Refbank.Ru - рефераты, курсовые работы, дипломы по разным дисциплинам
Рефераты и курсовые
 Банк готовых работ
Дипломные работы
 Банк дипломных работ
Заказ работы
Заказать Форма заказа
Лучшие дипломы
 Совершенствование системы стратегического планирования в организации
 История полиции в России
Рекомендуем
 
Новые статьи
 Почему темнеют зубы и как с этом...
 Иногда полезно смотреть сериалы целыми...
 Фондовый рынок идет вниз, а криптовалюта...
 Как отслеживают частные...
 Сочинение по русскому и литературе по тексту В. П....
 Компания frizholod предлагает купить...
 У нас можно купить права на...
 Подскажем где и как открыть категорию...
 Сдать курсовую в срок поможет Курсач.эксперт. Быстро,...
 Размышления о том, почему друзья предают. Поможет при...
 Готовая работа по теме - потеря смысла жизни в современном...
 Рассуждения о проблеме влияния окружающего шума на...
 Рассуждения по тексту Владимира Харченко о роли науки в...
 Проблема отношений человека с природой в сочинении с...
 Рассуждение по теме ограниченности...


любое слово все слова вместе  Как искать?Как искать?

Любое слово
- ищутся работы, в названии которых встречается любое слово из запроса (рекомендуется).

Все слова вместе - ищутся работы, в названии которых встречаются все слова вместе из запроса ('строгий' поиск).

Поисковый запрос должен состоять минимум из 4 букв.

В запросе не нужно писать вид работы ("реферат", "курсовая", "диплом" и т.д.).

!!! Для более полного и точного анализа базы рекомендуем производить поиск с использованием символа "*".

К примеру, Вам нужно найти работу на тему:
"Основные принципы финансового менеджмента фирмы".

В этом случае поисковый запрос выглядит так:
основн* принцип* финанс* менеджмент* фирм*
Культурология

