Refbank.Ru - рефераты, курсовые работы, дипломы по разным дисциплинам
Рефераты и курсовые
 Банк готовых работ
Дипломные работы
 Банк дипломных работ
Заказ работы
Заказать Форма заказа
Лучшие дипломы
 Проектирование системы управления персоналом на предприятии "Элекс-ком"
 Операции коммерческого банка с ценными бумагами
Рекомендуем
 
Новые статьи
 Что может...
 Куда вложить деньги? Конечно в недвижимость за...
 Университеты Англии открывают свои двери для Студентов из...
 Бакалавриат в университетах США - выбор Казахстанских...
 Любишь серьезные приключения? Игровой автомат Pirat 2...
 Азартные игры онлайн – залог увлекательных...
 Как быстро взять кредит до 50 000 рублей у частного лица...
 Онлайн-казино Вулкан – самые популярные азартные...
 Стоит ли проходить обучение...
 Инструкция, как правильно играть в игровом клубе...
 Игровой клуб Вулкан – лучшее место для азартного отдыха...
 ЕГЭ сочинение по русскому языку по тексту...
 Азартная игра на игровых автоматах...
 Теперь у вас есть возможность скачать мобильную версию...
 Играем виртуально, получаем реально деньги. Отличные...


любое слово все слова вместе  Как искать?Как искать?

Любое слово
- ищутся работы, в названии которых встречается любое слово из запроса (рекомендуется).

Все слова вместе - ищутся работы, в названии которых встречаются все слова вместе из запроса ('строгий' поиск).

Поисковый запрос должен состоять минимум из 4 букв.

В запросе не нужно писать вид работы ("реферат", "курсовая", "диплом" и т.д.).

!!! Для более полного и точного анализа базы рекомендуем производить поиск с использованием символа "*".

К примеру, Вам нужно найти работу на тему:
"Основные принципы финансового менеджмента фирмы".

В этом случае поисковый запрос выглядит так:
основн* принцип* финанс* менеджмент* фирм*
История экономики

