Refbank.Ru - реферат, рефераты, курсовая, курсовая работа, диплом, дипломы, дипломная работы, курсовые, банк, банк работ, банк рефератов, по, экономика, менеджмент, реферат по экономике, курсовая по экономике, реферат по менеджменту, каталог рефератов, бесплатные рефераты, коллекция рефератов, рефераты на заказ, заказ, заказ работ, готовые рефераты, заказать, лучшие рефераты, скачать Добавить в избранное                 
О нас · Услуги · Условия и гарантии · Цены и сроки · Оплата · Рефераты и курсовые · Готовые дипломные работы · Обратная связь · Заказать

Информация

Главная
О компании
Услуги
Условия и гарантии
Цены и сроки
Оплата

Рефераты и курсовые

Банк готовых работ

Дипломные работы

Банк дипломных работ

Сотрудничество

Обмен ссылками

Заказ работы

Заказать Форма заказа

Лучшие дипломы

  Бухгалтерский учет расчетов с работниками по оплате труда
  Проблема самосознания детей старшего дошкольного возраста

Рекомендуем

 

любое слово все слова вместе  Как искать?Как искать?

Любое слово
- ищутся работы, в названии которых встречается любое слово из запроса (рекомендуется).

Все слова вместе - ищутся работы, в названии которых встречаются все слова вместе из запроса ("строгий" поиск).

Поисковый запрос должен состоять минимум из 4 букв.

В запросе не нужно писать вид работы ("реферат", "курсовая", "диплом" и т.д.).

!!! Для более полного и точного анализа базы рекомендуем производить поиск с использованием символа "*".

К примеру, Вам нужно найти работу на тему:
"Основные принципы финансового менеджмента фирмы".

В этом случае поисковый запрос выглядит так:
основн* принцип* финанс* менеджмент* фирм*

Экономика

курсовая работа

Экономические и внеэкономические издержки безработицы в рыночной экономике

Скачать Скачать работу

Содержание

Введение
1. Сущность безработицы
1.1. Виды, типы и показатели безработицы
1.2. Определение "полной занятости"
1.3. Причины безработицы
1.4. Безработица, как фактор спада в экономике. Закон Оукена.
1.5. Пути преодоления безработицы
2. Влияние безработицы. Особенности безработицы в российской экономике
2.1. Экономические издержки безработицы
2.2. Внеэкономические издержки безработицы
2.3. Измерение безработицы
3. Особенности безработицы в российской экономике
3.1. Динамика и структура безработицы в России
3.2. Будущее российской политики в области занятости
Заключение
Список использованной литературы лист
2
4
5
9
11
13
15
19
19
20
22
24
24
27
34
36 1. Введение
Рынок труда как экономическая категория долгое время рассматривался как явление, присущее лишь капиталистическим странам, а безработица - как следствие господствующих отношений на рынке труда, возникающих в результате многочисленных противоречий между трудом и капиталом.
Долгое время считалось, что поступательное развитие советской экономики дает неограниченные возможности для полной занятости в общественном производстве, и задача состоит лишь в том, чтобы вовлечь в него все трудоспособное население по принципу "кто не работает, тот не ест". Всеобщая обязательность труда и приоритет общественного над личным определяли социальный климат советского общества в течение десятилетий.
Но и тогда реалии жизни вступали в противоречие с господствующей философией всеобщности труда. Об этом свидетельствовало наличие трудоизбыточных районов прежде всего в республиках Средней Азии и Закавказья. Наряду с вынужденной незанятостью в одних регионах существовала сверхзанятость в других. Это касалось европейской части РСФСР и республик Прибалтики.
Переход к рынку заострил проблемы занятости и добавил к ним новые, связанные со структурной перестройкой российской экономики и возникновением новых трудовых отношений, обусловленных разными формами собственности. В результате неизбежно высвобождение работников с предприятий в условиях перехода к рыночным отношениям и пополнение ими уже и без того многочисленной армии безработных. Однако рассматривать безработицу как явление переходного периода ошибочно. Она связана и с экономическим развитием, и с изменением потребности в рабочей силе и социальном статусе самого работника.
Цель данного курсового исследования - выявить экономические и внеэкономические издержки безработицы, определить, почему безработица - глубоко отрицательный фактор влияния на экономику страны в целом.
В задачи работы входит следующее:
определить сущность безработицы; классифицировать ее на виды и типы;
отразить противоречивость такого явления, как полная занятость;
выяснить истинные причины безработицы, наметить пути ее преодоления;
показать, каково ее влияние на выпуск валового национального продукта (ВВП) и каковы экономические и внеэкономические издержки безработицы, исходя из положений классической экономической теории и использования мирового опыта.
В курсовой работе необходимо также отразить состояние безработицы в современной России, ее динамику, структуру и политические пути регулирования и контроля.
С учетом специфики данной темы и круга затронутых вопросов структура работы позволяет последовательно осветить в первой части - теоретические вопросы безработицы, во второй - проблемы издержек и измерения; в третей - практический аспект функционирования рынка труда в современных российских условиях.
1. Сущность безработицы