контрольная работа

Культура XVIII века



План:
лист
1. Культура нового времени 3
Культурные преобразования первой четверти XVIII в. 5
Создание светской школы 6
Книжное дело 7
Научные знания 8
Новые явления в общественно-культурной жизни.
Изменения в быту 9
2. Русская национальная культура
во второй половине XVIII века 10
Система образования.
Развитие просвещения 12
Наука. Научные центры 14
Художественная культура 16
Список литературы 23
1. Культура нового времени
В современных историко-культурных исследованиях время позднего феодализма рассматривается как новый период в общественно-культурном развитии феодальной эпохи. Он характеризовался появлением таких черт и особенностей, которые отличали его от предшествующего средневекового этапа: светскость культуры, рационализм, буржуазные формы общественного сознания. Началом этого нового периода в историко-культурном развитии обычно считается рубеж XVII-XVIII вв.
Локальность культурного развития средневековья сменялась более выраженным единством. В основе его лежали буржуазные связи, характерные для времени разложения феодализма и формирования в недрах феодальной экономики во второй половине XVIII в. капиталистического уклада.
С генезисом капитализма связано становление русской нации. В России, как и в других европейских странах, нация сформировалась как "...неизбежный продукт и... форма буржуазной эпохи..." Русская нация консолидировалась на базе вполне сложившейся народности, для которой были характерны и высокий уровень культуры, и определенно выраженное чувство национального единства. Такие ее компоненты, как язык, территория, этническое самосознание, формировались еще в период существования великорусской народности (XV-XVII вв.). Новое качество нации в отличие от предшествующих социоэтнических образований придавал буржуазный характер экономических связей, а также появление принципиально новых моментов в развитии языка, как разговорного, так и письменного.
Началом складывания русской нации в современной исторической и социологической литературе считается период последних десятилетий XVII в. Завершение его в основных чертах можно отнести к концу XVIII в.
Основным содержанием историко-культурного процесса рассматриваемого времени было формирование и развитие национальной культуры. В новый период общественная мысль становилась важной идейной основой духовной культуры, в идеологии проявлялась ее социальная функция.
Складывание национальной культуры происходило в условиях, когда наряду с развитием буржуазных элементов в общественном сознании сохранялась и укреплялась сословность - одна из наиболее устойчивых форм социальной жизни феодальной эпохи. Сословность культуры в период позднего феодализма была сдерживающим фактором и в национальной консолидации, и в развитии просвещения широких слоев общества.
Отличительными чертами культуры нового времени были победа светского начала в ней, способность к активным контактам с культурами других народов, развитие рационализма в общественном сознании. Все это стало возможно вследствие нарушения монополии религиозного мировоззрения и утраты церковью самостоятельной роли в просвещении и культуре. Однако не следует преувеличивать степень развития рационализма как системы мышления. Рационализм XVIII в. не означал ни победы атеизма, ни полной ликвидации религиозного мировоззрения, как, впрочем, и светскость культуры не была однозначна атеизму. Век просвещения не устранил полностью влияния религии на общественно-культурную жизнь.
В XVIII в. возросли внешние экономические и культурные связи России. Контакты с развитыми западноевропейскими государствами втягивали Россию в мировой экономический и культурный процесс. Однако активный характер этих связей был подготовлен общностью некоторых внутренних процессов.
Секуляризация культуры, складывание национальных культур и формирование национального самосознания были следствием разрушения средневековых культурных регионов, единство которых определялось конфессиональным признаком. В России этот процесс начался еще в предшествующем столетии и продолжался в петровское время. Открытость как характерная черта новой культуры была результатом этого разрушения и особенностью не только русской, но и западноевропейской культуры. Процесс взаимодействия национальных культур в период их формирования значительно усилился и приобрел качественно новые черты по сравнению с предшествующим временем.
Проблема связи русской культуры с западноевропейской имеет большую традицию в современной историографии. Известным итогом в ее осмыслении является тезис о необходимости не противопоставлять "западную" и "русскую" культуру при изучении их взаимных связей, а выявлять диалектику старого и нового в едином историко-культурном процессе 1.
По сравнению со средневековьем характерной чертой историко-культурного процесса становятся его ускорение и усложнение, что было связано с более быстрыми темпами развития общества в целом. Начинался процесс дифференциации, появления новых сфер культуры (наука, художественная литература, светская живопись и т. д.), и одновременно происходило значительно большее их соприкосновение и взаимовлияние.
Важной историко-культурной проблемой является вопрос о путях и средствах распространения культуры в обществе, степень овладения ею различными общественными слоями, в первую очередь образованием. В новый период общекультурный прогресс был связан с демократизацией культуры - процессом, в результате которого произошло расширение круга потребителей и производителей культурных ценностей, увеличение возможностей приобщения к культуре различных социальных групп. По сравнению с предшествующим временем в обществе увеличивалась система передачи культурных ценностей, формировался новый "механизм" их распространения (светская школа, гражданская азбука, новый литературный язык, печатная книга, газета, журнал и т. д.).
Однако вплоть до конца феодальной эпохи демократизация культуры выражалась больше в тенденции, чем в значительных реальных результатах. Сословные рамки, в которых существовала культура, а также политика правительства сильно сдерживали процесс ее демократизации.
КУЛЬТУРНЫЕ ПРЕОБРАЗОВАНИЯ ПЕРВОЙ ЧЕТВЕРТИ XVIII В.
Петровская эпоха занимает важное место в истории культуры России, поскольку в это время произошел крутой перелом в культурной жизни, имевший далеко идущие последствия для судеб отечественной культуры.
Сложность этого времени, стремление осмыслить происходившие изменения, место западного опыта в культурных преобразованиях всегда вызывали большой научный и общественно-культурный интерес к деятельности Петра I.
Еще в XIX столетии в буржуазной историографии и литературоведении был сформулирован тезис об исторической обусловленности петровских преобразований, которые были "...естественным и необходимым явлением в народной жизни, в жизни исторического, развивающегося народа"1. Исследование советскими учеными истории этого времени, а особенно предшествовавшего "бунташного" столетия подтвердили правоту такого взгляда.
В современной историографии общепризнанной является оценка петровской эпохи как времени решительного скачка в хозяйственной и культурной жизни страны, имевшего внутренние предпосылки, но резко ускоренного вмешательством государственной власти. Однако в литературе последних лет встречаются утверждения, что при Петре "...строительство новой России носило символический характер", а русская культура строилась как "сколок с культуры европейской"2.
Петровские реформы не имели характера коренных социальных преобразований, проводились в интересах дворянства и повлекли за собой ухудшение положения народа и усиление крепостнического гнета. Но они активизировали имевшиеся еще внутренние, потенциальные ресурсы феодализма и тем самым способствовали экономическому и культурному развитию государства.
Абсолютизм явился решающей силой в утверждении новой светской культуры, ибо от того, как шел этот процесс, зависела судьба петровских преобразований. Созданная государственной властью система со-циокультурных учреждений (светские школы, типографии гражданской печати, Академия наук и др.), указы, законодательно закреплявшие культурные новшества, не только расширяли сферу новой культуры, но и способствовали ее воспроизводству. Все эти обстоятельства влияли на историко-культурный процесс, определяли его особенности, в частности, практицизм, ускорение темпов распространения новой культуры, развитие тех ее областей, в которых было заинтересовано правительство (школа, книжное дело, научные знания, градостроительство).
При изучении истории русской культуры первых десятилетий XVIII в. нельзя не учитывать характера личности Петра I, этого "действительно великого человека", по словам Ф. Энгельса1. Его энергия и целеустремленность, образованность, практические знания, интерес к отечественной истории и сознательное стремление к европеизации России, наконец, изменение самого представления о деятельности монарха, разрушение церемонности, степенности, принятых прежде при царском дворе, несомненно влияли на дух и темпы преобразований.
