Refbank.Ru - реферат, рефераты, курсовая, курсовая работа, диплом, дипломы, дипломная работы, курсовые, банк, банк работ, банк рефератов, по, экономика, менеджмент, реферат по экономике, курсовая по экономике, реферат по менеджменту, каталог рефератов, бесплатные рефераты, коллекция рефератов, рефераты на заказ, заказ, заказ работ, готовые рефераты, заказать, лучшие рефераты, скачать Добавить в избранное                 
О нас · Услуги · Условия и гарантии · Цены и сроки · Оплата · Рефераты и курсовые · Готовые дипломные работы · Обратная связь · Заказать

Информация

Главная
О компании
Услуги
Условия и гарантии
Цены и сроки
Оплата

Рефераты и курсовые

Банк готовых работ

Дипломные работы

Банк дипломных работ

Сотрудничество

Обмен ссылками

Заказ работы

Заказать Форма заказа

Лучшие дипломы

  Государственное регулирование рынка ценных бумаг
  Технологическое проектирование индукционной канальной печи типа ИЛК-1

Рекомендуем

 

любое слово все слова вместе  Как искать?Как искать?

Любое слово
- ищутся работы, в названии которых встречается любое слово из запроса (рекомендуется).

Все слова вместе - ищутся работы, в названии которых встречаются все слова вместе из запроса ("строгий" поиск).

Поисковый запрос должен состоять минимум из 4 букв.

В запросе не нужно писать вид работы ("реферат", "курсовая", "диплом" и т.д.).

!!! Для более полного и точного анализа базы рекомендуем производить поиск с использованием символа "*".

К примеру, Вам нужно найти работу на тему:
"Основные принципы финансового менеджмента фирмы".

В этом случае поисковый запрос выглядит так:
основн* принцип* финанс* менеджмент* фирм*

История России

реферат

Политический фон крещения Руси, "Повесть временных лет"

Скачать Скачать работу

Содержание
Введение с.3
Глава 1. Характеристика "Повести временных лет" как источника с.5
Глава 2. Внутренняя связь - крещение Руси и крещение Ольги в
"Повести временных лет". с.9
Глава 3. Корсуньская легенда с.11
Заключение с.17
Список использованной литературы с.19
Введение
Принятие христианства на Руси представляло собой длительный и постепенный процесс, начало которого относится к более ранним временам, чем княжение Владимира, а конец датируется несколькими столетиями позже его княжения. Поскольку официальное "крещение Руси" Владимиром, произошедшее в 989 г., являлось лишь одним из эпизодов этой эпопеи, особый интерес представляет ее предыстория, тот политический фон на котором разворачивались события. Анализ этих исторических событий должен помочь разобраться в причинах побудивших князя Владимира принять именно христианство православного, "византийского" толка.
Торговые, военно-политические, культурные связи Руси с Византией начались задолго до принятия христианства. Систематические набеги славян на Византию, происходившие начиная с VI в., должны были неминуемо знакомить их с господствовавшей в этом государстве верой и с нравами его обитателей. Существует предание о том, что в 60-е годы IX в. приняли христианство в Константинополе киевские князья Аскольд и Дир. Однако свидетельства об этом весьма ненадежны, и с большей долей вероятности можно предположить, что первой русской христианкой на княжеском троне была княгиня Ольга. Приняла она христианство уже в зрелом возрасте, причем этому событию предшествовала сложная дипломатическая игра с византийским императором Константином Багрянородным. Принятие христианства внуком Ольги князем Владимиром также происходила на фоне сложных военно-политических отношений с византийским императором Василием. Неоднозначный характер похода Владимира на Херсонес и его женитьба на византийской принцессе Анне неоднократно отмечался как в дореволюционной, так и современной историографии.
Исследователи конца XIX начала XX в. в своих работах, посвященных теме русско-византийских политических, экономических и культурных связей собрали огромный имперический материал. Этот материал и по настоящее время имеет большую научную ценность и огромное значение в освещении темы роли Византиии в христианизации русского государства.
Среди исследований конца XIX в., посвященных теме "Византия и Русь", в наибольшей мере выделяются труды В.С. Иконникова и Ф.И. Успенского. В советский период российские историки уделяли внимание в основном экономическим и политическим взаимоотношениям двух государств, культурные и религизные связи были на втором плане. Повышенное влияние к экономической и политической стороне русско-византийских отношений получило свое воплощение в исследовательской традиции, представленной трудами таких крупных советских историков, как Б.Д. Греков, Б.А. Рыбаков, А.Н. Насонов, В.В. Мордвинов, Л.В. Черепнин, С.В. Бахрушин, С.В. Юшков и др.
Последние годы появились монографические исследования, многочисленные статьи, тематические сборники, посвященные разработке различных аспектов истории крещения Руси, оценке значения принятия православия, роли русской церкви. Эти работы как и следовало ожидать не равноценны, конкретные оценки христианизации Руси в них не однозначны, а иногда и противоречивы. Наряду с глубокими научными исследованиями появлялись и такие, в которых сказывается так называемый "научно-атеистический" подход.
Среди наиболее интересных работ последнего времени на мой взгляд необходимо отметитить иследования Р.Г. Скрынникова, Н.С.Гордиенко, А. Поппэ, Г. Прошина, О.М. Рапова, З.В. Удальцовой.

