Refbank.Ru - рефераты, курсовые работы, дипломы по разным дисциплинам
Рефераты и курсовые
 Банк готовых работ
Дипломные работы
 Банк дипломных работ
Заказ работы
Заказать Форма заказа
Лучшие дипломы
 Управление рекламной кампанией в рамках интегрированных маркетинговых коммуникаций финансово-кредитного учреждения
 Вексельное обращение в РФ
Рекомендуем
 
Новые статьи
 Куда вложить деньги? Конечно в недвижимость за...
 Университеты Англии открывают свои двери для Студентов из...
 Бакалавриат в университетах США - выбор Казахстанских...
 Любишь серьезные приключения? Игровой автомат Pirat 2...
 Азартные игры онлайн – залог увлекательных...
 Как быстро взять кредит до 50 000 рублей у частного лица...
 Онлайн-казино Вулкан – самые популярные азартные...
 Стоит ли проходить обучение...
 Инструкция, как правильно играть в игровом клубе...
 Игровой клуб Вулкан – лучшее место для азартного отдыха...
 ЕГЭ сочинение по русскому языку по тексту...
 Азартная игра на игровых автоматах...
 Теперь у вас есть возможность скачать мобильную версию...
 Играем виртуально, получаем реально деньги. Отличные...
 Сочинение по русскому языку 11 класс на тему...


любое слово все слова вместе  Как искать?Как искать?

Любое слово
- ищутся работы, в названии которых встречается любое слово из запроса (рекомендуется).

Все слова вместе - ищутся работы, в названии которых встречаются все слова вместе из запроса ('строгий' поиск).

Поисковый запрос должен состоять минимум из 4 букв.

В запросе не нужно писать вид работы ("реферат", "курсовая", "диплом" и т.д.).

!!! Для более полного и точного анализа базы рекомендуем производить поиск с использованием символа "*".

К примеру, Вам нужно найти работу на тему:
"Основные принципы финансового менеджмента фирмы".

В этом случае поисковый запрос выглядит так:
основн* принцип* финанс* менеджмент* фирм*
Криминология и криминалистика