Осуществление многих реформ, особенно в области культуры, встречало немало противодействий со стороны поборников "ветхозаветности" и старины. В числе противников преобразований оказалась и православная церковь. Такая позиция церкви во многом определила политику к ней со стороны абсолютизма. С ликвидацией патриаршества и созданием Синода (1721) церковь фактически потеряла самостоятельность в духовной жизни общества, что уменьшало ее влияние на общественно-культурную жизнь. С утратой церковью своей самостоятельности менялось значение религиозного мировоззрения как преобладающей формы выражения духовного творчества. Стало возможно более быстрое развитие рационализма, формирование нового взгляда на человеческую личность, ее творческого потенциала, утверждение личностного начала в культуре.
Создание светской школы
Развитие школы, проблема образования молодых людей впервые при Петре I становится государственной политикой. В практику входит обучение молодежи за границей главным образом корабельному и морскому делу, создается система светской школы. Это связывалось с необходимостью практического осуществления хозяйственных, военных, культурных преобразований. Все более ощущалась потребность в школах в самой России, мысль о создании их высказывалась в некоторых "прожектах", сам Петр считал, что "академии, школы дело есть зело нужное для обучения народного".
В 1701 г. в Москве была открыта школа математических и навигацких наук - первое светское государственное учебное заведение. За короткое время в столичных городах появилось еще несколько профессиональных школ: Артиллерийская, Инженерная, Медицинская. При олонецких и уральских заводах по инициативе В. Н. Татищева возникли горнозаводские училища. Эти старейшие профессиональные школы России продолжали существовать и в следующем столетии.
Учеба рассматривалась как особый вид службы дворян, которая при Петре I приобрела новый характер, связанный с появлением системы чинов. Светская направленность знаний, новые формы обучения, связь с практикой в этих школах увеличивали кругозор человека, возможности познания им окружающего мира. Все это существенно расширяло сферы действия светской культуры.
Специального учебного заведения для подготовки учителей в России еще не существовало. В профессиональных, цифирных школах учителями обычно работали иностранцы, приглашенные на службу Петром I, специалисты-практики, выпускники самих школ.
Книжное дело
В России в первой четверти XVIII в. значительно увеличилось издание книг, особенно учебных, так как развитие школы было невозможно без основательной учебной базы, без учебников, справочной литературы, наглядных пособий. За эти годы было издано книг больше, чем за все предшествующие 150 лет с начала книгопечатания.
Дальнейшим важным шагом в утверждении светской культуры были введение гражданской азбуки и начало гражданской печати. Реформа шрифта, проведенная в 1708-1710 гг., упростила сложную кириллицу и способствовала дальнейшему разделению сферы светской и церковной книжности. По меткому выражению Ломоносова, "при Петре Великом не одни бояре и боярыни, но и буквы сбросили с себя широкие шубы и нарядились в летние одежды". Окончательный вариант гражданской азбуки был утвержден Петром I в 1710 г. "Сими литерами,-указывал он,-печатать художественные и мануфактурные книги".
Дальнейшим важным шагом в утверждении светской культуры были введение гражданской азбуки и начало гражданской печати. Реформа шрифта, проведенная в 1708-1710 гг., упростила сложную кириллицу и способствовала дальнейшему разделению сферы светской и церковной книжности. По меткому выражению Ломоносова, "при Петре Великом не одни бояре и боярыни, но и буквы сбросили с себя широкие шубы и нарядились в летние одежды". Окончательный вариант гражданской азбуки был утвержден Петром I в 1710 г. "Сими литерами,-указывал он,-печатать художественные и мануфактурные книги".
Правительство активно использовало книгу для пропаганды проводимых реформ. В указах, регламентах, манифестах, публицистике излагались события внутренней жизни, утверждалась и обосновывалась необходимость преобразований. В России начали издавать официальную печатную газету "Ведомости" (1703), в которой публиковались внутренняя и иностранная хроника, сведения о военных, хозяйственных и культурных событиях. С 1708 г. начался выпуск массовых ежегодных календарей, не прекращавшийся ни на один год вплоть до настоящего времени. Гражданские календари пользовались успехом, и тираж их для того времени был немалым (до 2 тыс.). В них содержалась разнообразная и полезная информация. Но вместе со сведениями по агрономии, математике, истории, данными о погоде, "плодородии и недородии", "болезнях сего года" можно было узнать и свой гороскоп, и толкование снов.
Поставив книгопечатание на службу преобразованиям, Петр I содействовал расширению базы для развития книжного дела. В это время увеличилось число типографий, появились типографии гражданской печати, началась их специализация по виду издания литературы (учебники, карты, таблицы, официальные материалы, духовные книги и т. д.). В Москве в 1705 г. первую гражданскую типографию открыл В. А. Киприанов. Он происходил из мещан Кадашевской слободы и был одним из активных деятелей петровских преобразований. В. А. Киприанов известен как составитель некоторых учебных пособий, соавтор "Арифметики" Л. Ф. Магницкого, в его типографии гравировались таблицы к этой книге.
Научные знания
Создание Академии наук было крупным событием в общественно-культурной жизни России. В стране впервые возник научный центр, имевший достаточно оснащенную базу для исследования в различных областях знаний. Академия имела библиотеку, музей, типографию, ботанический сад, обсерваторию, физическую и химическую лаборатории. Некоторые из этих учреждений появились позже как результат развития самой Академии.
Из стен академического университета вышли многие крупные ученые, имена которых стали широко известны в русской науке и просвещении второй половины XVIII в. Академический университет закончил М. В. Ломоносов, ставший первым русским академиком.
НОВЫЕ ЯВЛЕНИЯ В ОБЩЕСТВЕННО-КУЛЬТУРНОЙ ЖИЗНИ. ИЗМЕНЕНИЯ В БЫТУ
Перемены в общественно-культурной жизни, бытовом укладе, нравах русского общества были очень значительными. При Петре I произошло "изменение всей знаковой системы Древней Руси" (Д. С. Лихачев); вводились новая одежда, новая иерархия чинов, закрепленная "Табелью о рангах", была учреждена новая система орденов, в том числе высший военный орден Андрея Первозванного. В 1721 г. Россия стала империей, Сенат присвоил Петру I титул императора. В этом году впервые была проведена новая церемония коронации. Впоследствии этот торжественный акт сопровождал вступление на престол каждого нового монарха.
Но все новшества касались в основном дворянства, зажиточного купечества. Крестьянство, мелкий городской люд, податные сословия они почти не затрагивали. Ношение европейского платья (камзолы, чулки, башмаки, галстуки, шляпы), бритье бороды были обязательными для дворян и купцов. Несоблюдение этих новых обычаев влекло большой денежный штраф. Крестьяне, которым разрешалось носить бороду, должны были платить специальный "бородовой налог". Обычно он взимался при въезде в город. Право не брить бороду, носить платье старого покроя было сохранено за духовенством.
По сравнению с предшествующим временем темп жизни очень изменился и казался даже стремительным. "Под грохот пушек и стук топора" (А. С. Пушкин) вошла Россия в число великих держав.
Среди петровских преобразований было введение нового летосчисления. Указ Петра I (январь 1700 г.) предписывал перейти на порядок счета лет от так называемого Рождества Христова, принятого во всех европейских странах. По старому русскому календарю новый год начинался с 1 сентября и счет годам велся от сотворения мира, которое якобы произошло за 5508 лет до появления Христа.
Переход к новому летосчислению произошел на основе юлианского календаря (старый стиль); в большинстве стран Западной Европы в то время использовали григорианский календарь (новый стиль)1.
В начале XVIII в. появляется регулярное почтовое сообщение (правда, ямская гоньба была известна уже с конца XVI в.). От Петербурга до всех "знатных" городов была организована почта для пересылки правительственной официальной корреспонденции. Позднее почтовые конторы стали устраиваться во всех губерниях, чтобы "способы к пересылке писем всякому свободны были". Почта, перевозимая лошадьми, обычно на 13-14-й день после отправления из Москвы достигала северной столицы.
Особенностью общественного быта петровского времени было появление новых форм общения, развлечений, многочисленных светских праздников с иллюминацией, фейерверками и маскарадами. С этого времени берет начало новогодний праздник с наряженной елкой и "огненными потехами".
В 1702 г. в Москве открылся первый публичный театр. На Красной площади в "Комедийной хоромине" труппа иностранных актеров в течение нескольких лет разыгрывала светские пьесы: трагедии из античной жизни, комедии Ж.-Б. Мольера и др.
Новой формой общения стали ассамблеи. Они устраивались согласно указу царя в домах вельмож. На ассамблею приглашались иностранные купцы, женщины должны были быть в европейских платьях. Здесь танцевали, вели беседу, играли в шашки, шахматы, в отдельной комнате мужчины могли курить. В обществе курить считалось неприличным.
При преемниках Петра ассамблеи превратились в балы и сохранились на протяжении длительного времени как форма общения и отдыха дворянства.
