Refbank.Ru - рефераты, курсовые работы, дипломы по разным дисциплинам
Рефераты и курсовые
 Банк готовых работ
Дипломные работы
 Банк дипломных работ
Заказ работы
Заказать Форма заказа
Лучшие дипломы
 Управление комплексом коммерческой жилищной недвижимости (по адресу: г. Москва, ул. Нежинская)
 Вексельное обращение в России
Рекомендуем
 
Новые статьи
 Теперь у вас есть возможность скачать мобильную версию...
 Играем виртуально, получаем реально деньги. Отличные...
 Сочинение по русскому языку 11 класс на тему...
 Игровые автоматы Вулкан: играть на деньги и...
 Тема сочинения по русскому языку - что такое духовная...
 Готовое сочинение на тему, чем опасна гордыня для...
 Игровой зал Вулкан – бесплатные развлечения без...
 11 класс. Сочинение по тексту В. П....
 Готовое сочинение для ЕГЭ по теме...
 Сочинение для ЕГЭ по русскому языку по тексту А. И....
 Приумножайте капитал вместе с игровыми...
 Владение английским языком на начальном...
 Играть бесплатно онлайн – казино...
 Казино Вулкан официальный клуб...
 Играйте бесплатно на игровых аппаратах...


любое слово все слова вместе  Как искать?Как искать?

Любое слово
- ищутся работы, в названии которых встречается любое слово из запроса (рекомендуется).

Все слова вместе - ищутся работы, в названии которых встречаются все слова вместе из запроса ('строгий' поиск).

Поисковый запрос должен состоять минимум из 4 букв.

В запросе не нужно писать вид работы ("реферат", "курсовая", "диплом" и т.д.).

!!! Для более полного и точного анализа базы рекомендуем производить поиск с использованием символа "*".

К примеру, Вам нужно найти работу на тему:
"Основные принципы финансового менеджмента фирмы".

В этом случае поисковый запрос выглядит так:
основн* принцип* финанс* менеджмент* фирм*
Международное право

реферат

Принципы международного права



П Л А Н .

Введение.
1. Понятие основных принципов международного права, их характерные черты и особенности.
2. Система основных принципов международного права.
3. Методы обеспечения императивной силы основных принципов международного права.
Библиография.
Введение.
Россия развивает все более тесные взаимосвязи с другими странами в едином международном сообществе. Международные отношения оказывают растущее влияние не только на жизнь общества в целом, но и на каждого человека. Все эти отношения так или иначе регулируются международными правовыми нормами. Поэтому знание таких норм необходимо не только непосредственным участникам международных связей, но и всем, кто желает ориентироваться в мировой экономике и политике, кто занят в бизнесе, осуществляет зарубежные поездки и т. д. Более того, общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры России являются частью ее правовой системы (ч. 4 ст. 15 Конституции РФ). Знание основ международного права имеет значение и для защиты гражданами своих прав (значение этого обстоятельства особенно возросло после вступления России в Совет Европы в начале 1996 г.).
Характерной особенностью международного права является наличие в нем комплекса основных принципов, под которыми понимаются обобщенные нормы, отражающие характерные черты, о также главное содержание международного права и обладающие высшей юридической силой. Эти принципы наделены также особой политической и моральной силой.1
В представленной работе будут рассмотрены понятие основных принципов международного права, их характерные черты и особенности, система основных принципов международного права и методы обеспечения императивной силы основных принципов международного права.