реферат

Причины преступности на современном этапе



1. 1. Причины преступности на современном этапе.
Каковы причины преступности, вечна ли преступность, можно ли от нее избавиться?
На протяжении длительного времени политические, государственные, общественные деятели, философы, социологи, правоведы-юристы, психологи, писатели и представители различных научных течений об этом спорят.
Преступность - явление настолько сложное и многогранное, что трудно отдельно проверить и оценить какую-либо одну теорию динамики ее развития. Как массовое явление и социальная проблема, вызывающая тревогу общества, преступность требует все большего к себе внимания. На состояние ее оказывает влияние множество факторов.
Сущность человека - биологическая, и это следует учитывать, поскольку поведение индивида на протяжении всей жизни зависит от его собственной генетической истории.
Ясно: гормоны могут повышать или понижать агрессивное состояние человека, толкая его к совершению преступления. Заставить же человека совершить преступление, переступить грань закона не может ни один гормон. Поведение субъекта зависит от восприятия и оценки им ситуации, в которой он действует.
Что же касается социальных явлений, обусловливающих преступное поведение, то к ним в первую очередь необходимо отнести: неблагоприятные условия формирования личности как в семье, так и в целом в обществе; экономический спад и все более заметный в последнее время расовый антагонизм.
Биологический фактор - необходимое, но не достаточное условие преступного поведения субъекта. Будучи первичным, он является предпосылкой социального; это причинно-обусловливающий фактор в детерминации преступного поведения.
У живых существ признаки и свойства бывают генетически-простыми и генетически-сложными. Генетически-простые признаки наследуются исходя из элементарных законов генетики, отсюда, зная генотипы родителей, можно с точностью сказать, какое у них будет потомство, например хромосомные болезни. Генетически-сложные признаки также определяются генами, но очень многими, десятками и сотнями. Особенности поведения относятся к категории наиболее сложно генетически обусловленных свойств. В большинстве случаев они контролируются столь большим числом генов, что определить их в настоящее время не представляется возможным. И в этом вопросе еще многое должна сказать генетика.1
Необходимо иметь в виду, что преступность не только социальное явление, но и правовое, ибо что является преступным, определяется законом. В свою очередь, законы, в том числе и уголовные, принимаются в зависимости от социально-политической обстановки в обществе. Интересно высказывание по этому вопросу Карла Людвига Кунца: "В развитой (представительной) демократии содержание принятых уголовных законов необязательно совпадает с преимущественно существующей волей народов. Парламент, в котором чрезмерное представительство имеют высшие чиновники, так же носит в своих решениях отпечаток ценностей и интересов этих профессиональных групп. Результат голосования зависит от того, было ли давление со стороны фракций или же было допущено свободное голосование. Договоренности между партиями по образцу "если вы здесь пойдете на уступки, то там уступим мы" принадлежат к парламентской повседневности.
Итак, возможно ли, что преступность когда-нибудь исчезнет? Этот вопрос правильнее всего решать, очевидно, с вопросом о возможности построения бесклассового общества. Отомрет государство, "отомрет" и преступность в нашем теперешнем понимании. Пока существует государство любого политического и экономического уклада как орган насилия, пока в обществе существует неравенство и отсутствуют возможности для всех его членов полностью удовлетворять свои, главным образом экономические и культурные потребности, преступления будут совершаться.
Как писал Карл Людвиг Кунц: "Если бы успех и удовольствие, богатство и признание, отказ от зла были бы легко доступными через признаваемое законом поведение, кто пошел бы по опасному уголовному пути. Криминальное поведение таким образом рассматривается как второй выбор, как средство, к которому индивидуум вынужден прибегнуть, когда более предпочтительный способ поведения является недоступным". 1
Таким образом, любые экономические отношения, их противоречивость рождают преступность. Рыночные отношения изначально беременны преступностью. Объясняется это тем, что они основаны на конкуренции (а значит - на подавлении конкурентов, причем зачастую отнюдь не джентльменскими способами, на запрограммированной избыточности рабочей силы, т. е. безработице, на выжимании прибыли в возможно больших размерах, на столь же запрограммированном имущественном и социальном расслоении людей. Экономически (прежде всего с точки зрения производства товаров и услуг) рыночная экономика доказала свою жизнеспособность, хотя для этого потребовалось не одно столетие, однако многие негативные ее последствия, в частности, высокая преступность, в том числе в благополучных экономически странах - есть реальность. А погоня за деньгами значительно обескровила духовный потенциал человеческого общества.2
С начала перестройки (1985) произошло резкое обострение противоречий в обществе и государстве. Некоторые из них приобрели характер социальных антагонизмов. Истоки трудностей движения к цивилизованной рыночной системе и правовому государству лежат как в наследии прошлого, в объективных трудности любого переходного периода, так и (более всего) в серьезных ошибках и просчетах проведения экономической, социальной и правовой реформ
Перестройка поставила своей целью переход от административно-командной системы к гуманному и демократическому обществу.
Политическими средствами достижения этой цели стали необходимое разделение властей - законодательной, исполнительной и судебной, построение подлинно правового государства, в котором законы выступали бы наивысшей социальной ценностью, расширение демократии.
Идеологическая сфера характеризуется переходом от однопартийности к многопартийности, плюрализму мнений и идеологий (исключая фашистскую и национал-шовинистическую), терпимости к мировоззренческому инакомыслию, открытости и гласности в получении и распространении информации.
В экономических отношениях происходит переход от государственного монополизма к рыночной экономике, которая предполагает разгосударствление и приватизацию государственной собственности, равную охрану всех форм собственности, включая частную; социальную и правовую защищенность имущественных интересов населения.
Масштабность и основательность решения столь сложных, исторически беспрецедентных задач неизбежно сопряжена с существенным противоборством нового и старого в бытии и сознании общества. С начала 90-х гг. противостояние социальных и экономических противоречий нарастало. В 1991 г. наступил всеобъемлющий системный кризис общества, который продолжается и по ныне. Он включает в себя кризис политики, экономики, социальной сферы, идеологии, права, вплоть до конституционного. Прогрессивное поступательное развитие перестройки с конца 1988 г. за тормозилось, а затем началось отступление от ранее достигнутых уровней социально-экономического и духовного развития общества. Почти зеркально такую социальную динамику отразила уголовная статистика: снижение преступности в 1986 и 1987 гг. и резкий всплеск ее с 1988 г.
В кризисной обстановке наиболее криминогенен ввиду непосредственной близости к преступности кризис системы борьбы с преступностью. Он нашел выражение в пробельности и противоречивости уголовного, уголовно-процессуального, уголовно-исполнительного законодательства, других отраслей права, осуществляющих предупреждение преступности, в дисфункции предупредительной деятельности правоохранительных органов и судов, в серьезных проблемах функционирования уголовно-исполнительных учреждений.
