Refbank.Ru - рефераты, курсовые работы, дипломы по разным дисциплинам
Рефераты и курсовые
 Банк готовых работ
Дипломные работы
 Банк дипломных работ
Заказ работы
Заказать Форма заказа
Лучшие дипломы
 Разработка экспертной поисковой системы подбора материала для учебно-аттестационного процесса
 Пенсионное обеспечение военнослужащих и членов их семей
Рекомендуем
 
Новые статьи
 Университеты Англии открывают свои двери для Студентов из...
 Бакалавриат в университетах США - выбор Казахстанских...
 Любишь серьезные приключения? Игровой автомат Pirat 2...
 Азартные игры онлайн – залог увлекательных...
 Как быстро взять кредит до 50 000 рублей у частного лица...
 Онлайн-казино Вулкан – самые популярные азартные...
 Стоит ли проходить обучение...
 Инструкция, как правильно играть в игровом клубе...
 Игровой клуб Вулкан – лучшее место для азартного отдыха...
 ЕГЭ сочинение по русскому языку по тексту...
 Азартная игра на игровых автоматах...
 Теперь у вас есть возможность скачать мобильную версию...
 Играем виртуально, получаем реально деньги. Отличные...
 Сочинение по русскому языку 11 класс на тему...
 Игровые автоматы Вулкан: играть на деньги и...


любое слово все слова вместе  Как искать?Как искать?

Любое слово
- ищутся работы, в названии которых встречается любое слово из запроса (рекомендуется).

Все слова вместе - ищутся работы, в названии которых встречаются все слова вместе из запроса ('строгий' поиск).

Поисковый запрос должен состоять минимум из 4 букв.

В запросе не нужно писать вид работы ("реферат", "курсовая", "диплом" и т.д.).

!!! Для более полного и точного анализа базы рекомендуем производить поиск с использованием символа "*".

К примеру, Вам нужно найти работу на тему:
"Основные принципы финансового менеджмента фирмы".

В этом случае поисковый запрос выглядит так:
основн* принцип* финанс* менеджмент* фирм*
Международное право

