Refbank.Ru - рефераты, курсовые работы, дипломы по разным дисциплинам
Рефераты и курсовые
 Банк готовых работ
Дипломные работы
 Банк дипломных работ
Заказ работы
Заказать Форма заказа
Лучшие дипломы
 Влияние индивидуально-психологических особенностей на потребительский выбор (на примере азартных игр)
 Психологическая готовность детей к школе
Рекомендуем
 
Новые статьи
 Теперь у вас есть возможность скачать мобильную версию...
 Играем виртуально, получаем реально деньги. Отличные...
 Сочинение по русскому языку 11 класс на тему...
 Игровые автоматы Вулкан: играть на деньги и...
 Тема сочинения по русскому языку - что такое духовная...
 Готовое сочинение на тему, чем опасна гордыня для...
 Игровой зал Вулкан – бесплатные развлечения без...
 11 класс. Сочинение по тексту В. П....
 Готовое сочинение для ЕГЭ по теме...
 Сочинение для ЕГЭ по русскому языку по тексту А. И....
 Приумножайте капитал вместе с игровыми...
 Владение английским языком на начальном...
 Играть бесплатно онлайн – казино...
 Казино Вулкан официальный клуб...
 Играйте бесплатно на игровых аппаратах...


любое слово все слова вместе  Как искать?Как искать?

Любое слово
- ищутся работы, в названии которых встречается любое слово из запроса (рекомендуется).

Все слова вместе - ищутся работы, в названии которых встречаются все слова вместе из запроса ('строгий' поиск).

Поисковый запрос должен состоять минимум из 4 букв.

В запросе не нужно писать вид работы ("реферат", "курсовая", "диплом" и т.д.).

!!! Для более полного и точного анализа базы рекомендуем производить поиск с использованием символа "*".

К примеру, Вам нужно найти работу на тему:
"Основные принципы финансового менеджмента фирмы".

В этом случае поисковый запрос выглядит так:
основн* принцип* финанс* менеджмент* фирм*
Конституционное право

реферат

Понятие и сущность гражданства, полномочия органов внутренних дел, решение казусов