Безработица является неотъемлемой чертой рыночной экономики. Безработица - это временная незанятость экономически активного населения.
Достижение высокого уровня занятости - одна из основных целей макроэкономической политики государства. Экономическая система, создающая дополнительное количество рабочих мест, ставит задачу увеличить количество общественного продукта и тем самым в большей степени удовлетворить материальные потребности населения. При неполном использовании имеющихся ресурсов рабочей силы система работает не достигая границы своих производственных возможностей. Немалый урон безработица наносит и жизненным интересам людей, не давая им приложить свое умение в том роде деятельности, в каком человек может наибольшим образом проявить себя, или же лишая их таковой возможности, из-за чего люди переносят серьезный психологический стресс. Из вышесказанного можно сделать вывод, что показатель безработицы является одним из ключевых показателей для определения общего состояния экономики, для оценки ее эффективности.
Экономика труда всегда была одной из наиболее идеологизированных отраслей советской экономической науки. Партийные руководители, считая себя высшими авторитетами в области трудовых отношений, весьма настороженно воспринимали научные разработки экономистов-трудовиков. Результаты их исследований зачастую не находили практического применения. Поэтому многие отечественные ученые обращались к анализу преимущественно теоретических вопросов, в которых наша наука (экономика труда) оказалась в СССР более продвинутой, чем на Западе. И хотя ряд положений тех работ устарел, многое и по сей день сохраняет свою актуальность. Марксизму принадлежит фундаментальная роль в истории экономической мысли и отбрасывать все созданное с его позиций было бы неразумным.
На Западе экономика труда развивалась по другому сценарию. Основной упор делался на прикладные вопросы, в решении которых, надо признать, западные ученые преуспели. К теоретическим же проблемам многие из них относятся как к "политэкономическим тонкостям, не имеющим практического значения". Поэтому их подходы нередко граничат с упрощенчеством, которое присуще и расширительной трактовке рынка труда.
Факт деидеологизации экономической науки в умах ряда ученых-экономистов интерпретировался как "отмена" основополагающих понятий и категорий. Между тем без определенного теоретико-методологического ядра, признаваемого учеными разных научных школ и направлений, не может обойтись ни одна наука, в том числе и экономика труда. Реакцией на сложившуюся в экономической науке ситуацию явились первые шаги по созданию так называемой экономической аксиоматики, которая могла бы стать фундаментом для любых экономических теорий. Для науки "экономика труда" это более чем актуально.
1.1. Виды, типы и показатели безработицы
В экономической теории используется два показателя, которые могут обрисовать объективную картину экономической нестабильности на рынке труда. Это уровень безработицы и средняя ее продолжительность.
Показатель уровня безработицы используется для измерения масштабов безработицы и измеряется как доля официально зарегистрированных безработных к численности занятых в производстве.
Продолжительность безработицы характеризует среднее время перерыва в работе.
Различают безработицу фрикционную, структурную, институциональную, циклическую, добровольную.
Фрикционная безработица отражает текучесть кадров, связанную с переменой рабочих мест, места жительства. Среди совокупной рабочей силы какая-то часть постоянно находится в движении, перемещаясь на новые рабочие места. Этот тип безработицы включает в себя людей, которые незаняты в связи с переходом с одной работы на другую и в течение недели рассчитывают приступить к работе на новом месте, а также работников в тех отраслях, где временные увольнения являются нормой без влияния на общий уровень дохода людей, например, в строительстве. В период внедрения новых достижений технического прогресса, такое движение становится не только неизбежным , но и более интенсивным. В какой-то мере эта безработица является желательной т.к. многие рабочие переходят с низкопродуктивной, малооплачиваемой работы на более высокооплачиваемую и более продуктивную работу. Это означает более высокие доходы для рабочих и более рациональное распределение трудовых ресурсов, а следовательно, и больший реальный объем реального национального продукта.
Структурная безработица по существу является углублением фрикционной. С течением времени в структуре потребительского спроса и в технологии происходят важные изменения, которые , в свою очередь, изменяют структуру общего спроса на рабочую силу. Из-за таких изменений спрос на некоторые виды профессий уменьшается или вовсе прекращается. Спрос на другие профессии, включая новые, увеличивается. Возникает безработица, т.к. рабочая сила реагирует на это изменение медленно и ее структура не отвечает новой структуре рабочих мест.
Разница между структурной и фрикционной безработицей весьма неопределенная. Существенное различие состоит в том, что у "фрикционных" безработных есть навыки, которые они могут продать, а структурные безработные не могут сразу получить работу без переподготовки. Фрикционная безработица носит более краткосрочный характер, а структурная более долговременная и поэтому считается более серьезной проблемой.
Институциональная безработица возникает, когда сама организация рынка труда недостаточно эффективна. Допустим, неполна информация о вакантных рабочих местах. Уровень безработицы был бы ниже при налаженной работе системы информации. В этом же направлении действует завышенное пособие по безработице или заниженные налоги на доходы. В этом случае возрастает продолжительность безработицы т.к. гасятся стимулы для энергичных поисков работы.
Циклическую безработицу вызывает спад производства во время промышленного кризиса, депрессии, спада, т.е. фаза экономического цикла, которая характеризуется недостаточностью общих, или совокупных, расходов. Когда совокупный спрос на товары и услуги уменьшается, занятость сокращается, а безработица растет. По этой причине циклическую безработицу иногда называют безработицей, связанной с дефицитом спроса. С переходом к оживлению и подъему число безработных обычно становится меньше.
Добровольная безработица вызвана тем, что в любом обществе существует прослойка людей, которые по своему психическому складу или по иным причинам не хотят работать. В нашей стране хорошо известно, что усилия по принудительному устройству так называемых "бомжей" не привели к переориентации этой категории населения.
Таким образом безработица является характерной чертой рыночной экономики. Поэтому полная занятость - нонсенс, не совместимый с идеей рыночного хозяйства. В то же время понятие "полная занятость" не означает полного отсутствия безработицы. Экономисты считают фрикционную и структурную безработицу совершенно неизбежной, следовательно, уровень безработицы при полной занятости равен сумме уровней фрикционной и структурной безработицы. Другими словами, уровень безработицы при полной занятости достигается в том случае, когда циклическая безработица равна нулю. Уровень безработицы при полной занятости называется естественным уровнем безработицы. Например, в 60-ых годах в США естественной безработицей считались 4% от занятой рабочей силы. Сегодня этот уровень поднялся до 5-6%, что связано с изменением демографического состава рабочей силы и институциональными изменениями.
Сегодняшняя информация о масштабах безработицы, предоставляемая Госкомстатом, занижает подлинный уровень безработицы приблизительно в 5 раз, что создает дополнительную тревогу и без того нестабильной экономике России.
Здесь самое время ознакомиться с методикой, разработанной международной организацией труда (МОТ), и в частности с опытом, накопленным в этой области США.
Для расчета показателей безработицы производится сбор данных на основании ежемесячных опросов около 50 тысяч случайно выбранных семейных хозяйств. Вопросы касаются следующих проблем: имел ли тот или иной индивид работу на прошлой неделе; пытался ли он найти работу; сколько времени он уже потратил на трудоустройство; какие действия он предпринимал с этой целью. Исходя из ответов на вопросы, к безработным относят лиц старше 16 лет, которые в рассматриваемый период: не имели работы (доходного занятия); занимались активными поисками работы; были готовы приступить к работе.
Не занятых в общественном производстве и не стремящихся получить работу лиц не учитывают при определении численности рабочей силы (то есть экономически активного населения). Многие люди из этой категории могут трудиться, но не делают этого в силу тех или иных причин. Это студенты дневных отделений, пенсионеры, домохозяйки. Автоматически исключаются из категории экономически активного населения дети в возрасте до 16 лет и заключенные, отбывающие наказание в тюрьме.
Особую категорию представляют военнослужащие. Число лиц, состоящих на действительной воинской службе, входит в величину совокупной рабочей силы, а при определении численности рабочей силы, занятой в гражданском секторе экономики, эта категория экономически активного населения не учитывается, что сказывается в расчете общей нормы безработицы и нормы безработицы для гражданского сектора. Эти показатели отражают удельный вес безработных в численности совокупной рабочей силы и численности рабочей силы данного сектора соответственно. Расхождение между величинами составляет около десятой доли процента, и в публикациях чаще встречается последний показатель.
Тем не менее методология Международной организации труда не может преодолеть некоторых неточностей, связанных с измерением уровня безработицы, в связи с чем официальное определение нормы безработицы можно критиковать как за уменьшение истинного числа безработных, так и за его преувеличение. Одним из способов избежания неясностей является сопоставление официального определения безработного с понятиями "неработающий" и "неспособный найти работу".
"Безработный и "неработающий". На практике определения безработного и занятого существенно отличаются от понятий "работающий" и "неработающий". С одной стороны, многие работающие не попадают в категорию занятых, например, домохозяйки. Они учитываются в качестве занятых только тогда, когда они за свой труд получают денежное вознаграждение. Кроме того, в число занятых не включаются работающие дети до 16 лет, независимо от того, получают ли они заработную плату за труд или работают бесплатно.
С другой стороны, совсем не каждый "неработающий" попадает в категорию безработных. К ним можно отнести много людей, не делающих ничего, чтобы найти себе новую работу. Безработными не считаются те, кто отсутствует в данный момент на рабочем месте из-за болезни или плохой погоды, а также так называемые "частично занятые" (работающие неполный рабочий день и т.д.).
"Безработный" и "неспособный найти работу". Эти сходные понятия на самом деле также лишь приблизительны. Например, в число безработных попадают люди, временно уволенные с места службы, а также нашедшие место работы и предполагающие начать работать в течение месяца. Вряд ли можно также говорить о "неспособности найти работу" у тех, кто оставил прежнее место в поисках лучшего варианта.1
