Refbank.Ru - рефераты, курсовые работы, дипломы по разным дисциплинам
Рефераты и курсовые
 Банк готовых работ
Дипломные работы
 Банк дипломных работ
Заказ работы
Заказать Форма заказа
Лучшие дипломы
 Проектирование учебных площадок и автодромов
 Бухгалтерский учет поступления и выбытия основных фондов
Рекомендуем
 
Новые статьи
 Почему темнеют зубы и как с этом...
 Иногда полезно смотреть сериалы целыми...
 Фондовый рынок идет вниз, а криптовалюта...
 Как отслеживают частные...
 Сочинение по русскому и литературе по тексту В. П....
 Компания frizholod предлагает купить...
 У нас можно купить права на...
 Подскажем где и как открыть категорию...
 Сдать курсовую в срок поможет Курсач.эксперт. Быстро,...
 Размышления о том, почему друзья предают. Поможет при...
 Готовая работа по теме - потеря смысла жизни в современном...
 Рассуждения о проблеме влияния окружающего шума на...
 Рассуждения по тексту Владимира Харченко о роли науки в...
 Проблема отношений человека с природой в сочинении с...
 Рассуждение по теме ограниченности...


любое слово все слова вместе  Как искать?Как искать?

Любое слово
- ищутся работы, в названии которых встречается любое слово из запроса (рекомендуется).

Все слова вместе - ищутся работы, в названии которых встречаются все слова вместе из запроса ('строгий' поиск).

Поисковый запрос должен состоять минимум из 4 букв.

В запросе не нужно писать вид работы ("реферат", "курсовая", "диплом" и т.д.).

!!! Для более полного и точного анализа базы рекомендуем производить поиск с использованием символа "*".

К примеру, Вам нужно найти работу на тему:
"Основные принципы финансового менеджмента фирмы".

В этом случае поисковый запрос выглядит так:
основн* принцип* финанс* менеджмент* фирм*
Инвестиционный менеджмент

