Refbank.Ru - рефераты, курсовые работы, дипломы по разным дисциплинам
Рефераты и курсовые
 Банк готовых работ
Дипломные работы
 Банк дипломных работ
Заказ работы
Заказать Форма заказа
Лучшие дипломы
 Общие и специальные требования, предъявляемые к рекламе
 Влияние индивидуально-психологических особенностей на потребительский выбор (на примере азартных игр)
Рекомендуем
 
Новые статьи
 Почему темнеют зубы и как с этом...
 Иногда полезно смотреть сериалы целыми...
 Фондовый рынок идет вниз, а криптовалюта...
 Как отслеживают частные...
 Сочинение по русскому и литературе по тексту В. П....
 Компания frizholod предлагает купить...
 У нас можно купить права на...
 Сдать курсовую в срок поможет Курсач.эксперт. Быстро,...
 Размышления о том, почему друзья предают. Поможет при...
 Готовая работа по теме - потеря смысла жизни в современном...
 Рассуждения о проблеме влияния окружающего шума на...
 Рассуждения по тексту Владимира Харченко о роли науки в...
 Проблема отношений человека с природой в сочинении с...
 Рассуждение по теме ограниченности...
 Описание проблемы отношения людей к природе в сочинении по...


любое слово все слова вместе  Как искать?Как искать?

Любое слово
- ищутся работы, в названии которых встречается любое слово из запроса (рекомендуется).

Все слова вместе - ищутся работы, в названии которых встречаются все слова вместе из запроса ('строгий' поиск).

Поисковый запрос должен состоять минимум из 4 букв.

В запросе не нужно писать вид работы ("реферат", "курсовая", "диплом" и т.д.).

!!! Для более полного и точного анализа базы рекомендуем производить поиск с использованием символа "*".

К примеру, Вам нужно найти работу на тему:
"Основные принципы финансового менеджмента фирмы".

В этом случае поисковый запрос выглядит так:
основн* принцип* финанс* менеджмент* фирм*
Гражданское право