курсовая работа

Правовой статус сотрудников международных организаций



1. СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ .............................................................................. 3
I. Понятие международной организации ......................................... 5
II. Привилегии и иммунитеты международных организаций и их сотрудников ............................................................................. 10
III. Сотрудники секретариата международных организаций. Международная гражданская служба ........................................... 22
1. Высшие должностные лица и прочие категории персонала ...... 22
2. Секретариат ООН. Генеральный Секретарь ООН ................... 37
З А К Л Ю Ч Е Н И Е ................................................................. 43
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ .......................................................... 44
В В Е Д Е Н И Е
В современных международных отношениях международные организации играют существенную роль как форма сотрудничества государств в многосторонней дипломатии. При этом они как одна из важнейших правовых форм международного сотрудничества обладают уникальным качеством: наличием внутриорганизационного механизма, с помощью которого обслуживается все многогранное и углубленное сотрудничество суверенных государств. Международные организации рассматриваются многими теоретиками как первый функциональный шаг на пути объединения всего человечества в единое мировое сообщество1.
Развитие международных организаций неразрывно связано с развитием и совершенствованием их внутриорганизационного механизма. Обладание им - специальное качество международных организаций, отличающее их от других институтов международного права. Одним из важнейших элементов структуры международных организаций является институт службы в международных организациях. Статус служащих секретариата международных организаций отличается прежде всего сложностью своего правового регулирования. Между тем сегодняшнее состояние знаний о международных организациях нередко характеризуют как интеллектуальный хаос2.
Настоящая курсовая работа состоит из трех параграфов. В первом кратко будет рассмотрено само понятие международной организации, различия между межправительственными и неправительственными международными организациями, понятие "право международных организаций", которым во многом регулируется правовое положение служащих международных организаций.
Во втором мы рассмотрим основные элементы правового статуса сотрудников секретариатов международных организаций: их права, обязанности, ответственность, особенности прохождения службы.
В третьем параграфе мы рассмотрим привилегии и иммунитеты международных организаций и их сотрудников. Представляеется разумным обратить наше внимание на статус и формы функционирования такого института как Генеральный Секретарь ООН. Ему в настоящей работе будет уделено особое внимание.
I. Понятие международной организации
Как в современном, так и в классическом международном праве право международных организаций признается одной из отраслей международного права. Предпосылкой для ее формирования можно считать наличие у государств объективно обусловленного интереса в самостоятельном регулировании комплекса отношений, связанных с вопросами создания, структуры и деятельности международных организаций.
Для того, чтобы успешно изучить предмет нашего исследования, представляется необходимым прежде всего дать определение понятию международной организации.
Рассмотрим определения некоторых зарубежных ученых.
Итальянский профессор международного права Д.Анцилотти называет международную организацию "коллективным органом" и дает следующее определение: "Коллективными органами являются органы, которые образованы совместно рядом государств и волеизъявление которых, с точки зрения международного права, приписывают коллективу субъектов, причем на основании этого возникают определенные правовые последствия"3.
Американский профессор Г.Кельзен дал следующее определение международной организации: "Организационное международное сообщество устанавливается международным договором, который учреждает специальные органы международного сообщества для выполнения целей, ради которых создается международное сообщество". В этом определении подчеркивается необходимость для международной организации иметь конвенционный базис и органы, способные выполнять цели международной организации.
Французские профессора международного права С.Бастид, П.Рейтер, Ш.Шомон при определении международной организации выделяли различные признаки этого понятия. Так, Ш.Шомон отмечает важность для международной организации определенной системы органов и наличие соответствующей цели, но ничего не говорит о конвенционном базисе. С.Бастид подчеркивает необходимость конвенционного базиса и постоянного характера деятельности международных организаций, но умалчивает о необходимости для международной организации определенной системы органов. П.Рейтер также учитывает постоянный характер деятельности организации и, тем самым, как и С.Бастид, проводит различие между международными организациями и международными конференциями - временными международными органами. Вместе с тем П.Рейтер считает возможным для международной организации иметь свою, отдельную от государств-членов волю.
Западная доктрина, безусловно, является ценной и интересной, однако следует учитывать, что многие западные ученые склоняются к уравниванию первичных и вторичных субъектов международного права (государств и международных организаций, соответственно) либо к мнению о том, что право международных организаций существует параллельно с международным правом. Эти концепции представляются не вполне верными; в данной работе за основу взята отечественная доктрина.
В советской правовой науке понятие международной организации разрабатывалось на протяжении довольно длительного периода. Приведем некоторые из определений.
Г.И.Морозов понимает международную организацию как "стабильную форму международных отношений, включающую в большинстве случаев контрагентов о крайней мере из трех государств и имеющую согласованные ее участниками цели, компетенцию деятельности и свои органы, а также другие специфические организационные институты (это может быть устав, процедура, членство, порядок работы, принятия решений и т.д.), цели и деятельность любой международной организации должны соответствовать общепризнанным принципам международного права, закрепленным в Уставе ООН"4.
Сходно с определением Г.И.Морозова и определение международной организации, данное Э.М.Кривчиковой5. Развернутое понятие международной организации с перечислением ее признаков приводит Е.Т.Усенко6.
Б.В.Ганюшкин определяет международную организацию как "объединение ряда суверенных государств, созданное для осуществления сотрудничества государств-членов в определенной области международных отношений, составляющих предмет деятельной данной организации"7.
Безусловно удачное определение международной организации дает Е.А.Шибаева: "Международная (межгосударственная) организация - это объединение государств, созданное на основе международного договора для выполнения определенных целей, имеющее соответствующую систему постоянно действующих органов, обладающее международной правосубъектностью и учрежденное в соответствии с международным правом"8. Из него можно вывести следующие основные признаки международной организации: договорная основа; наличие определенных целей; организационная структура; самостоятельные права и обязанности; учреждение в соответствии с нормами международного права.
Следует однако отметить, что вышеприведенное определение относится только к международным межгосударственным (межправительственным) организациям. Между тем, значительная часть международных организаций создается не на уровне государств. Межправительственные международные организации имеют основной признак: членство государств. Главным признаком неправительственных организаций, напротив, является то, что они созданы не на основе межгосударственного договора и объединяют физических и(или) юридических лиц9.
Неправительственной организацией согласно резолюции ЭКОСОС 288/Х/В от 27.02.50 г. признается "любая международная организация, не учрежденная на основании межправительственного соглашения". Вопрос о международной правосубъектности неправительственных международных организаций долгое время был дискуссионным в науке международного права. Так, еще в учебнике "Курс международного права" 1963 г. указывалось, что "Вопроса о международной правосубъектности международных неправительственных организаций, создаваемых отдельными лицами или их объединениями, не возникает, поскольку их создатели не могут наделить такие международные объединения какими-либо правами и обязанностями в международном отношении, так как сами не обладают такими правомочиями"10. Такая позиция привела в итоге к ситуации, когда международные неправительственные организации, признанные де-факто субъектами международного права, не являлись ими де-юре11. В настоящее время большинство ученых сходятся в том, что международные неправительственные организации все же обладают международной правосубъектностью.
В рамках данной работы мы рассмотрим в основном правовое положение служащих секретариата межправительственных организаций системы ООН.
Важнейшими направлениями исследования в западной науке международного права последнего времени являются изучение технических сторон деятельности международной организации и психологизации процессов международной гражданской службы, связывая их с характером личностного поведения в международной организации ее должностных лиц.
Правовой статус служащих международных организаций характеризуется сложностью своего состава. Служащие международных организаций, обладающих международной правосубъектностью, подчиняются прежде всего нормам международного права. В то же время они остаются гражданами своих государств и соответственно подчиняются нормам национального законодательства. Кроме того, сами международные организации в процессе своей деятельности создают нормы внутриорганизационного характера, что позволяет, например, М.В.Митрофанову, говорить о формировании внутриорганизационного права международных организаций, не относящихся ни к международному, ни к национальному праву, нормы которого также регулируют институт международной гражданской службы12.