реферат

Инвестиционная поддержка предприятий сферы обслуживания



СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 3
1. Инвестиционная поддержка малого бизнеса 4
2. Опыт изучения потребностей населения в
бытовых услугах 11
3. Инвестиционный проект предприятия бытового
обслуживания 17
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 31
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 33
ВВЕДЕНИЕ
В условиях глубокого экономического кризиса и крайней ограниченности ресурсов для капиталовложений в экономику России проблема приоритетности выбора направлений инвестиционной деятельности приобретает чрезвычайное значение. Учитывая данное обстоятельство, надо включать в систему таких приоритетов и сферу малого и среднего бизнеса. Это вытекает не из конъюнктурных, политических или идеологических установок, а из объективного хода социально-экономических процессов, из того, каковы место и перспективы данной сферы в решении ряда остроактуальных для нашей страны задач (создания конкурентной среды, повышения уровня и эффективности занятости населения, отработки и распространения новых технических решений и др.).
Между тем пока нет оснований говорить о том, что российский малый и средний бизнес (МСБ) реально пользуется какими-то предпочтениями в распределении инвестиционных ресурсов; скорее имеет место противоположная ситуация, когда эта сфера оттесняется на второй план. Финансирование было и остается наиболее уязвимой проблемой российского МСБ. По данным социологического опроса руководителей малых предприятий (МП), половине респондентов при их организации пришлось ограничиться собственными сбережениями; немногим более четверти сумели получить кредит, а менее 20% - привлечь средства вкладчиков. Самая серьезная проблема на начальной стадии, как отмечают предприниматели, - финансы и помещения, затем отношения с местными органами управления. При этом проблема инвестирования остается основной на всем протяжении деятельности фирмы.
1. Инвестиционная поддержка малого бизнеса
В западных странах действуют многочисленные коммерческие банки, страховые компании, отраслевые фонды, региональные коммерческие отделения институциональных структур содействия малому бизнесу, огромное количество региональных гарантов, благотворительных фондов и ассоциаций, активно и весьма разнообразно его поддерживающие. Мы такого рода институтами не располагаем, что, разумеется, существенно тормозит развитие МСБ, тем более, что и ощутимой государственной материально-финансовой помощью последний не пользуется. Поэтому вполне естественно, что в настоящее время развитие сети МП не оказывает еще решающего влияния на формирование товарных рынков, а поддержание предпринимательской активности в сфере МСБ не имеет необходимой почвы. Положение с обеспеченностью этих предприятий материальными, энергетическими и финансовыми ресурсами не только не улучшается, но в последние годы, напротив, ухудшается. Согласно результатам выборочных обследований деловой активности малого предпринимательства в промышленности, строительстве и розничной торговле, проведенных в 1995-1996 гг., запасы сырья и материалов сократились примерно у 40% малых хозяйств. Сложившийся уровень заказов и обеспеченности ресурсами большинство предпринимателей оценивали как находящееся на уровне "ниже нормального", хотя, в отличие от крупных предприятий, в сфере МСБ наблюдаются некоторые тенденции стабилизации экономического положения. Так, в течение 1995- 1996 гг. на малых предприятиях достаточно стабильными оставались численность занятых и уровень использования производственных мощностей.
Несмотря на то, что капитальные вложения МП составляют достаточно внушительную сумму (11% от капиталовложений в экономику России за счет всех источников финансирования), активность малых предприятий промышленности в области инвестиций весьма низка. Опросы показали, что среди причин, влияющих на ограничение инвестиционной деятельности, около 60% респондентов выделяют высокий уровень налогообложения, 30 - высокие темпы инфляции, более 30% - общую экономическую и политическую нестабильность.
Лица, возглавляющие МП, критически характеризуют конкурентоспособность своей продукции: "средней" применительно к внутреннему рынку ее полагают лишь несколько более 50% руководителей. Низкая конкурентоспособность продукции соответственно сдерживает спрос на нее.
Руководители обследованных малых предприятий основными факторами, сдерживающими их инновационную деятельность, считают недостаток собственных средств (около 75% опрошенных), высокие налоговые ставки (более 60%), неприемлемые условия инвестирования и кредитования (25%).
Анализ источников финансирования предприятий МСБ показывает, что наиболее доступными для этой сферы являются внутренние источники развития - их используют более трех четвертей предприятий, тогда как из внешних источников черпает какие-то ресурсы лишь один из четырех субъектов малого бизнеса.
Данные опроса показывают, что первое место среди источников финансирования занимают доходы от собственной деятельности МП, на это указали два из трех его участников. Второе место занимает другой внутренний источник - личные средства учредителей МП (21,7%). На третьем месте - частный кредит, к нему прибегают 17,9% МП. Прочие источники используют около 10-15% таких предприятий. При этом свыше 20% опрошенных руководителей МП считают, что их предприятия вообще не имеют возможности развиваться.
Более полное представление о характере инвестирования сферы МСБ дают результаты опросов о направлении вложений средств МП, Согласно этим сведениям, лидируют МП, направляющие инвестиции в оборудование и транспорт (57,5%); на втором месте - те, чьи вложения идут на пополнение оборотных средств (44,3%). Многие предприятия вкладывают значительные средства в ремонт помещений и рекламу (около 38%); приблизительно 20% МП направляют ресурсы на обучение своего персонала. Сравнение данных по группам МП свидетельствует о ряде различий, связанных со спецификой сфер деятельности. Например, МП торговли значительно чаще пополняют свои оборотные средства (76%), но отстают во вложениях в человеческий капитал - всего 8% их количества занимаются обучением своих сотрудников, тогда как по всей выборке - 20,8%.
Одной из главных проблем развития МП является их слабое инвестирование в связи с повышенными в данной области рисками при кредитовании. Последние вызваны следующими факторами: малые предприятия обычно не имеют возможности самостоятельно предоставить стопроцентную гарантию по своим обязательствам, не существует отлаженной системы гарантий и страхования их инвестиционной деятельности; кадровый состав МСБ обычно не имеет достаточной экономической подготовки и потому зачастую представляет слабо проработанные инвестиционные проекты; что же касается консалтинговых услуг по ведению бизнеса и подготовке инвестиционных проектов, то они, как правило, для предприятий МСБ слишком дороги.
По данным опроса руководителей МП, в доступе к кредитным ресурсам они испытывают на себе как общую жесткость кредитно-денежной политики, так и проявление дискриминационной политики банков по отношению к МСБ. При этом среди трудностей в доступе к кредитам лидируют ценовые ограничения (очень высокие проценты отметили 47,6% руководителей МП), затем следует комплекс не-ценовых ограничений - нереальный залог и гарантии (21,9%), ограниченность сроков кредитования (14,3%), недоступность инвестиционных кредитов (10,5%), далее - субъективные оценки дискриминирующих условий (17,1%), при этом роль организационных факторов невелика.
