Refbank.Ru - рефераты, курсовые работы, дипломы по разным дисциплинам
Рефераты и курсовые
 Банк готовых работ
Дипломные работы
 Банк дипломных работ
Заказ работы
Заказать Форма заказа
Лучшие дипломы
 Разработка рекомендаций по развитию фондового рынка России
 Технология производства подшипников качения
Рекомендуем
 
Новые статьи
 Почему темнеют зубы и как с этом...
 Иногда полезно смотреть сериалы целыми...
 Фондовый рынок идет вниз, а криптовалюта...
 Как отслеживают частные...
 Сочинение по русскому и литературе по тексту В. П....
 Компания frizholod предлагает купить...
 У нас можно купить права на...
 Подскажем где и как открыть категорию...
 Сдать курсовую в срок поможет Курсач.эксперт. Быстро,...
 Размышления о том, почему друзья предают. Поможет при...
 Готовая работа по теме - потеря смысла жизни в современном...
 Рассуждения о проблеме влияния окружающего шума на...
 Рассуждения по тексту Владимира Харченко о роли науки в...
 Проблема отношений человека с природой в сочинении с...
 Рассуждение по теме ограниченности...


любое слово все слова вместе  Как искать?Как искать?

Любое слово
- ищутся работы, в названии которых встречается любое слово из запроса (рекомендуется).

Все слова вместе - ищутся работы, в названии которых встречаются все слова вместе из запроса ('строгий' поиск).

Поисковый запрос должен состоять минимум из 4 букв.

В запросе не нужно писать вид работы ("реферат", "курсовая", "диплом" и т.д.).

!!! Для более полного и точного анализа базы рекомендуем производить поиск с использованием символа "*".

К примеру, Вам нужно найти работу на тему:
"Основные принципы финансового менеджмента фирмы".

В этом случае поисковый запрос выглядит так:
основн* принцип* финанс* менеджмент* фирм*
Международное право