II. Привилегии и иммунитеты международных
организаций и их сотрудников
Качество международной правосубъектности международных организаций проявляется, в частности, в праве как самих организаций, так и их должностных лиц на привилегии и иммунитеты. Это право закреплено в учредительных актах большинства международных организаций. Так, в ст.105 Устава ООН зафиксировано: 1. Организация Объединенных Наци пользуется на территории каждого из своих Членов такими привилегиями и иммунитетами, которые необходимы для достижения ее целей. 2. Представители Членов Организации и ее должностные лица также пользуются привилегиями и иммунитетами, которые необходимы для самостоятельного выполнения ими своих функций, связанных с деятельностью Организации.
В Уставах специализированных учреждений ООН также содержатся постановления о привилегиях и иммунитетах как самих организаций, так и их должностных лиц. В качестве примера можно привести ст.12 Устава ЮНЕСКО, ст.67 Устава ВОЗ и т.д. Вместе с тем, привилегии и иммунитеты распространяются не только на международные организации системы ООН. Так, ст.40 Устава Совета Европы закрепляет для Совета Европы, представителей его членов и работников Секретариата "такие привилегии и иммунитеты которые разумно необходимы для выполнения ими своих обязанностей".
Уставы международных организаций закрепляют сам принцип предоставления привилегий и иммунитетов и не раскрывают их конкретного содержания, в отличие от других международно-правовых актов, специально заключенных по этому вопросу. К их числу относятся: 1) Конвенция о привилегиях и иммунитетах Организации Объединенных Наций 1946 г.; 2) Конвенция о привилегиях и иммунитетах специализированных учреждений ООН 1947 г.; 3) Конвенция о правовом статусе, привилегиях и иммунитетах межгосударственных экономических организаций, действующих в определенных областях сотрудничества 1980 г.; 4) Генеральное соглашение о привилегиях и иммунитетах Совета Европы 1949 г. и протоколы к нему и др.
Привилегии и иммунитеты международных организаций и их должностных лиц - сравнительно новый институт международного права, появление которого определяется развитием самих международных организаций, приобретением ими качества международной правосубъектности, расширением их компетенции и полномочий. Свое формальное закрепление принцип предоставления международным организациям и их должностным лицам привилегий и иммунитетов получает впервые в статусе Лиги Наций.
Привилегии и иммунитеты международных организаций и их должностных лиц носят функциональный характер, т.е. предоставляются для достижения организацией своих целей и для беспрепятственного выполнения ее должностными лицами своих функций (ст.105 Устава ООН). Это означает, что они действуют тогда, когда должностное лицо находится при исполнении своих служебных обязанностей. Они отличаются от дипломатических привилегий и иммунитетов. Объем привилегий и иммунитетов у международных организаций и их должностных лиц уже, чем объем привилегий и иммунитетов как самого дипломатического представительства, так и его сотрудников. Исключением из общего правила является категория высших должностных лиц ООН, которые пользуются дипломатическими привилегиями и иммунитетами13. Генеральный секретарь и заместитель Генерального секретаря Совета Европы также согласно ст.16 Генерального соглашения о привилегиях и иммунитетах Совета Европы пользуются в отношении себя, своих жен и несовершеннолетних детей привилегиями и иммунитетами, изъятиями и льготами, предоставляемыми согласно международному праву дипломатическим представителям.
Привилегии и иммунитеты международных организаций - это особые права и преимущества, предоставляемые международным межправительственным организациям и их персоналу, а также представительствам государств-членов при этих организациях и их сотрудников на территории государств пребывания14 в целях обеспечения выполнения ими их уставных функций.
Международным организациям обычно предоставляются неприкосновенность служебных помещений, означающая, что власти страны пребывания могут быть допущены в них для выполнения служебных обязанностей только с согласия генерального секретаря (директора) организации; собственности, архивов, документов и корреспонденции, свобода сношений, включая право пользования шифрами, кодом, курьерами и вализой, иммунитет от юрисдикции, фискальный иммунитет, таможенные привилегии, права на эмблему и флаг и т.д. Кроме того, государства пребывания учреждений организаций обязуются обеспечивать беспрепятственный доступ в такие учреждения представителей и делегаций всех государств-членов, сотрудников соответствующих организаций и других официальных лиц.
Главную черту международно-правового положения персонала организаций системы ООН характеризуют предоставляемые ему привилегии и иммунитеты, необходимые для самостоятельного выполнения функции, связанных с деятельностью организаций (ст.105 Устава ООН, ст.ХII устава ЮНЕСКО, ст.27 устава ВМО и т.д.).
Объем и содержание этих привилегий и иммунитетов детализируются в таких актах, как специальные конвенции, соглашения организаций с государствами местопребывания и т.д. Эти акты содержат нормы, обеспечивающие безопасность и неприкосновенность персонала, а также предоставляющие различные привилегии, льготы и иммунитеты, в частности иммунитет от юрисдикции; фискальный иммунитет; льготы и изъятия из правил об иностранцах; таможенные привилегии; льготы при въезде, проживании и выезде; право на специальные паспорта и пропуска; льготы при репатриации; привилегии в отношении обмена валют и др.
Личная безопасность и неприкосновенность персонала являются важной чертой его международно-правового положения. Любое посягательство на личность, свободу и достоинство служащих международных организаций рассматривается всеми государствами в соответствии с их внутренним законодательством как преступления с учетом тяжести их характера. Государство устанавливает свою юрисдикцию над этими преступлениями, если они совершены на его территории (в том числе на борту его судна или самолета), если предполагаемый преступник является гражданином этого государства, а также если преступление совершено против гражданина, пользующегося международной защитой в связи с теми функциями, которые он выполняет от имени этого государства.
Служащие ООН (разд. 18, ст.V Конвенции о привилегиях и иммунитетах), равно как и служащие специализированных учреждений ООН (разд. 19 и 20, ст.18 Конвенции 1947 года), не подлежат судебной ответственности за сказанное или написанное ими и за все действия, совершенные ими в качестве должностных лиц. Аналогичная норма устанавливается п."а" ст.18 Генерального соглашения о привилегиях и иммунитетах Совета Европы 1949 г.
Важным иммунитетом служащих международных организаций является фискальный иммунитет. Оклады и вознаграждения, выплачиваемые персоналу организаций, полностью освобождаются от обложения национальными центральными и местными налогами.
К персоналу международных организаций, выполняющему какие бы то ни было служебные обязанности, не применяются действующие в стране пребывания законы относительно проживания иностранцев. На них не распространяются национальные нормы и ограничения по иммиграции. Они освобождаются от выполнения правил относительно регистрации иностранцев.
Служащие международных организаций имеют право ввезти беспошлинно в соответствующую страну необходимые предметы и имущество при первоначальном занятии должности в соответствующей организации (например, п."f" ст.18 Генерального соглашения о привилегиях и иммунитетах Совета Европы).
Во всех государствах - членах ООН и ее организаций просьбы о выдаче виз для служебных поездок рассматриваются в кратчайший срок, и лицам, совершающим поездку, предоставляются льготы для быстрого передвижения (разд.25, ст.VII конвенции о привилегиях и иммунитетах ООН).
Персонал организаций системы ООН имеет право на получение двух видов пропусков: либо пропусков организации, либо пропусков государства местопребывания организации. Эти пропуска признаются и принимаются властями государств-членов как законные документы для совершения поездок (разд.24 Общей конвенции) и как удостоверения личности служащего по отношению к национальным (центральным и местным) властям (ст.6 Плана исполнения соглашения между ВМО и Швейцарией).
Служащие международных организаций вместе с членами семей и родственниками-иждивенцами пользуются такими же льготами при репатриации, каким пользуются дипломатические представители во время международных кризисов.
На персонал международных организаций распространяются привилегии, которые предоставляются должностным лицам дипломатических миссий в той или иной стране в отношении обмена валюты.
Все без исключения специальные международно-правовые акты, регулирующие правовое положение организаций и их персонала, предоставляют привилегии и иммунитеты не для получения личных преимуществ и льгот, а исключительно "в целях наибольшего обеспечения свободного функционирования организаций при всех обстоятельствах и полной независимости ее персонала" (разд.20 Общей конвенции, разд.22 Конвенции 1947 года, ст.20 соглашения между ВМО и Швейцарией и др.).
Таким же общим, включенным во все специальные соглашения, является правило, согласно которому организация имеет право и обязанность отказаться от иммунитета служащих, если этот иммунитет препятствует отправлению правосудия. Однако при этом она принимает во внимание, в какой мере такой отказ может вызвать угрозу ее интересам (ст.24 соглашения между ЮНЕСКО и Францией, п.4 дополнения к письму Председателя Международного Суда ООН на имя министра иностранных дел Нидерландов 1946 г.).
В международно-правовой науке уже продолжительное время остаются дискуссионными вопросы о характере международно-правового статуса международных служащих и его главной составной части - привилегий и иммунитетов, об отличии привилегий и иммунитетов международных служащих и представителей государств. Из советских юристов этих вопросов касались в своих исследованиях О.В.Богданов, Н.П.Блищенко, Б.В.Ганюшкин, В.Н.Дурденевский, Д.Б.Левин, Г.И.Морозов, Н.А.Ушаков, Е.А.Шибаева и др.
