Refbank.Ru - реферат, рефераты, курсовая, курсовая работа, диплом, дипломы, дипломная работы, курсовые, банк, банк работ, банк рефератов, по, экономика, менеджмент, реферат по экономике, курсовая по экономике, реферат по менеджменту, каталог рефератов, бесплатные рефераты, коллекция рефератов, рефераты на заказ, заказ, заказ работ, готовые рефераты, заказать, лучшие рефераты, скачать Добавить в избранное                 
О нас · Услуги · Условия и гарантии · Цены и сроки · Оплата · Рефераты и курсовые · Готовые дипломные работы · Обратная связь · Заказать

Информация

Главная
О компании
Услуги
Условия и гарантии
Цены и сроки
Оплата

Рефераты и курсовые

Банк готовых работ

Дипломные работы

Банк дипломных работ

Сотрудничество

Обмен ссылками

Заказ работы

Заказать Форма заказа

Лучшие дипломы

  Использование тестирующих компьютерных программ при изучении грамматики и лексики английского языка
  Инвестиционный менеджмент предприятий (на примере компании "Росстрой")

Рекомендуем

  школы в США

любое слово все слова вместе  Как искать?Как искать?

Любое слово
- ищутся работы, в названии которых встречается любое слово из запроса (рекомендуется).

Все слова вместе - ищутся работы, в названии которых встречаются все слова вместе из запроса ("строгий" поиск).

Поисковый запрос должен состоять минимум из 4 букв.

В запросе не нужно писать вид работы ("реферат", "курсовая", "диплом" и т.д.).

!!! Для более полного и точного анализа базы рекомендуем производить поиск с использованием символа "*".

К примеру, Вам нужно найти работу на тему:
"Основные принципы финансового менеджмента фирмы".

В этом случае поисковый запрос выглядит так:
основн* принцип* финанс* менеджмент* фирм*

Административное право

контрольная работа

Административная деятельность ОВД

Скачать Скачать работу

ПЛАН

ЛИСТ

ВОПРОС 1. 3

ЗАДАЧА № 1. 11

ЗАДАЧА № 2. 18

Список литературы. 29

Вопрос 1.

Правовое положение и организация работы участковых инспекторов милиции на обслуживаемой территории. Основные направления их деятельности.

Правовое положение участковых инспекторов милиции и их роль в решении задач, возложенных на органы внутренних дел.

Служба участковых инспекторов милиции - одна из старейших служб милиции. В ней воплощена идея максимального приближения милиции к населению.

Роль участкового инспектора обусловлена особенностями его правового положения.

По объему компетенция участкового инспектора сопоставима с компетенцией самой милиции. В названии рассматриваемой должности отражена необходимость осуществления функций всей милиции, утвержденной приказом МВД России от 14 июля 1992 г. № 231, к основным задачам участкового инспектора отнесены следующие:

- обеспечение личной и имущественной безопасности граждан;

- охрана общественного порядка и обеспечение общественной безопасности;

- предупреждение и пресечение преступлений и административных правонарушений;

- раскрытие преступлений по делам, по которым производство предварительного следствия не обязательно;

- оказание в пределах своей компетенции помощи гражданам, должностным лицам, предприятиям, учреждениям, организациям и общественным объединениям в осуществлении их законных прав и интересов.

Таким образом, основные задачи участкового инспектора практически не намного уже задач, которые возложены на милицию в целом законом "О милиции" (ст. 2).

Функции по решению этих задач охватывают самые разные аспекты милицейской работы, в том числе и те, для реализации которых предназначены специальные службы милиции (охрана порядка в общественных местах, раскрытие преступлений, производство дознания по уголовным делам, обеспечение безопасности дорожного движения и др.). Кроме участковых инспекторов нет другой такой службы, которая была бы призвана вносить свой вклад в решение практически всех поставленных перед органами внутренних дел задач. В то же время здесь имеет место явное противоречие, вытекающее из разностороннего характера компетенции участкового инспектора. Он вынужден выполнять обязанности по линии работы других сотрудников, что допустимо лишь в тех случаях, когда в органе внутренних дел отсутствуют или крайне малочисленны соответствующие службы. Так, в сельских органах внутренних дел, где работают 40% участковых инспекторов, зачастую нет подразделений патрульно-постовой службы, во многих ГорОВД нет штатных инспекторов дознания, лицензионно-разрешительной системы, медицинских вытрезвителей, и вся нагрузка по линии их работы ложится на плечи участковых инспекторов. Кроме того, сельским участковым инспекторам нередко приходится самостоятельно и в полном объеме, не рассчитывая на быструю и квалифицированную помощь других сотрудников милиции, решать вопросы раскрытия и расследования преступлений.

Итак, участковый инспектор является основным представителем милиции районного, городского органа внутренних дел на обслуживаемом участке.

B настоящее время, участковые инспектора милиции входят в состав милиции общественной безопасности (местной милиции). Организация их работы возлагается на начальника городского (районного) органа внутренних дел, его заместителя (начальника милиции общественной безопасности), начальников отделов (отделений) по организации работы участковых инспекторов милиции городских (районных) органов внутренних дел. Организационно-методическое обеспечение деятельности участковых инспекторов милиции осуществляют Управление участковой службы милиции Главного управления обеспечения общественного порядка МВД России, соответствующие подразделения милиции общественной безопасности МВД республик, УВД (ГУВД) краев, областей, городов Москвы, Санкт-Петербурга и Ленинградской области, автономных образований.

В силу специфики своих задач и функций участковый инспектор как никакое другое должностное лицо милиции тесно связан с органами местного самоуправления. До последнего времени участковый инспектор милиции, назначаемый на должность, подлежал в соответствии с российским законодательством утверждению в ней поселковой, сельской администрацией. В Федеральном законе от 28 августа 1995 г. "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" о подобной процедуре вступления в должность участкового инспектора умалчивается. Очевидно, она может устанавливаться законодательством субъектов федерации.

В любом случае, особенно если речь идет об участковых инспекторах милиции, содержащихся за счет средств местного бюджета или работающих в сельской местности, они действуют от лица не только органов государственной власти, но и органов местного самоуправления.

За участковым инспектором приказом начальника ГорОВД закрепляется участок, имеющий соответствующий порядковый номер. Прием участка - это особая по своей значимости процедура. Начальник ГорОВД или его заместитель (начальник милиции общественной безопасности) лично знакомит вновь назначенного инспектора с участком и обстановкой на нем, с руководителями учреждений, предприятий и организаций, представляет при необходимости руководителям органов местного самоуправления. В юридическом плане закрепление за участком означает возложение на участкового инспектора милиции всей полноты ответственности за состояние на нем охраны общественного порядка и борьбы с преступностью.

Начальник горрайоргана внутренних дел вправе также образовывать пункты милиции по обслуживанию территории, включающей несколько участков участковых инспекторов, возглавляемые старшими участковыми инспекторами милиции (эта должность вводится, как правило, на 3-4 должности участкового инспектора).

Рассмотрим наиболее характерные элементы организации работы участковых инспекторов.