Характеристика "Повести временных лет" как источника.
Древнерусские источники рассказывают о принятии христианства весьма пространно, но достаточно запутанно и противоречиво. Основной из них это "Повесть временных лет" монаха Киево-Печерского монастыря Нестора Летописца. "Повесть" изучали и анализировали многие дореволюционные, советские и постсоветские историки и филологи. Наиболее крупные работы по изучению "Повести" принадлежат перу таких крупных ученых как А.А. Шахматов, М.Д. Приселков, Б.Д. Греков, Б.А. Романов, В.В. Мавродин, М.К. Каргер, Л.В. Черепнин, М.Н. Тихомиров, Я.Н. Щапов, Д.С. Лихачев, Л.А. Дмитриев, Б.А. Рыбаков.
Сегодня, восстанавливая последовательность событий, можно вполне определенно сказать, что первый древнерусский летописный свод был составлен в 1037-1039 гг. книжниками только что созданной Киевской митрополии и основа свода - это именно "Сказание о распространении христианства на Руси". По мнению, академика Д.С. Лихачева в "Сказание" входили предание "О крещении и кончине Ольги", "Сказание о первых русских мучениках - варягах", "Сказание о крещении Руси (оно включает в себя вставную "Речь философа"), "Сказание о князьях Борисе и Глебе", "Похвала князю Ярославу Мудрому". Установлено, что все шесть повестей принадлежат одному автору, тесно связаны идейно и композиционно и относятся к 40-м годам IX века.
В 1060-1070-х годах появляется новый летописный свод, составленный в Киево-Печерском монастыре. Автором его считают инока Никона.
Наконец, в 1093-1095 гг. создается еще один свод. А.А. Шахматов предложил назвать его Начальным, потому что он стал началом I Новгородской летописи, Тверского свода 1305 года, Радзвилловской летописи XV века. Начальный свод в 1112 - 1113 годах оказался в руках знаменитого Нестора и стал "Повестью временных лет". Таким образом, можно констатировать, что в "Повести" изначально существовали сюжеты сложившиеся еще до Нестора. Один из них "Сказание о распространении христианства на Руси". Все ранние тексты позднее были отредактированы и литературно обработаны Нестором в духе основной идеи "Повести". Но и текст Нестора до нас в первоначальном виде не дошел. В 1116 году его корректирует, правда очень незначительно, инок Выдубицкого монастыря Сильвестр. Именно этот текст дошел до нас в составе Лаврентьевской летописи.
Существует аргументы и в пользу того, что древнейший свод был составлен в 996-997 годах. Работу над ним связывают с именем Анастаса-корсунянина, который после крещения Владимира вместе с "корсунскими попами" отправился в Киев. Следовательно, "Сказание о распространении христианства на Руси" приближается ко времени самого крещения, следовательно записано очевидцами и участниками событий.
Существует и противоположная концепция. По ней русское летописание началось не со "Сказания о распространения христианства...", которое было введено в состав значительно более ранней русской летописи. В частности академик Б.А. Рыбаков утверждает существование языческой летописи, сведения которой были использованы в последующих сводах.
Таким образом, вполне очевидно, что "Повесть временных лет" сложна, как и все средневековые памятники. Рукописные, созданные в единственном экземпляре они переписывались неисчислимое количество раз, сокращались или пополнялись новыми материалами, свидетельствами, рассказами. В них включали отрывки документов или других летописей, их комбинировали между собой, сводили в своды, перерабатывали стиль и производили идейную редактуру. Первоначальный авторский текст полностью не восстановим, поскольку "Повесть временных лет" оказывалась творчеством коллективным.
В "Повести" помимо поздних наслоений, вполне отчетливо заметны и другие источники, явно греческого характера. Ясно, что, например, тексты договоров русских с греками 907, 912, 945, 971 гг. включены в летопись очень близко к первоначальному тексту.
