Refbank.Ru - рефераты, курсовые работы, дипломы по разным дисциплинам
Рефераты и курсовые
 Банк готовых работ
Дипломные работы
 Банк дипломных работ
Заказ работы
Заказать Форма заказа
Лучшие дипломы
 Экономическое содержание и роль бюджета в развитии экономики
 Управление оптимальным планированием ассортимента, ориентированного на потребителя
Рекомендуем
 
Новые статьи
 Почему темнеют зубы и как с этом...
 Иногда полезно смотреть сериалы целыми...
 Фондовый рынок идет вниз, а криптовалюта...
 Как отслеживают частные...
 Сочинение по русскому и литературе по тексту В. П....
 Компания frizholod предлагает купить...
 У нас можно купить права на...
 Сдать курсовую в срок поможет Курсач.эксперт. Быстро,...
 Размышления о том, почему друзья предают. Поможет при...
 Готовая работа по теме - потеря смысла жизни в современном...
 Рассуждения о проблеме влияния окружающего шума на...
 Рассуждения по тексту Владимира Харченко о роли науки в...
 Проблема отношений человека с природой в сочинении с...
 Рассуждение по теме ограниченности...
 Описание проблемы отношения людей к природе в сочинении по...


любое слово все слова вместе  Как искать?Как искать?

Любое слово
- ищутся работы, в названии которых встречается любое слово из запроса (рекомендуется).

Все слова вместе - ищутся работы, в названии которых встречаются все слова вместе из запроса ('строгий' поиск).

Поисковый запрос должен состоять минимум из 4 букв.

В запросе не нужно писать вид работы ("реферат", "курсовая", "диплом" и т.д.).

!!! Для более полного и точного анализа базы рекомендуем производить поиск с использованием символа "*".

К примеру, Вам нужно найти работу на тему:
"Основные принципы финансового менеджмента фирмы".

В этом случае поисковый запрос выглядит так:
основн* принцип* финанс* менеджмент* фирм*
История зарубежных стран