Понятие основных принципов международного права, их
характерные черты и особенности.
Современное международное право - это система юридических принципов и норм, которые создаются государствами и другими субъектами международного права, направлены на поддержание мира, безопасности и сотрудничества и обеспечиваются в случае необходимости принуждением, осуществляемым его субъектами индивидуально или коллективно. Основные принципы, отрасли и институты современного международного права тесно взаимосвязаны как части единой системы. Эта система получила закрепление в универсальных и региональных международных договорах большого политико-правового значения, среди которых видное место занимают Устав Организации Объединенных Наций и Заключительный акт Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе от 1 августа 1975 года.1
Принципы международного права - это руководящие правила поведения субъектов, возникающие как результат общественной практики, юридически закрепленные начала международного права. Они являют собой наиболее общее выражение установившейся практики международных отношений. Принцип международного права - это норма международного права, имеющая обязательный характер для всех субъектов. Соблюдение принципов международного права является строго обязательным. Отменить принцип международного права можно, только отменив общественную практику, что не под силу отдельным государствам или группе государств. Поэтому любое государство обязано реагировать на попытки в одностороннем порядке "поправить" общественную практику с помощью нарушения принципов. Принципы международного права формируются обычным и договорным путем. Они выполняют одновременно две функции: способствуют стабилизации международных отношений, ограничивая их определенными нормативными рамками, и закрепляют все новое, что появляется в практике международных отношений, и таким образом способствуют их развитию.2
Основные принципы международного права - это исторически обусловленные основополагающие общепринятые нормы, выражающие главное содержание международного права, его характерные черты и обладающие высшей, императивной юридической силой.1
Основные принципы международного права - это основополагающие, универсальные и общепризнанные правила поведения субъектов международного права. Основные принципы образуют ядро международного права. Будучи критерием законности всех других норм современного международного права, они определяют качественные особенности всей системы норм международного права, раскрывают его сущность как права мира и мирного сосуществования.
Согласно выводам Института международного права, в резолюциях Генеральной Ассамблеи ООН термин "принцип" имеет следующие значения:
а) правовой или неправовой принцип;
б) норма более высокого или высшего в порядка;
в) норма, порождающая конкретные правила;
г) норма, важная для целей резолюции;
д) цель, которую необходимо достичь, требование к юридической или иной политике;
е) руководящее начало толкования.
В международном праве существуют принципы-идеи и принципы-нормы наиболее общего характера (принцип дипломатической неприкосновенности), однако основные принципы международного права являются особой категорией принципов, отличающейся от всех иных. Эти принципы не только являются нормами, но и обладают высшей юридической силой. В концентрированной форме они отражают главное содержание международного права и являются универсальными, общепризнанными и обязательными нормами.
Обладая нормативным характером, основные принципы международного права имеют ряд особенностей, которые отличают их от конкретных международно-правовых норм. Во-первых, основные принципы должны получить общее признание и активное применение в практике межгосударственных отношений. Во-вторых, основные принципы носят универсальный характер. Они составляют правовой фундамент, своего рода "конституционную базу" для создания других норм международного права, которые либо конкретизируют эти принципы, либо закрепляют новые межгосударственные отношения, находящиеся в полном соответствии с основными принципами. Конкретные международно-правовые нормы должны соответствовать основным принципам международного права; в противном случае эти нормы являются недействительными. В-третьих, основные принципы должны быть зафиксированы в определенных источниках международного права - в многосторонних договорах, конвенциях и др. В-четвертых, основные принципы взаимосвязаны и взаимозависимы. Так, например, одновременно с нарушением принципа невмешательства нарушается принцип уважения государственного суверенитета. Соблюдение принципа неприменения силы или угрозой силой создает предпосылки для более активного осуществления принципа сотрудничества государств, для принципа разрешения споров только мирными средствами и т.д.
В Уставе ООН кодифицированы семь основных принципов современного международного права: суверенное равенство; добросовестное выполнение международных обязательств; разрешение споров мирными средствами; неприменение силы или угрозы силой; невмешательство; равноправие и самоопределение народов; сотрудничество государств.
Принцип суверенного равенства означает, во-первых, уважение государственного суверенитета и, во-вторых, признания равноправия всех государств в международных отношениях. Государственный суверенитет как неотъемлемое свойство государств присущ всем
государствам без всякого исключения. Все государства независимо от различий экономического, политического, социального и иного характера являются равноправными членами международного сообщества, имеют одинаковые права и обязанности. Для каждого государства является обязательной только та международно-правовая норма, которую оно само признало и считает для себя обязательной, никакое другое государство или группа государств не может навязывать ему нормы международного права без его явно выраженного согласия.
Основные права и обязанности государств подробно изложены в Декларации о принципах международного права, касающиеся дружественных отношений между государствами в соответствии с Уставом ООН от 24 октября 1970 года и Заключительном акте 1975 года:
а) каждое государство обладает правами, присущими суверенитету, и обязано уважать суверенитет других государств;
б) с момента возникновения каждое государство является полноправным субъектом международного права и обязано уважать правосубъектность других государств;
в) каждое государство имеет право свободно выбирать и развивать свои политические, экономические, социальные и культурные системы, равно как и право устанавливать свои законы и административные правила;
г) каждое государство обладает политической независимостью и имеет право на неприкосновенность и целостность своей территории и решение территориальных вопросов, в том числе границах, мирным путем, по договоренности, на основе международного права. Оно также обязано уважать эти права по отношению к другим государствам;
д) все государства юридически равны - они имеют одинаковые права и обязанности как члены международного сообщества независимо от различий их экономических, социальных и политических систем;
е) каждое государство имеет право принимать или не принимать участие в международных организациях, конференциях, быть или не быть участником двусторонних и многосторонних договоров, соглашений, принимать участие в решении международных вопросов, затрагивающих его интересы;
ж) каждое государство обязано добросовестно выполнять свои международные обязательства и жить в мире с другими государствами;
з) каждое государство имеет право принимать участие наравне с другими государствами в создании норм международного права и его дальнейшем развитии.
Принцип добросовестного выполнения международных обязательств означает, что государства должны соблюдать международные обязательства, принятые ими в соответствии с Уставом ООН и другими международными договорами.
Этот принцип закреплен также в преамбуле Венской конвенции о праве международных договоров от 23 мая 1969 года и других международных документах. Содержание этого принципа наиболее полно изложено в Декларации о принципах 1970 года и в Заключительном акте 1975 года. Оно включает следующие положения: а) каждое государство обязано добросовестно выполнять обязательства, принятые им в соответствии с Уставом ООН; б) каждое государство обязано добросовестно выполнять свои обязательства, вытекающие как из общепризнанных принципов и норм международного права, так и из соответствующих договоров, участником которых оно является; в) при осуществлении своих суверенных прав, включая право устанавливать свои законы и административные правила, они будут сообразовываться со всеми юридическими обязательствами по международному праву; они будут учитывать должным и выполнять положения Заключительного акта 1975 года; г) в случае, если обязательства, вытекающие из международных договоров, противоречат обязательствам членов ООН по Уставу ООН, обязательства по Уставу ООН имеют преимущественную силу.
Принцип мирного разрешения международных споров означает, что государства должны разрешать свои международные споры мирными средствами таким образом, чтобы не подвергать угрозе мир, безопасность и справедливость. В Уставе ООН и других международных актах о решении вопросов между государствами только мирными средствами подчеркивается, что заинтересованные стороны имеют право свободного выбора этих средств. В случае если стороны, применив отдельные способы мирных средств, не достигнут разрешение спора, "они будут продолжать искать взаимно согласованные пути мирного урегулирования спора", - сказано в Заключительном акте 1975 года, в частности использовать "добрые услуги" третьи государств, не заинтересованных в споре, обращаться в Международный суд ООН, к международным региональным организациям и Организации Объединенных Наций.
Принцип неприменения силы или угрозы силой закреплен в Уставе ООН. Устав ООН обязывает государства воздерживаться в их международных отношениях "от угрозы силой или ее применения как против территориальной неприкосновенности или политической независимости любого государства, так и каким-либо другим образом, несовместимым с целями Объединенных Наций". Равным образом каждое государство обязано воздерживаться от угрозы силой или ее применения с целью: а) нарушения международных демаркационных линий; б) осуществления актов репрессалий, связанных с применением силы; в) организации или поощрения организации иррегулярных сил или вооруженных банд, в том числе наемников, для вторжения на территорию другого государства; г) организации подстрекательства, оказания помощи или участия в гражданской войне или террористических актах в другом государстве.
В статье 3 специальной резолюции ООН о запрещении пропаганды войны дан перечень действий государств, любое из которых "независимо от объявления войны" квалифицируется как акт агрессии:
а) применение первым вооруженных сил в нарушение Устава ООН;
б) вторжение или нападение вооруженных сил на территорию другого государства, или военная оккупация ее, какой бы временный характер она не имела или любая аннексия с применением силы против территории другого государства;
в) бомбардировка вооруженными силами территории другого государства;
г) блокада портов или берегов государства вооруженными силами другого государства;
д) нападение вооруженными силами на сухопутные, морские или воздушные силы или морские или воздушные флоты другого государства;
е) применение вооруженных сил одного государства, находящихся по соглашению на территории другого государства, в нарушение его или после прекращения действия этого соглашения;
ж) разрешение одним государством использовать свою территорию другим государством для совершения акта агрессии против третьего государства;
з) засылка государствами вооруженных банд, групп и регулярных сил или наемников для применения вооруженной силы против другого государства с целью совершения вышеперечисленных актов агрессии.
Однако не всякое применение вооруженной силы запрещается международным правом.
Во-первых, каждое государство в соответствии со ст.51 Устава ООН имеет право на самооборону.