Определенную трудность в объяснении особенностей современного международно-правового статуса служащих международных организаций создают его общие черты со статусом дипломатических представителей государств. Не вызывает сомнений, например, то, что международный статус служащих международных организаций, так же как и дипломатических представителей государств, несомненно имеет юридическую природу - соглашение субъектов международного права. Бесспорно, что привилегии и иммунитеты предоставляются служащим международных организаций так же, как и дипломатическим представителям государств в целях беспрепятственного осуществления ими своих обязанностей. Можно согласиться и с тем, что привилегии и иммунитеты и дипломатов, и международных служащих в конечном счете проистекают из суверенной природы государств. Вместе с тем одинаковая юридическая природа, цели предоставления привилегий и иммунитетов и в ряде случаев даже одинаковый их объем не дают оснований считать правовые режимы этих лиц равнозначными либо стремящимися стать таковыми.
В науке международного права нет единого мнения о привилегиях и иммунитетах международных служащих. Наиболее тщательное изучение большого исторического и нормативного материала, процесса становления статуса международных служащих приводит одних исследователей к заключению, что на известном этапе развития международных организаций появилась "явно различимая тенденция к отделению этого иммунитета от дипломатического, сопровождающаяся некоторым ограничением его содержания"15.
Другие авторы, напротив, пишут об усиливающейся тенденции сближения правового положения сотрудников международных организаций и дипломатов. Столкновение классической в международном праве отрасли - дипломатического права - и относительно недавно возникшей отрасли - права международных организаций в таких областях, как представительство государств при международных организациях, позволяет отдельным авторам говорить даже о появлении новой отрасли - дипломатического права международных организаций16. Следует, однако, осторожно относиться к этой теории, поскольку термин "дипломатическое право международных организаций" распространяет на все право международных организаций дипломатический характер. Упомянем также и такое, правда редко встречающееся мнение, что режим деятельности международных должностных лиц полностью относится к области дипломатического права17.
На мой взгляд, с известным условием первая точка зрения о выделении иммунитетов международных организаций (и их служащих) в самостоятельный институт современного международного права наиболее полно соответствует действительному положению дел. При этом представляется очевидным тот факт, что привилегии и иммунитеты международных организаций и их служащих явились результатом эволюции дипломатических привилегий и иммунитетов и, как следствие, результатом отделения от них.
Широко распространенное мнение о том, что привилегии и иммунитеты служащих международных организаций имеют самостоятельные предпосылки и источники возникновения, тенденции и этапы развития, которые отличаются от происхождения, тенденций и этапов развития дипломатических привилегий и иммунитетов, и являются качественно новым явлением в международном праве представляется несколько оторванным от исторического процесса развития международных отношений.
Иммунитеты и привилегии сотрудников международных организаций помимо норм международного права устанавливаются и некоторыми нормами национального законодательства государств-членов. Так, личная неприкосновенность персонала международных организаций гарантируется, в частности законом США 1972 г. "О защите иностранных должностных лиц и официальных гостей США".
Весьма обширно национальное законодательство, регулирующее судебный иммунитет. Примерами могут служить, в частности, разд.7 (b) американского федерального акта 1945 г. об иммунитетах международных организаций, ст.11 английского закона 1947 г. о дипломатических привилегиях ООН и Международного суда и др.
Освобождение служащих международных организаций от таможенных сборов и досмотра, регулируется на территории США федеральным актом 1945 года об иммунитетах международных организаций освобождает от таможенных пошлин и осмотра служащих международных организаций, а также членов их семей и прислугу (разд.3). Федеральные административные нормы, в частности, ( 10.30. "а" (б) титула 19 - "Таможенные обязанности" закрепляют такую же привилегию служащих.
В соответствии со ст.70 декрета Перу № 69 от 18 февраля 1954 г. служебные лица международных организаций освобождаются от таможенных обязанностей. В соответствии с нормативными разъяснениями австралийского таможенного и акцизного департамента и федеральной налоговой службы освобождаются от преференциальных тарифов Британского содружества, тарифов в отношении наиболее благоприятствуемой нации и общих таможенных тарифов: импорт и приобретения ООН для служебных целей, приобретения для личных или служебных нужд Генеральным Секретарем и его заместителями, главными администраторами (их помощниками и их семьями) специализированных учреждений, предметы быта служащих ООН, направляющихся для занятия должности в Австралию.
Налоговая политика представляет собой важное звено общей экономической политики государств. Однако из соображений справедливого распределения доходов государства местопребывания устанавливают изъятия из правил о налоговом обложении и доходах для лиц, занятых на службе в этих организациях, включая и своих граждан. Подобные нормы приняты в Швейцарии, Канаде, Югославии, Дании, Австралии и целом ряде других государств.
Как правило, государства местопребывания организаций устанавливают в договорном порядке льготы в выполнении служащими организаций правил по прибытию, передвижению, проживанию и выезду. Однако в ряде государств приняты специальные внутренние акты, регулирующие эти вопросы. Так, норвежский акт от 27 июля 1958 г. относительно въезда иностранцев в Норвегию, дополняющий декрет от 25 января 1957 г. и акт министра юстиции от 18 апреля 1958 г., устанавливает в ст.8 круг лиц, на которых распространяется действие этих актов. К ним, кроме прочих, относятся постоянные служащие ООН и ее специализированных учреждений, судьи и регистраторы Международного Суда ООН.
Можно отметить, что нормы об упрощенном порядке въезда и выезда в РФ содержатся и в российском законодательстве. При этом ст.6 федерального закона "О порядке выезда из РФ и въезда в РФ" от 15 августа 1996 года № 114-ФЗ предоставляет льготы при въезда и выезде только для служащих международных межправительственных организаций и членов их семей. Отсюда можно сделать вывод, что упрощенный порядок въезда и выезда не распространяется на сотрудников международных неправительственных организаций, кроме тех случаев, когда обязанность предоставить данную льготу закрепляется международными договорами РФ.
Большинство стран в договорном порядке устанавливают правила о системе пропусков, паспортов, водительских удостоверений служащих международных организаций. Как правило, указанные чины пользуются документами, удостоверяющими личность, выданными им самой организацией. Имеются, однако, страны, где государственные органы снабжают служащих организаций специальными удостоверениями. Так, по декрету № 69, принятому в Перу 8 февраля 1954 г. министерство иностранных дел обеспечивает специальными удостоверениями должностных руководителей и их семьи, а также служебный и административный штат международных организаций (ст.82).
Национальное законодательство отдельных государств, в частности США. предусматривает, в случае злоупотребления привилегиями и иммунитетами со стороны организации и ее должностных лиц, право главы государства отобрать эти привилегии и иммунитеты на определенный срок (титул 1, разд.1 американского федерального акта 29 декабря 1945 г.).
С другой стороны, в отдельных национальных актах либо предусмотрено право самой организации отказаться от привилегий и иммунитетов, предоставленных ей (ст.15 канадского закона № 456 1954 г.), либо государства предоставляют организации привилегии и иммунитеты, если она не отказывается от них (новозеландский закон № 52 относительно дипломатических привилегий ФАО и закон 1949 г. Великобритании относительно дипломатических привилегий МОТ).
В отдельных государствах предоставление привилегий и иммунитетов для служащих международных организаций и отказ в таком предоставлении основаны на принципе реторсии. В частности, ст.5 английского акта 1950 года о привилегиях и иммунитетах международных организаций устанавливает правило, согласно которому "ничто... не может рассматриваться как помеха... уменьшить или отказать в привилегиях и иммунитетах гражданам или представителям некоторой власти, если на ее территории произошло уменьшение соответствующих переданных британским гражданам или представителям привилегий и иммунитетов"18.
Во многих странах существуют специальные нормы относительно правового статуса высших должностных лиц международных организаций. Одни государства либо прямо закрепляют дипломатические привилегии, иммунитеты и льготы для высших должностных лиц и их семей, предоставляемые дипломатическим лицам по международному праву, либо распространяют действие норм относительно статуса дипломатических миссий и персонала на высших должностных лиц организаций. Другие государства предусматривают своим законодательством освобождение высших должностных лиц организаций от таможенных пошлин и налогов (акт министра финансов Эквадора № 1364 от 14 мая 1956 г.), от таможенного досмотра (циркуляр к таможенной службе министерства финансов и таможен Норвегии № 1045 1950 г.), от судебного преследования, налогов, пошлин, обеспечение неприкосновенности помещений, документов, архивов высших должностных лиц (закон Новой Зеландии № 51 1959 г.).
III. Сотрудники секретариата международных организаций.
Международная гражданская служба
1. Высшие должностные лица и прочие
категории персонала
Современное правовое положение служащих секретариата международных организаций сбалансировано, как уже отмечалось выше, регулирующим воздействием норм трех правовых сфер: международно-правовой, национально-правовой и внутриорганизационной. В отечественной юридической литературе к элементам правового статуса обычно относят правосубъектность работников, их основные (статутные) трудовые права и обязанности, гарантии этих прав и ответственность за невыполнение обязанностей19. Однако здесь надо иметь в виду, что служащие международной гражданской службы имеют свои особенности, связанные с их особым положением. Элементами правового статуса персонала секретариата международных организаций являются их права, обязанности, привилегии, иммунитеты и ответственность.
