся личности означает на психологическом уровне нравственно-этическую несовместимость с подобным отношением родителей, несовместимость, которую ребенок не может преодолеть из-за особенностей своей психики и давления обстоятельств, превышающих предел его психофизиологических возможностей. Другими словами, он не настолько плох, насколько ею делают таковым отношения в семье и неблагоприятные особенности личности родителей.
Формирующийся, таким образом, внутренний, неразрешимый и тем самым невротизируюший ребенка конфликт имеет несколько тесно связанных друг с другом уровней: социально-психологический, мотивированный неудачами общения и затруднениями в достижении социально значимой позиции; психологически и. обусловленный несовместимостью с некоторыми сторонами отношения родителей и угрозой потери "я"; психофизиологический как следствие невозможности отвечать (соответствовать) повышенным требованиям и ожиданиям взрослых.
При наличии неразрешимых для детей переживаний следует говорить о хронической психотравмирующей ситуации как источнике постоянного психического напряжения. На этом фоне дополнительно действующие психические травмы - эмоциональные потрясения усиливают патогенность жизненной ситуации, поскольку ребенок не может справиться с ними, пережить их. Вместе с внутренним конфликтом, проблемами в области общения и неблагоприятным стечением жизненных обстоятельств в целом это позволяет говорить о появлении неудачного, травмирующего жизненного опыта, или состояния хронического стресса, как основном источнике болезненного напряжения при неврозах.
Положение осложняется тем, что дети с неврозами не могут из-за своего ограниченного и уже психогенно деформированного жизненного опыта, условий воспитания и отношений в семье эмоционально отреагировать на накапливающееся нервно-психическое напряжение. Они вынуждены подавлять его, что превышает предел адаптационных возможностей и изменяет нервно-психическую реактивность организма. Когда длительно действующий стресс превосходит приспособительные возможности детей, не дает им выразить себя, утвердиться в жизненно важных позициях, своевременно разрешить травмирующую ситуацию, то он подрывает способность адекватно воспринимать себя, сопровождаясь понижением самооценки, неуверенностью в своих силах и возможностях, страхами и треногой, чувством беспомощности и бессилия, т. е. развитием идей самоуничижения, неполноценности и ущербности, неспособности быть собой среди других, сверстников.
При невротическом заболевании происходит непродуктивная затрата имеющихся психических средств, ресурсов и возможностей, их дальнейшее перенапряжение и болезненное ослабление в целом. При этом уменьшается психическая толерантность к дальнейшему воздействию стрессовых факторов, нарастают беспокойство и эмоциональная неустойчивость, появляются или усиливаются вегетососудистые и соматические нарушения, снижается выносливость и сопротивляемость организма.
Завершающей стадией рассматриваемых психофизиологических изменений будет появление развернутой клинической картины невротического заболевания, С системных позиций клиника неврозов - это реактивно происходящий процесс изменения постоянства внутренней психической и нервно-соматической среды организма, возникновения относительно устойчивых патодинамических структур, нарушения произвольной регуляции поведения и развития невротических симптомов.
Клиника неврозов - это результат ослабления защитных сил организма, снижения его тонуса, реактивности, отсутствия эффективной психической саморегуляции наряду с изменением самочувствия и восприятия себя. Происходящие невротические, большей частью непроизвольные изменения нарушают адаптацию к окружающей среде, что вместе служит источником дополнительных и опять же неразрешимых переживаний для детей, все более отличающихся своим исцелением от сверстников. Нарастающие затруднения в реализации своих возможностей, утверждении себя, раскрытии творческого потенциала являются основой специфических изменений личности при неврозах, тем более выраженных, чем длительнее их течение и тяжесть неблагоприятно сложившейся жизненной ситуации для детей. Изменения личности в результате длительного течения невроза можно сгруппировать следующим образом: снижение общей активности за счет нарастания астенических расстройств и пораженческих настроений; увеличение беспокойства и тревожности, появление аффективной настороженности и защитно-избегающего типа поведения; эмоционально-депримированный фон настроения; развитие неуверенности в себе и затруднений в прогнозировании событий; зависимость в поведении вследствие аффективно-заостренного ожидания повышенного внимания к себе; субъективизм в оценках при реактивно обусловленной негибкости мышления и его иррациональной переработке; непоследовательность и противоречивость в поступках.

2. ИССЛЕДОВАНИЯ ПО ПРЕДУПРЕЖДЕНИЮ И УСТРАНЕНИЮ ПОСЛЕДСТВИЙ НАРУШЕНИЙ ВОСПИТАНИЯ
Детская нервность возникает в результате разнообразных причин и в зависимости от них проявляется по-разному. Разобраться в источниках и видах нервности - непростая задача. Необходимо вовремя обратить внимание на болезненные проявления ребенка, квалифицировав их как проявления нервности, а не как дурные привычки, своеволие или капризность.
Наблюдения показывают, что не все воспитатели ориентируются в этих вопросах. Одни из них занимают примиренческую позицию в отношении нервных расстройств, считая их неизбежными. Другие, наоборот, объявляют решительную борьбу по искоренению нервности, используя все меры педагогического воздействия там, где требуется лечение ребенка. Когда в группе оказывается несколько детей с психопатоподобным поведением, то они способствуют перевозбуждению группы, развитию в ней нежелательных социально-психологических тенденций в виде противостоящих друг другу подгрупп и контрастного деления на "звезд", изолированных и отвергнутых. Изолированными и отвергнутыми обычно оказываются дети с неврозами, неспособные постоять за себя и утвердить свою позицию среди сверстников силой. А именно для них полноценное общение со сверстниками - существенный фактор улучшения их психического состояния.