реферат

Япония и Франция



ПЛАН
ЛИСТ
ВВЕДЕНИЕ 3
1. ЯПОНИЯ 4
2. ФРАНЦИЯ 16
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 29
Список литературы 30
ВВЕДЕНИЕ
В этом реферате описаны исторические события двух стран, Японии и Франции, в период с 1939г. по наши дни. Эта тема очень интересна, так как страны совершенно разные. Франции находится на материке, в центре Европы, Япония - это островная страна. Франция - в социально-экономическом плане развивалась постепенно, в течение нескольких веков, в Японии - реформы были проведены достаточно быстро и наиболее последовательно. Франция во многих политических, правовых, экономических начинаниях была первой. Япония, в свою очередь, использовала опыт передовых европейских стран, модернизировали промышленность, внедрили новую систему правовых отношений, изменили политическую структуру, систему образования, расширили гражданские права и свободы. На рубеже ХIХ-ХХ веков японский капитализм оказался вполне конкурентоспособным по отношению к капитализму крупнейших западных стран, а японское государство превратилось в мощную державу. Франция всегда старалась вести мирную политику по отношению к другим странам. Япония же, очень часто вела жесткую политику.
1. ЯПОНИЯ
Чуть раньше, чем в 1939 году, перед Японией встал обще национальный вопрос, о перенаселении страны. Выход из такого положения Япония нашла в захвате территорий Восточной Азии. В октябре 1938 г. японская военщина захватила Кантон и Ханькоу. Политика поощрения, фактическая поддержка со стороны Англии и США содействовала ускорению наступления японских войск в южных провинциях Китая. 3 ноября 1938 г. правительство Коноэ (премьер министр Японии 1937-1941гг.) опубликовало декларацию, в которой официально заявлялось о создании "нового порядка в Восточной Азии".
Англия осуществила определенное финансирование агрессора, кроме того, она оказывала ему постоянную помощь в вывозе угля из Северного Китая, предоставляла торговый флот для переброски военных грузов из Японии в Китай и обратно.
Еще большее значение для Японии имела позиция американских монополий, не только проявлявших благожелательное отношение к ее политике, но и оказывавших ей постоянную помощь. В общей сумме американского экспорта в Японию стратегические материалы (металлический лом, нефть, бензин и пр.) составляли на 1939 г.- 71%. Американские банки предоставляли кредиты крупнейшим японским монополиям (только в 1938 г. нескольким компаниям был предоставлен кредит на сумму 125 млн. долл.). Однако эти тесные связи не исключали естественного при межимпериалистических противоречиях обострения отношений. Денонсирование правительством США в июне 1939 г. японо-американского торгового договора (не прекратившее и в дальнейшем снабжения Японии важнейшими военными материалами) было подтверждением этого факта. Политика поощрения и фактическая поддержка со стороны Англии и США способствовала ускорению наступления японских войск в южных провинциях Китая...
С 1939 г. по 1945 г. Япония развязывала войны, то с Китаем, то с Монголией и СССР. Недооценив способность Китая к длительному сопротивлению, его колоссальных просторов, огромных людских и естественных ресурсов, Япония потерпела поражение. Войной с Китаем правящие круги Японии ввергли свою страну в изнурительную, затяжную, кровопролитную войну и вызвали правительственный кризис, приведший к смене кабинета. Правительство возглавил барон Хиранума, представлявший милитаристские круги правящего лагеря, не только не сделавший вывод из позорного урока хасанских событий, но и продолжавший линию на провоцирование столкновении на границах, не ослабляя военных действий в Китае. На этот раз "проба сил" была осуществлена на границе Монгольской Народной Республики, в районе реки Халхин-Гол.
Нападение на МНР было этапом на пути к войне с Советским Союзом, к которой давно готовился японский империализм. Об этом свидетельствовало создание военно-промышленного комплекса в Маньчжурии, строительство и расположение военных объектов, аэродромов, коммуникационных линий в Маньчжурии и Корее, увеличение численности Квантунской армии и организация всевозможных диверсий в приграничных с СССР районах. На границах с СССР и МНР японцы создали 11 укрепленных районов, в которых велось строительство военных объектов, шоссейных дорог, размещались гарнизоны японской армии. Северная и Северо-восточная Маньчжурия стала районом размещения основной группировки Квантунской армии. К лету 1939 г. ее численность была доведена до 350 тыс., вооружение войск, включало более тысячи артиллерийских орудий, 385 танков и 355 самолетов.
Японское правительство предполагало не только захват монгольской территории, но и вторжение в Уссурийскую, Хабаровскую и Амурскую области с целью отрезать советский Дальний Восток от СССР. Разгром японских милитаристов на Халхин-Голе имел далеко идущие исторические последствия. Сокрушительный разгром японских войск на реке Халхин-Гол означал провал десятилетнего внешнеполитического курса, направленного на развязывание войны с СССР. В разгар событий на Халхин-Голе, 23 августа 1939 г., был подписан советско-германский пакт о ненападении, что послужило еще одним ударом по расчетам японских политиков на немедленное вступление гитлеровской Германии в совместную с Японией воину с СССР. Все это явилось причиной отставки кабинета Хиранума в конце августа 1939 г.
В июле 1940 г. к власти пришло правительство Коноэ, сразу же вступившее на путь усиленной милитаризации страны во внутренней политике и расширения агрессии во внешней. Курс на установление военно-полицейского режима нашел отражение в ликвидации всех политических партий. В июле и августе 1940 г. были "самораспущены" буржуазные партии сэйюкай и минсэйто. Вместо них была создана монархическая организация "Ассоциация помощи трону".1 Одновременно были разгромлены профсоюзы, все рабочие и демократические организации, в том числе Японская федерация труда (Содомэй). На предприятиях были созданы казенные так называемые общества служения отечеству через производство во главе с правительственными чиновниками. Создание "Ассоциации помощи трону" было организационным оформлением "новой политической структуры", провозглашенной правительством Коноэ. В дополнение к ней была декларирована "новая экономическая структура", которая имела в виду полное подчинение японской экономики интересам государственно-монополистического капитализма. "Новая экономическая структура" отражала стремление японских дзайбацу в условиях обострения общего кризиса капиталистической системы путем государственного жесткого "контроля" и "регулирования" создать оптимальные условия для осуществления агрессии и подавления демократического движения, для полного подчинения экономики целям ведущейся в Китае войны и подготовки новой империалистической войны на Тихом океане. В 1942 г. был разработан проект создания под руководством Японии "Великой восточно-азиатской сферы взаимного процветания". Это были притязания наглого империалистического хищника на монопольное политическое и экономическое господство не только в Китае, но и в Индокитае, Индонезии, Таиланде, Малайе, Бирме, на Филиппинах и в других странах Юго-Восточной Азии.
Продолжая курс на установление фактической военной диктатуры, правительство Коноэ 27 сентября 1940 г. подписало в Токио Тройственный пакт с гитлеровской Германией и фашистской Италией. В пакте признавалось "руководство Японии в деле создания нового порядка в великом восточноазиатском пространстве". В то же время Япония признавала такие же права за Германией и Италией в Европе. Таким образом, этот документ отражал официально зафиксированные претензии трех агрессоров на мировое господство, на передел мира.
Пакт, имевший открыто антисоветский характер, был одновременно направлен и против империалистических соперников Германии и Японии, т. е. США, Англии и Франции, интересы которых все более чувствительно затрагивались проникновением Японии в Китай и Юго-Восточную Азию.
Американское правительство возражало против японских претензий в Китае и западной части Тихого океана. Но если учесть, что американское правительство выражало готовность к обсуждению вопроса о "совместной обороне против коммунизма" в Китае, согласно было на переговоры о признании Маньчжоу-го и о пребывании японских войск в Китае, становится ясным, что провоцирование Японии на активизацию "северной линии" агрессии, готовность разрешить японо-американские противоречия за счет китайского народа представляли собой не что иное, как американский вариант "дальневосточного Мюнхена".