реферат

Реформы в экономике Японии в послевоенный период



Содержание
стр.
1. Финансовые реформы
3 2. "Линия Д. Доджа"
6 3. Реформы в сферах народного хозяйства
8 4. Японская модель менеджмента
11
5. Роль государства в послевоенный период 13
Список использованной литературы 20
Данный реферат представляет собой анализ книги "Японский опыт экономических реформ", подготовленной коллективом авторов во главе с профессором экономики Университета Хитотсубачи (Токио) Джуро Теранишии президентом японского Центра экономических исследований (Токио) Йутака Косаи. Эта книга представляет собой фундаментальное исследование японской экономической реформы, начатой с 50-х годов и проводимой по настоящее время. Анализ авторов базируется на обширном фактическом материале. По охвату проблем и всесторонности рассмотрения материала работу, безусловно, можно отнести к наиболее значительным трудам в области анализа опыта реформирования экономики и создания рыночно ориентированной развитой институциональной структуры. В книге рассмотрены крупные тематические блоки, такие, как стабилизационная финансовая политика, структурная реформа, роль государства в процессе реформирования экономики, проблемы дерегулирования и др.
1. Финансовые реформы
В первой части книги один из ее авторов - профессор экономики Масахиро Курода - анализирует проводившуюся в Японии с конца 40-х годов стабилизационную политику в финансовой сфере. В этот период страна переживала коллапс в области цен и заработной платы. Министерство финансов в августе 1945г. намеревалось отменить контроль за ценами, но на его продолжении настаивало Верховное командование союзнических сил (ВКСС) из-за серьезных дефицитов в экономике. Инфляция составляла в среднем 17% в месяц вследствие роста денежной массы и государственных расходов.
Правительством был намечен ряд компромиссных мер. Оно опубликовало Программу, которая явилась его реальным шагом по нормализации экономического положения и включала.
- замораживание банковских депозитов;
- установление нового налога на собственность;
- введение новой системы фиксированных цен.
В соответствии с ней все депозиты были заморожены, разрешалось обменивать только 100 иен старыми купюрами на купюры нового образца, зарплата ограничивалась 500 иенами в месяц. Цены на все продукты были привязаны к ценам на рис, уголь и к уровню заработной платы. Последние три параметра фиксировались распоряжением правительства. Фиксированные цены для производственных нужд превышали цены для нужд потребления. Были установлены субсидии производителям, что повысило государственные расходы и вызвало избыточное предложение денег. Эти меры положили начало выработке подходов к государственному управлению экономическими процессами
В августе 1946 - мае 1947 гг. для упорядочения правительственной экономической политики было создано Бюро цен. Стало очевидным, что назрела необходимость проведения радикальной финансовой реформы, при этом нельзя было забывать и о перспективных мероприятиях. Комитет экономической стабилизации (КЭС) сформулировал три основные проблемы: увеличение объемов производства товаров производственного назначения базовой номенклатуры; ограничение покупательной способности в результате налоговых и финансовых мер; оптимизация структуры товарного производства. Отмечалось, что приоритетной целью является не столько подавление инфляции, сколько оживление производства. В законодательном порядке была определена группа приоритетных товаров (из 34 производственного и 52 потребительского назначения). Отрасли, производящие такие товары, получали финансовую поддержку государства.
Однако стабилизационная программа в 1946 г. провалилась. Цены продолжали расти. В июне 1947 г. КЭС принял решение о повышении фиксированных цен и установлении государственного контроля за размещением ресурсов. Список приоритетных товаров был расширен. Производителям, чьи издержки превышали фиксированные цены, предоставлялись субсидии. Заработная плата напрямую не контролировалась, хотя и публиковались правительственные рекомендации по установлению уровней оплаты труда. Разрыв между фиксированными и рыночными ценами сократился. Но в дальнейшем неконтролируемый рост зарплаты вновь усилил инфляционные тенденции. ВКСС настаивало на введении жесткого контроля за заработной платой к маю 1948 г. В руководящих кругах прошла дискуссия между сторонниками шоковой терапии и медленной стабилизации.
Третий пересмотр фиксированных цен и программы стабилизации заработной платы датируется августом 1948 г. - мартом 1949 г. Был введен фиксированный обменный курс (300 иен за 1 долл.), структура цен приближена к американской. Зарплата продолжала расти, инфляционная спираль под давлением субсидий производителям раскручивалась все дальше. Верховное командование союзнических сил предложило три принципа антиинфляционной стратегии и косвенного регулирования зарплаты.
- субсидии строго ограничиваются размерами государственных фондов;
- субсидирование предприятий, повышающих заработную плату, запрещается;
- увеличение заработной платы, превышающее уровень инфляции, запрещается.
В результате принятых мер сократился разрыв между фиксированными и рыночными ценами, уровень инфляции снизился. Период с апреля 1949 г. по июль 1952 г. характеризуется либерализацией и проведением стабилизационной политики Д. Доджа, который был руководителем финансового подразделения американских оккупационных сил в Германии, позже он занимал пост президента Банка Детройта. Президент Г. Трумэн решил, что Д. Додж должен возглавить преобразования в Японии, поскольку его взгляды отвечали принципам классической экономической теории. Додж отметил две слабости японской экономики: высокую зависимость от помощи США и гипертрофированный государственный патернализм в отношении отечественных предприятий. Были сокращены субсидии, сбалансирован госбюджет 1949 г. с положительным сальдо, введен жесткий контроль за денежной массой, установлен единый обменный курс на уровне 360 иен за 1 долл. Вместе с тем Д. Додж считал, что предприятия свои проблемы должны решать не за счет субсидий, а путем улучшения организации и управления. Он не разрешил Банку Японии выпускать сертификаты под обеспечение иностранной помощи для компенсации цен на импортные товары. Запрещены были субсидии на экспорт, решено было перейти к постепенному отказу от субсидирования производства базовых товаров, введенного в 1947 г. Прямые ограничения зарплаты не проводились. Вновь был увеличен масштаб фиксированных цен с целью отмены контроля за ними и введения принципов свободного рынка. С начала 1949 г. рыночные цены начали падать и было отменено нормирование продуктов. Корейская война (1950 г.) оказала стимулирующее влияние на японскую экономику. В марте 1952 г. окончательно отказались от контроля за ценами.
Финансовую стабилизацию в Японии нельзя признать ортодоксальной: меры по контролю и планированию сочетались с традиционными стабилизационными шагами, что позволило в достаточно сжатое сроки одновременно восстановить национальную промышленность и обеспечить стабильность.