Данные, полученные в процессе индивидуальной беседы и наблюдения за поведением детей в группе, обсуждаются с родителями и становятся основой для составления программы оказания помощи нервным детям. Программа подразумевает прежде всего творческий аспект воспитательной работы и имеет, скорее, значение установки на оказание помощи детям с неярко выраженными и главным образом психологически детерминированными невротическими реакциями.
В данном случае не требуется приема медикаментов, которые и не окажут какого-либо существенного воздействия на переживания ребенка и его проблемы, приглушив лишь на время их аффективное звучание, что вполне устраивает некоторых родителей. Цель программы - помочь детям справиться с переживаниями, которые препятствуют их нормальному самочувствию и общению со сверстниками в группе. В первую очередь это переживания, возникшие в результате беспокойства, страха, обиды и неуверенности в себе, скованности, нерешительности в общении, неумения постоять за себя, неспособности контролировать свои чувства и, наконец, переживания по поводу самих переживаний, создающие эффект их болезненности или навязчивости.
Понять не всегда проявляемые внешне переживания детей можно только при наличии доверительного контакта с ними. Это нелегкая задача, так как дети, предрасположенные к невротическим реакциям, имеют свойство подавлять внешнее выражение переживаний, не раскрывая их иногда и в семье, из-за опасения быть неправильно понятыми и наказанными или нежелания огорчить и без того расстроенных родителей. Как есть врачебная тайна, так и должна быть своего рода педагогическая тайна, когда воспитатель не использует полученную информацию в ущерб ребенку, не будет ругать его перед всеми детьми, стыдить за проявления слабости, беспомощности и подчеркивать необходимость помощи.
Беседа понимается как непринужденный разговор на прогулке в стороне от других детей, при самостоятельной игре в группе, когда воспитатель, как бы, между прочим, задает интересующие его вопросы, или во время дневного сна за счет некоторой его отсрочки. Затрагиваемые в беседе темы касаются самочувствия ребенка, его взаимоотношений со сверстниками и страхов.
Под самочувствием подразумевается прежде всего оценка детьми своего настроения и преобладающий характер их переживаний. Следует уточнить не только источники положительных эмоций у детей, но и что мешает им нормально чувствовать себя, чем они недовольны, обеспокоены или обижены. В немалой степени это связано с взаимоотношениями со сверстниками, особенно при неприятии с их стороны.
В качестве объекта исследования выбрана группа детей из детского сада № 118, находящиеся под наблюдением невропатолога.
Составить объективную картину взаимоотношений детей, их позиции в группе удается посредством социометрии - опроса о предпочитаемом и отвергаемом выборе сверстников для совместной игры. Но для этого нужно опросить подобным образом при индивидуальной беседе и всех остальных детей в группе. Мы видим, кто из детей пользуется наибольшим влиянием (как получивший большее число положительных оценок), кто будет просто принятым по среднему их числу, а кто изолированным (по минимуму положительных оценок). Дети с неврозами никогда не достигают статуса лидера и тем более "звезды" группы, несмотря на желание. В лучшем случае они находятся на грани не принятых и изолированных членов. Происходит это потому, что им не хватает жизнерадостности, непосредственности и последовательности в достижении пели. Они слишком болезненно реагируют на возникающие трудности, случайности, непредсказуемые ситуации при общении, не могут постоять за себя и отстоять свое мнение, легко обижаются, излишне нетерпеливы, беспокойны и навязчивы в своем расположении, требуя повышенного к себе внимания и страдая от невозможности добиться так необходимого им признания в группе.
Заключительный раздел беседы целесообразно посвятить выяснению характера страхов. При попытке спросить ребенка о них в целом ответ, как правило, будет отрицательным, потому что признаться в страхах при развитом чувстве собственного достоинства - это в чем-то показать свою слабость или раскрыть интимные, скрываемые от окружающих переживания. Вот почему выяснение страхов должно быть конкретным. Большое количество страхов у детей указывает на появление тревожности или неуверенности в себе, а то и на развитие тормозимых черт характера.
Особую тактичность следует проявить в плане семейных отношении, не уточняя прямо их характера, а получая представление о них, интересуясь игрушками ребенка, отношением взрослых к игре дома, к рисованию, самостоятельному времяпрепровождению, прогулкам на улице и т. д. Особенности семейных отношений хорошо отражаются у девочек в игре "в дочки-матери", а в старшем дошкольном возрасте у девочек и мальчиков - в ответах на вопрос, кем бы они стали в игре "в семью": мамой, папой или собой. Адекватным полу будет выбор роли родителя того же пола.
Уточнить характер отношений в семье можно в беседе с родителем, приходящим в детский сад, начав разговор с проблем поведения ребенка в саду и постепенно переводя его на проблемы семейных отношений. При заинтересованности родителя, идущего на контакт с воспитателем, несложно составить и общее представление о психологическом климате в семье. Неоценимую помощь в этом могут оказать и родительские собрания, проводимые по определенному плану, с последующим обсуждением затронутых проблем психического развития детей в разные возрастные периоды, адаптации в детском саду, взаимоотношений со сверстниками, поведения в целом и подготовки к школе.