курсовая работа

Правовое регулирование прав потребителей



Содержание
Введение 3
1. Защита прав потребителей 4
1.1.Отношение продавца с потребителем 6
1.2. Обмен товаров ненадлежащего качества 8
1.3. Ответственность продавца (изготовителя) за просрочку выполнения требований потребителя 9
1.4. Обмен товаров надлежащего качества 10
1.5. Безопасность товаров (работ, услуг). 10
2. Стандартизация сертификация продукции и услуг 13
2.1. Обязанности изготовителя 13
2.2. Срок службы (годности). Гарантийный срок 14
2.3. Контроль за безопасностью товаров 16
2.4. Ответственность за нарушение требований безопасности 18
2.5. Порядок проведения сертификации 19
2.6. Ответственность за несоблюдение правил стандартизации и сертификации 20
3. Государственное регулирование в области защиты прав потребителей 23
3.1.Основные задачи Госторгинспекции 24
3.2. Объекты государственного контроля 24
3.3. Состав Госторгинспекции 24
3.4. Основные функции Госторгинспекции 25
3.5. Права Госторгинспекции 26
4. Список литературы и нормативных актов 28
Введение
Закон о защите прав потребителей - один из первых рыночных законов и имеющих прямое отношение к преобразованию экономики. Необходимость принятия специального закона была вызвана тем, что все действовавшее ранее законодательство основывалось на приоритете интересов изготовителя, а немногочисленные законодательные нормы, которые имелись в области охраны интересов потребителей были заблокированы ведомственными нормативными актами и практически не действовали. Теперь закон значительно повысил ответственность производителей, продавцов и исполнителей за качество своей работы и наряду с расширением прав потребителей установил для них ряд новых обязанностей.
Основным нормативным актом регулирующим отношения по защите прав потребителей в Российской Федерации является закон РФ "О защите прав потребителей" введенный в действие 7 апреля 1992 года.1 Он призван регулировать отношения, возникающие между потребителями и изготовителями, исполнителями, продавцами при продаже товаров (выполнении работ, оказании услуг), устанавливает права потребителей на приобретение товаров (работ, услуг) надлежащего качества и безопасных для жизни и здоровья потребителей, получение информации о товарах (работах, услугах) и об их изготовителях (исполнителях, продавцах), просвещение, государственную и общественную защиту их интересов, а также определяет механизм реализации этих прав.
1. Защита прав потребителей
Закон об охране прав потребителей появился во многих западноевропейских странах еще в 70-е годы. Монополизация производства торговли заставила правительства прибегнуть к мерам государственного регулирования, принятию законодательства, целью которого является прямое вторжение в договорные отношения сторон для защиты одной из них - потребителя.
Многочисленные бытовые потребности граждан требовали защиты прав потребителей в области образования, при оказании жилищно-коммунальных , медицинских, финансовых, транспортных, страховых и других видов услуг.
Закон регулирует отношения, возникающие между потребителями и предпринимателями (продавцами) и по поводу продажи товаров (работ, услуг), он не содержит каких-либо общих критериев разграничения компетенции по регулированию упомянутых отношений между РФ и республиками в ее составе.
Настоящий Закон не распространяется на потребителей - юридических лиц, а также на потребителей - физических лиц (граждан), если они используют, приобретают, заказывают, либо имеют намерение приобрести или заказать товар, работу, услугу не для личных бытовых нужд, а, например, для предпринимательской деятельности.
Под личными бытовыми нуждами следует понимать удовлетворение бытовых потребностей не только гражданина, который непосредственно приобрел данный товар, но также и любых других граждан, которые пользуются вещью на законных основаниях с согласия непосредственного приобретателя, прежде всего члены семьи.
Под предпринимателями понимаются изготовители, исполнители, продавцы, выступающие на рынке как предприятия, организации или учреждения, т. е. юридические лица, независимо от их организационно-правовой формы и формы собственности их имущества.
Одним из важнейших прав потребителя является право на получение качественных товаров, результатов работ и услуг, соответствующих обязательным требованиям стандартов, условиям договора, обычно предъявляемым требованиям а также информации о продукции (ст. 4 Закона "Качество товара (работы, услуги).
Отношения в области защиты прав потребителей регулируются не только Законом "О защите прав потребителей", но и Гражданским кодексом Российской Федерации.
Гражданский кодекс РСФСР (ст. 469 ГК "Качество товара") устанавливает, что качество проданной вещи должно соответствовать условиям договора, а при отсутствии указаний в договоре - обычно предъявляемым требованиям.
Несмотря на принципиальное совпадение подходов в ГК и Законе, некоторые различия все же есть:
1. Закон в отличие от ГК на первое место поставил не договор, а обязательное требование стандартов.
Законом РФ от 28 мая 1992г. "О поставках продукции и товаров для государственных нужд" установлено, что продукция (товары, работы, услуги) поставляемая по государственным контрактам, должна соответствовать обязательным требованиям государственных стандартов и особым условиям, устанавливаемым этими контрактами. В связи с этим на практике возникают вопросы о требованиях к качеству товаров, поставляемых не для государственных нужд, и о соотношении этого Закона и "Закона о защите прав потребителей".
В законе РФ "О поставках продукции и товаров для государственных нужд" зафиксированы два критерия: обязательные требования ГОСТ и условия договора. Два других критерия (обычные требования, информация о товаре) также должны учитываться при определении качества товара, поставляемых для государственных нужд с цель дальнейшей реализации населению. Один принципиальный момент, зафиксированный Законом от 28 мая 1992г.: для определения требований к качеству продукции может применяться лишь нормативная документация установленная законодательством. Правовая форма этих документов приобретает существенное значение, поскольку она связана с компетенцией соответствующего органа.
2. ГК отсылает к обычно предъявляемым требованиям в тех случаях, когда требования о качестве договором вообще не предусмотрены (существенное условие).
Закон придал обычно предъявляемым требованиям самостоятельное значение, независящее от наличия или отсутствия в договоре условий о качестве.
3. Закон дополнительно ввел новый критерий: информация о продукции - критерий качества.
Специфическим правом потребителя в сфере торгового обслуживания является право на обмен товаров ненадлежащего качества. Оно действует лишь в области торгового обслуживания и не применимо к отношениям, возникающим в других сферах оказания услуг.
1.1.Отношение продавца с потребителем