В международных организациях системы ООН выделяют три различных статуса: 1) должностные лица организаций (имеются в виду все служащие); 2) лица, сотрудничающие с организацией; 3) лица, получающие защиту от организации20. К последним относятся лица, которые, хотя и не являются служащими международных организаций, пользуются международной защитой и в силу этого имеют различные привилегии и иммунитеты, предоставляемые обычно сотрудникам международных организаций.
При рассмотрении вопроса о правовом статусе служащих международных организаций следует различать статус высших должностных лиц организаций и правовой статус рядовых сотрудников секретариатов организаций.
Правовой статус высших должностных лиц международных организаций обычно устанавливается в их Уставах. На основе анализа Уставов МОТ, ВОЗ, организации Черноморского экономического сотрудничества, Совета Европы и др. можно вывести основные полномочия руководителей международных организаций, которыми они наделяются согласно уставам. К таковым относятся: руководство секретариатом либо другим исполнительным органом организации; организация его работы и назначение его персонала; контроль за выполнением административных и финансовых регламентов; осуществление исключительно административного наблюдения за персоналом; обеспечение работы секретариата по подготовке и проведению, а также после завершения конференций и собраний органов организации; поддержание в порядке документации; осуществление необходимых публикаций; сбор и публикация сведений, представляющих интерес для стран - участниц организации; подготовка и представление в соответствующий орган организации проекта годового бюджета; составление ежегодного финансового отчета; составление годового отчета о деятельности организации и др. Генеральный секретарь (директор, администратор) назначает на должность, определяет размер оплаты работы, передвигает по службе и увольняет персонал секретариата на условиях, определенных, как правило, либо исполнительным, либо высшим пленарным органом данной организации. Как общее правило, генеральный секретарь или его заместитель могут присутствовать на пленарных и всех других совещаниях организации (ее органов) с правом совещательного голоса.
Помимо внутренних полномочий многие высшие должностные лица имеют достаточно значительные внешние полномочия. Так, Генеральный директор ИФАД может единолично принять решение о выделении финансовой помощи в размере 400 000 долларов. Генеральный директор МОТ принимает решение о внесении государств, нарушающих законодательство о труде, в так называемый "черный список", что влечет за собой достаточно серьезные международно-правовые последствия.
Главное административное лицо имеет право и обязанность отказаться без ущерба для интересов организации от иммунитета, предоставленного любому должностному лицу, если иммунитет препятствует отправлению правосудия. В отношении Генерального Секретаря ООН право отказаться от иммунитета принадлежит Совету Безопасности (разд.20, ст.V Конвенции о привилегиях и иммунитетах).
В последнее время намечается тенденция к расширению полномочий высших должностных лиц международных организаций. Так, в ООН в настоящее время дискутируется вопрос о придании Генеральному Секретарю полномочий по обращению в Международный Суд, и об увеличении его полномочий в области разрешения международных споров21.
Право устанавливать условия службы персонала в международных организациях системы ООН принадлежит высшим представительным (ст.9 устава МСЭ, ст.35 устава ВОЗ, ст.VI устава ЮНЕСКО, ст.21 устава ВМО, ст.10 Устава ООН) или исполнительным органам (ст.VII/E устава МАГАТЭ, ст.9/1 устава МОТ, ст.15 устава ВПС). Основными правовыми актами, регулирующими службу в международных организациях системы ООН, на которые опираются и другие международные организации являются Положение о персонале ООН, принятое в феврале 1952 года на 372-м заседании Генеральной Ассамблеи ООН и Правила о персонале ООН, кодифицированные и утвержденные Генеральным Секретарем ООН в 1953 г. Необходимо отметить роль Приложения к резолюции 590/VI Генеральной Ассамблеи ООН, которое, в свою очередь, сопровождается четырьмя Приложениями: о шкале окладов и связанных с этим постановлениях; о письме о назначениях; о выходном пособии; о надбавках на детей, пособиях на образование и пособиях на репатриацию.
Граждане любого государства - члена международной организации системы ООН могут быть приняты на службу независимо от расы, пола и религии. Их будущая служба в Организации не связаны с отказом от национальных чувств, они имеют право на свободу политических убеждений, однако они должны в силу своего международного статуса проявлять во всех случаях надлежащую сдержанность и такт. При приеме на службу и определении условий службы следует руководствоваться, главным образом, необходимостью обеспечить высокий уровень работоспособности, компетентности и добросовестности. Должное внимание следует уделять важности подбора персонала на возможно более широкий географической основе (п.3 ст.101 Устава ООН). Мужчины и женщины обладают равными правами на участие в работе международных организаций в любом качестве и на равных условиях.
Кандидат на занятие поста в административном аппарате Организации не может быть бипатридом. Если же, будучи уже принятым на службу, он становится гражданином более чем одной страны, то руководство административного аппарата организации рассматривает его как гражданина той страны, с которой он наиболее тесно связан, то есть в основу определения гражданства в данном случае положен принцип эффективного гражданства.
Кандидаты могут быть приняты на основе конкурса. Принимая назначение на должность, служащие обязаны направлять свою деятельность на выполнение задач исключительно в интересах организации. Каждое принимаемое на службу лицо получает письмо о назначении, положения которого в совокупности составляют содержание договора или контракта о найме в организацию.
Использование международной организацией контракта как способа установления юридической связи с персоналом породило в науке международного права разные мнения относительно оснований и характера режима служащих внутри организации. Г.Кельзен, например, считает, что отношения служащих с организацией носят исключительно контрактный характер. Другие авторы отвергают эту точку зрения на том основании, что отношения служащих с организацией регулируются не только контрактами, но и такими актами, как Положение о персонале и т.п. Д.Рузье, например, пишет, что совокупность норм, определяющих юридическое положение международных служащих, имеет договорную природу. Принимая же во внимание существование Положения о персонале, принятого организацией односторонне, юридическое положение международных служащих приобретает, по его мнению, смешанный характер: частично договорный и частично регламентарный.
Эти точки зрения критиковались в отечественной доктрине. При этом указывалось, что точка зрения Г.Кельзена не может быть принята, поскольку она не учитывает фактора воздействия на статус служащих таких важнейших актов организации, как Положение о персонале. Не может быть принята и точка зрения Д.Рузье, поскольку в так называемую "совокупность" норм, определяющих внутриорганизационное юридическое положение служащих, им включаются как правовые акты, способные регулировать правоотношения, так и неправовые, не имеющие такой способности. Последнюю группу актов составляют контракты о службе, которые сами по себе не являются источниками норм права. Это - акты применения права, выражения обоюдного согласия: со стороны организации - подчинить служащего нормам ее внутреннего права, а со стороны служащего - подчиниться нормам внутреннего права организации. Предписания, содержащиеся в таких актах, как Положение о персонале, напротив, являются нормами права, в данном случае внутреннего права организации и только они способны регулировать правовой режим персонала, его права, обязанности и ответственность внутри организации22. На мой взгляд, однако, трудовой контракт также можно считать правообразующим документом, так как в нем могут содержаться особенности регулирования труда служащего любых международных организаций, не урегулированные внутренними документами и нормами международного права (для органов системы ООН Положениями о персонале).
Что касается продолжительности привилегия и иммунитетов, то обычно лица, имеющие на них право пользуются ими с момента вступления на территорию государства. Если такое лицо, имеющее право на иммунитет, не находится на территории государства пребывания, оно начинает пользоваться им с момента, когда международная организация или посылающее государство уведомят компетентные органы страны пребывания о его назначении. Обычно такое уведомление делается через постоянное представительство государства пребывания при данной международной организации.
Вместе с тем при проезде сотрудника постоянного представительства, имеющего право на иммунитет, через территорию третьего государства, которое дало ему визу, если она необходима, независимо от того, следует ли он для занятия своего поста или возвращения в свою страну, это третье государство предоставляет ему неприкосновенность и другие иммунитеты, которые могут потребоваться для его проезда.
Таким образом, хотя в полной мере все иммунитеты и привилегии предоставляются сотруднику постоянного представительства с момента прибытия на территорию государства пребывания или с момента сообщения о вступлении, неприкосновенностью и некоторыми иммунитетами он пользуется также и при транзите в третьи страны, то есть с момента, когда такой сотрудник выезжает из своей страны или из государства, в котором он работал до назначения в постоянное представительство23.
С целью предоставления Генеральному секретарю консультаций и необходимой помощи в вопросах назначения и продвижения служащих в Секретариате им учреждаются специальные органы: Бюро по назначению и повышению в должности и Комитет по назначению и повышению в должности.