Начавшаяся в конце 80-х гг. "война законов", в 1991-93 гг. достигшая накала конституционного кризиса, стала серьезной криминогенной детерминантой. Начало положила Декларация о независимости бывших союзных республик. В ней, вопреки ст. 84 Конституции СССР и Закону "О размежевании полномочий Союза ССР и союзных республик" от 26 апреля 1990 г. устанавливалось верховенство республиканского законодательства над союзным. В отношении союзных законов вводился механизм ратификации их республиканскими властями. Неразбериха коснулась и уголовного законодательства, что не могло не сказаться отрицательно на противостоянии преступности. Внесение неопределенности в уголовное законодательство и практику его применения создавало криминогенные условия для безнаказанности преступников. На четыре года задержалось принятие нового Уголовного кодекса России. Первый официальный проект УК был представлен Верховному Совету РФ Президентом еще 20 октября 1992 г. После этого в течение четырех лет шли сложные перипетии с проектами УК, хотя очевидно, что рассчитанный на охрану интересов государственного социализма УК 1960 г. с переходом к частнособственническим отношениям уже не мог применяться, несмотря на многочисленные его изменения и дополнения, которые также запаздывали на два-три года.
Подобная волокита отвечала интересам определенных социальных сил, связанных с экономической преступностью, так как новый УК предусматривал более двадцати составов преступлений о преступном предпринимательстве, вводил понятие организованной преступности, новой формы соучастия - преступного сообщества (организации). Предусматривал наказание за создание незаконных вооруженных формирований и преступного сообщества. Устанавливал более широкую ответственность за взяточничество, причем не только государственных (муниципальных) служащих, но и служащих частного сектора экономики, торговли, услуг. В течение тех же четырех лет блокировалось принятие законов о борьбе с организованной преступностью, коррупцией и легализацией (отмыванием) незаконно приобретенных денег.
В дорыночные времена более или менее успешно функционировала система профилактики преступлений: государственная общественная, общая и индивидуальная, по субъектам профилактики, стадиям пресечения преступлений и пр. Наиболее результативно она работала на местном уровне. После разрушения системы Советов функционировавшие в их рамках профилактически структуры были ликвидированы без какой-либо замены. Нет наблюдательных комиссий, которые осуществляли предупреждение рецидива преступлений со стороны лиц, отбывших наказание, осужденных к условным мерам наказания, прекратили существование комиссии по законности и охране правопорядка, которые координировали предупредительную работу правоохранительных и общественных органов в своих регионах, административные комиссии не осуществляют предкриминальной профилактики правонарушений. Вопросами законности муниципалитет не занимается. Разрушена и только недавно начала понемногу восстанавливаться система общественной профилактики в виде народных дружин, помощников Госавтоинспекции. Товарищеские суды, неплохо работавшие в жилом секторе и занимавшиеся предупреждением мелких бытовых преступлений и детской безнадзорностью, распались.
Программы по усилению борьбы с преступностью на 1994-95 г а затем на 1996 - 97 гг. не могли быть выполнены в полном объеме, ибо на их реализацию не были выделены достаточные бюджетные средства.
Кризис законности и системы предупреждения преступности не в последнюю очередь обусловлен резким ухудшением материального обеспечения деятельности милиции, следствия, прокуратуры, судов, судебных приставов, судебных экспертиз, следственных изоляторов. Длительные задолженности по заработной плате не обошли и правоохранительные органы. Материально-техническая оснащенность милиции, прокуратуры, судов, экспертных учреждений в ряде случаев хуже, нежели участников экономической и организованной преступности. Кризис уголовно-исполнительной системы, ставший предметом острой критики международных организаций по правам человека, создает очевидные криминогенные условия для рецидива преступности.
Кризис власти самым прямым образом влияет на снижение эффективности борьбы с преступностью. Безвластие, скандальная конфликтность в администрации Президента, между исполнительной и законодательной властью, которая в сентябре - октябре 1993 г. уже привела к трагическим событиям, играют на руку криминалитету.
Противостояние или несогласованность позиций между федеральной властью и рядом субъектов федерации, способствовало оживлению почти ранее неизвестной этнической преступности. Не прекращающиеся в ряде регионов действия незаконных вооруженных формирований на этнической почве есть не что иное, как массовая преступность в виде бандитизма, терроризма, уничтожения имущества, убийств, доходящих до уровня геноцида, сопротивления властям, захвата заложников и других тяжких насильственных преступлений. Этническая преступность прочно срослась с организованной и экономической преступностью. Последовавшее в 1990-91 гг. усиление уголовной ответственности за насильственные преступления по националистическим мотивам не оказало сколько-нибудь сдерживающего воздействия. И главная причина - традиционное для России сочетание суровости уголовных санкций с их неприменением. Откровенное нарушение федеральными и региональными органами власти принципа неотвратимости ответственности любого лица за каждое преступление, в том числе совершаемое по мотивам национальной или религиозной вражды и ненависти либо маскируемое под них, теперь шло под камуфляжем ссылок на "сложность" ситуации и существенно подорвало атмосферу спокойствия и безопасности, гарантии законности в ряде регионов. "Война бюджетов" создала криминогенные условия для кредитно-денежной преступности. 1992 год-год начала мощной финансовой преступности. За последующие четыре года она выросла в 20 раз.
Духовный кризис всегда адекватно отражается на состоянии преступности, в первую очередь той ее части, которая именуется преступлениями против нравственности: половые преступления, алкогольная и наркотическая преступность, порнография, жестокое обращение с детьми, сутенерство, хищения и контрабанда произведений культуры, вандализм и т. д. Наиболее тревожными показателями духовной дисфункции общества является состояний преступности несовершеннолетних и женщин.
Зарегистрированный криминальный наркотизм вырос в России за пять лет более чем в 5 раз.
К концу 80-х и началу 90-х гг. вновь обострилась проблема пъянства, самогоноварения, "пьяной" корыстно-насильственной преступности. С начала 90-х гг. половина осужденных вновь совершают преступления в состоянии опьянения, в том числе 70% убийств и тяжких телесных повреждений, более половины грабежей и разбоев.
Корыстная психология криминальных "рыночников", доминанта которой - "прибыль любыми средствами", вызвала небывалый размах хищений и вывоза за границу произведений искусства, антиквариата, икон, картин. Либерализация внешнеторговой деятельности весьма этому способствовала. В 1987 г. зафиксировано 1463 краж произведений искусства, в 1991 г. - 2545.
Аудиовизуальные средства массовой информации создали, вопреки уголовно-правовому запрету, мощный рынок сбыта порнографии, произведении с культом насилия. Доходы криминального видеобизнеса исчисляются многими сотнями миллиардов рублей в год. Москва становится лидером среди городов по насыщенности казино и ночными клубами, где беспрепятственно потребляются наркотики, нормой считается проституция, в том числе несовершеннолетних обоего пола.