Коммерческие банки не заинтересованы в кредитовании малых предприятий из-за отсутствия отработанных технологий по инвестированию их, необходимости рассмотрения большого количества инвестиционных проектов при высокой себестоимости операций по их проработке. Банки не хотят рисковать, поскольку уже имеют негативный опыт исчезновения кредитуемых фирм, невозврата кредитов, сокрытия залога, в том числе в сфере МСБ. Поэтому для обеспечения страховки и возможности контроля круг кредитуемых организаций ограничивается теми, которые держат расчетный счет в банке, являющемся предполагаемым кредитором. Банки избегают кредитовать вновь организованные фирмы, при этом обязательно требуют залог при гарантии от третьей стороны, которая может поручиться за МП своим имуществом. Уровень процента учитывает степень риска, который для МП достаточно высок; стандартные сроки, на которые предоставляется кредит колеблются от трех месяцев до полугода.
Отсюда вывод: российским банкам необходимо развивать финансовые услуги для МСБ, соответствующие тем, что существуют на Западе. Прежде всего это относится к необходимости детальной проработки и экспертизы каждого проекта, независимо от суммы кредитования, и к совершенствованию способностей банков оценивать ссуды, основываясь более на знании рынка и потенциальных ресурсов предприятий, чем на стоимости их основных фондов и размере залога.
Большого внимания заслуживают появившиеся и заметно развившиеся специфические негосударственные структуры поддержки малого и среднего предпринимательства. Одной из первых таких структур стало созданное в 1992 г. Российское агентство поддержки малого и среднего бизнеса (далее Российское агентство). Его основная задача состоит в содействии развитию предпринимательской активности населения путем предоставления широкого комплекса консультационных, информационных и экспертных услуг для начинающих предпринимателей, малых и средних предприятий. Речь идет о консультациях по вопросам экономической, финансовой, налоговой политики и ведению бухгалтерского учета; о помощи в разработке учредительных документов, в регистрации предприятий и лицензировании их деятельности, выработке фирменного стиля; об обучении (на основе специальных программ, разработанных Российским агентством при участии британских специалистов) практическим деловым навыкам для успешного развития собственного дела (имеются в виду бизнес-планирование, маркетинг, реклама, этика предпринимательства и др.); об оказании информационно-справочного содействия по внешнеторговым операциям, таможенным вопросам и другим проблемам нормативно-правового характера.
Российское агентство постоянно стремится к расширению сферы своей деятельности. В последнее время это, прежде всего, касается вопросов поддержки инвестиционной активности предприятий МСБ. Для этого в структуре агентства выделен специальный инвестиционный отдел, задачи которого сейчас таковы: подготовка и проведение обучения и консультирования по вопросам составления бизнес-планов, по инвестиционному проектированию и финансовому менеджменту; разработка и проведение экспертизы инвестиционных проектов; поиск источников их финансирования. Оно является официальным агентом Федерального фонда поддержки малого предпринимательства по отбору предпринимательских проектов для предоставления кредитов. С участием агентства в рамках реализации Федеральной программы государственной поддержки малого предпринимательства в РФ на 1996-1997 гг. разработана "Методика конкурсного отбора и экспертизы инвестиционных проектов в сфере малого предпринимательства".
Функции Российского агентства по началу были в большой степени ориентированы на потребности развития МСБ в московском регионе, теперь оно стало играть роль неформальной методической и координирующей организационной структуры и в общероссийском масштабе.
Реализуется эта роль в значительной степени через активное участие в создании сети соответствующих региональных агентств в субъектах РФ (в настоящее время действует уже 47 таких агентств). Эта деятельность Российского агентства была предопределена федеральными органами власти: в декабре 1994 г. Правительство РФ приняло специальное постановление № 1434 "О сети региональных агентств поддержки малого предпринимательства". Этим документом принята схема финансирования работ по созданию сети региональных агентств за счет ассигнований из государственного бюджета, выделяемых по каналам Федерального фонда поддержки малого предпринимательства. Региональные агентства поддержки малого и среднего бизнеса являются организациями, специально создаваемыми для оказания физическим и юридическим лицам услуг по становлению малого и среднего предпринимательства и обеспечению его результативного функционирования. Перечень таких услуг определяется степенью развития агентств и может включать практически все виды поддержки малого и среднего бизнеса - от сугубо информационного обслуживания и юридических консультаций до непосредственного участия в инвестициях. Агентства, как правило, не ставят своей основной целью получение прибыли, и поэтому их услуги, при достаточно высоком качестве, дешевле, чем предоставляемые другими организациями, а в ряде случаев и вовсе бесплатны, если агентства функционируют в контакте с органами власти и управления всех уровней и опираются на помощь этих органов.
В настоящее время Российское агентство поддержки малого и среднего бизнеса возглавило работу по созданию единой информационной сети региональных агентств, ведущуюся при активном участии организаций, которые имеют большой опыт в области современных информационных технологий. И это важный этап деятельности и Российского, и региональных агентств. Практика показала, что определенная этапность служит весьма существенным условием эффективного организационного развития отдельных региональных агентств и их сети. Она предполагает постепенное движение по мере накопления организационного опыта, стабилизации финансового положения, оснащения современными организационно-техническими средствами и т.п. Столь же постепенно и последовательно должен формироваться пакет предоставляемых услуг, причем не по принципу простого расширения их перечня, а посредством отбора вариантов, наиболее выгодных агентствам и необходимых в том или ином конкретном регионе.
Оценку перспектив деятельности агентств поддержки МСБ правомерно связывать с тем, что ее значимость постоянно подчеркивается как федеральным правительством, так и на уровне региональных властей. Это, разумеется, дает повод для оптимистических прогнозов. К сожалению, действующий механизм реальной поддержки МСБ еще нельзя признать отвечающим даже нынешним объективным требованиям, и тем более, задачам, которые могут и должны быть решены для повышении его инвестиционной активности.
Как известно, реализация программ инвестиционной поддержки МСБ может иметь двоякое обоснование. Во-первых, содействие развитию малого предпринимательства является эффективным средством решения социальных проблем, и прежде всего проблемы занятости. Поэтому концепция социальной направленности финансовой поддержки сферы МСБ исходит из того, что осуществление социально полезных функций малого бизнеса должно дотироваться государством и обществом. Во-вторых, - важность развития МСБ с точки зрения эффективности использования народнохозяйственных ресурсов. При таком подходе средства, выделяемые МСБ, должны, с позиций рыночной экономики, рассматриваться как инвестиции, способные принести прибыль.
2. Опыт изучения потребностей населения в бытовых услугах
На сегодняшний день проблема регулирования развития сферы бытовых услуг является прерогативой органов управления. Система экономического регулирования бытового обслуживания на региональном уровне должна предусматривать проведение протекционистской политики в отношении предприятий, удовлетворяющих существующие потребности населения в бытовых услугах. В связи с этим возникает необходимость определения объема и структуры сложившихся потребностей населения, степени их удовлетворения, причин возникновения неудовлетворенных потребностей. Необходимость регулярного проведения подобных исследований обусловлена существованием в условиях нестабильной ситуации значительных изменений механизма формирования потребностей в бытовых услугах. Информация о потребностях может быть получена в результате осуществления маркетинговых исследований.