Предупредить развитие невротических отклонений в поведении детей помогает комплекс излагаемых ниже мероприятий, имеющих психопрофилактическую направленность и расширяющих диапазон психологического воздействия воспитателя, его творческий потенциал. Верить в его эффективность, полезность, необходимость - первое условие подобной работы. Не менее важно выработать навык систематических, целенаправленных усилий в данной области.
2.1. Рисунок в диагностике
Стремление рисовать присуще детям старшего дошкольного возраста. Оно свидетельствует о развитии образного мышления и потребности выразить себя. Изучение рисунков позволяет лучше понять интересы, увлечения детей, особенности их темперамента, переживаний и внутреннего мира. Уже само преобладание серых тонов и доминирование черного цвета в рисунках подчеркивает отсутствие жизнерадостности, пониженный фон настроения, большое количество страхов, с которыми не может справиться ребенок. Наоборот, яркие, светлые и насыщенные краски указывают на активный жизненный тонус и оптимизм. Широкие мазки при рисовании красками, масштабность, отсутствие предварительных набросков и последующих, изменяющих первоначальный сюжет дорисовок показывают уверенность и решительность. Повышенная возбудимость и особенно гиперактивность находят свое выражение в неустойчивости изображения, его смазанности или большом числе отчетливых, но пересекающихся линий. При заторможенности и тем более беспокойстве дети рисуют мало, предпочитая другие вилы деятельности.
Особую ценность представляет рисование в группе по следующим, поочередно предлагаемым на каждом занятии темам: "В детском саду", "На улице, во дворе", "Дома", "Семья", "Что мне снится страшное", "Что было со мной самое плохое (или хорошее)", "Кем я хочу стать".
Не превышающие 30 минут занятия проводятся раз в несколько дней и затрагивают одну, максимум две темы. Если кто-то из детей отказывается рисовать, не следует фиксировать на этом внимание, как и подчеркивать успехи других.
В рисунке на тему "В детском саду" представляет интерес взаимное расположение фигур сверстников и автора рисунка. Дети с истерическими чертами характера вне зависимости от своего реального положения рисуют себя обычно в центре группы. У детей с невротическими реакциями на рисунке мало сверстников или они отсутствуют совсем, что отражает проблемы взаимоотношений с ними. То же относится к рисунку "На улице, во дворе", указывающем на затруднения в приобретении дружеских устойчивых контактов и чрезмерную опеку в семье. На рисунке "Дома" изображается какая-либо семейная сценка: вроде папа читает газету, мама готовит еду, младший брат или сестра находятся в дальнем углу, а бабушка стоит.
К наиболее информативным относится рисунок на тему "Семья". Считают, что идея использования рисунка семьи для диагностики внутрисемейных отношений возникла у ряда исследователей, среди которых упоминают работы В. Хьюлса, А.И. Захарова, Л. Кормана и др.
Цель применения теста: выявление особенностей внутрисемейных отношений; на основе выполнения изображения, ответов на вопросы оценить особенности восприятия и переживаний ребенком отношений в семье.
Обычно задаются вопросы: Скажи, кто тут нарисован? Где они находятся? Что они делают? Кто это придумал? Им весело или скучно? Почему? Кто из нарисованных людей самый счастливый? Почему? Кто из них самый несчастный? Почему? Последние два вопроса провоцируют ребенка на открытое обсуждение чувств, что не каждый ребенок склонен делать. Поэтому, если он не отвечает на них или отвечает формально, не следует настаивать на эксплицитном ответе.
Обработка теста "Рисунок семьи" проводится в соответствии с таблицей 1.
Методика "Рисунка семьи" доступна и удобна в применении в условиях психологического консультирования, обладает значимостью с точки зрения выбора тактики деятельности психолога-консультанта по психологической коррекции нарушений межличностных отношений, так как дает представление о субъективной оценке ребенком своей семьи, своего места в ней, о его отношениях с другими членами семьи. В рисунках дети могут выразить то, что им трудно бывает высказать словами, т.е. язык рисунка более открыто и искренне передает смысл изображенного, чем вербальный язык.
Вследствие привлекательности и естественности задания эта методика способствует установлению хорошего эмоционального контакта психолога с ребенком, снимает напряжение, возникающее в ситуации обследования. Особенно продуктивно применение рисунка семьи в старшем и младшем дошкольном возрасте, так как полученные с помощью этого результаты мало зависят от способности ребенка вербализовать свои переживания, от способности "вжиться" в воображаемую ситуацию, т.е. от тех особенностей психической деятельности, которые существенны при выполнении заданий, основанных на вербальной технике.
Таблица 1.
№ Выделяемые признаки Отметки о наличии признаков 1 Общий размер рисунка 2 Кол-во членов семьи 3 Соответствующие размеры членов сем 4
Расстояние между членами семьи

Наличие каких-либо признаков между ними
5 Наличие животных
6
Вид изображения: схематическое изображение
реалистическое
эстетическое в интерьере, на фоне пейзажа и т.д.
метафорическое изображение
в движении, действии
7
Степень проявления
положительных эмоций
(в баллах 1, 2, 3 ...)