Во-вторых, вооруженные силы могут применять народы колониальных и зависимых стран в борьбе за свою независимость, при осуществлении своего права на самоопределение и защите целостности своей территории. Это положение закреплено в Декларации о принципах 1970 года.
В-третьих, вооруженные силы могут быть применены государствами по решению Совета Безопасности ООН для поддержания или восстановления международного мира и безопасности, в соответствии со ст.ст. 42, 43 Устава ООН.
Принцип невмешательства во внутренние дела государства - один из старейших принципов международного права, провозглашенный еще в период буржуазных революций в Европе. Ни отдельное государство, ни группа государств не имеют право прямо или косвенно вмешиваться во внутренние дела, входящие во внутреннюю компетенцию любого другого государства.
В декларации о принципах 1970 года дан перечень неправомерных действий государств, которые являются нарушением принципа невмешательства: а) применение силы или угрозы силой путем вооруженного вмешательства и применение всех других форм вмешательства, направленных против правосубъектности государств или против его политических, экономических или культурных основ; б) применение экономических, политических и других мер с целью подчинения себе другого государства и ограничение его суверенных прав и получения от него каких-либо преимуществ; в) организация, помощь, разжигание, поощрение, финансирование или допуск вооруженной, подрывной или террористической деятельности, направленной на изменение строя другого государства путем насилия, а также вмешательство во внутреннюю борьбу в другом государстве; г) применение силы для лишения народов формы их национального существования; д) вмешательство в какой-либо форме с целью лишить другое государство неотъемлемого права выбирать свою политическую, экономическую, социальную и культурную системы.
Принцип равноправия и самоопределения народов и наций прошел путь от политического лозунга национально-освободительных движений к общепризнанному принципу международного права. Устав ООН обязывает государства "развивать дружеские отношения между нациями на основе уважения принципа равноправия и самоопределения народов...". "Создание суверенного независимого государства, свободное присоединение к независимому государству или объединение с ним, или установление любого другого политического статуса, свободно определенного народом, являются способами осуществления этим народом право на самоопределение", - сказано в Декларации о принципах 1970 года. Таким образом, указанные акты раскрывают содержание права наций на самоопределение: а) все народы имеют право свободно определять свое экономическое, социальное и культурное развитие, и каждое государство обязано уважать это право; б) все народы имеют также право распоряжаться и эксплуатировать свои естественные богатства и ресурсы; в) каждое государство обязано уважать и содействовать самостоятельно или совместно с другими государствами осуществлению принципа равноправия и самоопределения народов в соответствии с Уставом ООН; г) запрещается подчинение народов иностранному государству и эксплуатации, в том числе использования различных форм зависимости (в том числе и колониальной); д) все государства обязаны воздерживаться от любых насильственных действий, лишающих народы их права на самоопределение, свободу и независимость.
Научно-технический прогресс и бурное развитие производительных сил в современную эпоху привели к углублению международного разделения труда, к широкому развитию межгосударственных экономических и других связей. В этих условиях возникла экономическая и политическая необходимость развития и активизации сотрудничества государств, что способствовало в свою очередь становлению принципа сотрудничества государств как одного из основных принципов современного международного права.
Принцип сотрудничества государств является формой практической реализации принципа мирного сосуществования. Мирное сосуществование государств - это не только отказ от применения силы, но и обязанность государств сотрудничать друг с другом. Устав ООН обязывает членов ее "осуществлять международное сотрудничество в разрешении международных проблем экономического, социального, культурного и гуманитарного характера ..."
Государства обязаны сотрудничать друг и другом: а) независимо от различий их политических, экономических и социальных систем; б) с целью поддержания международного мира и безопасности и содействия международной экономической стабильности и в) свободно, без дискриминации, в соответствии с принципами суверенного равенства и невмешательства. Таковы основные положения содержания принципа сотрудничества, изложенные в Декларации о принципах 1970 года.
Большое значение в дальнейшем расширении сотрудничества и более полной реализации его имеет универсальность этого принципа, означающая, что все государства без исключения имеют право участвовать в сотрудничестве и развивать все его виды и формы. Выгоды от сотрудничества должны быть доступны всем и направлены на содействие сокращению различий в условиях экономического развития, в частности способствовать подъему экономики, культуры развивающихся стран. Сотрудничество должно содействовать взаимопониманию и доверию, укреплению добрососедских отношений и международного мира, подчеркнуто в Заключительном акте 1975 года.1
2. Система основных принципов международного права.
Для понимания роли основных принципов существенное значение имеет то обстоятельство, что в своей совокупности они образуют систему, занимающую положение центральной подсистемы в общей системе международного права. Существование и действие основных принципов носит системный характер. Все они тесно переплетены и взаимодействуют. Структурные связи такого взаимодействия довольно сложны и характеризуются не только взаимозависимостью, но и элементами иерархии. Но последняя не носит формально-юридического характера жесткого соподчинения. Скорее речь идет о ценностной иерархии, а также о смысловой соподчиненности. Наиболее обобщенным принципом, лежащим в основе всей системы, является принцип мирного сосуществования. Остальные принципы подчинены ему как закрепляющему высшие общечеловеческие ценности - мир и мирное взаимодействие государств.