1.2. Определение "полной занятости"
Полная занятость не означает абсолютного отсутствия безработицы. Экономисты считают фрикционную и структурную безработицу совершенно неизбежной: следовательно, "полная занятость" определяется как занятость, составляющая менее 100% рабочей силы. Точнее говоря, уровень безработицы при полной занятости равен сумме уровней фрикционной и структурной безработицы. Другими словами, уровень безработицы при полной занятости достигается в том случае, когда циклическая безработица равна нулю. Уровень безработицы при полной занятости называется также е с т е с т в е н н ы м уровнем безработицы. Реальный объем национального продукта, который связан с естественным уровнем безработицы, называется производственным потенциалом экономики. Это реальный объем продукции, который экономика в состоянии произвести при "полном использовании" ресурсов.
Полный, или естественный, уровень безработицы возникает при сбалансированности рынков рабочей силы, то есть когда количество ищущих работу равна числу свободных рабочих мест. Естественный уровень безработицы представляет собой в какой-то степени положительное явление, Ведь "фрикционным" безработным нужно время, чтобы найти соответствующие вакантные места. "Структурным" безработным тоже нужно время, чтобы приобрести квалификацию или переехать в другое место, когда это необходимо для получения работы. Если число ищущих работу превышает имеющиеся вакансии, значит, рынки рабочей силы не сбалансированы; при этом наблюдается дефицит совокупного спроса и циклическая безработица. С другой стороны, при избыточном совокупном спросе ощущается "нехватка" рабочей силы, то есть количество свободных рабочих мест превышает количество рабочих, ждущих работу. В такой ситуации фактический уровень безработицы ниже естественного уровня. Необычайно "напряженная" ситуация на рынках рабочей силы связана с инфляцией.
Понятие "естественный уровень безработицы" требует уточнения в двух аспектах.
Во-первых, этот термин не означает, что экономика всегда функционирует при естественном уровне безработицы и тем самым реализует свой производственный потенциал. В нашем кратком обзоре экономического цикла мы уже говорили о том, что уровень безработицы часто превышает естественный уровень. С другой стороны, в редких случаях в экономике может возникнуть такой уровень безработицы, который будет ниже естественного уровня. Например, во время второй мировой войны, когда естественный уровень был порядка 3 - 4%, потребности военного производства привели к почти неограниченному спросу на рабочую силу. Обычным явлением стала сверхурочная работа, а также совместительство. Более того, правительство не разрешало увольняться работникам "важнейших" отраслей промышленности, искусственно сокращая фрикционную безработицу. Фактический уровень безработицы в течение всего периода с 1943 по 1945 г. составил менее 2%, а в 1944 г. упал до 1,2%. Экономика превышала свои производственные возможности, но оказывала существенное инфляционное давление на производство.
Во-вторых, естественный уровень безработицы сам по себе не обязательно является постоянным, он подвергается пересмотру вследствие институциональных изменений (изменений в законах и обычаях общества). Например, в 60-х годах многие считали, что этот неизбежный минимум фрикционной и структурной безработицы составляет 4% рабочей силы. Другими словами, признавалось, что полная занятость достигнута в том случае, когда занято 96% рабочей силы. А в настоящее время экономисты считают, что естественный уровень безработицы равен примерно 5 - 6%.
Почему сегодня естественный уровень безработицы выше, чем в 60-е годы? Во-первых, изменился демографический состав рабочей силы. В частности, женщины и молодые рабочие, доля безработных среди которых традиционно довольно высока, стали относительно более важным компонентом рабочей силы. Во-вторых, произошли институциональные изменения. Например, программа компенсаций по безработице была расширена как в отношении количества охватываемых ею работников, так и размеров пособий. Это важно потому, что компенсации по безработице, ослабляя ее влияние на экономику, позволяют безработным более спокойно искать работу и тем самым увеличивают фрикционную безработицу и общий уровень безработицы.
1.3. Причины безработицы
Анализ причин безработицы дают многие экономические школы. Одно из самых ранних объяснений дано в труде английского экономиста-священника Т. Мальтуса (конец 18 века ) "Опыт о законе народонаселения". Мальтус заметил, что безработицу вызывают демографические причины, в результате которых темпы роста народонаселения превышают темпы роста производства. Недостаток этой теории состоит в том, что она не может объяснить возникновение безработицы в высокоразвитых странах с низкой рождаемостью.
Довольно тщательно исследовал безработицу К. Маркс в "Капитале" (вторая половина 19 века). Он отметил, что с техническим прогрессом растет масса и стоимость средств производства, приходящихся на одного работника. Это приводит к относительному отставанию спроса на труд от темпов накопления капитала, и в этом кроется причина безработицы. Такая трактовка математически не вполне корректна, т.к. если спрос на рабочую силу растет, то безработица исчезает, или хотя бы рассасывается, несмотря на то что рост капитала происходит еще более высокими темпами.
Маркс допускал и другие причины, в частности, цикличность развития рыночного хозяйства, что делает ее постоянным спутником развития рыночного хозяйства.
Выведение безработицы из циклического развития экономики стало после Маркса устойчивой традицией в экономической теории. Если экономика развивается циклически, когда подъемы и спады сменяют друг друга, следствием этого становится высвобождение рабочей силы и свертывание производства, увеличение армии безработных.
Заслуга Кейнса в разработке теории безработицы в том, что он представил логическую модель механизма, раскручивающего экономическую нестабильность и ее интегральную составляющую - безработицу. Кейнс заметил, что по мере роста национального хозяйства в развитом рыночном хозяйстве у большинства населения не весь доход потребляется, определенная его часть превращается в сбережения. Чтобы они превратились в инвестиции необходимо иметь определенный уровень так называемого эффективного спроса, потребительского и инвестиционного. Падение потребительского спроса гасит интерес вкладывать капитал, и, как следствие, падает спрос на инвестиции. При падении стимулов к инвестированию производство не растет и даже может свертываться, что приводит к безработице.
Интересна трактовка безработицы видного английского экономиста А. Пигу, который в своей известной книге "Теория безработицы" (1923 г.) обосновал тезис о том, что на рынке труда действует несовершенная конкуренция. Она ведет к завышению цены труда. Поэтому многие экономисты указывали, что предпринимателю выгоднее заплатить высокую заработную плату квалифицированному специалисту, способному увеличить стоимость выпуска продукции. За счет высокопроизводительного труда предприниматель имеет возможность сократить рабочий персонал (действует принцип: лучше взять одного на работу и хорошо ему заплатить, чем держать 5-6 человек с меньшей зарплатой). В своей книге Пигу детально и всесторонне обосновывал мнение, что всеобщее сокращение денежной заработной платы способно стимулировать занятость. Но все же эта теория не может дать полного объяснения источников безработицы. Да и статистика не подтверждает положение о том, что армия безработных всегда пополняется за счет работников со сравнительно низким уровнем заработной платы. 1
1.4. Безработица, как фактор спада в экономике.
Закон Оукена.
Хотя глубокие депрессии теперь, вероятно, перестали быть основной угрозой для стран с развитой рыночной экономикой, высокая безработица по-прежнему продолжает отравлять существование современной смешанной экономики. Действительно, в промышленно развитых странах в 1993 году число незанятых рабочих достигло рекордного уровня в 34 млн. человек. Как могут быть безработными миллионы людей, когда вокруг непочатый край работы? Какой порок современной смешанной экономики вынуждает столь многих людей, желающих трудиться, оставаться в бездействии? Должно ли общество предпринимать какие-либо шаги, чтобы смягчить участь безработных? Или, как полагают некоторые, пособия по безработице лишь уменьшают стимулы к труду и в конечном итоге ведут к повышению уровня безработицы? Эти вопросы встают всякий раз, когда поднимается уровень безработицы.
Наиболее тягостным последствием любого спада является повышение уровня безработицы. По мере сокращения выпуска, потребность фирм в рабочей силе уменьшается, и поэтому новых рабочих не нанимают, а старых увольняют. Результаты могут быть драматическими: к концу рецессии 1981-1982 гг. примерно 1 из 10 американских рабочих не имел работы, а в Европе этот уровень безработицы был достигнут в 1994 году.
Оказывается, безработица изменяется заодно с выпуском. Точная природа этой взаимосвязи была выявлена впервые Артуром Оукеном и известна теперь под названием закона Оукена.
Закон Оукена гласит, что на каждые 2% сокращения фактического ВВП, по сравнению с потенциальным ВВП, приходится повышение уровня безработицы на 1 процентный пункт. Так, если вначале фактический ВВП составлял 100% от своего потенциального объема, а затем понизился до 98%, то уровень безработицы должен возрасти на 1 процентный пункт, скажем, с 6 до 7%.
На рис. 1 показано совместное движение выпуска и безработицы во времени. Для иллюстрации закона Оукена можно использовать данные за 3 года экономического застоя с 1979 по 1982 год. В течение этого периода фактический реальный ВВП совершенно не увеличивался. Напротив, потенциальный ВВП возрастал на3%в год, увеличившись в целом на 9% за трехлетний период. Что можно было бы сказать о движении уровня безработицы с 1979 по 1982 год, исходя из закона Оукена? Согласно закону Оукена, каждые 2% разрыва между фактическим и потенциальным ВВП оборачиваются ростом уровня безработицы на 1 процентный пункт. Поэтому 9%-ный разрыв между фактическим и потенциальным ВВП должен был привести к повышению уровня безработицы на 4,5 процентных пункта. Если учесть, что в 1979 году уровень безработицы составлял 5,8%, то в 1982 году, в соответствии с законом Оукена, этот показатель должен был достигнуть 10,3%. Согласно официальной статистике, фактический уровень безработицы в 1982 году был равен 9,7%. Этот пример показывает, что закон Оукена можно использовать для прогнозирования изменения безработицы во время экономического цикла.
Согласно закону Оукена, всякий раз, когда фактический выпуск понижается на 2% по сравнению с потенциальным ВВП, уровень безработицы повышается на 1 процентный пункт над своим естественным уровнем. Так, в 1983 году фактический выпуск был на 7% меньше потенциального ВВП, а уровень безработицы составлял 9,5% (= 6% как естественный уровень плюс 1/2 разрыва выпуска в 7%).