Обеспечение участковых инспекторов на территории закрепленного участка помещением для служебной деятельности, оборудованным мебелью и средствами связи, а также жилой площадью составляет обязанность органов местного самоуправления. Служебное помещение участкового инспектора (участковый пункт милиции) должно по возможности размещаться в расположении общественного пункта охраны порядка. Тем самым создаются необходимые условия для тесного взаимодействия участкового инспектора с общественностью, объединения его оперативно-розыскных возможностей с неограниченными возможностями многочисленных общественных формирований в осуществлении профилактической работы.

Транспортные средства предоставляются участковым инспекторам сельской местности в соответствии с нормами табельного положения, а также в порядке оказания содействия сельскохозяйственными предприятиями. В некоторых городах имеет место практика, когда в вечернее время при общественных пунктах охраны порядка по графику дежурят водители на закрепленных транспортных средствах, принадлежащих соответствующим предприятиям. В сельской местности успешно распространяется опыт включения в качестве абонентов радиосетей сельскохозяйственных предприятий участковых инспекторов и дежурных частей ГорОВД.

Взаимодействие участковых инспекторов с другими службами ОВД, если оно организовано правильно, по-деловому, позволяет резко улучшить состояние оперативной обстановки. Оно осуществляется путем обмена информацией, совместного планирования и осуществления совместных мероприятий, а также выполнения участковыми инспекторами с согласия руководства ГорОВД конкретных заданий служб. Главный принцип взаимодействия состоит в том, чтобы, с одной стороны, сотрудники отраслевых служб имели возможность полного использования имеющейся у участковых инспекторов информации и их помощи в пределах обслуживаемых участков, а с другой - участковые инспекторы могли реально рассчитывать на их взаимность. Однако до сих пор во многих ГорОВД не изжита практика потребительского отношения к участковому инспектору других служб, когда он находится у них "на подхвате", становится их порученцем.

Ведение участковым инспектором служебной документации. Участковый инспектор постоянно имеет дело с разнообразной документацией административно-, уголовно- и гражданско-процессуального характера. К числу наиболее часто составляемых им документов относятся объяснения граждан, протоколы об административных правонарушениях, различные справки, рапорта, запросы в различные организации, ответы на них и заявления граждан, постановления об отказе в возбуждении уголовного дела.

Согласно нормативным актам участковый инспектор систематически ведет следующую документацию: а) паспорт на участок; б) рабочую тетрадь; в) контрольные карточки (на профилактируемых лиц); г) дела административного надзора. Ведение иной, не предусмотренной МВД России документации (фотоальбомы подучетных лиц, журналы профилактической отработки жилого массива и т.п.), осуществляется только тогда, когда участковый инспектор считает это необходимым.

Планирование работы участкового инспектора милиции. Участковый инспектор работает по личному плану, составляемому в рабочей тетради на месяц и на каждый день с учетом плановых мероприятий, намеченных ГорОВД и советом ОПОП, а также складывающейся оперативной обстановки. План утверждается начальником милиции общественной безопасности. Структура и содержание плана могут быть различными; главное, чтобы планируемые мероприятия были конкретными, реально выполнимыми и актуальными, т.е. опирающимися на анализ обстановки и знание закрепленного участка. В немалой степени объем и содержание планируемых мероприятий определяются внешними факторами, такими, например, как количество и установленные сроки разрешения находящихся у участкового инспектора заявлений граждан. По общему правилу, в ежедневный план работы участковому инспектору необходимо включать инструктаж ДНД, проверку по месту жительства, работы и беседы с 3-4 профилактируемыми лицами, посещение 5-6 квартир в порядке профилактической отработки жилого сектора участка. Причем планировать и осуществлять мероприятия целесообразно с учетом комплексного подхода, используя принцип "попутного" решения вопросов.

Функции участковых инспекторов.

Функции, т.е. основные направления деятельности участковых инспекторов, вытекают из задач, возложенных на них. Целесообразно выделить и рассмотреть следующие функции: а) индивидуальная профилактическая работа; б) поддержание тесных связей с населением и общественностью; в) организация и осуществление охраны общественного порядка; г) участие в раскрытии и расследовании преступлений.

Индивидуальная профилактическая работа включает в себя своевременное выявление лиц, от которых можно ожидать совершения преступлений, их учет, систематическое наблюдение за их поведением и образом жизни и принятие необходимых мер к недопущению с их стороны правонарушений. В поле зрения участкового инспектора находятся, в частности, лица, освобожденные из мест лишения свободы; осужденные к наказаниям, не связанным с лишением свободы; злоупотребляющие спиртными напитками и допускающие на этой почве нарушения общественного порядка; "трудные" подростки и родители, отрицательно влияющие на воспитание детей и др.

Участковый инспектор располагает широким арсеналом организационных и правовых средств индивидуально-профилактического воздействия, которым он должен умело пользоваться в работе с профилактируемыми лицами. В число организационных (не опирающихся на государственное принуждение) средств входят: посещение и проверка участковым инспектором подучетного лица по месту жительства и работы; беседа (личная или через представителей общественности); закрепление шефа (наставника) по месту жительства или работы; оказание помощи в трудовом и бытовом устройстве; оказание содействия в прохождении курса добровольного лечения от хронического алкоголизма или наркомании; и т.п.).

Поддержание тесных связей с населением и общественностью.

Необходимость в осуществлении данной функции возникает в связи с тем, что одному, без опоры на общественность, участковому инспектору по существу невозможно справиться со всеми своими обязанностями. Он попросту не в состоянии один поддерживать на участке должный порядок, успевать бывать везде сам и делать все лично. Особенно остро это ощущается в сельской местности, где зачастую все службы ОВД представлены лишь участковым инспектором. От того, насколько умело он опирается на помощь общественности, во многом зависит его вклад в охрану общественного порядка, предупреждение и раскрытие преступлений.

Организация и осуществление охраны общественного порядка. В данном случае общественный порядок понимается в узком смысле. Участковый инспектор является, прежде всего, организатором охраны общественного порядка на участке. Он должен не просто взаимодействовать с патрульно-постовыми нарядами милиции, ДНД, другими силами общественности, осуществлять с ними регулярное совместное патрулирование, обучать формам и методам этой работы, контролировать их деятельность, но и координировать усилия всех тех, кто участвует в охране общественного порядка на обслуживаемом участке.

Участковый инспектор докладывает руководству и дежурному по органу внутренних дел об изменении оперативной обстановки, вносит предложения о наиболее целесообразной расстановке патрульно-постовых нарядов милиции, при необходимости - по согласовании с руководством, а в его отсутствие - с оперативным дежурным по органу внутренних дел осуществляет маневрирование нарядами на территории участка. Эти функции особенно ярко проявляются при организации охраны общественного порядка по принципу патрульных участков, когда начальниками (старшими) патрульных участков назначаются старшие участковые или участковые инспектора.

В рамках охраны общественного порядка участковый инспектор контролирует соблюдение гражданами и должностными лицами правил паспортно-регистрационной системы, правил приобретения, хранения, ношения и перевозки огнестрельного оружия, боеприпасов к нему, взрывчатых материалов, а также законодательства о частной детективной и охранной деятельности; оказывает содействие работникам конвойной службы милиции, других подразделений милиции в осуществлении привода в учреждения здравоохранения по их представлениям, санкционированным прокурором, уклоняющихся от явки по вызову лиц, которые страдают хроническим алкоголизмом, наркоманией, венерическими заболеваниями или заражены ВИЧ.