Наличие некоторых элементов иерархии в структурных взаимосвязях основных принципов несомненно. Но его значение не следует преувеличивать, так как это может повлечь за собой противопоставление одних принципов другим. Ослабление единства основных принципов подрывает их эффективность в целом. Только в единстве, в тесном взаимодействии они могут функционировать должным образом. При высоком уровне обобщенности содержания принципов требования каждого из них можно определить с достаточной полнотой только путем их сопоставления с другими. Непонимание этого или не желание считаться с этим ведет к необоснованным заключениям, будто содержащиеся в Декларации принципах международного права принципы в лучшем случае являются весьма абстрактными и общими ориентирами, нередко противоречащими друг другу.
Системность норм и их действия - сравнительно новое качество международного права. В прошлом существовали разрозненные группы норм, регулирующие общие и партикулярные отношения, а точнее - их отдельные аспекты. Решающую роль в изменении положения сыграл Устав ООН, закрепивший основные цели и принципы, которые заложили основу единой системы международного права. Без такого единства не могло быть и речи об универсальном международном праве, функционирующем во всемирном масштабе, так как именно совокупность целей и принципов отражает единое основное содержание международно-правовой системы. В фундамент этого содержания самим ходом истории положена концепция мирного существования. Без признания возможности мирного существования государств с различным строем не может быть и речи об универсальном праве.
Система принципов постоянно развивается под воздействием потребностей жизни, и в этом находит выражение особенно тесная связь принципов с объективными закономерностями. Развитие происходит путем углубления и расширения содержания существующих принципов. Но не исключено и формирование новых принципов, например, принципа разоружения.
Одновременно система принципов характеризуется динамизмом и стабильностью. Благодаря динамизму, обеспечивающему связь с активно развивающимися международными отношениями. Система сохраняет высокий уровень стабильности. Ее устойчивость и жизнеспособность убедительно продемонстрированы за годы, прошедшие после принятия Устава ООН.
Перечень образующих систему принципов определен международными актами. Наиболее четко он сформулирован в Заключительном акте Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе 1975 года: суверенное равенство государств; неприменение силы или угрозы силой; нерушимость границ; территориальная целостность государств; мирное урегулирование споров; невмешательство во внутренние дела; уважение прав человека и основных свобод; равноправие и право народов распоряжаться своей судьбой; сотрудничество между государствами; добросовестное выполнение обязательств по международному праву.
Общая тенденция развития современного международного права состоит в более полном раскрытии содержания лежащих в его основе принципов, в более последовательной перестройке на их базе всей международно-правовой системы. Этот процесс очень важен для повышения эффективности как международного права в целом, так и для и лежащих в его основе принципов.
Высокий уровень обобщенности содержания принципов облегчает регулирование общего характера, но затрудняет конкретное регулирование. Между тем, принципы приобретают свое истинное значение только в условиях их конкретного существования. Поэтому в реализации основных принципов важное место принадлежит конкретным правовым нормам, особенно договорным, при этом не только универсальным, но и региональным. Существенная роль в реализации принципов принадлежит резолюциям международных органов и организаций: не обладая, как правило, юридически обязательной силой, эти документы в качестве актов реализации принципов повышают собственный авторитет и силу воздействия на международные отношения.
Система основных принципов не может быть понята с достаточной полнотой без учета ее связей с основными целями международного права. Принципы образуют ядро системы современного международного права и функционируют во взаимодействии с ее целями. Характер этого взаимодействия отражен в международных актах.
Цели образуют высший эшелон системы международного права. Им подчинены остальные нормы, включая принципы, которые являются средством достижения закрепленных правом целей. Все нормы должны осуществляться и развиваться в соответствии с целями и обеспечивать их реализацию. Отметим, что сами принципы имеют целевой аспект. Фиксируя основные параметры должной системы международных отношений, они тем самым содействуют достижению соответствующих целей.
Основные цели закреплены в Уставе ООН и в других международных актах. Это: поддержание международного мира и безопасности; развитие дружеских отношений на основе принципов международного права; осуществление международного сотрудничества в разрешении международных проблем экономического, социального, культурного и гуманитарного характера. В общем, можно сказать, что основными целями международного права являются цели обеспечения мирного существования государств независимо от существующего в них строя.
Наряду с принципами цели являются главным юридическим системообразующим фактором в международном праве. Они определяют главные задачи международного, направленность, характер, сферу действия международно-правового регулирования, способы охраны международно-правового порядка, основы взаимодействия с внутренним правом государств. В результате основные цели и принципы образуют ядро системы международного права и нормативную основу механизма его действия. Взятые в единстве, они представляют нормативную модель мирового порядка мирного сосуществования.1
3. Методы обеспечения императивной силы основных прин-ципов международного права.