Рис. 1. Иллюстрация к закону Оукена, 1955-1993 гг.
Линии на графике показывают разрыв выпуска и разрыв безработицы. Разрыв выпуска -это процентное отклонение фактического ВВП от потенциального. Разрыв безработицы -это отклонение (в процентных пунктах) фактического уровня безработицы от естественного.
Важным следствием из закона Оукена является то, что фактический ВВП должен увеличиваться с той же скоростью, что и потенциальный, только для того, чтобы уровень безработицы оставался неизменным. Как гласит поговорка: "Ты должен бежать, только чтобы остаться на одном месте". Более того, если вы хотите понизить уровень безработицы, фактический ВВП должен расти быстрее потенциального. Предположим, вас избрали президентом в 1996 году, когда уровень безработицы составляет 7%, и вы хотели бы уменьшить его до 6% к моменту своего переизбрания через 4 года.
Вопрос: насколько быстро должна расти экономика в течение 4 лет с 1996 по 2000 год? 0твет: она должна расти с темпом, равным темпу роста потенциального ВВП (скажем, 3% в год) плюс 1/4 процентных пункта в год, как раз достаточных для сокращения безработицы. Среднегодовые темпы роста ВВП должны тогда равняться 3%трендовых темпов плюс 0,5%, чтобы понизить безработицу, т.е. 3,5% в год в течение 4-летнего периода.
Закон Оукена образует ключевую взаимосвязь между рынком благ и рынком труда. Он описывает зависимость между краткосрочным движением реального ВВП и изменениями у ровня безработицы.1
1.5. Пути преодоления безработицы
Пути преодоления безработицы определяет концепция, которой руководствуется правительство конкретной страны.
Пигу и его последователи, считающие, что корень зла - в высокой заработной плате, предлагают :
содействовать снижению заработной платы ;
разъяснять профсоюзам, что рост заработной платы, которого они добиваются, оборачивается ростом безработицы ;
государству трудоустраивать работников, претендующих на невысокий доход, в частности, поощрять развитие социальной сферы .
Из рекомендаций Пигу широко применяется деление ставки заработной платы и рабочего времени между несколькими работниками. Использование частичного рабочего дня сокращает безработицу даже при сохранении неблагоприятной конъюнктуры .
В мире накоплен богатый опыт борьбы с безработицей. Многие подходы к решению этой проблемы использовались на практике в конце 70-х годов, в не столь уж отдаленном прошлом, во время нефтяных кризисов. Далее будет рассмотрен взгляд на преодоление безработицы с точки зрения двух школ: кейнсианской и монетаристской.
В 1950-х годах в политике государственного регулирования применялись кейнсианские методы. Кейнсианцы считали, что саморегулирующаяся экономика не может преодолеть безработицу. Уровень занятости зависит от так называемого "эффективного спроса" (упрощенно - уровня потреблений и инвестиций).
Дж.-М. Кейнс писал: "Хроническая тенденция к неполной занятости, характерная для современного общества, имеет свои корни в недопотреблении...".
Недопотребление выражается в том, что по мере повышения доходов у потребителя у него в силу психологических факторов "склонность к сбережению" превышает "побуждение к инвестициям", что влечет спад производства и безработицу.
Таким образом, кейнсианцы, показав неизбежность кризиса саморегулирующейся экономики, указывали на необходимость государственного экономического воздействия для достижения полной занятости.
Прежде всего следует повысить эффективный спрос, снижая ссудный процент и увеличивая инвестиции. Неокейнсианцы вводят понятие "мультипликатор занятости", который рассматривается как прирост всей занятости по отношению к первичной занятости в отраслях, сильно взаимосвязанных друг с другом, в которые произведены инвестиции.
Согласно взглядам автора "Общей теории", "подлинная" инфляция возникает только тогда, когда экономика страны достигает уровня полной занятости, до этого момента рост денежной массы влияет не на уровень цен, а на объем производства. Небольшая ("ползучая") инфляция имеет, с точки зрения кейнсианцев, полезный эффект, сопутствуя росту производства и дохода.
В 60-х годах сторонники кейнсианского подхода использовали кривую Филлипса, для того чтобы держать в поле зрения безработицу и инфляцию и учитывать их негативное влияние в долгосрочном плане.
Монетаристы выступили против кейнсианского истолкования кривой Филлипса как простого и доступного решения проблемы выбора целей экономической политики. Инфляция не рассматривается ими как "неизбежная плата" за достижение высокого уровня занятости. В 1967 году М. Фридмен высказал мысль о существовании "естественного уровня безработицы", который жестко определен условиями рынка труда и не может быть изменен мерами государственной политики. Если правительство старается поддержать занятость выше ее "естественного уровня" с помощью традиционных бюджетных и кредитных методов увеличения спроса, то эти меры будут иметь кратковременный эффект и приведут лишь к росту цен.
С позиции монетаристов, чем выше темпы инфляции, тем в большей степени участники воспроизводственного процесса учитывают в своих действиях предстоящий рост цен и стараются его нейтрализовать с помощью специальных оговорок в трудовых соглашениях, контрактах и т.п. Следовательно, с течением времени стимулирующий эффект инфляции, на который делали упор кейнсианцы, ослабевает. Чтобы активизировать производство, правительство вынуждено прибегать к дополнительным скачкам инфляции, что ведет ко все более крупным дозам дефицитного финансирования из бюджета. Видя "бессмысленность" политики стимулирования спроса, Фридмен считал нерациональным достижение полной занятости.
Среди аргументов монетаристов по поводу несостоятельности кейнсианской политики ставился акцент на непредсказуемость результатов государственного вмешательства из-за больших задержек в проявлении эффекта этих мер. Позднее монетаристы указывали также на эффект вытеснения частных инвестиций вследствие оттока материально-денежных ресурсов в сферу государственных операций: то, что выигрывает хозяйство от увеличения госинвестиций, оно теряет из-за сокращения вливаний из частного сектора.
Однако при всех своих положительных чертах теория естественной нормы безработицы снимает с капитализма ответственность за судьбы миллионов безработных и объявляет нехватку вакантных рабочих мест результатом "свободного выбора" людей, добровольно отказывающихся участвовать в трудовом процессе.
Монетаристские методы регулирования занятости достаточно радикальны, но не несут в себе в то же время адекватной эффективности. Монетаристы обвиняют рабочих в том, что они воздерживаются от работы и получают компенсацию в виде пособий. Отсюда рекомендации отменить эти пособия, чтобы заставить людей работать. Монетаристы предлагают отказаться от стимулирования экономического роста путем увеличения спроса. Однако политика ограничения спроса может вызвать несопоставимые потери для народного хозяйства.1
2. Экономические и внеэкономические издержки безработицы.
Высокая безработица - это и экономическая, и социальная проблема. Экономической проблемой она является, поскольку приводит к растрачиванию ценных ресурсов. Социальной - поскольку она служит источником неисчислимых страданий, испытываемых безработными, пытающимися свести концы с концами. В периоды высокой безработицы экономические неудачи сказываются на эмоциональной сфере людей, на их семейной жизни.
2.1. Экономические издержки безработицы
Когда уровень безработицы повышается, это означает, что общество фактически отказывается от всех тех товаров и услуг, которые могли бы произвести безработные, как если бы автомобили, дома, одежду и другие блага попросту топили в океане.
Насколько велики потери от безработицы? Какова альтернативная стоимость рецессии? В табл. 1 приводятся расчеты того, насколько за последние полвека в периоды высокой безработицы фактический ВВП оказывался меньше потенциального. Крупнейшие экономические убытки имели место во время Великой депрессии, но годы экономического застоя в 1970-х и 1980-х гг. также характеризовались более чем триллионными потерями выпуска.
Таблица 1.
Экономические издержки высокой безработицы