Отношение продавца с потребителем после покупки товара регулируется ст.ст. 18-26 Закона.
Согласно ст.18 ("Последствия продажи товара ненадлежащего качества") потребитель, которому продан товар ненадлежащего качества, если оно не было оговорено продавцом, вправе по своему выбору потребовать:
- безвозмездного устранения недостатков товара или возмещения расходов на их исправление потребителем или третьим лицом;
- соразмерного уменьшения покупной цены;
- замены на товар аналогичной марки (модели, артикула);
- замены на такой же товар другой марки (модели, артикула) с соответствующим перерасчетом покупной цены;
- расторжения договора купли-продажи. При этом потребитель обязан возвратить товар с недостатками.
При этом потребитель вправе потребовать также полного возмещения убытков, причиненных ему вследствие продажи товара ненадлежащего качества.
В отношении технически сложных товаров требования потребителя, указанные в абзацах четвертом - шестом настоящего пункта, подлежат удовлетворению в случае обнаружения в товарах существенных недостатков. Перечень таких товаров утверждается Правительством Российской Федерации.2
Вместо предъявления этих требований потребитель вправе возвратить изготовителю товар ненадлежащего качества, и потребовать возврата уплаченной за него суммы.
В случае приобретения потребителем товара ненадлежащего качества, на который установлен срок годности, продавец обязан произвести замену этого товара на товар надлежащего качества или возвратить потребителю уплаченную им сумму, если недостатки товара обнаружены в пределах срока годности.
Требования потребителя рассматриваются при предъявлении потребителем товарного или кассового чека, а в отношении товаров, на которые установлены гарантийные сроки, технического паспорта или иного заменяющего его документа.
Продавец обязан выдать потребителю товарный чек или иной документ, удостоверяющий факт покупки.
Продавец (изготовитель) или организация, выполняющая функции продавца (изготовителя) на основании договора с ним, обязаны принять товар ненадлежащего качества у потребителя, а в случае необходимости провести проверку качества товара. Потребитель вправе участвовать в проверке качества товара.
При возникновении спора о причинах возникновения недостатков товара продавец (изготовитель) или организация, выполняющая функции продавца (изготовителя) на основании договора с ним, обязаны провести экспертизу товара за свой счет. Потребитель вправе оспорить заключение такой экспертизы в судебном порядке.
1.2. Обмен товаров ненадлежащего качества
Статья 21 Закона ("Замена товара ненадлежащего качества") гласит:
1. В случае обнаружения потребителем недостатков товара и предъявления требования о замене такого товара, продавец (изготовитель) или организация, выполняющая функции продавца (изготовителя) на основании договора с ним обязаны заменить такой товар в семидневный срок со дня предъявления указанного требования потребителем, а при необходимости дополнительной проверки качества такого товара продавцом (изготовителем) или организацией, выполняющей функции продавца (изготовителя) на основании договора с ним, в течение двадцати дней со дня предъявления указанного требования.
При отсутствии у продавца необходимого для замены товара на день предъявления указанного требования он должен заменить такой товар в течение месяца со дня предъявления указанного требования. По требованию потребителя продавец обязан безвозмездно предоставить потребителю с доставкой во временное пользование на период замены аналогичный товар длительного пользования, обеспечив его доставку за свой счет. Это правило не распространяется на товары, перечень которых устанавливается в соответствии с пунктом 2 статьи 20 Закона.3
2. Товар ненадлежащего качества должен быть заменен на новый товар, то есть на товар, не бывший в употреблении.
При замене товара гарантийный срок исчисляется заново со дня передачи товара потребителю.
1.3. Ответственность продавца (изготовителя) за просрочку выполнения требований потребителя
За нарушение предусмотренных Законом сроков, а также за невыполнение (задержку выполнения) требования потребителя о предоставлении ему на период ремонта (замены) аналогичного товара продавец, допустившие такие нарушения, уплачивают потребителю за каждый день просрочки неустойку (пеню) в размере одного процента цены товара4.
Цена товара определяется исходя из его цены, существовавшей в том месте, в котором требование потребителя должно было быть удовлетворено продавцом (изготовителем) или организацией, выполняющей функции продавца (изготовителя) на основании договора с ним, в день добровольного удовлетворения такого требования или в день вынесения судебного решения, если требование добровольно удовлетворено не было.
1.4. Обмен товаров надлежащего качества
Согласно Закону (ст.25 "Право потребителя на обмен товара надлежащего качества") обмену подлежат не все доброкачественные товары. Такое право распространяется лишь на непродовольственные товары, за исключением тех, которые будут включены в специальные перечни, утверждаемые правительствами РФ и республик в составе РФ.
Обмен доброкачественного товара, в отличие от недоброкачественного, может быть произведен только в том торговом предприятии, где он был приобретен.
Потребитель может осуществить свое право на обмен доброкачественного товара в течение 14 дней, не считая дня покупки. При несогласии потребителя с отказом в обмене, он вправе предъявить к продавцу соответствующий иск.
1.5. Безопасность товаров (работ, услуг).
Введенные в действие на территории РФ законы "О сертификации продукции и услуг", "О стандартизации", "О защите прав потребителей" ужесточают требования к качеству и безопасности производимых (подаваемых) изготовителями (исполнителями, продавцами) товаров или оказываемых ими услуг.
Указанные законы предусматривают обязательную сертификацию товаров (работ, услуг), потенциально опасных для здоровья, жизни и имущества граждан, в том числе при их импорте в РФ.
Закон "О защите прав потребителей" (ст.7 п.1 " Право потребителя на безопасность товара (работы, услуги)") устанавливает, что потребитель имеет право на то, чтобы товар (работа, услуга) при обычных условиях его использования, хранения, транспортировки и утилизации был безопасен для жизни, здоровья потребителя, окружающей среды, а также не причинял вред имуществу потребителя. Требования, которые должны обеспечивать безопасность товара являются обязательными и устанавливаются в порядке, определяемом законом.
Статья 5 п.1. Закона констатирует, что изготовитель (исполнитель) обязан устанавливать срок службы товара (работы) длительного пользования, в том числе комплектующих изделий (деталей, узлов, агрегатов), которые по истечении определенного периода могут представлять опасность для жизни, здоровья потребителя, причинять вред его имуществу или окружающей среде. Перечень таких товаров (работ) утверждается Правительством Российской Федерации5.