Вариант 1.
Тема: Гражданство РФ
1. Раскройте понятие и сущность гражданства, основания и порядок приобретения российского гражданства.
Определение гражданства сформулировано в преамбуле Закона РФ от 28.11.1991 г. "О гражданстве Российской Федерации"1: Гражданство есть устойчивая правовая связь человека с государством, выражающаяся в совокупности их взаимных прав, обязанностей и ответственности, основанная на признании и уважении достоинства, основных прав и свобод человека.
В юридической науке понятие "гражданство" имеет различные значения:
- гражданство как субъективное право гражданина принадлежать к определенному государству;
- гражданство как правоотношение, то есть взаимные права и обязанности государства и гражданина;
- гражданство как правовой институт, нормы которого закрепляют отношения гражданства.
Гражданство, будучи основой правового положения личности в государстве, одновременно является объектом одного из важнейших его прав. Обладая гражданством, человек получает возможность в полной мере реализовать свои права и свободы, но вместе с тем он несет ответственность перед государством, которое обязан защищать. В Российском Законе о гражданстве подчеркнуто, что взаимоотношения человека и государства базируются именно на признании и уважении достоинства, основных прав и свобод человека. Это дополнение налагает на государство обязательство соблюдать международные нормы, устанавливающие права и основные свободы человека.2
Правовой характер связи лица с государством выражается в её юридическом оформлении. Гражданство - это правовое, а не фактическое состояние, которое документально оформляется в отношении каждого человека.
Устойчивый характер отношений гражданства заключается в их постоянном характере, длящемся обычно от рождения до смерти гражданина, в установлении особого порядка их прекращения, не допускающем расторжения этой связи в одностороннем порядке.
Указание на взаимность прав, обязанностей и ответственности государства и гражданина знаменует новый подход к определению содержания отношений гражданства, поскольку в концепциях советского периода сущность связей по гражданству сводилась только к такому признаку, как распостранение на лицо суверенной власти государства.1
Основные принципы гражданства установлены Конституцией Российской Федерации. Они содержатся в главах 1 и 2.
В ст. 6 Конституции установлено, что гражданство Российской Федерации приобретается и прекращается в соответствии с федеральным законом, является единым и равным независимо от оснований приобретения. Это прежде всего означает, что российское гражданство - гражданство открытое и не зависит от расы, языка, национальности и других обстоятельств, а только от воли человека принять или выйти из российского гражданства. Но приобретение или прекращение гражданства не является односторонним актом, зависящим от усмотрения только самого гражданина. Для этого необходимо согласие государства. Таким путем обеспечивается одно из важнейших условий института гражданства - закрепление устойчивой связи между гражданином и государством.
Гражданин Российской Федерации не может быть лишен своего гражданства или права изменить его.
В ст. 61 Конституции Российской Федерации установлено, что гражданин РФ не может быть выслан за пределы страны или выдан другому государству.
Российская Федерация гарантирует своим гражданам защиту и покровительство за ее пределами. Это одно из главных преимуществ гражданина государства перед лицом без гражданства: государство заботиться о своих гражданах, оказывает им всяческую помощь как внутри страны, так и за ее пределами. За границей обязанность защиты граждан и юридических лиц возлагается на должностных лиц, дипломатических и консульских представителей, которые в своих действиях должны руководствоваться как национальным законодательством, так и международным правом.
Принцип единого гражданства конкретизирован в ч. 2 ст. 2 Закона о гражданстве и означает, что граждане России, постоянно проживающие на территории республики в составе федерации, являются одновременно гражданами этой республики.
Федеративное устройство России, наличие в ее составе государств-республик обусловливает существование, наряду с гражданством Российской Федерации, гражданства республик. В связи с этим принцип единого гражданства приобретает особую значимость. Он конкретизирован в ч. 2 ст. 2 Закона о гражданстве и означает, что граждане Российской Федерации, постоянно проживающие на территории республики в составе федерации, являются одновременно гражданами этой республики.
Прекращение гражданства Российской Федерации влечет за собой прекращение гражданства республики (ч. 2 ст. 22 Закона).
Наличие у лица гражданства Российской Федерации и гражданства республики не означает, что он имеет двойное гражданство. Это два уровня правовых связей человека - с федеративным государством и с его субъектом - в рамках единого гражданства. Не может быть такого положения, когда гражданин республики не является одновременно гражданином Российской Федерации.
Конституционный принцип равного гражданства означает, что оно является таковым для всех граждан независимо от оснований приобретения. Не устанавливаются никакие ограничения, различия в правовом статусе граждан, категории граждан в зависимости от того, как и когда они приобрели гражданство Российской Федерации. Конкретным проявлением этого принципа является полное равноправие женщин и мужчин при решении вопросов о российском гражданстве. Заключение или расторжение брака гражданина Российской Федерации с лицом, не принадлежащим к российскому гражданству, не влечет за собой изменения гражданства. Изменение гражданства одного из супругов не влечет за собой изменения гражданства другого супруга (ст. 6 Закона). Это полностью соответствует международной Конвенции о гражданстве замужней женщины 1957 г. В то же время в целом ряде стран установлены различия в правовом статусе граждан в зависимости от оснований приобретения гражданства, действует принцип: жена следует гражданству мужа.
В Конституции и Законе о гражданстве определены и иные принципы российского гражданства - недопустимость лишения гражданина Российской Федерации своего гражданства или права изменить его; возможность иметь двойное гражданство; сохранение российского гражданства за лицами, проживающими за пределами России; защита и покровительство граждан Российской Федерации, находящихся за ее пределами.
После долгих лет отрицания в России наконец признается двойное гражданство. ( ст. 62 Конституции РФ ). Это означает, что гражданин Российской Федерации одновременно может иметь гражданство другого государства. Наличие другого гражданства не умоляет прав и свобод россиянина, но и не освобождает его от выполнения обязанностей перед страной, например, воинской обязанности.
Принадлежность лица к гражданству определенного государства имеет для него существенное значение, так как каждое государство имеет свои исторические, культурные, политические традиции, разный уровень экономического развития. Далеко не одинаково и правовое положение отдельных групп населения в пределах одного государства - собственно граждан и иностранцев, а также лиц без гражданства. Во многих демократических государствах иностранцы по своему правовому положению в основном приравниваются к собственным гражданам ( национальный режим ), за отдельными изъятиями.
В ст. 62 Конституции РФ иностранным гражданам и лицам без гражданства предоставляются права и возлагаются обязанности наравне с гражданами Российской Федерации, кроме случаев, установленных федеральным законом или международным договором Российской Федерации. Например, они не подлежат призыву на военную службу, не пользуются избирательными правами, не могут занимать государственные должности и т.п.
Ко всем категориям населения страны относятся обязанности соблюдения законов страны пребывания, уважения прав и интересов окружающих лиц. Различия между правовым статусом гражданина РФ и иностранца касаются, в основном, политических прав и обязанностей.