Мероприятия по охране общественного порядка включают в себя и общепредупредительную деятельность участкового инспектора, в частности: установку в организациях, учреждениях химических ловушек; выступления и лекции на правовые темы на сходах граждан, перед началом киносеансов; обследование детских дошкольных учреждений, школ и других посещений в целях предотвращения краж личного имущества из раздевалок, бытовых комнат; проведение в общественном пункте охраны порядка собраний с лицами, допускающими правонарушения в сфере семейно-бытовых отношений; оставление на транспортных средствах, хранящихся вне гаражей и платных стоянок, памяток с текстом профилактического содержания; привлечение к административной ответственности за нарушение правил благоустройства должностных лиц и граждан, имеющих дома в личной собственности, не обеспечивающих наружного освещения в темное время суток (в целях предупреждения уличных преступлений) и др.

Участие в раскрытии и расследовании преступлений. Нормативные акты относят к функциям участкового инспектора милиции проведение расследования преступлений, по делам, о которых производство предварительного следствия не обязательно, а также осуществление досудебной подготовки материалов по протокольной форме по делам о преступлениях, отнесенных к компетенции милиции общественной безопасности.

При обнаружении на участке преступлений, по делам, о которых производство предварительного следствия не обязательно, участковый инспектор самостоятельно проводит комплекс предусмотренных уголовно-процессуальным законодательством неотложных следственных действий и оперативно-розыскных мероприятий по установлению и закреплению следов преступления и иных обстоятельств, имеющих значение для дела.

Обнаружив на участке преступления, по делам, о которых производство предварительного следствия обязательно, участковый инспектор обязан принять меры к охране места происшествия, выявлению свидетелей, оказанию помощи потерпевшим, установлению и задержанию лиц, подозреваемых в совершении преступлений, обнаружению и изъятию похищенного имущества, орудий преступления, и других вещественных доказательств. В случае невозможности прибытия на место происшествия следственно-оперативной группы или сотрудников криминальной милиции участковый инспектор в соответствии со ст. 119 УПК РСФСР самостоятельно проводит предусмотренные законом следственные действия и оперативно-розыскные мероприятия по установлению и закреплению следов преступления.

Знание участковым инспектором особенностей участка и населения, проживающего на нем, существенно повышает эффективность работы следственно-оперативной группы. Поэтому выход участкового инспектора для работы по "горячим следам" на места совершенных на участке преступлений в практике работы органов внутренних дел вменяется ему в обязанность. Основные используемые при этом методы работы: проверка на причастность к преступлению ранее судимых и других профилактируемых лиц из числа жителей участка, осуществление поквартирного (подворного) обхода.

К функциям участкового инспектора относятся также исполнение по указанию руководства определений судов, постановлений судей и письменных поручений прокуроров и следователей по делам и материалам, находящимся в их производстве, оказание содействия при производстве ими отдельных процессуальных действий.

Таким образом, функции, осуществляемые участковым инспектором милиции, позволяют рассматривать его как организатора и активного участника охраны общественного порядка, предупреждения и раскрытия преступлений, непосредственно отвечающего за конечные результаты этой работы на закрепленном участке.1

ЗАДАЧА № 1.

В дежурную часть ОВД в 23 часа 30 мин. позвонила гр. Харламова С.А. и сообщила, что в квартире её муж, будучи в нетрезвом состоянии учинил скандал, выражается нецензурной бранью, бьет посуду. Дежурный по ОВД направил по указанному адресу экипаж медицинского вытрезвителя, который забрал гр. Харламова С.K. из квартиры, и доставил в ОВД. Дежурный по ОВД составил на задержанного протокол по ст. 158 и 162 ч. 1 КоАП РСФСР, а затем поместил его в медвытрезвитель. На следующее утро гр. Харламов С. К. был доставлен в народный суд для принятия решения. Однако суд не усмотрел в действиях гр. Харламова состава мелкого хулиганства и нарушения антиалкогольного законодательства, а в адрес ОВД направил частное определение по поводу незаконных действий сотрудников милиции.

Правомерно ли решение суда? Чем заключается отличие административного (ст. 158 КоАП PСФCP) и уголовно наказуемого хулиганства (cm. 213 УК PФ)?

Составьте административный протокол на гр. Харламова С. К. по ст. 158 КоАП PСФCP.

Правомерность судебного решения в рассматриваемом случае определяется фактическими обстоятельствами данного дела.

Однозначно можно сделать вывод о том, что суд правильно не усмотрел в действиях гр. Харламова нарушения антиалкогольного законодательства (т.е. правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 162 КоАП РСФСР).

Статья 162 КоАП РСФСР устанавливает ответственность за распитие спиртных напитков на улицах, на стадионах, в скверах, парках, во всех видах общественного транспорта и в других общественных местах, кроме предприятий торговли и общественного питания, в которых продажа спиртных напитков в разлив разрешена исполнительным комитетом местного Совета народных депутатов, или появление в общественных местах в пьяном виде, оскорбляющем человеческое достоинство и общественную нравственность.

Как сказано в условии задачи, экипаж медицинского вытрезвителя забрал гр. Харламова С.K. из квартиры. Таким образом, нет сведений о том, что Харламов распивал спиртные напитки в общественных местах или же появился в общественном местах в пьяном виде, оскорбляющем человеческое достоинство и общественную нравственность. Поскольку квартиру нельзя рассматривать как общественное место, то предписания данной нормы Харламов не нарушил, следовательно, нет оснований для привлечения его к административной ответственности по ст. ч. 1 ст. 162 КоАП.

Статья 158 КоАП РСФСР устанавливает ответственность за мелкое хулиганство, которое в диспозиции данной статьи определяется как нецензурная брань в общественных местах, оскорбительное приставание к гражданам и другие подобные действия, нарушающие общественный порядок и спокойствие граждан.

Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 27 июня 1978 г. № 4 "О некоторых вопросах практики применения судами Российской Федерации законодательства об административной ответственности за мелкое хулиганство, злостное неповиновение законному распоряжению или требованию работника милиции или народного дружинника при исполнении ими своих обязанностей по охране общественного порядка (ст.ст. 158 и 165 КоАП РСФСР)" (в редакции от 21 декабря 1993 г.)2 в пункте 2 предписывает судьям тщательно исследовать и устанавливать все обстоятельства происшествия, послужившего основанием для направления материала в суд, не допуская как необоснованного привлечения к административной ответственности за мелкое граждан, не совершивших указанных правонарушений, так и привлечения к административной ответственности лиц, действия которых по своему характеру и степени общественной опасности должны рассматриваться как уголовно наказуемые, и проверять, содержатся ли в действиях привлекаемого признаки, характерные для указанных правонарушений, имея в виду, что под мелким хулиганством, в соответствии с законом, следует понимать нецензурную брань в общественных местах, оскорбительное приставание к гражданам и другие подобные действия, нарушающие общественный порядок и спокойствие граждан, если эти действия по своему характеру не влекут применения мер уголовного наказания.

Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 24 декабря 1991 г. № 5 "О судебной практике по делам о хулиганстве" (в редакции от 21 декабря 1993 г., с изм. и доп. от 25 октября 1996 г.) устанавливает, что судам следует отграничивать хулиганство от других преступлений в зависимости от содержания и направленности умысла виновного, мотивов, целей и обстоятельств совершенных им действий. (П. 15).