Изготовитель обязан не только установить срок службы товара, но и обеспечить его безопасность в течение установленного срока службы или срока годности товара (работы).
Безопасность должна обеспечиваться при разработке и изготовлении товаров, путем обеспечения возможности его ремонта и технического обслуживания. Ответственность за определение необходимости и разработку специальных правил несет изготовитель (исполнитель). Это обстоятельство важно, поскольку распределение обязанностей между государственными органами, исполнителями (изготовителями) и продавцом может иметь существенное значение при определении ответственного за причиненный вред лица в том случае, если специальные правила не были разработаны, утверждены, доведены до потребителя либо оказались недостаточными или не были утверждены требования к продукции по ее безопасности.
Если в соответствии с пунктом 1 статьи 5 настоящего Закона изготовитель не установил на товар (работу) срок службы, он обязан обеспечить безопасность товара (работы) в течение десяти лет со дня передачи товара (работы) потребителю.
Если для безопасного использования товара (работы, услуги), его хранения, транспортировки и утилизации необходимо соблюдать специальные правила, изготовитель (исполнитель) обязан указать эти правила в сопроводительной документации на товар (работу, услугу), на этикетке, маркировкой или иным способом, а продавец (исполнитель) обязан довести эти правила до сведения потребителя.
Закон требует не только довести до сведения потребителя специальные правила использования, транспортировки, хранения и утилизации товаров результатов работ), но и предупредить его о продолжительности срока службы (годности) изделия (то есть о его потенциальной опасности после истечения указанного срока), необходимые действия по его истечении и возможных последствиях в случае не выполнения этих действий. Предупреждение должно быль сделано продавцом (исполнителем) в порядке, установленном Законом для предоставления потребителю информации о продукции.
Вред, причиненный жизни, здоровью или имуществу потребителя вследствие необеспечения безопасности товара (работы), подлежит возмещению в соответствии со статьей 14 ("Имущественная ответственность за вред, причиненный вследствие недостатков товара (работы, услуги)") настоящего Закона.
Товар (работа, услуга), на который законами или стандартами установлены требования, обеспечивающие безопасность жизни, здоровья потребителя и охрану окружающей среды и предотвращение причинения вреда имуществу потребителя, а также средства, обеспечивающие безопасность жизни и здоровья потребителя, подлежат обязательной сертификации6 в установленном порядке.
Стандартизация сертификация продукции и услуг
2.1. Обязанности изготовителя
Изготовитель обязан:
- обеспечить изготовление продукции в соответствии с установленными требованиями к ее качеству;
- представить продукцию на сертификацию;
- разработать специальные правила использования продукции;
- установить срок службы (годности) продукции;
- обеспечить разработку и доведение до потребителя необходимой ин формации;
- в установленных случаях приостановить производство и реализацию продукции либо снять ее с производства, принять меры по изъятию из оборота и у потребителей опасной продукции;
- в установленных случаях возместить в полном объеме причиненный ущерб;
Продавец обязан:
- обеспечить реализацию товаров, имеющих сертификат безопасности;
- обеспечить доведение до потребителя необходимой информации;
- в установленных случаях приостановить реализацию, принять меры по изъятию из оборота и у потребителей опасной продукции;
- в установленных случаях возместить в полном объеме починенный ущерб.
Итак, если изготовитель (исполнитель) не обеспечит безопасность товаров (работ, услуг) в течение установленных сроков, он обязан возместить потребителю убытки в соответствие со ст.14 Закона.
2.2. Срок службы (годности). Гарантийный срок
Согласно п.2 ст.5 Закона на товары (результаты работ), использование которых по истечении определенного срока представляет опасность для жизни и здоровья потребителей, окружающей среды или может причинить вред имуществу потребителей устанавливается срок службы (годности).
Сущность этих сроков состоит в том, что использование соответствующих товаров по прямому назначению за их пределами недопустимо или даже невозможно ввиду достижения предельного технического состояния или приобретения каких-либо вредных качеств в результате их использование становится опасным.
Сроки службы устанавливают обычно для машин, приборов и других товаров длительного пользования, а срок годности - для пищевых продуктов, лекарств, и т. п.
В течение этого срока изготовитель (исполнитель) несет определенные обязанности, направленные на обеспечение возможности использования продукции, и ответственность за их неисполнение или не надлежащее исполнение.
Согласно Закону продажа товаров с просроченным сроком годности запрещается. Своеобразной разновидностью срока годности является срок реализации, который устанавливается для ряд скоропортящихся товаров (молоко и молочные изделия и т. д.).Предельный срок реализации указывается на упаковке, таре, в накладной.
Товары с истекшим сроком реализации считаются утратившими свои потребительские свойства и не могут быть реализованы потребителю. Но Закон не устанавливает, кем определяется срок годности.
Закон не содержит никаких разъяснений о существе понятия "гарантийный срок". Впервые он упоминается в ст.12 Закона как срок, в течение которого могут выявляться недостатки товара. В ст.18 гарантийный срок также трактуется как временной период обнаружения недостатков товара. При этом указывается, что он устанавливается изготовителем. таким же образом характеризуется гарантийный срок и на выполненную работу (оказанную услугу) в ст.30 Закона. Однако кем он устанавливается, в этом случае не указано.
Гражданский кодекс РСФСР в разделе IV , Главе 30 "Купля-продажа" (ст.454-534 ГК ч.1) предусматривает, что сроки и порядок установления покупателем недостатков поставленной ему продукции которые не могли быть обнаружены при обычных условиях приемки, и предъявления поставщику претензий, вытекающих из поставки продукции не надлежащего качества определяются законодательством.
Таким образом, речь идет о сроках, в течение которых могут устанавливаться скрытые недостатки. Статьей 471 ("Исчисление гарантийного срока") предусмотрено, что в отношении продукции, предназначенной для длительного пользования или хранения, стандартами и техническими условиями могут предусматриваться более длительные сроки для установления покупателем указанных недостатков - гарантийные сроки.
Договорами могут устанавливаться гарантийные сроки, если они не предусмотрены стандартами или техническими условиями, а также гарантийные сроки более продолжительные чем предусмотренные ГОСТ и ТУ.