Широко использует Нестор византийскую "Хронику Георгия Амартола" и его продолжателя, имевшуюся ко времени Нестора в русском переводе. Георгий Амартол изложил всемирную историю до 864 г., а его продолжатель - до 948 г.
Нестор воспользовался, кроме того, Летописцем, составленным константинопольским патриархом Никифором ( довел изложение до года своей смерти - 829). Житием Василия Нового, а именно той частью его, в которой описывался поход Игоря на Константинополь, каким-то хронографом особого состава, в который входили отрывки из известной "Хроники Иоанна Малалы", "Пасхальной хроники","Хроники Георгия Синкелла" и того же Георгия Амартола. Нестор использовал затем Сказание о переложении книг на словенский язык, Откровение Мефодия Патарского, статью Епифания Кипрского о двенадцати камнях на ризе иерусалимского первосвященника и т. д.
Историческое сознание Нестора выше его предшественников. Он интерсуется первопричинами, происхождением народа, государства, княжеского рода, названий городов и племен. Он в большей мере, чем его предшественники, исследователь. Его изыскания в области хронологии изумительны. Он пытливее, чем его предшественники, стремится разобраться в противоречиях источников и строит свои сложные исторические гипотезы. Перед нами историк-мыслитель. Однако, если мы и имеем в "Повести временных лет" отражение народной точки зрения на русскую историю, то этим мы больше обязаны предшественникам Нестора, чем ему самому. Нестор - первый официальный летописец. В большей мере, чем его предшественники, он представляет собой и церковного писателя.
Летопись создана с активных христианских позиций, естественных для автора. Эта историческая и патриотическая концепция четко проводится в "Сказании о распространении христианства на Руси" и проходит через всю "Повесть". Задача "Сказания" - выявить независимость русской церкви от греческой. Церковная независимость в те времена понималась как независимость политическая, и наоборот. Сказание проводит идею: Русь - великая держава, ее исторический путь подобен пути другой великой державы - Рима, и "первого", и "второго" - Константинополя (тезис "Москва - "третий Рим" имеет глубокие корни!). Христос на Руси не проповедовал, но не проповедовал он и в Риме. Основателем римской церкви называют святого Петра. Апостол Андрей, "благословивший горы Киевские", - брат Петра. У Владимира, как у Христа, была на Руси и своя "предтеча" - княгиня Ольга, всю жизнь прожившая среди язычников, христианка и проповедница; были как и в Риме, свои мученики за идеи христианства - варяги, принесенные в жертву и до смертного конца славившие "истинного бога". Подобно Константину Великому, с которого христианство стало государственной религией Римской империи, Владимир на Руси также сделал христианство религией государства.
Внутренняя связь - крещение Руси и крещение Ольги в "Повести временных лет".
В год 6463 (955). Отправилась Ольга в Греческую землю и пришла к Царьграду. И царствовал тогда цесарь Константин, сын Льва, и пришла к нему Ольга, и увидел царь, что она очень красива лицом и разумна, подивился ее разуму, беседуя с нею, и сказал ей: "Достойна ты царствовать с нами в столице нашей". Она же, уразумев смысл этого обращения, ответила цесарю: " Я язычница. Если хочешь крестить меня, то крести меня сам - иначе не крещусь". И крестил ее царь с патриархом. Прсветившись же, она радовалась душой и телом. И наставил ее патриарх в вере и сказал ей: "Благословенна ты в женах русских, так как возлюбила свет и оставила тьму. Благословят тебя русские потомки, в грядущих поколениях внуков твоих". И дал ей заповеди о церковном уставе, и о молитве, и о посте, и о милостыне, и о соблюдении тела в чистоте. Она же, склонив голову, стояла, внимая учению, как губка напояемая; и поклонилась патриарху со словами: "Молитвами твоими, владыка, пусть буду сохранена от сетей дьявольских". И было наречено ей в крещении имя Елена, как и древней царице - матери Константина Великого. И благословил ее патриарх и отпустил. После крещения призвал ее царь и сказал ей: "Хочу взять тебя в жены себе". Она же ответила: "Как ты хочешь взять меня, когда сам крестил меня и назвал дочерью. А у христиан не разрешается это - ты сам знаешь". И сказал ей царь: "Перехитрила ты меня, Ольга" И дал ей многочисленные дары - золото, серебро, и паволоки, и сосуды различные; и отпустил ее, назвав своею дочерью..."1 - написано о крещении Ольги в "Повести".