контрольная работа

Основные принципы международного права



ПЛАН
лист
1. Понятие основных принципов международного права,
их характерные черты и особенности. 3
2. Система основных принципов международного права. 6
2.1. Принцип неприменения силы 6
2.2 Принцип мирного разрешения споров 9
2.3. Принцип уважения прав человека 11
2.4. Принцип суверенного равенства 13
2.5. Принцип невмешательства 14
2.6. Принцип территориальной целостности 17
2.7. Принцип нерушимости границ 19
2.8. Принцип равноправия и самоопределения народов 20
2.9. Принцип сотрудничества 25
2.10. Принцип добросовестного выполнения обязательств
по международному праву 27
Список используемой литературы 31
1. ПОНЯТИЕ ОСНОВНЫХ ПРИНЦИПОВ МЕЖДУНАРОДНОГО
ПРАВА, ИХ ХАРАКТЕРНЫЕ ЧЕРТЫ И ОСОБЕННОСТИ
Характерной особенностью международного права является наличие в нем комплекса основных принципов, под которыми понимаются обобщенные нормы, отражающие характерные черты, а также главное содержание международного права и обладающие высшей юридической силой. Эти принципы наделены также особой политической и моральной силой. Очевидно, поэтому в дипломатической практике их обычно именуют принципами международных отношений.
Принципы исторически обусловлены. С одной стороны, они необходимы для функционирования системы международных отношений и международного права. С другой - их существование и реализация возможны в данных исторических условиях. Принципы отражают коренные интересы государств и международного сообщества в целом. С субъективной стороны они отражают уровень осознания государствами закономерностей системы международных отношений, своих национальных и общих интересов.
Появление принципов обусловлено и интересами самого международного права, в частности необходимостью координации огромного многообразия норм, обеспечения единства системы международного права.
В рамках международного права существуют различные виды принципов. Среди них важное место занимают принципы-идеи. К ним относятся идеи мира и сотрудничества, гуманизма, демократии и др. Они нашли отражение в таких актах, как Устав ООН, пакты о правах человека, и во многих других документах. Основной объем регулирующего действия принципы-идеи осуществляют через конкретные нормы, отражаясь в их содержании и направляя их действие. Вместе с тем они и сами по себе служат регулятором международных отношений. Политика, в том числе и мировая, невозможна без идеалов. При этом происходит интернационализация идеалов, которые становятся общечеловеческими. Действенная сила нормативных идей подчеркивается в международных актах. В Парижской хартии для новой Европы 1990 г. отмечается, что "мощь идей хельсинкского Заключительного акта" открыла "новую эпоху демократии, мира и единства в Европе". Значение как целей, так и принципов в качестве норм международного права регулярно подчеркивается в международной практике1. Определяя основы взаимодействия государств, принципы отличаются стабильностью, их развитие характеризуется преемственностью, Происходит не замена одних принципов другими, а дополнение существующих новыми, развитие их содержания.
В многочисленных международных актах перечень основных принципов не одинаков, но совпадает в наиболее авторитетных универсальных актах, каковыми являются Устав ООН и принятая Генеральной Ассамблеей в развитие его положений Декларация о принципах международного права, касающихся дружественных отношений и сотрудничества между государствами в соответствии с Уставом ООН 1970 г. В этих документах перечислены следующие принципы: 1) неприменение силы или угрозы силой; 2) мирное разрешение споров; 3) невмешательство; 4) сотрудничество; 5) равноправие и самоопределение народов; 6) суверенное равенство государств; 7) добросовестное выполнение обязательств по международному праву
Заключительный акт СБСЕ 1975 г. дополнил приведенный перечень тремя принципами: нерушимость границ, территориальная целостность, уважение прав человека. Принцип нерушимости границ не получил универсального признания, а потому носит региональный характер.
Получили распространение двусторонние акты о принципах (декларации, договоры). Нередко в их число включаются политические и иные принципы, например неделимость мира, равная безопасность, добрососедство, сохранение общего наследия человечества, охрана окружающей среды и др. Думается, что есть все основания отнести к основным принципам международного права такие общеправовые принципы, как справедливость, добросовестность, а также и незлоупотребление правом.
Принципы выполняют важные функции. Они определяют основы взаимодействия субъектов специфическим образом, закрепляя основные права и обязанности государств. Принципы выражают и охраняют комплекс общечеловеческих ценностей, в основе которых лежат такие важнейшие ценности, как мир и сотрудничество, права человека. Они служат идейной основой функционирования и развития международного права. Принципы - это фундамент международного правопорядка, они определяют его политико-правовой облик. Принципы являются критерием международной законности.
Характерной чертой принципов является их взаимосвязанность. Лишь во взаимодействии они способны выполнять свои функции. При высоком уровне обобщенности содержания принципов применение предписаний каждого из них возможно лишь путем сопоставления с содержанием других. Так, при применении принципа самоопределения следует учитывать принцип территориальной целостности. Значение их взаимосвязи было с самого начала подчеркнуто в Декларации о принципах 1970 г.2
Комплексу принципов присуща некоторая иерархия. Центральное место занимает принцип неприменения силы. Задаче обеспечения мира так или иначе подчинены все принципы. Принцип мирного разрешения споров дополняет принцип неприменения силы, что отмечалось и Международным Судом ООН. События, связанные с агрессией Ирака против Кувейта, подтвердили, что в отношении государства, нарушившего принцип неприменения силы, может быть приостановлено действие иных принципов, включая принцип добросовестного выполнения обязательств3.
Содержание принципов развивается с некоторым опережением действительности. Постепенно реальные международные отношения подтягиваются до уровня принципов. Опираясь на достигнутое, государства делают новый шаг в развитии содержания принципов. Осуществляется это главным образом при помощи резолюций международных органов и организаций. Но основной юридической формой их существования является обычай, а именно та его разновидность, которая складывается не в поведенческой, а в нормативной практике. Резолюция формулирует содержание принципа, государства признают за ним юридическую силу (opinio juris).
Для того чтобы принцип стал общеобязательным, необходимо признание его международным сообществом в целом, т. е. достаточно представительным большинством государств. Особенности формирования и функционирования принципов в значительной мере определяются тем, что они отражают и закрепляют необходимые основы мирового порядка и международного права. Они представляют собой необходимое право (jus necessitatis).
При изложении принципов международного права нельзя не остановиться на понятии "общие принципы права". Оно активно обсуждается в связи со ст. 38 Статута Международного Суда ООН, согласно которой Суд наряду с конвенциями и обычаями применяет "общие принципы права, признанные цивилизованными нациями".
По этому поводу существуют разные мнения. Сторонники широкого понимания считают, что это понятие охватывает общие принципы естественного права и справедливости и что речь идет об особом источнике международного права. Подобная точка зрения противоречит природе международного права и не подтверждается практикой.
Приверженцы другой концепции полагают, что под общими принципами следует понимать основные принципы международного права. Однако последние не скоро станут общими принципами национального права. Кроме того, понятие общих принципов права получило известность задолго до признания понятия основных принципов международного права.
Наконец, согласно третьей концепции, под общими принципами понимаются принципы, общие для национальных правовых систем. В основном речь идет о правилах, отражающих закономерности применения норм в любой правовой системе. Для международного права такие принципы важны в силу неразвитости в нем процессуального права.
Международный Суд ООН ни разу не обосновывал свои решения общими принципами международного права. В ряде случаев эти принципы применялись без упоминания их как общих принципов права. Это имело место в отношении таких принципов, как добросовестность, незлоупотребление правом, ответственность за правонарушение. Чаще использовались процессуальные принципы (например, никто не может быть судьей в своем деле, равенство сторон в споре, приоритет специального закона и т. п.).
Общие принципы служат инструментом сближения международного и национального права демократических государств. Поэтому нельзя не оценить положительно первый опыт по применению общих принципов права судами нашей страны. Складывается правовое понятие цивилизованного государства. Видимо, цивилизованным будет считаться такое государство, которое закрепит в своей правовой системе основные принципы международного права, а также права человека в качестве императивных норм. В этом отношении Конституция России 1993 г. сделала важный шаг в правильном направлении, включив общепризнанные принципы и нормы международного права в правовую систему страны и уравняв общепризнанные принципы и нормы о правах человека с конституционными нормами (ч. 4 ст. 15; ч. 1 ст. 17).
Международный Суд ООН ни разу не обосновывал свои решения общими принципами международного права. В ряде случаев эти принципы применялись без упоминания их как общих принципов права. Это имело место в отношении таких принципов, как добросовестность, незлоупотребление правом, ответственность за правонарушение. Чаще использовались процессуальные принципы (например, никто не может быть судьей в своем деле, равенство сторон в споре, приоритет специального закона и т. п.).
Общие принципы служат инструментом сближения международного и национального права демократических государств. Поэтому нельзя не оценить положительно первый опыт по применению общих принципов права судами нашей страны. Складывается правовое понятие цивилизованного государства. Видимо, цивилизованным будет считаться такое государство, которое закрепит в своей правовой системе основные принципы международного права, а также права человека в качестве императивных норм. В этом отношении Конституция России 1993 г. сделала важный шаг в правильном направлении, включив общепризнанные принципы и нормы международного права в правовую систему страны и уравняв общепризнанные принципы и нормы о правах человека с конституционными нормами (ч. 4 ст. 15; ч. 1 ст. 17).
2. СИСТЕМА ОСНОВНЫХ ПРИНЦИПОВ МЕЖДУНАРОДНОГО ПРАВА
2.1. Принцип неприменения силы.
Проблема соотношения силы и права является центральной для любой правовой системы. В национальных системах легальное применение силы централизовано, монополизировано государством. В международной жизни ввиду отсутствия над-государственной власти сила находится в распоряжении самих субъектов. В таких условиях единственный выход - установление правовых рамок применения силы.
Для выяснения содержания принципа необходимо, прежде всего, уяснить понятие силы. Оно в первую очередь включает агрессивную войну, которая рассматривается как преступление против мира, преступление настолько опасное, что по международному праву запрещена пропаганда агрессивной войны.
Согласно принятому Генеральной Ассамблеей ООН в 1974 г. определению агрессии, она представляет собой применение вооруженной силы государством против суверенитета, территориальной неприкосновенности или политической независимости другого государства. Следовательно, имеются в виду достаточно широкомасштабные военные действия, способные поставить под угрозу суверенитет, территориальную неприкосновенность государства. Поэтому не всякое применение вооруженной силы, не всякий акт агрессии может быть квалифицирован как агрессивная война.
Для выяснения содержания принципа необходимо прежде всего уяснить понятие силы. Оно в первую очередь включает агрессивную войну, которая рассматривается как преступление против мира, преступление настолько опасное, что по международному праву запрещена пропаганда агрессивной войны.
В принятом Генеральной Ассамблеей ООН определении агрессии это понятие конкретизируется путем довольно обширного перечня действий, квалифицируемых как акты агрессии, независимо от того, имело место формальное объявление войны или нет. К первой группе таких актов отнесены вторжение или нападение вооруженных сил государства на территорию другого государства. Как акт агрессии квалифицируется также любая военная оккупация, сколь бы кратковременной она ни была, если она явилась результатом вторжения или нападения. Это же относится и к аннексии территории государства в целом или частично в результате применения силы.
Ко второй группе актов агрессии отнесены применения любого оружия одним государством против территории другого государства, даже если оно не сопровождается вторжением, вооруженных сил.
Третью группу образуют акты нападения вооруженных сил одного государства на вооруженные силы другого. К четвертой группе отнесены случаи применения вооруженных сил одного государства, находящихся по соглашению со страной пребывания на ее территории, в нарушение условий, предусмотренных соглашением. Сюда же отнесены случаи продолжения пребывания таких вооруженных сил на территории иностранного государства после прекращения действия соглашения об их пребывании. Это же относится и к действиям иностранных вооруженных сил, выходящим за рамки таких соглашений.
К пятой группе отнесены действия государства, позволяющего, чтобы предоставленная им в распоряжение другого государства территория использовалась последним для совершения актов агрессии против третьего государства. Следовательно, непринятие государством необходимых мер для предотвращения использования его территории в целях совершения актов агрессии против третьего государства приравнивается к агрессии.
К шестой группе отнесены засылка государством вооруженных банд, групп, а также регулярных сил или наемников на территорию другого государства в целях применения против него вооруженной силы.
Из сказанного следует, что как субъектом, так и объектом агрессии могут быть только государства. Применение вооруженной силы против негосударственных образований таковой не является.
Теперь о понятии "угроза силой" в плане принципа неприменения силы. В первую очередь под этим понимается угроза применения вооруженной силы. Что же касается иных мер, то запрещаются акции такого масштаба, которые способны нанести ущерб территориальной целостности или политической независимости государства. Разумеется, это положение не означает легализации угрозы силой, запрещенной иными нормами международного права.
Противоречит принципу неприменения силы и так называемая "превентивная самооборона". В случае реальной опасности вооруженного нападения меры превентивного характера принимаются только по решению Совета Безопасности (ст. 39 Устава ООН).
Для выяснения содержания принципа неприменения силы первостепенное значение имеет понятие "право на самооборону". Устав ООН подчеркивает значение и незыблемость этого права, называя его неотъемлемым. Оно возникает лишь в случае вооруженного нападения одного государства на другое.