Такие же ограничения касаются и лиц без гражданства, постоянно проживающих на территории России. Лицами без гражданства являются те, кто не может доказать наличия у них какого-либо гражданства. Апатризм представляет собой отрицательное явление, поскольку отсутствие гражданства ставит лиц без гражданства в невыгодное положение, так как они не могут притязать на защиту их прав каким-либо государством. Политика мирового сообщества направлена на сокращение числа лиц без гражданства, а потому в настоящее время многие государства признали необходимость защищать апатридов, находящихся на их территории.1 Состояние гражданства возникает у беженцев, которых вынуждает покидать их Родину борьба за власть внутри страны, вмешательство иностранных государств, вооруженные конфликты, антигуманные акты собственного правительства и демографическая ситуация в стране1 .
Гражданство в России приобретается по следующим основаниям, предусмотренным Законом: 1) в результате его признания; 2) по рождению; 3) в порядке его регистрации; 4) в результате приема в гражданство; 5) в результате восстановления в гражданстве РФ; 6) путем выбора гражданства (оптации) при изменении государственной принадлежности территории и по другим основаниям; 7) по иным основаниям, предусмотренным Законом.
Перечень оснований приобретения российского гражданства во многом обусловлен тем, что Закон был принят в период распада СССР и стояла задача определить прежде всего, кто из граждан СССР является российским гражданином. В СССР республиканское гражданство не имело четкого и полного правового оформления, хотя и действовал принцип, что оно определяется по месту постоянного проживания гражданина СССР.
Признание гражданства Российской Федерации поэтому и стало одним из оснований его приобретения в сложившихся исторических обстоятельствах. Хотя, строго говоря, это скорее определение в Законе, кто считается российским гражданином, а не приобретение гражданства изначально. В ч. 1 ст. 13 Закона установлено, что гражданами Российской Федерации признаются все граждане бывшего СССР, постоянно проживающие на территории Российской Федерации на день вступления в силу настоящего Закона (т.е. на 6 февраля 1992 г. - день его опубликования), если в течение года после этого дня они не заявят о своем нежелании состоять в гражданстве Российской Федерации. Позднее, в 1993 г., постановлением Верховного Совета России признание российскими гражданами в соответствии с ч. 1 ст. 13 Закона было распространено на граждан бывшего СССР, постоянно проживающих на территории России и выехавших временно за ее пределы до 6 февраля 1992 г. в связи с трудовыми, служебными отношениями, обучением, лечением и по частным делам и возвратившихся в Россию после вступления Закона в силу. То же относилось при определенных условиях и к военнослужащим (см.: ВВС РФ, 1993, N 29, ст. 1113).
Приобретение российского гражданства в результате признания осуществлялось автоматически, подачи заявлений и каких-либо документов для его оформления не требовалось. Определенные особенности предусматривал Указ Президента Российской Федерации от 24 октября 1994 г. "О некоторых вопросах реализации Закона Российской федерации "О гражданстве Российской Федерации"". Он установил: считать в соответствии с ч. 1 ст. 13 Закона гражданами Российской Федерации бывших граждан РСФСР, возвратившихся на жительство в Россию до вступления в силу названного Закона, не имеющих подтверждения приобретения российского гражданства в результате признания и продолжающих проживать на территории России на законных основаниях. При этом не имел значения срок регистрации (прописки) указанных лиц на территории России, но оформление гражданства осуществлялось не автоматически, а по их личному волеизъявлению (СЗ РФ, 1994, N 27, ст. 2854).
Приобретение российского гражданства по рождению (ст. 14-17 Закона) осуществляется в основном в соответствии с принципом "права крови", т.е. зависит от гражданства родителей. В некоторых случаях применяется и принцип "права почвы", т.е. в зависимости от места рождения. При этом в полной мере соблюдается требование Всеобщей декларации прав человека, Декларации прав ребенка, Международного пакта о гражданских и политических правах, которые предусматривают: "Каждый ребенок имеет право на приобретение гражданства".
Ребенок, родители которого на момент его рождения состоят в гражданстве Российской Федерации, является гражданином Российской Федерации независимо от места рождения. Так же решается вопрос, если один из родителей ребенка на момент его рождения состоит в российском гражданстве, а другой - лицо без гражданства. Если же один из родителей состоит в гражданстве Российской Федерации, а другой имеет иное гражданство, вопрос о гражданстве ребенка независимо от места его рождения определяется письменным соглашением родителей. При отсутствии такого соглашения ребенок приобретает российское гражданство, если он родился на территории России либо если по законам страны, где он родился, он стал бы в таком случае лицом без гражданства.
Ребенок, родившийся на территории России у родителей, состоящих в гражданстве других государств, является российским гражданином, если эти государства не предоставляют ему своего гражданства. Является российским гражданином и ребенок, родившийся на территории России от лиц без гражданства, а также находящийся на территории России ребенок, оба родителя которого неизвестны. Во всех этих случаях действует принцип "права почвы".
Споры между родителями о гражданстве детей рассматриваются в судебном порядке, исходя из интересов ребенка (ст. 31 Закона).
Приобретение гражданства РФ в порядке регистрации - новое положение в законодательстве о гражданстве. Это упрощенный порядок получения российского гражданства, при котором не требуется оформлять ходатайство установленной формы на имя Президента Российской Федерации, а достаточно подать в местные органы внутренних дел заявление установленного образца. Наибольшая группа людей, которая сможет получить гражданство РФ в порядке регистрации - это граждане бывшего СССР, проживающие на территориях государств, входивших в состав бывшего СССР, а также прибывшие для проживания на территории Российской Федерации после 6 февраля 1992 года, если они в течение трех лет со дня вступления в силу данного Закона ( до 6 февраля 1995 г. ) заявят о своем желании приобрести гражданство Российской Федерации.1
Всего же Закон предусматривает шесть ситуаций, когда возникают основания для приобретения гражданства в регистрационном порядке:
1) для лиц, у которых супруг либо родственник по прямой восходящей линии (отец, мать) является гражданином РФ;
2) когда хотя бы один из родителей лица, ходатайствующего о приобретении российского гражданства, на момент рождения был гражданином РСФСР, но потом это лицо приобрело иное гражданство по рождению. В течении пяти после достижения 18-летнего возраста, т.е. до 23 лет это лицо может приобрести российское гражданство в порядке регистрации при предоставлении всех необходимых документов;
3) относится к детям родителей, гражданство РСФСР которых в прошлом было необоснованно прекращено. Это касается лиц которых лишали гражданства, высылали за границу без их согласия. Теперь их дети в течении пяти лет по достижении совершеннолетия могут приобрести гражданство Российской Федерации в порядке регистрации;
4) касается граждан бывшего СССР, которые не пожелали получить гражданство других государств - бывших советских республик и заявили о своем желании получить гражданство Российской Федерации до 6 февраля 1995 г.;
5) имеет отношение к лицам без гражданства, постоянно проживающим на территории России или на территории других республик бывшего Союза по состоянию на 1 сентября 1991 года, если до 6 февраля 1993 года они заявили о своем желании приобрести гражданство Российской Федерации;
6) касается иностранных граждан и лиц без гражданства независимо от места их жительства, если они сами или хотя бы один из их родственников по прямой восходящей линии состоял в российском гражданстве (подданстве) по рождению и если они в течение одного года после вступления в силу Закона заявят о своем желании приобрести гражданство РФ.