22 июня 1941 г. произошло вероломное нападение гитлеровской Германии на Советский Союз. Вторжение фашистской Германии в СССР вызвало серьезные разногласия в правящем лагере Японии - решался вопрос о направлении агрессии - "северном" или "южном".
В июле 1941 г. Коноэ была проведена реорганизация кабинета. Замена Мацуока, министра иностранных дел, Тоёда, имевшим ореол "либерала", была расценена западными странами, и прежде всего США, как надежда на скорейшее завершение переговоров. Однако надеждам не суждено было сбыться: Япония продолжала политику союза с Германией и Италией, а за кулисами японо-американских переговоров продолжала развивать агрессию в Юго-Восточной Азии. 16 октября 1941 г. кабинет Коноэ ушел в отставку. В официальном сообщении указывалась мотивировка - разногласия "по внешнеполитическим вопросам".
Падение кабинета Коноэ привело к выдвижению на должность премьера генерала Тодзио, связанного с военно-фашистскими кругами. Приход к власти Тодзио не вызвал изменения в линии на длительное затягивание японо-американских переговоров, хотя новый премьер был сторонником немедленной войны.
Захват Японией в конце июля 1941 г. южной части Индокитая вызвал новое обострение японо-американских отношений. Принятие в США закона о "замораживании" японских фондов, а также аналогичные меры со стороны Англии стали сигналом к открытию экономической войны на Тихом океане. Тем не менее переговоры продолжались, и для создания впечатления, что Япония весьма заинтересована в результатах переговоров, в Вашингтон в "помощь" Номура направляется бывший посол Японии в Берлине Курусу. Новый маневр японского правительства был явно рассчитан на отвлечение внимания от лихорадочной подготовки к внезапному нападению на США. В ноябре японские представители передали на рассмотрение правительству США свой проект, выдвигавший требование монопольных прав Японии в Китае и Индокитае. Американская сторона в ответ потребовала вывода японских войск из Китая и Индокитая. 7 декабря Номура и Курусу вручили государственному секретарю Хэллу пространный меморандум, в котором отрицалась возможность для Японии достигнуть соглашения с США путем дальнейших переговоров. Но за час до этого военно-воздушные и военно-морские силы Японии произвели внезапное нападение на Пёрл-Харбор - военно-морскую базу США на Гавайских островах в Тихом океане. Началась война между Японией и США, двумя империалистическими странами - претендентами на господство в Тихом океане, на неизбежность которой еще в 20-х годах указывал В. И. Ленин. Война окончилась после того, как США сбросила на японские города Хиросима и Нагасаки, соответственно 6 и 9 августа 1945 г. две ядерные бомбы, Что вызвало огромные жертвы и разрушения.
Положение Японии после войны напоминало Германию. Страна лежала в руинах. Производство составляло 14% oт довоенного. Йена обесценилась, и реальная заработная плата упала в 8 раз. В Японию вернулись, репатрианты из ее бывших владений. Работы не хватало для 10 млн. человек. Как и Германия, Япония была оккупирована, правда, в отличие от Германии, одними американцами. Проведен суд над военными преступниками и осуществлена чистка государственного аппарата. Оккупационные власти распустили японские концерны - "дзайбацу", - которые, как и германские картели, были важным компонентом военной экономики Японии. Начали функционировать политические партии и профсоюзы. В 1946 году были проведены первые парламентские выборы. Победу на Них одержали правоцентристские партии. Парламент принял новую конституцию. Она провозгласила Японию демократическим государством. В отличие от предыдущей конституции предусматривалось ограничение прерогатив императора. Он становился лишь символом нации.
Япония стала парламентской монархией, центром власти был двухпалатный парламент. Премьер-министра - главу исполнительной власти - назначал император, но он должен был получить доверие парламента. Другой важной особенностью конституции Японии, отличавшей ее не только от предыдущей японской, но и от всех других в мире, стал закрепленный в ней отказ "от войн как суверенного права нации" и запрет на создание cyxoпyтныx, военно-морских и военно-воздушных сил. В том же 1946 году парламент принял закон об аграрной реформе, целью которой была ликвидация помещичьего землевладении. Их земли за выкуп передавались тем, кто арендовал их. К 1950 году большая часть этих земель была перераспределена, в сельском хозяйстве Японии ведущую роль стали играть небольшие фермерские хозяйства.
Конституция вступила в силу 1 мая 1947 года. В соответствии с ней были проведены новые выборы, на этот раз на них победили социалисты, сформировавшие коалиционное правительство.
"Холодная война" показала воочию американцам уязвимость Японии перед лицом северного соседа - СССР. У нее не было армии, a экономическое положение было отчаянным. Как и в случае с Германией, США изменили свое отношение к Японии: из поверженного врага она превратилась в аванпост борьбы с СССР. Первое, что предприняли американцы в Японии - это решительный шаги по стабилизации экономического положения. Как и в Германии, курс был взят на оздоровление финансов, правда, без денежной реформы. Для этого в 1949 году были сведены до минимума государственные расходы и увеличены налоги. Следствием этого, как и в Германии, стала нехватка денег в обращении, инфляция прекратилась, иена стабилизировалась. Американцы перестали взимать репарации. Начавшаяся в 1950 году корейская война пролилась дождем заказов на японскую промышленность, оказавшуюся рядом с театром военных действий. Производство почти удвоилось, в 1951 году Япония вышла на довоенный его уровень.
ДЛЯ США, кроме того, стало совершенно ясно, что мирный договор с Японией может быть заключен только с одновременным подписанием договора о военном союзе, который дал бы право США держать войска в Японии. В самой Японии эту идею однозначно одобрили правоцентристские партии, социалисты же в ходе дебатов так и не пришли к единому мнению. Левое крыло партии, а также коммунисты стали бороться против военного союза со США
В 1951 году в Сан-Франциско собралась конференция для обсуждения и принятия мирного договора с Японией. В ней участвовали 52 страны. Когда стало очевидно, что мирный договор будет подписан вместе с японо-американским договором о военном союзе, СССР покинул конференцию и не подписал договор с Японией. Японо-американский договор о безопасности, подписанный там же, дал американцам право сохранить свои военные базы в Японии. Но оккупационный режим закончился одновременно с вступлением в силу мирного договора.
С середины 50-х годов начинается период более чем пятнадцатилетнего феноменального роста японской экономики, в ходе которого изменилась и сама Япония и ее роль в мире. Темпы роста были самыми высокими среди стран Запада, в 1961 - 1970 годах они составили 11% в год.1 В 1968 году, обойдя Францию, Великобританию и ФРГ, Япония заняла второе место в западном мире по объему валового национального продукта, выйдя при этом на первое место по производству стали, судов, радиоприемников, телевизоров, магнитофонов и видеомагнитофонов, копировальных машин и фотоаппаратов. В 1981 году свершилось чудо: Япония обошла автомобильную Мекку - США - по производству легковых автомобилей.