Принцип неприменения силы особо оговаривает недопустимость насильственных действий, лишающих народы, борющиеся за освобождение от колониального гнета, их права на независимость. В таких случаях народы вправе использовать силу, а также испрашивать и получать поддержку со стороны государств в соответствии с целями и принципами Устава ООН, в том числе и в соответствии с принципом неприменения силы, а не в порядке исключения. Установленные этим принципом правила применения силы действительны и для данного случая. Это относится и к выполнению обязанности каждого государства содействовать с помощью совместных и самостоятельных действий осуществлению принципа равноправия и самоопределения народов.
Принцип неприменения силы предусматривает санкцию для случая приобретения территории в результате угрозы силой или ее применения. "Никакие территориальные приобретения, являющиеся результатом угрозы силой или ее применения, не должны признаваться законными". Вместе с тем оговаривается, что эта норма не имеет обратной силы. Она не относится к любому международному соглашению, заключенному до принятия Устава ООН.
Последнее положение чрезвычайно важно. Оно означает, что все ранее заключенные договоры о территории сохраняют свою силу, несмотря на то, что большинство из них было результатом угрозы силой или ее применения. Признание таких договоров недействительными привело бы к массовым конфликтам. Ни о каком принципе территориальной неприкосновенности не могло бы быть и речи.
Рассматриваемый принцип действительно не раз нарушался после его провозглашения, но этих нарушений было гораздо меньше, чем в прошлом. Они встречают все более негативную реакцию международного сообщества. Нарушавшие принцип правительства пытались оправдать свои действия ссылками на право самообороны, тем самым как бы подтверждая значение принципа неприменения силы. Показательно, что подобные попытки отвергались другими государствами и осуждались Генеральной Ассамблеей ООН. Были осуждены ввод советских войск в Афганистан в 1979 г., американское вторжение в Камбоджу в 1970 г., в Гренаду и Ливию в 1983 г., в Панаму в 1989 г.
Рассматриваемый принцип не только пережил холодную войну, но и продолжал в этот период упрочивать свои позиции. Постконфронтационный период неизбежно связан с повышением эффективности принципа, от которой зависят судьбы человечества.
2.2 Принцип мирного разрешения споров
Принцип мирного разрешения споров, будучи призван обеспечить мирное сосуществование государств, относится к числу норм, лежащих в основе международного сообщества. Принцип закреплен в Уставе ООН и во всех международных актах, излагающих принципы международного права. Ему специально посвящен ряд резолюций Генеральной Ассамблеи, среди которых выделим Манильскую декларацию о мирном разрешении международных споров 1982 г.
Принцип обязывает каждое государство решать любые международные споры мирными средствами. Стороны в споре не вправе отказаться от мирного урегулирования и не могут исключить из-под действия принципа какие- бы то ни было споры. Речь, разумеется, идет только о международных, точнее, межгосударственных спорах. Принцип не распространяется на споры, касающиеся дел, входящих, по существу, во внутреннюю компетенцию любого государства (принцип невмешательства). Весьма существенно указание на то, что мирное урегулирование должно осуществляться таким образом, чтобы не подвергать угрозе мир, безопасность, справедливость.
В новых условиях интересы обеспечения мира требуют не только решения существующих споров, но и предотвращения их появления, профилактики конфликтов. Предупреждение конфликта, как правило, требует меньших усилий, чем его последующее урегулирование. Предупреждение разрастания конфликтов достигается при помощи мирных средств. Особая роль в превентивной дипломатии отводится ООН. Предупреждение и решение споров осуществляются на базе принципов суверенного равенства и добросовестного выполнения обязательств по международному праву. Согласно Манильской декларации, "государства - стороны в споре будут продолжать соблюдать в своих взаимоотношениях... общепринятые принципы и нормы современного международного права". Отмечается и самостоятельное значение принципа добросовестности. Государства должны действовать в духе добросовестности, с тем чтобы избегать возникновения споров, должны стремиться к скорейшему и справедливому разрешению своих споров. Проявляется связь с принципом сотрудничества. Духом сотрудничества и добросовестности надлежит руководствоваться в поисках раннего и справедливого решения споров. Отмечается и связь с принципом невмешательства - мирное урегулирование не должно сопровождаться вмешательством во внутренние дела. Просматривается связь с принципом самоопределения. Предусмотренные Манильской декларацией процедуры могут использоваться в целях облегчения реализации права на самоопределение. . Согласно Манильской декларации, "государства - стороны в споре будут продолжать соблюдать в своих взаимоотношениях... общепринятые принципы и нормы современного международного права". Отмечается и самостоятельное значение принципа добросовестности. Государства должны действовать в духе добросовестности, с тем чтобы избегать возникновения споров, должны стремиться к скорейшему и справедливому разрешению своих споров. Проявляется связь с принципом сотрудничества. Духом сотрудничества и добросовестности надлежит руководствоваться в поисках раннего и справедливого решения споров. Отмечается и связь с принципом невмешательства - мирное урегулирование не должно сопровождаться вмешательством во внутренние дела. Просматривается связь с принципом самоопределения. Предусмотренные Манильской декларацией процедуры могут использоваться в целях облегчения реализации права на самоопределение. Особенно подчеркивается связь с принципом неприменения силы. Манильская декларация подтверждает, что ни существо спора, ни безрезультатность применения мирных средств не оправдывают применение силы или угрозу силой любым из участников спора.
В документах, посвященных принципу мирного разрешения споров, речь идет только о "международных спорах". Аналогичную формулировку содержит и п. 3 ст. 2 Устава ООН. Вместе с тем в ст. 1 в качестве цели ООН указывается: проводить мирными средствами улаживание или разрешение не только споров, но и ситуаций, которые могут привести к нарушению мира. В ст. 34 речь идет о полномочиях Совета Безопасности рассматривать не только споры, но и любую ситуацию, которая "может привести к международным трениям или вызвать спор, для определения того, не может ли продолжение этого спора или ситуации угрожать поддержанию международного мира и безопасности".
Все это дает основания для вывода, что принцип мирного разрешения споров юридически обязывает государства в отношении споров. А вот ООН должна рассматривать и улаживать также ситуации, которые могут привести к нарушению мира. В общем, под правовыми спорами следует, очевидно, понимать такие, в которых достаточно высок удельный вес юридических моментов. Практически в любом международном споре имеются как политические, так и юридические аспекты. Это открывает перед Международным Судом ООН широкие возможности, и есть основания полагать, что он способен в определенной мере их реализовать.
Стороны в споре, а также другие государства обязаны воздерживаться от любых действий, способных ухудшить положение настолько, что возникает угроза поддержанию мира и безопасности. Все они должны действовать в соответствии с целями и принципами ООН. Факты свидетельствуют о довольно интенсивном развитии содержания принципа мирного разрешения споров4. Этот принцип воплощается в многообразных процедурах разрешения споров. Значительное развитие эти процедуры получили на региональном уровне. Особенно показателен в этом плане опыт ЕС и Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе5. В резолюции Совещания ОВСЕ, специально посвященного мирному урегулированию споров (1992 г.).
Заслуживает внимания тенденция к специализации процедур мирного разрешения споров. В большинстве двусторонних и многосторонних договоров содержатся специальные постановления о процедуре разрешения возникающих при их осуществлении споров. В качестве примера многосторонней конвенции можно указать на Конвенцию ООН по морскому праву 1982 г., содержащую развернутые постановления о процедурах мирного разрешения споров в этой области. Тенденция к специализации ведет к ускорению и профессионализации разрешения споров.
В результате существенно выросло количество принципов, норм, организационных форм и процедур, относящихся к мирному разрешению споров. Они обладают определенной спецификой и связаны друг с другом. Сегодня, очевидно, уже достаточно оснований для выделения особой отрасли международного права - права мирного разрешения международных споров.
2.3. Принцип уважения прав человека.
Устав ООН на второе место после задачи избавления от бедствий войны поставил задачу "вновь утвердить веру в основные права человека". Среди целей ООН поощрение уважения к правам человека стоит третьим пунктом. Тем не менее Декларация о принципах международного права не выделила соответствующий принцип в качестве самостоятельного. Об уважении прав человека говорится при изложении принципов равноправия и самоопределения, а также сотрудничества.
В качестве самостоятельного принцип был сформулирован в Заключительном акте СБСЕ 1975 г., но авторы поставили его лишь на седьмое место, после изложения принципов, относящихся к правам государств.
В общем, на международном уровне сделано немало для содействия уважению прав человека. Хуже обстоят дела на национальном уровне, который имеет решающее значение. В ряде стран, в том числе и в России, конституционно закреплены общепризнанные международные нормы о правах человека. Однако это еще не значит, что соответствующие нормы претворяются в жизнь. Для этого необходима перестройка правовой системы в целом.
Социально оправдана тенденция к признанию прав человека высшей общественной ценностью. Они превалируют над правами государства, народа и их частей. Согласно международному праву, ни государство, ни какая-либо группа или какое-либо лицо не имеют права заниматься какой бы то ни было деятельностью, направленной на уничтожение или неправомерное ограничение любых международно признанных прав человека (п. 1 ст. 5 Пакта о гражданских и политических правах). С другой стороны, при осуществлении своих прав человек обязан уважать права государства и иных социальных образований.
Между правами государства, народа, человека существует определенное единство. Все они должны осуществляться в соответствии с целями и принципами ООН. Нарушение прав государства во многих случаях означает и нарушение прав проживающих в нем людей. Прежде всего, это касается таких кардинальных прав, как право на мир и право на жизнь. Совершая акт агрессии, правительство нарушает права не только другого государства и его населения, но и право собственных граждан на жизнь, на мир. Поэтому при выяснении содержания принципов международного права столь важно обращать внимание на их связь с принципом уважения прав человека. Это относится не только к принципу неприменения силы, но и к таким принципам, как суверенное равенство, невмешательство, самоопределение.
Каждое государство обладает суверенной властью издавать нормы, определяющие права и обязанности своих граждан. Однако реализация этой власти должна происходить в рамках международного права. Права человека перестали быть чисто внутренним делом. Международный контроль в этой области не противоречит принципу невмешательства.
В отличие от других принципов международного права, принцип уважения прав человека занимает центральное положение и в национальном праве. Здесь он представляет собой главный общий принцип права цивилизованных наций и обладает абсолютной императивной силой. Ни одна норма как международного, так и национального права не может ему противоречить. В России это положение закреплено Конституцией. Согласно ст. 55, в РФ "не должны издаваться законы, отменяющие или умаляющие права и свободы человека и гражданина", которые признаются и гарантируются согласно общепризнанным принципам и нормам международного права.
Анализ международных актов позволяет выделить следующие основные положения принципа уважения прав человека6:
признание достоинства, присущего всем членам человеческой семьи, а также их равных и неотъемлемых прав является основой свободы, справедливости и всеобщего мира;
каждое государство обязано содействовать путем совместных и самостоятельных действий всеобщему уважению и соблюдению прав человека и основных свобод в соответствии с Уставом ООН. Иными словами, на каждом государстве и международном сообществе в целом лежит ответственность за содействие всеобщему уважению прав человека;
права человека должны охраняться властью закона, что обеспечит национальный мир и правопорядок, человек не будет вынужден прибегать в качестве последнего средства к восстанию против тирании и угнетения;
государство обязано уважать и обеспечивать всем находящимся в пределах его юрисдикции лицам права и свободы, признанные международным правом, без какого бы то ни было различия, как то: в отношении расы, цвета кожи, пола, языка, религии, политических или иных убеждений, национального или социального происхождения, сословного или иного положения;
каждый человек несет обязанности в отношении других людей и того общества и государства, к которым он принадлежит;
государство обязано принять законодательные и иные меры, необходимые для обеспечения международно признанных прав человека;
государство обязано гарантировать любому лицу, права которого нарушены, эффективные средства правовой защиты; государство обязано обеспечить право человека знать свои права и поступать в соответствии с ними.
Поскольку современное международное сообщество мыслимо лишь как демократическое, постольку социально-политические системы государств должны быть совместимы с его демократическими принципами. Лишь демократическое государство способно быть полноценньм членом сообщества. В принятом еще в 1949 г. Уставе Совета Европы сказано, что членами Совета могут быть только государства, разделяющие принципы верховенства права, плюралистической демократии и защиты прав человека.
2.4. Принцип суверенного равенства
Основное содержание принципа состоит в следующем: государства обязаны уважать суверенное равенство и своеобразие друг друга, а также все права, присущие суверенитету, уважать правосубъектность других государств. Каждое государство имеет право свободно выбирать и развивать свою политическую, социальную, экономическую и культурную систему, устанавливать свои законы и административные правила. Все государства обладают равными основными правами и обязанностями. Они обязаны уважать право друг друга определять и осуществлять по своему усмотрению свои отношения с другими государствами в соответствии с международным правом. Каждое государство вправе участвовать в международных организациях и договорах. Государства должны добросовестно выполнять свои обязательства по международному праву.