Статьей 473 ГК указанные положения по существу, распространены на договор розничной купли-продажи.
В соответствие с Законом гарантийный срок это - удлиненный (по сравнению с установленным в законе) срок для выявления недостатков товаров (работ, услуг) которые не могут быть обнаружены при его обычной приемке (скрытые недостатки).
Гарантийные сроки и сроки службы (сроки, установленные Законом) исчисляются со дня продажи товара потребителю. Если день продажи установить невозможно, эти сроки исчисляться со дня изготовления товара.
Для сезонных товаров (обувь, одежда и т. п.) такие сроки исчисляются с момента наступления соответствующего сезона, определяемого правительствами РФ и республик в его составе исходя из территориальных климатических условий местонахождения потребителя.
При продаже товаров по образцам, по почте, а также в других случаях, когда момент заключения договора купли-продажи не совпадает с передачей товара потребителю эти сроки исчисляются со дня доставки товара потребителю, а если товары нуждаются в специальной установке (подключении или сборке) со дня их производства.
Гарантийные сроки на результаты работ, услуг должны исчисляться со дня принятия работы (услуги) потребителем, а в случае несвоевременного ее принятия по вине потребителя - со дня установленного договором срока исполнения услуги.
2.3. Контроль за безопасностью товаров
Каждый из органов, контролирующих безопасность товаров, реализует предоставленные ему полномочия в закрепленной области или по определенной группе товаров (работ, услуг) в соответствии со своей компетенцией, установленные законодательством.
Длительное время существовала практика, когда все требования по безопасности, утвержденные специальными контролирующими органами, переносились в государственный стандарт на соответствующую продукцию (или на них делалась ссылка), который утверждался Госстандартом. Определенный шаг в этом направлении сделан Положением о Госстандарте России, утвержденным постановлением правительства России от 25.12.95г. Этим документом установлено, что разграничение полномочий по отдельным видам деятельности в области стандартизации, метрологии и сертификации межу Госстандартом России и другими центральными органами федерально-исполнительной власти регулируются положениями об этих органах и соглашениями между ними и Госстандартом России.
Закон "О защите прав потребителей" не ограничивается установлением порядка и формы правового регулирования требований к безопасности товаров (работ, услуг). Одновременно устанавливается порядок проверки соответствия изготовленной продукции упомянутым требованиям, а также меры, направленные на предотвращение поступления опасной продукции к потребителю. Для указанной цели предусматривается введение обязательной сертификации продукции на соответствие требованиям безопасности.
На сертифицированные товары в установленном порядке выдается сертификат. Номенклатуру товаров (работ, услуг) подлежащих обязательной сертификации, согласно Закону определяет Госстандарт России.
Продукция, прошедшая сертификацию и выпускаемая предприятиями может оказаться фактически не соответствующей установленным требованиям безопасности. На этот случай Закон предусматривает: если установлено, что при использовании, транспортировке или хранении товаров (результатов работ) с соблюдением установленных правил они причиняют или могут причинить вред - принять меры по изъятию их из оборота, приостановить их производство7.
Закон недостаточно четко дифференцирует обязанности изготовителей (исполнителя) и продавцов в случае выпуска продукции с нарушением требований к безопасности. Необходимые меры должны приниматься немедленно, независимо от того, кем установлены эти факты и обстоятельства. Производство продукции и ее реализация должны быть приостановлены до устранения причин, вызывающих вред, т. е. до устранения нарушений производственного происхождения или других недостатков.
2.4. Ответственность за нарушение требований безопасности
Законом установлено, что за нарушение требований по безопасности товаров (работ, услуг) предусмотренных п.5 ст.5 (Продажа товара (выполнение работы) по истечении установленного срока годности, а также товара (выполнение работы), на который должен быть установлен срок службы или срок годности, но он не установлен, запрещается.), а также за необоснованную выдачу сертификата ответственность определяется п.2 ст. 43 Закона.
Федеральный орган по стандартизации, метрологии и сертификации и другие федеральные органы исполнительной власти, осуществляющие контроль за качеством и безопасностью товаров (работ, услуг), в пределах своей компетенции вправе налагать штраф в случаях:
- уклонения от исполнения или несвоевременного исполнения их законных предписаний изготовителем (исполнителем, продавцом) - в размере до пяти тысяч минимальных размеров оплаты труда, установленных федеральным законом;
- причинения ущерба потребителям товарами (работами, услугами), не отвечающими требованиям, предъявляемым к безопасности товаров (работ, услуг), - в размере до пяти тысяч минимальных размеров оплаты труда;
- продажи товаров (выполнения работ, оказания услуг), в том числе импортных, без сертификатов, подтверждающих соответствие товаров (работ, услуг) обязательным требованиям стандартов, - в размере стоимости проданных товаров (выполненных работ, оказанных услуг);
- нарушения правил обязательной сертификации товаров (работ, услуг) органами по сертификации, а также предоставления недостоверных результатов испытаний товаров (работ, услуг) испытательными лабораториями (центрами) при их обязательной сертификации - в размере двукратной стоимости соответствующих товаров (работ, услуг)8.
2.5. Порядок проведения сертификации
Сертификацию работ и услуг проводят органы по сертификации.
При сертификации работ и услуг применяют:
- законодательные акты Российской Федерации;
- правила выполнения отдельных видов работ и оказания отдельных видов услуг, утвержденные постановлениями Правительства Российской Федерации;
- государственные стандарты, санитарные правила и нормы, строительные нормы и правила и другие документы, которые в соответствии с законами Российской Федерации устанавливают обязательные требования к работам и услугам.
Сертификация работ и услуг включает9:
- подачу заявки на сертификацию;
- рассмотрение и принятие решения по заявке;
- оценку соответствия работ и услуг установленным требованиям;
- принятие решения о выдаче (отказе в выдаче) сертификата;
- выдачу сертификата и лицензии на применение знака соответствия10;
инспекционный контроль сертифицированных работ и услуг.
2.6. Ответственность за несоблюдение правил стандартизации и сертификации