В Японии действовали все те факторы, которые обусловили экономически" рост на всем Западе, но были и специфически японские. Так, аграрная реформа создала новый крупный рынок промышленных товаров для фермеров (техника, удобрения). Прикрытая американским щитом, Япония тратила на оборону меньше любой другой страны, парламент в соответствии с конституцией установил потолок расходов на силы самообороны в 1% валового национального продукта в год. Но зато намного больше других стран Япония инвестировала в промышленность. Отчасти это было связано с традиционной бережливостью японцев, их склонностью копить деньги, а не тратить. Через банки эти накопления превращались в производственные инвестиции. Стимулом к инвестициям было почти беспрерывное обновление основного капитала. В эти годы японцы как никогда ранее продемонстрировали свои таланты по части использования уже имеющихся технических идей, изобретений для производства товаров массового спроса. Так, после войны американцы стали широко внедрять транзисторы в производство военной радиоэлектроники. Однако именно японский инженер Масару Ибуке предложил использовать транзисторы для производства карманных радиоприемников. В 1952 году эта идея была реализована: так появились первые транзисторные приемники "Сони", сразу же завоевавшие весь мир. Экспорт стал своеобразным мотором японской экономики. Секрет успеха японцев не только в оригинальности их продукции, но и в дешевизне, связанной с более низкими затратами на рабочую силу. Зарплата значительно ниже, чем в США или ФРГ.1 При этом японские рабочие, инженеры, служащие отличаются высокой квалификацией и значительно более дисциплинированы. В Японии до сих пор доминирует традиционная система найма, согласно которой рабочий поступает на работу в какую-либо фирму практически пожизненно, до выхода на пенсию. Заработная плата там больше привязана к стажу работы, всячески поощряется лояльность своей фирмы, которая в свою очередь даже в трудные времена; не увольняет рабочих; поэтому там низкая безработица. Став экономическим гигантом, по мощи сопоставимым только с США, Япония тем не менее разительно отличалась, от них почти полним отсутствием собственной сырьевой и энергетической базы, все это Япония импортировала.
На фоне этого роста стабилизировалась и политическая жизнь и Японии. В 1955 голу на базе правоцентрических партий была создана либерально-демократическая партия (ЛДП), неизменно с тех пор стоящая у власти. В области внутренней политики эта партия придерживалась курса на развитие либеральной демократии и государства благоденствия, во внешней - сотрудничала с США. Главной оппозиционной партией стала Социалистическая партия Японии (СПЯ), выступающая за нейтралитет страны. В 1954 году образовалась еще одна крупная оппозиционной партия - Комэйто - выросшая из буддистской религиозно-общественной организации, В политическом плане она занимала более центристские позиции, чем СПЯ, провозгласив приверженность "третьему пути" между Капитализмом и социализмом с опоров на средний класс, но сотрудничала с ней.
Японская дипломатия в эти годы но отличалась особой активностью. Япония стремилась к нормализации отношений со странами мира при сохранении строгой ориентации на США. В 1956 году была подписана советско-японская декларация. Она формально прекратила состояние воины между странами. Стороны взяли на себя обязательство подготовить мирный договор. На переговорах, предшествующих подписанию декларации, Япония впервые поставила перед СССР вопрос о возвращении ей "северных территорий" - островов Итуруп, Кунашир, Шикотан и островной гряды Хабомаи в группе Южных Курильских островов, - которые, по мнению японской стороны, были незаконно отторгнуты в 1945 году вмести с остальной частью Курильских островов, на которые Япония не претендует. В декларации СССР заявил о передаче Японии острова Шикотан и гряды Хабомаи после подписания мирного договора. Подписание этой декларации и восстановление дипломатических отношении с СССР открыло Японии дорогу к вступлению в ООН.
Односторонняя ориентация Японии на США хотя и смягченная в 60-е годы, по мере превращения страны в экономического гиганта делала ее международные позиции уязвимыми. Так, США в 1971 году пытаясь решить свои экономические проблемы в одностороннем порядке и без уведомления Японии ограничили ее экспорт в США и девальвировали доллар, что серьезно ударило по ее экономическим позициям. Вслед за этим было объявлено о визите Никсона в Китай и тоже без консультации с Японией. Для нее же отношении с Китаем, соседней и крупнейшей страной Азии, - первостепенная проблема. Япония вслед за США не признавала КНР с 1949 года, а теперь США повернули на 180? и не предупредили японцев. Для Японии стала очевидной необходимость более самостоятельного курса на внешней политике. В 1972 году новый премьер-министр Какуой Танака предпринял целый ряд мер, направленных на расширение связей Японии с миром. Он совершил визит в КНР. По итогам этого визита были установлены дипломатические отношения между двумя странами и начата подготовка мирного договора. Китай при этом отказался от требования уплаты репараций, довольствуясь извинениями Танаки за японскую агрессию 30 - 40-х годов. Резко активизировались и японо-советские отношения, причем японская сторона не выдвигала на передний план территориальную проблему. От США японцы добились восстановления своего суверенитета над островом Окинавой. Дипломатия Японии стала более сбалансированной.
Кризисы 70-х годов особенно сильно ударили по Японии, учитывая ее зависимость от поставок сырья и энергии, многим стало казаться, что Япония это гигант на глиняных ногах. Правительство и японский бизнес приступили в 70-е годы к реализации программы структурной перестройки экономики. Центр тяжести было решено перенести из энерго и материалоемких отраслей (черная и цветная металлургия, судостроение, производство пластмасс и искусственных волокон) в наукоемкие отрасли (электроника, радиотехника, производство средств связи, компьютеров, роботов и т.д.), которые потребляют мало энергии и сырья, зато имеют незаменимые для них ресурсы в Японии - квалифицированных инженеров и рабочих. Реализация этой программы привела к росту государственных расходов, усилилась инфляция. С 1682 года Япония поэтому вслед за США и Великобританией переходит к антиинфляционному курсу, сокращает государственные расходы, всячески поощряет разбитие рыночных, конкурентных отношении, были снижены налоги с предпринимателей и начата приватизация железных дорог и телекоммуникаций, принадлежащих государству. Столкнувшись в годы кризиса с попытками многих стран ограничить импорт японских товаров, японский бизнес приступил к экспорту капитала, создавая производственные мощности в других странах. Япония в 80-е годы стала одним из самых крупных мировых инвесторов.
Во внутренней жизни Японии в 70-е годы вступила в полосу трудностей ЛДП. Поскольку она бессменно стояла у власти, вопрос о премьер-министре СТАЛ фактически решаться не в парламенте, а в самой партии. В ней сложилось несколько соперничающих фракций, которые между собой, кулуарно, решали вопрос о составе правительства. Так возникли благоприятные условия для злоупотреблений и коррупции. Самым крупным скандалом, повлиявшим на авторитет ЛДП, было дело "Локхид". В 1976 году выяснилось, что эта американская авиастроительная фирма давала взятки правительственным чиновникам Японии для получения выгодных контрактов. Среди арестованных по этому делу оказался бывший тогда премьер-министр Танака. В 1933 году он был признан виновным и приговорен к тюремному заключению. Скандал вызвал усиление борьбы фракций в ЛДП и обострил ситуацию в парламенте. ЛДП однако оставалась ведущей политической партией. В 1989 году умер император Хирохито, занимавший трон с 1926 года. На престол вступил его сын Акихито, 125-й император Японии. В 1993 году разногласия внутри ЛДП завершились ее расколом. На парламентских, выборах она не сумела получить победного большинства и впервые с 1955 года, к власти пришел блок оппозиционных партий. Правительство возглавил бывший член ЛДП М.Хосокава.
Во внешней политике на фоне общего обострения международных отношений начала 80-х годов произошло сплочение всех западных стран. Изменились и акценты во внешней политике Японии. Советско-японские отношения вступили в полосу охлаждения. Япония выдвинула на передний план территориальный вопрос, увязывая его с решением всех остальных и прежде всего с вопросом расширения экономических связей. По территориальному вопросу Россия и Япония, до сих пор не пришли к единому мнению, что иногда мешает в дипломатическом плане.
2. ФРАНЦИЯ
В период англо-франко-советских политических, а затем и военных переговоров 1939 г. в Москве французская делегация даже не упомянула о союзном договоре с СССР. "Если Франция откажется от франко-советского пакта, она ничего не потеряет. Скорее даже выиграет", - говорилось в одном из внутренних документов Кэ д,Орсэ, подготовленном через несколько месяцев после мюнхенского предательства.1 Эти слова выражали суть французской политики в отношении СССР в канун второй мировой войны.