В среде образованного русского общества распространялись музицирование, игра на клавикордах, скрипке, флейте. Светская музыка исполнялась на ассамблеях, на торжественных празднествах, во время прогулок в Летнем саду, в домах вельмож, где стали устраиваться концерты любительских оркестров.
Особый царский указ делал обязательным посещение этих концертов для столичного дворянства.
Вместе с новыми светскими формами развлечений получили распространение "правила хорошего тона". В специально издававшейся литературе ("Приклады, како пишутся комплименты разные", 1708; "Юности честное зерцало", 1717) можно было узнать образцы деловых, дружественных, любовных писем, свод житейских наставлений и нравоучений, правил поведения в обществе молодых дворян. Эти книги, неоднократно переиздававшиеся, способствовали становлению нового быта, пропагандировали новую мораль.
Культурные преобразования первой четверти XVIII в. определяли основное направление историко-культурного развития. Однако культура этого времени представляла еще своеобразный сплав новаций и традиций (появление светской школы и сохранение патриархальных форм обучения; развитие светских знаний и предоставление Синоду права цензуры; новое отношение к человеку и сохранение крепостной зависимости, бесправного положения основной массы народа; во многом переходный еще характер литературы и искусства и т. д.). Новая светская культура еще довольно ограниченно проникала в среду дворянства и купечества; крестьянство же вовсе было лишено возможности приобщения к ней. Правительство отнюдь не стремилось к распространению культурных преобразований в среде крестьян.
2. Русская национальная культура
во второй половине XVIII века
Во второй половине XVIII в. значительно вырос международный авторитет России. В результате военных побед она превратилась в одну из сильнейших европейских держав.
Важные социально-экономические изменения происходили во внутренней жизни русского общества: началось разложение феодально-крепостнической системы, формировался капиталистический уклад, происходило массовое возникновение мануфактур.
Мануфактура по сравнению с ремеслом создала более высокий уровень промышленной культуры. На стадии мануфактурного производства окончательно сложилась регионально-хозяйственная специализация, характерная для эпохи позднего феодализма, появились новые отрасли промышленности (шелковая, хлопчатобумажная, изготовление стекла и фарфора, цветных металлов и т. д.). В мануфактурном производстве, основанном на разделении труда, осваивались новые технические средства и технологические методы (механизмы в металлургии, красители и способы отбеливания тканей, технология производства стекла), предпринимались поиски новых природных ресурсов (каменного угля).
В сельскохозяйственном производстве, составлявшем основу российской экономики, несмотря на присущую ему традиционность и в целом низкий уровень агрикультуры, также возникали новые веяния (отраслевая специализация, травосеяние и новые системы обработки почвы, практическое использование агрономических знаний). В начале XIX в. в некоторых помещичьих хозяйствах проводились опыты сельскохозяйственной рационализации. Но степень распространения всех этих нововведений была весьма незначительна.
Наряду с изменениями в социальной структуре, начавшимся процессом классообразования нового буржуазного общества рассматриваемый период характеризовался резким усилением крепостнической эксплуатации и ростом сословности. Положение крестьянства, по выражению В. И. Ленина, "...на практике очень слабо отличалось от положения рабов в рабовладельческом государстве"1. Крупнейшая в истории России Крестьянская война под руководством Е. И. Пугачева была следствием обострения социальных противоречий. Она оказала огромное влияние на всю общественно-культурную жизнь, и прежде всего на развитие общественного сознания.
Усиливавшиеся контакты России с европейскими державами в международной политике, в области торговли, в различных сферах культуры не могли бесследно пройти мимо сознания русского общества, они оказывали серьезное влияние на общественно-культурную жизнь страны. Идеи западноевропейского Просвещения, революционные события в Северной Америке, Великая французская буржуазная революция воздействовали на просвещение, общественную мысль.
Абсолютизм в России, продолжая еще в целом поддерживать прогрессивные, культурные преобразования, в связи с революционными событиями в Европе менял свою политику в отношении культуры. В центре внимания правительства становится борьба с влиянием идей Великой французской революции в русском обществе. С ней связано развитие института цензуры в России. В 60 - 70-е годы роль цензоров выполняли главным образом Академия наук и Московский университет. В конце XVIII в. цензурный надзор усилился, был отменен указ о вольных типографиях, открытых в 1783 г.; для контроля за ввозом книг создавались цензуры в Петербурге, Москве, портовых городах. В 1800 г. по распоряжению Павла I ввоз иностранных книг был вообще запрещен, а все частные типографии закрыты. Однако эти меры правительства существовали недолгое время.
"Дней Александровых прекрасное начало" ознаменовалось появлением первого в России цензурного устава (1804), отразившего либеральные настроения того времени. Цензура поручалась Министерству народного просвещения, цензурные комитеты создавались при университетах, обязанности цензоров выполняли профессора университетов.
В истории русской культуры вторая половина XVIII - начало XIX в. составляют определенный этап. В это время появляются новые веяния; практицизм, целесообразность, характерные для духовной жизни первых десятилетий XVIII в., уступают место идейно-нравственным проблемам и исканиям. Поскольку усиливались социальные противоречия, более сложной становилась умственная, духовная жизнь русского общества, возрастала роль просвещения, которое понималось как средство улучшения положения народа. Подобные настроения, мысли, взгляды отражали влияние французского Просвещения. Связь с общественными идеями эпохи способствовала росту социальной направленности русской культуры.
В этот период формировалась национальная школа в русской литературе, театральном, изобразительном искусстве, музыке, подчиняясь общим закономерностям европейского культурного движения. Но своеобразие и неповторимость, присущие культуре каждой, в данном случае русской, нации, сохранялись.
СИСТЕМА ОБРАЗОВАНИЯ.
РАЗВИТИЕ ПРОСВЕЩЕНИЯ
К середине XVIII в. общий уровень образованности в России был невысок. В наказах депутатов в Уложенную комиссию 1767-1768 гг., где впервые публично высказывались соображения по вопросам образования, отмечалась небольшая польза от заведенных в России в петровское время училищ. Однако "образованность" становится модной среди дворянства.
Широкое развитие в семьях помещиков получает домашнее образование. Но чаще всего оно было поверхностным и заключалось лишь в стремлении овладеть "французским изяществом".
В стране фактически не существовало начальной школы. Основной формой обучения податного населения продолжали оставаться школы грамоты. Они создавались частными лицами ("мастерами грамоты", как правило, священниками). Обучение в них велось в основном по Часослову и Псалтири, но использовались некоторые светские учебники, например "Арифметика" Л. Ф. Магницкого.
Во второй половине XVIII в. была создана сеть закрытых сословных учебных заведений, предназначенных в первую очередь для детей дворянства. Помимо известного Сухопутного шляхетского корпуса в конце 50-х годов был основан Пажеский корпус, готовивший дворян к придворной службе. В 1764 г. в Петербурге было основано "Воспитательное общество благородных девиц" при Смольном монастыре (Смольный институт) с отделением для девушек из сословия мещан. (В первой половине XIX в. институты благородных девиц были учреждены во многих городах России, но с созданием женских гимназий эти закрытые учебные заведения пришли в упадок. Только Смольный институт продолжал существовать вплоть до Великой Октябрьской социалистической революции.) Особой формой привилегированных, закрытых учебных заведений университетского типа были лицеи. В начале XIX в. в России возникли несколько лицеев, в том числе знаменитый Царскосельский лицей (1811).
Развитие сословной школы закрепляло господствующее положение дворянства в основных сферах административной и военной деятельности, превращало образование в одну из его сословных привилегий. Однако закрытые учебные заведения оставили заметный след в истории русской культуры. В них получили образование многие известные деятели культуры. В Шляхетском корпусе учились А. П. Сумароков и М. М. Херасков. Царскосельский лицей окончил А. С. Пушкин. В числе его первых питомцев были А. А. Дельвиг, В. К. Кюхельбекер, И. И. Пущин, А. М. Горчаков. Здесь преподавали выдающиеся ученые того времени, такие, как А. П. Куницын.
Во второй половине XVIII в. в России появились профессионально-художественные училища (Танцевальная школа в Петербурге, 1738, ныне - Ленинградское училище им. А. Я. Вагановой; Балетная школа при Московском воспитательном доме, 1773). Академия художеств, основанная в 1757 г., стала первым государственным центром художественного образования в области живописи, ваяния и зодчества. Музыкальные классы Академии художеств сыграли известную роль в развитии в России музыкального образования и воспитания. Все эти учебные заведения были закрытыми; в них запрещалось обучаться детям крепостных крестьян.