Степень аккуратности исполнения

Тема "Что мне снится страшное" или "Чего я боюсь днем" дает возможность отобразить наиболее яркий страх. Какой именно страх, воспитателем не поясняется, и каждый из детей должен сам выбрать его. Не является обязательным и сам рисунок, тем более, если страхи отрицаются вообще. Если же рисунок сделан, то, значит, ребенок смог преодолеть барьер страха в своем сознании и отразить волевым, целенаправленным усилием то, о чем он даже избегал думать. Графическое изображение страха не приводит к его усилению, а, наоборот, снижает напряжение от тревожного ожидания его реализации. В рисунке страх уже во многом реализован как нечто уже происшедшее, фактически случившееся. Тем самым остается меньше недосказанного, неясного, неопределенного, и вместе это способствует потере аффективно-травмирующего звучания страха в психике ребенка. Существенно и то, что занятие проходит в жизнерадостной обстановке общения со сверстниками, обеспечивая незримую поддержку с их стороны, уже не говоря об одобрении самого воспитателя.
Тема "Что было со мной самое плохое (или хорошее)" представляет возможность выбора событий, происходивших с детьми. Большинство из них предпочитают отображать в рисунке хорошие, радостные эпизоды из своей жизни. Тем не менее почти в каждой группе находятся несколько детей, рисующих неприятные события, что может послужить основой для последующей, психотерапевтически ориентированной беседы с ними.
"Кем я хочу стать" - заключительный раздел тематического рисования в группе, вносящий в него оптимистическую струю и способствующий повышению уверенности детей в своих силах.
Следующим этапом рисования в группе может быть направленное устранение всех страхов, которым подвержен ребенок. Для этого нужно выяснить в индивидуальной беседе, боится ли ребенок одиночества (остаться один); нападения (бандитов); заболеть; умереть; смерти родителей; некоторых людей; наказания; сказочных персонажей (Бабы Яги, Кощея Бессмертного, Бармалея, Змея Горыныча); опоздать в детский сад; ложиться спать дома и страшных снов; темноты; животных (волка, медведя, собак, насекомых, пауков, змей); транспорта (машин, поездов, самолетов); стихии (бури, урагана, наводнения, землетрясения); высоты или глубины; воды; находиться в тесной, закрытой комнате, в переполненном автобусе, метро; огня; пожара; войны; улиц (открытого пространства); врачей (кроме зубных); крови; уколов; боли; неожиданных (резких) звуков.
Анализируя страхи детей в исследуемой группе, предполагается выявить нарушения в семейном воспитании.
Составив список страхов у каждого из детей, даем задание нарисовать их. Продолжительность специально отведенных для этого занятий не превышает 30 минут. На одном занятии рисуется, как правило, несколько страхов, но может быть нарисован и один страх. Ни в коем случае нельзя торопить ребенка с выполнением задания, так как мысли о том, как изобразить страх, подразумевают встречу с ним, контакт, соприкосновение, что само по себе уменьшает остроту его восприятия. Рисовать лучше всего красками или фломастерами.
Важно каждый раз выразить одобрение по поводу выполнения задания, ибо гордость за это в известной мере является антиподом страха, повышая заметно чувство собственного достоинства, активность и уверенность в себе. Вместе с тем следует избегать заверений о прекращении страхи сразу после рисования и тем более допрашивать, боится еще ребенок или нет. Это будет выражением недоверия, в то время как ребенок особенно нуждается в доверии к своей способности преодолеть страх. Главное для него - уверенность взрослого, что все идет так, как нужно, раз он выполнил задание.
Страхи отражают рост самосознания, поэтому возникают в определенном возрасте прежде всего у эмоционально чувствительных и впечатлительных детей. Вечной темой будут и насилие, злой умысел со стороны волка и неопытность, наивность и неосторожность Красной Шапочки. Это урок, назидание, запрет на совершение необдуманных, не одобряемых взрослыми действий: нельзя ходить одной через лес, где есть волки с присущей им психологией жестокости. Вообще, запрет в сказках играет большую роль для показа последствий его нарушения. Вспомним некоторые из них: не открывать окно ("Кошей Бессмертный"), не ухолить со двора ("Гуси-лебеди"), не пить воду из лужи ("Сестрица Алёнушка и братец Иванушка"). Сказки - это урок, предостережение перед опасностями и одновременно приобщение к миру взрослых, ознакомление с их характерами, действиями, поступками.
Света С. 3 года живет с авторитарной бабушкой, постоянно читающей мораль, запрещающей и наказывающей за малейшее непослушание. Подчеркнуто рациональная и твердая по характеру мать живет отдельно, а когда и бывает с дочерью, то не выражает ничего, кроме строгости и осуждения ее плохого поведения. Есть и отец, не имеющий права голоса в семье жалобы заикается, снятся кошмары "рисунок семьи" на рисунке бабушка в центре, родители в стороне, маленькая девочка с кошкой "страхи" боится волка Будучи нервно ослабленной, она должна всегда говорить, как нужно, сдерживать свои эмоции, быть тихой и послушной во всем. В результате девочка испытывает несвойственное возрасту психическое напряжение, боязнь сказать что-либо неправильно. Ужас, охватывающий девочку, парализует ее, вызывает спазм голосовых связок, она не может закричать от страха. Рефлекторный спазм голосовых связок начинает проявляться и днем в ситуации волнения, беспокойства. Причин для этого в семье, как мы видим, достаточно много коррекция В детском саду, который мы посещали, нас познакомили с девочкой. Мы предложили ей проиграть историю с волком на тряпичных куклах, надеваемых на руку. Девочка изображала волка, который не мог поймать Красную Шапочку (другую девочку). Затем роли переменились, и наша героиня в роли Красной Шапочки сама стала пугать волка (одного из мальчиков). Волк перепугался и убежал в лес (а значит, и из сна). Игра была повторена дома с участием бабушки и матери. К ней присоединился и отец в роли охотника, и сказка, таким образом, получила свое логическое завершение. Кошмарные сны девочку больше не мучили, но необходимо время для перестройки отношения к ней в семье, чтобы постепенно сошло на нет и ее заикание.