Нанесение оскорблений, побоев, причинение легких или менее тяжких телесных повреждений и другие подобные действия, совершенные в семье, квартире, в отношении родственников, знакомых и вызванные личными неприязненными отношениями, неправильными действиями потерпевших и т.п., должны квалифицироваться по статьям УК, предусматривающим ответственность за преступления против личности. Однако в тех случаях, когда такие действия были сопряжены с очевидным для виновного грубым нарушением общественного порядка и выражали явное неуважение к обществу, их следует квалифицировать как хулиганство.

Судьи не должны допускать случаев привлечения к административной ответственности за мелкое хулиганство лиц, действия которых содержат признаки преступлений (самоуправство, оскорбление, нанесение побоев, легких телесных повреждений и т.п.) или проступков, не являющихся мелким хулиганством, но влекущих по закону административную ответственность (появление в пьяном виде в общественных местах, нарушение правил движения по улицам и дорогам и т.п.) (п. 22).

Таким образом, мы видим, что статья 158 КоАП довольно неопределенно раскрывает понятие "мелкое хулиганство", поскольку содержит формулировку "и другие подобные действия, нарушающие общественный порядок и спокойствие граждан". Однако, поскольку данная статья включена в главу 13 КоАП ("Административные правонарушения, посягающие на общественный порядок"), можно сделать вывод, что объектом данного правонарушения в первую очередь является именно публичный порядок.

Применительно к уголовно наказуемому хулиганству Пленум Верховного Суда РФ указал, что действия, совершенные в семье, квартире, в отношении родственников, знакомых и вызванные личными неприязненными отношениями, неправильными действиями потерпевших и т.п., должны квалифицироваться по статьям УК, предусматривающим ответственность за преступления против личности. И лишь в тех случаях, когда такие действия были сопряжены с очевидным для виновного грубым нарушением общественного порядка и выражали явное неуважение к обществу, их следует квалифицировать как хулиганство.

Таким образом, одним из главных критериев, характеризующих объективную сторону хулиганства, можно считать действия, олицетворяющие желание лица продемонстрировать обществу пренебрежение к устоям, нормам и правилам, покою и настроению граждан, наконец, глумление над их честью и достоинством. Конкретные последствия этих действий хулигана, как правило, не волнуют.

Субъективная сторона хулиганства характеризуется не "межличностными отношениями" лица, совершающего определенные действия, а "подходом" его к нормам общежития, установленным в обществе. Исходя их этого, при квалификации хулиганства важно установить субъективное отношение лица к своим действиям, причины конфликта, его динамику, побудительные мотивы, адекватность и характер действий, объективно подтверждающих нарушение общественного порядка и проявление явного неуважения к обществу.

Представляется вполне естественным, что суд, рассматривая изложенное в задаче дело об административном правонарушении, также исходил из того, что объективная сторона правонарушения, предусмотренного ст. 158 КоАП, предполагает посягательство общественный порядок и спокойствие граждан, по мотивам, исключающим личную неприязнь.

Согласно условию задачи, Харламова С. А. сообщила, что в квартире её муж, будучи в нетрезвом состоянии учинил скандал, выражается нецензурной бранью, бьет посуду.

Как следует из содержания диспозиции ст. 158 КоАП, мелкое хулиганство определяется как нецензурная брань в общественных местах, поэтому тот факт, что Харламов С.К. выражался нецензурной бранью в квартире, где он проживает, не означает наличия в его действиях состава правонарушения, предусмотренного ст. 158 КоАП, поскольку квартиру не следует считать общественным местом. Представляется, что если Харламов в процессе обоюдного конфликта (скандала) со своей женой нарушил только её спокойствие, то это не является основанием для привлечения его к административной ответственности, поскольку это сфера частной, семейной жизни, а публичные интересы здесь не нарушены. Если же Харламова С. А. считает, что её оскорбили, то она вправе обратиться в суд и начать уголовное преследование своего мужа в соответствии со ст. 130 УК РФ ("Оскорбление"); отметим, что эта статья предусматривает частное обвинение.

Однако, если данный скандал затрагивал интересы более широкого круга лиц (например, нецензурную брань слышали дети, иные лица), то можно сделать вывод об очевидном для виновного грубом нарушении общественного порядка и выражении явного неуважение к обществу. В этом случае есть основания для привлечения Харламова С.К. к административной ответственности по ст. 158 КоАП РСФСР.

Таким образом, в зависимости от конкретных обстоятельств ссоры суд мог признать или не признать Харламова виновным в мелком хулиганстве. Поскольку в условии задачи происшествие подробно не описано, то сделать однозначный вывод о правомерности решения суда по данному вопросу не представляется возможным.

Рассмотрим вопрос о вынесенном и направленном в адрес ОВД частном определении по поводу незаконных действий сотрудников милиции.

Согласно части 1 статьи 225 Гражданского процессуального кодекса РСФСР суд, обнаружив при рассмотрении гражданского дела нарушения законности или правил социалистического общежития отдельными должностными лицами или гражданами либо существенные недостатки в работе государственных предприятий, учреждений, организаций, колхозов, иных кооперативных организаций, их объединений, других общественных организаций, выносит частное определение и направляет его соответствующим предприятиям, учреждениям, организациям, должностным лицам или трудовым коллективам, которые обязаны сообщить суду о принятых ими мерах. Это сообщение должно быть сделано в месячный срок со дня получения копии частного определения.

Тот факт, что суд, в отличие от дежурного по ОВД, не усмотрел в действиях Харламова С.К. состава мелкого хулиганства и нарушения антиалкогольного законодательства, не означает незаконности действий сотрудников милиции.

Однако в данном случае, исходя из обстоятельств дела, доставление Харламова С.K. из квартиры в ОВД и дальнейшее водворение его в медвытрезвитель может быть признано незаконным.

В соответствии с ч. 1 статьи 238 КоАП РСФСР в целях составления протокола об административном правонарушении при невозможности составить его на месте, если составление протокола является обязательным, нарушитель может быть доставлен в милицию или штаб добровольной народной дружины работником милиции, военнослужащим внутренних войск Министерства внутренних дел Российской Федерации или народным дружинником.

Положение о медицинском вытрезвителе при горрайоргане внутренних дел и Инструкция по оказанию медицинской помощи доставляемым в медицинские вытрезвители, утвержденные приказом МВД СССР № 106 от 30.06.85 г. предусматривают, что гражданин должен быть доставлен домой в том случае, если он в состоянии сообщить свой адрес, и, кроме того, лица, находящиеся в легкой степени опьянения не подлежат приему в медвытрезвитель.

Таким образом, согласно ст. 238 КоАП, по общему правилу протокол об административном правонарушении должен составляться на месте, поэтому доставление гражданина Харламова С.К. в дежурную часть будет обоснованным только в том случае, если иным образом не было возможности пресечь хулиганские действия с него стороны. И лишь в этом случае и при условии, что он находился в состоянии опьянения, причем не в легкой степени, его следовало помещать в медвытрезвитель. Поэтому дежурному следовало направить в квартиру гр. Харламовой С.А. наряд милиции, который при обнаружении хулиганских действий со стороны её мужа составил бы протокол об административном правонарушении, предусмотренном ст. 158 КоАП. Доставлять же Харламова в ОВД было бы допустимо только в исключительном случае, если иным образом не было возможности пресечь его противоправное поведение.