Качественно новым моментом в развитии просвещения в России было возникновение общеобразовательной школы. Начало ее связано с основанием в 1755 г. Московского университета и двух гимназий: для дворян и разночинцев с одинаковой программой обучения. Через три года по инициативе профессоров университета была открыта гимназия в Казани.
Открытие Московского университета, так же как и Академия наук, было важнейшим общественно-культурным событием. Университет в Москве стал общенациональным центром просвещения и культуры, в нем нашли воплощение демократические принципы развития образования и науки, провозглашенные и настойчиво проводимые М. В. Ломоносовым.
Уже в XVIII в. Московский университет стал средоточением отечественного просвещения. Типография, открытая при нем в 1756 г., была, по существу, первой гражданской типографией в Москве. Здесь печатались учебники и словари, научная, художественная, отечественная и переводная литература. В типографии университета впервые были напечатаны многие произведения западноевропейских просветителей, начали издаваться первый журнал для детей ("Детское чтение для сердца и разума"), первый в России естественнонаучный журнал ("Магазин натуральной истории, физики, химии"), журнал "Музыкальное увеселение". Московский университет начал издание первой в России неправительственной газеты "Московские ведомости", просуществовавшей до 1917 г. Несомненной заслугой университета являлось издание азбук народов России - грузинской и татарской.
Во второй половине XVIII в. в России начала формироваться система общеобразовательной школы. Утвержденный в 1786 г. Устав народных училищ был первым общим для России законодательным актом в области народного образования. Согласно Уставу, в губернских городах открывались главные четырехклассные училища, приближавшиеся по типу к средней школе, в уездных - двухклассные училища, малые, в которых преподавались чтение, письмо, священная история, элементарные курсы арифметики и грамматики. Впервые в школах вводились единые учебные планы, классно-урочная система, разрабатывалась методика преподавания.
Преемственность в обучении достигалась общностью учебных планов малых училищ и первых двух классов главных училищ.
Главные народные училища, открытые в 25 губернских городах, малые училища наряду с сословными школами, университетом и гимназиями в Москве и Казани составляли, таким образом, структуру системы образования в России к концу XVIII в. В стране, по имеющимся в литературе данным, было 550 учебных заведений с числом учащихся в 60 - 70 тыс. В школе учился примерно один человек из полутора тысяч жителей. Вероятно, число грамотных было больше, так как приведенная статистика не учитывала различные формы частного обучения (домашнее образование в дворянских семьях, обучение в школах грамоты, в крестьянских семьях и т. д.).
НАУКА. НАУЧНЫЕ ЦЕНТРЫ
XVIII век был временем серьезных успехов научной мысли. Ф. Энгельс так определял научные итоги этого столетия: "...знание стало наукой, и науки приблизились к своему завершению, т. е. сомкнулись, с одной стороны, с философией, с другой - с практикой"1. В основе этих успехов были рационализм, признание человеческого разума источником познания природы.
Русская наука развивалась в общем русле европейского естествознания. В Петербургской Академии наук работали многие европейские ученые, среди них - крупнейший математик Л. Эйлер (1707-1783). Его открытия в области математического анализа, физики, техники оказали значительное влияние на современную науку. Наряду с Академией наук центрами науки становятся Московский университет, Вольное экономическое общество (ВЭО), первое ученое общество в России, основанное правительством в 1765 г.. Российская академия (1783), ставшая центром изучения русского литературного языка.
В начале XIX в. университеты получили право создавать ученые общества "по распространению наук опытных и точных", по истории, русской словесности. В 1805 г. при Московском университете возникло старейшее в России Общество испытателей природы (МОИП), существующее по настоящее время. Его целью были изучение природных богатств и содействие успехам естественных наук в России.
У истоков русской национальной науки стоял М. В. Ломоносов (1711-1765). Ученый-энциклопедист и патриот, первый русский академик, он оказал значительное влияние на развитие русской и мировой науки и культуры, был, избран почетным членом Шведской и Болонской Академий наук. Заслуги Ломоносова в области геологии, минералогии, геофизики, физики, физической химии, химии огромны. Он был новатором во многих областях техники и технологии. Его интересовали горное дело и металлургия, пробирное искусство, производство стекла, получение солей и красок. Ломоносов возродил искусство мозаики в России, в его мастерских были созданы замечательные произведения мозаичного искусства.
В естествознании Ломоносов уделял внимание разработке кардинальных, ведущих проблем. Замыслы его во многом опережали время. В 1748 г. он сформулировал, а через несколько лет экспериментально доказал общий принцип сохранения материи и движения как всеобщий закон природы. Спустя почти три десятилетия этот закон был вновь открыт французским химиком А. Лавуазье и стал реальным научным фактом. Ломоносов в 1760 г. экспериментально открыл атмосферу на планете Венера.
М. В. Ломоносов много сделал для распространения просвещения в России. Настаивая на открытии университета в Москве, он писал: "Честь российского народа требует, чтоб показать способность и остроту его в науках и что наше Отечество может пользоваться собственными своими сынами не токмо в военной храбрости и других важных делах, но и в рассуждении высоких знаний".
К числу замечательных достижений русского естествознания можно отнести академические экспедиции 60-70-х годов XVIII в., в работе которых участвовали такие крупные ученые, как П. С. Паллас, С. Г. Гмелин, И. И. Лепехин и другие. Собранные во время экспедиций материалы по зоологии, ботанике, этнографии и археологии способствовали научному изучению природы и культуры народов России. Изданный в 1745 г. "Атлас Российской империи" стал событием мирового значения: к середине XVIII в. подобный атлас имела только Франция. К концу века значительно возросла пропаганда географических знаний. В 70-х годах вышел в свет "Географический лексикон Российского государства", первый географический словарь в России, география стала обязательным предметом во всех учебных заведениях. В 1803 г. русские ученые и мореплаватели И. Ф. Крузенштерн (1770-1846) и Ю. Ф. Лисянский (1773-1837) совершили первое кругосветное плавание, во время которого был получен богатейший материал для изучения Северного Ледовитого и Тихого океанов.
Вторая половина XVIII в. характеризуется успехами в техническом изобретательстве. И. И. Ползунов (1728-1766), русский теплотехник, мастер одного из алтайских заводов, впервые выдвинул идею об использовании силы пара в качестве двигателя. В 1765 г. он построил паровую машину. Однако судьба этого изобретения Ползунова была трагичной. Машина после недолгого времени работы на одном заводе была остановлена, а потом вовсе уничтожена. Другой механик-самоучка - И. П. Кулибин (1735-1818) изобрел множество оригинальных приборов и инструментов, усовершенствовал шлифовку стекол для оптических приборов, создал семафорный телеграф. Но все эти изобретения также не получили широкого практического применения.
Из гуманитарных наук наибольшее развитие в XVIII в. получила история. Основные достижения исторической мысли того времени связаны с деятельностью М. В. Ломоносова и В. Н. Татищева. Ломоносов впервые затронул вопрос об этногенезе славян, высоко оценил их древнюю культуру. Его "Краткий российский летописец" был основным учебником по истории в XVIII в. Труд Татищева "История Российская" был первым опытом научного освещения отечественной истории. Важным фактом русской историографии XVIII в. стали исторические сочинения М. М. Щербатова (1733-1790) и И. Н. Болтина (1735-1792), в которых также предпринималась попытка дать общую концепцию русской истории.
Повышение внимания к истории выражалось в распространении исторической литературы, оживлении интереса к народным преданиям и песням, в появлении исторической темы в литературе и искусстве. Это было существенным моментом в становлении национального самосознания.
ХУДОЖЕСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА
Во второй половине XVIII в. литература и искусство более органично входят в общественно-культурную жизнь. Появляются "просвещенный" читатель, интересовавшийся светским романом и философскими сочинениями, театральный зритель, которого волновала высокая трагедия и увлекала комическая опера. В большой моде были домашние спектакли. В столицах и провинции появился интерес к собиранию книг и коллекционированию произведений искусства. С конца 60-х годов начали устраиваться ежегодные выставки живописи в Академии художеств. Воспитательно-нравственная роль литературы и искусства в жизни общества возрастала.
Культурным центром во второй половине XVIII в. стал Эрмитаж. С 1764 г. было положено начало собиранию коллекций художественных ценностей, картин западноевропейских мастеров. Здесь разместились библиотеки Вольтера и ДАламбера, купленные Екатериной II, в театре Эрмитажа устраивались спектакли, музыкальные вечера.