Российским кинопрокатом проводится массированная, на грани уголовно наказуемой порнографии и демонстрации культа насилия "сексуализация" общественного сознания. Во имя кассовых сборов зрителю навязываются фильмы, пропагандирующие "половую свободу" западного образца. У морально не сформировавшихся подростков и молодежи, а также у взрослых с аномальной психологией, как показывает судебная практика, таким путем формируется сексуально-агрессивная мотивация, которая при подходящих условиях объективируется в насильственную половую преступность. Некоторое снижение числа регистрируемых изнасилований в 90-е годы в России объясняется не только перенесением криминальных интересов в корыстную преступность, но и результатами "успешного" внедрения в молодежное сознание психологии "свободной любви". Следуя ей, потерпевшие стали реже обращаться за защитой своей чести в правоохранительные органы. Те, в свою очередь, стали недопустимо снисходительными к виновным в половых преступлениях, надо полагать, не без воздействия той же "сексуализации" общественной психологии. Количество больных сифилисом за последние 6 лет возросло в 40 раз, заболеваемость среди детей и подростков - 45 раз. 3
Парадокс общественных отношений заключается в том, что политики в ажиотаже, вызванном политическими амбициями и притязаниями, как бы не видят (или не хотят видеть), что стимулируют преступность и под влиянием населения, страдающего от преступников, вынуждены предпринимать усилия для борьбы с преступностью. Более того, они же и возмущаются преступностью. Противники существующей власти всегда спекулируют на этом. Эту связь политических интересов (конфликтов) с преступностью криминологи (как, впрочем, и ученые других специальностей) старались обходить, либо касаются ее очень осторожно, и серьезных исследований на эту тему практически нет. Между тем преступность, вызванная политическими конфликтами, - реальность. И не только в виде особой группы преступлений, обозначенных в уголовных кодексах как преступления против государства (в разных вариациях), но и как криминологическое следствие политических, в том числе межнациональных, столкновений, приводящих к обычным уголовным преступлениям - насилиям, разбоям, грабежам, кражам, убийствам и т. п. При этом непосредственные исполнители этих преступлений бывают втянутыми в ситуации, когда подобные преступления ими совершаются, даже без осознания того, что истоки их - в политических интересах людей и групп, которых исполнители не знают и даже не подозревают об их существовании.
Годы перестройки и после нее открыли криминологам (и всем людям) картину общеуголовной преступности, истоками которой явились именно политические интересы (конфликты). Политическая нестабильность обострила до предела экономическую и социальную ситуацию, "взорвала" межнациональные отношения, приведя к массовым убийствам, активизации вооруженных банд и совершению террористических актов, к нападению на жилища ни в чем не повинных людей и их разграблению, к преступлениям на почве национализма. Это - преступность особого рода. Но и обычная, общеуголовная преступность в условиях политической нестабильности и конфликтов, ослабивших, если не полностью дестабилизировавших законность и правопорядок (как и парализовавших саму правоохранительную систему), получила новый стимул к росту количественному, притом резкому, и ужесточению качественному, что проявилось и в увеличении групповой преступности, и в появлении новых ее видов, и в усилившейся жестокости и пренебрежении правами и самой жизнью людей.
Нередко решения политиков, вроде бы направленные на решение проблем политических, подобны пороховой бочке с уже подожженным фитилем. В течение длительного времени подобная оценка в нашей прессе давалась странам иной системы. Ныне это реальность политической и социальной жизни нашей страны.
Опасность политических и национальных конфликтов и их криминогенность заключается еще и в том, что к политическим движениям примыкают и пользуются политической нестабильностью в своих корыстных интересах обычные уголовники, нередко становящиеся активными участниками политических кампаний, а при определенных условиях проникающие в различные эшелоны власти, тем самым легализующиеся. Причем это характерно не только для лиц, занимающихся хищениями, спекуляцией, теми преступлениями, которые мы называем экономическими, но и для уголовников иного, более традиционного рода. Причем они обладают даром привлекать к себе людей, во многих случаях отнюдь не меньшим, чем политики, а большим, особенно с учетом того, что они умеют играть на человеческих слабостях, держать людей в руках или умело подталкивать к поступкам, о которых впоследствии человек не хотел бы говорить и даже вспоминать. прямой дорогой к преступности.
Если политики лицемерно говорят об одном, а делают другое, если политических целей они достигают за спиной, за счет людей, обманывая их, не гнушаясь при этом прибегать к безнравственным средствам, внедряют всеми правдами и неправдами им выгодную идеологию, - это преступно по отношению к людям в обычном понимании этого слова и путь к преступным деяниям по закону.
Если в праве провозглашаются прогрессивные принципы, декларируются права человека, а практика игнорирует эти принципы, что ведет к атмосфере неуважения к праву, закону, попранию прав личности при игнорировании сочетания в законотворческой и правоприменительной практике убеждения и принуждения, прав и обязанностей членов общества, при отсутствии гарантий со стороны государства, обеспечивающих нормальное функционирование общества, такое право и практика его применения - безнравственны. В .таких условиях обход права теми, кто его создает, и ответные акты подобного рода со стороны членов общества, столь же естественны, сколь и безнравственны.4
Наиболее серьезные противоречия с криминальными исходами всегда были, а ныне они обостряются противоречиями экономическими. Они вызывают более 80% всех корыстных преступлений, в том числе таких опасных, как организованная и предпринимательская преступность, а также коррупция. Социальная напряженность в России крайне обострилась (следствие существенного материального расслоения общества на лиц с высокими доходами (10%) и лиц, живущих за чертой бедности (23%). Различия в их материальном благосостоянии достигают 24-кратного размера (в промышленно развитых странах эта цифра не превышает 6 - 8-кратного различия). Безработица, особенно среди молодежи, - классическая криминогенная детерминанта.
Темп прироста числа преступников, не имевших постоянного источника дохода, в 1995 г. составил 24%, в том числе безработных - почти 44%. Удельный вес трудоспособных, но не работающих лиц возрос в структуре контингента выявленных участников преступлений за 1996 г. до 48% - максимальный уровень за послевоенные полвека. Причем это не традиционные тунеядцы, уклоняющиеся от общественно полезного труда, а трудящиеся, которые хотят работать, но не могут из-за остановки производства и нефинансирования труда. Помимо безработных в России существует многомиллионная армия полубезработных, которые вынуждены уходить по распоряжению администрации в длительные неоплачиваемые отпуска, которым месяцами не выплачивается заработная плата за выполненную работу. Задолженность по заработной плате составила в 1996 г. 43 трлн руб., а с учетом пенсий и других выплат - 65 трлн руб. Каждый четвертый российский гражданин живет за чертой бедности. Отсюда галопирующая преступность бедных как социальный антипод преступности богатых. Безработица в России - не неизбежный спутник рыночной экономики, а следствие заведомой деиндустриализации (спад производства достиг 40%) и деколлективизации народного хозяйства.
С введением в силу Указов Президента РФ о свободе торговли и внешнеторговой деятельности немедленно последовал мощный всплеск контрабанды, мошенничества, хищений, коррупции, незаконных промыслов, валютных и налоговых преступлений. Увеличение товаров на прилавках произошло не за счет роста их производства, наоборот, оно снизилось наполовину. В полной мере оправдался прогноз криминологов о том, что либерализация цен повлечет возрастание торговых злоупотреблений, а также соглашений предпринимателей по разделу рынка и уровню цен, что усилится расслоение населения.