В ходе исследования использовалась как вторичная, так и первичная информация. Большая часть необходимой информации была получена в результате "полевых" исследований, осуществленных на базе анкетирования 3020 респондентов. В качестве респондентов выступали жители различных территориальных округов г.Москвы.
Распределение опрошенных по половозрастному составу, месту проживания, социальной принадлежности, составу семьи и по уровню дохода представлены на рисунках 1-5.
Как показал опрос, наибольшее количество потребителей пользуются ремонтом обуви (88,6%), фотоуслугами (86,3%) и парикмахерскими услугами (80,6%). Этими же услугами потребители хотели бы пользоваться более часто. Наименьшее число жителей г. Москвы пользуются такими услугами, как ремонт трикотажных изделий (22,8%), пошив обуви (20,3%), изготовление мебели (20,1%).
Анализ характеристик неудовлетворенных потребностей в услугах дал возможность выявить следующую картину (см. таблицу 1 и рисунки 6,7). Потребности в полном объеме не удовлетворены практически по всем видам услуг за исключением услуг по изготовлению и ремонту металлоизделий, ритуальным услугам. В наименьшей степени удовлетворены потребности в химической чистке. Несмотря на то, что ремонтом трикотажных изделий пользуется небольшая доля потребителей, уровень удовлетворения потребностей в данном виде услуг является невысоким. Объем в качестве первой из причин, снижающих потребление услуг. Второе место по большинству услуг занимает их низкое качество.
Высокий уровень цен имеет наибольшую значимость при отказе от потребления следующих услуг: ремонт и строительство жилья, ремонт обуви, парикмахерские услуги. Отсутствие предприятий прежде всего сказывается на снижении степени удовлетворения потребностей в услугах проката, пошива обуви и ремонта мебели. Территориальная недоступность предприятий негативно отражается на уровне потребления услуг бань и душевых, ремонта мебели, услуг проката. Неудобный режим работы предприятий назван большинством респондентов в качестве главной причины, снижающей частоту потребления таких услуг, как ремонт и изготовление металлоизделий, ремонт и техническое обслуживание бытовой радиотелевизионной аппаратуры, услуг бань и душей. Значительное число нареканий по поводу качества услуг было высказано в отношении ремонта обуви. Химической чистке также было указано на низкий уровень обслуживания. Кроме того, такое же замечание было высказано по поводу парикмахерских услуг и услуг бань и душевых.
В рамках маркетингового исследования также был осуществлен анализ потребностей в бытовых услугах отдельных половозрастных групп населения г. Москвы. Данный анализ позволил сделать следующие выводы.
Характеристики неудовлетворенных потребностей населения г. Москвы
в бытовых услугах Вид услуг
Объем потребления бытовых услуг в натуральном выражении (УС. ед.) Объем потребностей в бытовых услугах в натуральном выражении (ус. ед.) Объем неудовлетворенных потребностей в бытовых услугах в натуральном выражении (ус. ед) Ремонт обуви 23741413,5 28718269,3 4976855,8 Пошив обуви 1966591,2 45110842 2544493,0 Ремонт швейных, меховых, кожаных изделий 4679279,5
9211927,2
4532647,7
Пошив швейных, меховых, трикотажных, кожаных изделий 5498692,5
13580692,3
8081999,8
Ремонт трикотажных изделий 5498692,5 4968230,4 2880883.6 Пошив и вязка трикотажных изделий 2742877.2
7900866,4
5157989,2
Ремонт и техобслуживание бытовой радиоэлектронной аппаратуры 7460971,0
10928381,8
3467410,8
Ремонт бытовых машин и приборов 7732671,1
9656135,3
1923464,2
Ремонт и изготовление металлоизделий 8672839,7
8056123,6
Потребности удовлетворены Ремонт мебели 2402173,9 6727812,0 4325638,1 Изготовление мебели 1923464,2 3644231.5 1720767,3 Химическая чистка и крашение одежды 1888962,6 21395304,7 19506342,1
Услуги прачечных 19476153,2 35571149,6 16094996,4 Ремонт и строительство жилья 3583853,7 6080907.0 2497053,3 Обслуживание и ремонт автомобильного транспорта 20951096,6
23034130,7
2083034,1
Услуги фотоателье, фото- и ки нолаборатории 43855846,3
46684977,5 2829131,2 Транспортно-экспедиторские услуги 15793107,4 19985051,8 4191944,4 Услуги бань и душевых 33815880,7 40660135.6 6844254,9 Услуги парикмахерских 45287662,7 56819822,5 11532159,8 Услуги предприятий по прокату 2911072,5 6024841,9 3113769,4 Ритуальные и обрядовые услуги 1440441,8 1285184,6 Потребности удовлетворены
Как мужское, так и женское население г. Москвы наиболее часто пользуется такими бытовыми услугами, как услуги бань и душей, прачечных и парикмахерских. Потребности в этих видах услуг также высоки. Кроме того, для мужчин характерен значительный уровень потребностей в услугах проката и химической чистке. Рассматривая потребление бытовых услуг по возрастным группам мужского населения, следует отметить, что уровень потребления услуг выше аналогичного показателя в среднем по сегменту по химической чистке - у мужчин от 26 до 60 лет; по ремонту бытовых машин и приборов, обслуживанию и ремонту автомобильного транспорта, фотоуслугам, услугам бань и душей - у мужчин от 26-40 лет; по услугам прачечных и транспортно-экспедиторским услугам - у мужчин от 41 до 60 лет. По женскому населению также наблюдаются существенные отличия значений показателей потребления услуг по возрастным группам от средних показателей по сегменту. Так, потребление услуг ремонта обуви, ремонта и изготовления металлоизделий, химической чистке одежды, услугам парикмахерских выше чем в среднем по женскому населению у женщин 16-40 лет; по услугам бань и душей - у женщин 26-40 лет; по услугам ремонта швейных меховых, кожаных изделий, обслуживанию и ремонту автомобильного транспорта - у женщин 41-60 лет; по услугам проката - у женщин 26-40 и старше 61 года. Для мужского населения наибольший объем неудовлетворенных потребностей характерен по услугам проката, ремонту швейных, меховых, кожаных изделий и химической чистке, для женского населения - по услугам прачечных, ремонту обуви и химической чистке. По обеим рассматриваемым группам потребителей основной причиной существования неудовлетворенных потребностей в большинстве видов бытовых услуг являются высокие цены.
Проведенное исследование позволило выявить ряд особенностей в потреблении бытовых услуг в различных группах населения по уровню дохода.
Наибольший объем потребления услуг населением с низким уровнем дохода наблюдается по услугам парикмахерских, услугам бань и душей, прачечных, ремонта и изготовления металлоизделий. По данным видам услуг значителен и объем существующих потребностей. Относительно высок уровень потребностей и по услугам ремонта обуви и проката. Размер неудовлетворенных потребностей велик по услугам прачечных и проката. По всей совокупности услуг тенденция по преобладанию такой причины, как высокие цены на услуги, присуща и данному сегменту потребителей.
Рассматривая особенности пользования услугами населением г. Москвы со среднем уровнем дохода, следует отметить, что наиболее высокий уровень потребления наблюдается по тем же видам услуг, что у населения с низким уровнем дохода. Однако объем этого потребления в 1,5-2 раза выше, чем у упомянутого сегмента. Аналогичная ситуация наблюдается и по данным, характеризующим потребности в бытовых услугах. Перечень видов услуг остается прежним. Объем потребностей в них в среднем на 20% выше, чем у населения с низким уровнем дохода. В данном сегменте высокие цены как причина отказа от потребления бытовых услуг начинают терять свое главенствующее положение. Наибольшую значимость все более приобретают качественные характеристики деятельности предприятий бытового обслуживания.