Сказание о крещении Ольги легко отделяется от привнесенных в него народных преданий. Народные элементы проглядывают в отношении Ольги к греческому царю (известный летописный рассказ о том, как Ольга обманула его в момент крещения), церковные - в отношении ее к патриарху. Те же два слоя выделяются и в сказании о кончине Ольги.
В тесной связи с рассказом о крещении Ольги находится рассказ о ее кончине. Вопрос этот рассматривался А.А. Шахматовым, признавшим, что и рассказ о крещении Ольги, и рассказ о ее кончине восходят к единому внелетописному произведению, отразившему также и в статье Пролога под 11 июля, связано рассказывавшему об обоих событиях.
Взаимною близостью отличаются также сказание о крещении Ольги и сказание о крещении Руси. Так, наприаер, похвала Ольге схожа и стилистически, и по существу с похвалою Владимиру. Сравнение Ольги с царицей Еленой поддерживается сравнением Владимира с Константином. Перед нами единая мысль, проведенная в обоих сказаниях; дело Ольги и Владимира для Руси то же, что дело "равноапостольных" Елены и Константина для Византии.
Сказание об Ольге постоянно имеет в виду будущее крещение Руси. Ольга молится о том, чтобы земля Русская была просвещена крещением ("Повесть...", 955 г.); вся ее деятельность, с точки зрения автора, была предвестием будущего крещения Руси. С другой стороны, и летописное сказание о крещении Руси постоянно ссылается на княгиню Ольгу как на первую русскую христианку, хотя фактически она была далеко не первой. Пример Ольги, принявшей христианство, служит для Владимира таким же стимулом к крещению, как для киевлян - пример самого Владимира. Таким образом, и в рассказе об Ольге, и в рассказе о Владимире лежит общая мысль: они взаимосвязаны и стилистически едины.
Корсуньская легенда
"... В 6496 (988) году пошел Владимир с войском на Корсунь, город греческий, и затворились корсуняне в городе. И стал Владимир на той стороне города у пристани, в расстоянии полета стрелы от города, и сражались крепко из города. Владимир же осадил город. Люди в городе стали изнемогать, и сказал Владимир горожанам: "Если не сдадитесь, то простою и три года". Они же не послушались. Владимир же, изготовив войско свое, приказал присыпать насыпь к городским стенам. Когда насыпали они, - корсунцы, подкопав стену городскую, выкрадывали подсыпанную землю и носили ее себе в город, и ссыпали посреди города. Воины же присыпали еще больше, Владимир стоял. И вот некий муж корсунянин, именем Анастас, пустил стрелу, так написав на ней: "Перекопай и перейми воду, идет она по трубам из колодцев, которые за тобою с востока". Владимир же, услышав об этом, посмотрел на небо и сказал: "Если сбудется это, - крещусь!" И тотчас же повелел копать наперерез трубам и перенял влду. Люди изнемогли от жажды и сдались. Владимир сошел в город с дружиною своей и послал к царям Василию и Константину сказать: "Вот взял уже ваш город славный. Слышал же, что имеете сестру девицу; если не отдадите ее за меня, то сделаю столице вашей то же, что и этому городу". И, услышав это, опечалились цари. И послали ему весть такую: "Не пристало христианам выдавать жен за язычников; если крестишься, то и ее получишь, и царство небесное восприимешь, и с нами единоверен будешь. Если же не сделаешь этого, то не сможем выдать сестру за тебя". Услышав это сказал Владимир посланным к нему от царей: "Скажите царям вашим так: я крещусь, ибо еще прежде испытал закон ваш и любы мне вера ваша и богослужение, о котором рассказали мне посланные нами мужи". И рады были цари, услышав это, и упросили сестру свою, именем Анну, и послали к Владимиру, говоря: "Крестись, и тогда пошлем сестру свою к тебе". И ответил же Владимир: "Придите с сестрою вашею и тогда крестите меня". И послушались цари и послали сестру свою, сановников и священников. Она же не хотела идти, говоря: "Иду как в полон, лучше бы мне здесь умереть". И сказали ей братья: "Может быть, обратит тобою бог Русскую землю к покаянию, а Греческую землю избавишь от ужасной войны. Видишь ли, сколько зла наделала грекам Русь? Теперь же если не пойдешь, то сделают и нам то же, что в Корсуни". И едва принудили ее. Она же села в корабль, попрощалась с ближними своими с плачем и отправилась через море. И пришла в Корсунь, и вышли корсунцы навстречу ей с поклоном, и ввели ее в город, и посадили ее в палате. По божественному промыслу разболелся в то время Владимир глазами и не видел ничего. И скорбел сильно и не знал, что сделать. И послала к нему царица сказать: "Если хочешь избавиться от болезни этой, то крестись поскорей; если же не крестишься, то не избудешь недуга своего". Услышав это, Владимир сказал: "Если вправду исполнится это, то поистине велик бог христианский". И повелел крестить себя. Епископ же корсунский с царицыными попами, огласив, крестил Владимира. И когда возложил руку на него, тотчас же прозрел он. Ощутив свое внезапное исцеление, Владимир прославил бога: "Теперь узнал я бога истинного". Многие из дружиннико, увидев это, крестились. Крестился же он в церкви святого Василия, а стоит церковь та в городе Корсуни посреди града, где собираются корсунцы на торг; палата же Владимира стоит с края церкви и до наших дней, а царицына палата - та за алтарем. По крещении же Владимира привели царицу для совершения брака. Не знающие же истины говорят, что крестился Владимир в Киеве, иные же говорят, - в Васильеве, а другие и по-иному скажут. Когда же Владимира крестили и научили его вере христианской, сказали ему так: "Пусть никакие еретики не прельстят тебя, но веруй, говоря так: "Верую во единого бога отца, вседержителя, творца неба и земли" - и до конца этот символ веры"...
После всего этого Владимир взял царицу, и Анаствса, и священников корсунских с мощами святого Климента, и Фива, ученика его, взял сосуды церковные, и иконы на благословение себе. Поставил и церковь в Корсуне на горе, которую насыпали посреди города, выкладывая землю из насыпи; стоит церковь та и доныне. Отправляясь, захватил он и двух медных идолов и четырех медных коней, что и сейчас стоят за церковью святой Богородицы и про которые невежды думают, что они мраморные. Корсунь же отдал грекам как вено за царицу, а сам вернулся в Киев,."1 - так описан Корсуньский поход Владимира в "Повести временных лет".
Предыстория этих событий такова. В сентябре 987 года восставший командующий восточной византийской армией Варда Фока объявил себя императором. Узурпатор, двигавшийся по направлению к Константинополю, был признан всей Малой Азией. Законному императору Василию II грозила катастрофа, и он обратился за помощью к русскому князю Владимиру, послав к нему посольство, которое прибыло в Киев зимой 987/88 года. Поскольку Владимир уже и ранее высказывал интерес к христианству, послы Василия были готовы обсудить с ним дела церковные и государственные. Достигнутое между ними соглашение обеспечивало Василию военную поддержку, в свою очередь Владимир получал руку сестры императора Анны, но при условии, что он и его народ примут христианство.