Наиболее опасна встреча с волком в лесу в темноте, ночью. Страх темноты и сам по себе типичен для детей младшею дошкольного возраста, будучи проявлением игры воображения. Способствующим фактором является и наивность детей этого возраста, когда они верят буквально всему, что им говорят. Сон с закрытыми глазами - это, по существу, то же, что и темнота в каком-то замкнутом, закрытом пространстве. Последнее подчеркивается и тем, что ребенок не может самостоятельно проснуться, к тому же он лишен поддержки близких: матери нет рядом, отец, который может, как и охотник, убить волка, где-то совсем далеко.
Волк всегда способен причинить физическую боль, укусить, загрызть своими острыми зубами и клыками. А дети первых лет жизни как раз повышенно чувствительны к боли, и страх перед ней - один из факторов материализации волка во сне. В свою очередь, страх боли указывает на заостренный инстинкт самосохранения. Дети воспринимают волка как носителя угрозы для жизни. Волк - насильник, агрессор: он нападает первым, он способен на все. Здесь мы видим аналогию с физическими наказаниями в семье, угрозами, грубостью взрослых. Если дети продолжают бояться сказочного волка в более старшем возрасте, в 5-7 лет, то налицо все перечисленные отклонения, а также недостаточное участие отца в жизни семьи и воспитании детей. Так что появление волка во сне - сигнал социального неблагополучия ребенка. Бороться нужно не с самим волком, а с ближайшим окружением малыша так, чтобы он не подвергался лишний раз угрозам и тем более физическим наказаниям, чтобы к нему относились с уважением и любовью, вселяли веру в себя и своевременно поддерживали в трудную минуту.
Аня, П. 4года, ее мать, находясь в состоянии невроза, постоянно кричит на дочь, угрожает отдать ее в детский дом и наказывает физически при каждом удобном случае. Девочка 5 лет боится Бабы Яги, поскольку ее не в меру требовательная и принципиальная мать часто угрожает лишением любви ("Я тебя не люблю!") и расправой, если дочь в чем-то пытается отстоять свою самостоятельность. Угрозы матери получают свое воплощение ночью в кошмарных снах, где девочку преследует Баба Яга всякий раз, как только она пытается забыться. Утром ребенок просыпается с трудом, встает вялым, заторможенным и разбитым. Энергичная мать сразу же начинает торопить дочь, ругать ее за медлительность, и все повторяется сначала жалобы медлительна, инертна, заторможена "рисунок семьи" маленькие фигурки, не связанные сюжетом, подчеркивают неуверенность в себе "страхи" Баба Яга
Перейдем к рассмотрению сказочного образа Бабы Яги, страх перед которой обнаруживают чаще всего мальчики в 3 года (34%), девочки в 4 года (50%). История Бабы Яги восходит к далеким предкам женского рода, когда человек был слит с природой и, одновременно, боялся ее, как и темных, иррациональных и непонятных ему сил. Будучи лишенной человечности, доброты и любви, Баба Яга бездушна, жестока, мстительна и злопамятна. Она похищает детей, отправляя их в печку и не испытывая при этом ничего, кроме злорадства. Она - хитрая и коварная, вероломная искусительница, способная превращаться в людей и животных. Одновременно ей присуши практичность, рациональность, и ведет она себя иной раз подчеркнуто принципиально, но делает это всегда с выгодой в зависимости от обстоятельств.
Для современного ребенка Баба Яга нередко реализуется в образе грубой, деспотичной няни из детского сада, с метлой в руках или матери, которая постоянно кричит и угрожает, например тем, что отдаст свое дитя другим людям, не будет любить его, накажет, изобьет. У детей первых лет жизни отрицательное значение Баба Яга приобретает прежде всего в связи с тем, что она похищает детей, уносит от родителей, лишает их любви. Именно у младших дошкольников появляется чувство любви к родителям и одновременно страх одиночества, идущий, как мы помним, параллельно со страхами темноты и замкнутого пространства. Лес - олицетворение темноты в представлении ребенка, а избушка - замкнутого пространства, не говоря уже о печке.
До 5 лет страх Бабы Яги обусловлен главным образом угрозой лишения матери, разрыва отношений с ней. В дальнейшем ввиду осознания ребенком необратимости происходящих возрастных изменений и появления страха смерти, образ Бабы Яги начинает приобретать все более связанный со смертью характер. Однако сам страх Бабы Яги нетипичен у старших дошкольников, если нет серьезных отклонений в семейных отношениях и воспитании детей. К концу старшего дошкольного возраста и в младшем школьном возрасте страх Бабы Яги трансформируется в страх Пиковой Дамы под влиянием жутких рассказов некоторых сверстников, изживающих таким образом свой собственный страх.
Алеша И., 5 лет, седьмой по счету ребенку в семье. Его отец злоупотребляет алкоголем со всеми вытекающими для семьи последствиями.