Потери в периоды высокой безработицы -это наибольшие документируемые убытки в современной экономике. Они во много раз больше, чем потери на микроуровне вследствие появления монополии или чем убытки, связанные с введением тарифов и квот.
2.2. Внеэкономические издержки безработицы
Безработица - это нечто большее, чем экономическое бедствие, это также и социальная катастрофа. Депрессия приводит к бездеятельности, а бездеятельность - к потере квалификации, потере самоуважения, упадку моральных устоев, распаду семьи, а также к общественным и политическим беспорядкам.
Экономические издержки безработицы безусловно велики, но и внеэкономические - социальные издержки - просто громадны. Никакие деньги не в состоянии адекватно выразить масштабы тех социально-психологических бедствий, которые происходят в периоды высокой и устойчивой вынужденной безработицы. Потеря работы - это большая личная трагедия. Вот, к примеру, отрывок из воспоминаний, позволяющий судить о том, насколько тщетны были поиски работы в Сан-Франциско во время Великой депрессии:
"Я вставал в пять утра и шел в порт. У ворот сахарного завода "Спреклс" стояли тысячи людей. Но, черт побери, там предлагали только три или четыре рабочих места. Оттуда появлялся парень с двумя маленькими полицейскими: "Мне нужно два человека в бригаду. Еще двое - на шахту. Тысячи людей бились, как свора собак на Аляске, только чтобы попасть туда. Но только четверым из нас могло повезти".
А вот воспоминания безработного строителя:
"Я обращался в компанию по производству кровельных материалов, но они не нуждались во мне, так как у них уже был человек, проработавший на них пять или шесть лет. Вакансий было немного. Для большинства из них требовалось высшее образование. А я был согласен на все, что угодно: от мытья машин до чего-нибудь еще.
Что же тогда вы делаете целый день? Вы приходите домой и сидите. Вскоре сидение дома начинает приводить вас в отчаяние. Нервы у всех домашних напряжены до предела. Люди начинают ссориться друг с другом из-за всяких пустяков, насидевшись без дела в замкнутом пространстве. Из-за этого разрушается семья".
Было бы удивительно, если бы такие переживания не оставляли шрамов на душах людей. Медицинские исследования показали, что безработица приводит к ухудшению как физического, так и психологического здоровья: к росту алкоголизма, увеличению количества сердечно-сосудистых заболеваний и самоубийств. Ведущий эксперт по данному вопросу доктор М. Харви Бреннер (M.Harvey Brenner) утверждает, что в США повышение уровня безработицы на один процентный пункт, сохраняющееся в течение более 6 лет, вызывает преждевременную смерть 37.000 человек. Психологические исследования показывают, что увольнение обычно столь же пагубно сказывается на психике, как смерть близкого друга или изгнание из школы.
В конце 1980-х - начале 1990-х гг. среди безработных оказалось немало бывших высокооплачиваемых управленцев, лиц свободных профессий и прочих "белых воротничков", никогда прежде не ожидавших, что они потеряют работу. От этого они испытывают сильный шок. Послушайте историю одного управляющего средних лет, уволенного в 1988 году и еще не нашедшего к 1992 году постоянной работы:
"Я проиграл борьбу за существование в современной экономике... Я был исполнен решимости найти работу, но по мере того, как проходили месяцы и годы, меня все более охватывало отчаяние. После того, как вы были отвергнуты так много раз, вы начинаете сомневаться в самом себе".
И еще одна бесспорная мысль:
"Работа дает надежду ни материальное и социальное продвижение. Она обеспечивает детям более благоприятный старт в жизни. Они означает единственный честный способ жить не так бедно, как родители. Она помогает преодолевать расовые и другие социальные барьеры. Короче говоря... работа - это пропуск к свободе и к лучшей жизни. Лишить людей работы - это значит вычеркнуть их из нашего общества"'.
История убедительно показывает, что массовая безработица приводит к быстрым, иногда очень бурным социальным и политическим переменам. Об этом свидетельствует сдвиг влево в американской политической теории во время депрессии 30-х годов. Вызванный депрессией "новый курс" был подлинной революцией в американском политическом и экономическом мышлении. Примером таких перемен является и приход Гитлера к власти в условиях безработицы. Более того, нет сомнений в том, что большой процент безработицы среди негров и других национальных меньшинств также является серьезной причиной беспорядков и насилия, которые периодически возникают в городах Америки и других стран. Что касается простых людей, исследователи находят прямую связь между ростом самоубийств, убийств, смертности от сердечно-сосудистых заболеваний, психических болезней и высоким уровнем безработицы.
2.3. Измерение безработицы
Споры по поводу определения уровня безработицы при полной занятости усугубляются тем, что на практике трудно установить фактический уровень безработицы. Уровень безработицы - это процент безработной части рабочей силы.
Об изменениях уровня безработицы ежемесячно сообщается в первых колонках газет. Что стоит за этими цифрами? Сведения о трудовых ресурсах и безработице принадлежат к числу наиболее тщательно и всесторонне разработанных экономических данных, накапливаемых статистикой. Эти данные собираются ежемесячно с помощью, так называемой, процедуры случайной выборки. Каждый месяц около 60.000 домохозяйств опрашиваются на предмет их занятости за последнее время.
При этом население в возрасте от 16 лет и старше разбивается на четыре группы:
• Занятые. Это люди, выполняющие любую оплачиваемую работу, а также те, кто имеет работу, но не работает по причине болезни, забастовки или отпуска.
• Безработные. Эта группа включает людей, которые не имеют работы, но активно занимаются ее поиском или ожидают своего возвращения на прежнее рабочее место. Точнее говоря, тот или иной человек является безработным, если он не работает и (1) прилагал в течение последних 4 недель особые усилия, чтобы найти работу, (2) уволен с работы, но ожидает, что его вновь позовут на нее, или (3) ожидает явиться на работу в следующем месяце. Чтобы считаться безработным, человек должен делать нечто большее, чем просто думать о работе или, например, мечтать о возможности снять кино или стать рок-звездой. Человек должен прилагать какие-то усилия (скажем, посещать местные фирмы или звонить по объявлениям о работе), чтобы найти работу.
• Экономически неактивное население (не включаемые в рабочую силу). Сюда относятся 34% взрослого населения, а именно те, кто учится, занимается ведением домашнего хозяйства, находится на пенсии, не может работать по состоянию здоровья или просто не хочет работать.
• Экономически активное население (рабочая сила). Включает всех тех, кто либо занят, либо не имеет работы.
Официальные определения звучат следующим образом:
Люди, имеющие работу, являются занятыми; люди, не имеющие работы, но занимающиеся ее поиском, являются безработными; люди, не имеющие работы и не занимающиеся ее поиском, не включаются в рабочую силу. Уровень безработицы -- это количество безработных, деленное на общую численность рабочей силы.
3. Особенности безработицы в российской
экономике
3.1. Динамика и структура безработицы в России
Современная ситуация на рынке труда России существенно отличается от той, что была еще 4 года назад. За эти годы численность занятого населения сократилась на 9%. В настоящее время, по данным Госкомстата, которые не отражают реального положения дел, более 6,5 млн. человек не имеют занятия, но активно его ищут; почти 2,7 млн. человек зарегистрированы в органах службы занятости в качестве безработных.
В связи с изменением отраслевой структуры занятости (уменьшением числа работающих в отраслях обрабатывающей промышленности, особенно в машиностроении и легкой промышленности) обострились региональные проблемы занятости. В 47 субъектах Российской Федерации безработица превышает средний уровень по стране, в отдельных городах наблюдается массовая безработица.
Развитие безработицы в России на современном этапе существенно отличается от общемировых закономерностей. При резком сокращении объемов производства (более чем в 2 раза) уровень безработицы с учетом незарегистрированных безработных не превышает 10%. При этом уровень безработицы в сельской местности выше, чем в городских поселениях. В причинах безработицы существует значительная региональная дифференциация. Существенными оказались и социальные причины (потоки беженцев и вынужденных переселенцев, высокий естественный прирост, значительный миграционный отток), и экономические (резкий спад производства в одних отраслях, незначительный - в других).