Когда II Мировая война в Европе уже пылала, за два месяца до вторжения германских войск во Францию, к власти в ней пришло последнее законное правительство Третьей республики - министерство Поля Рейно.
Три фигуры в политике Франции с начала мая до начала июля 1940 г. играли наиболее видную роль: Поль Рейно - последний глава правительства Третьей республики, назначенный парламентом, Филипп Петэн, принявший у него власть и Пьер Лаваль - фактический организатор фашистского переворота.
Правительство Рейно было сформировано 21 марта 1940 года, заменив правительство Даладье, которое ушло в отставку в результате провала политики сговора с Германией. В новом правительстве были представлены почти все политические партии - от крайне правых до радикалов и социалистов. Однако политика правительства практически не изменилась: продолжалось задабривание Гитлера и подготовка в союзе с Англией к нападению на СССР с территории Афганистана и Турции. На первом же заседании кабинета министров после прихода к власти Рейно 23 марта "изучаются", - как пишет французский главнокомандующий Гамелен, - возможные операции против русской нефти на Черном море при помощи авиации, действующей из Леванта. 25 марта Гамелен собирает совещание командующих родами войск для детального изучения плана нападения на Кавказ.
В области внутренней политики была поставлена цель значительного урезания всех демократических свобод и объективная подготовка почвы для установления диктатуры. Прямые репрессии против компартии начались еще до прихода Рейно. Компартия была запрещена 26 сентября 1939 г., а в феврале 1940 г. было принято решение о лишении депутатов коммунистов парламентских мандатов.
На фоне этих событий французское руководство, ослепленное антикоммунизмом, проспало планы германского командования. 9 мая 1940г. весь парижский бомонд, включая членов правительства, собрался в павильоне на Елисейских полях, где открылась выставка "Империя", представляющая все французские колонии. А рано утром 10 мая на фронте протяженностью 250 км, от Северного моря до линии Мажино, фашистские дивизии начали свое наступление, перейдя границы Голландии, Бельгии и Люксембурга.
Историки до сих пор удивляются поведению правительства в эти трагические для Франции дни. Они ссылаются на невразумительный приказ по армии главнокомандующего Гамелена, невыразительное выступление по радио Рейно. Как выяснилось, у Генерального штаба не было удовлетворительного плана военных действий против Германии, правительство никак не подготовило простого француза к войне. Командование практически потеряло управление войсками, отдавались противоречивые приказы. Уже на пятый- шестой день германского наступления правительство фактически создает в стране и армии обстановку отчаяния и безнадежности. 15 мая Рейно посылает Черчиллю краткое и совершенно отчаянное сообщение: "Вчера вечером мы проиграли битву. Дорога на Париж открыта. Посылайте все самолеты и войска, которые вы можете послать". 1
Огромные массы населения стремились уйти из района военных действий вглубь страны. Бегство буквально парализовало жизнь нации и, не говоря о неудобствах для военных действий, создало неразрешимые жилищные и продовольственные трудности, в то время когда надо было давать отпор врагу и напрягать для этого все силы.
В это время в Париже на сцене появляется Петэн. Назначение престарелого маршала вице-председателем Совета министров способствовало окончательному поражению Франции. Связи Петэна с германским фашизмом были хорошо известны во французских правительственных кругах. Без сомнения, назначая Петэна, Рейно рассчитывал на то, что он сможет договориться с немцами. В это же время Рейно смещает Гамелена и назначает на пост главнокомандующего Вейгана, также известного своей прогерманской позицией.
25 мая собрался Военный комитет под председательством президента республики Лебрена. Из опубликованной протокольной записи ясно, что на заседании речь прямо шла о перемирии с Германией. Следовало выяснить, какова будет цена соглашения, сколько запросит Гитлер, сколько "комиссионных" запросит Муссолини, если он станет посредником сделки. В это время наступление немецких войск продолжалось. Фашистские армии подходили к Парижу. Правительство 10 июня тайком бежало из Парижа в Бордо. 14 июня Париж без боя был оккупирован германскими войсками. Рейно передает власть Петэну 16 июня 1940 года, который тут же запрашивает условия мира у Германии и отдает приказ французским войскам прекратить сопротивление. "Битва" за Францию закончилась. Третья республика прекратила существование.
В это время на сцену выступает новая личность - генерал Шарль де Голль. Он эвакуировался с небольшой частью французской армии из Дюнкерка в Англию и 18 июня выступил со своей первой речью по радио из Лондона. Эта речь, положившая начало деголлевскому движению, призывала продолжать войну за пределами Франции на стороне Англии. Она была прежде всего обращена к французской армии. "Эта война не ограничена лишь многострадальной территорией нашей страны. Исход этой войны не решается битвой за Францию. Это мировая война. И несмотря на все ошибки, все промедления, все страдания, есть средства, достаточные для того, чтобы разгромить наших врагов". 2
Формально Третья республика прекратила существование 10 июля. Петэн и стоящий за его спиной Лаваль получили неограниченную диктаторскую власть. На 3/5 французской территории хозяйничают немецкие оккупанты, на 2/5 - их вишистские лакеи (правительство Франции находилось в южном городе Виши). Начался период безвременья.
Капитуляция Франции имела чрезвычайно серьезные международные последствия. Фактически она перестала существовать как великая держава. Это резко изменило соотношение сил в Европе в пользу гитлеровской Германии.
Генералом де Голлем в Лондоне было создано движение "Свободная Франция" и от туда возглавляло борьбу французского народа за освобождение своей страны. Роль этого движения может быть темой отдельного реферата. Здесь уместно только сказать, что генерал, возглавляя это движение, проявил огромные организаторские и дипломатические способности. Находясь на территории Англии, движение не могло не зависеть от британского правительства. Но в то же время де Голль старался проводить независимую политику в интересах Франции. Движение установило тесный контакт с СССР. В Москве находился постоянный представитель движения. Посол СССР в Великобритании Майский неоднократно встречался с де Голлем в Лондоне. Даже в самые трагические дни фашистской агрессии против СССР де Голль неоднократно выражал уверенность в победе советского народа. Он понимал, что без нее невозможно и освобождение Франции.
Следует отметить, что независимая позиция де Голля вызывала раздражение правящих кругов Великобритании и США. Они не хотели видеть его лидером независимой Франции. Они были не против, чтобы после освобождения Франции ее возглавил какой-либо другой человек, более покладистый, проводящий проанглийскую и проамериканскую политику. Даже Петэн их устраивал больше. Когда 6 июня 1944 г. началась высадка союзных войск в Нормандии, швейцарский посол при Виши, отлично информированный о происходящих событиях, свидетельствовал: "маршал (Петэн) получил различную информацию, согласно которой американцы настроены по отношению к нему весьма благосклонно, тогда как они и слышать не хотят о де Голле".
18 августа 1944 г. в Париже началось восстание против гитлеровской оккупации. Восстание возглавляли "Свободная Франция" и Французская коммунистическая партия (ФКП). 25 августа восстание завершилось победой. Немецкий комендант Парижа был взят в плен. Только убедившись в том, что де Голль обладает реальной властью во Франции и твердо стоит за сохранение буржуазного государства, правительства Англии и Франции оказали ему поддержку. 23 октября 1944 г. Временное правительство де Голля было признано одновременно тремя великими державами (СССР, США, Англией). Советское правительство пригласило де Голля в СССР. Переговоры в Москве начались 2 декабря. В первой же беседе с И.В. Сталиным де Голль сказал: "В сущности, причиной несчастий, постигших Францию, было то, что Франция не была с Россией, не имела с ней соглашения, не имела эффективного договора".1 Во время переговоров де Голль неоднократно затрагивал важнейший вопрос о большой роли союзов в целях предотвращения агрессии Германии и, особенно, о роли союза СССР и Франции. Переговоры закончились подписанием договора о союзе и взаимопонимании между СССР и Французской Республикой.