Верным индикатором криминализации экономики в Росси служит мошенничество во всех его разновидностях - хищения легализация (отмывание) добытых преступным путем денег, финансовые аферы, уклонение от налогов, таможенных пошлин и т.п. Мошенничество выросло за два последних года на 40% при большой латентности. Они стало одной из доминант в криминогенно психологии экономических правонарушителей, организованной преступности и коррумпантов. Об этом же свидетельствует объём недоимок в федеральный бюджет. По данным Рабочего центра экономических реформ при Правительстве России, всего 1,5% руководителей предприятий различных форм собственности выплачивали в середине 90-х гг. все налоги.
В попытке избежать бюджетного краха Указом Президента в октябре 1996 г. образована Временная Чрезвычайная Комиссия по укреплению налоговой и бюджетной дисциплины. Между тем в действующем налоговом, административном, государственном, уголовном законодательстве достаточно норм, предусматривающий ответственность за уклонение от уплаты налогов и недекларирование доходов. Функционируют налоговая инспекция и полиция, не действует лишь основной принцип законности - неотвратимость ответственности. За нарушение налогового законодательства в 1994 г. было осуждено 195 человек, а в 1995 г. - 478.
По данным Единого государственного регистра на 1 июля 1997 г. 71,8% предприятий относились к частной форме собственности. По расчетам бюро экономического анализа при правительстве две группы наиболее богатых слоев населения недоплатили налогов федеральному бюджету 70 - 80 трлн руб. Почти столько нужно, чтобы закрыть дефицит бюджета.
Десять лет существовала норма в УК об ответственности за недекларирование доходов. Случаи ее применения неизвестны. Указ президента о декларировании доходов высших чиновников госаппарата до 1 июля 1997 г. выполнен частично. Между тем из более чем 20 млрд долл., согласно статистике находящихся на руках у населения, значительная доля принадлежит именно чиновникам и приобретена ими незаконно. Два основных способа "внезарплатного" обогащения - традиционный в конвертах купюрами и предоставлением доли в акционерном капитале. Последний стал преобладать. Способствует должностной преступности и очевидный либерализм судебной практики. Так, в 1996 г. за должностные преступлены было осуждено 3 тыс. человек. Лишь 20% из них суды приговорили к лишению свободы. При этом только 6 осужденных получили о т 8 до 15 лет лишения свободы и лишь у одного конфисковали имущество. Между тем санкции за взяточничество и злоупотребления властью по УК предусматривают исключительно лишение свободы, за тяжкие виды - с обязательной конфискацией имущества. Нарушение судами принципа равенства всех перед уголовным законом независимо от должностного положения виновных здесь очевидно. Не очевидны причины такой снисходительности судей.
Преступность, подчиняющаяся закономерностям системного взаимодействия, оказывает мощное обратное воздействие на криминогенные причины и условия. Она блокирует и тормозит разрешение тех противоречий, которые имеют антисоциальный эффект. Экономическая преступность серьезно дезорганизует экономические реформы, имеет крайне негативное воздействие на общественно психологию.
Криминогенно деформированная психология общества, ценностей, личности как непосредственная причина преступности выражается более всего в корысти, агрессии, безответственности и пренебрежении уголовно-правовыми запретами. Корысть имеет несколько разновидностей: корысть-стяжательство, составляющая причину организованной и предпринимательской преступности; корысть-паразитизм, порождающая профессиональную и рецидивную преступность; корысть-легкомыслие, свойственная "пьяной" преступности, ситуативным разбоям и грабежам подростков, когда совершаются преступления для удовлетворения сиюминутных материальных потребностей; корысть-бедность, в основе которой лежит физическое выживание. у На корысть приходится 80% всей совокупности причин преступности в настоящее время. "Дикий" капитализм способен увеличить ее объем.
В системе причин насильственной преступности обращает себя внимание рост корыстно-насильственной и националистической, этнически-агрессивной мотивации. Стали появляться убийства и насилия по политическим мотивам.
Преступная безответственность, самонадеянное либо легкомысленное пренебрежение правилами безопасности на производстве, на транспорте и в быту становятся причинами неосторожной преступности. Ее ущерб обгоняет физический и материальный вред от всех преступлений против жизни и здоровья, вместе взятых. Прогноз неосторожной преступности и ее причин неблагоприятен.
Но причину всех без исключения преступлений составляет правовой нигилизм и негативизм, утрата правонарушителями страха перед наказанием, расчет на безнаказанность. Высокая латентность преступлений, низкая раскрываёмость, слабость правоохранительных органов, рассогласованность их профилактических усилий между собой, безучастность общественности - все это способствует формированию правового нигилизма и все более откровенно его выражения в преступности.
Основным источником преступности в любом обществе является обострение его социальных противоречий. Оно же определяется содержательно и количественно именно особенностями соответствующей формации в конкретных временных параметрах. Известно, что технологически развитые капиталистические государства имеют далеко не одинаковую преступность. На разных этапах их развития причины преступное менялись (например, преступность в довоенной и современной Японии). Аналогичная картина в нашей стране.
Резкий переход к рыночным отношениям привел к взрыву преступности. Именно отсутствие должного государственно-правового и общественного контроля (и не только тоталитарного) за криминогенными детерминантами, их плохая прогнозируемость при принятии управленческих решений на самом высоком властном уровне явились благодатной почвой для грубейших нарушений законности. Только одна иллюстрация. По данным Главного управления по борьбе с организованной преступностью МВД, теневая экономика имеет в своем обороте до 70 трлн руб. Аналитики управления называют три основные причины процветания теневиков (вопреки заверениям экономистов-демократов, что рынок сам по себе устранит теневую экономику). Это, во-первых, бесконтрольность выдачи банковских кредитов (задолженность на 1996 г. 46 трлн руб.); деньги обанкротившихся банков и обворованных вкладчиков оказываются в руках организованной преступности. Во-вторых, это следствия мошенничества финансовых и трастовых компаний, присвоивших более 20 трлн руб. вкладчиков. В-третьих, причина заключена в недополучении бюджетом денег от внешнеэкономических сделок.
Бесконтрольность и безнаказанность в числе главных условий разворовывания национального богатства страны - не случайность или халатность. Они заложены в макроэкономической политике. Очевидно, иного пути первоначального накопления капитала, кроме криминального, в России не нашлось. Высокая преступность как следствие общесистемного кризиса не является "закономерной платой за демократию". Государство, которое не может обеспечить личную и экономическую безопасность своих граждан от преступности, не может считаться подлинно демократическим.
К сожалению, произошла не столько правомерная приватизация неэффективной государственной собственности, сколько глубинное разрушение государственной системы и контроля, "разгосударствление государства". Бесконтрольность всегда и везде - непосредственное и сильное криминогенное условие преступности.5
2. Предупреждение преступлений против личности.
Общепрофилактическое предупреждение преступлений против личности во многом зависит от проводимых в стране социально-экономических и политических преобразований, связанных с утверждением общечеловеческих ценностей, гуманизацией нравственного климата, реализацией принципов социальной справедливости. Решение этих общесоциальных задач дает предпосылки и для успешной борьбы с преступлениями против личности. В числе этих задач надо выделить целенаправленную работу по воспитанию в человеке совести, культуры общения и нравственных личностных идеалов, уважения к человеческой личности, ее неприкосновенности, непримеримости к любым актам насилия над ней, к проявлениям грубости, агрессивности, цинизма, по возрождению в значительной мере утраченных традиций взаимопомощи, милосердия, сострадания ко всему живому; улучшению полового воспитания подростков и молодежи, подготовки их к семейной жизни, воспитания уважения к достоинству женщины, отвращения к распущенности и Дозволенности.