Опыт Боливии (1985 г.), Израиля (1985 г.), Аргентины (1985 г.), Польши (1990 г.) свидетельствует о том, что меры по традиционному макроэкономическому регулированию позволяют справиться с инфляцией, но HI способствуют оживлению производства. Идея, согласно которой рост должен следовать за стабилизацией, не носит безусловного характера. Сам процесс стабилизации должен быть ориентирован на рост производства. В этом отношении японские стабилизационные меры выгодно отличаются.
Основные причины инфляции - избыточное предложение денег и обвальное падение производства. Стабилизационные меры характеризовались, во-первых, длительным периодом. Во-вторых, неуклонным ростом объемов производства в процессе борьбы с инфляцией. Депозитивы были заморожены в марте 1946 г., серьезная атака на инфляцию, включавшая действие системы приоритетных производств (СПП), началась с середины 1947 г. Высокие темпы инфляции сохранялись до середины 1948 г. Стабилизационные меры включали:
-замораживание депозитов, которое сопровождалось заменой старых банкнот; инфляция сократилась вдвое;
- система приоритетных производств была нацелена на концентрацию ресурсов для производства дефицитных товаров. Основные ее инструменты:
нормирование стратегических товаров;
учреждение Банка реконструкции Японии;
принудительное направление половины инвестиционных ресурсов коммерческих банков в приоритетные отрасли промышленности.
За нормированное распределение продуктов отвечали специальные агентства, учрежденные в апреле 1947 г. СПП подстегнула инфляцию, так как существенно возросли кредитные потоки в приоритетные отрасли. Значительный рост производства наблюдался в таких приоритетных отраслях, как сталелитейная, цветная металлургия, машиностроение и пищевая промышленность;
- контроль и ограничение цен; структура фиксированных цен была устаовлена по состоянию на 1934 - 1936 гг. Эта система имела большое значение для борьбы с инфляцией, сопровождавшейся ростом производства.
2. "Линия Д. Доджа"
Ортодоксальные стабилизационные меры проводились под руководством Д. Доджа и основывались на строгой бюджетной экономии, установлении единого фиксированного обменного курса валюты, приостановке активности Банка реконструкции Японии. В результате структура цен была выравнена по мировому уровню, сократился разрыв фиксированных и рыночных цен. Наступила финансовая стабилизация, которая была бы реальной, по мнению ряда авторов, и без проведения жестких мер Д. Доджа.
В стабилизационной политике, ориентированной на экономический рост, ключевую роль сыграла система фиксированных цен и воспроизводства нормальной ценовой структуры, которая давала неискаженные ориентиры развития отраслей. Политика субсидий способствовала мягкому, не сопровождавшемуся обвальными спадами переходу экономики к состоянию равновесия. Сама по себе политика фиксированных цен и субсидий промышленности была проинфляционной. Но целевая структура цен создавала предпосылки для сокращения субсидий и наступления периода стабилизации.
Авторы Хироси Иосикава и Тетсудзи Окадзаки обращают внимание в анализируемой книге на экономические трудности 1945 - 1950 гг. В этот период существовали две крупные производственные проблемы: сокращение мощностей и перебои с импортными поставками сырья и материалов.
Гиперинфляция имела такие серьезные последствия, как подрыв функции денег в качестве средства платежа (переход к бартерным сделкам, что означало падение экономической эффективности) и перераспределение ресурсов между факторами производства и группами населения. В данном случае перераспределение национального дохода было осуществлено в пользу мелких предпринимателей, крестьян и ремесленников.
В этот период были проведены следующие меры в области экономической политики. Правительство во избежание голода населения вынуждено было импортировать до 1/4 потребляемого продовольствия. Импортно-экспортная деятельность находилась под контролем ВКСС. Приходилось импортировать и сырье. В этом отношении большую роль сыграла иностранная помощь, за счет которой до конца 40-х годов погашался дефицит внешней торговли.
Несмотря на отмену правительством всех своих обязательств, за исключением государственных акций, сложился огромный дефицит бюджета, главным образом из-за субсидий. Дефицита покрывались выпусками государственных облигаций и кредитами Банка Японии. Ко всему прочему повысилась скорость оборота денег. И то и другое усиливало инфляцию.
Государство продолжало вмешиваться во все сферы экономики. Осуществлялся контроль за ценами. В 1946 г. была введена система квот, согласно которой потребители ряда товаров должны были представлять в правительственные органы заявки на покупку, после чего принималось решение о разрешении или запрете покупки в зависимости от важности производства в деле оживления экономики. К мерам прямого вмешательства относится система приоритетных производств.
Борьба с инфляцией осуществлялась по плану Д. Доджа. Жесткая кредитно-денежная политика привела к росту безработицы. Многие субсидии и трансферты были сокращены. Наиболее удачной мерой оказалось введение единого обменного курса валюты. Прежняя система была крайне запутана и практически по каждому товару устанавливался свой курс. Все это вело к скрытому субсидированию японских контрагентов внешней торговли. Важной мерой явилось и ограничение роста зарплаты за счет субсидий, введенное ВКСС в 1948 г. До сих пор остается открытым вопрос о том, что внесло больший вклад в стабилизацию: ортодоксальные меры Д. Доджа или рост производства.
Послевоенные экономические трудности были неизбежны. Но вопрос заключался в том, на кого переложить их основное бремя. Японское правительство делало все, чтобы стабилизация была оплачена главным образом богатыми. Неотложные меры по финансовой стабилизации осуществлялись следующим образом. Были заморожены депозиты и введено разовое обложение имущества. Уплата налогов, однако, вызвала необходимость разблокирования депозитов, а инфляцию удалось приостановить только на полгода. Все усилия по стимулированию промышленного производства были сосредоточены на увеличении добычи угля - единственного отечественного энергоносителя, производство которого к тому времени сократилось в 6 раз. После 1947 г. с началом холодной войны политика США в отношении Японии изменилась: были выделены субс1щии и смягчен режим ограничения внешней торговли. Началось некоторое оживление производства. Но иена оставалась неконвертируемой.
Следующим этапом явились меры по обеспечению единого обменного курса. Цены на экспортируемые товары устанавливались правительством, выручка от их продажи за рубежом накапливалась на счетах ВКСС, которое закупало импортные товары, затем они продавались в Японии по фиксированным ценам. Курс можно было вычислить априорно по каждому проданному товару. С ростом внешних операции с августа 1948 г. японские экспортеры получили право на непосредственные контакты с внешними контрагентами. В 1948 г. был введен множественный курс по группам товаров. В апреле 1949 г. установлен единый курс.