Русская художественная культура рассматриваемого времени развивалась сообразно с основными закономерностями западноевропейского искусства;
в ней впервые четко определились художественно-эстетические направления, характерные для европейского искусства в целом.
Достижения культуры во многом были связаны с именами русских писателей, композиторов, художников, архитекторов. Повышению профессионализма русского искусства и постепенному вытеснению иностранных мастеров и в творческом, и в педагогическом процессе способствовала Академия художеств.
Начало столетия было отмечено рядом явлений в искусстве, связанных с барокко. В России барокко не стало художественным направлением и было характерно для переходного времени, в частности для литературы петровской эпохи. В архитектуре барокко определяло стилевое единство в 40-50-е годы XVIII века. Эта архитектура с присущей ей контрастностью форм, внешностью декора, грандиозностью зданий заложила основы нового градостроительства.
Господствующим направлением в художественной культуре второй половины XVIII в. был классицизм. Русский классицизм сформировался несколько позднее западноевропейского, в частности французского классицизма. Неодновременным был процесс становления классицистического искусства. Ранее всего (30-50-е годы) он начался в русской литературе, затем в изобразительном искусстве (примерно с 60-х годов XVIII в.). В своем развитии русский классицизм подчинялся общим закономерностям, ему были присущи и нормативность, и жанровая регламентация, и ярко выраженный интерес к античности. Переводы античных авторов, особенно Анакреона и Горация, пользовались в России большой популярностью. Образцом совершенства воспринималась архитектура древнего мира, античные элементы (колонны, портики, фронтоны и т. д.) становились непременными деталями архитектурного оформления зданий. Античные сюжеты были широко распространены в поэзии, драматургии, живописи.
Эстетика классицизма, основанная на рационалистических идеях философии Просвещения, требовала от искусства решения больших государственных, общественных задач, что определяло его высокий гражданский пафос.
Но русский классицизм имел и некоторые национальные особенности. В отличие от западноевропейского он был более тесно связан с просветительством. Это привносило в него идеи демократизма, понимание общественного долга в духе просветительских принципов. Поэтому во многих художественных произведениях того времени находили выражение и сочувствие к судьбе обездоленного крепостного крестьянина, и осуждение жестокости невежественного дворянства, и убежденность в силе просвещения как средства избавления от многих социальных бед.
В эпоху классицизма в России сложилась новая художественная литература с характерным для нее сюжетом на основе вымысла, развитой системой жанров (ода, элегия, басня, трагедия, комедия, повесть, роман). "Новая словесность", по словам Пушкина, была "плодом новообразованного общества". Существенно важными элементами этой литературы стали новая система стихосложения и литературный язык. Впервые принципы силлабо-тонического стихосложения сформулировал В. К. Тредиаковский (1703-1768) в опубликованной им в 1735 г. статье "Новый и краткий способ к сложению российских стихов". Эта система, заменившая силлабический стих, основана на чередовании ударных и безударных слогов в строке. Она лежит в основе русской поэзии до настоящего времени. В области русского стихосложения, художественной прозы работал М. В. Ломоносов ("Письмо о правилах российского стихотворства", 1739; "Риторика", 1745).
Основоположником новой русской драматургии был А. П. Сумароков (1717-1777), поэт, автор первых русских трагедий и комедий, директор Российского театра в Петербурге. Общественно-политические взгляды Сумарокова имели дворянскую направленность, но его произведения способствовали воспитанию человеческого достоинства, гуманизма, высокой морали и чести. Будучи сторонником крепостного права, он резко критиковал его крайности.
В центре внимания литературы последней трети XVIII в. оказался вопрос о несовместимости неограниченной монархии с благом общества. Понимание этого было показателем развития общественного сознания. Русские писатели начинают обращаться в своих произведениях к более острым социальным и политическим проблемам ("Недоросль" Д. И. Фонвизина, "Властителям и судьям" Г. Р. Державина, "Путешествие из Петербурга в Москву" А. Н. Радищева). Комедия "Недоросль" стала первой социально-политической комедией на русской сцене. Творчество Фонвизина, борца против невежества, самодержавной тирании, помещичьего произвола, положило начало обличительно-реалистической линии русской литературы.
Крупнейшим поэтом конца XVIII в. был Г. Р. Державин (1743-1816). Заслугой Державина была демократизация поэтического слова. Он смело сочетал "высокий" и "низкий" стиль, внес элементы живой разговорной речи в литературный язык, называл поэзию "говорящей живописью". Окружавший поэта мир предстает в стихах в многообразии и сочности красок. И в то же время это мир поэта-мыслителя, которого волновали общественные проблемы и сложнейшие вопросы жизни и смерти, человеческой судьбы. Ода "Властителям и судьям" (1780) - одно из самых значительных произведений Державина, в котором поэт гневно обрушивался на "земных богов":
Ваш долг есть: сохранять законы,
На лица сильных не взирать,
Без помощи, без обороны
Сирот и вдов не оставлять.
Ода вызвала неудовольствие при дворе. Выход журнала, где она печаталась, был приостановлен и стихи изъяты. Широкую известность принесла Державину ода "Фелица" (1782), в которой он опять стремился дать образ идеального монарха, но понимал уже, что следует "истину царям с улыбкой говорить".
На рубеже XVIII-XIX вв. в русской литературе формируется сентиментализм, направление, отмеченное эмоциональным восприятием окружающего мира, повышенным интересом к человеческому чувству.
Расцвет русского сентиментализма связан с творчеством А. Н. Радищева и Н. М. Карамзина (1766-1826). Героем художественных произведений стал простой человек, что определяло большую притягательную силу сентиментальных повестей и романов. Слова Карамзина из его наиболее известной повести "Бедная Лиза" - "и крестьянки любить умеют" - воспринимались читателем как открытие собственного мира чувств и переживаний, способности любить и страдать.
Просветительская в своей основе литература XVIII в., которая выступала с обличением тирании, несла в себе сильное гуманистическое и сатирическое начало и продолжала развивать лучшие традиции и тенденции, наметившиеся еще в XVII в. в творчестве С. Полоцкого, протопопа Аввакума и др. Но вместе с тем, отвечая требованиям эпохи, литература русского классицизма создала образ нового человека - патриота и гражданина. Она способствовала утверждению внесословной ценности человека и решительно боролась с жестокостями крепостничества, защищала интересы простого народа.
Середина XVIII в. - важный рубеж в театральной культуре, успехи которой были связаны с развитием отечественной драматургии. Во второй половине XVIII в. театральные труппы существовали в столицах, некоторых провинциальных городах; в дворянских поместьях имелись крепостные театры.
В 1756 г. в Петербурге был учрежден первый в России государственный театр "для представления трагедий и комедий". Основу его составила труппа ярославских актеров во главе с Ф. Г. Волковым (1729-1763), замечательным русским актером из ярославских купцов. В Петербурге в это время действовал школьный театр при Сухопутном Шляхетском корпусе, а в 1779 г. возник частный театр на Царицыном лугу (Марсово поле), которым руководил известный русский актер И. А. Дмитревский (1734-1821). На сцене этого театра впервые были поставлены пьесы Д. И. Фонвизина, а в комедии "Недоросль" Дмитревский сыграл роль Старо дума. Но театр просуществовал недолго: в 1783 г. он был закрыт по указу Екатерины II.
В Москве театральные представления разыгрывались в университете итальянской труппой Д. Локателли. В 1780 г. был открыт Петровский театр, в репертуаре которого, как это было принято, имелись драматические, оперные и балетные спектакли. Повышению уровня сценического искусства во многом способствовал провинциальный и крепостной театр. Из его среды вышло немало талантливых русских актеров.
В конце XVIII - начале XIX в. выросла роль театра в общественно-культурной жизни. Театральный репертуар становился предметом обсуждения в печати, высказывались настойчивые пожелания создавать национальную драматургию, которая отражала бы русскую народную жизнь и историю. В 1792 г. актер и драматург П. А. Плавильщиков в журнале "Зритель" писал, что "отечественность в театральном сочинении должна быть первым предметом". В условиях патриотического подъема первого десятилетия XIX в. эти идеи находили отклик в русском образованном обществе. Успех трагедий В. А. Озерова (1769-1816), одного из самых популярных драматургов того времени, определялся в большей степени их политической актуальностью, созвучностью современным событиям (трагедия "Дмитрий Донской", 1807 г.).