К основным направлениям специально-криминологической профилактики в рассматриваемой сфере относятся:
а) последовательная и настойчивая борьба с пьянством и наркотизмом на основе постановки четких и реальных целей, надлежащей комплексности и координации;
б) своевременность реагирования на правонарушения, совершаемые на почве семейных и других бытовых конфликтов и могущих перерасти в преступления;
6) обеспечение эффективной охраны общественного порядка на улицах и в других общественных местах;
г) решительное усиление борьбы с разжиганием расовой и межнациональной розни;
|в) пресечение криминогенных влияний рецидивистов и профессиональных преступников на несовершеннолетних и молодежь; улучшение качества профилактической работы в маргинальной среде;
е) активизация деятельности по выявлению и разобщению антиобщественных молодежных группировок;
ж) активизация деятельности по ликвидации организованных преступных групп и сообществ и тем самым развенчание мифа об их "всемогуществе";
з) своевременность профилактического воздействия на лиц с повышенной степенью виктимности;
и) активизация борьбы с фактами незаконного изготовления, сбыта, хранения и ношения холодного и огнестрельного оружия, с его хищениями;
к) использование уголовно-правовых мер для своевременного реагирования на угрозы убийством и причинением тяжкого вреда здоровью, на приготовление к совершению тяжких насильственных преступлений, массовых беспорядков, группового хулиганства;
л) обеспечение справедливой ответственности за насильственные преступления и хулиганство на основе ее дифференциации и индивидуализации;
м) решительное противодействие пропаганде жестокости и насилия средствами массовой информации.
Активизация работы на этих направлениях способствует стабилизации, а затем и сокращению уровня криминального насилия. Программы усиления борьбы с преступностью на 1994-95 и 1996-97 гг., другие целевые программы, а также документы ведомственного и ведомственно-отраслевого комплексного планирования борьбы с преступностью и другими правонарушениями содержат в этом отношении ряд важных положений. (Вместе с тем ресурсное обеспечение их неудовлетворительно.)
Особое значение имеют меры усиления профилактического действия в специфически криминогенных группах населения (несовершеннолетние и молодежь; лица, злоупотребляющие спиртными напитками, потребляющие наркотики или психотропные средства; не занятые общественно полезным трудом; ранее судимые; лица с отклонениями в психике). Значимым было бы расширение правовой базы для дифференцированной работы с группами повышенного социального риска и для профилактической работы по месту жительства.
В системе специальных мер борьбы с насильственными преступлениями и хулиганством выделяются меры общей, группе и индивидуальной профилактики.
Исходя из деления специальных мер общепрофилактического характера на организационные (связанные с организацией предупредительной деятельности) и функциональные (по ее непосредственному осуществлению), к числу первых следует отнести изучение и анализ информации об уровне, структуре и динамике насильственной преступности в регионе (оценка состояния и тенденций этих преступлений с учетом латентности, криминогенных и антикриминогенных факторов; прогнозирование развития криминологической ситуации; оценка эффективности осуществляемых профилактических мероприятий и проч.), криминологическое планирование, профилактическую отработку отдельных территорий и объектов и т. д.
К функциональным относятся меры по осуществлению профилактического контроля и воздействия в соответствующей микросреде. Это: систематическое обследование мест, где наиболее часто совершаются преступления против личности и общественного порядка; обеспечение дислокации милицейских служб с учетом места и времени совершения большинства рассматриваемых деяний; проведение специальных профилактических рейдов, проведение отдельных комплексных операций; осуществление мероприятий, направленных на своевременное выявление и изъятие незаконно хранимого оружия, пресечение фактов его противоправного изготовления в производственных условиях; обеспечение профилактической деятельности других государственных органов общественных организаций и поддержание с ними постоянного взаимодействия; правовое воспитание граждан и т. д. Исключительно важным направлением в деятельности по борьбе с насильственными преступлениями является групповая и индивидуальная профилактика. Ее объекты - лица, которые по причине своей антиобщественной агрессивно-насильственной направленности могут совершить насильственные преступления.
Наиболее сложной задачей в индивидуальной профилактике является выбор тех признаков-индикаторов, которые могут быть положены в основу прогностической оценки личности. К объективным признакам, позволяющим с высокой степенью вероятности определить возможность совершения насильственного вступления конкретным лицом, относятся:
- проявившаяся склонность к действиям, нарушающим общественный порядок, в том числе к дракам, оскорбительному приставанию к гражданам, демонстрации циничного отношения к женщинам;
- устойчиво повторяющиеся конфликты с одними и теми же лицами с тенденцией к их насильственному разрешению;
- систематическое пьянство, потребление наркотиков, других одурманивающих веществ в сочетании с агрессивным поведением;
- паразитизм, бесцельное времяпрепровождение;
- судимость за преступления, связанные с насильственными действиями;
- угрозы убийством или причинением тяжкого вреда здоровью, избиение соседей, родственников и т. д.;
- привлечение к административной ответственности за мелкое хулиганство, драки и проч.;
- изготовление, приобретение, незаконное хранение и ношение холодного или огнестрельного оружия.
При этом следует учитывать и субъективные признаки: так характерологические черты личности, как грубость, дерзость, агрессивность, склонность к вспышкам гнева и аффектам, озлобленная мстительность, циничность; порочные потребности (пьянство, наркотизм, разврат и др.) и неразборчивость в средствах их удовлетворения; специфические болезненные состояния (алкоголизм, наркомания, психопатия, расстройство сексуальных влечений).
Надо принимать во внимание и ситуационные криминогенные факторы, например образование неформальных групп, сложившихся на антисоциальной основе, со склонностью к пьянству, хулиганству, разврату, насилию; возникновение опасных конфликтных ситуаций в ближайшем окружении (скандалы между родственниками и соседями, драки, ссоры, угрозы).
Учет этих факторов весьма важен для криминологической диагностики, прогнозирования возможности совершения конкретными лицами насильственного преступления и определения метода индивидуальной профилактики. К числу последних относите убеждение и переубеждение, оказание необходимой помощи, нейтрализация негативных влияний окружающей среды, контроль, надзор, меры гражданско-правового, административно-правового и уголовно-правового воздействия.
Новое законодательство о социальном обслуживании создало здесь и базу для социальной помощи лицам из групп повышенного криминального риска. Отрадным явлением стало быстрое развитие в субъектах Федерации и территориях местного самоуправления учреждений для реабилитации лиц с отклоняющимся поведением для лиц, нуждающихся в защите от жестокости, насилия.
Специфику этих мер целесообразно рассмотреть применительно к предупреждению насильственных преступлений в сфере бьта.