Осуществление плана Д. Доджа проходило поэтапно. Он предусматривал отмену всех субсидий и бездефицитность бюджета. Субсидии, в том числе и экспортно-импортные, были отменены. Возросла безработица и снизился уровень производства. Резко сократилась инфляция, контроль цен на многие товары был отменен. Наиболее существенными мерами в рамках плана Д. Доджа были:
-отмена государственных субсидий;
-отмена ценового контроля и нормирования;
-сокращение финансирования Банком Японии бюджетных дефицитов и кредитов Банка финансирования реконструкций с целью ограничения денежной массы и сдерживания инфляции.
Д. Додж считал важнейшей мерой по сдерживанию инфляции введение единого обменного курса. Система контроля иностранной валюты после реализации его плана включала ряд мер. Внутренняя конвертируемость иены была достигнута в 1950 - 1951 гг., внешняя торговля денационализирована. В то же время внешние финансовые сделки жестко контролировались. Для регулирования денежных потоков через границы в январе 1951 г. был принят закон об иностранных инвестициях, который деис1вовал до 1980 г. В 1964 г. перед вступлением Японии в МВФ контроль на основе бюджетной системы отменен.
3. Реформы в сферах народного хозяйства
Вторая часть книги посвящена вопросам конкретизации послевоенной экономической реформы. В частности, рассмотрены экономические последствия антимонопольных мероприятий и мер по снижению степени концентрации в экономике послевоенной Японии. Политика децентрализации проводилась под контролем Верховного командования союзнических сил. Проанализированы два пакета мер: ликвидация дзайбацу, антимонопольный закон 1947 г. Если некоторое время назад в качестве главного фактора экономических успехов послевоенной Японии рассматривалась индустриальная политика, то сегодня стало ясно, что главное заключалось в формировании большого числа сильных конкурентоспособных компаний.
Примером может служить машиностроение в силу его важной роли в достижении экономических успехов страны. Отличительной чертой институционального "климата" в этой отрасли была жесточайшая конкуренция, обусловленная большим числом фирм и низким порогом вхождения в отрасль. Конкуренция была столь высока, что основная цель промышленной политики заключалась в устранении так называемой "избыточной конкуренции". Эти условия изначально существовали в отрасли. Определить связь между конкурентным "климатом" и политикой деконцентрации весьма трудно. Мероприятия по ликвидации дзайбацу были сконцетрированны на межотраслевом, а не внутриотраслевом уровне. Результатом этих мер были изменение структуры акционерной собственности и перемещение высшего руководства ликвидируемых компаний. Ликвидация дзайбацу существенно не повлияла на упрочение рыночного климата.
Закон об устранении избыточной концентрации экономической мощи не оказал заметного влияния на положение в машиностроении. Антимонопольный закон был введен в 1947 г. Предполагалось, что он станет дополнением политики деконцентрации. В частности, одной из его статей запрещалось создание холдингов, но это не возымело никакого действия. На его основе предусматривалось также усиление внутриотраслевой конкуренции, запрещались картели. Однако и здесь закон не оказал существенного влияния, по крайней мере, в первые 20-30 лет. Закон себя хорошо зарекомендовал в борьбе с картелями во времена энергетического кризиса середины 70-х годов. Формирование высококонкурентной среды было ключевым фактором японского экономического успеха, но влияние политики деконцентрации в этом процессе незначительно.
Послевоенная финансовая реформа рассматривается профессором Джуро Тераниси. Во время второй мировой войны и в эпоху быстрого экономического роста финансовая система находилась под сильным влиянием государства, став чисто рыночной только к 80-м годам. Финансовая система военного времени характеризовалась следующими чертами: непрямое финансирование; прямое регулирование размещения кредитов; гомогенизация финансовых институтов, регулирование рынка облигаций; отказ от прямого регулирования процентной ставки; система синдицирования долгов - жесткого долгового контроля.
В эпоху быстрого экономического роста финансовая система определяется соответствующим перечнем, из которого видны различия и сходства систем: непрямое финансирование; непрямой контроль размещения кредитов; переход от гомогенных к специализированным финансовым институтам; регулирование рынка облигаций, усиленное по сравнению с военным временем; контроль процентной ставки; введение системы главных банков, воспринявшей главные черты системы жесткого долгового контроля.
Основные отличия финансовой системы выражаются в более мягких методах государственного вмешательства и в ужесточении ценовой (уровня процентной ставки) политики. Построение финансовой системы определялось задачами периода. Главной из них было преодоление технологического разрыва между Японией и странами Запада. На уровне финансовой системы это потребовало перехода от краткосрочной кредитной ориентации к долгосрочной и от прямого финансирования к косвенному, что было обусловлено информационными требованиями в отношениях "кредитор - должник".
Ключевыми характеристиками реформы были механизм ценообразования и жесткий контроль за финансовыми институтами. Власть Банка Японии над финансовыми институтами возросла в результате:
- прямого и косвенного контроля за кредитами, базировавшегося на соответствующем законодательстве;
- высокой степени зависимости финансирования промышленности от кредитов Банка Японии;
жесткой системы долгового контроля (синдикации займов).
Финансовая система была сориентирована на развитие базовых отраслей и долгосрочные цели роста. Несмотря на высокую степень регулирования финансовый сектор оставался конкурентным.
Тосихоко Кавагон описывает земельную реформу в послевоенной Японии. В довоенной Японии сельское хозяйство играло ведущую роль в экономике. Крупным землевладельцам принадлежало около половины земли. Арендаторы вынуждены были отдавать примерно 1/2 урожая в виде платы за землю. Послевоенная земельная реформа решила проблемы фермеров. Она была проведена успешно. Перед войной в Японии насчитывалось около 5,5 млн. крестьян. Из них почти 30% не имели своей земли и арендовали ее у земледельцев, у 30% крестьян земля была, а 40% крестьян из-за небольших размеров имеющейся у них земли вынуждены были брать в наем дополнительные площади. К началу 30-х годов доля пахотной земли, находившейся в найме, достигла 50%.
Землевладельцы могут быть классифицированы следующим образом:
- крестьяне, сдающие часть своей земли в наем (1,3 млн. хозяйств);
- самостоятельно незанятые в сельском хозяйстве (около 1 млн.). Последние подразделяются на сельских и сторонных землевладельцев. Японское землевладение характеризовалось низкой степенью концентрации собственности.