Кроме того, согласно п. 11 ст.11 Закона РСФСР "О милиции"3 милиции для выполнения возложенных на нее обязанностей предоставляется право доставлять в медицинские учреждения либо в дежурные части милиции и содержать в них до вытрезвления лиц, находящихся в общественных местах в состоянии опьянения и утративших способность самостоятельно передвигаться или ориентироваться в окружающей обстановке, либо могущих причинить вред окружающим или себе, а находящихся в жилище - по письменному заявлению проживающих там граждан, если есть основания полагать, что поведение указанных лиц представляет опасность для их здоровья, жизни и имущества.

Таким образом, для доставления Харламова в ОВД было необходимо письменное заявление лиц, проживающих в квартире, при условии, что имелись основания полагать, что поведение Харламова представляет опасность для их здоровья, жизни и имущества.

Итак, если суд посчитал, что доставлении Харламова в ОВД и помещении его в медвытрезвитель не было необходимости, то он мог расценить это как нарушение прав Харламова С.К. и, руководствуясь ст. 225 ГПК РСФСР, вынести и направить в адрес ОВД частное определение по поводу незаконных действий сотрудников милиции.

Рассмотрим, в чем заключается отличие административного (ст. 158 КоАП PСФCP) и уголовно наказуемого хулиганства (cm. 213 УК PФ).

Согласно пункту 6 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24 декабря 1991 г. № 5 "О судебной практике по делам о хулиганстве"4, решая вопрос об отграничении уголовно наказуемого хулиганства от мелкого, следует учитывать степень нарушения общественного порядка, которая определяется на основании совокупности обстоятельств дела, включая место и способ совершения противоправных действий, их интенсивность, продолжительность и т.д.

В диспозиции ч.1 ст. 213 УК РФ дается определение понятия уголовно наказуемого хулиганства: "Грубое нарушение общественного порядка, выражающее явное неуважение к обществу, сопровождающееся применением насилия к гражданам либо угрозой его применения, а равно уничтожением или повреждением чужого имущества".

Это означает, что обязательными атрибутами хулиганства стали: насилие либо угроза насилия, либо уничтожение или повреждение чужого имущества, либо угроза уничтожения или повреждения чужого имущества.

Исключены слова, определяющие хулиганство как "умышленные действия".

В новой норме жестко ограничен объект уничтожаемого (повреждаемого) имущества; имеется в виду только чужое, тогда как для квалификации действий хулигана по признаку особой дерзости в прежней норме принадлежность уничтожаемого имущества на квалификацию никак не влияла.

В рассматриваемом случае Харламов С.К. бил посуду, которая, согласно нормам семейного и гражданского законодательства, по всей видимости, является их с Харламовой С. А. общей совместной собственностью, а не чужим для него имуществом.

Как и в прежней норме (ст.206 УК РСФСР), не раскрыто содержание, вкладываемое в само понятие хулиганства. Между тем на практике именно это обстоятельство порождает множество вопросов, связанных с отсутствием четких критериев, определяющих сущность нарушения общественного порядка, выражающего явное неуважение к обществу.

ЗАДАЧА № 2.

Патрульные милиционеры Иванов и Сидоров в 2 часа дня за появление в нетрезвом состоянии и за переход улицы в неустановленном месте задержали и доставили в РОВД депутата областной Думы Леднева А. К. и его знакомого военнослужащего срочной службы Бизяева Е.К. Объяснение Леднева о том, что он находится при исполнении служебных обязанностей и направляется на заседание Думы, дежурный по ОВД проигнорировал и после личного досмотра составил на него административные протоколы по ст. 162 и 122 КоАП РСФСР. После чего, Леднев был отпущен домой, а гр. Бизяев помещен в медицинский вытрезвитель.

Допущены ли нарушения со стороны дежурного по РОВД? Каков порядок и основания привлечения к административной ответственности депутатов и военнослужащих (с учетом местного законодательства)? Какую категорию лиц запрещено помещать в медицинский вытрезвитель?

В данном случае дежурный по ОВД действительно допустил нарушение, поскольку действующее законодательство предусматривает определённые гарантии неприкосновенности депутатов органов представительной власти.

Рассмотрим порядок и основания привлечения к административной ответственности депутатов.

Неприкосновенность парламентариев призвана гарантировать им возможность беспрепятственного осуществления их мандата. Она должна защитить их от силовых воздействий исполнительной и судебной власти. Ведь бывает достаточно задержать парламентария по пути на заседание палаты, где должно состояться голосование по важному вопросу, чтобы лишить его возможности принять участие в этом голосовании, а тем самым порой предопределить исход голосования и характер принимаемого палатой решения.

Статья 98 Конституции РФ устанавливает:

1. Члены Совета Федерации и депутаты Государственной Думы обладают неприкосновенностью в течение всего срока их полномочий. Они не могут быть задержаны, арестованы, подвергнуты обыску, кроме случаев задержания на месте преступления, а также подвергнуты личному досмотру, за исключением случаев, когда это предусмотрено федеральным законом для обеспечения безопасности других людей.

2. Вопрос о лишении неприкосновенности решается по представлению Генерального прокурора Российской Федерации соответствующей палатой Федерального Собрания.

Административное задержание применяется к лицам, совершившим административные правонарушения, и длится, как правило, до трех часов (ст. 239-242 КоАП). Поэтому задержанный парламентарий должен быть немедленно освобожден, как только предъявит доказательства своего членства в Федеральном Собрании.

Поскольку речь идет в данной статье о задержании на месте преступления, это положение нельзя применять к случаям административного задержания при совершении административного правонарушения. Административное задержание даже на месте правонарушения подлежит немедленному прекращению, как только будет установлено членство лица в Федеральном Собрании.

Установленный в ч. 1 этой статьи объем неприкосновенности парламентария является предельным. Он не должен увеличиваться (равно как и уменьшаться) текущим законодательством. В частности, против парламентария может быть возбуждено уголовное дело или дело об административном правонарушении, наказуемом в судебном порядке, и по отношению к нему допустимы любые следственные действия (допросы, очные ставки и др.), за исключением тех, которые нарушают установленную Конституцией неприкосновенность. Не могут служить основанием для возбуждения дела деяния парламентария, совершенные во исполнение его мандата.

Однако Закон о статусе депутата Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации расширил объем неприкосновенности парламентариев, установив в ч. 1 ст. 18, что привлечение парламентария к уголовной или административной ответственности, налагаемой в судебном порядке, а также его допрос возможны только с согласия соответствующей палаты Федерального Собрания.

Конституционный Суд Российской Федерации в постановлении от 20 февраля 1996 г. № 5-П по делу о проверке конституционности положений ч. 1 и 2 ст. 18, ст. 19 и ч. 2 ст. 20 Федерального закона "О статусе депутата Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации"5 признал, что эта норма соответствует Конституции только в случае, если речь идет о действиях по осуществлению депутатской деятельности; в остальных же случаях норма неконституционна, т.е. привлечение парламентария к уголовной или административной ответственности или его допрос могут производиться без согласия соответствующей палаты. Однако и в этих случаях по завершении дознания, предварительного следствия или производства по административным правонарушениям для передачи дела в суд требуется, согласно постановлению Конституционного Суда, все же согласие соответствующей палаты Федерального Собрания.