Императивные нормы - это нормы, от которых государства не могут отступить даже по взаимному соглашению, и договор, противоречащий таким нормам, является юридически ничтожным.
Императивная сила основных принципов представляет собой юридическое отражение объективного порядка вещей и определяется необходимостью осуществления этими принципами их функций в отношении, как межгосударственных связей, так и международного права. Международное сообщество должно в особом порядке охранять собственные устои, что определило необходимость наделения основных принципов высшей политической, моральной и юридической силой. В международном праве принципы способны играть свою роль лишь при условии обладания высшей по сравнению с иными нормами юридической силой.
Принципы являются основополагающими нормами международного права. Это значит, что с их помощью закрепляются основы современных систем международных отношений и международного права, что они соответствуют нормальному функционированию и развитию этих систем. Закрепляя главное в международных отношениях и в праве, основные принципы представляют собой наиболее обобщенные нормы, которые в концентрированной форме отражают главное содержание международного права.
Будучи ядром международного права и обладая императивной силой, основные принципы существуют только как универсальные, общепризнанные и общеобязательные нормы. Сфера их действия универсальна как по субъектам, так и по видам и областям регулируемых межгосударственных отношений. Закрепляя объективно обусловленные черты универсальной системы международных отношений и международного права, они определяют необходимые условия взаимодействия в рамках этих систем любого субъекта независимо от его особенностей и времени образования. Неограниченна также предметная и пространственная сфера действия принципов. Они распространены всюду, где взаимодействуют субъекты. При проникновении этого взаимодействия в новую сферу, например в космос, действие принципов автоматически распространяется и на нее. Иными словами, их действие характеризуется всеобщностью.
Содержание основных принципов отличается стабильностью. Отражая характерные черты международных отношений и международного права, они не подвержены влиянию тех или иных частных изменений в межгосударственных отношениях. Вместе с тем содержание принципов отличается динамизмом. Закрепляя достигнутое и опираясь на него, они развиваются, несколько опережая действительность. Поэтому в определенной мере они носят программный характер. Постепенное реальные отношения и соответствующие конкретные нормы подтягиваются до уровня, установленного принципами. И тогда содержание принципов развивается дальше. Первоначально демократические положения признаются в принципе, в общей форме, а затем их содержание конкретизируется и они все активнее претворяются в жизнь. В этом немаловажная особенность функционирования принципов. Если в прошлом международное право следовало за политикой, то ныне многие его принципиальные положения опережают ее, стимулируют ее развитие в направлении упрочения международного порядка мирного сосуществования.
Другая важная особенность механизма действия основных принципов заключается в том, что возникающие из них обязательства носят всеобщий характер. Это дает каждому государству право и возлагает на него обязанность принимать меры, направленные против нарушения принципов, даже в случаях, если интересы этого государства непосредственно нарушением не затрагиваются. В виду важности соответствующих прав все государства должны рассматриваться как обладающие законной заинтересованностью в их защите.
Следующая особенность функционирования основных принципов состоит в том, что в этом процессе четко проявляются два основных принципа их действия: прямое и опосредованное. Как нормы международного права они прямо воздействуют на отношения субъектов. А отражаясь в содержании опирающихся на них более конкретных норм, они оказывают опосредованное этими нормами воздействие.
Характерная черта функционирования основных принципов состоит в том, что они в гораздо большей степени, чем иные международно-правовые нормы, воздействуют на международные отношения с помощью не только правового, но и политического, а также морального механизма нормативного регулирования. Характерные черты и особенности основных принципов не являются чем-то произвольным: они объективно детерминированы прежде всего теми функциями, которые призваны осуществлять в системе международных отношений и международного права.
Что касается системы международных отношений, то функция основных принципов состоит в закреплении и охране ее устоев. Они также содействуют нормальному функционированию и развитию данной системы, определяя основы такого взаимодействия государств, которое делало бы возможным нормальное функционирование международной системы, решение стоящих перед нею задач. Будучи не только правовыми, но и политическими, а также моральными принципами международных отношений, рассматриваемые нормы служат основой и системообразующим фактором всей международной нормативной системы, которая помимо правовых включает в себя нормы политические, моральные, обыкновения, вежливости и др.
В отношении международного права функции основных принципов состоят прежде всего в том, что они выполняют роль главного системообразующего фактора, объединяя нормы, институты, отрасли, содействуя системному характеру функционирования международного права. Они служат нормативной основой как правотворческого, так и правоосуществительного процесса, а также прогрессивного развития международного права и в результате являются высшим критерием законности на всех этапах функционирования этого права. Закрепляя правовой статус главных субъектов международных отношений и международного права, принципы устанавливают нормативные основы нормативные основы их взаимодействия, фиксируют характерные черты международного права и метода международно-правового регулирования, которые в первую очередь обусловлены уникальным объектом регулирования - отношениями между суверенными государствами. Основные принципы играют роль фундамента международного правопорядка. Во-первых, они определяют его политико-правовой облик. Во-вторых, правопорядок зависит прежде всего от уровня признания и соблюдения его принципов.