Анализируя характеристики потребления услуг населением с высоким уровнем дохода, можно сделать следующие выводы. Состав наиболее часто потребляемых видов услуг остается прежним, как и в рассмотренных ранее группах по уровню дохода. Объем же потребления повышается на 15-20% по сравнению с сегментом со средним уровнем дохода. Уровень потребностей является высоким по наиболее часто потребляемым видам услуг, а также по услугам химчистки. Наибольший объем неудовлетворенных потребностей ниже, чем у населения со средним уровнем дохода. Высокие цены полностью теряют свою значимость как причина, не позволяющая пользоваться бытовыми услугами. Основную роль играют качественные показатели функционирования предприятий.
Результаты маркетингового исследования потребностей населения г. Москвы в бытовых услугах были использованы при разработке Концепции развития бытового обслуживания населения г. Москвы.
Информация, полученная в ходе исследования, также может найти свое применение при:
- расчете необходимого количества рабочих мест и работающих для наиболее полного удовлетворения потребностей населения г. Москвы в бытовых услугах;
- определении требуемого объема инвестиций в эту сферу;
- выявлении приоритетных направлений совершенствования деятельности предприятий бытового обслуживания;
- формировании перечня социально-значимых видов услуг;
выработке мер по поддержке социально-незащищенных слоев населения в области потребления бытовых услуг.
3. Инвестиционный проект предприятия бытового обслуживания
Обоснование необходимости создания открытого акционерного общества рассмотрим на примере проекта создания АО "Татбытсоюз"
Бытовое обслуживание всегда имело важное значение для дальнейшего повышения жизненного уровня населения. В настоящее время его роль, пожалуй, еще более увеличивается.
Во-первых, важна роль бытового обслуживания в сохранении и восстановлении потребительских свойств изделий, находящихся в пользовании граждан. Сегодня в связи с низкой платежеспособностью основной массы населения растет спрос на социально необходимые виды бытовых услуг: услуги по ремонту и восстановлению одежды, обуви, отечественной бытовой техники, услуги проката. Это отражено в структуре бытовых услуг населению за период 1994 - 1999 гг.
Во-вторых, одной из важнейших функций бытового обслуживания является сокращение времени на ведение домашнего хозяйства и увеличение свободного времени для самообразования, отдыха и пр. В нынешних условиях многие люди вынуждены менять профиль работы, обучаться новым специальностям, работать в нескольких местах. А для этого нужно дополнительное время. Кроме того, в настоящее время появляется население, имеющее высокие и сверхвысокие доходы, поэтому необходимо развитие и высококлассных предприятий бытового обслуживания для обеспечения сбалансированности денежного обращения.
Однако, несмотря на важность бытового обслуживания, его уровень и качество за последние годы не улучшается. В результате приватизации и коммерциализации население лишилось возможности удовлетворять свои бытовые нужды в общественном секторе практически на 50% (объем бытовых услуг в расчете на 1 жителя в сопоставимых ценах в 99г.- 328,20 руб., 95г.- 571,68 руб.); уменьшилась сеть объектов бытового обслуживания (93г-1952, 97г.- 1057, 99г.-1251), сократилось число работников сферы бытового обслуживания (93г. - 27336 человек, 97г.- 13349 человек, 99г.- 13936 человек).
Многие предприятия закрываются и перепрофилируются на другие виды деятельности. Действующие предприятия бытового обслуживания работают, как правило, нерентабельно и имеют задолженность в бюджет и внебюджетные фонды.
Руководители предприятий бытового обслуживания испытывают значительные трудности в управленческой деятельности. Из-за сложного экономического положения многие из них не могут содержать необходимый управленческий персонал. Большая часть руководителей не имеет навыков планирования в условиях рынка и проведения маркетинговых исследований. Тогда как рынок требует от управленцев высокой квалификации менеджеров-экономистов, владеющих финансовыми и инвестиционными потоками предприятий, знаний в области психологи поведения персонала, основ права для эффективного управления конфликтными ситуациями.
Бытовое обслуживание очень дифференцированно по своей структуре. И речь идет не только о значительном количестве видов и подвидов услуг, оказываемых в рамках этой сферы, отличающихся значительным разнообразием технологий, материалоемкости, рентабельности. В современных условиях значительно более важной представляется дифференциация предприятий даже одного вида услуг, различающихся по ориентации на потребителей с разным уровнем дохода.
Стихийно формирующиеся рыночные отношения не могут создать дифференцированную сферу бытового обслуживания, поэтому необходимо управление этим процессом на всех уровнях - государственном, местном и на уровне предприятий. Сложившаяся ситуация в настоящее время на рынке бытовых услуг республики складывается таким образом, что со стороны государства нужна поддержка. Попытки решения некоторых проблем предприятий отрасли уже предпринимались на государственном уровне. Но разработанные документы были лишь единичными, а не частью комплексной политики по стабилизации деятельности сферы бытового обслуживания.
Поэтому на данном этапе Министерство торговли и экономического сотрудничества Республики Татарстан предлагает создание открытого акционерного общества "Татбытсоюз", путем включения в его состав государственных предприятий и акционерных обществ, созданных в результате преобразования государственных унитарных предприятий сферы бытового обслуживания населения и других учредителей, заинтересованных в создании акционерного общества. Создание ОАО "Татбытсоюз" обеспечит необходимые гарантии в получении кредитов и инвестиций для развития сферы бытового обслуживания, содействие предприятиям отрасли в их деятельности, а также своевременные платежи в бюджетные и внебюджетные фонды.
Экономическое обоснование создания ОАО "Татбытсоюз" и его деятельность. На первом этапе предлагается создание ОАО "Татбытсоюз" (открытое акционерное общество "Татарстанский союз предприятий и организаций бытового обслуживания населения" путем преобразования государственных предприятий (приложение 1,2), осуществляющих различную деятельность на потребительском рынке товаров и услуг, в акционерные общества и внесения государственных пакетов акций указанных обществ в уставный капитал ОАО "Татбытсоюз", в последующем привлекая учредительные взносы других заинтересованных в деятельности союза юридических и физических лиц.
Планируемый рост должен быть обеспечен следующей системой мероприятий:
-Закреплением и расширением занятых долей рынка по основным видам деятельности предприятий.
-Организацией маркетинговой службы ( изучение рынка, продвижение и сбыт товаров, с применением практики потребительского кредита).
-Упорядочением управления и организации труда во вновь освоенных видах деятельности предприятий.
-Повышением квалификации, материальным стимулированием управленческого персонала.
-Осуществлением мер по финансовому оздоровлению предприятий.
Анализ рынка бытовых услуг Республики Татарстан. По данным Государственного комитета Республики Татарстан по статистике в 1999 году населению оказано услуг бытового характера на 1240,3 млн. руб. В сопоставимых ценах объем бытовых услуг увеличился по сравнению с 1998 г. на 6,5%. Увеличение объема бытовых услуг произошло за счет роста объемов таких видов услуг, как ремонт сложно бытовой техники - на 17,5%; ремонт и строительство жилья - на 10,7%; ремонт и индивидуальный пошив обуви - на 7,5%; ритуальные услуги - на 4,8%; индивидуальный пошив и вязка трикотажных изделий - на 3,3%; услуги фотографий - на 3,0%. См. табл.1.