жалобы ребенок агрессивный, "рисунок семьи" на рисунке семьи отец не присутствует, мальчик нарисовал себя в центре рисунка, вокруг остальные дети, что соответствует его идеальному представлению об отношениях в семье "страхи" Бармалей Девочка 5 лет. Мать часто кричит и без устали борется с упрямством дочери, отец также строг и быстр на шлепки и подзатыльники. Дочь эмоционально тянется к отцу, но он отталкивает ее, не допускает в свое сердце, так как не хочет поступиться принципами воспитания "так, как надо", которые, по существу, являются ложными
жалобы ночное недержание мочи "рисунок семьи" девочка нарисовала себя на сцене, про родителей сказала: "Они на меня смотрят и хлопают" "страхи" боится Бабу Ягу и особенно Кощея
Кощей Бессмертный - высохший от злости и зависти старик, живущий вечно в своем царстве. Души и сердца у него нет, поэтому и достучаться до них невозможно. Справиться с Кощеем может только Иван-царевич, да известно, какие трудности он был вынужден преодолеть на этом пути. Образ Кощея создан как антипод душевной доброты, отзывчивости и бескорыстия, как неизменный, генетический вариант психопатического заострения неблагоприятных черт характера мужского рода. Он - насильник, убийца, губитель, похититель женщин и одновременно скряга, стяжатель, вероломный искуситель. Верить этому лицедею нельзя. Несмотря на свою вкрадчивость и льстивость, он остается холодным и лишенным чувств, недостаточно рациональным, чтобы плести интриги и осуществлять свои коварные и жестокие замыслы.
Боятся Кощея чаще всего мальчики в 3 года (28%) и девочки в 4 года (42%). В старшем дошкольном возрасте страх Кощея становится нетипичным, встречаясь главным образом при бездушном, жестоком отце или его отсутствии. Приведем примеры.
Сами взрослые тоже могут создавать почву для появления пугливости и неуверенности своей чрезмерной опекой, беспокойством и мнительностью, неспособностью противостоять опасности или ее нагнетанием. Ребенок непроизвольно усваивает такое поведение (через подражание, активно действующее в младшем дошкольном возрасте) и, обладая эмоциональной чувствительностью и впечатлительностью, начинает бояться действий окружающих, напоминающих действия отрицательных сказочных персонажей. Иначе, ребенок не хочет, чтобы мать и отец поступали так же, как Баба Яга и Кощей. Страх перед ними есть неприятие самой возможности трансформации родителей в не родителей - холодных и жестоких, всегда недовольных. Вероятность подобной психологической трансформации образа родителей возрастает при их эмоциональном непринятии ребенка, его нежеланности, несоответствии пола ожидаемому или непринятии каких-то черт темперамента и характера, а также из-за похожести на одного из родителей, с которым имеет место длительный конфликт.
К факторам, действующим подобным образом, можно отнести и незрелость родителей, отсутствие чувства материнства и отцовства, передачу ребенка на воспитание в детские учреждения, родственникам и т. д.
Зло разнообразно. Но если родители позволяют себе иной раз выражать его так, как находят нужным, то у детей оно не может проявиться к родителям в такой же степени, поскольку это означало бы потерю к ним любви (в 3 - 5 лет) и уважения (в 5 - 8 лет). Подавленное чувство недовольства отношением родителей и будет создавать глубокое внутреннее беспокойство, внешне выражаемое боязнью жестоких, бездушных и вероломных чудовищ. Страх перед ними - это результат вытеснения отрицательных чувств к родителям.
Если же издержки их отношения воспринимаются как само собой разумеющееся, что бывает при врожденной патологии формирования характера (общие с родителями психопатические черты), то нет и страхов сказочных персонажей. С другой стороны, чем добрее по характеру и жалостливее дети, уже не говоря об их эмоциональной чувствительности и впечатлительности, тем больше они боятся Бабы Яги и Кощея. Видна и связь этих страхов в младшем дошкольном возрасте со страхами разлуки и утраты родителей; в старшем дошкольном возрасте, как уже отмечалось, дети боятся смерти, воплощенной в некрофильных образах Бабы Яги и Кощея.
Игорь В., 5 лет. У него деспотичный и в то же время импульсивный, эмоционально непредсказуемый отец, мальчик пытается найти защиту у матери, невротически привязываясь к ней. Но из-за гиперопеки и тревожности матери становится неуверенным и себе и испытывает большое количество страхов. Родителя находятся в постоянном конфликте.
жалобы мальчик беспокоен и неуверен в себе "рисунок семьи" себя рисует рядом с матерью, отец в стороне страхи переживает много страхов, в том числе огня, пожара, нападения, Змея Горыныча
Змей Горыныч - родственник Бабы Яш, сынок ее младшей сестры (сказка "Иван-меньшой - разумом большой"). Друг у него Кощей Бессмертный (сказка "Иван-царевич и Марья Моревна"). И общее занятие у них есть - похищать женщин. Змей Горыныч всегда прилетает внезапно, неожиданно, непредсказуемо - в этом его сила. как и в том, что он может все сжечь вокруг, уничтожить. Именно в старшем дошкольном возрасте дети наиболее часто боятся огня, пожара, нападения и змей. А это, в свою очередь, является выражением страха смерти - приобретения данного возраста.
От огня, пожара, нападения можно погибнуть, и реализует эту взаимосвязь Змей Горыныч. т. е. ребенок боится не столько его самого, сколько порожденного им убийственного огня и пожара. Три головы Змея как языки пламени: один язык гасится, другой начинает гореть еще больше. Несомненна и ведущая роль одной из голов, первой вступающей в контакт и контролирующей поведение остальных. Образ Змея олицетворяет принуждение, силу, насилие и жестокость, прямую угрозу для жизни.