Исключительно велико значение основных принципов в идеологической сфере. Они воплощают главное идейное содержание международного права, закрепляют коренные идеи относительно того, какими должны быть международные отношения и международное право. В результате они играют роль идейной основы международно-правовой системы, ее структуры, а также ее функционирования и развития. Идейное содержание основных принципов образует ядро международно-правового сознания, что имеет самое существенное практическое значение. Благодаря этому они служат главным общим ориентиром при определении правомерности поведения государств широкими слоями населения, которые не обладают сколько-нибудь основательными познаниями в области международного права, его конкретных норм. В немалой степени сказанное относится к государственным и политическим деятелям.
Основные принципы осуществляют авангардное регулирование общего характера при возникновении новых субъектов или новых сфер взаимодействия государств. Основные принципы в первую очередь компенсируют нормативный вакуум, или нормативную недостаточность. Поэтому им принадлежит важная роль при восполнении пробелов в международном праве.
Свое юридическое бытие основные принципы обретают, облекаясь в правовую форму в результате общего соглашения государств. Используя формулировку Венской конвенции о праве международных договоров, они принимаются и признаются международным сообществом государств в целом.
Важнейшим международно-правовым актом, воплотившим основные принципы и предусмотревшим особые меры их обеспечения, является Устав ООН. Положения Устава о преимущественной силе вытекающих из него обязательств относится прежде всего к закрепленным в нем основным принципам. Более того, ООН должна обеспечить, чтобы и не состоящие в ней государства действовали в соответствии с этими принципами, поскольку это может оказаться необходимым для поддержания международного мира и безопасности. 1
В международном праве сложился общий принцип, согласно которому международно-противоправное деяние субъекта влечет его международно-правовую ответственность.
Международно-правовая ответственность - это юридическая обязанность субъекта-правонарушителя ликвидировать последствия вреда, причиненного другому субъекту международного права в результате совершения правонарушения. С середины ХХ века международные правонарушения подразделяются на международные деликты и международные преступления. К последним относятся особо опасные деликты, которые нарушают основополагающие принципы и нормы международного права, имеющие жизненно важное значение для всего международного сообщества, и потому негативно воздействуют на всю систему международных отношений. Международными преступлениями считаются акты агрессии, насильственное установление или сохранение колониального господства, геноцид, апартеид и т.д. Наметилась тенденция к признанию в качестве международного преступления экоцида, применения ядерного оружия и других видов оружия массового уничтожения.
Известны два вида международно-правовой ответственности: политическая и материальная.
Политическая ответственность выражается в форме сатисфакций: заверение пострадавшей стороны в недопущении повторения правонарушения, принесение извинений, выражения сожаления,
наказание конкретных виновников правонарушения, иные формы морального удовлетворения потерпевшей стороны. Следует упомянуть и такую форму политической ответственности, как ответные насильственные действия, осуществляемые пострадавшим субъектом, которые именуются репрессалиями (например, задержание рыболовного
судна за незаконный лов рыбы, наложение ареста на имущество или его конфискация и т.д.). Репрессалии должны быть соизмеримы тем действиям, которыми они вызваны. От индивидуальных репрессалий следует отличать коллективные санкции, которые, согласно Уставу ООН, могут предприниматься только на основании решений Совета Безопасности в отношении государств, действия которых представляют собой угрозу миру или нарушение мира. Такие санкции могут выражаться в полном или частичном приостановлении экономических отношений, функционирования коммуникаций - транспорта и связи, в разрыве дипломатических отношений, а также в применении вооруженной силы - действиях воздушных, морских и сухопутных сил, необходимых для поддержания или восстановления международного мира и безопасности (демонстрации, блокады и другие операции вооруженных сил членов ООН).
Материальная ответственность выражается в обязанности возместить материальный ущерб, что может реализовываться в форме реституции (восстановление материального положения, существовавшего до правонарушения) или репарации (денежной или иной компенсации убытков потерпевшему). В период, когда война считалась законным средством разрешения споров, была известна такая форма политической ответственности, как контрибуция - взимание победителем с побежденного своих военных издержек. Возмещению подлежит действительно материальный ущерб (прямой и косвенный). Упущенная выгода обычно не возмещается.
Исключительно на основании договоров возникает такая разновидность материальной ответственности, как абсолютная, или объективная, ответственность. Речь в данном случае идет об ответственности, возникающей вне зависимости от вины причинителя ущерба, то есть за ущерб, причиненный в процессе правомерной деятельности. Пострадавшей стороне необходимо доказать лишь непосредственную причинную связь между действием (бездействием) и ущербом.
Деяние государства может быть квалифицировано как международно-противоправное лишь на основании международного права. Нарушение международного обязательства имеет место лишь в том случае, когда поведение субъекта (действие или бездействие) не соответствует тому, что требуется от него по соответствующему обязательству. При этом не имеет значения, носит это обязательство договорный характер или обычно-правовой характер. Соответственно большое значение придается государствами контролю за соблюдением партнерами по международным договорам своих обязательств и международного права в целом. В случае установления факта правонарушения (при абсолютной ответственности - факта причинения материального ущерба) потерпевшая сторона предъявляет претензию. Предъявителем претензии может быть только потерпевший субъект международного права. В случае совершения международного преступления претензии к нарушителю могут быть предъявлены любым государством или группой государств.1