Таким образом, новым является приобретение российского гражданства в порядке регистрации (ст. 18 Закона). Этот порядок требует определенных действий со стороны лица, чем отличается от приобретения гражданства в результате его признания. Но он существенно упрощен по сравнению с порядком приобретения гражданства по другим основаниям и предусматривает представление в органы внутренних дел или - при проживании за пределами России - в консульские учреждения по месту жительства: заявления, некоторых документов и уплаты государственной пошлины в размере 10 процентов от минимального размера оплаты труда (см. п. 8 разд. I, п. 4-6 разд. II Положения о порядке рассмотрения вопросов гражданства Российской Федерации; п/п 9 п. 6 ст. 4 Закона Российской Федерации "О государственной пошлине" в редакции от 31 декабря 1995 г.).
Право приобретения российского гражданства в порядке регистрации Закон о гражданстве также предоставлял в течение года после вступления его в силу, т.е. до 6 февраля 1992 г., некоторым категориям лиц без гражданства и иностранных граждан (п. "д", "е" ст. 18). Такое же право в настоящее время имеют лица, у которых супруг либо родственник по прямой восходящей линии является российским гражданином, а также те, у кого на момент рождения хотя бы один из родителей был гражданином Российской Федерации, но которые приобрели иное гражданство по рождению. Последние могут осуществить это право в течение пяти лет по достижении 18-летнего возраста. То же относится к детям бывших российских граждан, родившихся после прекращения у родителей гражданства Российской Федерации (п. "а", "б", "в" ст. 18 Закона).
Следующим распространенным во всем мире способом приобретения гражданства является прием в гражданство. Прием гражданства иностранцем по его заявлению называется натурализацией. Натурализацией в силу Закона является такой вид приема в гражданство, который не основан на личном выборе лица. Так, в Италии иностранка, вступив в брак с итальянцем, автоматически приобретает гражданство Италии. Натурализация в силу закона может быть правовым следствием установления опеки, признания отцовства, поступления на государственную или военную службу в определенных государствах. В России заключение или расторжение брака с лицом, не являющимся гражданином РФ, не влечет за собой изменения гражданства одного из супругов.
Напомним, что гражданство - это устойчивая правовая связь, и по нашему законодательству на него не влияют различные внешние обстоятельства, включая браки. Если россиянки или россияне вступают в брак с иностранцами, это не ведет к изменению их гражданства.
Разумеется, если супруги того пожелают, им будут разрешено соответственно приобретение российского гражданства или выход из него. Есть международная Конвенция о гражданстве замужней женщины, она призывает государства давать женщине возможность в облегченном порядке приобрести гражданство государства своего супруга. Российский Закон идет дальше: как мы могли уже видеть, гражданство РФ любой из супругов может приобрести в облегченном регистрационном порядке, если второй супруг - гражданин РФ; соответственно и выход из гражданства происходит в порядке регистрации, если один из супругов - гражданин иностранного государства.
Индивидуальная натурализация осуществляется на основе личного ходатайства человека о предоставлении ему определенного гражданства. В Российской Федерации такое ходатайство подается на имя Президента РФ, и прием в гражданство оформляется в каждом отдельном случае актом главы государства. Любое дееспособное лицо, достигшее 18 летнего возраста, может ходатайствовать о приеме в российское гражданство, независимо от пола, языка, образования, национальности, отношения к религии, политических и иных убеждений.
Обычно натурализация может иметь место после более или менее длительного проживания иностранца на территории данного государства - так называемый "ценз оседлости". В России он составляет для иностранцев и лиц без гражданства всего 5 лет или 3 года непрерывного проживания непосредственно перед обращением с ходатайством, для беженцев указанные сроки сокращаются в двое.
Прием в гражданство - это акция двухсторонняя. Одной стороной выступает лицо, ходатайствующее о предоставлении российского гражданства, другой - государство. Любое государство не может безразлично относиться к предоставлению гражданства, поэтому Закон "О гражданстве Российской Федерации" устанавливает случаи, когда прием в гражданство не допускается. Отклоняются ходатайства о приеме в гражданство РФ для лиц, которые:
а) выступают за насильственное изменение конституционного строя РФ;
б) состоят в партиях и других организациях, деятельность которых несовместима с конституционными принципами РФ;
в) осуждены и отбывают наказание в виде лишения свободы за действия, преследуемые по законам РФ.
В отличие от некоторых других стран, например США, где круг прав натурализованных граждан несколько уже, чем у прирожденных, в России гражданство является единым и равным, независимо от оснований его приобретения ( ст.6 Конституции РФ ).
Прием в гражданство Российской Федерации осуществляется по ходатайству лица указом Президента Российской Федерации. Ходатайствовать может любое дееспособное лицо, достигшее 18-летнего возраста и не состоящее в российском гражданстве (ст. 19 Закона). Закон особо оговаривает, что при этом не играют никакой роли происхождение, социальное положение, расовая или национальная принадлежность, пол, образование, язык, отношение к религии, политические и иные убеждения.
Обычным условием приема в российское гражданство иностранных граждан и лиц без гражданства является их постоянное проживание на территории России в общей сложности пять лет или три года непрерывно перед обращением с ходатайством. Для беженцев, признаваемых таковыми Законом Российской Федерации от 19 февраля 1993 г. "О беженцах", договором Российской Федерации, указанные сроки сокращаются вдвое.
Закон о гражданстве определяет и перечень обстоятельств, облегчающих прием в российское гражданство, т.е. дающих право на сокращение установленных для проживания сроков вплоть до снятия этих требований (ч. 3 ст. 19). В то же время определены основания отклонения ходатайств о приеме в российское гражданство. Они применяются к тем, кто выступает за насильственное изменение конституционного строя России; состоит в партиях и других организациях, деятельность которых несовместима с конституционными принципами Российской Федерации; осужден и отбывает наказание в виде лишения свободы за действия, преследуемые по российским законам (ч. 4 ст. 19).
Следующим способом приобретения российского гражданства является восстановление в гражданстве лица, которое его имело, но по каким-то причинам утратило. По Закону "О гражданстве Российской Федерации" на восстановление российского гражданства прежде всего могут претендовать бывшие граждане России, которые были усыновлены иностранцами или над которыми была установлена опека или попечительство иностранными гражданами. К этой же категории относятся молодые люди, гражданство которых изменилось автоматически с гражданством родителей, переехавшими на постоянное место жительства в другое государство. Указанные лица по достижению совершеннолетия с 18 до 23 лет могут восстановить российское гражданство.
Гражданство может быть возвращено бывшим гражданам России, лишенным гражданства как утратившим его без их свободного волеизъявления. Восстановление гражданства осуществляется по инициативе бывших граждан РФ в упрощенном , регистрационном порядке.
Оптация (выбор гражданства) как способ приобретения гражданства известна нашему законодательству. Она имеет место в случаях, когда какая-то территория переходит в соответствии с международным договором от одного государства к другому. Жителям такой территории обычно предоставляется право выбрать гражданство того или другого государства. Различается позитивная оптация, то есть сохранение прежнего гражданства, и негативная оптация - отказ от бывшего гражданства и получение нового.