Таблица 1 Виды услуг Объём услуг всего (млн. руб.) 1999г. к 1998г. в сопост. ценах (%) Объём услуг на 1-го жителя (руб.) в дейст.ценах Структура видов в % к итогу 1999г. Структура видов в % к итогу 1998г. Бытовые услуги - всего 1240,3 106,5 328-20 100,0 100,0 в том числе: Ремонт и индивидуальный пошив обуви 21,9 107,5 5-80 1,8 1,7 Ремонт и индивидуальный пошив швейных, трикотажных изделий 51,4 103,3 13-60 4,1 3,9 Ремонт бытовой радиоэлектронной аппаратуры, бытовых машин и приборов, ремонт и изготовление металлоизделий 69,5 117,5 18-40 5,6 4,2 Ремонт и техобслуживание Автомототранспортных средств 284,1 100,9 75-20 22,9 18,5 Ремонт и изготовление мебели 58,2 : 15-40 4,7 5,0 Химическая чистка и крашение 5,1 99,0 1-30 0,4 0,5 Услуги прачечных 19,7 99,3 5-20 1,6 2,7 Ремонт и строительство жилья и других построек 278,3 110,7 73-60 22,4 25,3 Услуги фотографий 60,9 103,0 16-10 4,9 5,5 Услуги парикмахерских 97,3 101,8 25-80 7,8 8,8 Услуги бань и душевых 32,6 101,9 8-70 2,6 2,2 Услуги предприятий по прокату 2,4 : 0-60 0,2 0,2 Транспортно-экспедиторские услуги 136,9 : 36-20 11,1 11,4 Ритуальные услуги 51,7 104,8 13-70 4,2 4,0 Прочие услуги 70,3 : 18-60 5,7 6,1
С 1995 года наблюдается снижение удельного веса бытовых услуг в объеме платных, что изображено в таблице 2 .
Таблица 2 1994г. 1995г. 1996г. 1997г. 1998г. 1999г. Удельный вес бытовых услуг в объеме платных (в %) 18,6 21,7 19,8 19,9 19,8 19,3
В структуре бытовых услуг населению за период с 1994 по 1999 гг. возрос спрос на услуги по ремонту и техобслуживанию транспортных средств, услуги фотографий. С 1997 по 1999 гг. увеличился спрос на социально значимые виды услуг: ремонт бытовых машин, радиотелевизионной аппаратуры, ремонт и пошиву швейных, трикотажных изделий, ритуальные услуги. Продолжается падение спроса на услуги по ремонту и изготовлению мебели, услуг химчистки и прачечных, фотографий. Отмечается снижение спроса на услуги по ремонту и строительству жилья. Наибольший удельный вес в структуре бытовых услуг в 1999 году занимают услуги по ремонту и техническому обслуживанию транспортных средств. См. таблицу 3.
Таблица 3 Показатели 1994 1995 1996 1997 1998 1999 Бытовые услуги, в % , в т.ч.: 100.0 100.0 100.0 100.0 100.0 100.0 ремонт и пошив обуви 2.6 2.3 2.2 2.0 1.7 1.8 ремонт и пошив одежды, вязка трикотаж. изделий 10.0 7.8 5.4 4.3 3.9 4.1 ремонт бытовых машин, радиотелевизионной аппаратуры 10.6 7.7 5.1 4.4 4.2 5.6 Ремонт и техобслуживание транспортных средств 5.7 11.0 15.4 18.8 18.5 22.9 Ремонт и изготовление мебели 4.1 6.6 8.3 5.4 5.0 4.7 Химическая чистка и крашение 1.4 0.5 0.6 0.4 0.5 0.4 Услуги прачечных 8.0 4.1 3.9 3.6 2.7 1.6 Ремонт и строительство жилищ 27.0 31.3 23.6 24.7 25.3 22.4 Услуги фотографий 1.9 2.3 2.9 5.5 5.5 4.9 Услуги бань и душевых 3.8 2.0 2.6 2.1 2.2 2.6 Услуги парикмахерских 4.8 6.7 7.2 8.8 8.8 7.8 Услуги предприятий по прокату 1.7 0.7 0.7 0.3 0.2 0.2 Транспортно-экспедиторские услуги 3.7 8.2 12.1 11.8 11.4 11.1 Ритуальные услуги 6.4 3.8 4.7 4.1 4.0 4.2 Прочие услуги 8.3 5.0 5.3 4.6 6.1 5.7
Сеть объектов бытового обслуживания в республике по состоянию на 01.01.2000г. сократилась по сравнению с 1993 годом: число ателье (цехов, мастерских) - на 36%, в то время как, за период с 1993 по 1997 год - почти вдвое; число приёмных пунктов - на 57%. Среднесписочная численность работников отрасли уменьшилась на 50%.
Динамика темпов роста объёмов бытовых услуг в сопоставимых ценах за период с 1996 по 1999 гг. по Республике Татарстан наблюдалось снижение объёмов бытовых услуг, в то время как, в среднем по Российской Федерации и Республике Башкортостан - этот показатель составил соответственно 108,2 и 105,8%%. В 1999 же году темпы роста составили по РФ - 102,6%, по РТ - 106,5%, по РБ - 81,5%.
Таблица 4 Показатели 1993 1996 1997 1999 Число ателье (цехов, мастерских), единиц 1952 1152 1057 1251 Число приёмных пунктов, единиц 1267 734 484 546 Среднесписочная численность работников, человек 27336 13828 13349 13936 По данным Минэкономики Российской Федерации среди 89 регионов России, Татарстан по оказанию бытовых услуг в расчете на одного жителя республики в 1998 году занимал 37 место (1995г. - 53 место, 1997г.- 31, 1996 г. - 57 место). Для сравнения приводим данные о занимаемых местах некоторых регионов за 1998 г.: Саратовская область - 23, Самарская область - 4, Ульяновская - 41, Башкорстан - 7 место.
Каждый житель Республики Татарстан воспользовался услугами бытового характера (в действующих ценах)
в 1995 году - на 107 т. руб.,
в 1996 году - на 150,2 т. руб.,
в 1997 году - на 241,3 т. руб.,
в 1998 году - на 265,5 руб.,
в 1999 году - на 328,2 руб..
В сопоставимых ценах 1995 года объём бытовых услуг в расчёте на одного жителя составил:
в 1995 году - на 107,2 т. руб.,
в 1996 году - на 101,4 т. руб.,
в 1997 году - на 137,3 т. руб.,
в 1998 году - на 122,9 т. руб.,
в 1999 году - на 123,2 т. руб.
Финансовое состояние предприятий бытового обслуживания населения в 1999 году. Финансовое состояние предприятий бытового обслуживания населения в прошедшем году заметно ухудшилось, о чем свидетельствуют рост дебиторской и кредиторской задолженностей, убытки, наличие задолженности по заработной плате и др.
В 1999 году не удалось погасить задолженность по оплате труда работникам предприятий сферы услуг. Задержка в выплате заработной платы по подотраслям колеблется от одного до трех месяцев.
Роста заработной платы в 1999 году в сопоставимых ценах к уровню 1998 года не наблюдался. Но в тоже время, сложившаяся средняя зарплата работников предприятий непроизводственной сферы за январь-декабрь 1999 года составила 1033,1 рубля (по данным Госкомстата РТ). По сравнению с аналогичным периодом прошлого года - рост 129%. К сведению, по республике средняя зарплата за январь-декабрь 1999 года составила 1315,6 рублей. Таким образом, заработная плата работников непроизводственной сферы составляет 78% от среднереспубликанской.
Наибольший уровень заработной платы отмечается на предприятиях, оказывающих услуги по химической чистке и крашению одежды, фотографий, погребению, а низкий - у работников ателье по ремонту и пошиву одежды, предприятий по ремонту отечественной бытовой техники. Лишь незначительная часть предприятий работает стабильно. Основная их масса сосредоточена в городах. Из 40 предприятий непроизводственной сферы, представивших отчеты в Госкомстат РТ, 23 предприятия в 1999 году получили прибыль, которая составила 3,7 млн.руб., а 17 предприятий сработали с убытком - 26,03 млн.руб. Таким образом, финансовый результат за 1999 год этих 40 предприятий составил -22,33 млн.руб.
Наблюдается рост дебиторской задолженности, а средний срок ее погашения увеличился в 1,5 раза. Доля потребителей услуг в структуре оборотных активов составляет около 40%. Значение этого показателя выше по предприятиям, оказывающим услуги химчистки и стирки белья. Это обусловлено тем, что по данной статье отражены долги бюджета, образовавшиеся в результате недофинансирования учреждений и организаций, пользующихся услугами прачечных. Оплата услуг, в основном, осуществляется с применением взаимозачетов, республиканских налоговых обязательств, передачи права третьему лицу, оформление которых трудоемко и продолжительно. Это сказывается на финансовой устойчивости предприятий, приводит к недостатку свободных денежных средств на развитие производства.
Кредиторская задолженность предприятий также возросла. Анализ заемных средств показал, что в структуре кредиторской задолженности основная доля приходится на задолженность перед бюджетом (40-60%) и Пенсионным фондом (35-50%). Только принятие своевременных мер по реформированию с учетом государственной поддержки позволит восстановить платежеспособность предприятий.