Музыка приобретала характер более сложный и разнообразный; распространялось любительское музицирование, устраивались публичные концерты с участием зарубежных и русских исполнителей, о чем сообщалось в столичных газетах. В 1802 г. в Петербурге было создано Филармоническое общество, которое ставило целью "возбуждать в публике интерес к древней и классической музыке". В середине XVIII в. широкую популярность в России получили итальянская и французская придворная опера, творчество итальянских композиторов. Некоторые из них (Б. Галуппи, Д. Паизиелло и др.) работали в России придворными композиторами и дирижерами.
В последней трети XVIII в. формируется отечественная композиторская школа, появляются первые русские композиторы, сложные жанры оперной, хоровой, инструментальной, камерной музыки.
Выдающимися мастерами русской национальной музыкальной школы конца столетия были Е. И. Фомин (1761-1800) и В. А. Пашкевич (1742-1797). Для творчества этих композиторов характерны демократизм, интерес к народному мелосу. Мелодрама Фомина "Орфей" (1792), написанная на текст Я. Б. Княжнина (1742-1791), стала крупнейшим достижением музыкальной культуры XVIII в. Возрожденная в советское время, эта опера с успехом исполняется на концертной эстраде у нас и за рубежом.
Ведущим музыкальным жанром становится опера. В театральном репертуаре преобладала комическая опера. Героем ее, как правило, были простые люди, крестьяне, ремесленники, купцы, которые не терялись в трудных жизненных ситуациях благодаря своему уму и находчивости. Огромным успехом пользовалась опера А. О. Аблесимова "Мельник - колдун, обманщик и сват" (1779, музыка М. М. Соколовского, последующая обработка Е. И. Фомина). Популярной была опера В. А. Пашкевича на слова М. А. Матинского "Санктпетербургский гостиный двор, или Как поживешь, так и прослывешь" (1792). Комическая опера сблизила профессиональную сцену с русскими песенно-танцевальным фольклором, бытовыми обрядами, разговорной речью.
На рубеже XVIII-XIX вв. появился жанр камерной лирической песни - "российская песня", текст которой обычно заимствовался из русской поэзии. Развитию этой песни во многом способствовало творчество О. А. Козловского, автора театральной музыки, маршей, полонезов. Сочиненный им в 1791 г. полонез с хором "Гром победы раздавайся" на слова Г. Р. Державина исполнялся длительное время как русский национальный гимн.
Своеобразным явлением общественно-культурной жизни России второй половины XVIII - начала XIX в. был крепостной театр. Некоторые из крепостных театров, например гр. Н. П. Шереметева в Останкине (ныне Останкинский дворец-музей творчества крепостных), кн. Н. Б. Юсупова в Архангельском, были широко известны среди любителей-театралов. На крепостной сцене выступали многие талантливые актеры и музыканты, в театре Шереметевых славилась своей великолепной игрой П. И. Ковалева-Жемчугова (1768-1803). Замечательным скрипачом и композитором был И. Е. Хандошкин (1747-1804), внук крепостного крестьянина. Хандошкин, автор нескольких десятков сочинений в форме вариаций на народные темы, считался основоположником русской скрипичной школы, одним из известных виртуозов-исполнителей. Однако крепостная зависимость оборачивалась трагедией для большинства одаренных актеров, музыкантов, художников.
Изобразительное искусство, как и другие области художественной культуры, развивалось на эстетических принципах классицизма, в русле идей эпохи Просвещения. Художники и скульпторы доступными им средствами стремились решать важные общественные проблемы.
Во второй половине XVIII в. искусство становится более сложным в жанровом отношении. В академической живописи складывается система жанров: портрет, монументально-декоративная живопись, пейзаж, театрально-декорационное искусство, историческая живопись, - которой в Академии художеств длительное время отдавалось предпочтение перед другими жанрами. В исторической живописи проявлялся интерес к историческому прошлому народа и государства. С 60-х годов темы "из российской истории" для написания живописных полотен стали ежегодно предлагаться в Академии художеств.
Первым русским историческим живописцем был А. П. Лосенко (1737-1773). Он окончил Академию художеств, в числе первых пенсионеров учился за границей. Вернувшись в Россию, он стал преподавать в Академии художеств. Одна из наиболее известных его картин - "Владимир перед Рогнедой" (1770). Художник в рамках условно-академической системы образов трактует исторические события, передает сложный этический конфликт, живые человеческие чувства. Интересно обращение его к национальной теме. Творчеству Г. И. Угрюмова (1764-1823) свойственны стремление к большей исторической достоверности, обращение к темам героического прошлого ("Избрание Михаила Федоровича на царство", 1799; "Взятие Казани", 1800).
В развитии портрета во второй половине XVIII в. проявлялись две тенденции: повышение художественного уровня, углубление реалистичности образа и расцвет парадного портрета, совпавший с широким распространением оды в литературе этого времени.
В творчестве А. П. Антропова (1716-1795) особенно были сильны традиционные национальные черты "парсунного" искусства. Он явился одним из создателей жанра камерного портрета (портрет А. М. Измайловой, 1759). Портреты Ф. С. Рокотова [1735(?) - 1808] отличает интимность, душевная тонкость и сложность одновременно; его живопись поражает легкостью, "воздушностью", поэтичностью (портрет А. П. Струйской, 1772). В картинах Д. Г. Левицкого (1735-1822), ученика Антропова, сильно жизнеутверждающее просветительское начало. Он много работал в жанре парадного портрета, создал глубокие по содержанию портреты деятелей эпохи Просвещения [портреты Дидро, Н. И. Новикова, серии портретов воспитанниц Смольного института (Смолянки)]. Творчество В. Л. Боровиковского (1757-1825), работавшего на рубеже XVIII-XIX вв., связано с идеями сентиментализма. Художник пишет камерные портреты, преимущественно женские, лучший из них-портрет М. И. Лопухиной (1797). Он впервые начинает обращаться в портретах к пейзажному фону. В первое десятилетие XIX в. в творчестве Боровиковского усиливаются гражданские мотивы, определявшиеся общей идейной атмосферой эпохи (портрет г-жи де Сталь, 1812).
В конце XVIII в. в русской живописи появляются полотна с изображением крестьянской жизни, портретные зарисовки крестьян (М. Шибанов "Крестьянский обед", 1774; "Свадебный сговор", 1777; И. П. Аргунов "Портрет крестьянки", 1784; серия акварельных рисунков И. А. Ерменева). Правда, в живописи крестьянская тема не звучала так оппозиционно, как в художественной литературе или публицистике.
Со становлением дворянских усадеб, строительством имений появлялся спрос и интерес к ландшафтному пейзажу. Во второй половине XVIII - начале XIX в. преобладал пейзаж западноевропейских художников, русские живописцы также чаще рисовали картины итальянской природы (С. Ф. Щедрин). Новым явлением стал городской архитектурный пейзаж (Ф. Я. Алексеев).
В рассматриваемый период были заложены основы светской скульптуры. Талантливый скульптор Ф. И. Шубин (1740-1805) создал галерею скульптурных портретов-М. В. Ломоносова, полководца П. А. Румянцева-Задунайского и др. Скульптура все больше становилась украшением парков и садов Петербурга и его окрестностей. Замечательным памятником монументальной скульптуры является "Самсон, раздирающий пасть льва" - центральная фигура в композиции Большого каскада фонтанов Петродворца (Петергофа; скульптор М. И. Козловский, 1753-1802). Появляются светские памятники, поставленные в честь выдающихся деятелей России. Памятник Петру I в Петербурге был первым таким памятником в России и по праву может быть отнесен к числу шедевров мировой скульптуры (Э. Фальконе. Медный всадник, 1782). В 1803 г. в столице был установлен памятник А. В. Суворову (скульптор М. И. Козловский). В Москве первый светский памятник, посвященный К. Минину и Д. Пожарскому, освободителям столицы от польских интервентов в начале XVII в., был сооружен в 1804-1818 гг. по проекту скульптора И. П. Мартоса (1754-1835).
Архитектура классицизма составляет одну из замечательных страниц нашего культурного наследия. Основоположниками русского классицизма были В. И. Баженов (1737-1799) и И. Е. Старов (1745-1808), создавшие архитектурную классику, основанную на национальных традициях (Дом Пашкова в Москве, Таврический дворец в Петербурге). С именем М. Ф. Казакова (1738-1812) связано появление замечательных архитектурных памятников в Москве (здания Сената в Кремле, университета, Голицынской больницы, Дома князей Долгоруких, переданного Дворянскому собранию,- ныне Дом союзов ВЦСПС).
Особенностью градостроительства этого времени были развитие ансамблевой застройки, сооружение зданий специального государственного и общественного назначения (административные, научные, учебные, здания для больниц, театра, библиотек и т. д.). По разработанному проекту перестраивались провинциальные города. В каждом губернском городе на Центральной площади помимо собора, как правило, возводились присутственные места и торговые ряды, ставшие приметами новой общественно-политической и экономической жизни. Город благоустраивался, менялся его внешний облик, он становился средоточением новой культуры, здесь возникали новые социокультурные учреждения (школы, музеи, библиотеки, театр).
Список литературы
Дмитриева Н.А. Краткая история искусств. 42 М.,1991.
Жигалова С. Художественная культура русской деревни XVIII в. М.,1989.
Зезина М., Кошман Л., Шульгин В. История русской культуры М., 1990.
История культуры России. М ,1993.
История России. Екатеринбург, 1993.