Закон "О стандартизации" 11 устанавливает правовые основы стандартизации в Российской Федерации, обязательные для всех государственных органов управления, а также предприятий и предпринимателей (далее - субъекты хозяйственной деятельности), общественных объединений, и определяет меры государственной защиты интересов потребителей и государства посредством разработки и применения нормативных документов по стандартизации.
Стандартизация - это деятельность по установлению норм, правил и характеристик (требований) в целях обеспечения:
- безопасности продукции, работ и услуг для окружающей среды, жизни, здоровья и имущества;
- технической и информационной совместимости, а также взаимозаменяемости продукции;
- качества продукции, работ и услуг в соответствии с уровнем развития науки, техники и технологии;
- единства измерений;
- экономии всех видов ресурсов;
- безопасности хозяйственных объектов с учетом риска возникновения природных и техногенных катастроф и других чрезвычайных ситуаций;
- обороноспособности и мобилизационной готовности страны.
Соответствие продукции и услуг указанным требованиям государственных стандартов определяется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации об обязательной сертификации продукции и услуг12.
В ст.20 закона "Об обязательной сертификации продукции и услуг" говорится об уголовной, административной либо гражданско-правовой ответственности юридических и физических лиц, а также федеральных органов исполнительной власти, виновных в нарушении правил обязательной сертификации.
Также об административной ответственности за нарушения обязательных требований государственных стандартов, правил обязательной сертификации, нарушение требований нормативных документов по обеспечению единства измерений говорится в ст. 170 Кодекса РСФСР об административных правонарушениях от 20 июня 1984 г.
В частности, в ней говорится, что:
- нарушение должностными лицами или гражданами, зарегистрированными в качестве индивидуальных предпринимателей (далее - нарушения), обязательных требований государственных стандартов, при реализации (поставке, продаже), использовании (эксплуатации), хранении или транспортировании продукции, а равно уклонение их от представления продукции и (или) документов и сведений, необходимых для проведения государственного контроля и надзора, влечет наложение штрафа в размере от пяти до ста минимальных размеров оплаты труда .
- Нарушение правил обязательной сертификации, то есть реализация сертифицированной продукции, не отвечающей требованиям нормативных документов, на соответствие которым она сертифицирована, либо реализация сертифицированной продукции без сертификата соответствия, или без знака соответствия, или без указания в сопроводительной технической документации сведений о сертификации или о нормативных документах, которым должна соответствовать указанная продукция, либо недоведение этих сведений до потребителя (покупателя, заказчика), а равно представление недостоверных результатов испытаний продукции или необоснованная выдача сертификата соответствия на продукцию, подлежащую обязательной сертификации, влекут наложение штрафа в размере от пяти до ста минимальных размеров оплаты труда.
- Нарушение правил поверки средств измерений, аттестованных методик выполнения измерений, требований к состоянию эталонов, установленных единиц величин или метрологических правил и норм в торговле, а равно выпуск, продажа, прокат и применение средств измерений, типы которых не утверждены, либо применение непроверенных средств измерений влекут наложение штрафа в размере от пяти до ста минимальных размеров оплаты труда.
Неисполнение должностными лицами или гражданами, зарегистрированными в качестве индивидуальных предпринимателей, в срок предписаний государственных инспекторов по надзору за государственными стандартами и обеспечению единства измерений влечет наложение штрафа в размере от пятидесяти до ста минимальных размеров оплаты труда.
Проведение должностными лицами или гражданами, зарегистрированными в качестве индивидуальных предпринимателей, работ по обязательной сертификации, осуществление деятельности по изготовлению, ремонту, продаже и прокату средств измерений, маркировка продукции знаком соответствия государственным стандартам, знаком соответствия системы обязательной сертификации без соответствующей лицензии влекут наложение штрафа в размере от тридцати до ста минимальных размеров оплаты труда.
Государственное регулирование в области защиты прав потребителей
Государственное регулирование в области защиты прав потребителей осуществляет Государственная инспекция по торговле, качеству товаров и защите прав потребителей Министерства внешних экономических связей и торговли Российской Федерации (Госторгинспекция)13.
Госторгинспекция осуществляет свою деятельность на основе Конституции Российской Федерации, других законодательных актов Российской Федерации, указов и распоряжений Президента Российской Федерации, постановлений и распоряжений Правительства Российской Федерации, а также Положения о Государственной инспекции по торговле, качеству товаров и защите прав потребителей Министерства внешних экономический связей и торговли Российской Федерации
Госторгинспекция в своей деятельности взаимодействует с Государственным комитетом Российской Федерации по стандартизации, метрологии и сертификации, Министерством здравоохранения Российской Федерации, Государственным антимонопольным комитетом Российской Федерации и другими органами государственного управления, осуществляющими в пределах своей компетенции контроль за соответствием качества товаров (услуг) требованиям стандартов, условиям договоров, соблюдением законодательства Российской Федерации в деле защиты прав потребителей.
3.1.Основные задачи Госторгинспекции
Основными задачами Госторгинспекции являются:
государственный контроль за соблюдением норм и правил торговли и общественного питания, порядком применения цен по отдельным группам товаров, качеством и безопасностью товаров народного потребления;
деятельность по искоренению злоупотреблений в торговле, общественном питании и недопущению поступлений на потребительский рынок недоброкачественных товаров.
3.2. Объекты государственного контроля
Объектами государственного контроля Госторгинспекции в соответствии с возложенными на нее задачами являются предприятия, учреждения, организации независимо от форм собственности и ведомственной принадлежности, граждане, реализующие, производящие товары или услуги (далее именуются - продавец, изготовитель).
3.3. Состав Госторгинспекции
Госторгинспекция состоит из:
Департамента государственной инспекции по торговле, качеству товаров и защите прав потребителей центрального аппарата Министерства внешних экономических связей и торговли Российской
подчиненных ему территориальных органов - управлений государственной инспекции по торговле, качеству товаров и защите прав потребителей Министерства внешних экономических связей и торговли Российской Федерации в субъектах Российской Федерации.