Наблюдается рост длительности безработицы.
Как уже говорилось выше, сегодняшняя информация о масштабах безработицы, предоставляемая Госкомстатом, занижает подлинный уровень безработицы приблизительно в 5 раз. Некоторые российские экономисты-аналитики видят в сознательном занижении уровня официальной безработицы причины финансового характера, так как Государственный фонд занятости способен сегодня обеспечить финансирование региональных программ занятости только при уровне безработицы не более 3%.
За низким показателем официально регистрируемой безработицы не видна, например, скрытая безработица (вынужденный досрочный уход на пенсию, сохранение рабочего места без реальной отработки и т.д.), что ставит необходимость подсчета макроэкономических издержек роста безработицы. Такая цена роста безработицы должна определяться в большей мере не ростом компенсационных выплат и финансированием программ занятости, а в форме потерь возможного, но не произведенного ВНП вследствие незанятости части рабочей силы.
Как отмечалось выше, официальная статистическая информация о безработице далеко не адекватна реальному положению дел.
Так, в отчете Госкомстата за 1998 г. сообщается, что официальный статус безработного имеют 2,5 млн. человек, то есть 3,4% экономически активного населения. Такие цифры явно не соответствуют картине спада производства, а только подтверждают, что фактическую ситуацию на рынке труда определяет скрытая безработица.
Международная организация труда (МОТ) провела исследование, показавшее, что уровень безработных в РФ значительно выше официально признанного. Директор МОТ Гай Стандинг, составлявший отчет по результатам исследования, заявил, что российские источники "самым бесчеловечным образом" скрывают истинное положение вещей. По данным МОТ безработица в России в 1998 г. составила 9,5% (16,72 млн. чел.). Причина такого расхождения данных Госкомстата и МОТ в том, что людям не выгодно регистрироваться в качестве безработных (с уходом с номинальной работы человек лишается льгот), а предприятия стараются держать "мертвые души" чтобы сократить налоги.
В отчете МОТ также отмечается неуклонное снижение общего количества рабочих мест с 1980 г. при том что трудоспособное население выросло. С 1990 по 1997 гг. количество рабочих мест уменьшилось на 8,2 млн.
Одной из глубинных причин роста безработицы становится усиливающаяся дифференциация населения по доходам. Элитные слои населения, в пользу которых перераспределяется сегодня национальный доход, не могут сформировать мощного спроса на предметы массового потребления отечественного производства, что способствует его стагнации и, как следствие, безработице.
В 1994 - 1998 гг. дифференциация доходов продолжала расти. При сохранении этой тенденции мы уже через два года догоним латиноамериканские страны по глубине расслоения общества по доходам.
Однако не следует переоценивать значение безработицы как самостоятельного экономического фактора. Она достаточно условна - особенно по отношению к демографическим процессам, в рамках и при помощи которых формируется занятость населения. Сегодня демографические процессы в России проходят очень пессимистично. Из всех прогнозов в социально-экономической сфере демографические являются самыми точными в силу того, что демография как наука успешно продвинулась, используя отработанные методики и полную информацию. Так, Центр экономической конъюнктуры правительства РФ и Госкомстат подготовили прогноз численности населения нашей страны. Население России будет продолжать уменьшаться несмотря на ощутимый миграционный прирост, уровень которого зависит от экономико-политической ситуации в СНГ и обеспечения прав русскоязычного населения. В стране ускоряется старение нации, численность и удельный вес населения в возрасте моложе трудоспособного (основной источник пополнения трудовых ресурсов) сократится с 25,1 млн. человек в 1993 году до 21,4 млн. человек в 2005 году (с 23,7% до 15,4%).
Это приводит к необратимым измерениям в профессиональном составе трудовых ресурсов: людям в зрелом возрасте труднее сменить квалификацию, - словом, снижается мобильность трудовых ресурсов. Уже сегодня в ряде территорий Центральной и Западной России доля лиц пожилого возраста больше 30-40% и имеет тенденцию к росту. Также в ближайшие два года произойдут изменения в численности населения в трудоспособном возрасте. В эту категорию войдет многочисленное пополнение 80-х годов при выбытии людей малочисленного поколения военных лет, что дополнительно обострит проблему занятости, в особенности для молодежи.
Итак, в связи с вышеперечисленными показателями макроэкономический спад неизбежен. Только за счет демографического фактора ВВП сократится к 2000 году на 4,8% по среднему варианту прогноза или на 8% по пессимистическому, а к 2005 году - соответственно на 7% или 13%.
Таким образом, в обсуждаемых сегодня программах выхода экономики России из кризиса безработица понимается как результат и следствие экономической политики, и, следовательно, борьбе с безработицей не отводится стратегической роли в системе мер государственного регулирования. Между тем, безработица уже вышла на уровень, в значительной степени предопределяющий его грядущую динамику.
Уровень безработицы, достигнутый в 1995-1998 годах, говорит за то, что кризис занятости будет продолжаться по меньшей мере в течение нескольких последующих лет. Возникнут различные социально-экономические диспропорции, в том числе: резкие региональные различия в динамике занятости, сегментация и маргинализация рынка труда. Резкий рост безработицы запустит в действие механизм дополнительного снижения деловой активности: кроме сокращения потребительского и инвестиционного спроса рост безработицы будет определяться динамикой незанятости предыдущих периодов. По оценкам специалистов Министерства экономики такая так называемая "гистерезисная составляющая" составит 15-20% общего изменения безработицы. Безработица будет самовоспроизводиться и обусловит продолжительный спад, вызванный долговременной, застойной незанятостью: это будет дезориентировать рациональное распределение трудовых ресурсов.1
3.2. Будущее российской политики в области занятости
Суть в том, что действенная политика занятости должна в нынешних условиях иметь предупреждающий характер и включать целый комплекс мер государственного регулирования, предотвращающих рост безработицы и ее переход в застойную форму. Немаловажно при этом опираться на мировой опыт регулирования безработицы, изложенный выше.
Вот наиболее важные меры такого рода:
Перераспределение имеющегося спроса на труд путем стимулирования перехода предприятий на неполный рабочий день, неполную рабочую неделю и т.п. Такие предприятия должны получить налоговые льготы, чтобы компенсировать затраты на прием новых работников.
Бюджетное субсидирование дополнительной (по отношению к фактическому уровню) рабочей силы на действующих предприятиях. Оно может иметь вид кредитования государством зарплаты дополнительно нанятых рабочих. Предприятия, расширяющие занятость по отношению к ее уровню в прошлом году, могут получить льготный кредит, соразмерный зарплате, которая уплачена дополнительно занятым на производстве.
Снижение фактического предложения рабочей силы за счет снижения установленного законом пенсионного возраста. Такой же эффект может обусловить развитие служб переподготовки кадров и повышения квалификации.
Предоставление рабочих мест, не ориентированных на получение прибыли, а связанных с работой в интересах общества, например: работа в области охраны окружающей среды и т.д.
Переход к созданию системы социального партнерства, в том числе создание механизма выработки трехсторонних соглашений (работодатели - профсоюзы - государство) с целью ограничить рост заработной платы. С работодателей следует взимать налог на средства, дополнительно потраченные на заработную плату, и направлять его на субсидирование занятости.
Расширение занятости в будущем зависит и от иностранных инвестиций. В целом инвестиции в реконструкцию и технологическое переоборудование предприятий будут иметь трудосберегающий эффект. Но увеличение капитальных вложений означает создание новых рабочих мест.
Решение проблемы "очаговой" безработицы в регионах, где в городе находится 1-2 предприятия, будет осуществляться через стимулирование инвестиций и малого бизнеса на уровне регионов и реализацию региональных программ содействия занятости.