1 Краснобаев Б. И. Основные черты и тенденции развития русской культуры в XVIII в. // Очерки русской культуры XVIII в. М., 1985. Ч. 1. С. 20. 1 Соловьев С. М. Публичные чтения о Петре Великом // Избранные труды. Записки. М., 1983. С. 52. 2 Успенский Б. А. Из истории русского литературного языка XVIII - начала XIX в. М., 1985. С. 4, 11. 1 Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. Т. 22. С. 20. 1 Григорианский календарь был введен в нашей стране после Октября 1917 г. в соответствии с Декретом СНК от 14 февраля 1918 г. Старый юлианский календарь сохранился в православной церкви. 1 Ленин В. И. Поли. собр. соч. Т. 39. С. 76. 1 Маркс К.., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. Т. 1. С. 599. 1 22

Работа на этой странице представлена для Вашего ознакомления в текстовом (сокращенном) виде. Для того, чтобы получить полностью оформленную работу в формате Word, со всеми сносками, таблицами, рисунками, графиками, приложениями и т.д., достаточно просто её СКАЧАТЬ.



Мы выполняем любые темы
экономические
гуманитарные
юридические
технические
Закажите сейчас
Лучшие работы
 Мертвое море
 Ветеринарная вирусология
Ваши отзывы
Здравствуйте. Подтверждаю получение заказа. Огромное спасибо за столь короткие сроки. Еще раз ОГРОМНОЕ СПАСИБО!
Николай

Copyright © refbank.ru 2005-2024
Все права на представленные на сайте материалы принадлежат refbank.ru.
Перепечатка, копирование материалов без разрешения администрации сайта запрещено.