Библиография.
Бирюков П.Н. Международное право: Учебное пособие. - М.: Юристъ, 1998
Курс международного права. Том 2. М.: "Наука", 1989 г.
Лукашук И.И. Международное право. Общая часть. М.: Издательство БЕК, 1996
Международное право; Учебник / Под ред. Н.Т. Блатовой. - М.: Юридическая литература, 1987
5. Международное право, под. ред. Ю.М. Колосова, В.И. Кузнецова, М.: Международные отношения, 1996 г.

18 мая 1999 года
___________ Старцева А.А.

1 Лукашук И.И. Международное право. Общая часть. М.: Издательство БЕК, 1996 с. 121 1 Международное право, под. ред. Блатовой Н.Т., М.: Юридическая литература, 1987 год. С. 91 2 Международное право, под. ред. Ю.М. Колосова, В.И. Кузнецова, М.: Международные отношения, 1996 г с. 30. 1 Курс международного права. Том 2. - М.: "Наука", 1989, с. 5 1 Международное право; Учебник / Под ред. Н.Т. Блатовой. - М.: Юридическая литература, 1987 с.20 1 Курс международного права. Том 2. М.: "Наука", 1989 г. 1 Курс международного права. Том 2. М.: "Наука", 1989 г. 1 Международное право, под. ред. Ю.М. Колосова, В.И. Кузнецова, М.: Международные отношения, 1996 г. 16 1

Работа на этой странице представлена для Вашего ознакомления в текстовом (сокращенном) виде. Для того, чтобы получить полностью оформленную работу в формате Word, со всеми сносками, таблицами, рисунками, графиками, приложениями и т.д., достаточно просто её СКАЧАТЬ.



Мы выполняем любые темы
экономические
гуманитарные
юридические
технические
Закажите сейчас
Лучшие работы
 Проект разработки и принятия управленческого решения по обучению и переобучению работников организации
 Организация работы фирмы, ориентированной на международный маркетинг
Ваши отзывы
Здравствуйте. Подтверждаю получение заказа. Огромное спасибо за столь короткие сроки. Еще раз ОГРОМНОЕ СПАСИБО!
Николай

Copyright © www.refbank.ru 2005-2019
Все права на представленные на сайте материалы принадлежат www.refbank.ru.
Перепечатка, копирование материалов без разрешения администрации сайта запрещено.