Служебное продвижение сотрудников осуществляется переводом на более высокую должность. Увеличение окладов в пределах ступеней независимо от продвижения по службе (классности) производится ежегодно при условии удовлетворительного исполнения сотрудниками служебных обязанностей.
За исключением случаев, когда на какой-либо пост не может быть назначено другое лицо, обладающее такой же специальностью и квалификацией, назначение не может даваться лицам, являющимся мужем (женой), отцом, матерью, сыном, дочерью, братом, сестрой уже работающего служащего. Указанные родственные отношения исключают также получение назначения служащим на должность, находящуюся в подчинении у другого родственника. Вступление в родственные отношения служащих меняет режим пособий, но не влияет на характер назначения этих служащих.
В соответствии с установившейся практикой назначение на службу в административном аппарате ООН может быть временным, постоянным и регулярным. В свою очередь, временное назначение может быть испытательным, с определенным сроком и без определенного срока.
Временное испытательное назначение получают кандидаты, возраст которых не превышает 50 лет. Это назначение, как правило, длится два года и может быть продлено, но не более чем на один год. По общему правилу после окончания испытательного срока кандидат получает постоянное или регулярное назначение или же он может быть уволен со службы.
Назначение с определенным сроком имеет, в отличие от испытательного, конечную дату, указанную в специальном письме о назначении. Как правило, это назначение не превышает пятилетний срок. Временное назначение на определенный срок истекает автоматически и без предварительного уведомления при наступлении даты, указанной в письме о назначении. Этот вид назначения, так же как и с неопределенным сроком, не предполагает преобразования его в какое-либо другое назначение.
Временное с неопределенным сроком назначение получают лица, специально набираемые для работы в миссиях и в аппарате Верховного комиссара по делам беженцев или, по усмотрению Генерального секретаря, в каком-либо другом учреждении либо отделении ООН.
Постоянные назначения получают служащие, имевшие испытательное назначение и проявившие в период испытания высокий профессиональный уровень. После первых пяти лет постоянного назначения служащие подвергаются переаттестации.
Регулярное назначение осуществляется в случаях, когда этого требуют особые обстоятельства местного характера. Их получают только служащие категорий общих и хозяйственно-технических служб. Как правило, это назначение производится на неопределенный период и может длиться вплоть до ухода служащего на пенсию. В конце первых пяти лет работы служащие проходят переаттестацию.
Все сотрудники имеют право на денежное вознаграждение за свой труд. В международных организациях системы ООН оклады сотрудникам устанавливаются Генеральным Секретарем, их размеры зависят от выполняемых должностных обязанностей, финансового положения Организации, уровня и стоимости жизни, семейного положения и т.п. Генеральный Секретарь в каждом отдельном случае определяет увеличение зарплаты и пособий служащим при удовлетворительном исполнении ими служебных обязанностей.
Предусмотрены специальные пособия на содержание детей и на образование, которые выплачиваются как непосредственно самим детям, так и для их содержания лицам, являющимся ближайшими родственниками служащего, утратившего трудоспособность или умершего.
Правила о персонале дополняют Положение о персонале, касающееся условий труда персонала, и образуют так называемую группу норм об охране труда. К ним относятся правила, устанавливающие рабочее время служащих, пятидневную рабочую неделю, праздничные нерабочие дни, возможность сверхурочной работы, работы в выходные дни и работы в ночное время суток с дополнительной оплатой либо с предоставлением дополнительных выходных дней. Служащие обязаны периодически проходить медицинское освидетельствование с целью контроля за состоянием их здоровья. Перед командировками они обязаны сделать прививки.
Для служащих установлены три вида отпусков: ежегодный, специальный и льготный, так называемый отпуск на родину. Ежегодный отпуск, как правило, равен шести неделям с сохранением заработной платы, однако к нему могут быть присоединены дни сверхурочной работы. Ежегодный отпуск предоставляется только при наличии соответствующего решения, однако по возможности учитываются личные обстоятельства и пожелания сотрудников. Ежегодный отпуск может накапливаться, однако, в размерах не более 12 недель. Возможно предоставление ежегодного отпуска авансом продолжительностью не более двух недель. Всякое не оговоренное отсутствие сотрудника на работе вычитается из ежегодного отпуска.
Специальный отпуск с полным (частичным) сохранением или без сохранения заработной платы предоставляется сотрудникам в исключительных случаях, то есть для проведения различных исследований (обследований) в интересах Организации, в случае продолжительной болезни либо по другим уважительным причинам на срок, установленный Генеральным Секретарем.
Сотрудникам, проработавшим не менее года, проходящим стажировку, имеющим постоянное или регулярное назначение, может быть предоставлен специальный отпуск для прохождения подготовки или действительной службы в армии государства его гражданства на весь требуемый период без сохранения заработной платы.
Помимо полномочий и гарантий неотъемлемым элементом правового статуса сотрудников секретариата международных организаций является их ответственность. Как отмечает М.В.Митрофанов, единственным основанием международно-правовой ответственности сотрудника международной организации в настоящее время может быть международное правонарушение. Служащий международной организации несет ответственность по внутреннему праву организации и в пределах действия этого права24. Это не значит, что служащие международных организаций освобождаются от действия национальной юрисдикции. Однако правонарушения, совершенные ими в качестве граждан какой-либо страны, не являются международными и в данном случае ответственность они будут нести на общих основаниях. Такое положение становится возможным в силу двойного правового статуса сотрудников международных организаций25.
Ответственность служащих международных организаций наступает по внутренним правилам, установленным самими международными организациями. Для служащих международных организаций системы ООН основной мерой ответственности является дисциплинарная. Согласно п.10.2 положения о персонале ООН на ее служащих могут быть наложены следующие дисциплинарные взыскания: письменное порицание; понижение в должности; отстранение от работы без сохранения заработка; увольнение с представлением или без такового.
Существуют различные варианты прекращения службы в международных организациях. В случае прекращения службы по собственному желанию сотрудники могут подать заявление об отставке, предупредив, однако, об этом Генерального Секретаря, а последний обязан принять отставку служащего, если тот подал ее в соответствии с условиями своего назначения. Служащие с постоянным назначением подают предупреждение об отставке на имя Генерального Секретаря не позднее чем за три месяца до отставки, а временным назначением - не позднее, чем за 30 дней до увольнения.
Увольнение, то есть не связанное с желанием служащего прекращение службы, осуществляется Генеральным Секретарем по основаниям, содержащимся в ст.IX Положения о персонале. Во-первых, оно осуществляется в случае международного кризиса. Во-вторых, увольнение имеет место при переходе служащего на пост политического характера.
В-третьих, оно осуществляется при упразднении данной должности или сокращении штата. В подобных случаях существует, как то следует из решения Административного трибунала ООН, возможность у служащего выдвинуть свою кандидатуру на другие посты в Организации.
При уходе со службы по этим причинам служащим выплачивается специальное пособие. Порядок и размеры этих пособий устанавливаются в соответствии с требованиями ст.Х Положения об Объединенном пенсионном фонде персонала.
В-четвертых, увольнение может быть вызвано нетрудоспособностью служащего в результате либо заболевания, либо достижения пенсионного возраста. При потере служащими трудоспособности, то есть когда до достижения 60-летнего возраста они теряют способность выполнять свои обязанности, им выплачивается специальное пособие. Эта выплата осуществляется в течение всего периода нетрудоспособности таким же образом, как и пенсия, однако для нее в порядке, предусмотренном ст.V Положения об Объединенном пенсионном фонде, устанавливаются иные, чем у пенсии, размеры и иной режим начала и прекращения выплаты (ст.VI Положения). Помимо этого ст.IX Положения устанавливает особый порядок приобретения права на получение пособий вдовами или детьми служащих либо так называемыми выгодоприобретателями (ст.XXXII Положения запрещает передавать это право другим лицам). Этот порядок предусматривает медицинское освидетельствование с последующим заключением о предоставлении или отказе служащему в таком праве.
В-пятых, увольнение может быть результатом неудовлетворительной работы или серьезного проступка служащего. В этом случае служащему производится выплата определенных сумм. Размер этих сумм, которые представляют собой либо собственные взносы служащего в фонд, либо переведенные на его счет средства, устанавливает ст.XI Положения об Объединенном пенсионном фонде персонала.
Что касается служащих, назначенных на определенный срок, то Генеральным Секретарь может освободить их от службы до истечения этого срока по любой из вышеуказанных причин или по любой иной причине, указанной в письме о назначении данного служащего.
Всех других сотрудников, включая сотрудников-стажеров, Генеральный Секретарь имеет право в любое время уволить со службы, если, по его мнению, такая мера будет отвечать интересам Организации. Этим лицам посылается уведомление и выплачивается выходное пособие, предусмотренное положением и Правилами о персонале. В понятие месячной заработной платы входят: основной оклад или заработанная плата, личное пособие и надбавка за знание языков. Выходное пособие не выплачивается сотруднику, который получает пенсию после окончания службы или компенсацию в связи с полной нетрудоспособностью.