Признана конституционной норма ч. 2 ст. 18 указанного Федерального закона, согласно которой неприкосновенность парламентария распространяется на его жилое, служебное помещения, багаж, личное и служебное транспортные средства, переписку, используемые им средства связи и принадлежащие ему документы. Вместе с тем Конституционный Суд указал законодателю на необходимость разрешить вопрос о допустимости и порядке осуществления следственных действий в случае возбуждения уголовного дела с учетом вышесказанного.

При общей логичности такого подхода остается открытым вопрос о том, как отличить деяния, совершенные парламентарием при осуществлении своего мандата, от прочих его деяний и, главное, кто это будет решать. Очевидна необходимость законодательного ответа на эти вопросы.

Член Совета Федерации и депутат Государственной Думы могут быть лишены неприкосновенности. Такое решение может быть принято лишь соответствующей палатой Федерального Собрания по представлению Генерального прокурора Российской Федерации. Генеральный прокурор вносит представление в палату, если считает, что в интересах следствия к парламентарию необходимо применить меры пресечения или провести в отношении него следственные действия, перечисленные в ч. 1 комментируемой статьи, или в интересах поддержания правопорядка парламентарий должен подвергнуться административному задержанию. Представление необходимо для рассмотрения палатой вопроса о лишении неприкосновенности ее члена в любом случае, даже если речь идет об административном задержании или административном аресте.

Согласно ч. 3 и 4 ст. 20 Закона о статусе депутата Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы палата Федерального Собрания рассматривает представление Генерального прокурора в недельный срок, принимает по нему мотивированное решение и в трехдневный срок извещает о нем Генерального прокурора. При необходимости от него могут быть истребованы дополнительные материалы. Парламентарий, в отношении которого внесено представление о лишении неприкосновенности, вправе участвовать в рассмотрении палатой этого вопроса. О прекращении уголовного дела или о вступившем в законную силу приговоре суда в отношении парламентария орган дознания, следователь либо суд в трехдневный срок сообщают соответствующей палате.

Регламент Совета Федерации в ч. 2-4 ст. 6 предусмотрел, что представление Генерального прокурора о лишении неприкосновенности члена Совета рассматривается Мандатной комиссией, которая готовит проект постановления палаты. По предложению Мандатной комиссии вопрос включается в повестку дня очередного заседания Совета. Решение принимается большинством голосов от общего числа членов Совета, т.е. не менее чем 90 голосами.

Регламент Государственной Думы, утвержденный постановлением Государственной Думы от 25 марта 1994 г. № 80-1 ГД "О Регламенте Государственной Думы Федерального Собрания парламента Российской Федерации" (ВФС, 1994, № 3, ст. 160), в ст. 7 также предусмотрел, что решение Думы о лишении неприкосновенности ее депутата принимается на основании заключения Мандатной комиссии на соответствующее представление Генерального прокурора. Первоначально устанавливалось, что для принятия такого решения необходимы голоса двух третей от общего числа депутатов, однако постановление от 9 июня 1995 г. № 852-1 ГД "О внесении изменения в Регламент Государственной Думы Федерального Собрания - парламента Российской Федерации" (СЗ РФ, 1995, № 25, ст. 2369) необходимое для лишения депутата неприкосновенности число голосов его коллег уменьшило до большинства от общего их числа, т.е. до 226.

Каковы последствия отказа палаты в лишении неприкосновенности ее члена? Такой отказ, согласно тексту Конституции, казалось бы, не препятствует продолжению уголовного или административного процесса вплоть до вынесения судебного решения. Однако вышеупомянутое постановление Конституционного Суда Российской Федерации делает в этом случае невозможной передачу дела в суд.

Правовой статус депутатов представительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации, в том числе и гарантии их неприкосновенности, регламентируются в настоящее время нормативными актами соответствующих субъектов Российской Федерации. На федеральном уровне данный вопрос пока не урегулирован.

Рассмотрим Постановление Конституционного Суда РФ от 30 ноября 1995 г. № 16-П по делу о проверке конституционности статей 23 и 24 Временного положения об обеспечении деятельности депутатов Калининградской областной Думы, утвержденного постановлением Калининградской областной Думы от 8 июля 1994 года.6

Статьями 23 и 24 Временного положения об обеспечении деятельности депутатов Калининградской областной Думы, утвержденного постановлением Калининградской областной Думы от 8 июля 1994 года, установлены неприкосновенность депутатов Калининградской областной Думы в сфере уголовного, уголовно-процессуального, административного и административно-процессуального права, особые условия их привлечения к уголовной и административной ответственности, а также иные исключения из общих правил уголовного, уголовно-процессуального, административного и административно-процессуального законодательства, в том числе касающиеся порядка задержания, ареста, обыска, личного досмотра и допроса; все такого рода меры не могут быть применены без согласия самой Думы, а вопрос о лишении депутата неприкосновенности решается Думой по представлению прокурора области.

При рассмотрении данного дела Конституционный Суд Российской Федерации устанавливал, соответствуют ли Конституции Российской Федерации статьи 23 и 24 Временного положения именно с точки зрения разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации.

Согласно статье 72 (пункт "к" части 1) Конституции Российской Федерации административное и административно-процессуальное законодательство находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. По этому кругу вопросов издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации (статья 76, часть 2, Конституции Российской Федерации). К совместному ведению относится также и установление общих принципов организации системы органов государственной власти и местного самоуправления (статья 72, пункт "н" части 1, Конституции Российской Федерации), в том числе, следовательно, и тех принципов, которые относятся к статусу, правам и обязанностям депутата законодательного (представительного) органа субъекта Российской Федерации.

Отсутствие соответствующего федерального закона по вопросам совместного ведения само по себе не препятствует Калининградской областной Думе принять собственный нормативный акт, что следует из смысла статей 72, 76 (часть 2) и 77 (часть 1) Конституции Российской Федерации и вытекает из природы совместной компетенции.

Однако по предметам совместного ведения тот или иной вопрос должен быть решен в соответствии с главой 1 Конституции Российской Федерации, закрепляющей основы конституционного строя, другими положениями Конституции Российской Федерации и базирующейся на них системой федеральных правовых актов, в которых эти положения воспроизводятся и конкретизируются.

Вопрос о неприкосновенности депутатов в сфере административной ответственности и иных административных мер в том виде, как он решен в статьях 23 и 24 Временного положения, затрагивает не только организацию системы органов государственной власти субъекта Российской Федерации, но и принципы, основные положения и институты административного права и административной ответственности, т. е., по сути дела, относится к основам административного права, установленным действующим федеральным законодательством. Изъятия из него по такому кругу вопросов не могут быть введены актом субъекта Российской Федерации. Статей 76 (части 2 и 5) Конституции Российской Федерации предусмотрено, что законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации по вопросам совместного ведения принимаются в соответствии с федеральными законами и не должны им противоречить.

Следовательно, предусмотрев для депутатов изъятия из действующих норм федерального законодательства по вопросам административных правонарушений и административной ответственности, статьи 23 и 24 Временного положения нарушают разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти ее субъектов, установленное Конституцией Российской Федерации.

Согласно статье 77 (часть 1) Конституции Российской Федерации система органов государственной власти, республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов устанавливается субъектами Российской Федерации самостоятельно в соответствии с основами конституционного строя Российской Федерации и общими принципами организации представительных и исполнительных органов государственной власти, установленными федеральным законом.