Значительно сократить количество незанятых можно за счет структурных изменений в оборонной промышленности. Процесс конверсии обладает большим потенциалом для увеличения занятости, ходя даже ее стабилизация сегодня будет большим плюсом в регулировании рынка труда.
Нельзя жалеть средства на борьбу с безработицей. Во-первых, потому что ее предотвращение в начале потребует гораздо меньше затрат, чем в будущем.
Во-вторых, потому что борьба с безработицей может быть достаточно эффективной. Например, кредитование государством дополнительных рабочих мест в США в 1977-78 гг. вовсе не было бросанием денег на ветер. При том, что заработная плата кредитовалась не больше чем на 2%, а абсолютная величина кредита не превышала 100 тысяч долларов, многие корпорации смогли создать до 50 новых рабочих мест.
В-третьих, потому что финансовая стабилизация невозможна без продуманного предотвращения ее негативных последствий и, как мы уже убедились, приводит к дефициту госбюджета, для сокращения которого она и создавалась.
Парадоксально, но до сих пор ни одна политическая партия, ни один влиятельный политик не высказали вообще ни одной точки зрения по столь актуальной проблеме. Это всерьез заставляет усомниться в компетентности российских властных структур и их реального желания вывести экономику из спада в подтверждение к их словам об оптимистических прогнозах развития.1
Исходя из вышеизложенного, очевидно, что проблема безработицы является ключевым вопросом в рыночной экономике, и, не решив его, невозможно наладить эффективную деятельность экономики. Особенно остро проблема безработицы стоит сейчас перед Россией, что не удивительно, т.к. состояние экономики России сейчас удручающее. Огромный экономический спад, развалив промышленность, не мог не затронуть рынок труда. За последние 4 года численность занятого населения сократилась на 9 %.
До недавнего времени Правительство России не обращало должного внимания на данную проблему, что вызывало достаточно справедливые опасения. Но положение отчасти поменялось с принятием "Программы социальных реформ в Российской Федерации на период 1996 - 2000 г.", в которой упор делается на совершенствование рыночных механизмов регулирования занятости.
Будем надеяться, что данный нормативный акт не станет простой порчей бумаги, а будет эффективно претворяться в жизнь, став предпосылкой для экономического возрождения России.
Что же надо делать, чтобы привести в движение эту топчущуюся на месте, неурегулированную, а потому шаткую, грозящую повернуть вспять систему отношений труда и капитала? Или же ей уготовано длительное время находиться в состоянии некой безысходности, неопределенности, близкой к гегелевской "дурной бесконечности" без начала и конца?
Теперь выбор на перспективу фактически сводится к определению доминанты реформирования: наемный труд или гарантии занятости. Речь идет не о дилемме социальной политики, а о проблеме вывода трудовых отношений из состояния кризиса, чтобы сделать их фактором социально-экономического прогресса.
Курс на обеспечение занятости привел к реставрации госсоциализма на рабочих местах ценой регресса общественной производительности труда и соответственно его реальной оплаты. Более того, он сопровождался коррозией механизмов наемного труда, подрывом конкуренции на трудовых рынках, вел к формальному прикреплению работающих к предприятиям, а безработных - к органам соответствующей социальной службы. При этом содействие занятости трансформировалось в систему государственного управления трудом, а заработная плата фактически превратилась в одну из гарантий занятости. И чем активнее государство боролось с безработицей, тем туже затягивали пояса на "носителях" наемного труда его социальные "партнеры" и "защитники". В результате подобных метаморфоз наемный труд все еще не стал товаром в полном смысле этого термина. Сделать его реально таковым - историческая задача нашего времени, условие необратимости перехода к рыночной экономике.
Суть новой социально-трудовой политики можно свести к следующему: окончательный переход от полной занятости, зиждившейся на низкоэффективном труде и социальных гарантиях неработающим, к рыночной системе, предполагающей полную свободу труда и выбора занятий, экономически обоснованную резервную армию труда и безработицу. Особо важной является социальная либерализация наемного труда прежде всего через радикальную реформу трудового законодательства в полном соответствии с требованиями рыночной экономики. Надо коренным образом изменить "дух законов" о труде, без всяких оговорок признать рабочую силу товаром, собственником которого является свободный от внеэкономического принуждения и административного диктата индивид. Как хозяин уникального товара он имеет право на приоритет на рынке труда, его цена формируется в зависимости от способностей, образования, квалификации, опыта.
Закон должен юридически зафиксировать приоритет свободы труда. В качестве первого шага вместо пресловутых трудовых книжек, с помощью которых государство контролировало обязательность занятий и прилежное поведение трудящихся, целесообразно ввести индивидуальные расчетные счета с указанием размера оплаты труда, страховых начислений на рабочую силу. Для обеспечения свободы труда необходимо окончательно избавиться от рудиментов тоталитарной эпохи (прописки, спецучета кадров, административных ограничений приема и произвольных увольнений наемных работников).
Затем нужно отказаться от так называемой социальной защиты трудящихся и ввести в действие регуляторы свободного рынка труда. Среди них принципиально важны справедливая оплата, надежная охрана и достойные условия труда, механизмы социального страхования экономических рисков потери трудоспособности, независимые институты непредвзятого урегулирования трудовых конфликтов. Причем необходимо выделить особенности наемного труда в аграрном секторе, малом предпринимательстве.
Давно пора заменить архаичные и неэффективные формы законодательного регулирования труда, например, единый для всех размер минимальной заработной платы и ее индексации, которые из инструментов социальной защиты на практике, в ситуации бюджетного дефицита превращаются в государственные нормы фиксированного порога бедности трудящихся. Взамен следует установить минимум оплаты за единицу отработанного времени (час) и заложить это в основу тарифных систем.
Гарантированность полной и своевременной оплаты наемного труда должна обеспечиваться посредством трудового и хозяйственного законодательства, включая залог имущества и принудительную продажу активов злостных неплательщиков, страхование фондов заработной платы. Конкретные задачи определения уровня и формы вознаграждения за результаты труда необходимо отнести к ведению социальных партнеров. Если гарантии оплаты наемного труда являются условием тарифных соглашений, то вопросы организации заработной платы согласуются в ходе переговоров работодателей с работополучателями. В конечном счете ее уровень должен объективно соответствовать реальному положению дел на производстве.
Предстоит признать приоритет социального партнерства по закону над государственным управлением трудом в его бюрократическом исполнении. Для этого должна быть сознательно ограничена роль государства в обеспечении занятости, включая отказ от глобальных федеральных программ, попыток унифицировать нормы и нормативы социальной и экономической "защищенности" от безработицы. И главное, надо создать независимую от правительства и местной администрации систему активного содействия безработным на основе страховых взносов, формирование и использование которых контролируются на трехсторонней основе, но не государственной бюрократией или чиновниками внебюджетных фондов.
Необходимо рассматривать безработицу как неотъемлемый элемент рынка труда, а под обеспечением занятости понимать трудоустройство вынужденно безработных и трудовую активизацию добровольно незанятых с использованием преимущественно экономических стимулов привлечения к труду.
Государственные гарантии незанятому населению должно заменить обязательное страхование структурной и профессиональной безработицы. Нужно очистить экономически обусловленную безработицу от социальных наслоений популистского толка: передать безработных, лишь имитирующих трудовую активность, но зачастую неспособных к профессиональному труду, в органы социальной опеки для последующей трудовой реабилитации путем приобщения к посильным для них занятиям.