Олег М., 4 лет 11 месяцев. Им занимаются много взрослых, и его распорядок дня расписан по минутам: английский, музыка, ритмика. Все он должен делать вовремя и только на отлично. Иначе этого не переживут две бабушки, дедушка, не говоря уже об отце и матери. Расслабиться, просто побегать, побыть собой ребенок не может, находясь под неустанным контролем взрослых и будучи запрограммированным на успех. В этих условиях появляется страх не успеть, сделать что-либо неправильно вроде того, как ведут себя черти, не знающие границ приличия и запретов
жалобы ребенок в подавленном состоянии "рисунок семьи" нарисовал себя на сцене, играющим на скрипке, взрослые смотрят на него из зрительного зала "страхи" кроме страха Бабы Яги, в чем отражается страх перед строгой и требовательной матерью, боится чертей
Страх чертей возникает в старшем дошкольном возрасте, с 5 лет, и длится до 8 лет. С одной стороны, черти - представители потустороннего мира, его жители, и уже этим подчеркивается наличие страха смерти у детей. С другой стороны, черти - нарушители правил, запретов; они ведут себя так, как хотят, как им хочется, нимало не заботясь о последствиях своих поступков. Когда родители укоряют ребенка, что он бесится (а бес - это тоже черт, только покрупнее, поскольку он играет руководящую роль среди чертей), они, сами того не зная, оживляют средневековый миф о бесах, завладевших душой и управляющих ею по своему желанию, т. е. подсознательно, без воли человека.
Именно с 5 лет дети испытывают выраженное чувство вины при нарушении правил. На рубеже старшего дошкольного и младшего школьного возраста начинают активно развиваться нравственно-этические стороны личности: чувство долга, обязанности - то, что входит в понятие "совесть". Вместе с тем появляется страх быть не тем, о ком хорошо говорят, кого одобряют, т. е. страх социального несоответствия. Нередко встречается в этом возрасте и страх опоздания ("а мы не опоздаем?") и осознанный страх возможного несчастья ("а вдруг?"). Выразителями всех этих опасений, страхов и угроз будут черти, чей порочный, неправильный образ жизни предполагает поведение, игнорирующее всякие правила, условности, приличия. Некоторые дети находятся под таким моральным прессингом большого числа взрослых, что, испытывая постоянное психическое напряжение, начинают бояться сделать что-либо не так, как нужно, как их учили, и постоянно думать об этом. Подсознательным выражением страха сделать что-либо не так и будет страх чертей, которые делают это, не мучаясь угрызениями совести.
Все рассмотренные страхи сказочных персонажей могут быть отражением возрастных особенностей психического развития и соответственно преходящим явлением в жизни ребенка. При своем относительно устойчивом и аффективно-заостренном характере страхи сказочных персонажей будут также и отражением травмирующих сторон отношения родителей, своего рода продуктом вытеснения к ним отрицательных чувств, антиподом открытого, двустороннего конфликта детей и родителей. Можно сказать и так, что сказочные чудовища помимо познавательной и социализирующей (обучающей) функции несут в себе при возникновении страха перед ними известный заряд отрицательных чувств к родителям, выступая в качестве их поглотителя и выполняя, таким образом, своеобразную защитную роль в развивающейся психике ребенка.
Знание психологии сказочных персонажей помогает содержательно построить игровые занятия - драматизацию известных сказок - с целью объединения детей, улучшения их взаимодействия, развития ролевых функций общения и преодоления страхов. Подобные занятия начинаются после того. как дети познакомятся между собой. Отбираются доступные возрасту сказки, которые читаются через день в течение определенного времени (20 минут в младшем и 30 минут в старшем дошкольном возрасте). По возможности обеспечивается музыкальное сопровождение и во время чтения воспитатель обращается к детям с просьбой подсказать, как поступить тому или иному персонажу, что его ждет,
2.2.Игровая коррекция страхов
Для игровой коррекции страхов будут ролевые игры, проводимые по сюжетам известных сказок. Обсуждение рисунков проводится с каждым ребенком в отдельности. Последовательно показываются рисунки и задается вопрос о том, боится ли теперь ребенок или нет. Чтобы не допустить внушения страха или его отсутствия, необходимо внимательно следить за тональностью голоса, избегая его акцентирования на одной стороне вопроса. Отрицание страха закрепляется похвалой. Если же страх сохраняется, то это также находит понимание и поддержку, как залог последующих успехов.
Оставшиеся страхи предлагается нарисовать снова, но так, чтобы на рисунках ребенок изобразил себя небоящимся. Воспитатель говорит: "А теперь нарисуй, что ты уже не боишься". Подобная инструкция противоположна предыдущей: "Нарисуй, что ты боишься", когда ребенок обычно изображает только объект страха, а не себя. Теперь же он должен изобразить и себя в активной, противостоящей страху позиции. Подобная установка действует в качестве косвенного внушения или дополнительного стимула преодоления страха. Опять же необходимо продумать, как лучше выполнить задание, представить себе варианты, остановиться на одном из них и графически воплотить его посредством достаточно продолжительного волевого усилия. Все это представляет пример преодоления страха, который задается в общих чертах воспитателем, требует творческого развития и завершения самим ребенком.