Из этого видно, что принцип суверенного равенства не является механическим объединением двух известных и ранее принципов - уважения суверенитета и равноправия. Объединение придает дополнительный смысл новому принципу. Подчеркивается неразрывная связь двух его элементов. Суверенитет может существовать лишь в условиях равноправия. Вместе с тем для выяснения содержания рассматриваемого принципа необходимо обратиться и к понятиям суверенитета и равноправия.
Суверенитет обычно понимается как полновластие внутри страны и независимость вовне. В Теории и практике весьма распространен взгляд, согласно которому международное право, любое международное обязательство ограничивают суверенитет государства. На самом же деле именно международное право обеспечивает суверенитет, препятствует злоупотреблению им.
Суверенитет означает исключительную власть государства в пределах его юрисдикции. Соответственно государство обязано обеспечить в этой сфере уважение прав других государств и их граждан. В комментарии Комиссии международного права ООН к проекту статей о международной ответственности за вредные последствия действий, не запрещенных международным правом, говорится, что юрисдикция государства означает, что "данное государство будет принимать во внимание обоснованные интересы всех других государств"1.
Таким образом, государственный суверенитет - это исходящая от народа верховная власть государства, независимо осуществляемая в соответствии с национальным и международным правом.
Отражая реальное положение вещей, международное право в исключительных случаях допускает неравенство в правах, но при этом особые права связывает с дополнительными обязанностями. Наиболее показателен в этом плане статус постоянных членов Совета Безопасности ООН. Следует сказать и о другом неравенстве. Одно государство может участвовать в большем количестве договоров, чем другое, и потому обладать более широким кругом прав2. Но это касается конкретных, а не суверенных прав. Суверенный статус у всех государств одинаков.
Равенство правового статуса государств означает, что все нормы международного права применяются к ним одинаково, обладают равной обязательной силой. Государства обладают равной способностью создавать права и принимать на себя обязательства. По мнению Международного Суда ООН, равенство означает также равную свободу во всех делах, не регулируемых международным правом.
2.5. Принцип невмешательства
Принцип невмешательства - один из устоев международного права. Он тесно связан с другими принципами. Принцип неприменения силы запрещает ее использование против независимости государства. Принцип суверенного равенства подтверждает право государства независимо выбирать свою социально-политическую систему и т. д.
Принцип невмешательства не препятствует применению принудительных мер к государству по решению Совета Безопасности ООН в случае угрозы миру, нарушений мира и актов агрессии. Исходя из этого, Совет Безопасности и Генеральная Ассамблея не столько выясняли вопрос о том, является ли данное дело внутренним, сколько определяли наличие угрозы миру и безопасности и на этом основании касались внутренних дел. Так, в ряде резолюций 1993 г. по Камбодже Совет Безопасности затрагивал вопросы проведения выборов, обеспечения свободы слова и др.
Особую остроту приобрела проблема внутренних вооруженных конфликтов, которые нередко несут большие беды, чем межгосударственные конфликты. Международное сообщество не может устраниться от урегулирования таких конфликтов, которые представляют угрозу миру и безопасности соседних стран. Является законной гуманитарная помощь ООН, даже если для ее осуществления применяются меры принуждения. Крупномасштабные нарушения права на жизнь, на мир, повлекшие или способные повлечь тяжелые человеческие потери, представляют угрозу миру и безопасности и могут повлечь применение принудительных мер в соответствии с положением гл. VII Устава ООН.
Естественно, что возможности ООН в рамках принципа невмешательства шире, чем у государств. Для государств установлены более жесткие рамки. Ни отдельное государство, ни группа государств не имеют права вмешиваться прямо или косвенно во внутренние или внешние дела, входящие во внутреннюю компетенцию государства по какой бы то ни было причине и независимо от их взаимоотношений.
Остановимся на некоторых понятиях, являющихся ключевыми для принципа невмешательства. Начнем с внешних дел, входящих во внутреннюю компетенцию. Свет на содержание этого понятия проливает принцип суверенного равенства, который обязывает уважать права, вытекающие из суверенитета. Государства обязаны уважать право друг друга определять и осуществлять по своему усмотрению отношения с другими государствами в соответствии с международным правом. Государства обязаны уважать международную правосубъектность друг друга. Они имеют право принадлежать или не принадлежать к международным организациям, быть или не быть участником двусторонних или многосторонних договоров, включая союзные договоры. Они также имеют право на нейтралитет.
"Прямое вмешательство" осуществляется непосредственно государством, его органами. Прежде всего, это вооруженное вмешательство или угроза такого вмешательства. Запрещены и иные формы вмешательства. Вместе с тем принцип запрещает лишь те действия, которые направлены против правосубъектности государства или против его политических, экономических и культурных основ.
Под косвенным вмешательством понимаются военные, экономические и иные меры, которые осуществляются не самим государством, а лицами и организациями, находящимися под его контролем. При применении военных мер далеко не просто провести черту между прямым и косвенным вмешательством. При всех условиях запрещены организация, помощь, поощрение, финансирование или допущение вооруженной или террористической деятельности, направленной на изменение строя другого государства путем насилия, а также вмешательство во внутреннюю борьбу в другом государстве.
Особую опасность представляет сегодня косвенное вмешательство, осуществляемое при помощи транснациональных корпораций. Их активы нередко превышают бюджет государства - жертвы вмешательства.
Первостепенное значение для понимания принципа невмешательства имеет выяснение понятия "дела, входящие во внутреннюю компетенцию государства". В Консультативном заключении Постоянной палаты международного правосудия относительно законов о гражданстве, изданных в Тунисе и Марокко (1923 г.), говорилось: "Вопрос о том, находится ли дело в исключительной юрисдикции государства, является по своему характеру относительным вопросом; он зависит от развития международных отношений".
О перспективах развития принципа можно судить по документам ОВСЕ. В Документе Московского совещания Конференции по человеческому измерению 1991 г. участники заявили, что обязательства, принятые ими в области гуманитарного измерения, являются вопросами, "представляющими непосредственный и законный интерес для всех государств-участников, и не относятся к числу исключительно внутренних дел соответствующего государства". Более того, участники "в случае свержения или попытки свержения демократически избранного законного правительства какого-либо государства-участника недозволенными средствами будут решительно поддерживать в соответствии с Уставом Организации Объединенных Наций законные органы этого государства, стоящие на страже прав человека, демократии и верховенства закона, признавая свои общие обязательства противодействовать любой попытке ограничить эти основополагающие ценности"7.
В документах, принятых на межамериканской встрече на высшем уровне в 1994 г., участники подтвердили обязательства укреплять свои демократические системы в соответствии с принципом невмешательства. Организация американских государств совершенствует процедуры принятия решений по проблемам, возникающим в случае неконституционного нарушения демократического порядка8. Еще основательнее внутренние дела затрагиваются сотрудничеством государств в рамках такой интегрированной организации, как Европейский Союз. Тем не менее главное содержание принципа невмешательства сохраняет свое значение, будучи неразрывно связанным с государственным суверенитетом.
Растущее международное значение приобретают вопросы, связанные с охраной окружающей среды. Комиссия международного права ООН работает над проектом статей о международной ответственности за вредные последствия действий, не запрещенных международным правом. Предусмотрена ответственность государств за осуществление в пределах его юрисдикции деятельности, физические последствия которой причиняют трансграничный ущерб.
Подвижность границы между внутренними и внешними делами породила взгляды, согласно которым любой внутренний вопрос может стать предметом международно-правового регулирования9. Однако это не совсем так. Достаточно сказать, что по-прежнему остается чисто внутренним делом осуществление права народа, государства на выбор своей социально-политической системы.
Возникает проблема серьезного практического значения: как определить круг вопросов, не являющихся внутренним делом? Некоторые юристы полагают, что для этого вопросу достаточно стать предметом любого международного документа, даже не юридического характера, резолюции организации, совместного коммюнике и т. д. (Р. Бакстер).
Думается, однако, что изъять вопрос из чисто внутренней компетенции государства может только правовая норма, договорная или обычная. При этом двусторонний договор имеет соответствующий эффект лишь во взаимоотношениях участников и только на срок своего действия10. Общее правило устанавливается нормой универсального международного права.
В целом практика государств подтверждает приведенные положения. Представляет в этом плане интерес Совместная англо-китайская декларация 1984 г. о Гонконге, зафиксировавшая договоренность по вопросам, явно относящимся к внутренней компетенции. Было, в частности, согласовано, что социалистическая система не будет установлена в Гонконге, а существующая капиталистическая сохранится в течение 50 лет. Детальные положения Декларации подлежат закреплению в Основном законе Гонконга. Примечательно, что стороны оформили соглашение не договором, а совместной декларацией, которая рассматривается лишь как провозглашение основ политики.
Нельзя упускать из виду, что и в рассматриваемой области не существует "свободы договоров". Договор, изымающий из внутренней юрисдикции государства определенные дела, должен отвечать императивным нормам, в частности принципу суверенного равенства1.
Подчеркивая значение принципа невмешательства, необходимо отметить, что он не может служить щитом для правительств, нарушающих обязательства по международному праву действиями, совершенными в пределах своей территории. Попытки использовать принцип в этих целях представляют собой злоупотребление им. При этом нарушаются принципы добросовестного выполнения обязательств и суверенного равенства.
2.6. Принцип территориальной целостности
Территория служит материальной основой государства, является необходимым условием его существования. Поэтому государства уделяют особое внимание обеспечению ее целостности. Статут Лиги Наций обязывал уважать и сохранять против всякого внешнего нападения территориальную целостность государств-членов (ст. 10). Устав ООН обязывает воздерживаться от угрозы силой или ее применения против территориальной неприкосновенности государств (п. 4 ст. 2).
Здесь мы встречаемся с разными терминами - целостность и неприкосновенность. Второй из них обозначает более широкое понятие, охватывая не только случаи отторжения территории, но и иные виды посягательств на нее, например вооруженное вторжение, не преследующее цели территориального захвата, временная оккупация части территории. Этот момент должен учитываться при определении содержания рассматриваемого принципа.
В Декларации о принципах международного права 1970 г. принцип территориальной целостности не выделен в качестве самостоятельного. Тем не менее его содержание отражено в других принципах. Принцип неприменения силы обязывает воздерживаться от угрозы силой или ее применения против территориальной неприкосновенности любого государства. В этих целях не может быть также использована военная, политическая, экономическая или иная форма давления.
Следовательно, содержание принципа представлено в весьма широкой форме. Запрещены не только угроза силой или ее применение, но и иные, в том числе и невоенные, формы давления. Речь идет именно о неприкосновенности территории. Подчеркивается также, что территория государства не должна быть объектом военной оккупации, явившейся результатом применения силы в нарушение Устава ООН.
Территория не должна быть объектом приобретения другим государством в результате угрозы силой или ее применения. Никакие территориальные приобретения, являющиеся результатом угрозы силой или ее применения, не будут признаваться законными.
Последнее положение не относится к действительности договоров по территориальным вопросам, заключенным до принятия Устава ООН. Как известно, законность отторжения части территории государств, несущих ответственность за развязывание Второй мировой войны, признана Уставом ООН (ст. 107).
Законное изменение территории государства может иметь место в результате осуществления народом права на самоопределение. Присоединение к независимому государству или создание нового независимого государства в результате свободного волеизъявления народа является реализацией права на самоопределение, права на освобождение от иностранного гнета. Если же речь идет о государстве, действующем с соблюдением принципа равноправия и самоопределения народов, то его территориальная целостность нарушаться не может. Каждое государство должно воздерживаться от любых действий, направленных на частичное или полное нарушение территориальной целостности любого другого государства. Соответствующие положения не раз подчеркивались Генеральной Ассамблеей ООН. В Декларации о предоставлении независимости колониальным странам и народам 1960 г. говорилось, что все народы имеют неотъемлемое право на "целостность их национальной территории", а попытки нарушить ее несовместимы с целями и принципами ООН. В соответствии с принципом суверенного равенства государств территориальная целостность государства неприкосновенна. Это еще раз подтверждает, что территориальная целостность государства защищается целым рядом основных принципов международного права.
Заключительный акт СБСЕ 1975 г. выделил территориальную целостность в качестве самостоятельного принципа, содержание которого концентрированно отражает сказанное ранее. Запрещены любые действия, несовместимые с Уставом ООН, против территориальной целостности или единства государства. Из этого следует, что могут иметь место действия, направленные против территориальной целостности, совместимые с Уставом. Бесспорно, к ним относятся действия в порядке осуществления права на самоопределение. Есть основания полагать, что может быть правомерно ограничено и право на территориальную целостность государства, несущего ответственность за агрессивную войну, как это имело место после Второй мировой войны.
О территориальной целостности говорится практически во всех документах региональных объединений. Устав Организации американских государств определил в качестве одной из главных целей защиту территориальной целостности (ст. 1). Аналогичное положение содержится и в Хартии Организации африканского единства (ст. 2 и 3).