Положение в сельском хозяйстве в послевоенный период ухудшилось из-за роста импорта риса и падения цены на него, что привело к сокращению доходов землевладельцев. Для снижения социальной напряженности был введен институт государственных служащих, ответственных за разрешение конфликтов, связанных с проблемами арендаторов земли, и законодательно оформлена процедура превращения арендатора в собственника. Последняя мера сопровождалась правительственным целевым кредитом.
С целью увеличения производства риса данными мерами предусматривалась поощряемая местной администрацией продажа земли арендаторам. Сокращались права землевладельцев расторгать договоры с арендаторами. Были заморожены рентные платежи, ограничена продажа земли под сельскохозяйственные нужды.
После войны реформа осуществлялась под руководством Верховного командования союзнических сил. Пакетом законов среди прочих мер устанавливались следующие:
- вся земля, принадлежащая сторонним землевладельцам, подлежит принудительной продаже равно, как и земля сельских землевладельцев, превышающая площадь 1 га;
- продажа производится при содействии и наблюдении Земельных комитетов;
- продажная цена устанавливается путем умножения рентного платежа на фиксированный параметр;
- земля оплачивается государственными облигациями;
- уровень ренты замораживается.
Осуществление реформы потребовало усилий 400 тыс. человек, часть из которых работала бесплатно. К концу 1948 г. государству было продано более 1,63 млн. га земли. К 1949 г. реформа практически была завершена, на аренде оставалось только 13% площадей. Доля земли в крестьянской собственности увеличилась с 31% в 1941 г. до 70% в 1955 г. Для закрепления результатов реформы в 1952 г. приняли Закон о сельхозугодиях, который устанавливал жесткий контроль за рынком сельхозугодий.
К причинам успешного проведения реформы относятся, во-первых, условия ее осуществления, во-вторых, большое число квалифицированных специалистов, задействованных в проведении мероприятий, в-третьих, политическая слабость консерваторов, защищавших землевладельцев.
4. Японская модель менеджмента
Среди крупных проблем, которые рассматриваются в книге, - реформа управления производством и совершенствование трудовых отношений в послевоенной Японии. Детальное исследование реформы управления на примере сталелитейной промышленности позволило автору - Сеичиро Ионекура, профессору Университета Хитотсубачи (Токио) - выявить главные составляющие формирования конкурентоспособной национальной промышленности, проследить взаимосвязь между послевоенными экономическими реформами, реорганизацией системы управления и совершенствованием трудовых отношений. Это является ключевым моментом к пониманию того, как японская промышленность в результате реформ трансформировалась из довоенной монополистической структуры в конкурентоспособную и демократическую, а традиционные производственные отношения подчинения превратились в современные трудовые отношения кооперативного типа.
С 1945 г. реформы в экономике, политике, образовании в Японии проводились в соответствии с планом, разработанным Верховным командованием союзнических сил. В сфере экономики реформой предполагалось введение принципов свободного рынка и конкурентной среды, и она осуществлялась по трем главным направлениям:
- дробление крупных предпринимательских структур, корпораций монополистов и введение антимонопольного законодательства;
- разрыв устоявшихся родственно-личностных связей в руководстве экономикой путем так называемой "экономической чистки";
- развитие демократического рабочего движения. Приоритетным считалось первое направление.
В сталелитейной промышленности (эта отрасль является наиболее ярким примером) значительным событием, существенно изменившим ее рыночную структуру, был раздел компании "Джэпэн Стил" (государство контролировало более 50% акций) на две частные компании - "Йавата Стил" и "Фуджи Стил". В результате японская сталелитейная промышленность начала переходить от монополистической структуры к олигополии с 6-ю крупными субъектами рынка - фирмами "Йавата", "Фуджи", "НКК", "Кавасаки", "Сумитомо", "Кобе", которые стали конкурировать между собой. Раздел крупнейшего монополиста "Джэпэн Стил" стимулировал еще один важнейший процесс - переход oт узкоспециализированных фирм к интегрированным, ориентированным на полный производственный цикл по производству стали - от обработки сырья до выпуска готовой продукции. Лидерами в переходе к интегрированному производству стали вновь образованные частные корпорации - "Иавата" и "Фуджи", за которыми последовали другие компании отрасли. Таким образом, мощный толчок реорганизации структуры рынка придал раздел "Джэпэн Стил", что впоследствии привело к созданию олигополистического рынка, сопровождаемого с 50-х по 70-е годы жесткой конкуренцией.
Помимо организационно-экономических мероприятий, значительное внимание с точки зрения подъема японской экономики в послевоенный период уделялось продвижению новых талантливых кадров в структуры высшего управленческого персонала корпораций. Этот процесс получил название "экономической чистки". Новое поколение менеджеров характеризовалось профессионализмом, высоким уровнем образования, опытом практической работы в своих компаниях, лучшими возрастными данными (возраст управляющих был в среднем на 5 лет меньше, чем у предыдущих лидеров). Кроме того, осуществлялось четкое разделение собственности и управления. Никто из новых менеджеров не являлся собственником компании.
Деятельность новых менеджеров характеризовалась нетрадиционными, смелыми решениями, предложениями по реорганизации изживших себя централизованных организационных структур управления. Так, президент компании "Кавасаки" Нишияма утвердил консенсусную систему управления с пятью директорами подразделений, но без общего председателя компании. Ему принадлежала идея активного введения в Японии американских методов управления производством, перехода от малосерийного производства европейского типа к модели массового производства. Нишияма принял решение о выделении из состава компании своего подразделения в самостоятельную структуру, что позволило ему значительно повысить возможности для ведения бизнеса, реализовать модель экономического роста, стимулируемого инвестицями.
Несомненно, выдвижению Нишиямы на высший пост в руководстве способствовали новая система подбора кадров, ликвидация бюрократической иерархии.
Наконец, существенную роль в становлении японской послевоенной промышленности сыграло совершенствование системы управления трудовым потенциалом. Японский менеджмент характеризовался следующими чертами.
- созданием профсоюзов непосредственно на предприятиях, в компаниях, а не на уровне отрасли;
- системой пожизненного найма;
- определением ставки заработной платы в зависимости от стажа работы, возраста, состава семьи.