На рисовании страхов по контрасту требуется меньшее число занятий, и в них участвуют уже не все дети группы. Остальные играют отдельно от рисующих. Через несколько дней после окончания повторного рисования страхов проводится индивидуальное обсуждение рисунков. Снова задается вопрос, боится теперь ребенок или нет. Положительный успех закрепляется одобрением, похвалой. Большинство детей из тех, кто после первого тура рисования еще боялся, теперь перестают испытывать страхи, и только в единичных случаях (10 - 15%) они остаются.
Устойчивый характер страхов указывает на лежащий в их основе высокий уровень беспокойства (тревожности), навязчивый оттенок, сниженный жизненный тонус, отсутствие достаточных защитных сил организма, а также недоверчивость и настороженность. Хуже эффект преодоления страхов у детей из неполных семей, детей, чьи родители конфликтны между собой, больны неврозами или отягощены тревожной мнительностью и хроническими соматическими заболеваниями.
Известно, что игра представляет собой естественный вид творчества детей, действие, в котором моделируется, отражается доступная пониманию ребенка окружающая действительность. В игре постижение нового опыта социального взаимодействия, развитие воображения и расширение круга общения, приобретаются новые знания и умения. Дети и сами в спонтанной игре изживают свои страхи, когда играют в сражения, прятки, лазают по деревьям, сараям, чердакам, изображают "казаков-разбойников". В большом городе они часто лишены этого. Подвижную игру заменяют интеллектуальные занятия, к тому же если ребенок единственный, то он, как правило, чрезмерно опекается и не может из-за ограничений и запретов выразить себя в игре эмоционально, так, как ему бы хотелось. Мало или совсем не играют с детьми родители, с которыми также не играли в детстве. Такие черты характера, как необщительность, внутренняя напряженность и конфликтность, властность и авторитаризм, излишняя принципиальность и негибкость, чрезмерный рационализм и сухость также мешают живому общению. Многое из сказанного относится и к воспитателям в группе, где как раз и следует восполнить недостаток игры дома. А родителям нервных детей мы советуем как можно больше играть с ними в подвижные, эмоционально насыщенные игры.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В заключение выделим несколько принципов использования игры с коррекционными и лечебными целями (игровая терапия).
1.Погружение в игру. Это означает восприятие ее мира как реальности в данный момент, создание определенного игрового пространства и времени происходящих событий, использование игровой символики (масок, кукол и другого игрового реквизита), непосредственное участие всех детей и взрослых в игре в назначенных ролях или в виде эмоционально реагирующей (вовлеченной в игровое действие) аудитории.
2.Равенство игровых отношений. Означает отсутствие противопоставлений позиций взрослых и детей, принятие чувств и переживаний последних, предоставление им права выбирать темы для игры. распределять роли, в том числе роли взрослых. Руководит игрой тот, кто предлагает для нее темы и роли, но и он участвует в игре наравне со всеми.
3.Спонтанность и импровизация в игре. Подразумевает динамизм игры, эмоциональность и непосредственность, свободное выражение чувств, новизну происходящих событий, отсутствие репетиций, заученных реплик и диалогов, индивидуальное преломление игровых сюжетов, изменение сценария по ходу игрового действия, вариативный поиск решения проблемных ситуаций.
4.Организующее начало игры. Это определенный распорядок игровых занятий, их длительность, приготовление и уборка игрушек, соблюдение правил игры, последовательности действий. Организация игры - это одновременно и создание в ней направления или психологической ориентации на достижение коррекционного или психотерапевтического эффекта с помощью предлагаемых психологом тем для обсуждения.

Литература
Бочкарёва Г.Г. Изучение социально-психических факторов детских правонарушений. - в сб.: Психология и профилактика асоциального поведения несовершеннолетних. Тюмень, 1985.
Вейнгольд-Рыбкина И.В. некоторые особенности личности семейных взаимоотношений у подростков. В сб.: Особенности психологии личности социально-педагогически запущенных детей. Воронеж, 1982.
Горшкова Е.А. Влияние семейных конфликтов на отклоняющее поведение несовершеннолетних. М., 1980.
Давыдов М.Д. некоторые причины возникновения педагогической запущенности детей и её предупреждение. Махачкала, 1979.
Захаров А.И. Как предупредить отклонения в поведении ребенка. М.: Просвещение, 1993.
Личко А.Е. Психопатии и акцентуации характера у подростков. М., 1978.
Рабочая книга школьного психолога. М., 1995.
Раттер М. Помощь трудным детям. М. "Прогресс", 1987.

25

Работа на этой странице представлена для Вашего ознакомления в текстовом (сокращенном) виде. Для того, чтобы получить полностью оформленную работу в формате Word, со всеми сносками, таблицами, рисунками, графиками, приложениями и т.д., достаточно просто её СКАЧАТЬ.



Мы выполняем любые темы
экономические
гуманитарные
юридические
технические
Закажите сейчас
Лучшие работы
 Анализ и нормирование товарных запасов торгового предприятия. Методика расчета норм и нормативных товарных запасов + задача
 Понятие и организационно-правовые формы торговых предприятий
Ваши отзывы
i8k5il
↔ Transfer 36 720 USD. Gо tо withdrаwаl => https://forms.yandex.com/cloud/65db11965d2a06eb0179d25d?hs=783d2f67c55237fa35c34194f2c0ea1b& ↔

Copyright © refbank.ru 2005-2024
Все права на представленные на сайте материалы принадлежат refbank.ru.
Перепечатка, копирование материалов без разрешения администрации сайта запрещено.