Для депутатов и кандидатов в депутаты в органы власти субъектов Российской Федерации и местного самоуправления общий принцип гарантий их деятельности, в том числе в связи с привлечением к уголовной и административной ответственности, налагаемой в судебном порядке, в определенной степени уже урегулирован федеральным законом. Так, Федеральным законом от 6 декабря 1994 года "Об основных гарантиях избирательных прав граждан Российской Федерации" предусмотрено, что кандидат в депутаты после регистрации не может быть привлечен без согласия прокурора (соответственно уровню выборов) к уголовной ответственности, арестован или подвергнут мерам административного взыскания, налагаемым в судебном порядке; при даче согласия прокурор обязан известить избирательную комиссию, осуществившую регистрацию кандидата (часть пятая статьи 22). Федеральный закон от 28 августа 1995 года "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" устанавливает, что депутаты, члены выборных органов местного самоуправления, выборные должностные лица местного самоуправления на территории муниципального образования не могут быть задержаны (за исключением случаев задержания на месте преступления), подвергнуты обыску по месту жительства или работы, арестованы, привлечены к уголовной ответственности без согласия прокурора субъекта Российской Федерации (часть седьмая статьи 18).

Таким образом, в данном вопросе законодатель связывает гарантии деятельности депутата с обязательным подключением полномочий прокурора вышестоящего уровня. Такой порядок не нарушает процессуальных механизмов в сфере уголовной и административной ответственности, установленных федеральным законодательством в соответствии с Конституцией Российской Федерации.

Исключив возможность привлечения депутата к уголовной и административной ответственности, налагаемой в судебном порядке, а также задержания, ареста, обыска, личного досмотра или допроса без согласия Калининградской областной Думы, Временное положение установило особый не предусмотренный Конституцией Российской Федерации и федеральным законом порядок осуществления правосудия и судопроизводства. Между тем, по смыслу статей 71 (пункты "г", "о"), 77 (часть 1), 118 (часть 3), 120 (часть 1) и 124 Конституции Российской Федерации порядок организации и деятельности судебной власти, осуществление правосудия относится к исключительной компетенции Российской Федерации.

В связи с лишением депутата неприкосновенности статья 24 Временного положения устанавливает также особые полномочия и порядок деятельности прокурора области, тогда как согласно статье 129 (часть 5) Конституции Российской Федерации полномочия, организация и порядок деятельности прокуратуры определяются федеральным законом.

На основании изложенного и руководствуясь частями первой и второй статьи 71, статьями 72, 75 и 87 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", Конституционный Суд Российской Федерации постановил:

Признать статьи 23 и 24 Временного положения об обеспечении деятельности депутатов Калининградской областной Думы, утвержденного постановлением Калининградской областной Думы от 8 июля 1994 года, не соответствующими Конституции Российской Федерации, ее статьями 71 (пункты "г", "о"), 72 (пункты "к", "н" части 1), 76 (части 1, 2 и 5), 77 (часть 1), 118, 120 (часть 1), 129 (часть 5).

Согласно части третьей статьи 79 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации" решения Калининградской областной Думы и иных органов, основанные на статьях 23 и 24 Временного положения об обеспечении деятельности депутатов Калининградской областной Думы, не подлежат исполнению.

3. Федеральному Собранию в соответствии со статьей 77 (часть 1) Конституции Российской Федерации надлежит урегулировать вопрос о статусе депутата законодательного (представительного) органа субъекта Российской Федерации, основных гарантиях беспрепятственного и эффективного осуществления депутатских полномочий.

Статья 17 Закона Саратовской области "О статусе депутата Саратовской областной Думы", устанавливающая неприкосновенность депутата Думы, содержит положения, аналогичные тем, которые были признаны Конституционным Судом РФ не соответствующими Конституции Российской Федерации.

Данная статья устанавливает, что депутат Думы обладает неприкосновенностью в течение всего срока его полномочий. Депутат не может быть привлечен к уголовной или административной ответственности, налагаемой в судебном порядке, задержан, арестован, подвергнут обыску или допросу без согласия Думы, кроме случаев задержания на месте преступления, а также подвергнут личному досмотру, за исключением случаев, когда это предусмотрено Федеральным Законом для обеспечения безопасности людей.

Неприкосновенность депутата распространяется на его жилое, служебное помещение, багаж, личные или служебные и используемые транспортные средства, переписку, используемые им средства связи, а также на принадлежащие ему документы.

Депутат Думы не может быть привлечен к уголовной и административной ответственности за высказанное мнение, позицию, выраженную при голосовании, и другие действия, соответствующие статусу депутата, в том числе и по истечении срока его полномочий. Данное положение не распространяется на случай, когда со стороны депутата были допущены публичные оскорбления или клевета и иные нарушения, ответственность за которые предусмотрена Федеральным законодательством.

В случае предъявления депутату после истечения срока его полномочий обвинения в нарушении Закона, допущенного в период его депутатской деятельности, привлечение к ответственности и другие процессуальные меры могут быть приняты только в порядке, предусмотренном настоящим Законом по отношению к депутату Думы.

Согласно ст. 19 указанного Закона, вопрос о лишении депутата Думы неприкосновенности решается по представлению прокурора Саратовской области на заседании Саратовской областной Думы.

Для получения согласия на привлечение к уголовной или административной ответственности налагаемой в судебном порядке, на задержание, кроме случаев задержания на месте преступления, арест и обыск депутата Думы прокурор Саратовской области вносит на заседание Саратовской областной Думы представление.

Дума не позднее чем в недельный срок со дня внесения представления прокурора Саратовской области рассматривает это представление в порядке, установленном Регламентом Думы, принимает по нему мотивированное решение и в трехдневный срок извещает о нем прокурора Саратовской области. При необходимости от прокурора Саратовской области могут быть потребованы дополнительные материалы. В рассмотрении вопроса на заседании Думы вправе участвовать депутат Думы, в отношении которого внесено представление.

Таким образом, мы видим, что на федеральном уровне вопрос о неприкосновенности депутатов представительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации не урегулирован, а нормы, содержащиеся в законодательстве субъектов Российской Федерации, признаны Конституционным Судом РФ не соответствующими Конституции Российской Федерации. При отсутствии действующих норм сложно решить вопрос о правомерности действий дежурного по ОВД в отношении депутата областной Думы Леднева А. К. Представляется, что объём неприкосновенности депутатов представительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации не должен быть меньше, чем у кандидатов в депутаты и выборных должностных лиц местного самоуправления, а к указанным лицам меры административно-процессуального принуждения могут применяться только с санкции соответствующего прокурора. Поэтому действия дежурного по ОВД следует признать неправомерными. К тому же в данном случае необходимости в личном досмотре Леднева А.К. не было.

Федеральный закон от 28 августа 1995 года "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" устанавливает, что депутаты, члены выборных органов местного самоуправления, выборные должностные лица местного самоуправления на территории муниципального образования не могут быть задержаны (за исключением случаев задержания на месте преступления), подвергнуты обыску по месту жительства или работы, арестованы, привлечены к уголовной ответственности без согласия прокурора субъекта Российской Федерации (часть седьмая статьи 18). Таким образом, особенность административной ответственности депутатов представительных органов местного самоуправления состоит в том, что без согласия прокурора субъекта Российской Федерации к ним нельзя применить задержание, а также такую меру административного взыскания, как административный арест.