Изложенные черты в сочетании с корпоративным подходом к рабочей силе рассматриваются в качестве важнейшего условия японской конкурентоспособности. Стабильность рабочей силы позволяет менеджерам проводить долгосрочное инвестирование, успешно осуществлять инновационную деятельность, а при необходимости переобучать рабочих. Организованная рабочая сила в Японии отличается мобильностью, гибкостью, многофункциональностью, что открывает дополнительные возможности менеджерам для маневров. Значительный вклад в формирование современной высокоэффективной рабочей силы внесли такие рычаги управления, как дискуссионные советы, контроль производства со стороны профсоюзов, кружки контроля качества и т.д. Введенная в стране модель производственных отношений оказала благоприятное воздействие на бурный рост се индустриальной базы.
Японский опыт реформы управления представляет безусловный интерес с точки зрения решения проблем преодоления неэффективной структуры экономики, в частности, промышленности. На конкретном примере можно убедиться, как выбор правильного управленческого решения, а затем быстрое и последовательное воплощение его в жизнь дали практические результаты в относительно короткие сроки.
Проведенные организационно-экономические мероприятия позволили на базе развития конкуренции оживить рынок сталелитейной продукции и в то же время выйти на качественно новый уровень интегрированного производства. Положительное влияние на структурную перестройку оказало обогащение японского менеджмента американским передовым опытом управления. Однако эти результаты явились не столько автоматическим итогом реформ, сколько следствием сочетания экономических мер с активно проводимой политикой управления персоналом. В этот период на высшие управленческие посты в корпорациях выдвинулись менеджеры инновативного типа, обладающие высокой профессиональной квалификацией, опытом и инициативой.
Послевоенная реформа оказала решающее воздействие на формирование уникальной японской модели управления. Опыт этой страны свидетельствует о том, что результаты достигаются в том случае, когда продуманная экономическая политика умело сочетается с использованием благоприятствующих внутренних факторов и опирается на поддержку квалифицированных управленческих кадров.
5. Роль государства в послевоенный период
Еще один крупный блок проблем рассмотрен в книге - роль государства в процессе послевоенного экономического роста. Наиболее существенными из анализируемых вопросов являются, становление национальной экономической независимости Японии, создание условий для технологического скачка и формирование на этой основе современной производственной базы, роль экономического планирования; политика либерализации торговли и капитала; дерегулирование и протекционизм в сельском хозяйстве страны.
Касаясь проблем становления национальной независимости и рационализации промышленности профессор Йошие Ионезава освещает эволюцию промышленной политики Японии в период 1945 - 1955 гг., явившейся прототипом современной индустриальной политики страны. Автор определяет понятие экономической независимости как возможность экономики свободно и динамично развиваться без опоры на государственные субсидии и дотации, с одной стороны, и иностранную помощь - с другой. С этой точки зрения Япония, по мнению автора, прошла длительный и трудный путь от финансовой зависимости до свободной и эффективно развивающейся экономической системы.
В конце 1946 г. правительство Японии ввело так называемую систему приоритетных производств, которая устанавливала межотраслевые взаимоотношения между базовыми отраслями промышленности, определявшими экономический рост в тот период, реконструкцию всей промышленности и формировавшими основы независимости японской экономики. К таким отраслям были отнесены угольная, металлургическая, текстильная, электроэнергетика, кораблестроение. Им оказывалась приоритетная государственная поддержка, была введена система привилегий в ценообразовании, усовершенствованы условия производства, облегчена инвестиционная деятельность за счет государственных средств, улучшены условия труда для привлечения дополнительных рабочих.
Однако в 1949 г. система приоритетных производств изжила себя. Стало очевидным, что японские фирмы надо побудить к проведению независимой от правительственных субсидий политики, применять эффективные методы управления с тем, чтобы привести качество продукции и цены на нее к показателям, сопоставимым с мировым уровнем, а уровень прибыльности - с уровнем других компаний, не пользующихся дотациями государства. Достижению этого должны были способствовать рационализация производства и систем управления, а также действия правительства по формированию благоприятных для такой рационализации институциональных условий.
В течение двух лет был снят государственный промышленный контроль, введены контроль качества и оперативный контроль и управление трудовыми ресурсами на производстве. Главными целями рационализации стали внедрение нового оборудования, технологий и ноу-хау. В результате этого фирмы смогли модернизировать производство, повысить производительность и значительно сократить издержки производства на единицу продукции, что сыграло решающую роль в условиях ценовой конкуренции японских товаров на мировых рынках в тот период.
Мероприятия по рационализации промышленности финансировались из средств как компаний, так и специально созданных финансовых структур, например, специальных фондов Банка финансирования реконструкции. Финансовой корпорации малого бизнеса и др. Для этих целей использовался и иностранный капитал. Иностранные инвестиции разрешались в том случае, если они соответствовали следующим критериям: вносили вклад в совершенствование платежного баланса; создавали условия для укрепления национальной промышленности и коммунально-бытового сектора; содействовали реализации контрактов по технологической помощи в стратегических отраслях.
С 1951 г. японское правительство начало активно проводить политику рационализации промышленности, которая получила юридический статус на основании Закона о содействии рационализации предприятий. В соответствии с этим законом эффективными признавались следующие методы рационализации компаний в конкретных отраслях. технологическое совершенствование, модернизация оборудования, повышение качества дорог и портов, повышение эффективности использования материалов и энергии, введение автономности управления в малых и средних предприятиях.
Государству предоставлялось право руководить и давать рекомендации компаниям по перечисленным выше направлениям, а также гарантировать сокращение налогов. Был очерчен круг предприятий, пользующихся преимуществами в получении кредитов, финансовых средств для инвестиции в специальное оборудование, для импорта передовой кинологии, а также налоговыми льготам и (всего 50 предприятий угольной, сталелитейной промышленности, электроэнергетики, кораблестроения). Однако эти компании, чтобы иметь возможность пользоваться привилегиями, должны были приносить прибыль и подчиняться строгому контролю и руководству со стороны правительства.