Центральной фигурой профилактической работы здесь является участковый инспектор милиции. При осуществлении профилактики бытовых насильственных преступлений важно добиваться адекватного реагирования на поступающие сообщения уже на ранней стадии развития опасных конфликтных ситуаций и формирования агрессивных группировок. Очень важно при этом в соответствии с конкретной ситуацией избрать правильную форму реагирования (эпизодическое, длящееся, неотложное, экстренное).
Если конфликтная ситуация периодически то обостряется, то разрешается без особо резких колебаний, наиболее целесообразно периодическое (контрольное) реагирование. Оно осуществляется, как правило, участковым инспектором милиции и представителями общественности. Методы профилактического воздействия в этих случаях - советы, беседы, оказание необходимой помощи, нейтрализация неблагоприятных факторов окружающей среды, эпизодический контроль.
Если конфликтная ситуация в течение продолжительного времени ухудшается, применяется длящееся реагирование. В подобных случаях с нарушителями проводятся профилактические беседы в милиции (главным образом участковыми инспекторами) с участием представителей администрации и общественности, персонально уважаемых участниками конфликта лиц; используются иные формы воздействия. Если они оказываются неэффективны, применяются более строгие меры: обсуждение поведения конфликтующих лиц на общем собрании трудового коллектива, собрании граждан по месту жительства, сельском сходе, вызов в орган милиции для формализованного разъяснения правовых последствий антиобщественного поведения в быту, официальное предупреждение суда о возможном выселении с жилой площади за невозможностью совместного проживания и т. д.
Неотложное реагирование осуществляется в условиях резко обострившейся конфликтной ситуации. Речь идет о часто повторяющихся ссорах, скандалах, драках, угрозах, отклоняющемся поведении лиц, страдающих психическими заболеваниями, антиобщественном поведении пьяниц, алкоголиков, наркоманов. Могут быть использованы и меры правового принуждения: лишение по суду родительских прав; принудительный обмен по суду жилой площади и выселение за невозможностью совместного проживания; ограничение дееспособности; принудительное лечение в психиатрической больнице или психоневрологическом диспансере, изъятие охотничьего оружия; привлечение к административно уголовной ответственности.
Экстренное реагирование необходимо в случаях бурного, агрессивного поведения нарушителя. Оно осуществляется непосредственно в момент хулиганских действий, драк, реальных угроз физической расправой и т. д. Его, как правило, выполняют дежурные части райгорорганов внутренних дел. По поступлении соответствующего сообщения они обязаны срочно направить на место конфликта сотрудников патрульно-постовой службы, а иногда и участковых инспекторов, оперуполномоченных уголовного розыска. Реагирование в таких случаях предполагает: активную защиту граждан, которые могут пострадать от агрессивных действий; подавление сопротивления правонарушителей; изъятие у них оружия, их задержание и т. п. После этого решается вопрос о привлечении данных лиц к уголовной или административной ответственности.
Очевидна необходимость постановки неформальных групп со склонностью к насилию на оперативный профилактический учет, оказание предупредительного воздействия на всю группу в целом (в частности, при осуществлении профилактики насильственных преступлений в маргинальной среде, в общежитиях и т. д.).
Весьма важна виктимологическая профилактика. Ее меры должны основываться на выявлении потенциальных потерпевших, предотвращении их неосмотрительного, рискованного, легкомысленного, распущенного, провокационного поведения (скандалистов, постоянно конфликтующих; лиц, попадающих в состоянии опьянения в виктимные ситуации; лиц, склонных к случайным компаниям, легкомысленному поведению в общественных местах и т. д.).
Серьезное внимание следует уделить проблеме уголовно-правововой профилактики насильственных преступлений, в частности, возможности использования в борьбе с ними отдельных правовых норм с непосредственно выраженной профилактической направленностью. Это прежде всего нормы Общей части Уголовного кодекса, предусматривающие необходимую оборону, задержание преступника, крайнюю необходимость, а также нормы, стимулирующие добровольный отказ от преступления, деятельное раскаяние.
Важную профилактическую роль играют и нормы Особенной части Уголовного кодекса с так называемой двойной превенции Это нормы об уголовной ответственности за деяния, которые создают условия и непосредственную обстановку для совершения других тяжких преступлений. Речь идет именно о двойной превенции, двойном профилактическом действии таких норм - против деяний, для борьбы с которыми они непосредственно предназначены, и против тяжких преступлений, для которых создается благоприятная почва, если указанные деяния останутся без реагирования. В их числе следует выделить нормы, предусматривающие ответственность за хулиганство, угрозу убийством или причинением того вреда здоровью, истязание, незаконное ношение, хранение, приобретение, изготовление или сбыт оружия, боевых припасов или взрывчатых веществ, вовлечение несовершеннолетних в совершение преступления или иное антиобщественное поведение, притоносодержательство и некоторые другие. Эффективность их профилактического воздействия связана главным образом с обеспечением своевременности ответственности за деяния, создающие условия для совершения других, более опасных преступлений. Например, по мнению опрошенных экспертов (сотрудников правоохранительных органов и научных работников), до 10% убийств можно было бы предотвратить, если бы своевременно применялась норма УК об ответственности за угрозу убийством и причинением тяжкого вреда здоровью.
Обеспечение ответственности за само криминальное насилие, в свою очередь, чрезвычайно важно для общей и специальной превенции. Интервьюирование осужденных за преступления против личности показало, например, что расчет на безнаказанность был выявлен почти у половины опрошенных. (Очень важной представляется проблема своевременного и иного выявления и раскрытия этих преступлений. Она тесно связана с последовательным осуществлением мероприятий по снижению их латентности. В этой связи значим эффективный прокурорский надзор за исполнением требований закона о своевременной и полной регистрации заявлений и сообщений о насильственных преступлениях, своевременном и обоснованном их разрешении; введение новой системы оценок деятельности милиции.
Серьезное внимание надо обратить также на возможности информационной системы "лечебное учреждение - правоохранительный орган". Ее использование в значительной степени могло способствовать снижению уровня латентности фактов преступного причинения вреда здоровью. Медицинские учреждения в соответствии с требованиями нормативных актов обязаны сообщать в милицию о всех травмах криминального характера. Однако эти обязанности на практике выполняются недостаточно полно. Поэтому надо обеспечить тщательный учет лиц, поступающих с такими повреждениями в лечебные учреждения, и фиксацию информации о них в книге заявлений и сообщений о преступлениях дежурными частями органов внутренних дел.6
Конкретное и целенаправленное профилактическое воздействие недостижимо без учета криминологически значимых социально-демографических и поведенческих характеристик разных слоев населения. Этот учет может быть обеспечен через проведение специальной работы по социальной паспортизации города, поселка, района, микрорайона, отдельного дома. Полученные сведения неоценимы с точки зрения определения характера и степени напряженности криминологической ситуации на конкретной территории, на конкретном объекте, с точки зрения выяснения (например, в масштабах микрорайона) абсолютного и относительного числа неблагополучных семей, семей сожителей, разведенных, но совместно проживающих супругов, жильцов общежитии, мигрантов, лиц, злоупотребляющих спиртными напитками, ранее судимых и иных, требующих повышенного внимания микрогрупп и категорий населения. Служба профилактики и ее главный представитель - участковый инспектор - вряд ли могут работать эффективно, не располагая указанной информацией.