Людские потери Франции в годы второй мировой войны были меньше, чем в годы предыдущей, но масштабы разрушений, особенно в результате бомбардировок, гораздо значительней. Упадок же ее влияния был несоизмеримо больше; ведь Франция восстановила свою независимость и целостность с помощью союзников. Ее экономика была в упадке и зависела от долларовых вливаний США. Французский Индокитай вышел из-под контроля, Сирия и Ливан добились независимости.
После освобождения территории Франции, власть в ней перешла в руки Временного правительства, действующего от имени Сопротивления к возглавляемого генералом Шарлем де Голлем. Оно восстановило демократический строй, к суду были привлечены деятели фашистского режима. 2 тысячи из них были казнены. Временное правительство осуществило выборочную национализацию ряда отраслей экономики - авиационной, угольной; государственной стала автомобильная фирма Рено. В октябре 1945 года были проведены выборы в Учредительное собрание, которое ДОЛЖНО было разработать новую конституцию. Выборы выявили основные политические силы послевоенной Франции. Наиболее влиятельными партиями стали Французская коммунистическая партия (ФКП), Социалистическая партия (СФИО) и католическая партия Народно-республиканское движение (НРД). Правительство, основанное на сотрудничестве этих партий, вновь возглавил де Голль. Оно восстановило социальное и трудовое законодательство времен Народного фронта, национализировали банки и страховые компании. Выработка конституции шла в острой борьбе. Все три ведущие партии выступали за создание во Франции парламентской республики. Де Голль, не примыкающий ни к одной из них, предлагал создать президентскую республику по типу США. Эти разногласия, в конечном счете, вынудили де Голля уйти в отставку. В декабре 1916 года вступила в силу новая конституция. Она была одной из самых демократических в послевоенной Европе. Было введено всеобщее избирательное право, к привычным политическим правам граждан, добавлено право на труд, отдых, социальное обеспечение и образование. Франция провозглашалась парламентской республикой. Главную роль в политической жизни должен был играть двухпалатный парламент, он же избирал и президента, имевшего узкие полномочия. В том же 1946 году были проведены выборы в новый парламент, закрепившие ведущее положение ФКП, СФИО и НРП, политическое сотрудничество между которыми продолжалось. Началась 12-летняя история Четвёртой республики во Франции.1
Положение в стране постепенно нормализовалось. В 1949 году была отменена карточная система, в 50-е годы начался экономический подъем. Темпы его были ниже, чем в ФРГ или Италии, но намного выше, чем в Великобритании. Рост шел в основном за счет промышленности. Государство активно способствовало ее модернизации, пользуясь в качестве рычага национализированными секторами экономики. Однако политическое развитие Четвертой республики оказалось неустойчивым. Начало "холодной войны" для Франции означало нечто большее во внутреннем плане, чем для СШA или Великобритании. Поскольку ФКП с самого начала солидаризировалась с СССР, она была выведена из правительства
В 1947 году распался блок партий, на сотрудничестве которых была основана Четвертая республика. Причем ФКП была самой Крупной партией страны, уже в ноябре 1947 года она продемонстрировал свою силу, организовав всеобщую забастовку, поставившую под угрозу само существование республики. С другой стороны, возникло движение сторонников де ГОЛЛЯ, которые выступали за конституционные реформы, против Четвертой республики. Ее политическая база оказалась весьма непрочной. В парламенте, чтобы получить большинство, необходимо было объединить всех сторонников Четвертой республики, включая не только СФИО и НРП, но и мелкие партии. Все правительства Четвертой республики были, поэтому коалиционными и непрочными: за 12 лет - 14 правительств.
Именно поэтому Четвертая республика оказалась неспособной найти выход из национального кризиса, возникшего в конце 50-х годов в связи с проблемой Алжира. Как и для Англии, расставание с колониальным прошлым было для Франции долгим и болезненным. Вначале она пыталась восстановить свою империю силой, но ее оказалось недостаточно. В 50-е годы Франция ушла из Индокитая, в 1956 году предоставила независимость Марокко н Тунису. Вопрос об Алжире оказался значительно сложнее. Из 9 миллионов населения Алжира один миллион составляли французы, которым там принадлежали лучшие земли. Средиземноморское побережье Алжира было как бы продолжением французского. И по статусу Алжир был не колонией, а заморским департаментом. Алжирские французы были категорически против независимости страны и стали своеобразной основой консолидации всех сторонников сохранения колониальной империи - ультраколониалистов или просто ультра. Начало освободительной борьбы алжирцев, опирающихся на помощь всего арабского мира, заставило в итоге Францию втянуться в войну, которая побила все рекорды жестокости и буквально опустошала государственную казну. В Алжире сложился опаснейший альянс армейской верхушки и ультраколониалистов, альянс, чреватый расширением военного конфликта за его пределы. Французское общество раскололось. Одни требовали положить конец войне, другие настаивали на ее продолжении. В Алжире шла в открытую подготовка к военному перевороту, правительство же оказалось не в состоянии гарантировать сохранение демократии. И тогда решили призвать "самого знаменитого из французов" - де ГОЛЛЯ, уединенно жившего вся эти годы в своем родовом нормандском имении. Он устроил почти всех. Ультраколониалисты были уверены, что де Голль сохранит Алжир французским, остальные надеялись, что он спасет Францию. Де Голль согласился взять власть только если парламент наделит его чрезвычайными полномочиями и даст право на конституционную реформу. 1 июня 1958 годя парламент дал ему все, что он просил. Четвертая республика перестала существовать.
В сентябре 1953 г. на референдуме французы одобрили конституцию, разработанную де Голлем. Она предполагала кардинальное изменение формы государственного правления. Франция становилась президентской республикой. Президент, избираемый на 7 лет всеобщим голосованием, наделялся полномочиями главы государства, глава исполнительной власти и главнокомандующего вооруженными силами. Он утверждал законы, принимаемые парламентом, но мог и издавать собственные декреты, не нуждающиеся в утверждении парламента. Он мог распустить парламент и назначить новые выборы, мог, минуя парламент, поставить законы на прямое одобрение народом через референдум. В ноябре были проведены выборы в парламент. Они продемонстрировали изменения в расстановке политических сил. Самой крупной партией страны стал деголлевский Союз за новую республику, сторонники де Голля, не вошедшие в Союз, - независимые - заняли второе место. Эти группировки доминировали в парламенте. В декабре Шарль де Голль был избран президентом.
Главной проблемой молодой Пятой республики, естественно, стала проблема Алжира. Де Голль видел свою задачу в восстановлении величия Франции. Она представлялась ему в виде мощного государства с сильной властью, проводящего независимую политику. И он понимал, что колониализм - это препятствие на пути к решению этой задачи. В I960 году, предоставив независимость почти всем африканским колониям, де Голль продемонстрировал, что он противник сохранении колониальной империи. С Алжиром было сложнее, но и здесь да Голль в конце концов счел неизбежным пойти на конфронтацию с ультраколониалистами, которые во многом способствовали его приходу к власти: в 1962 году было подписано соглашение с Временным правительством Алжира. Ультра создали "Организацию тайной армии" (ОАС) и начали террор против сторонников независимости Алжира, несколько покушений было организовано и на де Голля.1 Но опираясь на поддержку большинства французов, де Голль довел дело до конца. Франция распрощалась с колониальным прошлым.