Государство выделило такие предприятия по следующим критериям:
- отрасль должна быть базовой и "несущей" в структуре промышленности;
- она должна отличаться исключительной важностью с точки зрения производства, экспорта, вклада в другие отрасли и в замещение импорта;
- достаточно высокими должны быть темпы роста производства и снижения себестоимости, достигнутые за счет рационализации промышленности;
- отрасль должна производить товары на экспорт по конкурентным на мировом рынке ценам и получать прибыль на базе внедрения нового оборудования;
- рационализация и модернизация отрасли считались неотложными;
- отрасль располагала значительным количеством оборудования, требующего модернизации,
- отрасль имела высокий потенциал для модернизации оборудования и доказала способность к этому.
Таким образом, послевоенная политика рационализации ) промышленности во главу угла ставила помощь фирмам в рационализации и модернизации их структуры и направляла деятельность фирм в нужное для национальной экономики русло.
В целом большинство исследователей политику рационализации промышленности рассматривают как преимущественно успешную. Но у нее есть и негативные стороны, проявившиеся, в частности, в том, что из-за чрезмерной опеки государства угольная и текстильная отрасли так и не обеспечили рационализацию. Многое японские исследователи считают, что такая политика, адекватная условиям Японии, может оказаться приемлемой далеко не для каждой страны, поскольку поставит ее в положение заложника "собственной меркантилистской" политики без определеннах гарантий на успех.
Одним из ключевых моментов в понимании японского экономического чуда традиционно считается проблема успешной инновационной деятельности, в том числе импорта технологий из-за рубежа. В главе II представлена точка зрения профессора экономики Акира Гото на послевоенный опыт Японии по преодолению технологической изоляции страны и повышению технического уровня промышленности. Импорт технологий базировался на благоприятных внешних и внутренних условиях. К внешним факторам относилась удачная ситуация на мировом рынке технологий, к внутренним - созданная развитием военной промышленности технологическая база, восприимчивая к нововведениям, а также значительный объем инвестиций, традиционно направлявшихся в национальные НИОКР.
Мощное давление рынка и существование технологической базы главными факторами активной и успешной передачи технологий. Помимо этого, Япония располагала большим числом хорошо подготовленных специалистов, способных внедрять передовые технологии. Так, в 1942 г насчитывалось 1214 исследовательских организаций с числом занятых 49560 человек и затратами 886 млн. иен в год. Доля НИОКР в ВНП составляла в 1930 г. 0,22%, а в 1942 г. - 1%.
На процесс покупки иностранных технологий серьезное влияние оказывали существовавшие ограничения в области торговли и иностранных инвестиций, что и предопределило выбор модели получения японскими потребителями технологических новинок: покупка лицензии на новые технологии, различного вида технологические соглашения. С течением времени значительное развитие получил также импорт машин и оборудования. Использовались и другие каналы. В частности, в Японии работали иностранные консультанты, главным образом из США, помогавшие в модернизации производственного процесса. Японские фирмы часто посылали ведущих инженеров за границу для изучения новинок на месте. Торговые ассоциации и институты, например, Японский центр производительности, часто организовывали поездки для изучения технологических новшеств и практики в области бизнеса. В ограниченных масштабах вели деятельность на японском рынке и иностранные фирмы: "IBM", "Экссон", "Мобил", "Нестле", "Оливетти" и др., которые создавали новые технологии и новые способы ведения бизнеса.
С конца 50-х годов устойчивый спрос на технологии был вызван потребностью быстрорастущей экономики в новых заводах и оборудовании и повышением доходов потребителей, побудившим спрос на новые потребительские товары (автомобили, электротовары и пр.). К тому же фирмы испытывали потребность в новых технологиях, чтобы конкурировать с иностранными фирмами и друг с другом.
Для Японии характерен параллельный быстрый рост инвестиций и в собственные НИОКР, и в импорт технологий. Так, прослеживалась следующая зависимость. Фирма, активно инвестирующая в НИОКР, одновременно осуществляла импорт технологий. Объяснений этому несколько. Первое состоит в том, что если технология является быстро развивающейся, то она создает возможность и для собственных НИОКР, и для импорта. Второе объяснение: продавцы технологий часто требуют в качестве оплаты не только деньги, но и другие технологии. Поэтому, чтобы купить технологию, фирма должна предложить взамен свою, то есть она вынуждена вести собственные НИОКР. Кроме того, поскольку Япония почти не использовала технологии в форме прямых иностранных инвестиций, она вынуждена была развивать собственные НИОКР, чтобы адаптировать импортные технологии к коммерческому использованию.
Существенным фактором, побуждавшим японские фирмы покупать технологии, была прибыль. Новые технологии позволяли фирмам получать преимущества на рынке и, следовательно, дополнительные прибыли. Помимо чисто рыночных факторов, на импорт технологий оказывала влияние и политика правительства. Государственный контроль над этим процессом осуществлялся по четырем направлениям.
Первое - законодательный контроль над коммерческим импортом. Прослеживается эволюция от контроля над закупками, согласования их в обязательном порядке с министерствами до либерализации торговли и автоматического утверждения импорта технологий стоимостью менее 100 млн. иен. До либерализации государство определяло целесообразность приобретения технологии и фирму, которая может осуществить закупку. Начиная с I960 г. были введены следующие критерии оценки импортных технологий: импортная технология не должна отрицательно влиять на внутренние технологии; она не могла нарушать существующий порядок в промышленности; технология не должна оказывать отрицательное воздействие на развитие малых фирм; фирма-импортер должна быть способной использовать данную технологию в технологической и финансовой областях.
Государственное вмешательство не всегда оказывало положительное воздействие на экономику, поскольку затрудняло получение необходимых технологий и тормозило совершенствование структуры промышленности, а кроме того давало бюрократическому аппарату мощное средство давления на частный капитал и создавало излишний монополизм решением о выдаче разрешений на импорт ограниченному количеству фирм-монополистов.
Второе направление - льготное налогообложение, используемое для технологического импорта. Сюда входит как снижение налогов на платежи по импортным технологиям, так и установление тарифных льгот для оборудования, не производимого внутри страны, но необходимого для ее экономического развития.