В литературе довольно убедительно доказывается, что принцип целостности, неприкосновенности государственной территории означает также недопустимость использования ее, включая естественные богатства, без согласия суверена11. Это положение подтверждается практикой. Общепризнанно суверенное право государства, народа свободно распоряжаться своими естественными богатствами и ресурсами. В ежегодном послании Президента РФ Федеральному Собранию (1995 г.) говорилось как о само собой разумеющемся, что территориальная целостность охватывает как пространство, так и ресурсы12.
2.7. Принцип нерушимости границ
Этот принцип дополняет принцип территориальной целостности. Его значение определяется тем, что уважение существующих границ - необходимое условие мирных отношений между государствами.
В Декларации о принципах международного права 1970 г. содержание принципа излагается в разделе о принципе неприменения силы "Каждое государство обязано воздерживаться от угрозы силой или ее применения с целью нарушения существующих международных границ другого государства или в качестве средства разрешения международных споров, в том числе территориальных споров и вопросов, касающихся государственных границ".
Следовательно, запрет ограничивается нарушением границ путем угрозы силой или ее применения. От государств не требуется взаимного признания границ и отказа от территориальных претензий. Скорее соответствующие претензии презюмируются, поскольку говорится о несиловом разрешении споров. Таким образом, вопрос решен в рамках принципа неприменения силы.
Государства обязаны воздерживаться от угрозы силой или ее применения с целью нарушения также демаркационных линий, т. е. временных или предварительных границ, таких как линии перемирия, установленные или соответствующие межгосударственному договору или которые государство обязано соблюдать на каком-либо ином основании. Иначе говоря, имеются в виду юридически обоснованные линии. Оговаривается, что следование этому правилу не наносит ущерба позиции заинтересованных государств в отношении статуса и последствий установления таких линий. Думается, что это положение относится и к отказу от применения силы с целью нарушения постоянных границ государства, поскольку, как отмечалось, принцип не обязывает к признанию существующих границ.
В качестве самостоятельного принцип нерушимости границ был сформулирован Заключительным актом СБСЕ 1975 г. Причина тому видится в более далеко идущем содержании, выходящем за рамки принципа неприменения силы. Принцип содержит обязательство признания нерушимости всех государственных границ в Европе. Известно, что побежденные государства далеко не полностью признавали границы, установленные в результате Второй мировой войны, что осложняло международные отношения.
Государства-участники обязались воздерживаться от любых, а не только подкрепленных силой, требований или действий направленных на захват и узурпацию части или всей территории других государств. Вместе с тем предусмотрена возможность изменения границ в соответствии с международным правом, мирным путем и по соглашению. Известно, что таким путем были пересмотрены границы ФРГ, в которую включена территория ГДР. Подчеркну, что в таком виде принцип нерушимости границ действует только в пределах Европы.
Принцип нерушимости границ соприкасается с издавна известным общему международному праву принципом неприкосновенности государственной границы. Из последнего вытекает обязанность государств не допускать незаконного пересечения границы с другим государством, а также право контролировать движение через границу.
С учетом значения нерушимости государственных границ для мирного сотрудничества международное право уделяет ее обеспечению серьезное внимание. Венская конвенция о праве международных договоров 1969 г. предусматривает ограниченную возможность прекращения договора в случае коренного изменения обстоятельств, имевших место при его заключении. Вместе с тем установлено, что на изменение обстоятельств нельзя ссылаться, если договор устанавливает границу (п. 2 ст. 62). Венская конвенция о правопреемстве государств в отношении договоров 1978 г. закрепила норму обычного права, согласно которой правопреемство государств само по себе не затрагивает границ, установленных договором (ст. 11).
2.8. Принцип равноправия и самоопределения народов
Принцип воплощен в Уставе ООН, в котором в качестве одной из целей Организации указано: "Развивать дружественные отношения между нациями на основе уважения принципа равноправия и самоопределения народов, а также принимать другие соответствующие меры для укрепления всеобщего мира" (п. 2 ст. 1).
Из этого видно, что речь идет о межгосударственных отношениях, которые должны осуществляться с учетом того, что все народы равноправны и каждый из них имеет право распоряжаться своей судьбой. Подчеркивается значение такого рода отношений для упрочения всеобщего мира. Говорю о межгосударственных отношениях, так как в Уставе термин "нация" использован в смысле "государство". Организация Объединенных Наций - это организация государств. На некоторых языках, включая английский, как известно, термин "nation" означает также государство, страну.
Что же касается понятия собственно нации, как оно используется в русском и других языках, то оно означает реальное единство людей, которые считают себя образующими нацию на основе общности судьбы, культуры, языка, религии. Под народом понимается все население, постоянно проживающее на территории государства - субъекта международного права.
В приведенном положении Устава указаны и субъекты права на самоопределение - "народы". Этот момент подчеркивается и в литературе. Специалист в этой области Г. Б. Старушенко пишет: "...право на самоопределение принадлежит всему населению (народу) самоопределяющейся территории. ...О "праве нации" можно говорить лишь в том случае, если на самоопределяющейся территории проживает только она одна"13.
Содержание принципа впервые раскрыто в Декларации о принципах международного права 1970 г., принятой в период, когда процесс деколонизации достиг апогея. Это и определило основную направленность принципа. "Все народы имеют право свободно определять без вмешательства извне свой политический статус и осуществлять свое экономическое, социальное и культурное развитие, и каждое государство обязано уважать это право в соответствии с Уставом ООН". Более того, государства обязаны способствовать осуществлению принципа в целях содействия дружественным отношениям между государствами и ликвидации колониализма. Колониализм как подчинение народов иностранному игу, господству и эксплуатации является нарушением принципа самоопределения, представляет отказ в осуществлении основных прав человека.
Из сказанного видно, что принцип направлен прежде всего против колониализма. Соответственно главное внимание уделено внешнему аспекту принципа - освобождению от иностранного гнета. В этом плане указаны и способы осуществления права на самоопределение. На первом месте стоит создание независимого государства, а далее - свободное присоединение к независимому государству, или объединение с ним, или установление любого иного политического статуса.
Каждое государство обязано воздерживаться от любых насильственных действий, лишающих народы, о которых идет речь, их права на самоопределение. В своем сопротивлении таким действиям народы вправе испрашивать и получать поддержку в соответствии с Уставом ООН.
Для понимания антиколониального характера принципа существенно положение, согласно которому территория колонии имеет статус отдельный, отличный от статуса территории управляющего государства. Иначе говоря, речь не идет о нарушении территориальной целостности государства, прекращается управление территорией, имеющей отдельный статус. Особо подчеркивается, что ничто в приведенных положениях "не должно толковаться как санкционирующее или поощряющее любые действия, которые вели бы к расчленению или к частичному или полному нарушению территориальной целостности или политического единства суверенных и независимых государств, действующих с соблюдением принципа равноправия и самоопределения народов и вследствие этого имеющих правительства, представляющие весь народ, принадлежащий к данной территории, без различия расы, вероисповедания или цвета кожи".
Вполне естественно, что, формулируя принцип самоопределения, государства не могли не позаботиться об обеспечении одного из основных суверенных прав - права на территориальную целостность. Вместе с тем в приведенном положении содержится чрезвычайно важная идея. При решении вопроса о соотношении принципов самоопределения и территориальной целостности необходимо учитывать уровень демократизма государства, насколько в нем соблюдается принцип равноправия и самоопределения народов, насколько обеспечены в них права народов.
Если государство обеспечивает народу право на самоопределение, т. е. право самому определять политическую, социальную и экономическую систему, гарантирует права человека, то расчленение такого государства по воле того или иного меньшинства является противоправным. Значение этого момента все чаще отмечается в литературе14.
Здесь мы встречаемся с исключительно важным, внутренним аспектом самоопределения. Он имеет и свой внешний аспект: только демократическое государство, обеспечивающее народу право решать свою судьбу, может быть полноправным членом международного сообщества, территориальная целостность которого не может быть ограничена и в силу принципа самоопределения. Профессор Нью-Йоркского университета Т. Франк пишет, что самоопределение лежит в основе демократии и полноценного международного статуса государства.
Однако это вовсе не значит, что против недемократического государства другие страны могут предпринимать действия, направленные против его территориальной целостности. Принцип равноправия и самоопределения народов обязывает каждое государство воздерживаться от любых действий, направленных на частичное или полное нарушение территориального единства и территориальной целостности любого другого государства.
Международные пакты о правах человека подтвердили связь самоопределения с правами человека, закрепив в своих первых статьях положение о том, что "все народы имеют право на самоопределение". Что же касается этнических, религиозных и языковых меньшинств, то принадлежащим к ним лицам не может быть отказано в праве совместно с другими членами той же группы пользоваться своей культурой, своим языком, а также исповедовать свою религию (ст. 27 Пакта о гражданских и политических правах).
Эти положения получили развитие в Декларации Генеральной Ассамблеи ООН о правах лиц, принадлежащих к национальным или этническим, религиозным и языковым меньшинствам 1992 г. Государства обязаны охранять "на их соответствующих территориях существование и самобытность" таких меньшинств и поощрять создание условий для развития этой самобытности (ст. 1). Одновременно вновь подчеркивается, что Декларация не может быть истолкована как допускающая какую бы то ни было деятельность, противоречащую целям и принципам ООН, "включая принципы уважения суверенного равенства, территориальной целостности и политической независимости государств" (ст. 8).
Из сказанного ранее четко проступает связь права на самоопределение с правами человека, которые рассматриваются как высшая ценность. Эта связь все чаще подчеркивается и Генеральной Ассамблеей ООН. В резолюции, озаглавленной "Всеобщая реализация права народов на самоопределение" (1994 г.), сказано, что реализация права народов на самоопределение "является коренным условием для эффективного обеспечения и соблюдения прав человека". Правда, на самом деле реализация права на создание независимого государства далеко не всегда ведет к обеспечению прав человека.
С учетом того, что в Европе проблема колониализма не существует, в Заключительном акте СБСЕ 1975 г. изменено само название принципа: "Равноправие и право народов распоряжаться своей судьбой". Установлено, что "все народы всегда имеют право в условиях полной свободы определять, когда и как они желают, свой внутренний и внешний политический статус без вмешательства извне и осуществлять по своему усмотрению свое политическое, экономическое, социальное и культурное развитие". На первое место поставлен внутренний политический статус, в то время как обычно самоопределение относят прежде всего к международному статусу.
Сказанное ранее подтверждает и позиция в этом вопросе независимых государств, конституции которых не предусматривают самоопределения составных частей государства. Исключением были конституции СССР и Югославии. В Постановлении Конституционного Суда РФ о состоянии конституционной законности от 5 марта 1993 г. говорится: "Конституция Российской Федерации не предусматривала и не предусматривает право выхода из состава Федерации. Территория Российской Федерации целостна и неотчуждаема. В этом Конституция Российской Федерации не противоречит общепризнанным принципам и нормам международного права, включая право народов на самоопределение". Аналогичный взгляд изложен и в постановлении Конституционного Суда от 31 июля 1995 г., в котором подчеркивается значение государственной целостности для обеспечения прав человека.
Сказанное подтверждается и практикой ООН, которая сыграла активную роль в реализации народами колоний права на самоопределение, но воздерживалась от вмешательства во внутренние конфликты на этнической, религиозной почве, ограничиваясь миротворческими усилиями.
Сегодня и государства, образовавшиеся в результате реализации колониальными народами права на самоопределение, считают, что это право было призвано покончить с колониальным гнетом и не может служить расчленению независимых государств. Индийский юрист Дж. Саксена говорит, что принцип самоопределения применим только к случаям колониализма, а также что "коль скоро самоопределение реализовано колонией, то вопрос о втором самоопределении" не возникает15.
Организация африканского единства не признает за различными движениями, выступающими за отделение от существующих государств, права на самоопределение. При решении Международным Судом ООН спора о границе между Буркина-Фасо и Мали рассматривалось соотношение самоопределения и территориальной целостности. Было установлено, что на самом деле "сохранение статус-кво в Африке часто считается лучшим образом действий"16.
Значительное число авторов также ограничивают действие принципа самоопределения случаями колониализма17.
Подобная позиция в значительной мере определяется распространением внутренних конфликтов, участники которых под лозунгом самоопределения совершают чудовищные преступления. Такие конфликты представляют все более серьезную угрозу миру, правопорядку, правам человека. В докладе Генерального секретаря ООН "Программа мира" говорится: "Если каждая этническая, религиозная или языковая группа станет требовать государственности, то не будет пределов фрагментации, станет еще более трудным делом достижение мира, безопасности и экономического благосостояния"18. Некоторые юристы вообще отрицают наличие принципа самоопределения в позитивном международном праве (например, члены Комиссии международного права ООН Дуду Тиам и А. Яковидес)19.
Думается, что столь крайние взгляды не имеют убедительных оснований. Достаточно сказать, что в целом ряде своих решений Международный Суд ООН подтвердил, что принцип самоопределения "является одним из основных принципов современного международного права"20. Правда, все решения Суда, связанные с принципом самоопределения, относились к колониальным проблемам.