При увольнении сотрудников, имеющих постоянное назначение, они получают письменное уведомление об этом не менее чем за три месяца. При увольнении сотрудников, имеющих временное назначение, уведомление производится не менее чем за 30 дней.
Освобождаемым от службы сотрудникам, имеющим постоянное или временное назначение, выплачивается выходное пособие. Выходное пособие не выплачивается сотрудникам, оставляющим без предупреждения службу ранее предусмотренного срока; имеющим временное назначение без определенного срока и освобождаемым от службы в течение первого года службы; имеющим временное назначение на определенный срок, истекший в день, указанный в письме о назначении; увольняемым в дисциплинарном порядке; выходящим в отставку в порядке, предусмотренном соответствующими правилами.
Помимо выходного пособия увольняющиеся служащие получают компенсацию за накопленные к годовому отпуску дни, при условии, однако, что максимальное число оплачиваемых дней не может быть более 60.
Обоснованность и эффективность всех мероприятий Генерального Секретаря, связанных с увольнением сотрудников со службы, ликвидацией должностей, сокращением штатов и т.п. в немалой степени зависит от организации и деятельности Специального консультативного совета, учреждаемого при Генеральном Секретаре. Этот совет состоит из председателя, назначаемого Генеральным Секретарем по предложению Председателя Международного Суда, и четырех членов, назначаемых Генеральным Секретарем по согласованию с Советом персонала.
Согласно п.2.1. Положения о персонале ООН, классификация должностей устанавливается Генеральным Секретарем Организации в соответствии с характером возлагаемых на сотрудников обязанностей и ответственности.
Действующая в настоящее время классификация персонала, принятая в организациях системы ООН, содержится, например, в приложениях к Правилам о персонале ООН и в зависимости от рода занятости дифференцирует всех работников административного аппарата в пределах четырех категорий: а) специалисты и выше; б) сотрудники полевой службы или службы на местах; в) сотрудники общего обслуживания, включая службу безопасности; г) сотрудники хозяйственно-технических служб.
В пределах каждой из этих категорий устанавливаются различные классы, которые в свою очередь подразделяются на ступени. Категория руководителей и специалистов включает заместителей Генерального Секретаря и его помощников (только первая ступень), класс директоров (D-2) с первой по четвертую ступень, класс главных сотрудников (D-1) с первой по седьмую ступень включительно, старших сотрудников (P-5) первой - десятой ступени, сотрудников первого класса (P-4) первой - двенадцатой ступени, сотрудников второго класса (Р-3) первой - тринадцатой ступени, младших сотрудников (Р-2) первой - одиннадцатой ступени и помощников (Р-1) первой - десятой ступени.
Сотрудники общего обслуживания разделяются в пределах первой - тринадцатой ступени на классы главных (G-5), старших (G-4), средних (G-3), младших сотрудников (G-2) и курьеров (G-1), а персонал полевой службы в пределах первой - десятой ступени на классы главных (FS-7 и FS-6), старших (FS-5), средних (FS-4), младших сотрудников (FS-3), служащих безопасности (FS-2) и курьеров (FS-1).
Сотрудники службы безопасности, в функции которых входит, в частности, охрана зданий и защита лиц и имущества на территории Организации, расследования случаев пропажи, ущерба и т.п., выдача пропусков и пр., разделяются на классы главных (S-5), старших (S-4) и специальных сотрудников (S-3), сотрудников безопасности (S-2) и стажеров (S-1) в пределах от первой до тринадцатой ступени.
Наконец, обслуживающий персонал, по характеру работы приравниваемый к категории разнорабочих, подразделяется в пределах первой - шестой ступени на семь разрядов: от высших (М-7) до низших (М-1)26.26
На всех без исключения служащих указанных категорий распространяется, как было показано выше, большинство предписаний внутреннего права организаций системы ООН так называемого общего характера. Вместе с тем, существуют внутриорганизационные нормы, которые формируют немногочисленные, но существенные отличительные особенности правового статуса той или иной категории служащих. Некоторыми из основных этих особенностей являются: назначения на службу, определенное отличие статуса служащих международного местного найма, различия в размерах зарплаты и пенсий, в предоставлении и размерах различных пособий и некоторые другие.
2. Секретариат ООН. Генеральный Секретарь ООН
Секретариат ООН является одним из главных органов ООН, на котором лежит высокая ответственность за обеспечение нормального функционирования других главных и вспомогательных органов Организации, обслуживание их деятельности, выполнение их решений, претворение в жизнь программ и политики ООН. Подразделения Секретариата находятся в Центральных учреждениях ООН в Нью-Йорке и в других местах расположения штаб-квартир органов ООН, наиболее крупными из которых являются отделения ООН в Женеве и Вене. По состоянию на 30 июня 1989 г. общая численность сотрудников Секретариата ООН составила 13 561 человек.
Секретариат ООН состоит из Генерального Секретаря и такого персонала, который может потребоваться для Организации.
В соответствии с Уставом ООН персонал Секретариата назначается Генеральным Секретарем согласно правилам, устанавливаемым Генеральной Ассамблеей. Надлежащий персонал выделяется для постоянной работы в ЭКОСОС, в Совет по Опеке и, по мере надобности, в другие органы Организации. Этот персонал составляет часть Секретариата
Назначение сотрудников Секретариата производится на основе системы постоянных (не ограниченных конкретными сроками) и срочных (временных) контрактов. При заключении контракта каждый сотрудник дает присягу на верность принципам и идеалам ООН. При исполнении своих обязанностей Генеральный Секретарь и персонал Секретариата не должны запрашивать или получать указаний от какого бы то ни было правительства или власти, посторонней для Организации. Они должны воздерживаться от любых действий, которые могли бы отразиться на их положении как международных должностных лиц, ответственных только перед Организацией. Каждый член Организации обязуется уважать строго международный характер обязанностей Генерального Секретаря и персонала Секретариата и не пытаться оказывать на них влияние при исполнении ими своих обязанностей. Положения, касающиеся персонала Секретариата, устанавливает Генеральная Ассамблея.
Генеральный Секретарь (Secretary-General). Генеральный Секретарь, который является главным административным должностным лицом Организации, действует в этом качестве на всех заседаниях Генеральной Ассамблеи, Совета Безопасности, Экономического и Социального Совета и Совета по Опеке и выполняет такие другие функции, какие возлагаются на него этими органами. Он может поручить одному из сотрудников Секретариата замещать его на этих заседаниях. Генеральный Секретарь назначается Генеральной Ассамблеей по рекомендации Совета Безопасности на пятилетний срок. Рекомендацию о его назначении Генеральная Ассамблея рассматривает на закрытом заседании и проводит по ней тайное голосование. Срок полномочий Генерального Секретаря может продлеваться. При вступлении в должность Генеральный Секретарь приносит присягу или делает заявление в устной форме на открытом пленарном заседании Генеральной Ассамблеи ООН.
Генеральный Секретарь дает общие руководящие указания - директивы департаментам, управлениям и другим организационным подразделениям Секретариата для выполнения ими своих функций, а также осуществляет руководство программами и другими элементами Организации и их координацию.
В качестве председателя Административного комитета по координации (АКК) (Administrative Committee on Co-ordination - ACC) он координирует работу всех организаций системы ООН. (АКК состоит из Генерального секретаря ООН и глав специальных учреждений и МАГАТЭ). Помимо административных функций в сферу компетенции Генерального Секретаря Устав ООН включает и некоторые функции политического характера. Он прилагает все усилия для оказания помощи в решении споров между государствами и имеет право доводить до сведения Совета Безопасности любую необходимую информацию о любых вопросах, которые, по его мнению, могут угрожать международному миру и безопасности. В рамках своих полномочий он принимает решения по широкому кругу политических, экономических, социальных и гуманитарных вопросов. Генеральный Секретарь представляет Генеральной Ассамблее ежегодный доклад о работе Организации и дополнительные доклады, которые могут потребоваться. (Свой ежегодный доклад он рассылает членам ООН не менее чем за 45 дней до открытия сессии.) Генеральный Секретарь выполняет также представительские функции от имени Организации27.27
Первым Генеральным Секретарем ООН 2 февраля 1946 г. был назначен Трюгве Ли (Trygve Lie) (Норвегия). 10 апреля 1953 г. его сменил Даг Хаммаршельд (Dag Hammarskj(ld) (Швеция), который занимал этот пост до его гибели в авиационной катастрофе в Африке 18 сентября 1961 г. У Тан (U Than) (Бирма) был назначен Генеральным Секретарем ООН 3 ноября 1961 г. В 1972 году его сменил Курт Вальдхайм (Kurt Waldheim) (Австрия), назначенный на этот пост 22 декабря 1971 г. и занимавший его до конца 1981 года. Пятый Генеральный Секретарь ООН Хавьер Перес де Куэльяр (Javier Perez de Cuellar) (Перу) был назначен на 36-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН 15 декабря 1981 г., а на 41-й сессии Генеральной Ассамблеи срок его полнлмочий был продлен на второй пятилетний срок (1987-1991 гг.). 2 января 1992 г. Бутрос Буторс-Гали (Boutros Boutros-Ghali) (Египет) принял пономочия Генерального Секретаря ООН. Нынешний Генеральный Секретарь, Кофи Аннан (Kofi A. Annan) (Гана) вступтл в должность 1января 1997 г.
Административная канцелярия Генерального Секретаря (Executive Office of the Secretary-General). Оказывает Генеральному Секретарю помощь в выработке общей политики, осуществлении исполнительного руководства, координации и оперативного выполнения работы Секретариата и осуществления программ и других направлений деятельности Организации, а также поддержку в его контактах с правительствами, делегациями, прессой и общественностью. Это организационное подразделение отвечает также за выполнение протокольных функций, связь с общественностью и осуществление представительских функций. Участвует в общей организации работы Генеральной Ассамблеи, осуществляет контроль за документацией, разрабатывает планы изданий и следит за их выполнением. Кроме того, в состав Административной канцелярии входит подразделение, оказывающее центральную административную поддержку различным управлениям и отделам Генерального Секретаря.