Однако в последнее время предпринимаются попытки "спрятать" растущую официальную безработицу, приукрасить результаты деятельности служб занятости. Направляемые на общественные и временные работы безработные в результате бюрократического кульбита уже не считаются таковыми. Затем настает очередь посылаемых на переобучение и переподготовку, опоздавших на перерегистрацию. Далее следует черед других "нарушителей" новых правил, вводимых, кстати, "задним" числом. Если пойти по этому пути, то вскоре борьба с безработицей закономерно перерастет в войну с безработными.
Не следует заблуждаться по поводу того, что с ускорением структурных преобразований и ростом производства в рыночных параметрах экономики уровень безработицы будет снижаться, и надеяться, что она всегда будет находиться в пределах "социально допустимого" (по критериям МОТ) норматива. По мере углубления реформ число безработных должно возрастать в прямой пропорции с повышением эффективности производства и реальной оплаты за труд. Более того, необходимо форсировать структурную безработицу в соответствии с реализацией программ реструктуризации производства, создавая на ее базе мобильный резерв рабочей силы, используемый для интенсивного развития экономики.
Прежде всего следует стремиться к поддержанию взаимосвязи занятости, зарплаты и инвестиций в оптимальном соотношении, что является условием социально-экономической сбалансированности. Только так может быть обеспечена надежная экономическая основа для создания новых рабочих мест, расширяющих сферу эффективной занятости, что, в свою очередь, приведет к "рассасыванию" безработицы, понижению ее уровня при стабилизации развития. Именно тогда становится возможным создание в обозримой перспективе динамичной, адаптированной к глубинным рыночным трансформациям в экономике социально-трудовой сферы1.
Заключение
В данной работе я попытался дать анализ как научно-теоретического, так и практического аспекта деятельности такого составного элемента рыночной экономики, как безработица. Я думаю, что из-за некоторой обширности данной темы невозможно подробно рассмотреть в одной работе все стороны этой проблемы. В заключение работы хотелось бы сделать некоторые общие ВЫВОДЫ.
1. Между колебаниями объема выпуска и уровня безработицы, происходящими в ходе экономического цикла, имеется четкая взаимосвязь. Согласно закону Оукена, на каждые 2% уменьшения фактического ВВП по сравнению с потенциальным ВВП приходится повышение уровня безработицы на 1 процентный пункт. Эта закономерность может использоваться для прогнозирования изменений безработицы на основе данных о циклических колебаниях ВВП.
2. Рецессии и связанная с ними высокая безработица весьма дорого обходятся для экономики. Периоды продолжительного экономического застоя обходятся стране в сотни миллиардов долларов, а также приносят огромные социальные издержки. Однако, хотя безработица была язвой капитализма начиная еще со времен Промышленной революции, понимание ее причин и издержек стало возможным лишь с развитием современной макроэкономической теории.
3. Правительство ежемесячно собирает статистические данные о безработице, занятости и рабочей силе с помощью выборочных обследований населения. Люди, имеющие работу, включаются в число занятых; те, кто не имеет работы, но занимается ее поиском, считаются безработными; тех же, кто не имеет работы и не ищет ее, относят к экономически неактивному населению (вне рабочей силы). За последнее десятилетие рабочая сила насчитывала 65% населения старше 16 лет, тогда как уровень безработицы составлял 7% от рабочей силы.
4. Экономисты выделяют три вида безработицы: а) фрикционная безработица, когда люди перемещаются с одного рабочего места на другое, а также приходят на рынок труда или покидают его; б) структурная безработица, представленная работниками из тех регионов или отраслей, которые пребывают в упадке; и в) циклическая безработица, имеющая место, когда во время общего спада экономики происходят массовые увольнения.
а) Рецессии затрагивают все группы населения примерно в одинаковой степени, т.е. уровень безработицы внутри каждой группы поднимается или падает пропорционально среднему уровню безработицы по всему народному хозяйству.
б) Очень значительная часть безработицы является краткосрочной. В периоды низкой безработицы более 90% безработных - это те, кто не имеет работы в течение менее чем 26 недель. Во время глубоких и длительных спадов средняя продолжительность безработицы резко увеличивается.
в) Чаще всего значительная часть безработицы носит фрикционный характер, когда люди либо впервые выходят на рынок труда, либо возвращаются туда после некоторого перерыва. Только во время рецессий среди безработных преобладают лица, потерявшие работу.
5. За последние два года безработица приобрела вид крупного макроэкономического явления, превратившись в самостоятельный фактор развития экономики. Тем не менее в России до сих пор не выработано такой политики в области занятости, которая способствовала бы успешности реформ. Сегодня ясно, что роль безработицы как неизбежного последствия финансовой стабилизации была недооценена.
6. В мире накоплен большой теоретический и практический опыт по регулированию рынка труда. Россия нуждается в особом, комплексном подходе. Сегодня результативная политика занятости должна идти чуть впереди реального развития рынка труда и превентивно устранять те препятствия, которые могут подхлестнуть безработицу.
7. Похоже, что еще несколько лет нам, всем россиянам, придется мириться с высоким уровнем безработицы. Сегодня основная цель - снизить безработицу уже если не в среднесрочном, то в долгосрочном периоде.
Список использованной литературы
Гукасьян Г. М. Экономическая теория: ключевые вопросы / Под ред. д. э. н., профессора А. И. Добрынина. - 3-е изд., доп. -М.: ИНФРА-М, 1998.
Современная экономика. Общедоступный учебный курс. Ростов-на-Дону, изд-во "Феникс", 1996.
М. Гарсия-Исер, О. Голодец, С. Смирнов. Критические ситуации на региональных рынках труда. - "Вопросы экономики", 1997, № 2.
И. Заславский, к. э. н. К характеристике труда в современной России. - "Вопросы экономики", 1997, № 2.
А. Московская. Избыточная занятость на промышленных предприятиях России. - "Вопросы экономики", 1998, № 1.
Ю.Симагин. Об оценках масштабов дополнительной занятости населения. - "Вопросы экономики", 1998, № 1.
Остапчук А., Красников Е. Мы живём лучше, чем считается, но хуже, чем хотим. - Московские новости, 1997, № 50.
Гринберг Р., Рубинштейн А. Социальная экономика: введение в новую аксиоматику. - Российский экономический журнал, 1997, № 1.
Долгопятова Т. Российские предприятия в переходной экономике. М., 1995.
"Общая теория занятости, процента и денег" Кейнс Дж. - М., 1993 г.
"Рынок труда: занятость и безработица" Никифорова А. А., М., 1991.
"Экономикс" Кэмпбелл Р. Макконнелл, Стэнли Л. Брю, М., 1998.
Пол А. Самуэльсон, Вильям Д. Нордхаус. Экономика: Пер. с англ. - М.: "БИНОМ", "Лаборатория Базовых Знаний", 1997.
1 "Общая теория занятости, процента и денег" Кейнс Дж. - М., 1993. Стр. 71-79. См. также "Рынок труда: занятость и безработица" Никифорова А. А., М., 1991. Стр. 108,109. 1 "Экономикс" Кэмпбелл Р. Макконнелл, Стэнли Л. Брю, М., 1995. Стр. 308-323. 1 Пол А. Самуэльсон, Вильям Д. Нордхаус. Экономика: Пер. с англ. - М.: "БИНОМ", "Лаборатория Базовых Знаний", 1997. Стр. 597-599. 1 Современная экономика. Общедоступный учебный курс. Ростов-на-Дону, изд-во "Феникс", 1996. 1 И. Заславский, к. э. н. К характеристике труда в современной России. - "Вопросы экономики", 1997, № 2. См. также Долгопятова Т. Российские предприятия в переходной экономике. М., 1995. 1 М. Гарсия-Исер, О. Голодец, С. Смирнов. Критические ситуации на региональных рынках труда. - "Вопросы экономики", 1997, № 2. 1 И. Заславский, к. э. н. К характеристике труда в современной России. - "Вопросы экономики", 1997, № 2. -19-

Работа на этой странице представлена для Вашего ознакомления в текстовом (сокращенном) виде. Для того, чтобы получить полностью оформленную работу в формате Word, со всеми сносками, таблицами, рисунками, графиками, приложениями и т.д., достаточно просто скачать работу.

Скачать работу Скачать Наверх

Мы выполняем любые темы

экономические
гуманитарные
юридические
технические

Закажите сейчас

Лучшие работы

 Дидактические игры для русского языка
 Экономико-статистическое исследование рентабельности ООО "Империя продуктов"
 История России (контрольные вопросы)

Ваши отзывы

Добрый день, спасибо за оперативность. Буду ждать проверки преподавателя. Еще раз спасибо Вам.
Алексей
<<Все отзывы

Партнеры и друзья проекта

 



Rambler's Top100


Рейтинг@Mail.ru

Copyright © Refbank.Ru 2005-2014
Все права на представленные на сайте материалы принадлежат Refbank.Ru.
Перепечатка, копирование материалов без разрешения администрации сайта запрещено.