Нельзя упускать из виду, что современные события, например референдум о независимости канадской провинции Квебек, говорят о реальности возникновения проблемы самоопределения и в демократическом государстве. Главное, чтобы она решалась не силой, а демократическим путем в соответствии с правом страны. В таком случае самоопределение будет правомерным и с международно-правовой точки зрения. Нельзя также забывать о внутреннем аспекте принципа, значение которого растет, в том числе и для международных позиций государства. Голландский профессор Т. ван Бовен пишет, что "легитимность правительства возрастает или падает в зависимости от уважения им" внутреннего измерения права на самоопределение21.
2.9. Принцип сотрудничества
Идея всестороннего сотрудничества воплощена в Уставе ООН. Как принцип она была сформулирована в Декларации о принципах международного права 1970 г. Принцип обязывает государства сотрудничать друг с другом, независимо от различий их политических, экономических и социальных систем. Определены также основные направления сотрудничества: поддержание мира и безопасности; всеобщее уважение прав человека; осуществление международных отношений в экономической, социальной, культурной, технической и торговой областях в соответствии с принципами суверенного равенства и невмешательства; сотрудничество с ООН и принятие мер, предусмотренных ее Уставом; содействие экономическому росту во всем мире, особенно в развивающихся странах.
Из этого видно, что принцип немногое добавляет к содержанию других принципов. Здесь и поддержание мира, и уважение прав человека, и сотрудничество в соответствии с принципами суверенного равенства и невмешательства. Эта связь понятна, так как реализация всех принципов возможна только путем сотрудничества. Очевидно, в этом и заключена суть принципа сотрудничества.
С юридической точки зрения принцип уязвим. Юридически обязать государство к конкретному сотрудничеству столь же сложно, как и обязать его к дружбе с тем или иным государством. Все это дало основание ряду юристов отрицать юридический характер принципа сотрудничества.
Есть и юристы, считающие, что принцип установил юридическую обязанность всех государств сотрудничать друг с другом во всех областях международных отношений (Н. А. Ушаков). При этом, однако, не указывают, как юридически может быть обеспечена эта обязанность.
Думается, как часто бывает, истина находится посредине. Принцип в значительной мере носит характер идеи, пронизывающей все остальные принципы и раскрывающей в них свое содержание. Особое значение имеет принцип добросовестности, обязывающий добросовестно относиться к развитию всестороннего сотрудничества, добросовестно в духе сотрудничества подходить к решению международных проблем, а также к применению норм международного права, включая принципы. Принцип носит и целеполагающий характер, в его свете должны толковаться иные принципы и нормы.
Для понимания принципа сотрудничества существенное значение имеет история его создания. Он воплотил идею принципа мирного сосуществования. Вспомним, что инициаторы кодификации принципов - социалистические государства - предложили кодифицировать их как принципы мирного сосуществования. Западные державы сочли, что принцип мирного сосуществования отражает марксистскую идеологию, и воспротивились этой идее. Компромисс был найден в замене мирного сосуществования "дружественными отношениями и сотрудничеством", что и нашло отражение в названии Декларации. Однако сама идея и содержание принципа от этого не изменились. Вспомним, что с самого начала принцип подчеркивает обязанность государств сотрудничать "независимо от их политических, экономических и социальных систем". Известно, что именно в этом заключено одно из центральных положений принципа мирного сосуществования.
То обстоятельство, что принцип был использован в идеологической борьбе как инструмент внешней политики ряда государств, не должно перечеркивать его общечеловеческое содержание. Первейшая, самая важная задача международного права - обеспечить мирное сосуществование государств. И сегодня Генеральная Ассамблея ООН подчеркивает, что "упрочение мира и предотвращение войны является одной из главных целей Организации Объединенных Наций"22. В Комиссии международного права подчеркивалось, что основной предпосылкой, на которой основано международное сообщество, является сосуществование государств23.
Принцип мирного сосуществования продемонстрировал свое значение в наиболее критические периоды истории. В годы Второй мировой войны он открыл путь к созданию антигитлеровской коалиции и, следовательно, к победе сил мира. В период холодной войны создал условия для мирного взаимодействия ядерных держав с различными социальными системами. Не случайно идея мирного сосуществования нашла широкое признание у специалистов, придерживающихся различных взглядов24.
Принцип мирного сосуществования развивался в соответствии с требованиям жизни. Если в первый период после его провозглашения Советским государством упор делался на предотвращение войны, то в дальнейшем все большую часть его содержания стало занимать сотрудничество. Этот момент нашел отражение во многих международных актах. Вот что говорилось, например, в советско-индийской Делийской декларации 1986 г.: "1. Мирное сосуществование должно стать универсальной нормой международных отношений: в ядерный век необходимо перестроить международные отношения таким образом, чтобы на смену конфронтации пришло сотрудничество".
В постконфронтационную эру острота идеологической борьбы существенно снизилась, изменился характер этой борьбы. Однако различия между государствами все еще весьма существенны, и международное право требует их уважения. Поэтому едва ли можно согласиться с весьма распространенным мнением, будто идея мирного сосуществования почила естественной смертью, которое высказывается и в бывших социалистических странах25. Думается, что без идеи мирного сосуществования принцип сотрудничества лишится главного содержания. Развитие содержания принципа невозможно без учета опыта, связанного с принципом мирного сосуществования.
Что же касается борьбы идей, то она представляет собой закономерность прогрессивного развития международного права. К сожалению, в мировой литературе доминируют западные юристы. Соответствующая этому роль принадлежит им и в процессе официальной и доктринальной кодификации международного права. Не стало достаточно интернациональным и международно-правовое образование.
В заключение подчеркну, что, несмотря на различия во мнениях относительно юридического характера принципа сотрудничества, он воплощает одну из центральных идей международного права. В соответствии с этой идеей и будет строиться и функционировать международно-правовой порядок.
2.10. Принцип добросовестного выполнения обязательств
по международному праву
В отличие от других принципов, которые складывались в процессе развития международного права, рассматриваемый принцип утверждался вместе с этим правом. Без него международное право не было бы правом, именно в нем заключен источник юридической силы международного права. Он относится к категории необходимого права (jus necessarium). На рубеже XX в. Л. А. Камаровский и В. А. Уляницкий писали: "Обязательность договоров вытекает прямо и с логической необходимостью из основных положений права, обеспечивающего мирное сожительство народов"26.
Принцип закрепил соглашение государств о признании юридически обязательной силы за нормами международного права. И для этого принципа сохраняет свое значение общее положение о том, что единственным способом создания юридически обязательных норм для суверенных государств является их соглашение27.
Содержание принципа развивалось с ростом потребности в эффективном международном праве. Упрочивалась и социально-политическая база принципа по мере того, как международное право становилось все более необходимым для обеспечения интересов государств, а ныне и для выживания человечества28.
Значение принципа для достижения целей международного сообщества нашло отражение в Уставе ООН. Одна из главных задач определена так: создать условия, при которых может соблюдаться "уважение к обязательствам, вытекающим из договоров и других источников международного права". В качестве принципа Организации указано: все члены ООН "добросовестно выполняют принятые на себя по настоящему Уставу обязательства, чтобы обеспечить им всем в совокупности права и преимущества, вытекающие из принадлежности к составу Членов Организации" (п. 2 ст. 2). В данном случае отмечу положение, имеющее общее значение. Права и преимущества, вытекающие из международного права, могут быть обеспечены государствам только при условии выполнения обязательств.
Содержание принципа изложено в Декларации о принципах 1970 г. В этом документе подтверждается его значение для поддержания мира и безопасности, а также для достижения иных целей ООН; подчеркивается иерархия обязательств и тем самым норм, из которых они вытекают. На высшую ступень поставлен, разумеется, Устав ООН. Как известно, Уставом предусмотрена преимущественная сила вытекающих из него обязательств в случае конфликта с иными обязательствами государств (ст. 103). Тем не менее Устав не лишает целиком силы противоречащие ему обязательства. Декларация пошла дальше, определив, что принцип добросовестного выполнения обязательств распространяется только на обязательства, принятые в соответствии с Уставом. Напомню, что западные державы не допустили включения соответствующего положения в Венскую конвенцию о праве международных договоров. Конвенция ограничивается ссылкой на ст. 103 Устава ООН. Тем не менее шаг в соответствующем направлении был сделан путем включения в Конвенцию норм о ничтожности и недействительности договоров, противоречащих императивным нормам международного права (ст. 53, 64).
После обязательств по Уставу стоят обязательства, вытекающие из общепризнанных принципов и"норм международного права. Затем идут обязательства по договорам, действительным согласно этим принципам и нормам. Выдвигая на первый план обязательства по Уставу и общепризнанным нормам, Декларация тем самым подтверждает универсальный характер, всеобщность международного права, а также центральное положение общего международного права, состоящего из общепризнанных принципов и норм.
Декларация дала ответ на довольно часто обсуждаемый вопрос о соотношении суверенитета и обязанности соблюдать международное право, включив в принцип суверенного равенства положение об обязанности выполнять полностью и добросовестно международные обязательства.
Заключительный акт СБСЕ 1975 г., в общем, содержит те же положения, что и Декларация. Особо оговаривается положение о том, что при осуществлении своих суверенных прав, включая право устанавливать свои законы и административные правила, государства должны сообразовываться со своими обязательствами по международному праву. Положение отразило растущее значение национального права для обеспечения выполнения международных обязательств.
Отмечу, что рассматриваемый принцип закреплен законодательством РФ. В Законе о международных договорах 1995 г. говорится: "Российская Федерация выступает за неукоснительное соблюдение договорных и обычных норм, подтверждает свою приверженность основополагающему принципу международного права - принципу добросовестного выполнения обязательств по международному праву".
Надежную гарантию выполнению обязательств способно создать лишь правовое государство. С другой стороны, верность международным обязательствам следует признать необходимым качеством правового государства. Низкий уровень законности и правовой культуры в стране не может не сказываться на отношении к международному праву. К сожалению, пока очень немногие государства идут в своем уважении к международному праву столь далеко, чтобы конституционно обеспечить выполнение государственными органами международных обязательств.
Более того, порой встречаются явно не совместимые с международным правом конституционные положения. Примером может служить ст. 4 Конституции Панамы 1978 г.: "Республика Панама уважает общепризнанные нормы международного права, которые не противоречат ее национальным интересам". Немало государств фактически придерживаются близкой позиции. В свое время государственный секретарь США Д. Ачесон заявил, что "международное право не относится к вопросам высшего могущества" и что "выживание государств не является объектом права". По мнению юридического советника Госдепартамента А. Софайера, Конгресс и Президент обладают по Конституции властью в некоторых условиях действовать вопреки международному праву. В этой связи хотелось бы напомнить решение Верховного суда США еще 1890 г. по делу "In re Neagle", в котором сказано, что обязанность честно выполнять договоры подразумевает все "обязательства, вытекающие из... наших международных отношений".
Думается, что позиция США в той или иной мере не чужда мышлению государственных деятелей и некоторых иных стран, но только представители американской администрации позволяют себе высказывать подобные мысли открыто. Поэтому их и приходится цитировать.
В рассматриваемых документах речь идет об "обязательствах" по международному праву. Под этим понимаются обязательства, вытекающие как из договорных, так и из обычных норм. Далее, "обязательство" и "обязанность" - это не идентичные понятия. Обязательство включает не только обязанности, но и соответствующие права. Это, в частности, видно из общепринятого выражения "договорные обязательства". Права также должны осуществляться добросовестно, т. е. в соответствии с целями и принципами международного права, без ущерба для законных интересов и прав других субъектов.
Как элемент рассматриваемого принципа принцип добросовестности обязывает: добросовестно выясняться фактические обстоятельства, интересы государств и международного сообщества, входящие в сферу применения нормы; добросовестно выбирать нормы, подлежащие применению; обеспечить реальное соответствие реализации норм их букве и духу, международному праву и морали, а также иным обязательствам субъектов; не допускать злоупотребления правами. Добросовестное выполнение означает также недопустимость содействия нарушению норм другими государствами29.
Добросовестное выполнение обязательств основано на взаимности. Нарушающий норму не должен претендовать и на пользование вытекающими из нее правами. Вспомним, что лишение возможности пользоваться правами, вытекающими из нормы, является основным видом репрессалий.
Содержание рассматриваемого принципа в значительной мере определяется его взаимосвязью с другими основными принципами. Последние определяют характерные черты процесса выполнения обязательств. Он должен протекать без угрозы силой или ее применения, когда это несовместимо с Уставом ООН. Споры решаются мирными средствами. Недопустимо вмешательство во внутренние дела. Осуществление норм происходит путем сотрудничества на основе суверенного равенства. В соответствии с принципом ответственности невыполнение обязательств влечет ответственность.
В заключение отмечу, что развитие содержания рассматриваемого принципа идет по пути его конкретизации, расширяется регламентация процесса выполнения норм, включая вопросы взаимодействия с национальным правом, которое становится все более важным инструментом реализации принципа добросовестного выполнения обязательств по международному праву.