Весной или летом 988 года шеститысячная армия русов приббыла в Константинополь. В битве при Хрисополисе, а также в битве при Абидосе 13 апреля 989 года она решила исход дела, и трон Василия был спасен. Русские воины остались на службе в Византии, а Владимир и жители Киева очень скоро были крещены. Однако, после победы при Абидосе император не спешил выполнять данные Владимиру обязательства. Сложившаяся традиция запрещала отпрыская императорской семьи вступать в брак с варварами, и багрянородная невеста не желела отправляться в Киев.
Возмущенный этим греческим двуличием, Владимир решил добиться цели, применив военную силу. Он ударил по византийским владениям в Крыму и овладел Херсонесом (Корсунью) где-то между апрелем и июлем 989 года.
Потеряв Херсонес, вынужденный принять меры к подавлению вспыхнувшего мятежа, возглавляемого Вардой Склиром, постоянно тревожимый вражескими действиями болгар, император Василий решил пожертвовать сестрой ради политической выгоды. Анна отправилась в Херсонес, где и состоялось ее бракосочетание с Владимиром. Город был возвращен императору в качестве вено (выкуп за невесту). Владимир и его багрянородная жена отбыли в Киев в сопровождении группы лиц духовного звания для учреждения русской церкви.
Таков общий взгляд, разделяемый большинством историков. Однако в их мнениях существует ряд отличий, о которых необходимо упомянуть.
Некоторые ученые полагают, что одним из условий соглашения между императором и Владимиром было требование последнего, чтобы созданная в Киеве церковь обладала особым статусом. Недоверие к императору лишь укрепило Владимира в желании, чтобы новоучрежденная русская церковь была независимой от константинопольского патрирха. Многие предположения о первоначальной организации древнерусской церкви имеют своим источником именно этот тезис.
Другие, пытаясь как-то примирить противоречивые данные о месте и времени крещения Владимира, предполагают, что принятие им христианства происходило в два этапа: первый - подготовительный - состоялся во время пребывания византийского посольства в Киеве и второй - само таинство крещения - в Херсонесе после взтия города Владимиром. Такая интерпретация была продиктована нежеланием игнорировать одно из противоречий в существующих свидетельствах.
Рядом ученых отмечалось, что захват Херсонеса был связан главным образом с открвтием для Руси днепровского выхода к Черному морю. Доведенная до крайности, эта гипотеза предполагает, что главной причиной разорения Херсонеса было уменьшение политического и экономического значения этого города как византийского оплота на черноморском побережье и, таким образом, укрепление позиций Тмутаракани - русской сторожевой заставы у выхода из Азовского в Черное море.
Другие ученые высказывали сомнения относительно даты взятия Херсонеса Владимиром до 27 июля 989 года. Слабость их точки зрения связана с использованием ненадежной и противоречивой хронологии событий, имеющейся в древнерусских источниках, а также с предположением, что император не заключил бы мира с Вардой Склиром в октябре 989 года, если бы он враждовал с Владимиром, в результате чего не мог рассчитывать на поддержку со стороны русов. Сила же их аргументации заключается в предположении, что вражда между императором и Владимиром из-за нежелания Василия отдать Анну замуж могла начаться только после битвы при Абидосе (13 апреля 989 года), из чего они заключают, что осада Херсонеса началась в июле 989 года, а падение города произошло после октября 989 года, вероятнее всего, в начале 990 года. Иные исследователи, принимвя во внимание, что Херсонес был взят до 27 июля 989 года, предполагают, что Владимир лично командовал русским войском в битве при Абидосе 13 апреля этого года. Они, далее, полагают, что Владимир, обманутый обещанием отдать ему багрянородную невесту, взял Херсонес на обратном пути, возвращаясь домой. Как бы ни была привлекательна эта гипотеза, она, однако, упускает из виду тот факт, что русское войско осталось в Византии.