Рассмотрим вопрос об административной ответственности военнослужащих.

Федеральный закон от 27 мая 1998 г. № 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" в частях 2 и 3 статьи 28 устанавливает:

2. За проступки, связанные с нарушением воинской дисциплины или общественного порядка, военнослужащие несут дисциплинарную ответственность по основаниям и в порядке, которые определены общевоинскими уставами.

3. За административные правонарушения (нарушение правил дорожного движения, правил охоты, рыболовства и охраны рыбных запасов, таможенных правил) военнослужащие несут ответственность на общих основаниях, но к ним не могут быть применены административные взыскания в виде штрафа, лишения права на управление транспортными средствами, исправительных работ и административного ареста. За остальные административные правонарушения военнослужащие несут дисциплинарную ответственность в порядке, определенном общевоинскими уставами.

Аналогичные нормы содержатся в статье 16 КоАП, согласно которой военнослужащие и призванные на сборы военнообязанные, а также лица рядового и начальствующего составов органов внутренних дел несут ответственность за административные правонарушения по дисциплинарным уставам. За нарушение правил режима Государственной границы Российской Федерации, пограничного режима, режима в пунктах пропуска через Государственную границу Российской Федерации, правил дорожного движения, правил охоты, рыболовства и охраны рыбных запасов, таможенных правил и за контрабанду эти лица несут административную ответственность на общих основаниях. К указанным лицам не могут быть применены исправительные работы и административный арест, а к военнослужащим, кроме того, штраф и лишение права управления транспортными средствами.

В случаях, указанных в части первой этой статьи, органы (должностные лица), которым предоставлено право налагать административные взыскания, могут вместо наложения взысканий передавать материалы о правонарушениях соответствующим органам для решения вопроса о привлечении виновных к дисциплинарной ответственности.

Статья 5 закона "О статусе военнослужащих" в части 3 устанавливает, что военнослужащие могут быть задержаны или подвергнуты аресту, в том числе в качестве дисциплинарного взыскания с содержанием на гауптвахте, только по основаниям и в порядке, которые предусмотрены федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и общевоинскими уставами.

О задержании военнослужащих вне расположения воинской части, в которой они проходят военную службу, немедленно уведомляются органы военного управления и органы военной прокуратуры.

Закон РСФСР от 18 апреля 1991 г. № 1026-1 "О милиции" (с изм. и доп. от 18 февраля, 1 июля 1993 г., 15 июня 1996 г.) в пункте 12 статьи 11 предусматривает, что милиции для выполнения возложенных на нее обязанностей предоставляется право задерживать военнослужащих, подозреваемых в совершении преступления или административного правонарушения, до передачи их военным патрулям, военному коменданту, командирам воинских частей или военным комиссарам.

Таким образом, задержание и помещение в медвытрезвитель военнослужащего срочной службы Бизяева Е.К. будут правомерными, если дежурный по ОВД немедленно уведомит об этом соответствующие органы военного управления.

Запрещается доставлять в медицинский вытрезвитель лиц, имеющих черепно-мозговые травмы и иные, опасные для жизни повреждения, симптомы острого пищевого отравления или наркотического опьянения, находящихся в состоянии алкогольного психоза. Сотрудники милиции, обнаружившие таких лиц на улицах или в иных общественных местах, обязаны вызвать на место скорую медицинскую помощь.

Доставление несовершеннолетних в медицинский вытрезвитель производится только при невозможности установить их личность, местожительство и передать родителям (лицам, их заменяющим) либо представителям учреждений, на которых возложены обязанности по их содержанию и воспитанию, в приемник-распределитель для несовершеннолетних.7

Список литературы.

1. Конституция Российской Федерации. М.: "Проспект", 1997

2. Кодекс РСФСР об административных правонарушениях. М.: "Проспект", 1997

3. Закон РСФСР от 18 апреля 1991 г. № 1026-1 "О милиции" (с изм. и доп. от 18 февраля, 1 июля 1993 г., 15 июня 1996 г.)

4. Федеральный закон от 27 мая 1998 г. № 76-ФЗ "О статусе военнослужащих"//

5. Закон Саратовской области "О статусе депутата Саратовской областной Думы"

6. Административная деятельность органов внутренних дел. Часть особенная. Учебник. М., МЮИ МВД России. "Щит-М", 1997

Постановление Конституционного суда РФ, "По делу о проверке конституционности от. 23 и 24 Временного положения об обеспечении деятельности депутатов Калининградской областной Думы, утвержденного постановлением Калининградской областной Думы от 8.07.94 г." СЗ РФ № 50 1995 г. ст.4859.

Постановление Конституционного суда РФ "По делу о проверке конституционности положений частей 1 и 2 статьи 18, ст. 19 от 8.05.94 г. "О статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания РФ". СЗ РФ № 9 1996 г. ст. 828.

9. Сборник постановлений Пленума Верховного Суда Российской Федерации. 1961-1966. - М.: Юрид. лит., 1997.

1 Административная деятельность органов внутренних дел. Часть особенная. Учебник. М., МЮИ МВД России. "Щит-М", 1997 с. 48 - 66 2 Сборник постановлений Пленума Верховного Суда Российской Федерации. 1961-1966. - М.: Юрид. лит., 1997 с. 242-247. 3 Закон РСФСР от 18 апреля 1991 г. № 1026-1 "О милиции" (с изм. и доп. от 18 февраля, 1 июля 1993 г., 15 июня 1996 г.) // Текст Закона опубликован в Ведомостях Съезда народных депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР от 22 апреля 1991 г., № 16, ст. 503 4 Сборник постановлений Пленума Верховного Суда Российской Федерации. 1961-66. - М.: Юр. лит., 1997. 5 Сборник Законов РФ, № 9, 1996 г. ст. 828. 6 Сборник Законов РФ, № 50, 1995 г. ст.4859. 7 Административная деятельность органов внутренних дел. Часть особенная. Учебник. М., МЮИ МВД России. "Щит-М", 1997 с. 79.

Работа на этой странице представлена для Вашего ознакомления в текстовом (сокращенном) виде. Для того, чтобы получить полностью оформленную работу в формате Word, со всеми сносками, таблицами, рисунками, графиками, приложениями и т.д., достаточно просто скачать работу.

Скачать работу Скачать Наверх

Мы выполняем любые темы

экономические
гуманитарные
юридические
технические

Закажите сейчас

Лучшие работы

 Кризис экономики России, причины, особенности, пути выхода
 Методы определения страны происхождения товаров, его значение
 Монополизм как экономическое явление. Основные направления демонополизации в российской экономике

Ваши отзывы

Здравствуйте! Большое спасибо за отлично выполненный заказ. Диплом я защитил на отлично. Через год защищается жена – так что я опять к вам :) С искренним уважением.
Владимир Н.
<<Все отзывы

Партнеры и друзья проекта

 



Rambler's Top100


Рейтинг@Mail.ru

Copyright © Refbank.Ru 2005-2014
Все права на представленные на сайте материалы принадлежат Refbank.Ru.
Перепечатка, копирование материалов без разрешения администрации сайта запрещено.