В ст.12 Закона "О гражданстве Российской Федерации" указывается, что гражданство может быть приобретено по иным основаниям, предусмотренным настоящим Законом. Например, если возникает ситуация, что найден на территории России ребенок ( даже если его цвет кожи не соответствует нашему суровому климату), родители которого неизвестны, то он регистрируется в органах ЗАГС как гражданин Российской Федерации, ибо предполагается, что его родители - граждане России.
В ст. 32 Закона о гражданстве говорится, что государственными органами, ведающими делами о гражданстве, являются: Президент РФ; Комиссия по вопросам гражданства при Президенте РФ; Министерство внутренних дел; Министерство иностранных дел, дипломатические представительства и консульские учреждения РФ.
В системе органов, связанных с решением вопросов гражданства, основными полномочиями обладает Президент. Именно он как глава государства уполномочен официально оформлять гражданство Российской Федерации.
Закон о гражданстве конкретно раскрывает полномочия Президента в этой сфере. К ним относятся решения по вопросам: приема в гражданство Российской Федерации, восстановление в гражданстве Российской Федерации, разрешение на выход из гражданства; разрешение гражданину Российской Федерации иметь одновременно гражданство другого государства; отмена решения о приеме в гражданство; предоставление почетного гражданства.
По всем вопросам Президент издает указы. Все другие государственные органы, связанные с решением этих вопросов, осуществляют лишь подготовительную работу.
К органам, ведающим делами о гражданстве Российской Федерации, Закон относит Комиссию по вопросам гражданства при Президенте РФ.
На основании Закона о гражданстве распоряжением Президента Российской Федерации от 23 июля 1992 года утверждено положение об этой комиссии ( ныне действующее Положение утверждено Указом Президента РФ от 13 августа 1998 г. № 9621 ).
Она образуется Президентом и является государственным органом Российской Федерации, ведающим делами российского гражданства. В задачи комиссии входит подготовка предложений для Президента Российской Федерации по делам о гражданстве, обеспечение проведения единой государственной политики в области гражданства, контроль за исполнением решений по вопросам гражданства.
Комиссия рассматривает ходатайства о приобретении и прекращении гражданства Российской Федерации, о приобретении двойного гражданства, о предоставлении почетного гражданства.
К ее компетенции относится также рассмотрение и общих вопросов, связанных с разработкой, изменением и дополнением законодательства Российской Федерации о гражданстве.
Президент назначает председателя Комиссии и по предложению последнего утверждает состав комиссии.
Члены Комиссии участвуют в ее работе на общественных началах. Поэтому в Администрации Президента в качестве ее структурного подразделения создано управление по вопросам гражданства, которое ведет подготовительную работу для обеспечения деятельности Комиссии.2
Остальные государственные органы, принимающие участие в решении вопросов гражданства или решающие их, входят в систему исполнительной власти. К ним относятся Министерство внутренних дел и его органы, а также Министерство иностранных дел, дипломатические представительства и консульские учреждения.
Компетенция этих органов по решению вопросов гражданства аналогична, с тем лишь различием, что первые принимают их в отношении лиц, проживающих на территории Российской Федерации, а вторые - за ее пределами.
В их функции входят: прием заявлений и ходатайств по вопросам гражданства Российской Федерации; проверка фактов и представленных документов; направление ходатайств вместе с документами в Комиссии по вопросам гражданства при Президенте Российской Федерации; определение принадлежности лиц к гражданству Российской Федерации; осуществление регистрации приобретения или прекращения гражданства Российской Федерации в предусмотренных Законом случаях.
Механизм подачи документов по вопросу гражданства установлен в Положении о порядке рассмотрения вопросов Российской Федерации, утвержденный указом Президента от 10 апреля 1992 года.1 ( в ред. от 27 декабря 1993 г.)
Для решения вопроса о регистрации гражданства подается заявление; решение по этому вопросу принимают соответствующие органы внутренних дел либо Министерство иностранных дел, дипломатические представительства и консульские учреждения Российской Федерации; оформляются решения заключением ( в необходимых случаях представлением); срок рассмотрения не больше 6 месяцев; решения могут быть обжалованы в суд в месячный срок.
Во всех других случаях приобретения и прекращения гражданства, подпадающих под регистрационный порядок, оформляется ходатайство на имя Президента; решения по этим вопросам принимает Президент; оформляются они Указом Президента; срок рассмотрения ходатайств - не более 9 месяцев; решения обжалованию не подлежат, что не исключает возможности повторного ходатайства через один год.
Как заявление, так и ходатайство подаются в письменном виде по установленной форме в орган внутренних дел по месту жительства лица ( за пределами Российской Федерации - в соответствующие дипломатические представительства или консульские учреждения).
Гражданство Российской Федерации считается приобретенным или прекращенным со дня принятия решения полномочным органом или издания Указа Президента Российской Федерации.
Согласно ст. 46 Закона о гражданстве решения полномочного органа об отказе в регистрации приобретения или прекращения гражданства РФ либо о принадлежности к гражданству РФ могут быть обжалованы в суд в месячный срок.
Обратим внимание на то, что согласно Закону решения Президента РФ по ходатайствам относительно вопросов гражданства являются окончательными и обжалованию в судебном порядке не подлежат. Вместе с тем Закон не запрещает повторно подать такое обращение в адрес Президента.
К достоинствам Закона о гражданстве относится то, что предусмотрена возможность обжаловать действия должностных лиц по вопросам гражданства. Согласно ст. 47 отказ в приеме заявлений и ходатайств по вопросам гражданства, нарушение сроков рассмотрения заявлений и ходатайств, а также другие действия должностных лиц полномочных органов, нарушающие порядок рассмотрения дел о гражданстве и порядок исполнения решений по вопросам гражданства РФ, могут быть обжалованы в установленном порядке вышестоящему в порядке подчиненности должностному лицу либо в суд. Лица, постоянно проживающие за пределами РФ, обжалуют неправомерные действия должностных лиц дипломатических представительств или консульских учреждений РФ в Московский городской суд.
Каковы полномочия органов внутренних дел при разрешении вопросов, связанных с гражданством?
Статья 35 Закона Российской Федерации от 28 ноября 1991 г. № 1948-1"О гражданстве Российской Федерации" в ред. от 17 июня 1993 г устанавливает, что Министерство внутренних дел Российской Федерации и наделенные соответствующей компетенцией подведомственные ему органы:
а) принимают от лиц, проживающих на территории Российской Федерации, заявления и ходатайства по вопросам гражданства Российской Федерации;
б) проверяют факты и документы, представленные в обоснование заявлений и ходатайств по вопросам гражданства Российской Федерации;
в) направляют ходатайства по вопросам гражданства вместе с соответствующими документами в Комиссию по вопросам гражданства при Президенте Российской Федерации;
г) определяют принадлежность лиц, проживающих на территории Российской Федерации, к гражданству Российской Федерации;
д) по заявлениям заинтересованных лиц, проживающих на территории Российской Федерации, осуществляют регистрацию приобретения или прекращения гражданства Российской Федерации в предусмотренных настоящим Законом случаях.
Распределение компетенции по вопросам гражданства Российской Федерации внутри системы органов внутренних дел Российской Федерации устанавливается постановлением Правительства Российской Федерации.
Приказом МВД РФ от 30 июня 1994 г. N 330 утверждена Инструкция об организации работы органов внутренних дел России при рассмотрении вопросов гражданства Российской Федерации.