Ряд историков принимает как доказанный факт визит папских послов к Владимиру в Херсонес после его взятия. Но это посольство было выдумкой московского летописца XVI столетия, который, подчеркивая, что решение Владимира о принятии крещения по греческому обряду было добровольным, подводил историческую основу под провозглашение Москвы Третьим Римом.
Некоторые исследователи, пытаясь установить повод предприянтого Владимиром похода на Херсонес, выдвигают в качестве такового политические, государственные соображения: Владимир желал войти в содружество христианских народов и вести как равный перегоаоры с византийским императором, но был слишком горд, чтобы просить Византию о крещении Руси. При этом, желая породниться с императорским домом, Владимир имел в виду международный престиж своего государства. Другие предпочитают говорить о неукротимой чувственности Владимира: он так легко согласился принять христианство и завоевал Херсонес лишь для того, чтобы заполучить принцессу, "рожденную в багрянице", то есть в багряной палате императорского дворца. Есть и такие историки, которые полагают, что независимость русской церкви от Византии была столь важна для Владимира, что он завоевал Херсонес для того, чтобы корсунские священники совершили евангелизацию его страны ( с архиепископом херсонесским в качестве надзирающего новоучрежденную русскую церковь).
Этот небольшой обзор показывает, что корсунский вопрос остается ключевым для понимания русско-византийских отношений во времена принятия христианства на Руси.
Заключение
Принятие христианства не было делом случая и не было навязано византийским императором. Дата и обстоятельства крещеня князя Руси и ег дружины явились результатом конкретной политической обстановки. Но самому приобщению Киевского государства к миру христианских ценностей предшествовало длительное, восходящее к IX веку проникновение христианства на территорию Среднего Приднепровья и его растущее влияние при киевском дворе, особенно после крещения бабки Владимира - Ольги.
В основе дипломатических инициатив Василия II лежали политические и военные причины, возникшие в результате его борьбы с узурпаторами. В 986 - 989 годах император был далек от мысли о действительном обращении Руси в христианство. Македонская династия, двор императора, несомненно, более всего желали оправдать нарушение матримониальной традиции. И для такого оправдания было бы вполне достаточным, чтобы, по меньшей мере, новый родственник и союзник хотя бы формально не был язычником. Но если бы идея обращения Руси в христианство родилась в связи с этим на берегах Босфора, возвращение к язычеству было бы неизбежным: так было после скороспелого почина Фотия в 867 году, а также во времена Ольги и ее сына Святослава, когда уже ощущалась необходимость перемен, но опасение порвать с традиционным мироощущением было еще все-таки велико. Эти опасения уменьшились в последующие десятилетия. Отказ от старых представлений вызревал, а условия, созданные Василием II, чрезвычайно облегчили Владимиру вписать свои решения о крещении в контекст межгосударственных политических и династических реалий Европы того времени. Господствующая верхушка Киевского государства политически и духовно уже созрела к принятию христианства, так что прочность княжеского решения и устойчивость принятого христианства на этот раз были обеспечены.
Крещение Руси не вызывало ожидаемого отклика в византийском обществе. Напротив, Русь в качестве союзника Василия воспринималась как апокалипсическая сила, грозящая империи и ее столице уничтожением. Византийские историки проявляют удивительную сдержанность, описывая одержанную императором с помощью русов победу. Пселл в своей "Истории", написанной в сер. XI века, относится к тавроскифам как к варварам., так, будто Русь все еще оставалась языческой. В XI столетии в византийском политическом мышлении Русь оставалась вне пределов идеальной христианской Вселенной ромеев.