Возглавляет Административную канцелярию Начальник кабинета (Chief de Cabinet), заместитель Генерального Секретаря (Under-Secretary-General - USG) Джилиан Мартин Соренсен (Gillian Martin Sorensen) (США). В качестве отдельного подразделения в канцелярию Генерального секретаря входит Служба протокола и связи (Protocol and Liaison Service), которую возглавляет Начальник протокола (Chief of Protocol), помощник Генерального Cекретаря (Assistent Secretary-General - ASG) Икбал С. Риза (Iqbal S. Riza) (Пакистан).
Должность Начальника протокола с 1985 года приравнена к уровню помощника Генерального Cекретаря ООН ввиду расширения и роста объема обязанностей Службы протокола и связи по мере увеличения числа государств-членов и усложнения структуры Организации.
В связи с увеличением степени ответственности и сложности функций, а также интенсивности и объема работы была также повышена должность старшего сотрудника по оперативным вопросам. Он отвечает за все личные, конфиденциальные и официальные дела Генерального Cекретаря, включая поездки, охрану и общественные мероприятия, а также контролирует их и выполняет свои функции как в служебной резиденции, так и в здании Секретариата. Он руководит действиями службы охраны, которая обеспечивает личную охрану Генерального Cекретаря как в Секретариате, так и в служебной резиденции и в ходе официальных поездок, и поддерживает связь с сотрудникам охраны правительств во время визитов Генерального Cекретаря. Старший сотрудник по оперативным вопросам также руководит организацией поездок Генерального Cекретаря и сопровождающих его лиц, включая составление расписания полетов служебного и чартерного самолетов, контроль и управление в отношении расходов.
Управление Генерального директора по вопросам развития и международного экономического сотрудничества (Office of the Director-General for Development and International Economic Co-operation). Учреждено в соответствии с резолюцией 32/197 Генеральной Ассамблеи от 20 декабря 1977 г. для оказания эффективной помощи Генеральному Cекретарю в осуществлении его уставных функций как главного административного должностного лица в экономической и социальной областях.
На Генерального директора (им является Владимир Петровский) (Vladimir Petrtovsky) (Россия) возложена ответственность за обеспечение эффективного руководства различными звеньями системы ООН в области развития и международного экономического сотрудничества, а также координация и эффективное руководство всеми мероприятиями в экономической и социальной областях. Генеральный директор действует в качестве основного связующего звена в экономической и социальной областях как между центральным механизмом ООН и соответствующими службами и органами Организации Объединенных Наций, так и между ними и другими организациями системы. Он обеспечивает представительство ООН на важных международных форумах, касающихся центральных аспектов межгосударственных экономических отношений. Генеральный директор возглавляет, направляет и координирует деятельность по подготовке и проведению конференций ООН по экономическим и социальным вопросам. Канцелярию Генерального секретаря (Office of the Director-General) возглавляет помощник Генерального Секретаря.
З А К Л Ю Ч Е Н И Е
Международно-правовое положение персонала международных организаций регулируется нормами актов общего значения и актов строгого целевого назначения.
Особенность международно-правовой регламентации современной международно-правовой службы заключается в том, что статус персонала современных международных организаций определяется, с одной стороны, локальными нормами права каждой международной организации, а с другой - принципами и нормами общего международного права.
Современная международная гражданская служба как продукт поступательного развития международного общения государств и его важного звена - международных организаций, сформировалось в особый институт международных отношений и международного права.
Важнейшей характерной чертой этого института является комплексный метод его правового регулирования. Статус персонала международных организаций представляет собой абсолютно особое явление. Здесь следует отказаться от крайностей: имеющих место попыток установить статус сотрудников международных организаций как наднациональный, не подчиняющийся никаким нормам национального права, или наоборот, выводить их статус исключительно из национального законодательства28 какого-либо государства. Это объективно обусловленное разграничение суверенной компетенции государств и функциональной компетенции международных организаций делает возможным гибкое формирование статуса служащих, а, следовательно, повышает в целом эффективность деятельности международных организаций.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Устав ООН.
Устав ЮНЕСКО.
Устав Международной организации труда.
Устав Всемирной организации здравоохранения.
Устав Совета Европы.
Конвенция о привилегиях и иммунитетах Организации Объединенных Наций 1946 г.
Конвенция о привилегиях и иммунитетах специализированных учреждений ООН 1947 г.
Конвенция о правовом статусе, привилегиях и иммунитетах межгосударственных экономических организаций, действующих в определенных областях сотрудничества 1980 г.
Генеральное соглашение о привилегиях и иммунитетах Совета Европы 1949 г.
Положение о персонале ООН.
Правила о персонале ООН.
Резолюция ЭКОСОС 288/Х/В от 27.02.1950 г.
Федеральный закон РФ "О порядке выезда из РФ и въезда в РФ" от 15 августа 1996 г.
Анцилотти Д. Курс международного права. М., 1961, т.1.
Блищенко И.П. Дипломатическое право. М., 1972.
Богданов О.В. Иммунитет сотрудников международных организаций: тенденции развития//Советское государство и право.1974,№ 12.
Богданов О.В. Штаб-квартира ООН в Нью-Йорке. М., 1976.
Ганюшкин Б.В. Дипломатическое право международных организаций. М., 1972.
Зайцева О.Г. Международные межправительственные организации. М., 1983.
Кирован Зиад. Привилегии и иммунитеты международных организаций и их сотрудников. Автореф. дисс. канд. юрид. наук. Киев, 1994.
Кривчикова Э.С. Основы теории права международных органи-заций. М., 1979.
Митрофанов М.В. Служащие международных организаций. М, 1981.
Морозов Г.И. Международные организации. Некоторые вопросы теории. М., 1974.
Нештаева Т.Н. Международные организации и право. М., 1998.
Сергиенко Л.А. Правовая регламентация управленческого труда. М., 1984.
Смирнов О.В. О правовом статусе рабочих и служащих// Советское государство и право. 1974, № 3.
Усенко Е.Т. Совет Экономической Взаимопомощи - субъект международного права//Советский ежегодник международного права 1979. М., 1980.
Шибаева Е.А. Право международных организаций. М., 1986.
Курс международного права в 6-ти томах. М., 1963, т.1.
Международное право/Под ред. Колосова Ю.М., Кузнецова В.И. М.,1995.
Международное право в современном мире. М., 1991.
Словарь международного права. М., 1982.
Дипломатический словарь. М., 1986.
Международные организации системы ООН. Справочник. М,1990.
1 Зайцева О.Г. Международные межправительственные организации. М., 1983, с.72-74. 2 Нештаева Т.Н. Международные организации и право. М., 1998, с.7. 3 Анцилотти Д. Курс международного права. М., 1961, т.1, с.257. 4 Морозов Г.И. Международные организации. Некоторые вопросы теории. М., 1974, с.55. 5 См.: Кривчикова Э.С. Основы теории права международных организаций. М.1979 c25-28 6 См.: Усенко Е.Т. Совет Экономической Взаимопомощи - субъект международ- ного права//Советский ежегодник международного права 1979. М., 1980, с.120. 7 Ганюшкин Б.В. Дипломатическое право международных организаций. М., 1972, с.7. 8 Шибаева Е.А. Право международны организаций. М., 1986, с.21. 9 Международное право./Под ред.Колосова Ю.М., Кузнецова В.И. - И., 1995, с.190. 10 Курс международного права. М., 1963, т.1, с.158. 11 Макарова И.А. К вопросу о правосубъектности международных неправитель- ственных организаци./Международное право в современном мире.М, 1991, с.166 12 Митрофанов М.В. Служащие международных организаций. М, 1981, с.46 13 Шибаева Е.А. Право международных организаций. М., 1986, с.61-62. 14 Дипломатический словарь. Т.2. М., 1986, с.419. 15 Богданов О.В. Штаб-квартира ООН в Нью-Йорке. М., 1976, с.98. 16 Ганюшкин Б.В. Дипломатическое право международных организаций. М., 1972. 17 Блищенко И.П. Дипломатическое право. М., 1972, с.32-33. 18 Митрофанов М.В. Правовой статус персонала международных организаций системы ООН. М., 1978, с.89. 19 См.например: Смирнов О.В. О правовом статусе рабочих и служащих// Советское государство и право. 1974, № 3, с.43; Сергиенко Л.А. Правовая регламентация управленческого труда. М., 1984, с.42 и др. 20 Нештаева Т.Н. Международные организации и право. М., 1998, с.88. 21 Нештаева Т.Н. Международные организации и право М., 1998, с.89. 22 Митрофанов М.В. Служащие международных организаций. М., 1981, с.61. 23 Ганюшкин Б.В. Дипломатическое право международных организаций. М., 1972, с.138-139 24 Митрофанов М.В. Служащие международных организаций. М., 1981, с.98-99 25 Там же, с.102 26 См.: Митрофанов М.В. Служащие международных организаций. М., 1981 и др. 27 Международные организации системы ООН. Справочник. М., 1990. 28 Митрофанов М.В. Служащие международных организаций. М., 1981, с.173. 3

Работа на этой странице представлена для Вашего ознакомления в текстовом (сокращенном) виде. Для того, чтобы получить полностью оформленную работу в формате Word, со всеми сносками, таблицами, рисунками, графиками, приложениями и т.д., достаточно просто её СКАЧАТЬ.



Мы выполняем любые темы
экономические
гуманитарные
юридические
технические
Закажите сейчас
Лучшие работы
 Языки древних цивилизаций
 Организация внутреннего контроля расчетов с работниками по выплате заработной платы
Ваши отзывы
Добрый вечер! Контрольную получил!!! Большое спасибо!!! Буду обращаться к вам еще!!!
Станислав

Copyright © www.refbank.ru 2005-2019
Все права на представленные на сайте материалы принадлежат www.refbank.ru.
Перепечатка, копирование материалов без разрешения администрации сайта запрещено.