3. Как следует разрешить казусы?

Казус 1.
Кузьмин А.А. родился 10.05.1955 г. в г. Москве. До 1978 г. он проживал в г. Ярославле, Московской области. В 1978 г. в связи с регистрацией брака Кузьмин выехал в Эстонию на постоянное жительство. В 1992 г. Кузьмин расторг брак и 8.08.1992 г. вновь прописался в г. Ярославле.
Паспортный отдел ГУВД Администрации Московской области отказал Кузьмину в признании его гражданином РФ. и в выдаче вкладыша к паспорту гражданина СССР, свидетельствующего о принадлежности к гражданству РФ. Заводской районный народный суд, куда Кузьмин обратился с жалобой, отказал ему в удовлетворении исковых требований. Ярославским областным судом и Верховным судом РФ кассационная и надзорная жалобы Кузьмина оставлены без удовлетворения.
В судебных решениях со ссылкой на часть -первую статьи 13 закона РФ "О гражданстве РФ" указывалось, что Кузьмин не может быть признан гражданином РФ, поскольку на день вступления названного закона в силу(6 февраля 1992г.) он проживал за пределами РФ, но имеет право на приобретение российского гражданства путем регистрации как состоявший в гражданстве РФ по рождению(часть 2 ст. 13).
Кузьмин А.Д. обратился в Конституционный Суд РФ с жалобой на нарушение его конституционных прав статьей 18 Закона РФ "О - гражданстве РФ", регулирующей вопросы приобретения гражданства в порядке" регистрации, пункт "г" который был применен при разрешении исковых требований заявителя. По его мнению, данная норма, согласно которой граждане бывшего СССР, проживающие на территориях государств, входивших в состав бывшего СССР, и также прибывшие для проживания на территорию РФ после 6.02.1992 г., приобретают гражданство РФ в порядке регистрации, а не признания, не соответствует Конституции РФ.
Каким положением Конституции РФ не соответствует пункт "г" ст. 18 Закона РФ "О гражданстве РФ" ?
В Постановлении Конституционного Суда РФ от 16 мая 1996 г. N 12-П по делу о проверке конституционности пункта "г" статьи 18 Закона Российской Федерации "О гражданстве Российской Федерации" указано, что употребленное в части второй статьи 13 Закона Российской Федерации "О гражданстве Российской Федерации" применительно к указанным в ней лицам выражение "считаются состоявшими в гражданстве Российской Федерации" означает, что такие лица считаются состоявшими в российском гражданстве по рождению не только в прошлом, до утраты ими гражданства бывшего СССР, но и после этого они продолжали и продолжают сохранять российское гражданство вплоть до момента, пока оно не будет прекращено на основании их собственного волеизъявления. Они не утрачивают его в силу одного только факта проживания за пределами Российской Федерации на момент вступления в силу названного Закона, так как в его статье 4 установлено, что проживание гражданина Российской Федерации за ее пределами не прекращает российского гражданства.
Таким образом, факт нахождения гражданина бывшего СССР за пределами Российской Федерации в момент вступления в силу Закона Российской Федерации о гражданстве Российской Федерации" может рассматриваться как одно из условий для приобретения гражданства Российской Федерации в порядке регистрации только в отношении лиц, которые не считаются состоявшими в гражданстве Российской Федерации по рождению. Иное понимание не соответствует статье 27 Конституции Российской Федерации, согласно которой гражданин Российской Федерации имеет право свободно выезжать за пределы Российской Федерации, не утрачивая гражданства, и беспрепятственно возвращаться в Российскую Федерацию.
Придание обжалуемой норме Закона в процессе правоприменительной практики смысла, фактически подтверждающего прекращение гражданства Российской Федерации по рождению без свободного волеизъявления гражданина, противоречит статье 6 (часть 3) Конституции Российской Федерации, в соответствии с которой гражданин Российской Федерации не может быть лишен своего гражданства. Это конституционное положение согласуется с частью второй статьи 15 Всеобщей декларации прав человека, утвержденной и провозглашенной Генеральной Ассамблеей Организации Объединенных Наций 10 декабря 1948 года, которая устанавливает, что "никто не может быть произвольно лишен своего гражданства или права изменить свое гражданство".
Формулируя данный запрет, Конституция Российской Федерации и международно-правовые акты исходят из того, что в сфере любых правоотношений, в том числе связанных с гражданством, личность выступает не как объект государственной деятельности, а как полноправный субъект, что обязывает государство обеспечивать уважение достоинства личности (статья 21, часть 1, Конституции Российской Федерации) при реализации права на гражданство. Произвольное, без учета волеизъявления гражданина лишение или даже временное прекращение законно приобретенного гражданства, нарушая статью 6 Конституции Российской Федерации, умаляет достоинство личности, что в соответствии со статьями 18, 21 (часть 1) и 55 (часть 2) Конституции Российской Федерации является недопустимым как при издании, так и при применении законов.
Из статьи 13 и пункта "г" статьи 18 Закона Российской Федерации "О гражданстве Российской Федерации" следует, что их действие распространяется на граждан бывшего СССР, родившихся на территории России, проживавших за ее пределами и возвратившихся для постоянного проживания на российскую территорию:
а) до прекращения существования СССР;
б) после прекращения существования СССР, но до вступления в силу Закона Российской Федерации "О гражданстве Российской Федерации";
в) после 6 февраля 1992 года, т.е. после вступления названного Закона в силу.
Закон устанавливает единый порядок приобретения российского гражданства как для первой, так и для второй категории лиц, а именно путем признания (статья 13). Требования же, предъявляемые Законом к третьей категории лиц, являются существенно иными: такие лица должны пройти процедуру регистрации (пункт "г" статьи 18). В то же время признание и регистрация как процедуры приобретения гражданства существенно различаются по условиям и правовым последствиям.
Согласно статье 13 Закона и пункту 1 раздела II Положения о порядке рассмотрения вопросов гражданства Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 10 апреля 1992 года N 386 (в редакции от 27 декабря 1993 года), признание принадлежности к гражданству Российской Федерации не требует ни каких-либо действий со стороны граждан, ни вынесения по этому вопросу какого бы то ни было решения государственными органами. При признании бывших граждан СССР гражданами Российской Федерации на основании статьи 13 Закона они считаются состоящими в российском гражданстве с момента первоначального приобретения ими гражданства Союза.
Приобретение гражданства по другой процедуре - в порядке регистрации требует подачи соответствующего заявления с приложением ряда документов, по которым должно быть принято решение полномочным государственным органом. Только с момента принятия такого решения согласно статье 42 Закона Российской Федерации "О гражданстве Российской Федерации" лицо считается приобретшим российское гражданство и, следовательно, обладает также и такими конституционными правами, условием реализации которых является принадлежность к гражданству, включая право на защиту и покровительство со стороны Российской Федерации за ее пределами (статья 61 Конституции Российской Федерации).
Введение указанных различий в правовом статусе для лиц, которые считаются состоявшими в гражданстве Российской Федерации по рождению (часть вторая статьи 13 Закона), является необоснованным.
Государство гарантирует всем равенство в правах и свободах, в том числе независимо от места жительства (статья 19, части 1 и 2, Конституции Российской Федерации). Следовательно, установление для лиц, состоявших в российском гражданстве по рождению, каких-либо различий в праве на гражданство в зависимости от места жительства не соответствует Конституции Российской Федерации. Все состоявшие в гражданстве Российской Федерации по рождению, независимо от времени их возвращения в Российскую Федерацию, должны пользоваться равными правами, включая равное право на гражданство.
Различия, введенные Законом Российской Федерации "О гражданстве Российской Федерации" для лиц, считающихся согласно части второй его статьи 13 состоявшими в российском гражданстве по рождению, производны исключительно от места постоянного проживания указанных лиц на установленный законодателем момент вступления Закона в силу. Это явно не соответствует приведенным положениям Конституции Российской Федерации и по существу носит дискриминационный характер.
На основании изложенного Конституционный Суд Российской Федерации постановил:
Признать не соответствующим Конституции Российской Федерации, ее статьям 6 (часть 3), 19 (части 1 и 2), 21 (часть 1), 55 (часть 2), пункт "г" статьи 18 Закона Российской Федерации "О гражданстве Российской Федерации" в части, распространяющей правило о приобретении гражданства Российской Федерации путем регистрации на лиц, которые:
- родились на территории, входившей на момент их рождения в состав территории Российской Федерации;
- являлись гражданами бывшего СССР,
- не изъявляли свободно своего желания прекратить принадлежность к гражданству Российской Федерации;
- выехали ранее на постоянное жительство за пределы Российской Федерации, но в пределах бывшего СССР;
- не являются гражданами других государств (входивших в состав бывшего СССР);
- и впоследствии вернулись на постоянное жительство в пределы Российской Федерации.
Пункт "г" статьи 18 Закона Российской Федерации "О гражданстве Российской Федерации" противоречит в указанной части Конституции Российской Федерации, поскольку неопределенность содержания данной нормы и ее понимание в правоприменительной практике не исключают распространение процедуры приобретения российского гражданства в порядке регистрации на лиц, состоявших в силу части 2 статьи 13 данного Закона в гражданстве Российской Федерации по рождению.3