Финансовый анализ предприятий бытового обслуживания населения в сельской местности показал, что основная часть этих предприятий также убыточна. Финансовые показатели предприятий по сравнению с 1998 годом не улучшились. Обязательства предприятий возросли в 1,5 раза и превысили дебиторскую задолженность в 5-6 раз. Основными кредиторами являются бюджеты всех уровней, поставщики энергоносителей и коммунальных услуг, собственные работники предприятий.
Из-за дефицита денежной массы в селах продолжается обслуживание населения в счет заработной платы с последующим бартерным расчетом за оказанные услуги организациями.
Таким образом, функционирование предприятий отрасли в нынешних экономических условиях в течение последних лет привело к появлению невостребованных производственных мощностей, моральному и физическому старению основных фондов, росту просроченной задолженности поставщикам и в бюджеты. Структура активов предприятий отрасли в целом, система их организации и управления производственной деятельностью не способны обеспечить оптимизацию цен на услуги, повышение качества обслуживания, внедрение новых видов услуг, а также полную занятость работающих сотрудников. Учитывая вышеизложенное, выход из создавшейся ситуации видится в реформировании отрасли.
Анализ структуры форм собственности в сфере бытового обслуживания населения. Согласно информации, содержащейся в Аналитических материалах, характеризующих состояние потребительского рынка платных услуг в Российской Федерации, подготовленным Министерством экономики Российской Федерации, на сегодняшний день удельный вес индивидуального предпринимательства в Республике Татарстан в общем объеме оказываемых услуг населению составляет 63 %. В настоящее время в республике в сфере бытового обслуживания населения большое количество государственных предприятий все еще остаются неприватизированными по ряду причин (в основном из-за низкой ликвидности имущества). По данным Госкомстата Республики Татарстан из 207 государственных предприятий 97 находятся в республиканской собственности и 110 в коммунальной. Во исполнение принятых Кабинетом Министров Республики Татарстан в 1997-1999 г.г. ряда постановлений была осуществлена передача предприятий бытового обслуживания в коммунальную собственность 36 городов (районов) республики. Остались в республиканской собственности предприятия, расположенные в г.Казани, г.Лениногорске, Актанышском, Атнинском, Буинском, Дрожжановском, Камско-Устьинском районах.
Большинство государственных предприятий бытового обслуживания населения г.Казани в результате передачи занимаемых ими зданий, помещений в коммунальную собственность г.Казани вынуждены арендовать помещения у Коммунального комитета администрации г.Казани. Более того в результате указанной передачи в ряде случаев кредиторская задолженность этих предприятий превышает сумму их внеоборотных и оборотных активов. Вследствие этого на имущество указанных предприятий может быть обращено взыскание, в отношении предприятия возбуждена процедура банкротства.
Меры по оздоровлению финансового состояния предприятий. Функционирование предприятий отрасли в нынешних экономических условиях в течение последних лет привело к появлению невостребованных производственных мощностей, моральному и физическому старению основных фондов, росту просроченной задолженности поставщикам и в бюджеты всех уровней. Структура активов предприятий отрасли в целом, система их организации и управления производственной деятельностью не способны обеспечить оптимизацию цен на услуги, повышение качества обслуживания, внедрение новых видов услуг, а также полную занятость работающих сотрудников. Учитывая вышеизложенное, выход из создавшейся ситуации видится в реформировании предприятий отрасли и принятии следующих мер по их финансовому оздоровлению:
Проведение реструктуризации задолженности по платежам в бюджеты всех уровней.
При формировании республиканского бюджета ежегодно предусматривать финансирование на государственную поддержку предприятий бытового обслуживания населения.
Ежеквартально пересматривать расходы по содержанию аппарата управления (сокращение численности аппарата управления, служащих и рабочих).
Повысить ответственность каждого работника за эффективность и оперативность выполнения его участка работы.
В целях обеспечения своевременной сдачи выручки контролировать и проводить выборочную инвентаризацию на складах подразделений (не менее 1 раза в квартал).
При формировании республиканского бюджета ежегодно вносить предложения об освобождении предприятий отрасли от уплаты налогов и сборов (кроме налога на добавленную стоимость), поступающих в республиканский бюджет Республики Татарстан, включая целевые бюджетные фонды.
Повысить эффективность фактора цен и тарифов, усилить контроль за правильным применением прейскурантов и выполнением бесквитанционных работ.
В целях стабильного роста показателей финансовой состоятельности предприятий необходимо при получении кредитов (ссуд) более тщательно прорабатывать вопрос обеспечения гарантий предоставляемых заемных средств.
Проводить анализ покупательной способности населения, предполагаемого объема оказываемых предприятиями услуг, конкурентоспособности предприятий на рынке услуг, инфраструктуры бытовых и потребительских услуг, предоставляемых населению (ежемесячно).
Произвести газификацию производства предприятий (особенно в сельских районах) и установить счетчики, что позволит существенно сократить затраты на электроэнергию по текущей деятельности.
Пересмотреть стоимость основных фондов и провести переоценку имущества в целях снижения постоянных затрат.
Проводить постоянный анализ затрат, производимых предприятиями в процессе своей деятельности, с целью их уменьшения и как следствие повышение эффективности и рентабельности работы предприятий.
Инвестиции. В настоящее время предприятия бытового обслуживания населения в силу ряда объективных факторов не имеют возможности привлечь инвестиции для расширения, реконструкции и технического перевооружения, приобретения машин, оборудования, инструмента, инвентаря. В то же время предприятия отрасли нуждаются в глубокой технологической модернизации и современном оборудовании.
Создание ОАО "Татбытсоюз" обеспечит благоприятные условия для развития инвестиционной деятельности в сфере бытового обслуживания населения в Республике Татарстан, в том числе за счёт:
расширения возможностей использования залогов имущества ОАО "Татбытсоюз" для привлечения кредитов;
предоставления гарантий по инвестиционным проектам за счет собственного инвестиционного фонда;
внедрения лизинга для технического перевооружения предприятий;
разработки, утверждения и финансирования инвестиционных проектов за счёт привлечённых и собственных средств ОАО "Татбытсоюз";
разработка и представление в установленном порядке на утверждение инвестиционных проектов, финансируемых за счет средств государства в соответствии с целевыми программами.
Маркетинговая политика. Маркетинг - один из важнейших рычагов. Всю производственную и технологическую деятельность - конструирование, производство, продажа, обслуживание населения необходимо проводить с позиции запросов потребителя. Платежеспособный спрос определяет успех дела на рынке. Предприятия сферы бытового обслуживания созданы в эпоху централизованной плановой экономики, их задача была лишь произвести продукцию, услугу. В новых экономических условиях маркетинг им кажется занятием дорогим или несообразным с их деятельностью. Некоторые предприятия услуг пользовались в прошлом столь большой популярностью, что до недавнего времени не испытывали нужды в маркетинге. Сегодня по мере обострения конкуренции большое значение в рамках работы объединения будет уделено:
изучению потребительского рынка (основной целевой рынок, выход на новый рынок);
расширению сбыта товаров путем модернизации ассортимента, повышением конкурентоспособности товаров и услуг за счет индивидуальности изготовления, соответствия их требованиям рынка;
разработке плана маркетинга по основным группам товаров и видов услуг (обновление модельного ряда, в соответствии с направлениями моды, дизайнерские разработки, интенсивная реклама);
развитию дополнительных платных услуг;
разработке методик ценообразования (уровень цен, сезонные скидки, применение потребительского кредита);
продвижению товаров и услуг (расширение сети приема заказов, стационарных точек, организация выездного обслуживания, внутриотраслевая кооперация, участие в выставках, ярмарках, реклама).
Кадровая политика. Для результативной работы ОАО "Татбытсоюз" в современных условиях особенно важным является проведение эффективной кадровой политики. В этих целях основными задачами в области кадров необходимо считать:
подбор, переподготовку и повышение квалификации руководящих кадров, специалистов и мастеров производства, работников, которые непосредственно связаны с обслуживанием заказчика.
расстановку и использование кадров на основе точного определения квалификационных требований к ним;
составление должностных, квалификационных требований к каждому рабочему месту;
регулярная аттестация работников;
непрерывное повышение квалификации работников через УПК министерства и другие образовательные учреждения;
усиление ответственности руководителей подразделений за состояние трудовой дисциплины и текучесть кадров;
воспитание сознательного, творческого отношения каждого работника к своей работе, рациональному использованию рабочего времени;
организация конструкторско-технологической лаборатории и оказание предприятиям помощи по внедрению новых технологий, конструкторских разработок.
В целях усиления материальной заинтересованности персонала необходимо:
применять более дифференцированное премирование работников в зависимости от личного трудового вклада;
рабочим и служащим за высокую квалификацию, совмещение должностей и выполнение установленного объема работ с меньшей численностью устанавливать надбавки.
Создание ОАО "Татбытсоюз" позволит:
Увеличить объем выручки в среднем на 20-30 %.
Снизить стоимость материалов на 30 %.
Снизить транспортные расходы на 40 %.
Увеличить внереализационные доходы на 20 %.
Снизить внереализационные расходы на 80 %.
Снизить отвлеченные средства на 25 %.
Исходя из вышеизложенного и в целях вывода предприятий бытового обслуживания населения из кризисной ситуации считаем создание ОАО "Татбытсоюз" необходимым. Это подтверждает сводный расчет по ряду предприятий.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Сейчас в стране, как известно, продолжается системный кризис, фактическая безработица не уменьшается, а, напротив, увеличивается. Это, в частности, требует широких и активных мер по развитию ГМСБ. В то же время напряженность федерального и местных бюджетов, незначительность иностранных инвестиций не позволяют сформировать материально-финансовую базу, способную обеспечить проведение таких мер. Очевидно, выход из создавшегося положения может открыть разработка (и, разумеется, реализация) такой концепции инвестиционной поддержки сферы МСБ, при которой средства, выделяемые на данные цели, должны расходоваться на формирование организаций и налаживание финансовых механизмов, способных обеспечить высокий уровень возврата вкладываемых ресурсов. Для реализации этой концепции можно выделить несколько основных направлений совершенствования существующей системы поддержки инвестиционной деятельности МСБ.
1. Развитие научно-аналитического и информационного обеспечения механизма инвестиционной поддержки сферы МСБ. Главной задачей здесь является разработка системы приоритетов финансирования по основным направлениям развития малого предпринимательства и обоснование мероприятий по их реализации с целью отражения интересов всех уровней:
федерального, регионального и самих малых и средних предприятий. Прерогативой федеральных органов являются организация и финансирование стратегических исследований, формирование концепций развития и разработка механизмов взаимодействия субъектов системы инвестиционной поддержки МСБ. В этой связи стоит отметить следующее.
Во-первых, механизм инвестиционной поддержки предприятий МСБ должен основываться на государственной структурной и промышленной политике, определении основных направлений финансирования или стимулирования частных инвестиций в разрезе отраслей, подотраслей и производств, так называемых точечных приоритетов.
Во-вторых, научнообоснованный подход к формированию указанного механизма обеспечивается постольку, поскольку отражает реальные особенности экономического развития и инвестиционных процессов в том или ином регионе.
В-третьих, непосредственно в сфере МСБ улучшение научно-методического и информационного обеспечения инвестиционной деятельности связано с разработкой специальных методик сопровождения инвестиционных проектов малых предприятий с целью уменьшения существующих рисков. Наиболее важными являются финансовое, технологическое и маркетинговое сопровождение, т.е. финансовый анализ, техническая экспертиза и маркетинговое исследование инвестиционных проектов предприятий МСБ.
2. Усиление целевой направленности и перенесение центра тяжести процесса активизации инвестиционной деятельности малых и средних предприятий на региональный уровень. Региональную политику инвестиционной поддержки таких предприятий необходимо строить с учетом качественных характеристик экономики региона, формирующих особенности развития и поддержки МСБ. При этом должны учитываться степень развития промышленного производства, ресурсная база, насыщение потребительского рынка, региональные проблемы занятости и социальной защищенности населения. Только комплексный учет всех этих факторов позволит выработать меры, обеспечивающие привлечение предпринимателей в сферы, наиболее отвечающие потребностям людей, и стимулировать развитие экономики в первую очередь за счет местных возможностей.
Отсутствие финансирования из-за дефицита государственного и местных бюджетов является одной из главных причин, препятствующих результативности федеральных и региональных программ поддержки МП.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Кочерин Е. Инвестиции: политика и стратегия для СНГ / Инвестиции в России, №2, 2000, с 18-21.
Марковская В., Шкуренко А. Инвестиционный рынок: конъюнктура I квартала 2000/ Инвестиции в России №8, 2000.15-26.
Мишин А. Инвестиционная политика малого бизнеса //РЭЖ. №5, 1998.
Ованесов А. Международные стандарты инвестиционной деятельности: новые возможности для России// Рынок ценных бумаг №10, 2000
Христофорова И., Колгушкина А., Коровин Е. Опыт изучения потребностей населения в бытовых услугах // Маркетинг. №4,1998.






1 13

Работа на этой странице представлена для Вашего ознакомления в текстовом (сокращенном) виде. Для того, чтобы получить полностью оформленную работу в формате Word, со всеми сносками, таблицами, рисунками, графиками, приложениями и т.д., достаточно просто её СКАЧАТЬ.



Мы выполняем любые темы
экономические
гуманитарные
юридические
технические
Закажите сейчас
Лучшие работы
 Формы соучастия
 Проект создания автоматизированного комплекса коммерческого учета энергоносителей
Ваши отзывы
Добрый день, Refbank! То, что Вы мне прислали - выше всяких похвал! Я поражена, что за 3 дня можно сделать такую работу! Все очень профессионально. В наше время трудно доверять кому бы то ни было, но это не про вас! Спасибо Вам!
Екатерина О.

Copyright © refbank.ru 2005-2024
Все права на представленные на сайте материалы принадлежат refbank.ru.
Перепечатка, копирование материалов без разрешения администрации сайта запрещено.