Третье - оценка выгод и преимуществ международных технологических контрактов Комиссией по внешней торговле. В случае невыгодности контракта японской стороне Комиссия ставит вопрос о его пересмотре.
Четвертое направление - ряд мер косвенного воздействия на технологический импорт, в том числе финансовые стимулы, предоставление кредитов под низкие проценты для инвестиций в новое оборудование и технологии. Макроэкономическая политика стимулирования роста также способствовала созданию спроса на передовые технологии.
Следовательно, экономика высокого динамизма характеризуется циклическим процессом, когда рост и изменение структуры спроса на товары вызывает спрос на передовые технологии, а внедрение передовых технологий стимулирует рост. Япония представляет собой пример высокотехнологичного развития, обеспечивающего процветание всей экономики и создающего основы для удовлетворения постоянно меняющегося спроса со стороны потребителей.
Интересно само по себе выяснение роли планирования в экономическом развитии Японии. Такао Комине исследует различные аспекты японского долгосрочного планирования как уникального явления среди стран со свободным рынком. Характерным отличием японского экономического плана является строгая увязка его с конкретной стадией развития страны. Поэтому в самом общем виде планы делятся на два вида, отвечающие двум фазам в развитии послевоенного общества: периоду стабилизации и реконструкции 1946-1955 гг., которому соответствовали планы, похожие на планы центрально управляемых экономик; периоду с 1955 г. и по настоящее время, когда планы стали индикативными, определяющими основы экономической политики и направления развития, но не носят директивного характера.
Для исследователя особо интересны планы второго вида, поскольку они дают представление о месте планирования в условиях свободной рыночной экономики. В этом смысле японский экономический план является только дополнением к рыночному механизму. Так, согласно плану 1988 г. основная роль экономического планирования в Японии сводится к следующему:
- определять прогноз, в соответствии с которым экономика должна и может развиваться;
- указывать на основные направления, по которым должно следовать правительство, осуществляя средне- и долгосрочное управление, а также устанавливать приоритетные политические цели и средства их достижения;
- указывать ключевые пути принятия народнохозяйственных решений и реализации основных решений корпораций.
Созданием и внедрением долгосрочных экономических планов занимается Агентство экономического планирования, основанное в 1955 г. Экономический план состоит из трех основных частей: общее описание экономических условий и целей правительственной экономической политики; детальное описание государственной экономической политики на предстоящий период; количественный прогноз главных экономических покупателей
Планы отражают изменение целей политики правительства, промышленной структуры и т.д. Их существенный элемент - экономический прогноз, который в последнее время трансформируется от детализированного и констатирующего в простой прогноз, прогноз-гипотезу и предостережение. Это связано с тем, что экономическое прогнозирование становится на современном этапе все более сложным из-за нестабильности экономических условий, особенно международных, а также вследствие смещения целевых установок японского плана от экономического роста к социальным проблемам.
Характерно, что японский экономический план и реальная действительность не всегда совпадают. Гибкость экономического планирования выражается в постоянном пересмотре показателей плана и корректировке в сторону фактических данных.
Экономическое планирование в Японии играет, во-первых, информативную роль. Государство информирует через показатели плана и прогноза частные компании о предполагаемой экономической политике. Частные же компании на основании этого составляют свои долгосрочные планы. Во-вторых, оно направлено на констатацию долгосрочных политических установок и целей администрации. В-третьих, процесс составления и формулирования плана позволяет правительству и частному сектору достичь согласия по ключевым вопросам экономической политики в ходе взаимных консультаций.
Экономическое планирование в Японии, таким образом, рассматривается как важная институциональная структура управления экономикой. Ее опыт может быть полезен с точки зрения построения эффективной системы экономического управления, где планирование играет ограниченную роль в рыночной экономике, но выступает инструментом достижения согласия между различными субъектами рынка, средством передачи обществу информации об экономической политике правительства.
Вмешательство государства в послевоенную экономическую структуру японского общества было неоднородным. Ряд секторов экономики постепенно выходил из-под опеки правительства. Так, последовательное дерегулирование наблюдалось в международной торговле и движении капитала. Строгий контроль государства в форме импортных квот и регулирования курсов иностранных валют просуществовал вплоть до начала 60-х годов. Либерализация торговли позволила частному сектору расширить масштабы экономической деятельности, а страна получила возможность стать членом международного сообщества, возросли ее взаимосвязи с остальным миром. Япония вступила и укрепила свои позиции в таких международных организациях, как МВФ и ГАТТ.
Чужой опыт нельзя скопировать, но можно использовать либо самые общие, универсальные для всех стран механизмы, либо совокупную систему принципов. Последняя применительно к японскому экономическому успеху раскрыта пока не в полной мере. Очень важно не ошибиться во всех предначертаниях. Предложенная вниманию читателя работа может быть полезна в разработке практической стратегии реформ экономики в России. Список использованной литературы
Кузнецов Ю. Д., Навлицкая Г. Б., Сырицын И. М. История Японии: Учебное пособие для вузов - М.: Высшая школа, 1998. - 432 с.
Лукашенко О., Побываев С. - Японская экономическая реформа: опыт и уроки // Вопросы экономики. - 1994. - № 4. -с.92-105.
Экономическая история капиталистических стран. Учебное пособие для студентов эконом. фак. вузов. Под ред. Ф. Я.. Полянского, В. А. Жамина. - М.: Изд-во МГУ, 1986. - 360 стр.

2

Работа на этой странице представлена для Вашего ознакомления в текстовом (сокращенном) виде. Для того, чтобы получить полностью оформленную работу в формате Word, со всеми сносками, таблицами, рисунками, графиками, приложениями и т.д., достаточно просто её СКАЧАТЬ.



Мы выполняем любые темы
экономические
гуманитарные
юридические
технические
Закажите сейчас
Лучшие работы
 Процессы коммуникации в организации
 Организация биржевой торговли
Ваши отзывы
Здравствуйте. Огромное спасибо, мой заказ пришел. Вы меня очень выручили, в следующий раз обращусь к вам опять. Удачи.
Денис

Copyright © www.refbank.ru 2005-2019
Все права на представленные на сайте материалы принадлежат www.refbank.ru.
Перепечатка, копирование материалов без разрешения администрации сайта запрещено.