Казус 2.
Семья Петровых, имеющая двух детей 5-ти и 15-ти лет, оформила документы для выезда на постоянное место жительства во Францию и выход из российского гражданства.
Пятнадцатилетний сын Петровых Андрей отказался менять гражданство РФ на гражданство Франции и уезжать из России.
Правомерен ли отказ Андрея?
Как следует поступить в данном случае его родителям и органам, оформляющим разрешение на выезд?
Отказ Андрея правомерен.
Закон Российской Федерации от 28 ноября 1991 г. № 1948-1"О гражданстве Российской Федерации" в п. 2 статьи 25 ("Гражданство детей и гражданство родителей (общие положения)") устанавливает, что гражданство детей в возрасте от 14 до 18 лет изменяется при наличии их согласия.
Инструкция об организации работы органов внутренних дел Российской Федерации при рассмотрении вопросов гражданства Российской Федерации4
в п. 4.2. также предусматривает, что во всех случаях гражданство детей в возрасте от 14 до 18 лет изменяется и сохраняется при наличии их письменного нотариально удостоверенного согласия.
Согласно статье 57 Семейного кодекса РФ ребенок вправе выражать свое мнение при решении в семье любого вопроса, затрагивающего его интересы, а также быть заслушанным в ходе любого судебного или административного разбирательства. Учет мнения ребенка, достигшего возраста десяти лет, обязателен, за исключением случаев, когда это противоречит его интересам. В случаях, предусмотренных настоящим Кодексом (статьи 59, 72, 132, 134, 136, 143, 154), органы опеки и попечительства или суд могут принять решение только с согласия ребенка, достигшего возраста десяти лет.
Таким образом, желание Андрея не покидать РФ вполне обоснованно и должно быть учтено правоприменительными органами.
Статья 56 СК РФ в ч. 3 устанавливает, что должностные лица организаций и иные граждане, которым станет известно об угрозе жизни или здоровью ребенка, о нарушении его прав и законных интересов, обязаны сообщить об этом в орган опеки и попечительства по месту фактического нахождения ребенка. При получении таких сведений орган опеки и попечительства обязан принять необходимые меры по защите прав и законных интересов ребенка.
Таким образом, отказ Андрея отказался менять гражданство РФ на гражданство Франции и уезжать из России должен быть удовлетворен.
В данной ситуации родители Андрея должны обратиться в орган опеки и попечительства, чтобы Андрею, поскольку родители уезжают во Францию и не смогут выполнять обязанности по его воспитанию, был назначен попечитель, а также оформить получение им (попечителем) алиментов на содержание Андрея либо иным образом решить вопрос о содержании Андрея.
Если же родители добровольно не решат этот вопрос, то органам, оформляющим разрешение на выезд, в соответствии с ч. 3 ст. 56 СК РФ надлежит сообщить об этом в орган опеки и попечительства по месту фактического нахождения ребенка (Андрея). При получении таких сведений орган опеки и попечительства обязан принять необходимые меры по защите прав и законных интересов ребенка (например, предъявить в интересах Андрея судебный иск).
Список литературы.
1. Конституция Российской Федерации. М.: Юристъ, 1999
2. Закон Российской Федерации от 28 ноября 1991 г. № 1948-1"О гражданстве Российской Федерации" с изм. от 17 июня 1993 г., от 6 февраля 1995 г.
Федеральный закон от 20 декабря 1995 г. N 202-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "О вынужденных переселенцах" // Собрание законодательства Российской Федерации от 25 декабря 1995 г. N 52, ст. 5110
Федеральный закон от 15 августа 1996 г. N 114-ФЗ "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию" с изм. от 18 июля 1998 г. N 110-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации от 19 августа 1996 г. N 34, ст. 4029
Семейный кодекс Российской Федерации от 29 декабря 1995 г. N 223-ФЗ // М.: "Проспект", 1998
Положение о порядке рассмотрения вопросов гражданства Российской Федерации. // Ведомости Съезда народных депутатов РФ и ВС РФ 1992 г. № 17. САПП РФ, 1994 № 4. Ст. 302;
Указ Президента РФ от 13 августа 1998 г. № 962 "Об утверждении Положения о Комиссии по вопросам гражданства при Президенте Российской Федерации и ее состава." // "Российская газета", 18 августа 1998 г.
Указ Президента РФ от 24 апреля 1998 г. N 449 "Об утверждении Положения об Управлении Президента Российской Федерации по вопросам гражданства" // Текст Указа опубликован в "Российской газете" от 30 апреля 1998 г., в Собрании законодательства Российской Федерации от 27 апреля 1998 г., N 17, ст. 1919
Постановление Конституционного Суда РФ от 16 мая 1996 г. N 12-П "По делу о проверке конституционности пункта "г" статьи 18 Закона Российской Федерации "О гражданстве Российской Федерации" в связи с жалобой А.Б.Смирнова" // Собрание законодательства Российской Федерации от 20 мая 1996 г. N 21, ст. 2579
Приказ МВД РФ от 5 мая 1993 г. N 210 "О мерах по реализации постановления Правительства Российской Федерации от 9 декабря 1992 г. N 950" с изм. от 30 июня 1994 г. // Бюллетень нормативных актов министерств и ведомств Российской Федерации, 1993, N 8,
Боярс Ю. Р. Вопросы гражданства в международном праве. / М.: Международные отношения, 1986.
Козлова Е.И., Кутафин О. Е. Конституционное право Российской Федерации: Учебник, М.: Юристъ, 1996
Комментарий к Конституции Российской Федерации./ Общ. ред. Ю.В. Кудрявцева. - М: Фонд "Правовая культура", 1996
Конституционное право России: Лекции. Саратов 1995 г.