3.4. Основные функции Госторгинспекции
Территориальные управления госторгинспекции выполняют следующие основные функции:
- проводят проверки соблюдения правил торговли и качества товаров народного потребления у продавца, а также в соответствии с порядком, согласованным с Государственным комитетом Российской Федерации по стандартизации, метрологии и сертификации, - качества продукции у изготовителя;
- осуществляют в установленном порядке контроль на предприятиях торговли и общественного питания за соблюдением порядка применения цен по отдельным группам товаров;
- контролируют правильность пользования весовыми и измерительными приборами, торговым, технологическим и дозирующим оборудованием;
- принимают меры по устранению выявленных недостатков и нарушений, обеспечивают широкую гласность результатов проверок;
- приостанавливают реализацию товаров (и оказываемых при этом услуг), не соответствующих по качеству обязательным требованиям стандартов, опасных (вредных) для жизни, здоровья и имущества граждан;
- координируют свою деятельность с органами государственной власти, общественными организациями потребителей в деле защиты прав и интересов граждан;
- рассматривают в соответствии с законодательством письма, заявления, жалобы граждан на качество товаров, нарушения в работе торговых предприятий, предприятий общественного питания и после соответствующих проверок принимают по ним решения, обязательные для исполнения продавцом, изготовителем (при несогласии с принятым решением продавец, изготовитель, потребитель вправе обратиться в суд, арбитражный суд в установленном порядке, при этом действие решений управлений госторгинспекции не приостанавливается до решения суда);
- представляют в установленные сроки Департаменту госторгинспекции необходимую информацию.
3.5. Права Госторгинспекции
Госторгинспекция имеет право:
осуществлять проверки с правом беспрепятственного доступа на торговых и промышленных предприятиях независимо от форм собственности и ведомственной принадлежности в соответствии с основными задачами и функциями, определенными Положением13;
производить контрольные покупки товаров с целью определения правильности расчетов с покупателями, изымать образцы (пробы) товаров для проведения исследования их качества;
осуществлять контроль за наличием у продавца, изготовителя сертификата на реализуемые товары и соответствием их требованиям конкретного стандарта или другого нормативного документа;
давать заключения по просьбе продавца, потребителя о качестве сертифицированных товаров, вызывающих сомнение в части их соответствия стандарту;
получать от министерств, ведомств, предприятий, научно-исследовательских институтов и лабораторий, граждан документацию, характеризующую качество продукции, данные о производителе (поставщике) товаров, а также другие материалы, необходимые для выполнения функций, возложенных на Госторгинспекцию;
составлять акты и давать обязательные к исполнению продавцом, изготовителем предписания:
об устранении выявленных нарушений правил торговли и технологической дисциплины при производстве товаров;
о снятии с реализации товаров, опасных (вредных) для жизни, здоровья и имущества граждан;
о приостановлении или введении особых условий приемки и реализации товаров, изготовленных с нарушениями требований нормативной документации, до устранения недостатков и повторного заключения Госторгинспекции;
передавать материалы в следственные органы для привлечения к ответственности должностных лиц, допускающих неоднократные злоупотребления в торговле, выпуске и реализации недоброкачественной продукции, наносящей значительный ущерб интересам потребителей;
выступать стороной в суде и арбитражном суде;
выносить решения о применении в установленном порядке штрафных санкций к изготовителю, продавцу за реализацию товаров (услуг), произведенных (оказываемых) с отступлением от требований стандартов, а также за нарушение дисциплины цен при реализации товаров (услуг).
4. Список литературы и нормативных актов
1. Закон РФ "О защите прав потребителей" от 7.02.92 №2300-1
//Ведомости Съезда Народных депутатов РФ и Верховного Совета РФ №15,1992 г. ст.786
2. Постановление Верховного Совета РФ от 7.02.92 №2300/1-1 "О введении в действие Закона "О защите прав потребителей" //ВСНД и ВС №15,1992 г.№787
3. Федеральный закон от 9 января 1996 г. N 2-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "О защите прав потребителей" // СЗ РФ №3 Ст. 140
4. Кодекс РСФСР "Об административных правонарушениях" //Принят Государственной Думой 5 декабря 1995 года
5. Положение о порядке наложения штрафов на хозяйствующие субъекты за уклонение от исполнения или несвоевременное исполнение предписаний ГК АП РФ (территориальных управлений) о прекращении нарушений прав потребителей. // Утв. Приказом ГК АП РФ №51 от 23.04.93 рег.№243 // Российские вести №90, 1993г.
6. Закон РФ от 10.06.93 №5153-1 "О сертификации продукции и услуг" // ВСНД и ВС №26 1993г. ст.966
7. Постановление Правительства РФ от 6 мая 1994 г. N 485 "О проведении обязательной сертификации постоянных рабочих мест на производственных объектах, средств производства, оборудования для средств индивидуальной и коллективной защиты"
8. Постановление Правительства РФ от 12 июля 1996 г. N 799 "О мерах по защите потребительского рынка Российской Федерации от проникновения некачественных товаров" // Российская газета.