Недостатки в деятельности правоохранительных органов все еще являются заметным препятствием на пути снижения уровня тяжких насильственных преступлений. Особенно нетерпимы такие явления, как: а) сокрытие от учета или непринятие мер по заявлениям и сообщениям о преступлениях и иных антиобщественных поступках, б) слабая борьба (а подчас и отсутствие какой-либо борьбы) с менее тяжкими насильственными преступлениями, в первую очередь с истязаниями, угрозами убийством, квартирным и иным хулиганством. Существует прямая зависимость между снижением активности в борьбе с хулиганством и ростом убийств и тяжких телесных повреждений. Наглядным подтверждением такой зависимости служит динамика этих преступлений, резкий всплеск тяжкой насильственной преступности в 1989 г. и особенно в 1992г. в) низкий уровень профессиональной, в том
В связи с ростом уличной насильственной преступности работники органов внутренних дел должны уделять особое внимание следующим участкам своей деятельности:
1) проведению регулярных анализов состояния уличной преступности с обязательным составлением карт пораженности (преступлениями и иными правонарушениями) конкретных улиц, дворов, мест массового отдыха, микрорайонов; использованию результатов таких анализов для своевременной коррекции работы по охране общественного порядка;
2) обеспечению постоянной проверки фактического соблюдения графиков и маршрутов патрулирования:
3) принятию мер по восстановлению системы постовой службы; дислокация милицейских постов должна определяться на основе изучения мнения населения конкретных микрорайонов;
4) проведению работы по широкому привлечению общественности к охране правопорядка по месту жительства; строить эту работу при постоянном взаимодействии с комитетами (советами) местного самоуправления.
Подключение граждан к работе по предупреждению насильственных преступлений является в настоящее время непременным условием слома крайне негативных тенденций. В первую очередь именно сами граждане (а не только вышестоящее начальство) должны контролировать деятельность правоохранительных органов, судить о степени своей защищенности от преступных и других антиобщественных посягательств. Для этого необходимо, в частности, проводить регулярные замеры (опросы) общественного мнения, выясняя в ходе них отношение населения к работе своего участкового инспектора, характер, степень и места распространения беспокоящих их правонарушений и иные отклонения от норм общественной морали.
Добиваясь активизации и профилактической результативности работы правоохранительных органов, необходимо также стремиться к более широкому и подготовленному обеспечению личной безопасности граждан. Здесь перед научными и практическими работниками стоит ряд задач, связанных с изучением зарубежного опыта, разработкой и распространением брошюр, памяток, наставлений с описанием разнообразных форм и способов активной и пассивной самозащиты, пересмотром некоторых доктринальных положений, относящихся к институту необходимой обороны. Практика участия граждан в обеспечении личной безопасности ни в коем случае не должна рассматриваться лишь под углом зрения ситуаций, когда гражданин лицом к лицу сталкивается с преступником. Следует говорить, по меньшей мере, о трех стадиях участия:
- первая стадия - предупреждение возникновения криминальных ситуаций;
- вторая стадия - предусмотрение и создание условий, препятствующих попаданию в подобную ситуацию, позволяющих избежать встречи с преступником;
- третья стадия - соответствующее поведение потенциального потерпевшего в криминальной ситуации.
Помимо указанных стадий, следует различать несколько уровней участия граждан в обеспечении личной безопасности: индивидуальный (без помощи других лиц); коллективный (например, в форме дежурства жильцов во дворе дома), взаимодействия общественности и представителей правоохранительных органов. Имеются все основания полагать, что перечисленное поможет предупредить насильственную преступность.
Преодоление социальной апатии, равнодушия, пассивности будет способствовать общему росту правового сознания населения, снижению вероятности возникновения социально нежелательных межличностных конфликтов. Предупреждение конфликтности предполагает разработку и реализацию системы мер по повышению культуры общения, обучению правилам этики, воспитанию уважительного отношения к другой личности. Необходимо наладить службу, которая следила бы за психологическим состоянием людей и помогала им, учила, в частности, тому, как человеку самому преодолевать психологические нагрузки, самостоятельно снимать стрессовое состояние.
В плане предупреждения изнасилований важное значение принадлежит совершенствованию нравственно-полового воспитания подрастающего поколения, работа по более активному подключению женской части населения к оказанию помощи в выявлении и разоблачении насильников и лиц, склонных к совершению изнасилований. Необходимо изучение правил поведения в ситуациях возможного сексуального нападения. Как никогда актуальна задача переориентации средств массовой информации на формирование у подрастающего поколения моральных ценностей, несовместимых с пропагандой эротики и порнографии, жестокости и насилия.
Главным же направлением предупреждения актов насилия в современный период выступает успешное достижение целей проводимой в стране экономической реформы, повышение и относительное выравнивания материального уровня жизни основных слоев населения, укрепление социального статуса личности, ее веры в собственные силы, в поддержку со стороны окружающих и общества в целом. Полнокровная, духовно насыщенная жизнь - важнейшее условие самоуважения любого индивида, а следовательно, и его уважительного, бережного отношения к жизни, здоровью, достоинству другого человека.7
Список литературы.
Иванов К.И. Отечественная криминология. Курс лекций. - Саратов, СГАП, 1996
Криминология: Учебное пособие / Под ред. Н.Ф. Кузнецовой - М.: Зерцало. ТЕИС, 1996
Криминология: Учебник / Под ред. акад. В.Н. Кудрявцева, проф. В.Э. Эминова. - М.: Юристъ, 1997
Свирин Ю., "Биологический (генетический) фактор как одно из условий преступного поведения"//"Российская юстиция", 1996, N 12
1 "Биологический (генетический) фактор как одно из условий преступного поведения" (Свирин Ю., "Российская юстиция", 1996, N 12) 1 Иванов К.И. Отечественная криминология. Курс лекций. - Саратов, СГАП, 1996 с. 28 -33 2 Криминология: Учебник / Под ред. акад. В.Н. Кудрявцева, проф. В.Э. Эминова. - М.: Юристъ, 1997 С.6 2 3 Криминология: Учебное пособие / Под ред. Н.Ф. Кузнецовой - М.: Зерцало. ТЕИС, 1996 С. 164 - 171 4 Криминология: Учебник / Под ред. акад. В.Н. Кудрявцева, проф. В.Э. Эминова. - М.: Юристъ, 1997 С. 75 5 Криминология: Учебное пособие / Под ред. Н.Ф. Кузнецовой - М.: Зерцало. ТЕИС, 1996 с. 172 -175 6 Криминология: Учебное пособие / Под ред. Н.Ф. Кузнецовой - М.: Зерцало. ТЕИС, 1996 С. 297 - 304 7 Криминология: Учебник / Под ред. акад. В.Н. Кудрявцева, проф. В.Э. Эминова. - М.: Юристъ, 1997 С. 365 - 367 1

Работа на этой странице представлена для Вашего ознакомления в текстовом (сокращенном) виде. Для того, чтобы получить полностью оформленную работу в формате Word, со всеми сносками, таблицами, рисунками, графиками, приложениями и т.д., достаточно просто её СКАЧАТЬ.



Мы выполняем любые темы
экономические
гуманитарные
юридические
технические
Закажите сейчас
Лучшие работы
 Вершины, уравнение линии, уравнение гиперболы, уравнение плоскости
 Организационно-правовые формы управления
Ваши отзывы
Долго искал курсовую по психодиагностике, нигде не мог найти! А у Вас есть из чего выбрать! Удачи в работе!
Михаил Львов

Copyright © www.refbank.ru 2005-2019
Все права на представленные на сайте материалы принадлежат www.refbank.ru.
Перепечатка, копирование материалов без разрешения администрации сайта запрещено.