Это во многом способствовало завершению в 60-е годы модернизации французской экономики. Темпы ее роста в эта время уступали только японским. Франция превратилась в современную индустриальную державу с передовой многоотраслевой промышленностью, включая атомную и аэрокосмическую. Добившись значительного увеличения экспорта, Франция к середина 60-х годов рассчиталась со всеми своими долгами и стала вновь государством-кредитором. Завершилась и модернизация сельского хозяйства. Когда-то самое многочисленное в Европе французское крестьянство превратилось в фермеров, а Франция стала самым крупным экспортером продовольствия в Западной Европе. Ускоренное развитие Франции во многом связано с целенаправленными усилиями государства, жестко регламентирующего экономику.
Значительные изменения произошли и во внешней политике Франции. Добиваясь большей независимость, де Голль стал инициатором создания в стране собственного ядерного оружия в 1960 году. Войска Франции были выведены из-под командования НАТО, а штаб-квартира этой организации - из Парижа. Де Голль был инициатором расширения связей с СССР и странами Восточной Европы. Если правительства Четвертой республики стремились к созданию Соединенных Штатов Европы, то де Голль был сторонником сохранения суверенитета государств - членов ЕЭС. Стремясь оградить Европейское сообщество от американского влиянии, он дважды накладывал вето на прием в него Великобритании. Особо острые противоречия со США возникли у Франции в годы вьетнамской войны: де Голль прямо осудил действия американцев.
Однако к концу 60-х годов в развитии Пятой республики наметился кризис. Почувствовавший свою силу французский бизнес стал тяготиться жесткой регламентацией государства. Профсоюзы стремились избавиться от чрезмерной опеки государством трудовых отношении. Многим стало казаться опасным столь вызывающее противопоставление Франции Западу. Детонатором этого недовольства стало молодежное, студенческое движение. Как и в США в те же годы молодежь открыто отвергала многие ценности старшего поколения, олицетворяемого де Голлем. В мае 1968 года в Париже начались студенческие демонстрации.1 Власти применили силу при их разгоне спровоцировав массовые беспорядки в студенческих кварталах. В этот момент студентов поддержали профсоюзы, началась всеобщая забастовка. Власть была на время парализована. Студенты, среди которых широко распространенными оказались ультрареволюционные настроения, призывали к захвату власти. Такая перспектива явно не устраивала большую часть населения. Используя страх перед возможной анархией и пойдя на уступки профсоюзам, де Голль добился стабилизации положения. Но доверие к нему было утеряно. В 1969 году, когда де Голль поставил на референдум вопрос о перестройке органов местного самоуправления, французы проголосовали против, и он ушел в отставку. В том же году на досрочных выборах президентом был избран голлист Жорж Помпиду. Удалившийся опять в своё имение, де Голль умер в 1970 году.
Ж. Помпиду, учитывай настроения масс, ослабил государственную регламентацию социально-экономической жизни, расширил социальное законодательство. Улучшились отношения с США. В 1973 году Великобритания была принята вместе с Данией и Ирландией в ЕЭС. В 1974 году, после внезапной смерти Помпиду, президентом был избран представитель независимых Валери Жискар д,Эстен. В эти годы происходит завершение перегруппировки политических сил. Голлисты создают свое Объединение в поддержку республики (ОПР), независимые - Союз за французскую демократию (СФД), различные социалистические группировки объединились в рамках Французской социалистической партии (ФСП), которая вместе с ФКП составила левую оппозицию.
В конце 70-х годов во Франции резко изменилась экономическая конъюнктура, сразу обострившая социальные проблемы. Левые силы смогли одержать победу на президентских, а затем и на парламентских выборах в 1981 году. Президентом стал социалист Франсуа Миттеран.
В 1980-е годы внешняя политика Франции претерпела интенсивную эволюцию. Во французском обществе началась переоценка голлистских традиций и укрепилась тенденция к интеграции в блоковую структуру Европы. Эта линия была в основном атлантической, направленная на повышение автономии Западной Европы по отношению к обеим сверхдержавам. Наметился возврат к концепции независимой "европейской обороны". Франция вновь сделала заявки на роль одного из главных гарантов европейского равновесия и вдохновителя "новой Европы".
Объединение германии вызвало во Франции неоднозначные реакции. Хотя большинство французов и одобрили воссоединение, многие стали высказываться насчёт того, что теперь Германия станет мощным и недосягаемым конкурентом.
Фундаментом нового европейского порядка президент Ф. Миттеран предполагал сделать Европейское Сообщество, которое, по его мнению, должно было быть связано с остальными государствами континента широкой сетью многостороннего сотрудничества в рамках так называемой конфедерации. Этот путь предполагал возможную альтернативу будущему расширению ЕС.
При Миттеране очевидно произошёл отказ от прямых претензий на главенство Франции в Западной Европе и растущая тенденция к ограничению государственного суверенитета в пользу наднациональных структур, приоритет западноевропейской интеграции на остальными внешнеполитическими направлениями, согласие на участие США в европейской системе.
При нынешнем президенте Шираке этот курс усилился. Однако в 1990-х годах во Франции обострились некоторые проблемы.
Как во всех других западных демократических государствах, граждане во Франции больше обеспокоены проблемами внутри страны, чем за границей. Экономический кризис, устойчивые уровни безработицы, которые являются даже выше чем где-нибудь ещё в Европе, и существование того, что Жак Ширак называл, во время его кампании по выборам президента 1995 года, "социальным переломом" стоят на повестке дня сейчас. Перед лицом этих ежедневных трудностей, крупные международные или стратегические вопросы имеют ограниченный интерес. В течение выборов в Национальное Собрание 25 мая и 1 июня 1997 года, главные политические партии посвятили небольшое время внешней политике. Не только программы партий ничего не говорили о международных проблемах, но и их лидеры - Алэн Жюппэ из консервативной коалиции и Лионель Жоспэн из Социалистической Партии.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Подводя итоги проделанной работы, можно сделать некоторые выводы о достигнутом уровне каждой страны.
Французская Республика занимает значительное и во многом уникальное место в европейской и мировой политике. Страна, на всём протяжении своей истории игравшая далеко не последнюю роль в Европе, одна из семи ведущих экономически развитых стран, постоянный член Совета Безопасности ООН, обладательница ракетно-ядерного потенциала и активная участница западноевропейской интеграции.
Япония занимает не меньшее по значимости место в мировой политики. Не смотря на то, что Япония является экономическим гигантом, по мощи сопоставима только с США, тем не менее, разительно отличается, почти полним отсутствием собственной сырьевой и энергетической базы, все это Япония импортирует. Япония имеет таки ресурсы, как квалифицированных инженеров и рабочих. На данный момент Япония является одним из самых крупных мировых инвесторов.
Список литературы
Гаджиев К.С. Геополитика: история и современное содержание дисциплины //Полис, 1996, № 2
Данилов Д.А "Западная Европа на постмаастрихтском этапе: развитие интеграции в сфере безопасности".- М., 1997
Журкин В.В. Европейский союз: внешняя политика, безопасность, оборона.- М., 1998
Кредер А.А. Новейшая история 1945 - 1993 гг. Ч. 2. М.: ИНИ, ЛТД, 1994.
Маевский Ю.А. Франция и "малая Европа": планы и реальность. - М.: Мысль, 1987.
Нарочницкая Е.А. Франция в блоковой системе Европы. - М., 1993.
Пономарева И.Б. Геополитические факторы внешней политики: современное видение // МЭиМО, 1990, № 1.
Рубинский Ю.И.. Политические перемены во Франции: причины и последствия. - М., 1997.
Рубинский Ю.Н. Эволюция франко-американских отношений и кризис "атлантической" политики США// Западная Европа и США. - М., 1968.
Цунэо Инако Современное право Японии. - М., 1981.
Япония: культура и общество в эпоху научно-технической революции. -М., "Наука", 1985.