Список используемой литературы:
Вестник МИД СССР. 1991. № 20.
Дмитриева Г. К. Мораль и международное право. Гл. IV.
Доклад Комиссии международного права о работе ее 46-й сессии. 1994.
Ежегодник Комиссии международного права. 1985. Т. I.
Картршкин В. А. Права человека в международном и внутригосударственном праве. М., 1995.
Клименко Б. М. Государственная территория. М., 1974. С. 67 и сл.
Левин Д. Б. Принцип мирного разрешения международных споров. М., 1977.
Международное право по лекциям проф. гр. Л. А. Камаровского и пр.-доцента В. А. Уляницкого. М., 1908.
Мовчан А. П. Принцип всеобщего уважения прав человека и основных свобод // Курс международного права. В 7-ми томах. Т. 2. М.: 1989.
Резолюция А/49/244. 1995. 12 июля.
Решение Постоянной палаты международного правосудия по делу о пароходе "Лотос" // PCIJ (1927). Ser. A. No. 10.
Решетов Ю. Право на самоопределение и отделение // МЖМП, 1994. № 1.
Российская газета. 1995.
Старушенко Г. Б. Самоопределение - без сепаратизма // Международная жизнь. 1993. № 11.
Талалаев А. Н. Право международных договоров.
Тиунов О. И. Принцип соблюдения договоров в международном праве. Пермь, 1976.
Azud J. Boj za zakaz nоsilia v medzinarodnych vztahoch. Bratislava, 1986.
Bretton Ph., Chaudet J. La coexistence pacifique. P., 1971.
Szafarz R. Rozwoj prawa miedzynarodowego Europy. Warszawa, 1994. Rozd. V.
Szafarz R. Rozwoj prawa miedzynarodowego. Warszawa, 1994.
US Department of State Dispatch Supplement. 1995. №6.