Инициатива христианизации зародилась у правящей верхушки Киевской Руси. Новая религиозная идеология обязана своим дальнейшим упрочением и распространением высшему классу древнерусского общества. Таким образом, крещение Руси явилось не проявлением деятельных сил византийской цивилизации, но результатом активного стремления правящих слоев древнерусского общества найти в византийских пределах христианского мировосприятия те ценности, которые помогут находить ответ на волнующие их вопросы. Совпадение назревших условий и правильных решений придало событиям 987 - 988 годов характер эпохального поворота.
Список использованной литературы
1.Гордиенко Н.С. Крещение Руси: факты против легенд и мифов.- Л., 1986.
2. Греков Б.Д. Культура Киевской Руси. Общественный строй и духовная культура. - М.-Л., 1951.
3. Еремин И.П. Повесть временных лет. Проблемы ее историко-литературного изучения. - Л., 1946.
4. Иконников В.С. Опыт исследования о культурном значении Византии в русской истории. Киев, 1869.
5. Лихачев Д.С. Культура Древней Руси. - Л., 1964.
6. Лихачев Д.С. Великое наследие. Классические произведения литературы древней Руси. // Избранные работы в трех томах. Т.2. - Л., 1987.
7. Мавродин В.В. Образование Древнерусского государства. - Л., 1945.
8. Оболенский Д.К. К вопросу о путешествии русской княгини Ольги в Константинополь в 957 г. // Проблемы изучения культурного наследия. - М., 1985.
9. Пашуто В.Т. Внешняя политика Древней Руси. М., 1968Повесть временных лет. Ч.I-II. - М-Л., 1950.
10. Повесть временных лет. Ч.1-2. - М-Л., 1950
11. Поппэ А. Политический фон крещения Руси (Русско-византийские отношения в 986-989 годах).// Как была крещена Русь. - М., 1990.
12. Прошин Г. Второе крещение. // Как была крещена Русь. - М., 1990..
13. Приселков М.Д.Очерки по церковно-политической истории Киевской Руси X - XII вв. Спб.1913.
14. Рапов О.М. Русская церковь в IX - первой трети XII вв.: Принятие христианства. - М., 1988.
15. Рыбаков Б.А. Древняя Русь. Сказания. Былины. Летописи. - М, 1963.
16. Сахаров А.Н. Дипломатия древней Руси IX - первая половина X в.- М., 1980.
17. Скрынников Р.Г. Российская История IX - XVII вв. - М., 1995.
18. Тихомиров М.В. Русская культура X - XVIII вв. - М., 1968.
19. Творогов О.В. Принятие христианства на Руси и древнерусская литература. // Введение христианства на Руси. - М., 1987.
20. Тихомиров М.В. Исторические связи России со славянскими странами и Византией. - М., 1969.
21. Удальцова З.В. Киев и Константинополь - культурные связи до XIII века. // Как была крещена Русь. - М., 1990.
22. Успенский Ф.И. Русь и Византия в X веке. Одесса, 1888.
23. Фроянов И.Я. Киевская Русь.: Очерки социально-политической истории. - Л., 1980.
24. Шахматов А.А. Корсунская легенда о крещении Владимира. - Спб., 1908.
25. Щапов Я.Н. Княжеские уставы и церковь в Древней Руси (XI - XIV вв.). - М., 1972.

1 Повесть временных лет. Ч.1. - М-Л., 1950. С.18. 1 Повесть временных лет. Ч.1. - М-Л., 1950. С.24. 1 2

Работа на этой странице представлена для Вашего ознакомления в текстовом (сокращенном) виде. Для того, чтобы получить полностью оформленную работу в формате Word, со всеми сносками, таблицами, рисунками, графиками, приложениями и т.д., достаточно просто скачать работу.

Скачать работу Скачать Наверх

Мы выполняем любые темы

экономические
гуманитарные
юридические
технические

Закажите сейчас

Лучшие работы

 Коллизионные нормы
 Формирование моторных навыков и диагностика моторных навыков ребенка
 Проблемы сензитивных периодов развития

Ваши отзывы

Здравствуйте! Большое спасибо за отлично выполненный заказ. Диплом я защитил на отлично. Через год защищается жена – так что я опять к вам :) С искренним уважением.
Владимир Н.
<<Все отзывы

Партнеры и друзья проекта

 



Rambler's Top100


Рейтинг@Mail.ru

Copyright © Refbank.Ru 2005-2014
Все права на представленные на сайте материалы принадлежат Refbank.Ru.
Перепечатка, копирование материалов без разрешения администрации сайта запрещено.