9. Постановление Правительства РФ от 13 августа 1997 г. N 1013 "Об утверждении перечня товаров, подлежащих обязательной сертификации, и перечня работ и услуг, подлежащих обязательной сертификации". // Российская газета.
10. Постановление Правительства РФ от 6 мая 1994 г. N 485 "О проведении обязательной сертификации постоянных рабочих мест на производственных объектах, средств производства, оборудования для средств индивидуальной и коллективной защиты" // Российская газета.
11. Постановление Правительства РФ от 12 июля 1996 г. N 799 "О мерах по защите потребительского рынка Российской Федерации от проникновения некачественных товаров" // Российская газета.
12. Постановление Правительства РФ от 13 августа 1997 г. N 1013 "Об утверждении перечня товаров, подлежащих обязательной сертификации и перечня работ и услуг, подлежащих обязательной сертификации" // Российская газета.
13. Перечень видов продукции и товаров, подлежащих гигиенической оценке утвержденный приказом Минздрава РФ от 20 июля 1998 г. N 217 // Российская газета.
14. Постановление ВС РФ от 10 июня 1993 г. N 5156-1 "О введении в действие закона Российской Федерации "О стандартизации" // СЗ РФ, 1996, №1, ст.4
15. Постановление Госстандарта РФ от 5 августа 1997 г. N 17 "О принятии и введении в действие Правил сертификации" // Российская газета.
16. Правила по проведению сертификации в Российской Федерации №521 от 21.03.94 // Бюллетень нормативных актов министерств и ведомств РФ, 1994, N 6, стр.5.
17. Постановление Правительства РФ от 26 августа 1995 г. N 837
"О поддержке общественного движения в защиту прав потребителей" // Бюллетень нормативных актов министерств и ведомств РФ, 1995, №16
1Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации, 1992, N 15, ст. 766; Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, N 3, ст. 140 2 Постановление Правительства РФ от 13 мая 1997 г. N 575 3 Перечень товаров длительного пользования, на которые не распространяется требование покупателя о безвозмездном предоставлении ему на период ремонта или замены аналогичного товара утвержден постановлением Правительства РФ от 19 января 1998 г. N 55 4 Порядок расчета неустойки, предусмотренной настоящей статьей определен в Приказе ГКАП РФ от 15 августа 1994 г. N 90 5 Перечень указанных товаров утвержден постановлением Правительства РФ от 16 июня 1997 г. N 720 6 Перечень товаров, подлежащих обязательной сертификации и перечень работ и услуг, подлежащих обязательной сертификации, утверждены постановлением Правительства РФ от 13 августа 1997 г. N 1013 7 Постановлением Правительства РФ от 4 февраля 1997 г. N 132 образована Межведомственная комиссия по предотвращению поступления на внутренний рынок страны недоброкачественных, опасных для здоровья населения потребительских товаров 8 Положение о порядке выдачи предписаний и наложения штрафов Госстандартом за нарушение обязательных требований государственных стандартов и правил обязательной сертификации, утвержденное постановлением Госстандарта РФ от 2 сентября 1997 г. N 293 9 Постановление Госстандарта РФ от 5 августа 1997 г. N 17 "О принятии и введении в действие Правил сертификации" 10 "Правила выдачи лицензий на проведение работ по обязательной сертификации и применение знака соответствия". Утверждены постановлением Госстандарта России от 26 мая 1994 г. N 12. Зарегистрированы Министерством юстиции Российской Федерации 5 апреля 1995 г., регистрационный N 825. Опубликованы в газете "Российские вести" 1 июня 1995 года N 100 (773). Правила применения знака соответствия при обязательной сертификации продукции утверждены постановлением Госстандарта России от 25 июля 1996 г. N 14. Зарегистрированы Министерством юстиции Российской Федерации 1 августа 1996 г., регистрационный N 1138. Опубликованы в газете "Российские вести" 8 августа 1996 года N 147 (1068). 11 Закон "О стандартизации" РФ от 10 июня 1993 г. N 5154-1(с изменениями от 27 декабря 1995 г.) 12 Закон РФ от 10 июня 1993 г. N 5151-1 "Об обязательной сертификации продукции и услуг" 13 Положение о Государственной инспекции по торговле, качеству товаров и защите прав потребителей Министерства внешних экономический связей и торговли Российской Федерации (утв. постановлением Совета Министров - Правительства РФ от 27 мая 1993 г. N 501) (в редакции постановления Правительства РФ от 14 июля 1997 г. N 866) 2

Работа на этой странице представлена для Вашего ознакомления в текстовом (сокращенном) виде. Для того, чтобы получить полностью оформленную работу в формате Word, со всеми сносками, таблицами, рисунками, графиками, приложениями и т.д., достаточно просто её СКАЧАТЬ.



Мы выполняем любые темы
экономические
гуманитарные
юридические
технические
Закажите сейчас
Лучшие работы
 Учет уставного капитала акционерных банков, сформированного за счет привилегированных акций
 Какие виды юридических лиц могут состоять из одного лица; понятие вещных прав, их отличие от обязательственных прав + тест + задача
Ваши отзывы
Добрый вечер! Контрольную получил!!! Большое спасибо!!! Буду обращаться к вам еще!!!
Станислав

Copyright © refbank.ru 2005-2024
Все права на представленные на сайте материалы принадлежат refbank.ru.
Перепечатка, копирование материалов без разрешения администрации сайта запрещено.