1 В принятом на Будапештском совещании СБСЕ 1994 г. Кодексе поведения относительно военно-политических аспектов безопасности подтверждается, что "ничто в настоящем Кодексе не ограничивает действительность и применимость целей и принципов Устава Объединенных Наций или иных положений международного права". 2 "При толковании и применении изложенные выше принципы являются взаимосвязанными и каждый принцип должен рассматриваться в контексте всех других принципов". 3 Пункт 3 резолюции Совета Безопасности ООН 670 (Док. ООН S/RES/670. 1990. 25 сент.). 4 Левин Д. Б. Принцип мирного разрешения международных споров. М., 1977; Azud J. Boj za zakaz nоsilia v medzinarodnych vztahoch. Bratislava, 1986. 5 Szafarz R. Rozwoj prawa miedzynarodowego Europy. Warszawa, 1994. Rozd. V. 6 Мовчан А. П. Принцип всеобщего уважения прав человека и основных свобод // Курс международного права. В 7-ми томах. Т. 2. М.: 1989. С. 153 и сл.; Картршкин В. А. Права человека в международном и внутригосударственном праве. М., 1995. С. 36 и сл. 1 Доклад Комиссии международного права о работе ее 46-й сессии. 1994. С. 303. 2 Международный Суд ООН отмечал, что "субъекты права в любой правовой системе не обязательно идентичны... по объему своих прав" (ICJ. Reports. 1949. Р. 178). 7 Вестник МИД СССР. 1991. № 20. С. 22, 25. 8 US Department of State Dispatch Supplement. 1995. №6. P.10,13. 9 Талалаев А. Н. Право международных договоров. С. 107. 10 Примером такого договора может служить протокол между РФ и ФРГ о поэтапном восстановлении государственности российских немцев (см.: БМД. 1993, № 3). 11 Клименко Б. М. Государственная территория. М., 1974. С. 67 и сл. 12 Российская газета. 1995. 17 февр. 13 Старушенко Г. Б. Самоопределение - без сепаратизма // Международная жизнь. 1993. № 11. С. 130. 14 Решетов Ю. Право на самоопределение и отделение // МЖМП, 1994. № 1. 15 ILA. Report of the 56th Conference. L., 1976. P. 275. 16 ICJ. Reports. 1986. P. 554. 17 Tyranowski J. Integralnosc terytorialna, nienaruszalnosc granic i samos-tanowiene w prawie miedzynarodowym. Warszawa, 1990; Conforti B. International Law and the Role of Domestic Legal Systems. P. 136. 18 Док. ООН A/47/277-S/24111. 1992. 17 июня. П. 17. 19 Ежегодник Комиссии международного права. 1985. Т. I. С. 13 и 17. 20 Решение по делу о Восточном Тиморе // ICJ. Reports. 1995. Р. 102. Тем не менее даже после анализа практики Суда некоторые юристы утверждают, что "самоопределение, несомненно, вопрос политический. Вероятно, поэтому в течение уже нескольких лет он лишен определенного содержания в международном праве" (Simpson G. Judging East Timor Dispute // Hastings Int. and Comparative Law Review. 1994. No, 2 P. 332). 21 EJIL. 1995. No. 3. Р. 471. 22 Резолюция А/49/244. 1995. 12 июля. 23 Доклад Комиссии международного права о работе ее 46-й сессии. 1994. С. 253. Los derechos humanas en Espaca. Madrid, 1984. P. 55. 24 Bretton Ph., Chaudet J. La coexistence pacifique. P., 1971. 25 Szafarz R. Rozwoj prawa miedzynarodowego. Warszawa, 1994. S. 15. 26 Международное право по лекциям проф. гр. Л. А. Камаровского и пр.-доцента В. А. Уляницкого. М., 1908. С. 117. 27 Решение Постоянной палаты международного правосудия по делу о пароходе "Лотос" // PCIJ (1927). Ser. A. No. 10. Р. 18. 28 Тиунов О. И. Принцип соблюдения договоров в международном праве. Пермь, 1976. С. 3. 29 Дмитриева Г. К. Мораль и международное право. Гл. IV. 1 7

Работа на этой странице представлена для Вашего ознакомления в текстовом (сокращенном) виде. Для того, чтобы получить полностью оформленную работу в формате Word, со всеми сносками, таблицами, рисунками, графиками, приложениями и т.д., достаточно просто её СКАЧАТЬ.



Мы выполняем любые темы
экономические
гуманитарные
юридические
технические
Закажите сейчас
Лучшие работы
 Соотношение бессознательного и вытесненного, бессознательное как систематическое понятие
 Обеспечение безопасности и защита банковской информации
Ваши отзывы
Добрый вечер. Заказ получен, спасибо за вашу работу и что прислали в срок. Если будут какие то дополнения или изменения - сообщу отдельно, хотя уверена, что все будет нормально и я стану вашим постоянным клиентом:)
Юлия

Copyright © refbank.ru 2005-2024
Все права на представленные на сайте материалы принадлежат refbank.ru.
Перепечатка, копирование материалов без разрешения администрации сайта запрещено.