1 Ведомости СНД РФ и ВС РФ, 1992, № 6. Ст. 243 2 Конституционное право России; Лекции. Саратов, 1995 С. 77 1 Козлова Е.И. , Кутафин О.Е. Указанное произведение, С. 155 1 Боярс Ю.Р. Указанное произведение, С. 144 1 Федеральный закон от 28 июня 1997 г. N 95-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "О беженцах" с изм. от 21 июля 1998 г. N 117-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации, 30 июня 1997 г., N 26, ст. 2956 1 Комментарий к Конституции Российской Федерации./ Общ. ред. Ю.В. Кудрявцева. - М: Фонд "Правовая культура", 1996 с. 39 1 Положение о Комиссии по вопросам гражданства при Президенте РФ от 13 августа 1998 г. / "Российская газета", 18 августа 1998 г. 2 Указ Президента РФ от 24 апреля 1998 г. N 449 "Об утверждении Положения об Управлении Президента Российской Федерации по вопросам гражданства" // Текст Указа опубликован в "Российской газете" от 30 апреля 1998 г., в Собрании законодательства Российской Федерации от 27 апреля 1998 г., N 17, ст. 1919 1 Ведомости СНД РФ и ВС РФ, 1992, № 17, Ст. 952 3 Постановление Конституционного Суда РФ от 16 мая 1996 г. N 12-П "По делу о проверке конституционности пункта "г" статьи 18 Закона Российской Федерации "О гражданстве Российской Федерации" в связи с жалобой А.Б.Смирнова" // Собрание законодательства Российской Федерации от 20 мая 1996 г. N 21, ст. 2579 4 Приказ МВД РФ от 5 мая 1993 г. N 210 "О мерах по реализации постановления Правительства Российской Федерации от 9 декабря 1992 г. N 950" // Бюллетень нормативных актов министерств и ведомств Российской Федерации, 1993, N 8, 1

Работа на этой странице представлена для Вашего ознакомления в текстовом (сокращенном) виде. Для того, чтобы получить полностью оформленную работу в формате Word, со всеми сносками, таблицами, рисунками, графиками, приложениями и т.д., достаточно просто её СКАЧАТЬ.



Мы выполняем любые темы
экономические
гуманитарные
юридические
технические
Закажите сейчас
Лучшие работы
 Технологическое проектирование АТП на 200 автобусов ЛАЗ-697н для областного центра
 Ветеринарная вирусология
Ваши отзывы
Добрый день, Refbank! То, что Вы мне прислали - выше всяких похвал! Я поражена, что за 3 дня можно сделать такую работу! Все очень профессионально. В наше время трудно доверять кому бы то ни было, но это не про вас! Спасибо Вам!
Екатерина О.

Copyright © www.refbank.ru 2005-2019
Все права на представленные на сайте материалы принадлежат www.refbank.ru.
Перепечатка, копирование материалов без разрешения администрации сайта запрещено.