1 Кредер А.А. Новейшая история 1945 - 1993 гг. Ч. 2. М.: ИНИ, ЛТД, 1994. 1 Япония: культура и общество в эпоху научно-технической революции. -М., "Наука", 1985. 1 Япония: культура и общество в эпоху научно-технической революции. -М., "Наука", 1985. 1 Голль Ш. де. Военные мемуары: Единство, 1942-1944 годы. - М., 1960. 1 Голль Ш. де. Военные мемуары: Единство, 1942-1944 годы. - М., 1960. 2 Голль Ш. де. Военные мемуары: Единство, 1942-1944 годы. - М., 1960. 1 Советско-французские отношения во время Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.: Документы и материалы. - М., 1959. 1 1-я была в 1792-1804 гг., 2-я - в 1848-1852 гг., 3-я - в 1870-1940 гг. 1 Петров В., Ю. Владимиров КЭ Д,ОРСЭ (краткий очерк дипломатической службы Франции). - М., 1966. 1 Маевский Ю.А. Франция и "малая Европа": планы и реальность. - М.: Мысль, 1987. 2

Работа на этой странице представлена для Вашего ознакомления в текстовом (сокращенном) виде. Для того, чтобы получить полностью оформленную работу в формате Word, со всеми сносками, таблицами, рисунками, графиками, приложениями и т.д., достаточно просто её СКАЧАТЬ.



Мы выполняем любые темы
экономические
гуманитарные
юридические
технические
Закажите сейчас
Лучшие работы
 Защита на предварительном следствии; отказ в возбуждении уголовного дела; личное поручительство
 Роль этикетки и упаковки в продвижении товаров
Ваши отзывы
Обе работы получила, спасибо за скорость :)
Оксана

Copyright © refbank.ru 2005-2024
Все права на представленные на сайте материалы принадлежат refbank.ru.
Перепечатка, копирование материалов без разрешения администрации сайта запрещено.